Развитие ребенка от зачатия до года
Ж. В. Цареградская
Ребенок от зачатия до года
Универсальное пособие
Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения
Об авторе
Цареградская Жанна Владимировна – по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.
Деятельность. Ж. В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.
Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35 % в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж. В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям.
. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети – надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания.
Публикации. Жанна Владимировна – автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е. М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать – дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:
Вводная часть
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К. Д. Ушинский
Воспитание – это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.
Развитие ребенка до рождения
Беременность
Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе …
Источник
Ж. В. Цареградская
Ребенок от зачатия до года
Универсальное пособие
Единое помесячное описание развития ребенка от момента оплодотворения до исполнения ему 12 месяцев после рождения
Настоящая книга является первым учебным пособием в России по перинатальному воспитанию. Большое внимание уделено описанию симбиотического единства матери и ребенка. Кроме этого, впервые дается описание психологических особенностей женщины во время беременности, родов и кормления грудью, представленных как единая линия.
Издание адресуется специалистам, работающим с беременными женщинами и новорожденными, а также тем, кто готовится стать родителями.
Об авторе
Цареградская Жанна Владимировна – по образованию педагог (дошкольное воспитание), опытный консультант по грудному вскармливанию (опыт работы 14 лет), обладатель эксклюзивной профессии психолог-перинатолог, специализируется на воспитании детей раннего возраста (формирование психики и поведения от зачатия до 3 лет жизни), наиболее увлеченно занимается перинатальным периодом и первым годом жизни ребенка, мать шестерых детей, каждого из которых она кормила грудью до 2 лет.
Деятельность. Ж.В. Цареградская занимается перинатальным воспитанием ребенка на протяжении 16 лет. Официально как специалист и руководитель центра дородовой подготовки начала работать с 1989 года. Много времени посвящала не только занятиям с беременными женщинами и кормящими матерями (налаживание грудного вскармливания, обучение уходу за новорожденным), но и сбору материала для подготовки женщин к материнству. Особой темой изучения стали формирование поведения и психики ребенка, закономерности его естественного развития в раннем возрасте (от зачатия до 3 лет жизни), а также соотнесение поведения матери и потребностей младенца. В 1990-1991 г. Жанна Владимировна принимала активное участие в подготовке беременных к родам и оказывала психологическую поддержку роженицам на базе родильного дома при 70-й клинической больнице Москвы. За этот период была оказана помощь более 200 матерям и новорожденным.
Исследования и сбор информации в этом направлении позволили Жанне Владимировне создать программу «Психология успешного материнства» и трехтомный труд «Культура материнства», предназначенный для обучения инструкторов дородовой подготовки. Часть программы, направленная на гуманизацию родовспоможения и поддержку грудного вскармливания, начала внедряться в родильном доме № 6 г. Москвы с 1995 по 1999 г. Здесь проводились занятия с медперсоналом, осуществлялась психологическая поддержка рожениц, что позволяло минимизировать медикаментозные вмешательства в ход родов, проводились регулярные занятия с беременными женщинами и кормящими матерями в отделениях послеродового ухода. Благодаря совместной работе удалось значительно повысить показатели по грудному вскармливанию (с 10 до 35% в первые 3 месяца жизни ребенка) и улучшить состояние женщин и детей в первые дни после родов, что констатировали акушеры и педиатры родильного дома. Результатом этой работы явилось присвоение Жанне Владимировне эксклюзивной профессии «психолог-перинатолог» в 1998 г. и присвоение роддому № 6 звания ВОЗ/ЮНИСЕФ «Больница, доброжелательная к ребенку» в 1999 г. За этот период была оказана помощь более 300 матерям. Кроме этого велись подробные наблюдения за развитием детей первого года жизни в домашних условиях по специально разработанным дневникам, что позволило лучше понять принципы развития ребенка, формирование его поведения. В общей сложности удалось провести подробные наблюдения за 165 детьми. В 1998 году по инициативе Ж.В. Цареградской в Москве была создана первая в России общественная группа поддержки грудного вскармливания, реализующая идею помощи матерей матерям. В следующем, 1999 году Жанна Владимировна разработала курс «Консультирование по вопросам грудного вскармливания» для подготовки общественных консультантов по грудному вскармливанию. Кроме этого, в связи с крайне низкими показателями здоровья детей раннего возраста в России Жанна Владимировна разработала программу «Здоровые дети – надежда России», одобренную Союзом педиатров Санкт-Петербурга и взятую за основу для своей работы. В конце 1999 года под руководством Жанны Владимировны группа консультантов по грудному вскармливанию начала широкое консультирование матерей на базе родильных домов. Помимо этого московская группа поддержки проводит ежемесячные встречи с кормящими матерями в поддержку грудного вскармливания. Публикации. Жанна Владимировна – автор более 40 научно-популярных статей посвященных материнству, грудному вскармливанию и развитию ребенка грудного возраста, опубликованных в журналах для родителей, а также в других периодических изданиях. Она является автором брошюр «Будущей маме о беременности и жизни до рождения», «Отношение к беременной в народной традиции», «Отношение к беременной в православной традиции», «Мир чувств и ощущений до рождения», «Успешное грудное вскармливание», а также учебного пособия для медицинских и педагогических училищ «Перинатальная психология», первого в России и пока не имеющего аналогов. В 1999 году Жанна Владимировна в соавторстве с врачом-педиатром, доктором медицинских наук, профессором Е.М. Фатеевой написала учебное пособие для медицинского персонала учреждений родовспоможения и детства «Грудное вскармливание и психологическое единство мать – дитя». В этом учебном пособии впервые в истории российской учебной медицинской литературы появился раздел «Психология новорожденного», где рождающийся и новорожденный младенец представлен как существо, наделенное психоэмоциональной жизнью. Адрес для писем:
11152, Москва, а/я № 27 или jtsaregradskaya@hotmailcom
Вводная часть
Искусство воспитания имеет особенность, что почти всем оно кажется знакомым и понятным, а иным – даже легким, и тем понятнее и легче оно кажется, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически.
К.Д. Ушинский
Воспитание – это процесс преднамеренного, целенаправленного формирования у детей желаемых качеств личности. Сам процесс воспитания непрерывно сопровождает рост и развитие любого человека, который не находится в полной изоляции, а живет и растет в обществе. Говоря о ребенке, растущем в семье, под процессом воспитания обычно понимают организованную совместную деятельность семьи и дошкольных, а в дальнейшем школьных и внешкольных учреждений. В более широком смысле слова воспитание включает в себя не только целенаправленную деятельность, направленную на формирование определенных качеств личности ребенка, но и его общее окружение, социальную среду, моральные, этические и религиозные убеждения, а также систему ценностей окружающих людей, которые воздействуют опосредованно. С другой стороны, процесс целенаправленного формирования желаемых личностных качеств начинается далеко не в дошкольном возрасте и не заканчивается получением аттестата зрелости. Например, особенности нервной системы и тип темперамента закладываются у ребенка еще в утробе матери, и на их формирование накладывает отпечаток психоэмоциональное состояние женщины во время беременности, состояние ее здоровья, питание и многое другое. В то же время уже сформировавшийся зрелый человек может преднамеренно сформировать у себя какие-либо качества, то есть заняться своим собственным воспитанием. Если учесть, что личность формируется под воздействием совокупности объективных и субъективных, внутренних и внешних, природных и общественных факторов, то становится очевидным, что воспитание есть непрерывный процесс целенаправленного формирования личности, осуществляемый сначала родителями этой личности, затем ими же в сотрудничестве с имеющейся в обществе системой образования, а в дальнейшем и самой личностью. В соответствии с возрастными периодами жизни человека воспитание можно условно разделить на рассмотренные далее этапы.
Развитие ребенка до рождения
Беременность
Беременностью называется процесс вынашивания женщиной будущего младенца в своей утробе. Длится он с момента зачатия до родов. Более научно можно сказать, что беременность – это естественный физиологический процесс развития оплодотворенной яйцеклетки, в результате которого формируется новое существо, способное существовать вне материнского организма.
Беременность длится примерно десять лунных месяцев, или 280 дней. Каждый лунный, или акушерский, месяц составляет четыре недели. Как правило, продолжительность беременности исчисляют неделями, следовательно, она составляет 40 недель. Таким образом:
Источник
Жанна Владимировна Цареградская, универсальное пособие “Ребенок от зачатия до года”.
Итак, данную книгу я прочла в электронном виде, поэтому судить буду только о содержании. Скачала её после прочтения одного из постов в группе вк для будущих мам.
Количество страниц: 193.
Год: 2005.
Книга – учебное пособие по перинатальному воспитанию, которая в первую очередь адресована специалистам, а потом уже родителям.
(видимо, поэтому некоторые главы стали для меня минусами).
Книга разбита на удобные главы:
1. Развитие ребёнка до рождения.
Здесь описывается каждый месяц развития малыша, а также отрицательные воздействия во время беременности и их последствия для плода – как и во всей остальной книге, информация в этой главе удобно структурирована. Описываются физические и психологические особенности.
Вообще в книге особое внимание уделяется психологии, что в некоторых моментах казалось лично для меня “слишком”.
2. Психология беременности.
Как раз тут начинается “слишком много психологии”, некоторые моменты оказались для меня плохо воспринимаемыми, такие как, например, перинатальный матрицы, память новорожденного и некоторые другие.
Очень хорошо в этой главе описываются этапы родов и первые часы после них. Никаких страшилок и кровавых подробностей, всё также чётко структурировано, понятно описано, доступно.
Однако уже в этой главе начинает чувствоваться давление – настойчивость автора на определенных действиях – например, на естественных родах. Ничего против не имею, наоборот, очень даже за, и книга ещё раз меня убедила в этом, заставила подумать о методах обезболивания, точнее о пользе их НЕприменения, но на мой взгляд, это делается довольно напористо.
3. Грудное вскармливание.
Отличная огромная глава с подробной информацией от терминологии и процесса образования молока до детального описания правильного прикладывания, положения ребёнка, мытья груди, а также различных проблем при грудном вскармливании – здесь всё кратко, но понятно.
Вот тут я уже устала читать, потому как идёт наиактивнейшая пропаганда длительного грудного вскармливания и отрицание искусственного (хотя опять же, я очень за грудное вскармливание и узнала много нового об этом важном процессе из книги).Практически на каждой странице автор подчеркивает, как важно кормить ребёнка грудью в физическом и психологическом планах, и от этого устаёшь. Прям очень. Пару раз я даже ловила себя на мысли, что читаю какую-то сектантскую книгу про помешанных на ГВ. И вот такие напоминания о благе ГВ встречаются по всей книге, а не только в этой главе. Но отмечу, что спустя неделю после прочтения книги, я вспоминаю только нужное и полезное, а от пропаганды остался только маленький осадочек, который со временем пройдёт.
4. Развитие ребёнка первого года жизни.
Отличная глава, которую я буду перечитывать снова и снова, и руководствоваться при развитии своего ребёнка.
Описывается помесячное описание физических и психических навыков, приобретаемых малышом, с периодическим упоминанием о неточности деления на периоды (все же детки разные) и с частым упоминанием об обязательном ГВ (ну куда ж без него ).
Глава прекрасна тем, что в ней, как и в предыдущих, имеется четкая структура, мало лишней воды.
5. Перинатальное воспитание и поддержка грудного вскармливания.
Признаюсь честно, эту главу я так и не дочитала, потому что считаю, что она рассчитана на специалистов, кому изначально предназначена книга.
Итак, книга очень и очень полезная, насыщена разными заметками, отлично подойдёт таким, как я , кто вообще ничего не знает о младенцах, когда они начинают переворачиваться с живота на спину или к какому возрасту обычно начинают делать первые шаги и говорить отдельные слова.
***
Пожалуй, оставлю здесь несколько заметок, которые я сделала для себя, прочитав эту книгу. Не спорю, что для кого-то это простые истины, а кто-то поспорит с этими фактами, или не согласится вовсе, но так как я вообще ничего не знала об уходе за младенцем, то для начала эта информация – волшебный дар. Скорее всего, я и сама буду ещё читать много уточняющей информации по этим же моментам.
1. Первые 4-6 месяцев – кормление по требованию.
2. 22-24 градуса – младенец может какое-то время лежать голенький / 20-22 градуса – лучше лежать в распашонке.
3. До 2 месяцев не давать пустышку-соску, иначе не будет сосать грудь.
4. Совать палец и кулак не вредно, но это значит, что ему не хватает сосания груди (не обязательно самого молока, просто самого сосания-естественного процесса).
5. Когда малыш уснул, нужно дождаться глубокого сна (через 20-30 минут после того как уснул – это был поверхностный сон), потом можно перекладывать в кроватку. Если раньше – будет капризничать и проснётся.
6. Без мамы спать спеленутым, так имитируется состояние в матке – спокойное.
7. До полугода не допаивают водой.
8. В среднем прибавляет 120гр в неделю, в месяц от 0,5 до 2 кг.
и заметки в виде цитат из книги:
1. Как определить, что ребёнок замерз. Если малыш выглядит спокойным и довольным, у него теплый носик и складочки в локтевом сгибе и под коленями, значит, он не испытывает холода. Если же у малыша холодный носик и тем более остыли складочки, его следует немедленно согреть в материнских объятиях.
2. Не позднее 9 месяцев лучше отказаться от пустышки, чтобы не испортить прикус и речевые навыки.
3. Грудь предлагать по требованию, может просить каждые 30 минут, со временем реже. Сцеживаться не надо, только если болит грудь (мастит, лактостаз) или трещины. Дитё может сосать грудь от 5 минут до 2 часов.
4. Перед сном проветривать помещение, но во время сна – в комнате должно быть тепло и без движения воздуха.
5. Гулять можно начинать с 20-ого дня, если тепло (но желательно на балконе и с накидкой для привыкания ребёнка к огромному пространству вокруг него), и с 30-40-ого – обычные прогулки. Прогулка 15-20 минут, каждый день прибавляя 5-10 минут, за неделю увеличив до часа. Зимой прогулки 1,5-2 часа, при температуре ниже 10 градусов – лучше воздержаться.
6. Также до полугода не заниматься заныриванием, так как страдает носоглотка, и вода (не всегда чистая) попадает в жкт, что равно допаиванию водой, к чему ребёнок не приспособлен.
7. После рождения нормальная потеря веса ребёнка – до 10%.
8. Перед кормлением мыть грудь не надо – достаточно ежедневного душа с детским мылом. Если вспотела или молоко подтекло, достаточно ополоснуть водой.
9. Количество мочеиспусканий младенца – 12 и более – норма.
Возможно, позже добавлю ещё заметок из книги. Всем советую прочитать!
(еще раз отмечу, что опытные мамы могут не согласиться с этими заметками, но для новичков (как я) информация полезная и хотя бы дает понять, в каком направлении нужно двигаться.)
*** Другие мои отзывы на детскую тематику ***
Популярные подгузники, которые категорически не подошли моему ребенку.
Отвратительное средство для стирки детских вещей
Чем я иногда заменяю игрушки своей дочке с режущимися зубками
Полезные бактерии для мамы, которые вызвали сильную реакцию у малышки
Отзыв о роддоме в Анапе
Классное приложение для беременных
Рассказ про мой самый лучший отдых в трехзвездочном санатории в Геленджике по программе долечивания беременных женщин, которое полагается всем официально работающим будущим мамам!
Источник