Развитие ребенка от рождения до года фадеева
Развитие ребенка и уход за ним – неразделимый процесс. В книге даны подробные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию с первых минут жизни и до трех лет.
Вы узнаете о том, как правильно заботиться о малыше: планировать его режим дня, проводить ежедневные гигиенические процедуры, купать, делать массаж, играть, гулять и многое другое. Научитесь понимать желания и потребности своего крохи. Найдете ответы на вопросы о психическом и физическом развитии ребенка, о формировании у него полезных навыков и о том, как справиться с вредными привычками.
Отдельный раздел книги посвящен раннему развитию детей. Вы познакомитесь с лучшими развивающими методиками (М. Ибуки, С. Лупан, Г. Домана, М. Монтессори, Н. А. Зайцева и др.) и сможете выбрать то, что подходит именно вам и вашему малышу.
Содержание:
Автор-составитель Валерия Вячеславовна Фадеева – Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет 1
Дорогие родители! 1
Раннее развитие 1
Особенности раннего развития 1
Как найти и развить таланты в ребенке 1
Методика раннего развития Сесиль Лупан 3
“Новая математика” Золтана Дьенеша 5
Методика Глена Домана 5
Методика Марии Монтессори 6
Система воспитания Никитиных 7
Методика Н. А. Зайцева 8
Студии для детей 9
Развитие младенца 9
1-й месяц 9
2-й месяц 19
3-й месяц 22
4-й месяц 23
5-й месяц 24
6-й месяц 25
7-й месяц 26
8-й месяц 28
9-й месяц 29
10-й месяц 30
11-й месяц 31
12-й месяц 32
Уход за младенцем 32
Косметический распорядок дня 33
Подготовка к гигиеническим процедурам 33
Ежедневные гигиенические процедуры 33
Развитие ребенка от года до трех лет 38
Физическое развитие 38
От 1 года до 1,5 лет 41
От 1,5 до 2 лет 44
От 2 до 3 лет 45
Забота о здоровье ребенка 48
Навыки гигиены, которым следует научить вашего ребенка 48
Вредные привычки 48
Забота о зубах 48
Забота о зрении 49
Приучаем ребенка к горшку 49
Что можно сделать для того, чтобы ребенку нравилось купаться 50
Автор-составитель Валерия Вячеславовна Фадеева
Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет
Дорогие родители!
Ребенок – уникальное существо, обладающее огромнейшими возможностями и способное достичь всего, чего только пожелает! Ваша задача – терпеливо, с любовью и уважением помочь ему развить все самое лучшее, что в нем заложено.
Воспитание ребенка – настоящее искусство и нелегкий труд.
Всем взрослым ясно: если не заботиться о здоровье малыша с самого рождения, не закалять его, не следить за режимом дня, питанием, вовремя не делать профилактические прививки, вряд ли ребенок станет физически крепким. Поэтому очень важно правильно и своевременно осуществлять эти необходимые процедуры. В данной книге даны подробные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию.
Однако одной заботы о гигиене и соблюдении режима дня мало. С ребенком необходимо заниматься, чтобы раскрыть его способности. Это особенно важно в первые три года жизни, когда его физическое и психическое развитие идет стремительными темпами.
Отдельный раздел книги посвящен раннему развитию детей. Вы узнаете, как найти и развить детские таланты, познакомитесь с наиболее известными развивающими методиками и сможете выбрать то, что подходит именно вам и вашему малышу.
Развитие ребенка и уход за ним – неразделимый процесс. Малыш развивается постоянно, каждую минуту своей жизни. Общайтесь с ним во время пеленания, умывания, смены подгузника, купания, массажа, прогулки. Именно сейчас в ваших руках его будущее. Осознайте это! Если вы хотите вырастить счастливого человека, старайтесь раскрыть и развить безграничные возможности, которые ему даны от рождения.
Желаем вам и вашему малышу совместных радостных открытий!
Раннее развитие
Особенности раннего развития
Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие авторы методик раннего развития детей, такие как Глен Доман, Шиничи Сузуки, Сесиль Лупан, Н. А. Зайцев, Б. П. и Е. А. Никитины настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.
За последние 20–30 лет изменились общепринятые нормы. Так, раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.
Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6–7 лет), а до этого они, как правило, посещают детский сад.
Естественно, что в таком возрасте раннее развитие несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.
Раннее развитие подразумевает активную позицию матери по отношению к ребенку в первые годы его жизни (ведь именно она проводит с ним больше всего времени). Эго непрерывный кропотливый труд, требующий постоянного участия в жизни ребенка и творческого напряжения.
Как найти и развить таланты в ребенке
Способности – это развитые природные задатки. Талант – наиболее ярко выраженные способности. Поэтому, прежде чем найти талант у ребенка, нужно раскрыть его способности.
Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.
Имейте в виду, что раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
Удивительные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: “Не сумма знаний, не набор рецептов – их вообще не существует, ибо примененное – и удавшееся! – к одному может оказаться – и оказывается – совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное – своя удаленность от нас. II добиться победы можно, лишь относясь к детям – ко всем детям – как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем не зримое никому сплетение дарований – вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания”.
Помните, каждый ребенок – талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в нем все самое лучшее, что в нем есть и развивать те возможности, которые в нем заложены при рождении.
Прежде всего, взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное “выращивание” и “ускоренное развитие” часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.
Когда следует начинать
Конечно, чем раньше начинать развивать способности ребенка, тем лучше. Но не стоит понимать это буквально, т. е. совсем не обязательно сразу же после возвращения из роддома загружать кроху изучением букв, запоминанием цифр и освоением навыков ИЗО. Так как в первую очередь в раннем детстве закладываются основы для развития мозга ребенка, то у малыша просто должна быть возможность активно познавать мир. Потрогал игрушку, рассмотрел мамино лицо, запомнил запах маминого молочка… Все это бесценный опыт, который способствует развитию детского интеллекта. Но помимо умственных навыков ребенку необходимы и эмоциональные впечатления. Согласно исследованиям, если младенца не берут на руки, не ласкают и не хвалят, то его мыслительные процессы замедляются.
Безусловно, в детстве все ребятишки талантливы. Они с удовольствием рисуют, танцуют, поют. Поэтому определение способностей у 2-4-летних малышей обычно не составляет особого труда. Просто наблюдайте за своим ребенком, поддерживайте и стимулируйте его любовь к занятиям.
Как помочь ребенку раскрыть свои способности
➭Наберитесь терпения и почаще наблюдайте за своим малышом: в какие игры он любит играть, чем ему нравится заниматься и что у него не очень хорошо получается делать. Не стоит строить далеко идущие планы о будущей профессии ребенка. Например, “наш сын обязательно станет военным, ведь у нас династия!” Ваши желания – это одно, а способности и наклонности ребенка – другое.
Источник
Коллектив авторов
Развитие ребенка и уход за ним от рождения до трех лет
© ООО «Издательство «Мир и Образование», 2019
* * *
Дорогие родители!
Ребенок – уникальное существо, обладающее огромнейшими возможностями и способное достичь всего, чего только пожелает! Ваша задача – терпеливо, с любовью и уважением помочь ему развить все самое лучшее, что в нем заложено.
Воспитание ребенка – настоящее искусство и нелегкий труд.
Всем взрослым ясно: если не заботиться о здоровье малыша с самого рождения, не закалять его, не следить за режимом дня, питанием, вовремя не делать профилактические прививки, вряд ли ребенок станет физически крепким. Поэтому очень важно правильно и своевременно осуществлять эти необходимые процедуры. В данной книге даны подробные рекомендации по уходу за детьми и их воспитанию.
Однако одной заботы о гигиене и соблюдении режима дня мало. С ребенком необходимо заниматься, чтобы раскрыть его способности. Это особенно важно в первые три года жизни, когда его физическое и психическое развитие идет стремительными темпами.
Отдельный раздел книги посвящен раннему развитию детей. Вы узнаете, как найти и развить детские таланты, познакомитесь с наиболее известными развивающими методиками и сможете выбрать то, что подходит именно вам и вашему малышу.
Развитие ребенка и уход за ним – неразделимый процесс. Малыш развивается постоянно, каждую минуту своей жизни. Общайтесь с ним во время пеленания, умывания, смены подгузника, купания, массажа, прогулки. Именно сейчас в ваших руках его будущее. Осознайте это! Если вы хотите вырастить счастливого человека, старайтесь раскрыть и развить безграничные возможности, которые ему даны от рождения.
Желаем вам и вашему малышу совместных радостных открытий!
Раннее развитие
Особенности раннего развития
Раннее развитие – интенсивное развитие способностей ребенка в раннем возрасте (от рождения до 3 лет). Многие авторы методик раннего развития детей, такие как Глен Доман, Шиничи Сузуки, Сесиль Лупан, Н. А. Зайцев, Б. П. и Е. А. Никитины настаивают на том, что такое развитие не раннее, а как раз своевременное, что традиционная педагогика отстает от современных методик, что потенциал ребенка намного богаче, чем было принято считать.
За последние 20–30 лет изменились общепринятые нормы. Так, раньше практически все дети приходили в школу не умеющими читать, а сейчас никого не удивляет пятилетний читающий ребенок.
Однако дети по-прежнему начинают учиться в школе как раз в тот период, когда рост мозга уже почти закончен (6–7 лет), а до этого они, как правило, посещают детский сад.
Естественно, что в таком возрасте раннее развитие несовместимо с традиционными, садовско-школьными способами обучения.
Раннее развитие подразумевает активную позицию матери по отношению к ребенку в первые годы его жизни (ведь именно она проводит с ним больше всего времени). Это непрерывный кропотливый труд, требующий постоянного участия в жизни ребенка и творческого напряжения.
Как найти и развить таланты в ребенке
Способности – это развитые природные задатки. Талант – наиболее ярко выраженные способности. Поэтому, прежде чем найти талант у ребенка, нужно раскрыть его способности.
Многие родители мечтают вырастить талантливого ребенка. Но это не просто. Зато очень увлекательно.
Имейте в виду, что раскрытие одаренности во многом зависит от социального окружения и обучения, но при этом признается влияние внутренних условий – природных задатков (анатомо-физиологических особенностей).
Удивительные слова написал детский писатель Альберт Лиханов: «Не сумма знаний, не набор рецептов – их вообще не существует, ибо примененное – и удавшееся! – к одному может оказаться – и оказывается – совершенно неприменимым к другим, ибо у каждой звезды свой свет, своя температура, своя атмосфера, а самое главное – своя удаленность от нас. И добиться победы можно, лишь относясь к детям – ко всем детям – как к звездам! Смотреть на дитя и видеть в нем не зримое никому сплетение дарований – вот высшее педагогическое предназначение тех, кто отдает себя высокому делу воспитания».
Помните, каждый ребенок – талантлив и уникален! Нужно только стараться видеть в нем все самое лучшее, что в нем есть и развивать те возможности, которые в нем заложены при рождении.
Прежде всего, взрослым необходимо быть бережными по отношению к малышу. Искусственное «выращивание» и «ускоренное развитие» часто приводят к такому результату, как если бы вы развернули бутон. Тогда ему так и не стать прекрасным цветком.
Когда следует начинать
Конечно, чем раньше начинать развивать способности ребенка, тем лучше. Но не стоит понимать это буквально, т. е. совсем не обязательно сразу же после возвращения из роддома загружать кроху изучением букв, запоминанием цифр и освоением навыков ИЗО. Так как в первую очередь в раннем детстве закладываются основы для развития мозга ребенка, то у малыша просто должна быть возможность активно познавать мир. Потрогал игрушку, рассмотрел мамино лицо, запомнил запах маминого молочка… Все это бесценный опыт, который способствует развитию детского интеллекта. Но помимо умственных навыков ребенку необходимы и эмоциональные впечатления. Согласно исследованиям, если младенца не берут на руки, не ласкают и не хвалят, то его мыслительные процессы замедляются.
Безусловно, в детстве все ребятишки талантливы. Они с удовольствием рисуют, танцуют, поют. Поэтому определение способностей у 2–4-летних малышей обычно не составляет особого труда. Просто наблюдайте за своим ребенком, поддерживайте и стимулируйте его любовь к занятиям.
Как помочь ребенку раскрыть свои способности
♦ Наберитесь терпения и почаще наблюдайте за своим малышом: в какие игры он любит играть, чем ему нравится заниматься и что у него не очень хорошо получается делать. Не стоит строить далеко идущие планы о будущей профессии ребенка. Например, «наш сын обязательно станет военным, ведь у нас династия!» Ваши желания – это одно, а способности и наклонности ребенка – другое.
♦ Окружайте любовью. Ребенок активно развивается, растет эмоционально здоровым и крепким, если ощущает себя любимым и нужным.
♦ Уважительно относитесь к ребенку. Нередко, занимаясь ускоренным развитием интеллекта, взрослые забывают о том, что у малыша есть не только мозг, но и сердце, и душа. Мы можем помогать ему, однако многое зависит и от него самого. Что взрослые действительно могут сделать, так это помочь ребенку обрести себя. Для этого нужно научиться бережному отношению к самым ранним проявлениям детских способностей. Ведь для многих взрослых в порядке вещей весьма неуважительно относиться к ребенку. Иначе при общении с ним они бы не позволяли себе подобных фраз: «Не трогай!», «Уйди отсюда!», «Сейчас же положи, я кому сказала!», «Вот я до тебя доберусь!»
♦ По мнению психологов, до 10 лет ребенка вообще нельзя ругать за интеллектуальные неудачи. Можно высказывать свое недовольство только по поводу его организационных проступков (раскидал свою одежду, не доделал задание и т. п.). А вот хвалить ребенка следует даже за маленькую удачно выполненную работу. Это придает ему уверенности в себе и своих силах.
♦ Дарите свое внимание. Общение с близкими любящими людьми принесут малышу наибольшую пользу. Вовсе не обязательно устраивать ежедневные походы в парк или чтение вслух детских книг. Можно заняться вместе с крохой уборкой или сходить в магазин.
♦ Развивайте самостоятельность. При планировании распорядка дня старайтесь, чтобы временны́е рамки не были слишком жесткими. Постоянные ограничения и спешка мешают развитию изобретательности, фантазии и воображения. Предоставляйте ребенку возможность занимать самого себя, но при этом не теряйте бдительности!
Источник
Валерия Фадеева
Массаж и гимнастика для самых маленьких от рождения до года
© ООО Фадеева В. В. Текст
© ООО «Издательство Астрель»
* * *
От автора
Большинство людей любит массаж, так как эта процедура не только полезна и благотворна по своему влиянию на организм и мышечную структуру, но и очень приятна. Вашему новорожденному младенцу тоже очень понравятся нежные ласковые прикосновения маминых рук. Всего 15 или 20 минут в день, уделенных вашему малышу, и потрясающие результаты не заставят себя долго ждать.
Во время массажа малыш привыкает к маминым прикосновениям, познает границы собственного тела, узнает, что можно не только шевелить ручками и ножками, а проделывать ими много необычных движений. Учеными уже давно доказано, что детки, которым регулярно делают массаж и занимаются с ними гимнастикой, гораздо быстрее развиваются и намного раньше других малышей начинают активно изучать окружающий мир.
Детские психологи и врачи-педиатры считают, что массаж и физические упражнения с крошкой должны обязательно сопровождаться улыбками и разговорами. Разговаривать с ребенком во время массажа нужно обязательно, так как это отличная стимуляция речевого развития и, конечно же, общение.
Особенность массажа – это воздействие на весь организм в целом при помощи определенных прикосновений и воздействий на кожный покров. У совсем маленьких новорожденных малышей еще недостаточно развиты как зрительные, так и слуховые анализаторы, зато кожный анализатор созрел полностью. Поэтому массаж для новорожденных деток в первую очередь полезен тем, что он стимулирует физическое и речевое развитие, координацию движений, сенсорное восприятие, слух и даже внимание. Нежные, бережные прикосновения маминых рук вызывают у крохи не только двигательные, но и эмоциональные, а чуть позже и предречевые реакции (гуление, гуканье, попытки открывать рот точно так же, как мама, как бы пытаясь повторить сказанное ею).
Тем малышам, у которых нет никаких отклонений в здоровье и физическом развитии, до года жизни обычно назначают три курса массажа в день. Процедуру массажа можно доверить специалисту, а можно делать и дома самостоятельно.
Для того, чтобы мама могла самостоятельно проводить сеансы массажа своему малышу, и написана эта книга.
Общайтесь со своим ребенком, делайте массаж и гимнастику и будьте здоровы!
Возраст с 0 до 3 месяцев
Для стимуляции физического развития детей первого года жизни профессионалами разработаны специальные комплексы упражнений массажа и гимнастики, с которыми должны ознакомить родителей в любой детской поликлинике, где педиатр наблюдает за здоровьем и развитием их ребенка.
Роль массажа в развитии
Массаж способствует здоровому росту младенца и играет важную роль в его физическом и психическом развитии. Улучшается кровообращение и укрепляется иммунная система ребенка.
Именно массаж позволяет ребенку и родителям лучше узнать друг друга и, таким образом, способствует укреплению связи между ними. А тому, кто делает массаж, становится легче обращаться с ребенком.
Поэтому, дорогие родители, регулярно делайте массаж своему крохе. И все будут счастливы!
С 2-3-недельного возраста и до 1,5 месяца при массаже рекомендуется применять только легкие поглаживания рук, ног, спины, живота. Полезно проводить массаж стоп и ладошек.
Полезные подсказки
Если вы массаж и гимнастику проводите сами, не привлекая для этой цели опытного массажиста, постарайтесь соблюдать следующие условия:
• Процедуры проводить не раньше, чем через час-полтора после кормления, во время активного бодрствования новорожденного, желательно утром.
• Ребенок должен лежать на пеленальном столике или другой твердой поверхности и быть здоровым и спокойным в этот момент.
• Массаж надо проводить регулярно, постепенно увеличивая продолжительность его воздействия.
• Ваши движения должны быть медленными и ритмичными, от периферии к центру.
• Руки должны быть теплыми. Украшения с них лучше снять. Начинать надо с самых простых приемов, обращаясь с ребенком осторожно.
• Не отвлекайтесь на другие дела и разговоры, даже по телефону.
Основные приемы массажа
Для массажа младенцев используется четыре основных приема классического массажа:
• поглаживание;
• растирание;
• разминание; вибрация.
Самый щадящий прием массажа – это поглаживание, поэтому с него чаще всего и начинают процедуру массажа младенцу, учитывая, что у ребенка очень тонкая и нежная кожа.
После поглаживания уже можно использовать и остальные приемы классического массажа, но очень осторожно, с учетом того, что массаж проводится ребенку первого года жизни, а не более взрослым детям.
Как проводить поглаживание
Начиная массаж младенца с поглаживания, мы подготавливаем массируемую область для других элементов массажа. А сам прием поглаживания состоит в том, что рука, производящая массаж, скользит по коже, не сдвигая ее в складку, и при этом надавливает на массируемую область.
В зависимости от степени давления руки массажиста на массируемую поверхность тела поглаживание может быть поверхностным и глубоким.
Благодаря поверхностному поглаживанию расслабляются мышцы, улучшается питание кожи, оказывается успокаивающее влияние на нервную систему.
Глубокое поглаживание, активизируя кровообращение, улучшает кровоснабжение органов и тканей, усиливает обмен веществ, в связи с чем повышается аппетит младенца и увеличивается масса тела, что особенно важно при замедленной прибавке веса.
Поглаживание осуществляется медленно и ритмично, начиная с небольшого давления на тело, которое постепенно усиливается, и снижается вновь по мере завершения процедуры.
Производят поглаживание ладонью или тыльной поверхностью кисти, учитывая направление лимфотока, в сторону направления его к близлежащим лимфатическим узлам. Например, на руках – от кисти к подмышечным впадинам, а на ногах – от стопы к паховой области.
Поглаживанием не только начинают, но и заканчивают процедуру.
Как поглаживать ручки малыша
Ребенка укладывают на спинку, а мама-массажист (или папа) становится к его ножкам. Левую ручку младенца приподнимают правой рукой, после чего, двигаясь от кисти к плечу, мама левой рукой производит поглаживание внутренней и наружной поверхности ручки ребенка.
Точно так же поглаживают и правую ручку ребенка.
Научившись правильному поглаживанию ручек младенца, вы можете использовать и прием обхватывающего поглаживания, благодаря которому можно одновременно поглаживать внутреннюю и наружную поверхности верхних конечностей ребенка.
При обхватывающем поглаживании внутренняя поверхность руки массируется большим пальцем, в то время как наружная поверхность этой же ручки массируется остальными пальцами.
Как поглаживать ножки малыша
Младенец должен лежать на спинке. На ладонь своей левой руки маме надо положить правую ножку ребенка. Своей правой рукой мама должна произвести поглаживание наружной и задней части голени и бедра младенца в направлении от стопы к бедру.
Источник