Развитие ребенка от года реан

Развитие ребенка от года реан thumbnail

“Психология детства” Реана А.А. (ред.) – Прайм-Еврознак, 2003. – 349 c.

(на books.google.ru)

Этот учебник дает полное представление о современных знаниях в области психологии детства от младенчества до 11 лет. Книга разделена на четыре части, каждая из которых описывает особенности психологии данного возрастного периода по следующим векторам: когнитивные особенности, аффективная сфера, мотивационная сфера, поведенческие особенности, особенности Я-концепции.

Состав авторского коллектива этой книги – уникален. В работе над книгой принимали участие семь докторов и пять кандидатов психологических наук. Из них трое – академики и один – член-корреспондент Российской Академии образования (по отделению психологии). Данный труд представляет взгляды разных психологических школ страны.

Для широкого круга специалистов в области гуманитарных наук, педагогов и родителей.

Краткое содержание

ЧАСТЬ I. ОБЗОР ОСНОВНЫХ ТЕОРИЙ РАЗВИТИЯ…… 11

1. ИСТОРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РАЗВИТИЯ …………………………… 12

2. ФОРМЫ И ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) РАЗВИТИЯ ………………………… 15

3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ …………………………………………………. 18

4. ПОНЯТИЕ ФАКТОРОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ……………….. 21

5. ПРИНЦИПЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………………. 25

6. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ…………………. 31

7. ТЕОРИИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ …………………………….. 35

8. МЕХАНИЗМ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА……………….. 51

9. ДИАГНОСТИКА ВОЗРАСТНОГО РАЗВИТИЯ………………………… 59

10. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ …………………………………………… 63

11. ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ …………………. 70

12. ВОЗРАСТНАЯ ПЕРИОДИЗАЦИЯ …………………………………… 78

13. ОСОБЕННОСТИ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЯ ДЕТСТВА…………………. 83

ЧАСТЬ II. МЛАДЕНЧЕСТВО (ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 2 ЛЕТ) .. 91

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ…………………………….. 92

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА……………………………………… 110

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА………………………………….. 122

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ……………………………. 134

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ …………………………. 145

ГЛАВА 6. СОЦИАЛИЗАЦИЯ В РАННИЕ ПЕРИОДЫ ОНТОГЕНЕЗА ЧЕЛОВЕКА ………………………………………………………. 157

ЧАСТЬ III. РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 2 ДО 6 ЛЕТ)………. 178

ГЛАВА I. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………. 179

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА……………………………………… 198

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННО-ЛИЧНОСТНАЯ СФЕРА……………………. 212

ГЛАВА 4. ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ ……………………………. 224

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ …………………………. 238

ЧАСТЬ IV. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ)…….. 257

ГЛАВА 1. КОГНИТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ……………………………. 258

ГЛАВА 2. АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА……………………………………… 273

ГЛАВА 3. МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА………………………………….. 286

ГЛАВА 4. РАЗВИТИЕ Я-КОНЦЕПЦИИ …………………………………. 302

ГЛАВА 5. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ …………………………. 322

ГЛАВА 6. ДЕТСКАЯ АГРЕССИЯ………………………………………… 334

ЧАСТЬ IV. СРЕДНЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 6 ДО 11 ЛЕТ)

Глава 1.Когнитивные особенности

Готовность к школьному обучению

Глава 2. Аффективная сфера

Эмоциональные нарушения в младшем школьном возрасте

Эмоционально-расторможенные дети

Глава 3. Мотивационная сфера…………………………… 286

Мотивация общения ……………………………………………286

Мотивация общения со сверстниками…………………………..287

Мотивация просоциального поведения ……………………………289

Формирование долга как основного морального мотива …………..290

Эмпатия…………………………………………………….291

Мотивация учебной деятельности………………………………..292

Познавательные мотивы ………………………………………293

Социальные мотивы ………………………………………….295

Исследовательская активность в области запретного………………..297

Потребность в двигательной активности…………………………..299

Глава 4. Развитие Я-концепции…………………………… 302

Я-реальное и Я-перспективное …………………………………..302

Образ тела и Я-концепция ………………………………………304

Развитие самооценки……………………………………………305

Структура самооценки. Взаимодействие когнитивного и эмоционального компонентов самооценки……………………..307

Влияние школьного обучения на развитие самооценки ребенка…….309

Самооценка ребенка и школьная успеваемость …………………..310

Возможности коррекции самооценки……………………………316

Нарушения в развитии………………………………………….318

Пограничная личностная структура. Особенности самосознания детей из групп социального риска ……..318

Глава 5. Поведенческие особенности………………………. 322

Развитие ребенка как субъекта деятельности……………………….323

Ведущая деятельность ………………………………………..323

Развитие физической активности и моторных навыков………………324

Развитие игровой деятельности ребенка…………………………326

Развитие тонкой моторики…………………………………….327

Развитие социального поведения…………………………………327

Поведение в школе……………………………………………327

Поведение в семье ……………………………………………328

Поведение в кругу сверстников…………………………………329

Половые различия……………………………………………331

Глава 6. Детская агрессия………………………………. 334

Определения агрессии…………………………………………..334

Влияние семьи на развитие детской агрессии ………………………336

Агрессия во взаимоотношениях сиблингов………………………337

Агрессивность и взаимоотношения со сверстниками………………..338

Тендерные различия…………………………………………….341

Истоки агрессивности…………………………………………..341

Смещенная агрессия………………………………………….343

Итоги возраста…………………………………………………345

Литература…………………………………………………….348

P.S.

– Смирнова Е.О. Детская психология

Учебник содержит системное изложение курса детской психологии, в котором представлены основные понятия и теории детского развития, раскрываются закономерности психического развития ребенка от рождения до окончания дошкольного детства. Развитие ребенка рассматривается в контексте его общения со взрослым, особый акцент делается на роли взрослого в каждый возрастной период. Содержащаяся в книге информация поможет читателю в создании базового психологического знания, необходимого для понимания ребенка, педагогической работы и общения с детьми.

– Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет

В пособии излагаются основные теоретические взгляды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области детской психологии, дается представление о возрастной норме и основных тенденциях развития ребенка на различных возрастных этапах.

– “Дети и подростки: психология развития” Шэффер Дэвид – СПб.:Питер, 6-е изд, 2004 год, 976 стр. Отрывок, Оглавление

Предлагаемое издание охватывает большинство основных сложных проблем, связанных с теорией и практикой развития ребенка и подростка. Особое внимание уделяется проблемам семейного воспитания с учетом тех генетических предпосылок, которые обеспечивают ребенку наиболее адекватную экологическую нишу. Отмечая имитационные способности детей, автор обращает особое внимание на адекватное поведение самих родителей и ту социальную среду, которую создают дошкольные учреждения и школа. Насыщенная множеством примеров, книга отвечает самым высоким требованиям современной дидактики: в ней представлены основные дефиниции, развернутый предметный указатель, контрольные вопросы, сложные ситуации, требующие от читателей творческого мышления.

Без сомнения, данное издание будет весьма полезным для преподавателей и студентов педагогического, медицинского, психологического и социологического профилей.

Оглавление

Предисловие научного редактора

Предисловие

Часть I. Теория и исследования в науках о развитии

Глава 1. Знакомство с возрастной психологией и ее исследовательскими стратегиями

Что такое развитие?

Развитие человека в исторической перспективе

Методы исследования в психологии развития

Обнаружение взаимных связей: корреляционный и экспериментальный проекты

Проекты изучения развития

Межкультурные сравнения

Этика исследований развития

Постскриптум: как стать опытным пользователем результатов исследований, посвященных развитию

Краткое содержание главы

Глава 2. Теории человеческого развития

Природа научных теорий

Вопросы и противоречия, относящиеся к человеческому развитию

Психоаналитическая точка зрения

Точка зрения теории научения

Теория когнитивного развития

Этологическая (или эволюционная) точка зрения

Теория экологических систем

Теории и мировоззрения

Краткое содержание главы

Часть II. Основания развития

Глава 3. Развитие и наследственность

Принципы передачи генетических признаков Хромосомные и генетические аномалии

Практическое применение: генетическое консультирование, пренатальная диагностика и лечение наследственных нарушений

Влияние наследственности на поведение

Наследственность и окружающая среда как взаимодействующие факторы развития

Достоинства и недостатки генетики поведения Краткое содержание главы

Глава 4. Пренатальное развитие, рождение и готовность новорожденных к жизни

От зачатия до рождения Влияние окружающей среды на пренатальное развитие организма

Роды и перинатальная среда

Родовые осложнения

Готовность новорожденных к жизни Краткое содержание главы

Глава 5. Физическое «я»: развитие мозга, тела и двигательных навыков

Краткий обзор созревания и роста

Развитие мозга

Моторное развитие

Период полового созревания: физический переход от ребенка к взрослому

Психологические коллизии периода полового созревания

Причины и корреляты физического развития

Краткое содержание главы

Часть III. Язык (речь), научение и когнитивное развитие

Глава 6. Первичное развитие основных когнитивных процессов: ощущение, восприятие и научение

Ранние споры о сенсорном и перцептивном развитии

«Осмысление» сенсорного и перцептивного опыта младенца

Сенсорные способности младенцев

Зрительное восприятие в младенчестве

Интермодальное восприятие

Основные процессы научения

Размышления о восприятии и научении

Краткое содержание главы

Глава 7. Когнитивное развитие: теория Пиаже и социокультурная концепция Выготского

Теория когнитивного развития Пиаже

Стадии когнитивного развития по Пиаже

Оценка теории Пиаже

Социокультурная теория Выготского

Краткое содержание главы

Глава 8. Когнитивное развитие: подход обработки информации

Поток информации и модель множественного хранилища

Индивидуальные различия в развитии навыков обработки информации

Индивидуальные различия в развитии «программного обеспечения»: стратегии и знания о «мышлении»

Альтернативная точка зрения: теория нечеткого следа

Развитие внимания

Память: удержание и извлечение информации

Решение задач и рассуждение

Развитие арифметических навыков

Оценка подхода обработки информации

Краткое содержание главы

Глава 9. Интеллект: измерение умственной продуктивности

Что такое интеллект?

Как измеряется интеллект?

Что предсказывают тесты интеллекта?

Факторы, влияющие на IQ

Социальные и культурные корреляты интеллектуальной продуктивности

Улучшение когнитивной продуктивности при помощи компенсаторного обучения

Креативность и специфические таланты

Краткое содержание главы

Глава 10. Развитие речи и коммуникативных навыков

Пять компонентов языка

Теории речевого развития

До языка: долингвистический период

Односложная речь: период холофраз

От холофраз к простым предложениям: телеграфный период

Овладение языком в дошкольный период

Изучение языка в средней школе и в подростковый период

Билингвизм: проблемы и последствия изучения двух языков

Краткое содержание главы

Часть IV. Социальное и личностное развитие

Глава 11. Эмоциональное развитие и установление интимных взаимоотношений

Обзор эмоционального развития

Эмоции и раннее социальное развитие

Темперамент и развитие

Что такое эмоциональные привязанности?

Каким образом младенцы формируют привязанности?

Индивидуальные различия в качестве привязанности

Факторы, влияющие на надежность привязанности

Привязанность и дальнейшее развитие

Равнодушный ребенок

Материнская занятость, дневной уход и раннее эмоциональное развитие

Краткое содержание главы

Глава 12. Развитие «я» и социальное познание

Развитие Я-концепции

Самооценка

Развитие мотивации достижения и представлений о себе как субъекте учебной деятельности

Кем я должен быть?

Становление идентичности

Другая сторона социального познания: знание о других

Краткое содержание главы

Глава 13. Половые различия и гендерно-ролевое развитие

Разделение на мужчин и женщин: гендерно-ролевые стандарты

Мифы о половых различиях

Тенденции развития в половой типизации

Теории половой типизации и гендерно-ролевое развитие

Психологическая андрогинность: неписаный закон XXI века?

Краткое содержание главы

Глава 14. Агрессия, альтруизм и моральное развитие

Развитие агрессивности

Альтруизм: развитие просоциального «я»

Что такое мораль?

Психоаналитические объяснения морального развития

Теория когнитивного развития: ребенок как моральный философ

Нравственность как продукт социального научения и обработки социальной информации

Влияние родителей на моральное развитие детей

Краткое содержание главы

Часть V. Экология развития

Глава 15. Семья

Понимание семьи

Социализация в кругу родителей в детском и подростковом возрасте

Влияние братьев и сестер и их взаимоотношения

Многообразие семейной жизни

Когда родители разрушают: проблема жестокого обращения с детьми

Размышления о семье Краткое содержание главы

Глава 16. Внесемейные влияния: телевидение, школа и сверстники

Воздействие телевидения на детей и подростков

Развитие детей в компьютерную эпоху Школа как посредник в социализации

Сверстники как посредники в процессе социализации

Родители и сверстники как посредники влияния

Краткое содержание главы

Глава 17. Заключение: подытожим все, что мы узнали

Основные вопросы, касающиеся развития ребенка и подростка

Мы прошли долгий путь, малыш…

Но еще так далеко идти

Глоссарий

Алфавитный указатель

Источник

Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.

Что умеет делать годовалый малыш

Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.

На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.

Также малыш умеет:

  • Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
  • Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
  • Указывать части тела;
  • По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
  • Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.

Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.

Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.

В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.

Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире – именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, – пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись – но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение – повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым – крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать – что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша – советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев

Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.

Физические навыки

  • В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки – пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
  • Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
  • Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
  • Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.

Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.

Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.

Психоэмоциональное развитие

Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.

  • Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
  • При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
  • В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло – чтобы он поиграл, но не промочил ног.
  • Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети – остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
  • Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
  • К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.

Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев

В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки

  • Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
  • Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
  • Он может катать мяч с мамой или папой – вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
  • Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
  • Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
  • Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
  • Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.

Психоэмоциональное развитие

В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.

  • Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
  • В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
  • Что касается непослушания – ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного – с ним нужно очень много общаться и играть.

Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» – «ав-ав»; «машинка» – «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.

Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет

В этом возрасте малыш не только учится думать – происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.

Физические навыки

К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.

  • Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
  • Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
  • Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
  • Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.

Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.

Психоэмоциональное развитие

За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз – до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи – познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.

  • По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам – предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
  • Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
  • В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
  • Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
  • Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.

Все индивидуально

Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!

Ваша задача – помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.

Желаем вашему малышу радостного детства с вами!

Статья на нашем канале Яндекс Дзен

Источник