Развитие ребенка от простого к сложному

Развитие ребенка от простого к сложному thumbnail

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

От простого к сложному: 8 способов развития внимания у ребенка

Как развивать и тренировать внимание малыша-дошкольника, чтобы он умел концентрироваться на предмете, не отвлекаясь на посторонние факторы? Предлагаем несколько способов.

Внимание – одно из уникальных свойств психики человека. Без него невозможно достичь успехов в игре, учебе и спорте. Поэтому так важно развивать внимание с раннего возраста.

Энциклопедическая справка
Внимание отличают внешние и внутренние проявления. Признаки внешних проявлений:
напряженная поза и сосредоточенный взгляд. Признаки внутренних проявлений
внимания: учащение сердцебиения и дыхания, выделение адреналина в крови.

7 граней внимания

Внимание обладает рядом свойств:

  • объемом;
  • устойчивостью;
  • концентрацией;
  • избирательностью;
  • распределением
  • переключаемостью;
  • произвольностью.

Последствия нарушения свойств внимания

Важно знать, что нарушение даже одного из свойств внимания может привести к отклонениям в поведении и деятельности ребенка. При малом объеме внимания возникнет невозможность концентрироваться сразу на нескольких предметах. Неустойчивое внимание и слабая концентрация скажутся на быстром отвлечении и ослаблении интереса. При недостаточной избирательности не получится концентрироваться на каком-либо отдельном элементе материала, необходимом для решения вопроса. Неумение переключать внимание усложнит процесс обучения, так как ребенку будет непросто направлять мысли в новое направление. Слабо развитая способность распределения внимания скажется на неумении качественно выполнять несколько дел одновременно. А вот при недостаточной произвольности внимания усложнится способность сосредоточиться  на чем-либо другом по просьбе другого человека.

Дети 5,5–6,5 лет примерно в 4 раза дольше могут заниматься малоинтересным
для них делом и почти в 5 раз реже отвлекаются на посторонние объекты по сравнению
с детьми 2,5–3,5 лет. Младшие дошкольники могут играть в одну и ту же
игру 30–50 минут, а к 5–6 годам длительность игры возрастает до 2 часов.

8 способов развития внимания

Способ развития внимания № 1: проявление эмоций
Дети дошкольного возраста не могут долго концентрировать свое внимание на одной задаче. Известно, что чаще всего они отвлекаются на дело более эмоционально привлекательное. Поэтому во время развивающих игр или занятий взрослым необходимо не прятать эмоции и не превращать занятия в сухой и скучный урок.

Способ развития внимания № 2: подробный и понятный инструктаж
Независимо от того, предстоит ребенку игра или учебное занятие, взрослый должен подробно объяснить малышу, что ему требуется делать. Пошаговая инструкция поможет лучше понять задачу.

Способ развития внимания № 3: способность запоминать инструкцию
Ребенка важно научить удерживать инструкцию в памяти на протяжении всего занятия. Для проверки взрослым рекомендуется просить малыша комментировать свои действия, помогать другим участникам игры, а также повторять инструкции, полученные перед игрой или занятием.

Способ развития внимания № 4: приобретение навыков самоконтроля
Повторяя инструкцию во время игры, дети не только освежают ее в памяти, но и учатся анализировать свои действия. При этом многие самостоятельно находят допущенные ошибки и исправляют их.

Способ развития внимания № 5: задания, немного превосходящие потенциал ребенка
Чтобы ребенок учился удерживать свое внимание, развивающие занятия могут слегка превосходить его потенциал. Для этого можно периодически усложнять задачу, но при этом не ругать непоседу, если он начал отвлекаться. Правильнее говорить не «Не крутись», «Не отвлекайся», «Не смотри по сторонам», а, к примеру, «Допиши еще строчку, и пойдем играть».

Способ развития внимания № 6: выбор правильного момента для занятий
Дети сложно переключают свое внимание с одной задачи на другую, если были всецело погружены в первую, а их прервали. Поэтому стоит дождаться, пока интерес ребенка к предыдущему процессу не будет исчерпан.

Способ развития внимания № 7: создание комфортных условий для занятий
Чтобы ребенок не отвлекался во время занятий, в комнате должен быть минимум потенциальных отвлекающих факторов. Поэтому правильнее разделить помещение на игровую зону и учебную.

Способ развития внимания № 8: использование непроизвольного внимания
Если ребенок внезапно отвлекается от учебного процесса, возвращать его внимание надо не в приказной форме, а нестандартным методом. В зависимости от детского возраста это может быть почтальон с важным письмом о продолжении игры или занятия, звон колокольчика или хлопок в ладоши. 

В дошкольном возрасте у ребенка формируется произвольное внимание,
предполагающее тщательное выполнение интересных и неинтересных заданий.
Уровень развития произвольного внимания во многом определяет
успешность обучения ребенка в школе.

Развитие внимания: от простого к сложному

В дошкольном возрасте детей проще учить новому в игровой форме: запоминать буквы и цифры, читать и писать. Поэтому даже в самом скучном, на первом взгляд, процессе взрослым необходимо найти «изюминку», чтобы ребенку было интересно приниматься за дело и, что самое главное, не испытывать желания отвлекаться на посторонние факторы.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, профессор, клинический психолог: «В первые месяцы жизни у ребенка отмечается только непроизвольное внимание: начиная с 3 месяца он все больше интересуется внешними объектами, наиболее близкими к нему, а в 5–6 месяцев он уже может длительно рассматривать предмет, ощупывать его, брать в рот.

Зачатки произвольного внимания обычно проявляются к концу 1 года жизни малыша, в 2–3 года ребенок рассматривает картинки всего 6–8 секунд, а к 6 годам все больше проявляется произвольный характер внимания  – в этом возрасте дошкольник обычно сосредотачивает свое внимание на объекте от 12 до 20 секунд.

Общение и прогулки с родителями, игры, в которых дети подражают взрослым, манипулирование предметами, рассматривание картинок с заданной целью – все это обогащает опыт ребенка, а вместе с тем развивает его интересы, внимание, память».

5 причин устойчивости детского внимания:

  • общее состояние организма;
  • эмоциональное состояние ребенка;
  • тип нервной деятельности;
  • наличия интереса к деятельности;
  • условия, созданные для занятий.


Эксперт: Галина Филиппова, врач-терапевт, кандидат медицинских наук
Автор: Елена Нерсесян-Брыткова

В материале использованы фотографии, принадлежащие shutterstock.com

Источник

галина попова
Дополнительное образование «От простого к сложному»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад комбинированного вида «Сардана» МО АР

Программа дополнительного образования

«От простого к сложному»

Для детей от 3 до 7 лет

Профиль деятельности: декоративно-прикладное искусство

Творческое объединение «Умелые ручки»

Возрастной состав обучающихся: дети 3-7 лет

Продолжительность образовательного процесса: 4 года

Разработала: воспитатель Попова Галина Егоровна

с. Хатыстыр 2016г.

Пояснительная записка

Актуальность: Человек от природы – творец. Для этого у него есть всё: воображение, мысли, идеи и тело, которое воплощает все это в жизнь. Как же интересно наблюдать свои идеи, выраженные в танце, звуке, красках, глине или тесте! Танец пальцев придает материи форму, заданную нашим воображением, а название этому «танцу» рук – ЛЕПКА!Материалов для лепки предостаточно: глина, пластилин, гипс, тесто, снег, песок! Лепить можно даже из хлеба и воска. Лепка – любимое и одно из увлекательнейших, полезнейших занятий детей и многих взрослых. Лепка из любого пластичного материала хорошо успокаивает нервную систему, успокаивает и умиротворяет. Лепка является не только компонентом арт-терапии. Она способствует развитию зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе.

Проблема: Наблюдения за детьми в младшей группе показали, что 70% детей обладают низким уровнем развития мелкой моторики рук. Они не умеют пользоваться ножницами, плохо рисуют карандашами и красками, с трудом держат ложку и вилку. Дети робкие и застенчивые, неуверенные в своих силах.

Гипотеза: данная программа поможет детям в осознании и развитии своей индивидуальности и самореализации своих творческих способностей. Работа с пластичным материалом – это, своего рода упражнения, которые окажут помощь в развитии тонких дифференцированных движений, координации, тактильных ощущений детей. Всему,что так необходимо ребенку в школе: воспитанию усидчивости, аккуратности, терпению; развитию ловкости рук и точности глазомера; овладению технологическими операциями и, прежде всего, творческому подходу к любой работе, радость творчества посредством самовыражения через изготовление собственных изделий.

Программа «От простого к сложному» построена по учебному плану и рассчитана на 4 года. Участники программы – дети 3-7 лет с низким уровнем развития мелкой моторики.

Цель программы: помочь развить мелкую моторику, творческие, коммуникативные способности и художественный вкус ребенка, посредством изобразительного искусства – лепка.

Новизна программы «От простого к сложному» в использовании различного пластичного материала в сочетании с природным и дополнительным материалом по нарастающей сложности способов лепки.

1. 2 младшая группа – лепка различных предметов из пластилина (глины) в сочетании с природным и бросовым материалом (рис, гречка, горох, семечки и т. д.);

2. Средняя группа – создание пластилиновых картин на картоне в сочетании дополнительным материалом (бусинки, стразы, пайетки и т. д.);

3. Старшая группа – декоративная лепка из соленого теста, роспись изделия гуашью;

4. Подготовительная группа – создание из глины сюжетных (индивидуальных и коллективных) композиций по сюжетам известных сказок «Настольные сказки в подарок детскому саду».

Разработанные нами занятия решают следующие основные задачи:

– обогащение и расширение художественного опыта дошкольников;

– развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста, привитие ручных умений и навыков, необходимых для успешного обучения в школе;

– развитие художественного восприятия, памяти, образного мышления, воображения, речи, приобщение детей к творчеству.

Образовательные:

– формирование произвольных координированных движений пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук);

– формирование практических умений и навыков;

– обучение разнообразным приемам и методам;

– учить создавать коллективные работы.

Развивающие:

– развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;

– совершенствование движений рук;

– развитие познавательных психических процессов: произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, память;

– развивать эстетическое восприятие мира, природы, художественного творчества взрослых и детей;

– развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов;

– развитие речи детей.

Воспитательные:

– воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества и т. д.);

– побуждение к творческой деятельности, раскрытие творческих способностей, воображения и фантазии;

– воспитывать и развивать художественный вкус;

– воспитывать усидчивость, целенаправленность.

Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану:

1. Создание игровой ситуации для привлечения внимания и развития эмоциональной отзывчивости детей (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж, нуждающийся в помощи; игры-драматизации; упражнения на развитие памяти, внимания и мышления; подвижные игры).

2.Лепка изделия: знакомство с изображаемым предметом, последовательностью действий и приемами лепки (иногда желательно дать ребенку возможность самому подумать, как лучше выполнить поделку). Необязательно заранее изготавливать образец изделия; можно рассмотреть и ощупать предмет или создать изображение по памяти.

3. Доработка изделия с помощью дополнительного материала (необходимо при этом обращатьвнимание детей на выразительные средства: правильно подобранные нужные цвета и интересные детали).

4. Рассматривание готовых работ (им дается только положительная оценка). Дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои поделки. Обыгрывание с готовым изделием.

В рабочей программе предусмотрено использование различных видов дидактических игр по художественному творчеству:

• На целенаправленное развитие восприятия цвета;

• На восприятие формы;

• На восприятие качеств величины;

• На количество предметов;

• На развитие речи, мышления;

• На развитие первоначальных представлений о природе, окружающем мире.

Наглядно – образный материал:

1. Иллюстрации и репродукции.

2. Образцы работы.

3. Игровые атрибуты.

4. Стихи, загадки.

5. Беседы.

6. Открытки (фотографии, картинки, рисунки детей) для рассматривания

Методические приемы:

• показ технологических приемов.

• рассматривание игрушек, скульптуры и т. д.

• рассматривание иллюстраций из книг, фотографий, картин и т. д.

• игровые приемы (приход героя и др.).

• упражнение детей в навыках использования инструментов для лепки (стеки, печатки и т. д.).

Дидактический материал:

• аудиозаписи;

• использование образцов (муляжи, игрушки, поделки из соленого теста, скульптуры, макеты).

Техническое оснащение:

дополнительный материал для создания выразительного образа (бисер, бусинки, леска, пайетки, кусочки меха).

• инструменты для лепки (стеки, печатки, колпачки от фломастеров и др.).

Форма работы:

• Совместная деятельность с педагогом.

Принципы построения работы:

• От простого к сложному.

• Связь знаний, умений с жизнью, с практикой.

• Научность.

• Доступность.

• Системность знаний.

• Воспитывающая и развивающая направленность.

• Всесторонность, гармоничность в содержании знаний, умений, навыков.

• Активность и самостоятельность.

• Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

Способы лепки:

1. Конструктивный – лепка предмета из отдельных кусочков (раскатывать, вытягивать, сплющивать, прищипывать, соединять вместе).

2. Скульптурный – из целого куска. Превращая его в фигуру.

3. Комбинированный – сочетание в одном изделии разных способов лепки.

4. Модульная лепка – составление объемной мозаики или конструирование из отдельных деталей.

5. Лепка на форме – использование готовых форм под основу.

Занятия проводятся в течение учебного года (с сентября по май) один раз в неделю с группой детей с низким уровнем развития мелкой моторики, продолжительностью от 10 до 25 минут в зависимости от возраста воспитанников.

Предполагаемый результат работы кружка:

• сформируется общая осведомленность детей;

• повысятся технические навыки и умения;

• разовьется моторика рук;

• дети будут проявлять творчество в процессе лепки;

• станет устойчивым интерес к изотворчеству на занятиях и самостоятельной деятельности.

Способ проверки: проверка умений и навыков по диагностике программы «Воспитание и обучение в детском саду».

Форма подведения итогов: выставка работ детей.

Список использованной литературы

1. Халезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду/ под ред. М. Б. Зацепиной. М.: Сфера, 2005.

2. Серия рабочих тетрадей «Искусство – детям»: «Филимоновская игрушка», «Городецкая роспись», «Хохломская роспись», «Дымковская игрушка», «Волшебный пластилин», «Простые узоры и орнаменты», «Узоры Северной Двины», «Сказочная гжель», – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Источник

Тема раннего развития детей в последнее время стала очень модной. Кому из родителей не хочется, чтобы его ребенок был умным и развивался всестороннее, и как можно раньше. Множество споров разгорается вокруг этой темы. Кто то считает, что раннее развитие необходимо для ребёнка, а кто то, что оно вредит его физическому и психологическому здоровью. Давайте попробуем разобраться сами, когда начинать развивать своих детей, не навредив им.

Что же такое раннее развитие?

«Раннее развитие» — это комплекс мер (а так же и их результат), направленных на эффективное физическое, эмоциональное и интеллектуальное развитие ребенка с первых дней жизни до трех месяцев.

Какие методики существуют?

Методик по раннему развитию очень много, ниже приведены самые популярные из них.

Одна из самых популярных. Суть методики в том, чтобы ребенок развивался самостоятельно. Взрослый должен показывать пример малышу, тем самым направляя его способности в нужное русло, наблюдать и ни в коем случае не ограничивать не в чем. Огромную роль играет разнообразная предметная среда, направленная на самостоятельное экспериментирование, познавание окружающего мира.

Это советская семья, воспитавшая 7 детей. Воспитание проходило по собственной системе. Главная цель не мешать, а помогать ребенку, создавая необходимые условия. Участие родителей в жизни ребенка обязательно, но, не навязывая свою помощь, если малыш не просит. Родители пример для детей. Важное место в развитие ребенка занимает физическая культура, закаливание, правильное питание.

  • Вальдорфская школа

Вальдорфская система развития не одобряет раннее интеллектуальное развитие. Познания мира должны происходить в процессе творческой и трудовой деятельности. Дети играют только игрушками из натуральных материалов и желательно сделанными своими руками. До 7 лет ребенок получает новые знания через подражание. С 7 до 14 добавляются чувства и эмоции, и только с 14 логика. Телевизор, компьютер не должны присутствовать в жизни ребенка.

  • методика Глена Домана

Методика Глена Домана содержит в себе физические упражнения и интеллектуальные тренажеры. Для получения результатов заниматься необходимо регулярно. Занятия проводятся до 7 лет, в период роста головного мозга.

  • методика Зайцева

Николай Зайцев разработал комплекс пособий по обучению детей (кубики, таблицы). Особенность, что все пособия наглядные и последовательные. Подходит для детей любого возраста.

  • система Сесиль Лупан

Эта методика близка системе Глена Домана. Сесиль Лупан переработала и упростила её. Родители лучшие учителя,любовь главный принцип воспитания. Все занятия от простого к сложному.

«Если я могу дать человеку жизнь, почему самая большая радость приобщения моего ребенка к миру знаний должна достаться другим?»

Сесиль Лупан

В чем же плюсы раннего развития ребенка?

  • В современном потоке информации более высокие требования к человеку. Чтобы ребенок смог соответствовать требованиям современного общества необходимо более раннее овладение им различных способностей и умений.
  • Всестороннее развитие ребенка.
  • Раскрытие талантов ребенка.
  • Больше проводите время с ребенком (конечно при условии, что занимаетесь сами, дома).
  • Если обучение малыша проходит в развивающем центре, то это помогает в его социализации. А в дальнейшем намного упростит адаптацию в детском саду.
  • Все занятия проходят в виде игры, ребенок с легкостью, без труда обучается.

В чем минусы?

  • Если не учитывать возрастные особенности ребенка, темперамент, индивидуальные возможности и способности можно навредить.
  • Многие методики делают акцент на интеллектуальное развитие, а физическое, эмоциональное и социальное учитываются далеко не везде.
  • Если заниматься по всем правилам времени у мамы ни на что другое не останется.
  • Перегрузка нервной системы.
  • Программы раннего развитие в основном рассчитаны до 7 лет максимум.

Так развивать или нет?

Конечно, развивать и обучать! И причем в любом возрасте, не только в раннем. Только нужно это делать без фанатизма, не стремиться вырастить вундеркинда.

Советы;

  • В каждой из методик можно выбрать то, что подойдет вашей семье и вашему ребенку.
  • Необходимо условие в развитие детей это соблюдение его возрастных особенностей. Например, не надо учить читать малыша в 2 года, когда придёт время, вы сами это поймете.
  • Занятия проводить в игровой форме. И не забывайте, что маленький ребенок не может надолго увлечься одним занятием.
  • Создать разнообразную доступную предметно – пространственную среду.
  • Развивать детей необходимо всесторонне.
  • Во всем должна быть мера, занятия должными приносить малышу и вам только положительные эмоции.
  • Занятия должны проходить по интересам ребенка в данный момент, а не по вашим запланированным.
  • Важно стимулировать у детей познавательный интерес.
  • Включайте ребенка в уборку в доме, полив цветов и другую совместную деятельность, это приносит огромный вклад в полноценное развитие малыша.
  • Прогулки (особенно на природе) важная составляющая полноценного развития

А самое главное любите, уважайте ваших детей и проводите с ними как можно больше времени. Дети так быстро растут!

Источник