Развитие ребенка первые слоги

Развитие ребенка первые слоги thumbnail

Случается, что в 2 или 3 года активный, смышленый ребенок говорит только первые слоги слов или заменяет их звукоподражанием: би (машина), мя (мяч), пе (пластилин). И получается у взрослых при общении с малышом игра «Пойми меня, если сможешь».

Поскольку первые звуки слов схожи, и могут означать одновременно несколько предметов. К примеру, пе – или печенье, или пенал, или песня. Такой ребенок может даже построить целое предложение, но в своей манере. А недостающие части слов заменить жестами или мимикой. Что это физиология или патология, и что делать родителям, рассмотрим далее.

Физиологические причины

Нормой считается, если ребенок в два года строит фразы из 2 слов. Однако некоторым на это требуется еще годик. Усечение слов в таком возрасте не является патологией. Практически все малыши проходят эту стадию речевого развития. Некоторые произносят первые, другие – последние слоги. Это обусловлено постепенным становлением отделов головного мозга, обеспечивающих артикуляцию.

В детском возрасте еще не сформированы нейронные связи между клетками и структурами мозга, вследствие чего возможны физиологические нарушения речевого аппарата.

Это разновидность нормы, а продолжительность данного этапа зависит от индивидуальных особенностей развития ребенка.

Ребенок говорит первые слова.

Когда родители занимаются или играют с малышом, не нужно проговаривать слова побуквенно или выделять слоги. В противном случае процесс развития речи замедляется, ребенок продолжает разговаривать слогами, а не словами. Нужно говорить с ним так же, как и со взрослым.

Если проблема сохраняется после достижения 3 лет, следует пройти обследование у логопеда, чтобы исключить патологическую причину нарушения.

Нарушения речи

Неправильная артикуляция может считаться нормой у детей до 2-3 лет. Если речевые дефекты носят стойкий характер, требуется логопедическое вмешательство. При ярко выраженных нарушениях произношения следует исключить наличие тяжелого расстройства речи.

Мама разговаривает с ребенком.

Родителям не следует самостоятельно ставить диагноз, но важно знать о самых распространенных нарушениях произношения, чтобы вовремя обратиться за помощью к дефектологу и быстро справиться с расстройством. Если дефект приобретает стойкий характер, устранить его будет сложнее. В логопедии принято классифицировать речевые нарушения на 4 вида:

  • неправильная артикуляция;
  • патологии ритмики и темпа произношения;
  • дефекты, обусловленные проблемами со слухом;
  • ОНР (общее недоразвитие речи) или утрата имевшихся навыков.

Неправильная артикуляция

В эту группу входит дислалия, или косноязычие, и дизартрия. Дислалия проявляется в том, что малыш произносит не все слоги слова или заменяет их другими. Ее подразделяют на механическую и функциональную. В первом случае проблемы с артикуляцией возникают из-за неправильного развития рта или носоглотки. Такое нарушение коморбидно – оно сопровождается гнусавостью, замедлением или ускорением темпа произношения. Функциональное нарушение связано с ослаблением нервных импульсов, передаваемых мозговыми структурами.

Для детей 2-3 года жизни произношение первых или последних слогов слова считается условной нормой. В логопедии даже существует понятие «физиологической дислалии». Если проблема сохраняется дольше, необходима консультация логопеда.

Дизартрия или нечленораздельная речь также может сопровождаться произношением отдельных частей слова. Такая патология развивается на фоне травмы или воспалительного процесса в структурах головного мозга, при нарушении системного кровотока. При этом нарушается координация движений, затрудняется глотание, возможно непроизвольное слюноотделение. Ограничивается объем движений артикуляционного аппарата. Голос становится тихим или полностью исчезает. Ребенок произносит слова медленно, делая неравномерные промежутки.

Патологии темпа и ритмики речи

Иногда малыш «проглатывает» части слова из-за ускоренного темпа речи. При слишком медленном произношении, он, наоборот, растягивает слова на слоги, иногда пропуская некоторые из них. Могут увеличиваться паузы между слогами или словами. Справиться с дефектом помогут логопедическая зарядка и упражнения на ритмику.

Ускорение темпа обусловлено перевозбуждением и повышенной тревожностью. Поэтому терапия направлена на снижение возбудимости – физиопроцедуры, гомеопатические седативные средства.

Занятие с логопедом.

Дети склонны к подражанию. Поэтому, если в семье есть родственники с подобным дефектом, ему также следует бороться с нарушением. В противном случае будут наблюдаться постоянные рецидивы.

Также к этой группе речевых расстройств относится заикание, когда ребенок не может сказать слово целиком, постоянно повторяя отдельные слоги. Выделяют две формы – реактивное и заикание развития. Последнее встречается, когда родители учат труднопроизносимым словам малыша, у которого еще не сформировался артикуляционный аппарат. Реактивная форма является реакцией на стресс – испуг, длительная болезнь, конфликты между родителями. Такое расстройство сопровождается невротической симптоматикой – снижением или отсутствием аппетита, нарушением сна, ночными кошмарами, энурезом.

Дефекты, обусловленные проблемами со слухом

Даже незначительное снижение остроты слуха негативно сказывается на артикуляции. Если у маленького ребенка тугоухость, развитие речи невозможно. Родившиеся глухими и утратившие слух до 3 лет детки без обучения по специальной методике останутся немыми. При этом речевой аппарат не поврежден, а интеллект – в пределах нормы.

Проблемы со слухом.

Снижение или отсутствие слуха не связано с умственными способностями. Многие дети могут обучаться в обычных школах. Но для этого требуется как можно раньше обратиться к логопеду и начать коррекцию.

Недоразвитие речи или ее утрата

Алалия – тяжелое недоразвитие речи обусловлено задержкой формирования структур левого полушария вследствие внутриутробных аномалий развития, травм при родах, перенесенной вирусной или бактериальной инфекции.

Афазия – утрата имеющихся навыков произношения происходит из-за локальных повреждений коры головного мозга у детей, уже умевших говорить.

Алалию классифицируют на моторную, при которой нарушено только произношение, и сенсорную, когда ребенок не понимает слова посторонних людей. Чаще всего диагностируют смешанную форму с преобладанием черт моторного или сенсорного нарушения.

При алалии артикуляция развивается с задержкой, дети не могут запомнить и воспроизвести правильную последовательность слогов, поэтому часто произносят только первую часть слова или многократно повторяют один слог.

При алалии нарушается координация движений и мелкая моторика. Дети неуклюжи и медлительны. Многим сложно даются умения самообслуживания (одеться, завязать шнурки, расчесаться).

В связи с тем, что поражена речевая часть мозга при работе с такими малышами логопед задействует другие зоны – слуховые, зрительные или осязательные. Алалия чаще всего возникает на фоне неврологического заболевания, которое также нельзя оставлять без внимания. Коррекционная работа направлена на развитие ритмики и мелкой моторики, поскольку движения пальцев и связная речь тесно взаимосвязаны.

Читайте также:  Тестирование ребенка на уровень развития

Ребенок с нарушением речи.

Афазия характеризуется отсутствием умения понимать речь других и навыков артикуляции. Причиной нарушения в большинстве случаев становится ишемический инсульт или кровоизлияние, спровоцированное травмой головы. После устранения первопричины речевое расстройство удается устранить в большинстве случаев.

Восстановить речевые навыки у малышей удается не только быстрее, но и полнее, чем у взрослых.

Но не стоит полагаться исключительно на способность детского мозга к регенерации. Требуется логопедическая и коррекционная работа, а также устранение первопричины расстройства.

Развитие устной речи у детей, как и их психологическое здоровье, зависит от заботы и любви родителей. Дефектологи считают, что в 80% случаев причиной заикания становятся неврологические проблемы, поэтому для успешной коррекции требуется снизить возбудимость и тревожность. Еще больший процент расстройств произношения удается предотвратить благодаря вниманию взрослых членов семьи.

Источник

Когда ваш малыш уже освоит алфавит, подойдет и время, когда ему пора научиться читать. Сначала ребенок должен освоить чтение по слогам, научиться объединять звуки в слоги, а слоги в слова. И многие родители, на отлично справившиеся с обучением крохи алфавиту, заходят в тупик. Ведь научить малыша правильно сочетать звуки и слоги действительно сложно. И родителям нужно сначала самим подготовиться к новому этапу развития малыша.

Главное, о чем должны помнить взрослые, так это то, что каждый ребенок индивидуален. Кто-то быстро запоминает всю новую информацию, ну а кому-то это сделать крайне трудно. Поэтому вы должны запастись не только некоторыми знаниями, но и терпением. Помните, забота и ласка – лучший двигатель прогресса в обучении любого малыша.

Учимся читать по слогам

Первое, что нужно сделать для того, чтобы понять, готов ли ребенок учиться читать, так это определить, как хорошо он знает алфавит, и как у него получает воспроизводить звуки. В этом вам поможет небольшой эксперимент.

Предложите малышу назвать все буквы алфавита. Для этого положите перед ним азбуку и засеките время. Если ваш кроха задумывается над буквами, говорит запутанно и не может сразу назвать их, то у него, скорее

всего, на оглавление всего алфавита уйдет не менее 2 – 3 минут. Если вы посчитаете, то сможете вычислить, что произношение и узнавание каждой буквы у малыша занимает примерно 5 – 6 секунд. А если предложить крохе прочесть слово «мама», которое состоит всего из четырех букв, то он потратит на это не менее 20 секунд. Представляете, насколько сложно будет крохе читать слова с такой скоростью?

Из этого можно сделать однозначный вывод – прежде, чем кроха научится читать, он должен знать «в лицо» каждую букву. То есть, малыш не должен раздумывать, он должен быстро называть букву. Переходить к слогам можно будет только после того, как ребенок научится произносить весь алфавит за 20-30 секунд.

Буквари: учимся по разным методикам

Многие родители считают, что могут научить ребенка читать самостоятельно, не прибегая к научным методам и дидактическим пособиям. На самом деле самостоятельное обучение малыша может оказаться не только крайне сложным, но и не эффективным. Поэтому рекомендуем вам все-таки запастись определенной литературой, благо выбор таковой сегодня огромен. Родителям предложены, как старые советские методики обучения детей чтению, так и новые разработки. Наибольшей популярностью пользуются буквари Н. Жуковой и Е. Бахтиной. О них и пойдет речь в данной статье.

Учимся по методике Е. Бахтиной

Суть данной методики заключается в следующем:

  • Учимся быстро узнавать буквы. Ребенок должен бегло определять буквы алфавита. Пусть кроха чаще открывает азбуку и тренируется, читает и говорит буквы вслух.
  • После этого нужно обучить ребенка складывать буквы в слоги. Начните с самого легкого – ма, па, ба и пр.
  • После этого нужно научить ребенка объединять слоги в слова. Пусть кроха сначала говорит самые понятные ему слоги «ма-ма» и пр.
  • После этого нужно научить малыша запоминать не только произношение слогов, но и их написание.

Пример обучения. Укажите на любой слог, желательно, чтобы сначала обучения вы использовали слоги, заканчивающиеся на гласную букву, например, «ДА». Объясните малышу, что буквы подружились и теперь Д и А вместе означают «ДА». Повторяйте это несколько раз в день. Желательно показывайте ребенку наглядное пособие. Вы можете купить уже готовый материал или изготовить буквы в виде табличек самостоятельно. После того, как ребенок запомнит, почему из букв получился слог, и будет говорить его правильно, вы можете приступить к изучению остальных слогов, действуя по той же схеме.

Важно знать и некоторые особенности в обучении малыша:

  • Начав обучение малыша, не используйте сразу йотированные гласные – я, е, ю. Также стоит повременить и со сложными в произношении согласными – ч, щ, ш.
  • Не стоит делать перерывов в процессе обучения. Ребенок должен постоянно помнить о слогах, и не только в тот момент, когда он сидит за азбукой. Предлагайте крохе называть изученные слоги даже во время прогулок, читайте ему вывески на магазинах, просите его самого найти знакомый слог и произнести его.
  • После того, как кроха сможет освоить большую часть простых слогов, можно усложнить ему задачу, добавив в его речь сложные слоги с йотированными гласными и шипящими согласными.
  • Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок мог не только визуально воспринимать слоги (читать их), но и слышать их и определять с ваших слов. Для этого нужно развить его зрительную память. Данный навык поможет крохе и в дальнейшем, ведь дети, отличающиеся отличной зрительной памятью, обычно очень грамотно пишут, даже не задумываясь над правилами орфографии. Ведь они и так помнят, как правильно пишется то или иное слово.
Читайте также:  Таблица правильного развития ребенка до года

Если вы увидели прогресс малыша, то после таких слов, как «мама», «папа» и пр., вы можете смело начать изучать более сложные слова – «машина», «посуда» и т. д. Но если этот способ вам не понравился, то вы можете выбрать для себя другую методику.

Многие родители отдают предпочтение методике автора классического школьного букваря. И на это имеются некоторые основания. Ведь все мы обучались именно по такой методике, и данный материал знаком практически всем с раннего детства. Научить ребенка самостоятельно читать по слогам по методике Жуковой, можно так:

  • Учимся складывать буквы. Возьмите две буквы, которые знают малыши практически с пеленок – «А» и «М». Именно эти буквы будет проще всего запомнить крохе, когда вы будете соединять их в слог «МА».
  • Возьмите в руки две таблички с этими буквами и медленно подносите «М» к «А», говоря при этом звук М, его нужно растягивать, превращая в дальнейшем в звук МАаааа. Не забывайте, что в данном случае нужно сначала сделать акцент на букве «М», а потом удлинить второй звук «А».
  • Учимся дальше. Теперь, по той же схеме, можно продолжить обучение с остальными простыми открытыми слогами – «НО», «ВА», «НА», «МУ» и пр.
  • Также вы можете экспериментировать и с образованием самых простых слов, например, па-па, ма-ма, но-та, ва-та и т.д. Главное, притягивать к первому звуку второй, как и к первому слогу второй.
  • Учите детей не только читать слоги, но и анализировать их. Для этого просто спрашивайте малыша о том, сколько в слоге букв, какие они и т. д.
  • Объясните ребенку, что первую букву в слоге нужно тянуть, а вторую говорить коротко.
  • Учите малыша на слух определять, сколько букв и звуков он слышит. Например, спросите кроху, сколько звуков он слышит, если вы сказали «ау».

Кто-то считает букварь Жуковой лучшим и самым простым способом обучения, по которому можно быстро и правильно научить своих детей читать. Ну а кто-то прислушивается к мнению специалистов о том, что методика Бахтиной позволяет обучить малыша читать уже с двух лет. Как говорит автор, все мы учимся уже с рождения, а если уроки повторять изо дня в день, начиная с двухлетнего возраста, то уже к 3 годам можно читать не хуже взрослых.

Несмотря на то, какой методикой обучения воспользуетесь вы, самое главное проявлять настойчивость и проводить уроки регулярно. Не забывайте и о том, что все дети разные, и если малыш вашей подруги в 3 года уже бегло читает целыми предложениями, это не означает, что и вы должны вогнать своего ребенка в эти рамки. Главное, чтобы малыш понимал, как читать по слогам, из чего они состоят, и для чего используются.

Помимо букварей и азбуки вы можете проводить занятия с детьми с помощью развивающих игр. Это могут быть специальные пазлы, магнитная доска с буквами, обучающее видео и пр. Главное, не быстро, а правильно обучить своих детей. Пусть уроки детей проходят в игровой форме, а малыш непринужденно говорит, читает и экспериментирует.

Источник

Речь ребёнка — показатель его психического развития. Чем внятнее и точнее он произносит слоги и слова, тем быстрее окружающие реагируют на его просьбы. Активный словарный запас помогает лучше познать мир, быстрее усвоить социальные нормы, развить память и мышление. Психологи не рекомендуют пускать этот процесс на самотёк: родители должны помогать малышу осваивать речевой навык. Изначально дети учатся разговаривать методом подражания. Но если заниматься развитием речи  у детей от 1 до 2 лет, процесс можно значительно ускорить.

Развитие речи — важная веха психического развития детей 1-2 лет. Родителям важно помогать детям осваивать речевые навыки, создавая благоприятные условия для развития ребёнка.

Нормы речевого развития у малышей 1-2 лет

Для ребёнка 1 года жизни характерно освоение таких навыков:

  • повторение открытых слогов. Например, слово «нет» ребёнок 1 года не может произнести, но воспроизводит его как «нэ». Или говорит «да», «ту» и т. д.;
  • умение повторять звуки и слоги: произносит звуки, характерные для животных — «ав-ав», «мау», «ко-ко»;
  • выражает эмоции интонацией;
  • обозначает слогами предметы и действия;
  • воспринимает названия предметов, может указывать на них, понимать, о чём разговаривают взрослые.

Важно не только то, что и как произносят дети 1-2 лет, а ещё и способность запоминать названия предметов, их назначение.

От чего зависит развитие речи

Развитие речи ребёнка зависит от 4 факторов, включающих в себя анатомический, физиологический, эмоциональный и социальный компоненты:

  • Эмоциональная связь с родителями: для детей раннего возраста важно присутствие матери и отца, бабушек и дедушек. Безопасность, предсказуемость, понимание и уважение потребностей — всё это благоприятная почва для общего развития, включая и разговорный компонент.
  • Удовлетворение потребности в общении с родителями. Сначала формируются невербальные навыки общения — мимикой, жестами, движениями тела, а потом следует вербализация. Поэтому важны не только игры для развития речи — эмоциональный отклик на плач, забавы, объятья, обращение к малышу, оклик его по имени — всё это предпосылки для того, чтобы ребёнок начал учиться разговаривать в 1 год.
  • Развитие мелкой моторики. Существует прямая связь между развитием речевых центров мозга и мелкой моторикой рук. Зная эту физиологическую особенность, можно запустить развитие разговорных навыков через пальчиковые игры, тактильные анализаторы ладоней.
  • Формирование речевого аппарата: правильное анатомическое строение языка, нёба, гортани и голосовых связок — важные предпосылки для развития речи у детей первых лет жизни. Иногда задержка разговорного навыка сопряжена с неправильным расположением уздечки языка: она больше, чем нужно, и он не достаёт к нёбу. В таких случаях делают в стационарных условиях надсечку уздечки. Также учитывается развитие круговых мышц рта, а также щёк. С детьми годовалого возраста нужно заниматься не только повторением звуков — важно научить пить из трубочки, дуть мыльные пузыри и резиновые шарики.
Читайте также:  Тесты по физиологии развития ребенка

Только гармоничное сочетание этих четырёх компонентов гарантирует своевременное развитие речи у детей от 1 до 2 лет. Поэтому занятия должны включать комплекс разных игр с учётом особенностей малыша в год и старше.

Как развивать речь ребенка

Родители перед тем, как начать развивать речь у ребёнка в 1 год, должны учесть 3 важных правила:

  • упражнения нужно подбирать так, чтобы они соответствовали возрастным особенностям и психическому развитию каждого малыша в отдельности. У одного ребёнка в 1 год и 10 месяцев может не получаться то, что легко даётся другому в 1 год и 5 месяцев. Сложные игры только навредят: малыш потеряет интерес к ним или ещё хуже — будет потом противиться всему, что связанно с подобными заданиями;
  • учёт зоны ближайшего развития: учим говорить одно- и двуслоговые слова после того, как малыш начал произносить закрытые и открытые слоги. К фразам переходим после научения обозначать предмет или действие словами. Распространённая ошибка родителей — поддерживать разговор слогами, когда ещё не получаются простые слова;
  • понимание психических особенностей детей в промежутке один-три года: неустойчивое внимание длительностью до 10 минут — это нормально для детей такого возраста. В головном мозгу только формируются нейронные связи и перегрузка развивающими играми приведёт к нежелательным последствиям. Это может быть как головная боль, о которой малыш ещё не может сказать, а выражает плачем, так и стойкое отторжение развивающих занятий. Пять-десять минут — вот сколько должно длиться развивающие упражнение согласно возрасту.

Далеко не у каждой мамы есть возможность систематически готовиться к занятиям, учить прибаутки, разбирать пальчиковые игры. Эффективным будет обучение, которое сочетает и подготовленные упражнения, и те, которые проходят естественным образом для ребёнка в 1 год и 3 месяца или в 2 года.

Ежедневные занятия: 6 простых упражнений

Учите дитя выражать эмоции звуками: удивлённое «ох» и «вау», недовольное «ай-я-яй», разочарованное «эх» — всё это поможет ему интуитивно понять функцию речи.

  • Вместе пойте или разучивайте регулировку высоты голоса другим способом. Если малыш хорошо подражает, можно во время домашних дел перекликиваться звуками, постоянно повышая высоту звука после него. Он быстро уловит смысл игры. Особенно это интересно детям во время игры в прядки или когда взрослые находятся в другой комнате. Малыш поймёт, что высота звука обозначает желание, расстояние.
  • Проговаривайте названия предметов, но только тогда, когда они находятся в поле детского внимания. До двух-трёх лет дети понимают о чём речь, если они их видят — наглядно-действенное мышление. Во время кормления говорим о тарелке, ложке, называем то, на что показывает ребёнок. При купании перечисляем то, чем играет карапуз. Также важно общаться с малышом полутора лет о том, что предстоит: ритуал укладывания в постель называть словом «спать», одевание для прогулки на улице — «гулять».
  • Просите подуть на игрушечную крутилку с лопастями, предлагайте раздуть одуванчик. Также чаще давайте пить из трубочки — это помогает развивать артикуляционный аппарат. Учтите, что есть разница между питьём через соску и трубочку: в первом случае малышу не нужно работать губами и щеками, чтобы потекла жидкость — она льётся самотёком. А вот попить сок через трубочку сложнее — нужно втягивать. Именно поэтому специалисты по грудному вскармливанию говорят, что дети на ГВ раньше начинают говорить — подготовлены мышцы губ, щёк и выработан навык прикладывания языка к нёбу.
  • Предлагайте для игры предметы с разной фактурой: мокрые и сухие крупы, влажные мягкие игрушки, сыпучие материалы (под присмотром). Особенно интересно деткам выковыривать интересные предметы из сортера.
  • Поощряйте игры со старшими детьми. Понаблюдайте, как они между собой общаются: речь ребёнка в 1 год ещё не позволяет выразить нечто понятное 3-летнему малышу, поэтому второй провоцирует первого на поиск разных форм выражения желаемого. Играющим детям можно предложить забаву на взаимодействие: совместная постройка пирамиды, лепку куличей, поочерёдное катание машинки.

Родителям важно не столько знание, как научить ребёнка разговаривать в части методики, сколько желание. За 3-5 месяцев развитие навыка говорения продвинется только при подходе, основанном на бережном и терпеливом отношении к ошибкам и пробам малыша.

Игры для развития навыка говорения

Есть много логопедических наработок, как развивать речь ребёнка в промежутке 1-2 года. Вот несколько самых доступных:

  • Для детей от 1 года до 1 и 3 месяцев: игры с игрушками в виде животных. Предлагайте их кормить, но сначала животное, например, собачка должна попросить кушать — «ав-ав» и т. д. В этот период важно, чтобы малыш активно подражал — повторял звуки и слоги.
  • Малышам с 1 года и 3 месяцев до 1 года и 6 месяцев: игры в строительство башен, катание машин, загрузка кузова. Нужно называть предметы и действия. Это поможет малышу научиться отличать процессы от названий.
  • Ребятам от полутора до двух лет, например, в 1 год и 10 месяцев, нужно расширять словарный запас: пояснять на картинке предметы, а потом попросить найти такой же среди игрушек или в комнате.

Перед тем, как учить ребёнка говорить, нужно определить уровень его понимания. Если сформирован понятийный компонент — он знает значение слов, но не говорит их, то задача родителя — подтолкнуть к говорению. Для этого не обязательно углубляться в психологию и логопедию: наблюдательность и тесный контакт с малышом — лучший способ понять своё дитя.

Источник