Развитие ребенка от 1 года до 3 лет комплект для родителей
1. Серия «Умные книжки», Ольга Земцова. Издательство «Махаон»
Серия «Умные книжки» – это целый набор развивающих пособий для детей дошкольного возраста, причем в серию входят как обучающие пособия, так и различные сборники тестов – для того, чтобы родители могли отслеживать, какие навыки ребенка ещё требуют отработки. Вместе с «Умными книжками» дети развивают речь и память, учатся рисовать ладошками и пальчиками, осваивают понятия «вверх-вниз» и «влево-вправо», учатся находить отличия, знакомятся с цифрами и буквами, расширяют кругозор. Цель проекта «Умные книжки» – всесторонне развить ребенка и своевременно подготовить его к школе, ведь серия рассчитана на детей от 1 года до 6 лет. Автором «Умных книжек» является Земцова Ольга Николаевна, кандидат педагогических наук и руководитель Центра дошкольного развития и воспитания детей.
«Умные книжки» для детей 1-2 лет: «Развивающие тесты», «Вправо-влево, вверх-вниз», «Послушные звуки», «Запомни картинки», «Задачки для ума», «Развиваем речь», «Послушный карандаш», «Ожившие буквы», «Весёлые часы», «Цифры и числа», «Грамотейка», «Что нас окружает», «Найди отличия»
«Умные книжки» для детей 2-3 лет: «Тесты», «Рисуем ладошками», «Что должен знать и уметь ребёнок», «Вправо-влево, вверх-вниз», «Найди отличия», «Рисуем пальчиками», Послушный карандаш», «Задачки для ума», «Грамотейка», «Цифры и числа», «От слова к рассказу», «Веселые часы», «Послушные звуки», «Рисуем кулачками и пальчиками», «Что нас окружает», «Запомни картинки», «Ожившие буквы»
2. Серия «Дошкольная Мозаика», Ольга Земцова. Издательство «Махаон»
Еще одна серия пособий от Ольги Земцовой – только еще ярче, интереснее и уже с наклейками. Дети любят красочные иллюстрации, а мамы ценят пособия за интересные и полезные задания – таким образом, развивающие занятия с ребенком становятся максимально эффективными. В игровой форме малыши осваивают разделы «Мышление», «Грамота», «Развитие речи», «Математика», «Окружающий мир», «Моторика», «Сенсорика», «Внимание» и «Память» – вы только представьте, сколько пользы от небольшой серии книг!
«Дошкольная мозаика» для детей 2-3 лет: «Тесты», «Развиваем интеллект», «Развиваем внимание», «Развиваем мышление», «Цифры и счет», «Тесты с логопедом», «Знакомимся с природой», «Развиваем речь», «Готовим руку к письму», «Учим буквы», «Цвета и формы», «Развиваем память»
3. Серия «Школа Семи Гномов». Издательство «Мозаика-Синтез»
Пожалуй, самая известная в русскоязычном мире серия развивающих пособий, с которой детки знакомятся едва ли не с рождения. Серия направлена на развитие всех основных навыков и включает в себя 7 курсов (по одному на год) по 12 книг в каждом. Пособия выпускаются с большими, яркими в то же время простыми картинками, поэтому очень нравятся малышам. Кроме того, пособия включают проверенные временем задания, а также родительские странички, на которых подробно поясняется схема работы. Стоит учитывать лишь один нюанс: не все книги в курсе оказываются одинаково востребованными; поэтому многие мамы сходятся в мнении, что приобретать «Школу Семи Гномов» полными комплектами не имеет смысла. Изучите предлагаемый набор и отталкивайтесь от интересов и возрастных особенностей именно вашего малыша.
«Школа Семи гномов» 0+: «Прибаутки для малютки», «Цветные картинки», «Что как звучит?», «Мои любимые игрушки», «Кто что делает?», «Моя первая книжка», «Котик-коток», «А это какого цвета?», «Квадратик и кружок», «День и ночь», «Веселый хоровод», «Сложи картинку»
«Школа Семи гномов» 1+: «Это чей голос?», «Большой, маленький», «Пластилиновый снежок», «Веселый-грустный», «Мой дом», «В деревне и на даче», «Рисуем пальчиками», «Прогулки по городу», «Форма, цвет», «Чей это хвостик?», «Мой первый словарик», «Кто это, что это?»
«Школа Семи гномов» 2+: «Один-много», «Цвет, форма», «Пластилиновые картинки», «Времена года», «Какие бывают профессии», «На лесной полянке», «Рисуем пальчиками», «Домашние питомцы», «Кто где живет?», «Азбука для малышей», «Что такое хорошо?», «Умная вырезалочка»
4. Серия «Новый ребенок», Елена Янушко. Издательство «Эксмо»
Серия включает годовые курсы, каждый из которых содержит пособия на развитие именно тех направлений, которые являются самыми актуальными для возраста малыша. Так, к примеру, в курсе для годовалых детей вы найдете пособия для лепки, рисования и развития речи, а также многоразовые брошюры для развития творческих навыков и подробные инструкции для родителей. Автор серии – Елена Янушко, признанный эксперт в области раннего развития и автор более 200 книг на эту тему.
Серия «Новый ребенок» 1+: «Волшебные зернышки», «Пластилиновые бусинки», «Куда спряталось солнышко?» «Мои любимые зверята», «Маленькие истории про Воробушка», «Волшебное тесто», «Кто прячется под елочкой?», «Спрячь рыбку!», «Разноцветные шарики», «Приходите в зоопарк!», «Маленькие истории про Лягушку», «Подводный мир и маленький мир», «Спрячь мышку!», «Я рисую солнышко», «Маленькие истории про Котенка», «Маленькие истории про Медвежонка»
Серия «Новый ребенок» 2+: Математика (Великаны и малыши, «Считаем все вокруг», «Один, два, три!»), Развитие речи («Что умеет Зайка», «Зайка и его семья», «Про Зайку»), Аппликация («Веселые прятки», «Бумажная тучка», «Бумажные шарики»), Рисование («Веселая семейка», «Разноцветные клубочки»), Конструирование («Палочка за палочкой», «Строю домик», «Домики из шнурков»), Лепка («Испеку я пирожок», «Пластилиновые апельсины»)
5. Серия «Это Может Ваш Малыш». Издательство «Мозаика-Синтез»
Серия недорогих, но ярких и очень полезных пособий для развития мелкой моторики и творческих способностей малыша в возрасте от 1 года до 3 лет. Задания веселые, интересные, а главное – под силу малышу.
В серии: «Рисуем красками», «Времена года», «Пластилиновые прятки», «Веселое рисование», «Наклей картинку», «Рисуем ладошками», «Геометрическая аппликация»
6. Серия «Говорим правильно». Издательство «Росмэн»
Более надежной методики развития речи просто не найти. Очень простая и понятная для родителей – и очень эффективная для детей. Упражнения на координацию мышц речевого аппарата, улучшение фонематического восприятия, расширение словаря и формирование связной речи организованы в удобной последовательности от простого к сложному. Одобрена ведущими логопедами.
В серии: «Альбом по развитию речи для самых маленьких», «Альбом по развитию речи», «Альбом по развитию речи для дошкольников», «Альбом по развитию речи для будущих первоклассников», «Логопедический букварь», «Логопедическая энциклопедия»
7. Серия рабочих тетрадей «Kumon». Издательство «МИФ»
Kumon – это международный бренд родом из Японии, за которым сегодня стоит целая сеть обучающих центров по всему миру, уникальный метод изучения математики и обучения чтению, а также серия развивающих тетрадей, по которой занимается 4 миллиона детей. Главный принцип пособий – это предоставление упражнений в игровой форме, максимально привлекательной для ребенка, чтобы процесс обучения не стал для него утомительным. Кроме того, все упражнения даны в строгой последовательности «от простого к сложному», уровень нагрузки увеличивается настолько постепенно, что ребенок этого даже не замечает. Для каждого возраста предусмотрена свой набор тетрадей: есть пособия для малышей 2-4 лет, есть пособия для подростков. С тетрадями Kumon дошкольники учатся рисовать, клеить, вырезать, проходить лабиринты и многому другому.
Серия «Kumon» для детей от 2 лет: «Давай рисовать» (2 выпуска), «Давай клеить» (4 выпуска), «Давай вырезать» (4 выпуска), «Давай сложим картинки» (2 выпуска)
Серия «Kumon» для детей 2-4 лет: «Простые линии», «Волшебные линии», «Простые лабиринты», «Учимся раскрашивать», «Учимся вырезать»
8. Серия рабочих тетрадей «Gakken». Издательство «Эксмо»
Еще одна японская серия развивающих пособий – и тоже очень популярная. Задания и принцип их изложения во многом схож с «Кумоном», поэтому серии считаются практически идентичными. Любопытно, что по тетрадям «Гаккен» сегодня занимаются воспитанники государственных детских садов Японии – а там уж точно следят за качеством дошкольного образования. Поэтому смело приобретайте яркие иллюстрированные пособия с очень симпатичными персонажами на обложках – и развивайте с малышом навыки раскрашивания, рисования, прохождения лабиринтов и создания аппликаций.
Серия «Gakken» для детей 2-4 лет: «Делаю сам и учусь», «Лабиринты», «Учусь думать», «Мой первый урок», «Моя первая аппликация», «Мой первый карандаш», «Счёт, 1 ступень»
9. Серия «Одаренный ребенок. Корейская методика обучения». Издательство «Эксмо»
А вы знали, что Южная Корея входит в пятерку лидирующих стран по уровню школьной успеваемости? Неудивительно, что их методика дошкольного и школьного образования стала очень популярной. Возьмите на заметку серию пособий «Одарённый ребенок» – так называемую «корейскую» серию. Её особенность – в стремлении одновременно развивать 3 основных типа мышления ребенка: логическое (то, что мы традиционно называем словом «интеллект»), эмоциональное (умение ребенка работать со своими и чужими эмоциями) и творческое (воображение, гибкость ума, способность мыслить нестандартно). При этом все задания на все типы мышления подаются в веселой игровой форме, с большим количеством наклеек, а яркие иллюстрации дополняют образ нескучного, но эффективного пособия. Серия рассчитана на детей от 1 до 7 лет. И помните: южнокорейские педагоги полагают, что до уровня одарённого можно развить любого ребенка, нужно лишь создать благоприятную среду.
В серии для детей 1-2 лет: «Математическое мышление. Годовой курс», «Математическое мышление. Годовой курс. Продвинутый уровень»
В серии для детей 2-3 лет: «Учусь думать», «Развиваю логику», «Развиваю внимание»; «Логическое мышление», «Творческое мышление», «Эмоциональное мышление»; «Математическое мышление. Годовой курс», «Математическое мышление. Годовой курс. Продвинутый уровень»
10. Серия рабочих тетрадей «Я могу!». Издательство «Я могу!»
Серия появилась относительно недавно, но сразу завоевала место в сердцах дошкольников и их мам. Пособия по-настоящему яркие, очень современные и невероятно увлекательные; это тот редкий случай, когда ребенок сам предлагает вам «позаниматься». Рабочие тетради «Я могу!» учат детей вырезать и клеить, находить решения, запоминать, рисовать линии и проходить лабиринты. В каждом пособии – качественные иллюстрации и набор наклеек, а задания, помимо основного направления вроде прохождения лабиринта, часто сопровождаются дополнительными вопросами, стимулирующими логические рассуждения и связную речь. Особо придирчивые критики могут упрекнуть серию в частичном несоблюдении важного принципа «от простого к сложному» – но даже это не делает их менее очаровательными. Ведь ничто так не усиливает эффективность занятий, как глубокая увлечённость ребёнка – а по этому параметру серия «Я могу!» получает 10 баллов из 10 возможных.
В серии для детей 2-3 лет: «Я МОГУ вырезать и клеить!», «Я МОГУ запоминать!», «Я МОГУ находить решения!», «Я МОГУ рисовать линии!», «Я МОГУ проходить лабиринты!», «Я могу вырезать и клеить! Живые картинки»
Источник
Развитие ребёнка от 1 года до 3 лет.
Самый замечательный период в жизни ребенка – это период от 1 года до 3-х лет. Здесь мы попытаемся дать самое полное описание развития ребенка в этот период…
Ребенок растет, но темпы его роста постепенно замедляются. За второй год жизни он вырастает на 9 – 10 см, а на третьем году – на 7 – 8 см. В 2 – 3 года ваш малыш уже крепок на вид, да и вы уже обращаетесь с ним уверенно. Однако особенно не расслабляйтесь: ребенку далеко еще до устойчивого физического и психического состояния.
ТРИ ПЕРИОДА ДО ТРЕХЛЕТИЯ
В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша. Первый период – от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить. Второй период – от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера. Третий период – от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.
НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА
Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразу, да и слова, что посложнее, произносит неправильно, но вы уже знаете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в «ящичке памяти». Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать – сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение… Дитя – это ваш храм; что вы в него вложите, то в нем и останется. Его развитие останется с ним навсегда, какие бы ни были жизненные перипетии, умственного развития, знании у вашего ребенка никто не отберет. Основы этого развития, знаний закладываете вы. В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.
ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного. Не мешайте ребенку познавать мир, не говорите ему на каждом шагу «этого нельзя!», «того нельзя!», «не трогай!» и т. д. Если чего-то ребенку, действительно, нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть – посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок – полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому должно быть обидно, если ребенок теряет время, слыша очередное «нельзя!» Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз – в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Вы понимаете, что не все предметы подходящие для игр, но не спешите отнимать их у малыша – нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов. Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваше дитя довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.
ПАДЕНИЯ, ПАДЕНИЯ…
Кроме постижения мира, ребенок, после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. А вы всякий раз бросаетесь к нему на помощь. И поступаете неправильно. Еще А. М. Горький говорил своему сыну: «Падая и поднимаясь, ты растешь, мой мальчик»… Не переживайте, что ребенок часто падает; он не сильно ушибается, поскольку еще слишком легок; и переломы ему не грозят (косточки его, содержащие много органики, очень гибки). А поднимаясь, малыш развивает, тренирует мышцы. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве. Ребенок упал. Пусть поднимется сам. Ваше неучастие в этом имеет; большое воспитательное значение. Ребенок должен привыкнуть сам справляться со своими трудностями. Не то он в будущем будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи. Единственное, что от вас требуется, это поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не сюсюкайте. Разговаривайте с ребенком, как с одним из взрослых.
ВАШ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО
По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года. Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился есть сам? Ничего особенного не нужно. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не браните ребенка, если он слишком вывозится в каше. К 15-месячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой и владеют ей, если не виртуозно, то во всяком случае достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи. Вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.
ИГРЫ В ВОДЕ
Имейте в виду, что от года до полутора лет дети становятся «водяными». Вы и раньше замечали, что ребенку доставляет огромное удовольствие каждое купание – как он плещется, как смеется… А теперь малыша так и тянет к воде. Что ж, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в теплой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате, или на даче – на зеленой лужайке поставьте пластмассовый таз, или в саду – на солнышке. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними – пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает из пустого в порожнее (как раз тот случай, когда это хорошо). В магазине «Детский мир» вы можете встретить очень полезную игрушку – маленький надувной бассейн с пластмассовыми рыбками. Лучше использовать такой бассейн для забав ребенка; этот бассейн выгодно отличается от тазика тем, что не перевернется, если нажать на край, то есть ребенок не выльет на себя воду.
ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ
В этом же возрасте – от года до полутора лет – ребенок очень любит играть в песке. Впрочем, тяга к песку сохранится еще долго. И вы должны это учитывать. В городских условиях песочницу найти не проблема, да бывает песок в таких песочницах оставляет желать лучшего – то он с какой-то пылью, то с мусором, – иными словами; подобран без любви… Если у вас есть возможность, организуйте привоз в ближайшие песочницы хорошего мелкого песка. Многие дети вам будут благодарны. В сельской местности или в дачном поселке с песком и вовсе не должно быть сложностей… Пусть папа не поленится, сколотит из бросовых досок песочницу у себя на дачном участке, пусть наполнит ее чистым желтеньким песком. Это будет счастье для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми с песком; вы и не услышите ребенка, пока он не захочет есть.
В ВАШЕМ ДОМЕ ЖИВЕТ СОБАКА
Если вы соответственно ухаживаете за собакой, если уверены, что через собаку не передастся ребенку какая-нибудь инфекция, то это не опасно. И вы сами об этом знаете. Но все-таки будет разумно, если собаку вы будете держать в некотором отдалении от малыша. Нередки случаи, когда у детей бывает аллергия на шерсть домашнего животного. Некоторые родители в стремлении привить ребенку любовь к животным спешат наполнить дом птичками, черепахами, кошками, собаками, даже заводят экзотических животных. Если вы еще никого из животных не завели, то и не заводите, пока ваш ребенок мал, пока его организм не в состоянии бороться с инфекцией так же успешно, как организм взрослого человека.
ПОКУПАЕМ ИГРУШКИ СООТВЕТСТВЕННО ВОЗРАСТУ
Необходимо помнить, что ребенок играет только в те игры и теми игрушками, до которых созрел внутренне, до уровня которых поднялся. Если вы купите ребенку 1,5 – 2 лет набор фломастеров 24 цветов и роскошный альбом для рисования, то ничего хорошего из этого не выйдет. Понятно, всякий родитель хочет видеть в своем малыше вундеркинда, но вундеркинды – слишком редкое исключение. Малыш распишет вам не только альбом, но и обои на уровне своего роста. И придется делать ремонт. Ребенок повырывает из альбома все листы, скомкает и будет гонять по комнатам. А вы будете огорчены. Покупайте ребенку игрушки, соответствующие возрасту. Если же хотите купить что-то заранее, то, пожалуйста – покупайте. Но спрячьте подальше до поры, до времени. Когда ребенок подрастет, все пойдет в ход.
РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ОДЕВАТЬСЯ САМ
В возрасте 1,5 – 2 лет многие дети вполне способны сами раздеться. Но одеваться самостоятельно у них еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одеваться. Для этого необходимо время. От вас требуется немногое: когда вы одеваете ребенка, делайте это неторопливо (вообще все ваши действия по отношению к ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, прослеживая ваши действия; наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен). Можно сопровождать процесс одевания комментариями: сначала надеваем это, затем то… Случается, что дети закапризничают и не хотят одеваться, либо, наоборот, раздеваться. Как быть в таком случае? Настаивать, доводить дело до скандала? Надо попробовать отвлечь, ребенка чем-нибудь, и пока он будет «переваривать» новую информацию, сделать свое дело.
ШКАФЫ И ИХ СОДЕРЖИМОЕ
Ребенок от 1,5 до 2 лет очень подвижен. Он всюду лезет, открывает шкафы и выбрасывает из них одежду, предметы, хозяйничает в папином письменном столе, если попадается что-то хрупкое, ненароком сломает. Как с этим быть? Запрещать или все позволять? Запрещать не следует. Ребенок подвижен – это так и должно быть. Но и не надо все позволять. Чтобы вам не приходилось нервничать, все предметы, какие ребенок может сломать или какие могут причинить ему вред, уберите подальше – на шкаф, на стенку, на полку, а лучше вообще спрячьте, чтобы не искушали вашего малыша. Шкаф и письменный стол закройте на ключ, а ключ уберите. Или загородите проход к столу стулом, креслом. Ребенок в этом возрасте любит все выбрасывать из ящиков шкафа. Ребенок проявляет естественное любопытство, он должен удовлетворить жажду познания. Ему ведь давно надоели игрушки, а смотреть часами на однообразный рисунок обоев – кому это интересно?.. Найдите время, поучаствуйте в исследованиях вашего малыша: выдвиньте нижние ящики шкафа, достаньте вещи, пусть ребенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете навести в этих ящиках порядок (раньше ведь все руки не доходили). И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так – методично, с ревизией – вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.
ВАШ РЕБЕНОК РАЗГОВАРИВАЕТ
В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы. Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте. Вашему ребенку уже 2 года, а он еще плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразу да и фраз тех раз-два – и обчелся. Между тем соседняя девочка в два года щебетала, как птичка, и разговаривала с мамой вполне взрослым языком (вообще опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вероятнее всего, вы напрасно паникуете. Не все дети начинают говорить одновременно. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую девочку. Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.
ПЕРИОД «ПОВЫШЕННОЙ ПОДВИЖНОСТИ»
От 1,5 до 2 лет, когда ребенок чересчур подвижный, но не совсем еще ловкий, когда он в каждые пять минут «выдает» вам повод его поругать и даже нашлепать, будьте терпеливы. Окриками и руганью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами. Очень подвижный ребенок – это хорошо. Если ваш ребенок тихо сидит в углу и не дает вам повода погрозить ему пальцем – и так час за часом – это ненормально. Обратите внимание, не заболел ли ваш малыш.
ВАШЕМУ РЕБЕНКУ УЖЕ ДВА ГОДА
В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами. Ваша задача: побольше говорить с ребенком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребенка. Всякий человек развивается в общении: чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли – хорошо; общения ему хватает, есть на ком «заточить» свои разговорные способности. А если ребенок «домашний», тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был примерно одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребенок добьется в языке. В возрасте от 2 – 2,5 лет ребенок уже бегает. Причем бегать он может и оглядываясь, и глядя по сторонам. По этой причине повышается опасность травмы. Если ребенок разбегался по квартире (а квартиры не; у всех отличаются просторностью), будьте начеку. А лучше создайте ребенку условия – чтобы он мог побегать, сжечь лишнюю энергию, поупражнять мышцы. Освободите для подвижных игр коридор, почаще выводите малыша на улицу. Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете – пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок – пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы «покормите» вместе с ребенком куклу. Покупайте ребенку побольше ярких с хорошими рисунками книжек. На рисунках все должно быть приятно. Рассказывайте ребенку, что изображено на рисунках, какие действия происходят. Он будет слушать очень внимательно. Заодно обучайте малыша бережно относиться к книжкам не рвать их, не мять. Некоторое время спустя пускай ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите рассказ.
НАЧАЛСЯ «ПЕРИОД ВОПРОСОВ»
Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных вопросов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпеливостью, достойной похвалы, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь «мне некогда!», «отстань!» – этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2 – 2,5 лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, – ваши слова. И все выражения, какие он использует, – ваши выражения. Вы бываете устали или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Владейте собой, владейте ситуацией… Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: «Что это?» Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка. В 2,5 года ваш ребенок должен знать до 300 слов. Если учитывать, что это запас слов среднестатистической домохозяйки, то, согласитесь, для ребенка совсем не плохо. В ваших возможностях этот запас слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он вам только спасибо скажет.
Комментарии
Посмотреть комментарии
Комментарии
Узнавай и участвуй
Клубы на Бэби.ру – это кладезь полезной информации
Источник