Развитие ребенка первая фраза

Первые фразы. Развитие речи у детей. Структура фраз у детей. Особенности артикуляции, грамматические особенности речи у детей.
Рекомендуем родителям и специалистам:
– Развитие речи у детей
Во второй половине второго года жизни ребенка происходит много важных событий. Одним из них является то, что малыш научается связывать два слова в фразу. “Мама, ди!” (иди) – сказала в 1 год 6 месяцев Ляля И.; “Мама, дай!” – совершенно четко произнесла в 1 год 6 месяцев Ира П.; первая фраза Игорька К. в 1 год 8 месяцев была: “Баба, катяй!” (качай).
Соединение двух слов в фразу – очень большое усложнение в деятельности мозга: на каждое слово (“мама”, “иди”, “дай” и т. д.) была уже выработана система условных связей, а теперь происходит объединение таких систем в более сложные – это более высокий уровень деятельности мозга, которую физиологи называют синтезом.
У девочек соединение слов в фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже, но ход процесса совершенно одинаков. Как в усвоении первых слов, так и в их объединении в фразы очень большую роль играют потребности, желания ребенка. Он зовет мать, просит еду или какой-то привлекающий его предмет, т. е. формирование первых фраз имеет ярко выраженную эмоциональную основу.
Несколько позже, обычно в 2 года – в 2 года 3 месяца, появляются фразы с отрицательным значением. Мариша К. в 2 года сказала: “Ам-ам не!” – отстраняя при этом от себя тарелку с кашей. Сережа П. в 2 года 2 месяца отказывался пить рыбий жир: “Котю не! Котю не!” (не хочу). До двух лет отказ есть, принимать лекарство, что-то делать осуществляется только с помощью жестов, но после двух лет к отрицательным реакциям, выражаемым жестами, присоединяется и слово.
На третьем году жизни у ребенка появляются и фразы из трех слов, которые тоже носят по преимуществу характер просьб, требований, зова. “Таня дай ням!” – просит Танечка Т. 2 лет 3 месяцев. “Витя хотет гуя” (Витя хочет гулять), – заявил Витя О. в этом же возрасте.
Наряду с фразами, выражающими потребности, в это же время у ребенка появляются фразы, отражающие какие-то наблюдения, соображения. “А тюлётьки сасём мокие” (а чулочки совсем мокрые), – констатирует факт Мариша К. в 2 года 2 месяца. Сережа Б. в 2 года 3 месяца наблюдал, как двое малышей ходили по луже, и оценил их поведение: “Нехаёсие детки!” (нехорошие детки).
Раз начавшись, процесс объединения слов в фразы развивается далее очень бурно. Почти каждый день можно услышать от ребенка все новые и новые фразы. Однако родители и персонал детского учреждения должны помнить, что ребенок постоянно нуждается во внимании: если вы ответите ему, скажете несколько слов и т. д., то малыш будет охотно говорить. Если же он не получает ответа или ответы ваши односложные, неэмоциональные, то интерес к речевой деятельности теряется, и ребенок умолкает.
Еще одно важное событие в развитии речи детей происходит в этот же период: дети открывают, что все вокруг имеет свое название, имя – каждый, каждый предмет! Ребенок с жадностью спрашивает: “Что это?”- и узнает, что это – собака, это – троллейбус, это – водосточная труба и т. д. и т. д.
Наблюдая детей первых лет жизни, вы можете убедиться в том, какая у них жажда узнавать новые и новые названия для каждого предмета. Они так хотят знать больше названий -вы только скажите им! Именно это и обеспечивает развитие у маленьких детей все более и более высоких степеней обобщения при помощи слов.
Но и это скоро перестает удовлетворять малышей: вот бежит собака, а как ее зовут? А вон идут девочки – как их зовут? Иначе говоря, от общих понятий – собака, девочка, птица ребенок переходит к конкретизации, уточнению своих знаний. Еще И. М. Сеченов подчеркивал, что чем больше “отдельностей” представляет мир для ребенка, тем глубже и шире его знания.
На третьем году жизни наряду с вопросом: “Что это?” то и дело ребенок спрашивает: “Как его зовут?” Это относится к человеку, который прошел мимо, к воробью, который купается в луже, к коту, сидящему на чьем-то окне.
Мариша К. в 2 года 2 месяца ехала в трамвае с бабушкой и все время задавала вопрос: “Как зяют?” (как зовут?) – показывая то на кого-то из пассажиров, то на прохожих на улице. Увидев селедку, торчавшую из сумки стоявшей рядом женщины, Мариша и про нее спросила: “Как зяют сеёдку?”
Обратите внимание, что уже в этот период происходит связывание слов в определенном, стереотипном порядке – в том, какой подсказывается взрослыми в их речи. Уже эти первые двух-трехсловесные предложения маленьких детей есть обучение речевым шаблонам на практике.
Дети очень точно воспроизводят не только структуру фраз, которые они слышат от взрослых, но и особенности артикуляции, грамматические особенности речи.
Ирочка Р. с годовалого возраста находилась в основном на попечении няни, которая говорила очень неправильно. В 2 года 2 месяца от девочки можно было услышать: “Я хожу ножкам (вместо “ножками”), “Хочу к мамы” (вместо “к маме”), “На ручки к папы” и т. п. Толик Н. 3 лет на вопрос, чем его кормит мама, ответил: “Булкам, колбаскам”, – мальчик тоже большую часть времени проводит с няней, которая говорит неправильно. Игорь К. в 2 года приехал на дачу, где дети хозяев называли родителей “папаня” и “маманя” – через некоторое время мальчик стал тоже называть так своих родителей.
В случаях, подобных таким, необходимо поправлять ребенка, стараться давать ему образцы правильной речи и вызывать его на повторение их. При этом не нужно смеяться над ребенком или упрекать его в том, что он говорит неправильно; надо спокойно поправить его и постараться добиться повторения (хорошо, если многократного) в ситуации игры. Например, предложить ребенку бежать от стола к маме, потом к папе, сидящим в стороне от стола, и при этом говорить: “А ну-ка, беги к маме! А теперь беги к папе! Куда ты бежишь?”- заставляя ребенка повторить: “К маме! К папе!”
После нескольких таких игр малыш обычно усваивает правильные грамматические формы и даже пытается поправлять тех, кто их искажает. Няня Игоря К. (3 года 6 месяцев) говорила: “калидор”, “транвай”, “мы попивши чаю” и т. п. Мальчик начал повторять вслед за няней такие слова и выражения, но родители каждый вечер играли с ним, выправляя их; через некоторое время Игорь не только стал говорить правильно сам, но и начал поправлять няню: “Не транвай, а трамммвай! Скажи – трамммвай!” и т. д.
Совершенно так же, как при усвоении отдельных слов, при связывании слов в фразы могут получиться неправильные “соединения”, которые закрепляются. Рома X. часто слышал разговоры по телефону, и слова “алло, слушаю” соединились у него очень прочно. В возрасте около 3 лет мальчик стал часто употреблять эти слова в разговоре, например: “Аллослушай, мама, где мячик?”, “Аллослушай, баба, что я тебе скажу!” Как-то мама обратилась к нему: “Ты слышишь, что я тебе говорю?” Рома ответил: “Конечно, аллослышу”.
Несмотря на то что артикуляция многих звуков представляет еще для ребенка трудности, построение фраз у него становится все сложнее. Интересно, что дети не только быстрее усваивают слова и фразы, выражающие их потребности, желания, но и артикуляция, интонационный рисунок этих фраз совершенствуются гораздо быстрее, чем тех слов и фраз, которые индифферентны для них.
Венгерский психолог Ю. Кадар изучала развитие артикуляции, интонаций в фразах вопросительных, повелительных, повествовательных, просительных и т. д. у детей первых лет жизни; одновременно у них регистрировались двигательные реакции, дыхание. Оказалось, что те фразы, которые были, как говорит Ю. Кадар, “эмоционально насыщенными”, сопровождались сильными изменениями дыхательных и двигательных реакций, формирование артикуляторных механизмов, интонаций шло гораздо быстрее. Какие же фразы являются “эмоционально насыщенными”? Те, которые содержат просьбу, требование! Фразы повествовательные появляются позже, и их артикуляция, интонационные характеристики долго остаются на более низком уровне развития. Эти факты показывают, насколько тесно развитие речи связано с развитием всей нервной деятельности ребенка, разных ее уровней.
Источник: книга М. Кольцовой “Ребенок учится говорить”
Уважаемые
родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании
сайта games-for-kids.ru,
то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас.
Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством
бесплатных развивающих игр и упражнений для детей. Здесь
вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти
у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению,
поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания
разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников.
Если вас интересует тема развития речи у детей, обязательно
посмотрите специальный раздел сайта “Сюжетные
картинки для развития речи”. Здесь вы сможете
скачать готовые наборы сюжетных картинок для составления
рассказов. Каждый набор включает в себя две или три картинки,
связанные общим сюжетом или причинно-следственными связями.
Приведем для ознакомления примеры некоторых заданий:
Видео – Букварь на YouTube
Новогодние поделки для детей
Новогодние снежинки своими руками
Новогодние елки своими руками
Новогодние вытынанки на окна
Новогодние шары своими руками
Новогодние поделки из бумаги
Новогодние поделки из шишек
Новогодние поделки и елочные игрушки из соленого теста
Источник
Первые слова ребенка – всегда большая радость для родителей. Многие мамы с нетерпением ждут этого важного события, и если их годовалый ребенок не говорит «мама», бьют тревогу и бегут к специалистам, выясняя, во сколько дети начинают говорить первые слова. Врачи и логопеды успокаивают родителей, объясняя, что речь развивается постепенно и первые слова появляются тогда, когда ребенок к этому готов.
Первые слова малыша – важная веха его речевого развития. Время появления первых слов зависит от того, как шло развитие речи на предыдущих этапах.
Как развивается речь
1 месяц
Младенец общается с взрослыми при помощи крика. Таким образом, он может сообщить маме о своих потребностях. К концу первого месяца жизни кроха начинает прислушиваться к окружающим звукам и реагировать на обращенную к нему речь. Малыш издает гласные звуки и их сочетания: а-а, о-о, у-у, я-я, у-а, а-у.
2-3 месяца
Появляется «комплекс оживления», который выражается в том, что при виде лица мамы, ребенок начинает агукать: а-а-а, а-а-ги, а-га, а-гу, улыбаться и активно двигать ножками и ручками. В этом возрасте звуки, издаваемые малышом, имеют эмоциональную окраску. Мама младенца обычно понимает, что означает каждый звук: я рад тебя видеть, я хочу кушать, пора сменить пеленку, мне скучно.
3-5 месяцев
Младенец активно ищет контакта с взрослыми взглядом, гулением, улыбкой. Гуление – это способность крохи произносить различные звуки и их сочетания в разном порядке: «га», «гу», «аги», «агу». Ребенок овладевает согласными «г», «к», «х», чуть позже «б», «п».
6 месяцев
Появляется первый лепет. От гуления он отличается повторением слогов. В хорошем настроении малыш может подолгу тянуть звуки «ма-ма-ма», «ба-ба-ба», «па-па-па». Формируется пассивный словарный запас малыша – он начинает понимать речь взрослых. Если спросить ребенка: где папа? Он повернет голову в его сторону и посмотрит на него.
В 6 месяцев ребенок начинает лепетать. Лепетные слова похожи на настоящие, но являются только звукоподражанием: ма-ма, ба-ба. Осознанные слова в речи ребенка появляются позже.
7 месяцев
Младенец откликается на свое имя, научается изменять громкость и тембр своего голоса. Любит протяжно тянуть звуки, чередуя то высокие ноты, то низкие. Лепечет то громко, то тихо.
8 месяцев
Активно формируется пассивный запас, начинает формироваться активный словарный запас. Кроха понимает обращенные к нему фразы: возьми кошечку, дай собачку. Пытается подражать звукам. Как собачка говорит? «гав-гав», а кошка «мяу-мяу».
9 – 10 месяцев
Ребенок осваивает новые звуки, хорошо владеет жестами: кивает головой в знак согласия и машет, если чего-то не хочет. Показывает пальчиком на предмет, который его заинтересовал. Хорошо произносит слоги: «ла-ла-ла», «та-та-та», проговаривает до 10 односложных звукоподражаний: «ляля», «ко-ко», «баба», «гав».
11-12 месяцев
Время, когда ребенок начинает говорить мама, и другие простые лепетные слова: папа, баба, деда. Обычно к концу первого года жизни в активный словарный запас малыша составляет около 10 слов. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, может показать части тела и лица, знакомые предметы, животных на картинках.
1 год 3 месяца
Активный словарный запас составляет до 15 слов. Расширяется пассивный словарный запас ребенка – способность ребенка понимать обращенную к нему речь. Малыш может выполнить односложную инструкцию: принеси мячик.
1 год 6 месяцев
Полтора года – это время когда ребенок начинает говорить до 20 слов. Обычно первые слова малыша это: мама, папа, баба, названия знакомых игрушек, животных, обозначение знакомых процессов. Кроха уже способен выполнять двусложную инструкцию: возьми куклу и дай ее мне.
В полтора года ребенок активно усваивает новые слова и сознательно произносит их. Знает предметы и явления, способен их систематизировать.
Как научить ребенка говорить мама
Первое слово мама ребенок сказал еще в возрасте 7 месяцев. Однако это слово не было еще осознанным, а было просто звукоподражание. Как же научить ребенка говорить мама осознанно?
Для этого старайтесь проговаривать малышу свои действия:
– мама пришла
– мама варит супчик
– сейчас мама оденет Сережу
Играйте с крохой в прятки: прикройте лицо ладонями и спросите малыша:
– где мама?
Затем откройте лицо:
– вот мама!
Точно также можно научить ребенка говорить папа:
– Сережа, кто это пришел с работы? Папа!
Сейчас папа с Сережей будут кушать.
– Папа, Сережа, садитесь за стол!
Чтобы научить малыша осознанно говорить “мама” и “папа”, чаще называйте друг друга в третьем лице: папа пришёл! Мама сварила кашу!
Если ребенок начинает говорить мама и папа в контексте, можно отметить, что он овладел осознанной речью.
Первые фразы
Появление первых фраз, как и первое слово малыша, с нетерпением ждут все родители. Появление первых фраз в речи, говорит о том, что речь малыша развивается в правильном направлении.
Итак, когда ребенок начинает говорить предложениями? В норме это происходит в возрасте около полтора лет.
1 год 6 месяцев
Малыш уже может строить фразы из 2 слов: мишка бах (мишка упал). В речи появляются первые глаголы. Правда кроха еще может неправильно пользоваться родами существительных и местоимениями. Для малыша этого возраста вполне нормальным будет такое строение предложений: «Сережа кушает» (вместо: «я кушаю»), «Зайчик серая (вместо: «зайчик серый»).
2 года
В возрасте 2 лет ребенок произносит около 50 слов. Малыш понимает речь взрослых, умеет составлять фразы, состоящие из 2-3 слов: я пошел гулять, я хочу играть. Кроха знает короткие стишки, потешки и рассказывает их наизусть.
В 2 года ребенок понимает речь взрослых, умеет говорить простые предложения, выполнять двойную инструкцию взрослых: возьми уточку и дай мне.
Почему ребенок долго не говорит
Для позднего развития речи существует множество причин. Если ребёнок отстает в речевом развитии, чаще всего он подвержен влиянию не одного, а сразу нескольких негативных факторов.
- Медицинские проблемы: аномалии внутриутробного развития, родовые травмы, генетические отклонения, проблемы со слухом, врожденные аномалии развития артикуляционного аппарата.
- Тяжелые речевые расстройства: моторная и сенсорная алалия, дизартрия, афазия.
- Психологические проблемы: сильный стресс, отсутствие эмоционального контакта с родителями.
- Индивидуальные особенности: темперамент и пол. Спокойные флегматичные дети начинают разговаривать позднее, чем эмоциональные и подвижные. Специалисты отмечают, что мальчики начинают говорить немного позже девочек (разница составляет около 2 месяцев).
- Двуязычие окружения: когда ребенок постоянно слышит речь на двух языках.
- Недостаток свежих впечатлений: однообразная окружающая среда.
Когда следует беспокоиться
В рамках норм речевого развития ребенок начинает говорить слова примерно в возрасте 1 года, предложения – в возрасте 1,5 – 2 лет.
Однако, речевые отклонения можно заметить еще на ранних этапах развития. Родителей должны насторожить следующие признаки нарушений:
- Если младенец в первые месяцы жизни не кричит.
- Если у младенца 4-5 месяцев отсутствует гуление, малыш эмоционально не реагирует на появление мамы (улыбкой, оживлением).
- Если малыш не прислушивается к звукам и не пытается найти взглядом предмет, который называет мама.
- Если в 7 месяцев малыш не узнает голоса близких людей.
- Если в 9 месяцев отсутствует лепет, малыш не пытается повторять звуки и слоги.
- Если малыш в 1 год не говорит ни одного слова, не понимает обращенную к нему речь.
- Если ребенок в полтора года не произносит упрощенных слов, не реагирует на просьбы и замечания.
- Если 1 год и 9 месяцев речь совершенно неразличима.
- Если в 2 года ребенок не разговаривает и не может выполнить двусложную инструкцию.
Как помочь ребенку начать говорить
Если есть подозрения, что у малыша есть речевые нарушения, родителям важно своевременно выявить их начать лечение.
Что предпринять:
- Проверить слух. Для этого малыша нужно показать отоларингологу.
- Проверить, насколько развиты высшие психические функции. Для этого малыша нужно показать детскому неврологу.
- Получить консультацию сурдолога, логопеда и детского психолога.
Если после обследования специалистов не были выявлены какие-то серьезные отклонения, родителям стоит лишь обеспечить нормальную условия для активного развития речи ребенка.
Что в этом может помочь:
- Упражнения и игры на развитие речи
- Развитие мелкой моторики
- Артикуляционная гимнастика
- Чтение и запоминание стишков и детских песенок
- Общий и логопедический массаж
А ваш малыш уже говорит первые слова? Поделитесь в комментариях!
Источник
Вы стали замечать, что ваш ребёнок начал говорить отдельные слова. Это значит, что пришло время начинать работу над развитием фразовой речи. Первые фразы малыша не должны непременно состоять из полноценных слов. На начальном этапе предложения могут состоять из звукоподражаний или неполных форм слов.
В этой публикации мне хотелось бы рассказать, как можно помочь ребёнку начать говорить фразами.
1. Предоставляем выбор.
Для развития фразовой речи ребёнку нужна инициатива. Поэтому нужно поощрять появление у него фразы. С этой целью предоставляем малышу возможность выбрать. Например, спрашиваем у ребёнка: «Почитаем сказку или ты поиграешь?»
Изображение взято с сайта pexels.com
2. Используем указательные жесты и слова.
Учим ребёнка говорить простые фразы, включающие короткие слова (тут, там, вот, это и др.). Чтобы облегчить задачу ребёнку, можно сопровождать сказанное соответствующими жестами. Например:
Вот папа. (указательный жест в сторону предмета).
Это киса. (указательный жест).
Дай кубик. (протянутая в направлении предмета рука).
На ложку. (протягиваем предмет).
Нет кисы. (разводим руками).
Тут баба. (указательный жест).
Там ляля. (указательный жест).
3. Описываем увиденное.
Учим малыша оречевлять всё, что он видит вокруг себя. Делаем это, разглядывая с ребёнком картинки или наблюдая за происходящими в быту ситуациями.
Изображение взято с сайта pexels.com
Как мы уже говорили, первое время можно использовать как упрощённые формы слов, так и полноценные слова. Например:
Маша топ-топ. Маша идёт.
Маша куп-куп. Маша купается.
Мама ам-ам. Мама ест.
Ав-ав бежит. Собака бежит.
4. Создаём проблемные ситуации.
Для стимулирования фразовой речи можно использовать проблемные ситуации. Например, посадив малыша за стол, «забываем» положить ему ложку (или другой необходимый в данный момент предмет, который ребёнок не может взять самостоятельно). Что ребёнок предпримет в такой ситуации? Скорее всего, попросит: «Дай!». Далее делаем вид, что не понимаем, что нужно дать и спрашиваем: «Что дать?». Тогда ребёнок вынужден будет сказать фразу из двух слов: «Дай ложку». Обязательно нужно похвалить малыша за это.
5. Произносим простые фразы.
Первое время пользуемся короткими фразами, состоящими из тех слов, которые ваш малыш использует в активном словаре. Практикуем это в разных повседневных ситуациях: во время прогулки, чтения книги и рассматривания картинок в ней, в процессе режимных моментов. Это могут быть простые фразы типа: «Тут каша. Это мяч. Там баба идёт. Мы идём домой».
6. Расширяем фразу.
После того, как ребёнку станут доступны простые фразы, начинаем расширять её. Показываем малышу, как можно увеличить фразу, добавляя по одному слову: «Вот мяч. Вот белый мяч. Вот большой белый мяч. Вот большой белый мягкий мяч».
Хорошим пособием для отработки фразовой речи является методическое пособие Т.Н. Новиковой-Иванцовой «От слова к фразе» (ссылки ниже), состоящее из трёх книг. В данном пособии материал изложен в доступной форме и подходит для родителей, которые занимаются с детьми самостоятельно.
Книга 1.
Книга 2.
Книга 3.
Интересная статья?
Жмите палец вверх, подписывайтесь на канал, и вы узнаете, что могут сделать родители, чтобы помочь ребёнку с речевыми проблемами, а также много полезных и интересных советов для развития ваших детишек.
Оставляйте комментарии, делитесь своими мыслями и идеями. Буду очень вам признательна!
Источник