Развитие ребенка от1 3 лет

Развитие ребенка от1 3 лет thumbnail

Автор — Марина Озерова (магистр общей педагогики, специализирующийся на детской психологии и детском развитии, практикующий методист и психолог с многолетним стажем, руководитель и преподаватель творческих кружков)

Манипуляции с одним и тем же предметом. Комплексное развитие.

В раннем детстве ребенок лучше всего развивается, манипулируя предметами, повторяя за мамой или изобретая свои способы (копать не лопаткой, а расческой, например).

Чем больше простых бытовых действий ребенок отрабатывает (копируя родителей), чем интенсивнее он исследует новый предмет, тем лучше он развивается. Заметьте, НЕ чем БОЛЬШЕ ПРЕДМЕТОВ он изучит! А чем ИНТЕНСИВНЕЕ он изучит ОДИН ПРЕДМЕТ, то есть чем больше он произведет с ним ДЕЙСТВИЙ.

Проводился эксперимент в двух малышовых группах: в одной детям приносили новый предмет (например, матрёшку), показывали и называли. Во второй – давали поиграть с ним и задавали множество действий с ним («принеси мне матрешку», «положи матрешку под скамейку», «поставь матрешку на подоконник» и т.п.). Во второй группе дети гораздо быстрее усваивали новые слова, лучше их запоминали, и быстрее начинали их говорить.

То же самое могу сказать о визуальном образе — дети лучше рисуют, если могут хорошо исследовать предмет.

То есть, ИНТЕНСИВНОСТЬ действий влияет на все остальные функции — запомнить предмет (ПАМЯТЬ), составить его образ-представление (ВОСПРИЯТИЕ), произнести его название (РЕЧЬ) и т.д.

Имеются в виду действия с ПРЕДМЕТОМ, а не с его изображением (то есть, рассматривание на картинке котенка это не действие, действие — это его «тисканье»).

Участие в домашних делах. Представление о своей роли в этом мире.

Самой развивающей «игрой» в этом возрасте является участие в домашних делах.

√ Это даёт ребёнку ощущение своей нужности в этом мире: если я делаю то же, что и папа и мама, значит, я важный и нужный. Это особенно важно в преддверии кризиса трех лет.

√ Помогает научиться стремиться к результату.

√ Даёт стимул для восприятия и мышления. Простая игра овощами во время маминой готовки – это бездна возможностей для развития восприятия. Когда ребёнок соотносит предметы с областью их применения, то этим он развивает своё мышление намного больше, чем все мертвые «развивающие пособия».

Если мама стремится переделать все дела, «пока ребенок спит», а с ним играет в «специальные игры», то он погружается в искусственную среду и искусственную деятельность, что, разумеется, не даёт такой прочной платформы для ощущения себя нужным в этом мире, нежели бытовые настоящие дела. То есть, «специальные занятия» ставят ребенка на положение «инвалида» — ему недоступна настоящая деятельность, он не нужен в повседневной жизни семьи, его отталкивают от самых важных дел (мамины занятия имеют для ребёнка большую ценность, даже если это простое подметание пола). Ребенок подсознательно впитывает это «особое положение» и потихонечку понимает свою никчемность. Особенно когда на его стремление к участию в бытовых делах родители реагируют: «Ты еще маленький!», «Ты разольешь!», «Тебе не достать!», «Ты этого не умеешь!» А ведь раннее детство – это как раз тот период, когда развивается представление о своей роли в этом мире.

Метод проб и ошибок. Поведение в раннем детстве — проекция будущей личности.

Ребенок сейчас действует методом проб и ошибок, и ему нужно дать такую возможность. Именно тогда, когда он своим постоянством проходит через череду ошибок и, в конце концов, получает результат, растет будущая уверенная в себе личность. Да, лучше пусть ребенок перебьет половину посуды, пытаясь ее помыть, нежели примет установку «у тебя не получится, ты еще маленький, дай бабушка сделает!» Ребенок должен обязательно пройти через негативный результат — в будущем это даст ему возможность не опускать руки, когда что-то не получается. Каждый раз мыльная чашка выскальзывает из его рук, сто раз подряд, он все равно «лезет» мыть! И вот на сто первый получилось — именно это и должно происходить, и не нужно сокращать путь проб и ошибок, окружая ребенка небьющимися предметами.

Сейчас формируется позиция будущей личности по отношению к миру и действиям в нем – будут ли его пугать малейшие ошибки, хватит ли ему духу продолжать начатое, смутят ли его первые неудачи, сможет ли он добиваться результата? Согласитесь, это не так уж маловажно (в отличие от умения посчитать до десяти в два года). Поэтому не нужно волноваться, что ребенок проливает, разбивает, рвет и рассыпает по ходу своей «помощи маме». Так он учится не отступать перед неудачами и продожать свои действия, несмотря ни на что.

Читайте также:  Развитие ребенка с 3 лет тюмень

Ещё статьи по теме:

https://www.baby.ru/blogs/post/455292007-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/466235913-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/455346298-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/459555697-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/505161019-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/459548226-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/461768227-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/485681092-181805786/

https://www.baby.ru/blogs/post/459377378-181805786/

Источник

В период раннего детства отмечается некоторое различие в психическом развития мальчиков и девочек. Ведущим видом деятельности у мальчиков является предметно-орудийная. Она связана с манипуляцией предметами, и направлена на развитие конструктивных способностей. У девочек же в этот период идёт формирование коммуникативной деятельности, которая связана с развитием социального мышления и эмпатии. Но в остальном мальчики и девочки данного возраста развиваются одинаково.

Базовая потребность этого возраста – потребность в любви. Ребёнок всё ещё зависит от взрослого физически и эмоционально. Ему необходимо чувствовать любовь мамы и папы, которую он ощущает через тактильный контакт. Если его нет, то малыш в будущем может стать тактильно бесчувственным. Ведущая роль в удовлетворении данной потребности принадлежит родителю противоположного пола.

Речевое развитие

Примерно в год малыш находится в переходной фазе своего речевого развития: у него сформирована автономная речь. Она не похожа на речь взрослого. Её понимают только близкие люди. По форме она является общением и представляет собой эмоционально-непосредственную связь между взрослым и ситуацией. Ребёнок стремиться к самостоятельности, но многого ещё не умеет. Поэтому малыш обращается за помощью ко взрослым. Это способствует дальнейшему развитию речи.

К полутора-двум годам возникает активная речь, которая представляет собой спонтанное говорение сначала слов, а затем и простых предложений. Словарный запас детей в полтора года обычно содержит примерно 10 слов, в два года – около 200. К трём годам ребёнок использует в речи уже 900-1000 слов.

Важно знать! До трёх лет ребёнок проделывает 90% работы по развитию речи.

По мнению психологов, самым значимым периодом в этом плане является возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. В этом возрасте рекомендуют спокойные и развивающие игры. И крайне нежелательны стрессы. То, как быстро идёт развитие речи, во многом зависит от языковой стимуляции ребёнка дома. С ним по-прежнему нужно постоянно общаться, рассказывать об окружающем мире, читать книги, петь песенки.

Развитие речи и мультфильмы

В этом возрасте многие родители включают детям мультфильмы. Нужно помнить, что они должны быть с качественной картинкой и чёткой и правильной речью героев, а их просмотр дозированным. В мультфильмах много рисованных героев с неправильной мимикой во время произношения слов. Ребёнок наблюдает за мышцами лица и перенимает неправильную артикуляцию, несоответствующую произносимому звуку. Всё это может стать причиной нарушения звукопроизношения, ритма и темпа речи ребёнка. Логопеды отмечают, что дети, которым включали мультфильмы рано и много, имеют проблемы с речью, плохо поддающиеся коррекции.

Речь и рука

Не стоит забывать и о взаимосвязи речевого развития и мелкой моторики рук. Проведённые исследования подтвердили зависимость развития речи ребёнка от развития движений пальцев рук. Если с мелкой моторикой есть проблемы, то задерживается и речевое развитие. Поэтому пальчиковые игры и упражнения очень рекомендуются маленьким детям. Это и забавно и полезно!

Умственное развитие

В 1,5-2 года появляется символическое мышление. Ребёнок способен запечатлеть образ или символ предмета и представить его в уме в нужный момент. Это помогает малышу проделывать операции с воображаемыми
предметами и решать простейшие задачи в уме. Для умственного развития ребёнка важно создать дома развивающую среду. Она представляет собой совокупность предметов развивающего характера, которые находятся в свободном доступе для ребёнка. В раннем детстве это могут быть пирамидки, кубики разного цвета, величины и из разных материалов, рамки-вкладыши, сортировки, сенсорные карточки,
шнуровки и пр.

Эмоциональная сфера в раннем детстве

В период раннего детства расширяется круг общения и событий, которые обогащают эмоциональный опыт малыша. Появляются эмоции неудовольствия — страх, гнев и страдание, и эмоции состояния удовольствия —
радость, привязанность-любовь и собственно удовольствие.

Детские страхи в раннем возрасте

Особого внимания заслуживает эмоция страха, которая является проявлением инстинкта самосохранения. Появление чувства страха предупреждает организм ребёнка о грозящей ему опасности и реагирует
соответствующим образом.

С развитием восприятия и умственных способностей расширяется кругозор ребёнка и рамки жизненного опыта, из которого постоянно поступает новая информация. Поэтому в раннем детстве диапазон страхов шире, чем в младенчестве. Кроме того, проведённые исследования показали, что пик страховой сенситивности приходится именно на третий год жизни.

В качестве источников страхов психологи называют конфликты в семье, ревность к младшим братьям и сёстрам, психологическое состояние мамы и папы. Также стоит отметить и роль в возникновении страхов агрессивных картинок, которые идут с экрана телевизора, будь то мультфильм, передача новостей, или детективные сериалы.

Читайте также:  Исследования развития общения ребенка со взрослыми

В возрасте раннего детства чаще всего отмечается страхи неожиданных звуков, одиночества, боли и уколов, ночные страхи, страх перед засыпанием. Наблюдая за исчезающими из их поля зрения объектами, дети боятся и сами исчезнуть. Это может быть страх, что их может сдуть ветром или унести водой.

Данные возрастные страхи, как правило, проходят со временем, по мере развития мышления ребёнка. Однако фиксация страхов может приводить к серьёзным проблемам в поведении ребёнка. И здесь не последнюю роль играют взрослые, находящиеся рядом с малышом. Родителям важно гибко реагировать на эмоциональное состояние ребёнка. Раздражительность, гнев, могут только усугубить ситуацию и способствовать появлению чувства отверженности. Чрезмерная опека со стороны родителей также не избавят ребёнка от страха. Необходимо постепенное приучение малыша к объекту боязни, к общению с ним. Родители могут продемонстрировать взаимодействие с объектом страха и таким образом показать на своём примере, что ничего страшно не произойдёт.

Не следует заглушать чувство страха отвлечением его от объекта боязни. Непроработанное чувство страха может на время утихнуть, но проявиться позже и в другом качестве. Также не стоит высмеивать боязнь и чувства ребёнка. Необходимо помнить, что представления об окружающем мире и мышление ребёнка и взрослого находятся на разных ступенях развития. То, что взрослый может посчитать пустяком, для незрелой психики ребёнка может оказаться трагедией.

Представления о себе в период раннего детства

Новообразованиями возраста раннего детства принято считать формирование самосознания, развитие Я-концепции, самооценки. К трём годам формируется образ себя: ребёнок отделяет себя от объектов внешнего мира, осознаёт свою значимость для других, начинает понимать свои чувства и желания. Для восприятия внешнего мира для ребёнка этого возраста характерен эгоцентризм. Ребёнок понимает, что некоторые вещи могут происходить независимо от его желаний. Но по- прежнему считает, что все видят мир так же, как и он.

  • Самосознание

Исследования показали, что зачатки самосознания начинают появляться в возрасте 18 месяцев. Связано это с быстрым ростом клеток передней части поясничной извилины, находящейся в лобной доле. О наличии самосознания может говорить выражение эмоций, осознание ребёнка самого себя в отличие от других людей и мира вообще. Малыш начинает интересоваться всеми способами подтверждения своего Я, например тенью, отражением в зеркале. Усваивает своё имя, проявляет особый интерес к людям с таким же именем. К трём годам начинает использовать местоимение «я».

  • Половая идентификация происходит в 2-3 года.

На основе наблюдений за поведением отца и матери, старших сестёр и братьев ребёнок начинает понимать, мальчик он или девочка, и каких форм поведения ему придерживаться. Поэтому присутствие отца в данном возрасте рядом с ребёнком крайне важно. После четырёх лет потеря отца мало сказывается на мальчиках при усвоении социальных ролей. Для девочек отсутствие отца начинает сказываться в подростковом возрасте, когда возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с юношами.

  • Я-концепции – это система представлений человека о самом себе.

Выделяют три уровня представлений:

  •  что собой представляет индивид;
  •  что он о себе думает;
  •  каким видит себя в будущем.

Эти представления формируются в результате познания и оценки ребёнком самого себя в условиях различных ситуаций, а также через мнение других людей. В раннем возрасте в образе самого себя преобладает эмоциональная составляющая, которая отражает позитивное отношение к себе, заимствованное из отношений к нему взрослого. Самооценка ребёнка в три года, как правило, завышена. Он приписывает себе все положительные, одобряемые родителями качества.

Но несмотря на высокую самооценку, малыш претендует на признание родителей, стремиться к похвале. Положительно оценивая те или иные действия ребёнка, взрослые придают им привлекательность в глазах взрослых. Таким образом побуждают детей повторить эти действия, чтобы услышать от родителей слова одобрения.

Родителям важно помнить, что Я-концепция характеризуется тем, что человек может создать такой образ себя и поверить в него, который не соответствует реальности и приводит к конфликтам с ней. Напротив, адекватная Я-концепция способствует более успешному приспособлению к миру и другим людям. Поэтому, чтобы у ребёнка не возникло проблем в социальном и личностном плане, родителям необходимо помочь ребёнку создать такой образ себя, который поможет ему выстроить гармоничные взаимоотношения с другими людьми и с самим собой.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Источник

В сутках 24 часа. Кучу времени я трачу на укладывание ребенка, его капризы, кормление, одевание, прогулку. Вычитаем сон, свободные игры – в любом случае остается 1-2 часа на организованные занятия. С учетом того, что у меня пока один ребенок, и я в декрете. Если у вас тоже возникает вопрос-чем занять ребенка хотя бы 30 минут в день, то ниже вы найдете примерное расписание занятий на неделю. Сыну 2,1. Но состав игр подходит деткам от года до трех.

Опущу часть про ранний период онтогенеза человека (у меня в целом канал про развитие малышей, основаный на научных данных) и остановлюсь только на том, что в раннем возрасте детям очень важна совместная деятельность со взрослыми. Именно с помощью мамы/папы/няни они познают окружающий мир. А самое главное-познание и развитие происходит при взаимодействии с предметами, то есть о сюжетно-ролевой игре речь пока не идет, она начнется после трех лет.

Это означает, что взрослые должны не только рассказывать обо всем, что происходит вокруг ребенка, но и показывать, как манипулировать предметами. А в целом, в период раннего детства (1-3 года) в ход идут и развивающие игрушки, и чтения/постановка сказок, и творческие игры, а также совместные физические нагрузки. Формула успешного развития=познавательная деятельность + творчество+физическая активность

Читайте также:  Карта развития ребенка от 5 до 6 лет по фгос

Я не адепт расписаний, но заметила, что когда у меня нет перед глазами хотя бы примерного плана занятий, я ленюсь. И забываю предлагать малышу важные для его развития игры. Если с готовыми пособиями заниматься легко, то вот обсудить картины художников или провести музыкальное занятие я часто забываю.

Поэтому я повесила на холодильнике такой примерный перечень. Можно выписать игры в столбик, и не расписывать по дням, главное, не забывать хотя бы раз в неделю проводить то или иное занятие. Но, честно скажу – это план максимум, и не всегда удается его выполнить. Особенно когда у нас гости или длительные прогулки.

И, конечно, нужно учитывать настроение и мамы, и ребенка. Я за комфортное материнство, если для хорошего самочувствия мамы лучше посмотреть мультики и выпить чашку кофе, то я за такой план. Спокойная мама-это лучше, чем раздраженная мама, пристающая к ребенку с развивающими занятиями)

????Наш примерный план занятий на неделю????

????Понедельник:

✔️Книги (обязательно читаем Чуковского, так как у Вани пока не все хорошо с речью)

✔️Игры Никитиных (выписала отдельно от развивающих игр, так как они направлены на творческое развитие). У нас «Сложи квадрат» и «Сложи узор»

✔️Занятие по готовым пособиям (перечень наших пособий можно найти в статье)

✔️Занятие с готовыми развивающими игрушками ( настольные игры, у нас «день/ночь», пазлы Larsen, мозаики, конструкторы, развивающие карточки, мои самодельные игры на изучение цветов, форм и прочее)

✔️Подвижные игры (пальчиковые, образно-жестовые игры по типу «Мишка косолапый по лесу идет», зарядка, прыжки, кувырки, занятия на шведской стенке – 1-2 занятия из перечня на выбор)

????Вторник:

✔️Книги

✔️Логопедическое занятие (артикуляционная гимнастика из пособия «Логопедические тесты» Земцовой, дыхательные упражнения, чистоговорки, рассказы по картинкам)

✔️Лепка (лепим или в свободной форме – учимся катать колбаску и шар, или сюжетная игра с вылепленными из пластилина фигруками)

✔️Постановка/рассказ сказки. Я использую или набор деревянных фигурок «Томик», или пальчиковый театр, или образно-жестовый пересказ Репки, Колобка вместе с ребенком на память.

✔️Подвижные игры

✔️Путешествие в картину. Рассматриваем 1-2 репродукции (шедевры великих художников), обсуждаем все, что видим на картине. Подробная статья по этому пункту тут

????Среда:

✔️Рисование (или свободное, или по образцу вместе со мной. В этом возрасте важно научиться рисовать линии, формы. В 2,5 года ребенок может примерно изобразить лицо человека)

✔️Пособия

✔️Развивающие игрушки

✔️Подвижные игры

✔️Музыкальное занятие (прослушивание и обсуждение музыки, «Угадай, что звучит», пение, игра на детских музыкальных инструментах)

????Четверг:

✔️Книги

✔️Логопедическое занятие

✔️Игры Никитиных

✔️Подвижные игры

✔️Путешествие в картину

✔️Сюжетная игра с замещением. Показываю пример новой игры, чтобы затем ребёнок мог играть самостоятельно. Замещение нужно для развития креативности – например, деталь от Lego-пирожное для куклы или стул для зайки.

????Пятница:

✔️Лепка

✔️Рисование

✔️Развивающие игрушки

✔️Подвижные игры

✔️Сказка

????Суббота/воскресенье

✔️Книги, подвижные игры, пособия

Статьи по теме:

11 занятий для развития интеллекта

Артикуляционная гимнастика для малышей

Как говорить с детьми об искусстве (как рассматривать картины, что читать и как ходить в музей)

Если хотите узнать больше о занятиях с малышом и играх – подписывайтесь, задавайте вопросы, о чем рассказать в следующей полезной подборке.

Источник