Развитие ребенка от месяца до полугода
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно — по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки — это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам — своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник
И вот долгожданное пополнение в семье случилось. И наш драгоценный комочек должен пройти сложный путь в развитии, потому родителям надо запастись терпением. И надо быть подготовленным к тому, чтобы хотя бы примерно знать как развивается наша кроха по месяцам. Ведь иногда может быть какое-то отклонение от нормы.
Именно до года малыши приобретают самые необходимые физические навыки: ползать, сидеть, ходить, разговаривать. Особо зацикливаться на весе/росте не надо, хватит на ежемесячном взвешивании, и там-то отслеживать. В этой статье приведены средние показатели, ведь каждые малыши индивидуальны. Даже на примере, старший ребенок ползал, а младший эту стадию пропустил и он сразу пошел. Или младший проявил пищевой интерес в 4 месяца, а старший до семи не реагировал на пищу родителей. Все индивидуально. И самое важное, ваш ребенок никому ничего не должен.
Средние показатели прибавки веса и роста
Первый месяц.
Первый месяц жизни крохи называют адаптационным. Малыш большую часть спит, бодрствование всего 2-3 часа в сутки. Какой малыш может спокойно лежать когда не спит, какой подвижный: машет беспорядочно ручками, ножками.
Так же кормление (если на ГВ) по требованию, но примерно промежуток 1,5-2 часа. И допустимо, опорожнение после каждого кормления, но также и запоры на несколько дней. Говорят, это молоко хорошо усваивается. Новый человечек может спутать день и ночь, потому важно урегулировать это. (см. статью про режим)
Прислушивается к разговору, когда с ним говорят, успокаивается на руках. Вздрагивает от резких звуков, криков, шумов. Так же может появится первая улыбка(неосознанная). А если мама много общается с ребенком, то может даже появится “агуканье”. Фиксируется взгляд на неподвижных предметах, мамином лице, подвесной мобиль. И самый главный способ общения с миром у малыша – плач. Он может плачем показать что голоден, что хочет спать, или ему неудобно в мокром подгузнике. Так же это время начала коликов, газиков. Почаще выкладывать на животик, желательно это совершать перед кормлением.
В первый месяц остаются рефлексы, которые проходят через месяц-два:
- Сосательный;
- Плавательный (если положить его животом на воду, то он будет делать плавательные движения);
- Хватательный;
- Поисковый ( если погладить щечку крохи он станет искать грудь мамы);
- Рефлекс ходьбы (если придерживать ребенка, то он начинает передвигать ножками) .
Второй месяц.
Второй месяц жизни малыша принято называть месяцем оживления.
Малыш уже может дольше не спать. Примерно, до часу. Рефлексы новорожденных начинают постепенно угасать. Идет изучение своего тела. И первыми попадают ручки. Малыш тянет их в рот, обсасывает кулачки. Могут на некоторое время приподнимать головку и удерживать ее. Держать недолго игрушки. Кроха узнает родителей и радуется им, может начать быстро-быстро дергать ручками и ножками. Если на первом месяце не заулыбался, то может в этом месяце. Так же и загулить.
Третий месяц.
На третьем месяце малыш уже может осязать окружающую обстановку. Становится любопытным, любит когда его носят столбиком, особенно лицом к людям, дабы все рассматривать. Реагирует на звуки, поворотом головы. Четко различает лица, видит больше предметов. Малыш уже более уверенно держит голову. Может опираться на свои предплечья, если положить его на животик. Важно в этот период чаще переворачивать его на животик, это профилактика газиков и поможет укрепить мышцы шеи и спины. Так же нельзя оставлять его одного, ребенок начинает переворачиваться со спины на живот. Именно, в этом возрасте много падений грудных деток. Уверенно держит игрушки и тянет их в рот. Если взять за ручки малыша будет делать попытки встать или сесть.
Может начаться обильное слюноотделение. Просто у деток нет рефлекса проглатывания слюны, но как только нервная система будет развиваться, так и это придет в норму. Может разговаривать с собой. Может играть с соской, ножками. Становится более эмоциональным, умеет громко смеяться вслух, пародирует мимику родителей. Умеет криком и плачем выражать недовольство и требовать внимания.И так же можно заметить первые черты будущего характера.
Четвертый месяц.
Этот период можно назвать быстро изменяющимся во всех сферах.
На четвертый месяц ребенок уже уверенно может держать свою голову, поварачивает ей в разные стороны. Полностью освоил переворачивания. Предпринимает первые попытки сесть, приподнимает верхнюю часть туловища. Пробует ползать на животе или разворачивается на животе в разные стороны.
Произвольно захватывает и держит игрушку одной или двумя руками, пробует ее на вкус, близко рассматривает. Также появляются любимые игрушки. Совершает первые осознанные манипуляции с предметами: стучит, бросает. При кормлении поддерживает грудь или бутылочку. На смену гулению постепенно начинает приходить лепет, могут проскальзывать первые слоги — «ма», «ба», «па». Фиксирует взгляд и пристально следит за движущимися объектами. Разглядывает свое отражение в зеркале. Ребенок при общении отдает предпочтение маме, капризничает, даже если она отошла совсем ненадолго и недалеко. Различает своих и чужих, активно улыбается, смеется, может даже визжать от восторга. Реагирует на музыку — затихает, когда ее слышит и внимательно прислушивается. Реагирует, когда произносят его имя.
Пятый месяц.
На пятом месяце жизни кроха активно использует и совершенствует свои физические навыки, и многие малыши уже могут сидеть и даже ползать по-пластунски. Высаживать самостоятельно не надо, ждите когда сядет сам. Мышцы спины еще не окрепшие, потому если даже малышок садится сам из-за них спинка малыша слабая и потому может быть согнута. Некоторые детки пытаются встать на ноги, держась за опору.
Более уверенно издает звуки, правда еще не осознанные, уже можно учить говорить простые слова, такие как папа, мама, деда, баба. Важным признаком нормального развития нервной системы является различение своих и чужих. Ребенок может насторожиться при появлении чужого человека, неохотно пойдет к нему на руки, может испугаться и громко заплакать. Он предпочитает находиться на ручках у родителей. Сам побуждает родителей к общению, тянет ручки к маме, улыбается, лепечет, произносит первые слоги. Если общения не хватает, ребенок капризничает.
Охотно играет с предметами — подтягивает к себе, бросает, стучит, облизывает. Играет во время еды. С интересом разглядывает лица на картинках. У большинства детей начинают прорезываться зубы. И так же может проснуться пищевой интерес. Малышу уже очень интересно, что едят его родители и может даже тянуться в тарелку и причмокивать. И если дать ложку ему в ручки она моментально окажется во рту. И в связи с этим можно попробовать начать прикорм. Не захочет сейчас, можно подождать и вводить уже через месяц, по ВОЗ.
Шестой месяц.
В этот период кроха уже может полностью сам садиться отсидеть некоторое время, проползти небольшой путь до игрушки или другой какой заинтересовавшей его вещи. Перекладывать из руки в руку игрушку. Может появится “пинцетный” захват. Формируются простые причинно-следственные связи: толкнул предмет — он упал, нажал на кнопку — включилась музыка, или переключился канал. Ребенок очень эмоционален, у него постоянно меняется настроение, он кричит, когда недоволен и громко смеется, когда с ним играют.
И так же можно уже научить играть в “ладушки”, малыш уже может хлопать в ладоши, играть в “ку-ку”.
Учится произносить отдельные слоги: па-па, ма-ма, либо уже умеет. Чаще всего, конечно же первое слово “мама.” И в этом возрасте деткам нравятся музыкальные игрушки, некоторые под ритмичную мелодию могут дергать ножками, ручками – как бы танцуют. А если мелодия не понравилась, могут заплакать.
В этот период также начинается знакомство крохи с другой едой, помимо молока мамы. Как и с каких продуктов вводить прикорм надо уточнить у педиатра. Обычно, если малыш набирает вес хорошо, (как минимум удвоил вес от рождения, недоношенные – утроили) то прикорм начинают с овощей. Если ребенок недобирает, то с безмолочных, безглютеновых каш. И естественно, использование специй нежелательно. Почки и кишечник для такого еще не совсем развиты.
Воду давать тоже как начали вводить прикорм обязательно. Но это если не давали ее раньше. Если малышу помогать, он может пить из кружки. И также играет с едой.
Продолжение https://zen.yandex.ru/media/id/5e35ee8b7caf8e37796bb1d3/razvitie-malysha-do-godach2-5e4ab19aa4666c694f8a026e
Источник