Развитие ребенка от рождения до подросткового возраста
Фото: https://pixabay.com/ru
В своем развитии человек проходит несколько возрастных периодов, каждый из которых важен, и отражается на дальнейшей жизни человека. Рассмотрим более подробно особенности развития личности от рождения до юности.
От рождения до года, норма: доверие к людям.
Самое главное, что должен получить ребенок в данном периоде — материнскую любовь, заботу. Только имея любовь, ребенок принимает решение — доверять миру. Если малыш не получил любовь — он миру доверять не сможет.
Этот временной отрезок самый важный в формировании личности человека (при условии, конечно, нормальной беременности). Поэтому врачи неустанно твердят о необходимости матери находиться рядом с малышом, заботиться о нем.
Правильное развитие дает малышу: доверие к людям, нормальную привязанность ребенка к родителям, удовлетворение потребностей малыша, в том числе в общении.
Неправильное, аномальное развитие личности формирует: недоверие к людям, эмоциональную изоляцию.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От одного года до трех лет, следующий важный период.
В этот период у ребенка формируется самостоятельность, уверенность в себе. Родители должны помочь малышу почувствовать себя самостоятельным. Научить самостоятельно выполнять простые поручения.
Правильное развитие ребенка формирует — самостоятельную личность.
Неправильное, аномальное развитие, излишнее сюсюканье, или, наоборот, чрезмерная строгость, лишает ребенка этого дара. Личность ребенка формируется с отклонениями, в сторону сомнения в себе. Появляется гипертрофированное чувство стыда, чувство своей неполноценности, ущербности. Заметить неправильное развитие личности ребенка можно по следующим признакам: странное хождение — на цыпочках, пальчиках, семенящими шагами. Походка, как бы говорит о неуверенности малыша (не путать со здоровой временной неуклюжестью). Слабо развитая речь, нечеткий, слабый и вялый голос. Мало энергии у ребенка, он как бы извиняется и за эту энергию, за свои дела. «Извините, что я вот тут сейчас пройду», говорят походка, позы, жесты малыша.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
От 3-х до 5 лет — следующий значимый промежуток.
В это время формируется любознательность, активность, творческий потенциал, и, что особенно важно, полоролевое поведение.
При правильном развитии малыш ведет себя активно, живо интересуется всем, что его окружает: игрушками, людьми, окружающем миром. Задает множество вопросов. Понимает к какому полу он относится, ведет себя в соответствии со своей половой принадлежностью, подражает взрослому, своего пола. Живое воображение, здоровая любознательность, полоролевое поведение— показатель правильного развития детской личности.
Аномальная линия развития приводит к пассивности и безразличности к людям, вялости, отсутствию инициативы, инфантильности. К зависимости от родителей, от других детей, от взрослых. Развивается зависть. Признаки полоролевого поведения отсутствуют.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Чем взрослее становится ребенок, тем труднее корректировать неправильно формирующуюся личность. Поэтому, еще раз хочется отметить, дорогие родители, не затягивайте с коррекционными мероприятиями, если вы заметили, что с ребенком, что-то не так, что развитие не соответствует возрасту и полу, не затягивайте, ведите малыша к специалисту.
Чем раньше будут исправлены ошибки, тем лучше и для ребенка, и для родителей.
От 5 до 11 лет — период формирования любви к труду, развитие познавательных и коммуникативных навыков.
Правильное развитие дает ребенку интерес и любовь к труду. Он сам будет проявлять заинтересованность, предлагать свою помощь маме и папе. Попросится постирать вместе с мамой, почистить картошку, прибить гвоздь вместе с папой. В данный период формируется у ребенка чувство долга, стремление к успеху, освоение простых работ, действий.
Аномальное развитие — закрепляет в ребенке чувство собственной неполноценности. Нет развития трудовых навыков, либо они слишком слаборазвиты. Ребенок начинает избегать сложных заданий, тяготится соревнованиями. Развивается: зависимость, слабоволие, слабохарактерность, пассивное поведение, чрезмерная конформность. Конформность— повторение, подобие другого, чрезмерное послушание, отсутствие своих взглядов.
Если вовремя не скорректировать неправильно формирующуюся личность, развитие идет дальше.
Период от 11 до 20 лет — период полового созревания, здесь и подростковый период и ранняя юность.
При правильном развитии личности — окончательно формируется половое поведение. Личность ведет себя в соответствии со свои полом: выбирает методы общения, игры, одежду, прическу, занятия, профессию.
Для данного возраста характерно: активный поиск себя, выбор профессии, становление мировоззрения, умение подчиняться, умение при необходимости быть лидером.
При аномальном векторе развития личности — путаница ролей. Низкая активность, фиксация на себе, большое желание разобраться в себе, в ущерб общению со сверстниками. Потеря трудовой активности, поведение, несвойственное полу, смешение добра и зла, путаница в моральных и мировоззренческих установках.
Если личности не оказать помощь в данный промежуток времени, во взрослую жизнь выйдет человек, неготовый к ней. Дальнейшая взрослая, самостоятельная жизнь: выбор, поступки, которые будет совершать индивид, развитие которого происходило с аномалиями, — будут неверными, сопряжены со множеством ошибок. Возможно, что за человека выбор и все решения будет принимать кто-то другой, что разумеется, критично для жизни.
Автор: Лубянская Светлана, клинический психолог
Используемый материал: эпигенетическая теория личности Эрика Эриксона
Источник
На чтение 6 мин.
Приходя в этот мир, малыш уже имеет особенности, характерные для всех новорожденных детей. Всем им предстоит долгий путь становления в физиологическом, психологическом и социальном плане.
Этапы развития ребенка по возрасту
Причины выделения этапов развития ребенка
В течение жизни малыш развивается с разной скоростью и интенсивностью. Но в определенные этапы происходят изменения, являющиеся переломными пунктами в развитии детей. Такие критические периоды, как их называют психологи, не имеют четких границ. Но, тем не менее, каждый последующий этап отличен от предыдущего. Это связано с развитием разных органов и систем человека в разные возрастные периоды. На пути от беспомощного грудничка до вполне сформировавшегося члена общества каждый человек проходит несколько этапов, во время которых происходят новообразования в его психическом развитии.
Воспитатели, учителя, руководители кружков должны учитывать возрастные особенности развития детей для успешного формирования их личностных качеств.
Кризис новорожденных
Этот первый этап жизни длится от рождения до 1 года. Его стали выделять последним из всех существующих. Его основные особенности состоят в следующем.
Новорожденный малыш – это отдельная личность
Новорожденный по сути является биологически беспомощным существом и без влияния взрослых выжить не может. Новообразованием этого возраста принято считать обособленность ребенка от материнского организма, появление индивидуальной психической жизни.
Реакции, характеризующие нормальное развитие ребенка этого возраста:
- увеличение двигательной активности, оживление при появлении взрослого;
- общение с помощью крика или плача;
- увеличивающаяся вокализация (употребление гласных звуков, чуть позже – гуление);
- появление улыбки как реакции на выражение лица взрослых.
В этом возрасте закладываются основы речевых навыков, поэтому к концу первого года жизни некоторые дети могут произнести несколько простых слов или слогов.
Развитие до года первый этап
С каждым месяцем увеличивается двигательная активность: малыш начинает брать игрушки в руку, перекладывать из одной в другую, пытается ползать, а к году или чуть раньше – ходить. С началом хождения у малыша значительно расширяются границы его мира, характер обозрения окружающих предметов.
Период раннего возраста (от 1 до 3 лет)
Вот и первый день рождения позади, малыш вступает в новую фазу своего развития. Ребенок все больше говорит, правда, не все слова удаются, но ближайшее окружение прекрасно понимает его. Словарный запас ребенка увеличивается по мере познания мира.
Предметы становятся не просто предметами, а вещами, имеющими свои функции (стул для того, чтоб сидеть, ложка – чтобы есть, коляска – чтобы выходить на прогулку).Дети от года до 3-х лет
Дети от года до 3-х лет начинают социализироваться
Ребенок начинает строить свои отношения с другими людьми (взрослыми и детьми).
Ближе к 3 годам он начинает показывать, что ему не нравится опека взрослых, он начинает проявлять нетерпимость, упорство, капризничает, настаивает на своем. Родителям следует начать предоставлять малышу больше самостоятельности (в пределах разумного).
Физические возможности детей в раннем возрасте значительно возрастают. Потребность в движении большая, поэтому ограничение детей в этом может привести к капризам, непослушанию, перевозбуждению и, как следствие, к плохому сну и аппетиту.
Активность действий ребенка важно регулировать: после подвижных игр нужно увлечь малыша спокойным чтением книг, просмотром мультфильмов, играми с конструктором и т.д.
Готовимся к школе (3 – 5 лет)
Этот возраст называют дошкольным. Обычно в этом возрасте дети посещают детский сад и получают навыки жизни в коллективе. Игры носят все больше обучающий характер. Дети этой возрастной категории имеют хорошую память, поэтому им нетрудно запомнить некоторые буквы, цифры, иностранные слова. У ребенка начинает складываться мировоззрение, развивается самооценка.
Подготовка к школе – главная задача в период 3-5 лет
Дети дошкольного возраста часто выдают выдуманное за действительное вследствие развития воображения и образного мышления. Главное для взрослых – понять, с каким умыслом ребенок сказал неправду, и принять соответствующее решение. Чаще всего детская неправда – это не больше чем маленькая фантазия, придуманная сказка.
В этом возрасте у ребенка проявляются его способности. Дар рисования, пения, декламирования нужно начинать использовать уже сейчас. Посещение кружков, школ раннего развития может в этом помочь. К тому же, общение со сверстниками хорошо отразится на психическом здоровье ребенка.
Развитие младших школьников (6 – 11 лет)
К этому возрасту развитие мозга ребенка создает предпосылки для обучения его разным наукам. Изменение режима дня, увеличение времени на интеллектуальную деятельность требуют развития новых навыков: усидчивости, терпения, самоанализа, концентрации, сосредоточенности.
Младший школьный возраст – первый этап взросления
Развитие социального «Я» школьника позволяет ему видеть свою роль в социальных отношениях, иметь свою точку зрения. Младший школьный возраст ребенка – это общение со сверстниками и развитие различных типов отношений между ними: дружба, конкуренция.
Развитие детей от 12 до 15 лет
Средний школьный возраст детей является подростковым периодом их развития. Это возраст, когда у детей снижается стремление к учебе. Подростковый кризис связан с переходом детей к новому этапу интеллектуального развития. Дети мыслят по-новому, у них меняется поведение, происходит переход от конкретного к логическому мышлению.
Периоды повышенной активности сменяются временем снижения работоспособности, дети этого возраста избирательно относятся к наукам. Проявляется стремление ребенка к определенному виду деятельности, которая, возможно, станет основой будущей профессии.
Средний школьный возраст – осознание своего будущего
Подростки больше любят общаться, чем учиться, приоритетными считают отношения со сверстниками, а не с семьей. Они начинают проявлять интерес к представителям противоположного пола, переживают, испытывают сексуальное влечение.
Это время проявления упрямства, своеволия, грубости по отношению к взрослым, бунт против устоев и правил, негативизм к общественному мнению.
Подросток хочет все больше независимости, его раздражает внедрение кого-либо в его внутренний мир.
Формирование личности детей старшего школьного возраста
Окончательное психологическое и физиологическое формирование детей происходит в период от 16 до 18 лет. Дети в этом возрасте готовятся закончить школу, думают над выбором профессии. Их умственные способности проходят завершающий этап своего развития, но совершенствование их продолжается. Все больше появляется потребность молодых людей к уединению, философствованию, они ограждают свой внутренний мир от чьих-либо посягательств, считают себя вполне самостоятельными.
Подростковый возраст – самый сложный
Они хотят разобраться в себе, особенностях своего характера, проявляют требовательность к тем, кто их окружает. В этом периоде у них развивается целеустремленность, общественная активность, инициативность. Это уже вполне сформированные личности, они более ответственно подходят к вопросам самовоспитания.
Возрастные особенности детей в разные этапы их жизни следует учитывать взрослым при общении с ними и попытках объяснить их поведение. Понимание со стороны взрослых жизненных ситуаций детей облегчит социализацию последних и поможет адаптироваться им во взрослом мире.
Источник
Ребенок растет, развивается, становится старше. Процесс взросления можно разделить на несколько больших периодов. Традиционно периоды развития ребенка рассматриваются с момента зачатия и до 17-18 лет. За это время он из малыша превращается в полностью сформировавшегося физически и психически человека.
Теперь начинается взрослая жизнь. Каждый период отражает момент взросления, получение новых важных знаний о мире. Конечно же, на степень изменений всегда влияют факторы внешней среды. Все дети хоть и разные, но развиваются по одинаковым параметрам, так что данная схема взросления подходит для любого человека.
От момента зачатия
Считается, что уже от самого момента зачатия можно отсчитывать периоды развития. Ребенок существует пока что как совокупность клеток, хотя это как раз время самого бурного роста, усложнения организма. Чем старше мы становимся, тем медленнее происходят все важные процессы. От рождения до первых 3 лет человечек меняется на все 300%. Из беззащитной крохи он превращается во вполне самостоятельного маленького мальчика или девочку.
Дальше — дошкольный возраст, подготовка к школе. 11 лет в школе — тоже огромный скачок развития. Малыши приходят в 1 класс, еще ничего не зная, и мало чем отличаются от детсадовской группы. По окончании 11 классов это вполне взрослый человек, обладающий правом выбора. Пойти работать, продолжить учебу, создать свою семью — он уже более-менее готов ко всему этому.
Первые периоды жизни непродолжительны. От зачатия до рождения пройдет всего 240 дней. Затем счет изменений идет на месяцы, годы. В биологии есть закон: чем выше интеллект, тем беззащитнее рождается детеныш. У животных малыши появляются на свет уже вполне развитыми. Проходит 2-3 месяца, и маленький котенок уже может самостоятельно есть, играть, чуть позже сможет охотиться. Всего 6 месяцев — у вас самостоятельное животное, готовое даже к продолжению рода. А ребенок в 6 месяцев вряд ли еще может держать ложку и правильно сидеть.
Начальный период
Зачатие – момент, когда встречаются и соединяются две клетки. После этого начинается деление. Сейчас существует реальная опасность, что процесс прекратится, и эмбрион не удастся сформировать. Как только кризисный момент минул, заканчивается начальный период.
Эмбриональный период
Он длится до 8-й недели беременности. Сформированы рудименты ручек и ножек, начинается формирование внутренних органов. У ребенка появляется первое сердечко, кишечник. На этом этапе тоже существует много опасностей – например, неправильное формирование тканей, органов.
Плодный (фетальный) период
С 9 недели начинается фетальный период. Ребенок приобретает все более четкие контуры — становится похож (еще отдаленно) на младенца. Плодный период длится до самого момента начала схваток у матери. Здесь, в покое, у малыша формируются все необходимые органы, создается кровь, поступает кислород. Ребенок питается через кровь матери. У него уже работает кишечник, мочевой пузырь. Каждый день происходит что-то новое. Вот он уже корчит гримаски или шевелит ручкой.
Мама многое чувствует: он толкается, растет, перемещается. Сейчас очень важно, чтобы женщина вела правильный образ жизни. Никаких сигарет, алкоголя, наркотиков и опасных лекарств. Должно быть правильное питание, витамины, отдых. На протяжении всей беременности сохраняется опасность выкидыша. Если организм женщины решит, что плод угрожает ее жизни, к сожалению, начнутся необратимые процессы.
Вот поэтому так важно вовремя посещать врача, проходить контрольные проверки. Развитие плода длится 240 дней. Потом наступает время для малыша появиться на свет. Это значит, что он готов к жизни, все системы сформированы. Кроме мозга, который еще несколько месяцев после рождения будет «дозревать».
Перед рождением
Это короткий период от начала схваток до полного отделения ребенка – имеется в виду момент, когда перерезается пуповина. Теперь начнется уже настоящая жизнь — в большом мире, с мамой и папой.
Новорожденность
Время сразу от момента рождения и до конца 4-й недели жизни. Все мамы знают, что это сложный период. Первые 4 недели малыш находится дома, за ним нужен особый уход. Кормить каждые 2-3 часа, купать 2 раза в день… Сейчас он привыкает к новой жизни. Ребенок впервые вдохнул наш воздух, его легкие раскрылись. Все системы организма первый раз пробуют работать уже без материнской поддержки.
Сейчас он много спит. Во время сна происходит естественный рост. Все то, что ребенок почувствовал, увидел, услышал за день, должно «перевариться» во время сна. Сейчас нормализуется его давление, кровь начинает вырабатываться активнее. В первое время у малыша еще фетальная кровь, а не «взрослая». Постепенно, за первые 1-2 месяца, она полностью заменится.
Грудничковый период
От 4-й недели и до конца 1 года жизни. Сейчас идет активное физическое развитие ребенка. Вообще, первые периоды развития ребенка после рождения направлены больше всего на физическое развитие. Так будет продолжаться до 2 года жизни. Дальше акцент делается на умственное, психическое развитие. А сейчас важно скорее вырасти, окрепнуть, научиться сидеть, ползать, ходить без помощи посторонних.
В этот период длина тела у ребенка быстро растет, до 50% всего за 10-11 месяцев. Меняется абсолютно все. Появляются и исчезают рефлексы, происходит перемена питания. До 6 месяцев мама кормит малыша грудным молоком или же смесью, если необходимо. С 6-го месяца уже можно и даже нужно вводить прикорм. Все потому, что к этому моменту появляются первые зубки. Желудок и кишечник к этому времени уже готовы к более плотной пище.
В этот период трансформируется метод общения малыша с окружающим миром. Он изучает предметы, глядя на них, прикасаясь. Затем начинает криками, плачем подзывать маму. Он уже знает ее, узнает лицо, запах, голос.
Предшкольный период
С 1 годика и до 3 лет длится следующий период — предшкольный. Сейчас время познания. Первое и самое главное – развитие речи. Только так можно общаться, высказывать свое мнение, делиться с окружающим миром своими переживаниями. Родители стимулируют речь. Малыш слышит их и запоминает связь «слово-предмет».
К 2-3 годам ребенок уже довольно самостоятельный. Его научили простым действиям: завязывать шнурки, застегиваться, мыть ручки. Он самостоятельно пользуется туалетом. Теперь он может отправиться в детский садик. Это очень важно, ведь именно там дети получают социальный опыт. Целый день они играют вместе, дружат, ссорятся и мирятся.
Сейчас идет одновременное физическое и психическое развитие. Малыш готовится к переходу на новый уровень — скоро будет 1 класс. Конечно, до этого еще нужно дотерпеть. И сначала – подготовиться. Развить речь, логическое и ситуационное мышление, мелкую моторику. Школа станет отличной проверкой: чему малыш научился за всю свою маленькую жизнь?
Дошкольный период
Это возраст с 3 до 7 лет. В это время дети уже вполне осмысленно могут вести разговор, общаться. У них сформировалось свое мнение по многим вопросам. Конечно, уже давно ребенок спит всю ночь, много играет. Сегодня для него игра — самое интересное и желанное занятие. Во время игры он отрабатывает многие социальные ситуации. Игра же станет лучшим мотивом для обучения.
Особенность психики в этот период — схватывается лишь интересное, яркое. Запоминается хорошо то, что вызвало живой интерес у ребенка. Воспитатели в садике стараются строить уроки по этому принципу. Диафильмы, плакаты, наглядные опыты — все это весело и интересно. Можно даже легко выучить иностранный язык, если сделать учебу игрой.
Задача воспитателя и родителей — подготовить ребенка к школе. Игра — это замечательно, но нужно быть готовым и к учебной деятельности. Концентрация внимания повышается. Если в 2 годика малыш концентрировался всего-то 10-20 минут, то к концу дошкольного периода это время повышается до 30-50 минут. Сейчас физический рост немного замедлен. Организм уже работает как у взрослого. Идет подготовка к пубертатному периоду. Не удивляйтесь – она начинается задолго до его начала.
Период младшей школы
Длится с 7 до 11 лет. В этом возрасте немного меняются системы обеспечения организма. Дыхательная система, кровеносные сосуды, сердце – все это «пересматривает» свою работу. Физиологически могут быть небольшие изменения — непропорциональный рост конечностей, периодическая аритмия (сердце начинает биться чаще). Человек растет – его организм перестраивается.
Сейчас время учебы, социальных контактов. Совершенствуется психика, мышление выходит на новый уровень. Это время подготовки к взрослению, формирования собственного взгляда на жизнь. Меняются и авторитеты ребенка. Если раньше это были родители, то теперь учителя, киногерои, персонажи книг занимают главенствующее место. Хочется быть похожим на них. Хотя и эти авторитеты часто сменяются. Ребенок ищет себя.
Старшая школа
Поздние периоды развития ребенка мало чем отличаются. Это начало пубертатного периода, а значит, организм уже совсем повзрослел. Последний период часто разделяют на 2-3 мелких. Но их объединяет самостоятельность, свобода мышления.
Сейчас, в 15-17 лет, у человека уже есть знания о мире. Конечно, их недостаточно, и еще рано выпускать его в самостоятельную жизнь. Но родители больше не могут контролировать на 100% жизнь и действия ребенка. Он становится взрослым.
Взросление в этот период связано с половым созреванием. Девочки быстро меняются физиологически. Буквально за одно лето она из подростка превращается в юную девушку. Меняется тело, усиливается выработка половых гормонов. Чисто физиологически организм уже готов к беременности. На этом заканчивается период детства – приходит юность. Родители часто не узнают своих детей – так сильно те меняются психологически.
Изменения не обязательно носят какой-то негативный характер. Просто тело уже взрослое, а вот сознание – не всегда. Родителям необходимо помочь разобраться детям в том, что вообще происходит. Хотя если с самого детства климат для развития был позитивным, дома была атмосфера понимания, поддержки, то у детей не должно быть сильных проблем. Родители должны вспомнить самих себя в этом возрасте и не диктовать свою волю, а деликатно оградить детей от ошибок и помочь им сделать выбор.
Источник