Развитие ребенка оставшегося без попечения родителей
Развитие каждого ребенка зависит от множества факторов: наследственных, врожденных и приобретенных особенностей, окружающей среды. Но есть ряд факторов, которые имеют особое значение, когда мы говорим о развитии ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Особенности развития ребенка, оставшегося без попечения родителей
Развитие ребенка – обширная и популярная тема, волнующая и родителей, и специалистов разных областей знаний. О развитии детей написано огромное количество статей и книг. В них говорится о периодах развития и о факторах, на него влияющих, к которым относятся, прежде всего, наследственные и врожденные особенности, а также окружающая среда. Все они без исключения одинаково значимы для развития каждого ребенка. Но существует несколько факторов, которые оказывают особенное влияние на детей, по той или иной причине оставшихся без попечения родителей.
Факторы, оказывающие наибольшее влияние на развитие ребенка, оставшегося без попечения родителей
К таким факторам, прежде всего, можно отнести: импринтинг или запечатление образа родителя, привязанность и депривацию.
Период формирования образа родителя (импритинг) у ребенка составляет первые 5 часов его жизни. Это означает, что совместное пребывание ребенка и матери в этот момент является прочной основой формирования будущих отношений, при которых ребенок будет следовать указаниям родителей. В обычной ситуации формирование образа родителя происходит само собой. В ситуации, когда совместное пребывание матери и ребенка невозможно, или мать сама отказывается от него, естественного импритинга не происходит, в результате чего в будущем взрослым придется приложить немало усилий, чтобы стать авторитетной для ребенка фигурой.
Родитель также является для ребенка и первым объектом привязанности. Эти отношения привязанности являются образцом для выстраивания связей с другими людьми. У детей, оставшихся без попечения родителей, эта эмоциональная связь бывает нарушена и поскольку у них не развилась способность к близким связям в течение раннего периода, во взрослой жизни они часто оказываются неспособны испытывать глубокую привязанность и завязывать с другими людьми любящие, продолжительные отношения.
Третьим фактором, оказывающим наибольшее влияние на развитие ребенка, является депривация или лишение возможности удовлетворения важных потребностей: на уровне ощущений (сенсорном), на уровне формирования картины внешнего мира (когнитивном), на уровне установления эмоциональных связей (эмоциональном) и на уровне отождествления себя с одобряемыми в обществе социальными ролями (социальном). Достаточное количество стимулов на каждом из этих уровней способствует развитию ребенка, но этого лишены дети в домах ребенка.
Сенсорное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Сенсорные нарушения начинаются у ребенка еще в утробе матери, когда она отрицательно относится к своей беременности, не изменяет своих привычек, особенно тех, которые связаны со злоупотреблениями алкоголем или другими психоактивными веществами. Отказ от младенца и помещение его в дом ребенка или психологическое неприятие его после родов снижают количество телесных, слуховых, зрительных контактов с матерью. Это может вызвать у ребенка состояние психологического дискомфорта, способствовать нарушению ритма сна и бодрствования, сформировать эмоциональную неустойчивость и привести к чрезмерно беспокойному, плохо управляемому поведению.
Интеллектуальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Проблемы развития на сенсорном уровне могут отрицательно повлиять и на следующий когнитивный (интеллектуальный) уровень. Ребенок начинает активно развиваться, когда мир представляется ему безопасным, когда он постоянно чувствует заботу и поддержку близких. Всего этого лишены дети, воспитывающиеся в детском доме или в условиях пренебрежения их основными нуждами. Они более тревожны и неуверенны, вследствие чего менее активно осваивают окружающий мир. К тому же их мозгу поступает значительно меньше сигналов от органов чувств (с ними меньше общаются, играют и занимаются), обрабатывая которые, мозг развивается. Поэтому почти у всех детей, оказавшихся в учреждениях, наблюдаются те или иные проблемы интеллектуального характера: ограниченный запас знаний, недостаточная сформированность отдельных психических функций, низкая умственная работоспособность, отсутствие мотивации к обучению, формальное усвоение знаний, неспособность использовать их при решении задач, задержка психического развития, педагогическая запущенность.
Эмоциональное и социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
В силу недостаточного интеллектуального развития дети, воспитывающиеся в учреждениях, довольно часто испытывают трудности в понимании мимики окружающих и интерпретируют ее как враждебную. Поэтому в их поведении могут появляться агрессивные реакции, которые окружающим будут казаться беспричинными. Так же у большинства оторванных от родителей детей развиваются чувства тревоги и неуверенности в себе, ухудшается эмоциональная регуляция.
Другой проблемой, которую часто выделяют у детей, оставшихся без попечения родителей, является неэмоциональное, безразличное отношение ко всему окружающему. Эти дети характеризуются отсутствием эмпатии и интереса к другим людям, что ведет к выраженным нарушениям в межличностных отношениях, мешает социальному развитию.
Социальное развитие детей, оставшихся без попечения родителей
Дети, воспитывающиеся в семьях, естественным образом идентифицируют себя с родителями, чувствуют свою принадлежность к роду, семейной истории. И это позволяет им формировать одобряемые обществом модели поведения, выполнять положительные социальные роли: ученика, сына, профессионала, родителя и т.д. Дети, оставшиеся без попечения родителей, с трудом осознают свою идентичность, т.е. кто они или чьи они. Они не имеют положительной модели выстраивания отношений в семье, а значит и не знают, как можно эффективно взаимодействовать с окружающими.
Все эти факторы важно учитывать в процессе воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, понимать особенности их развития. Но при этом также важно помнить, что развитие каждого ребенка – процесс уникальный. И во многом от ближайших взрослых зависит то, как успешно это развитие будет происходить.
Евгения Сонина
Источник
Лекция: «Особенности развития и поведения ребенка, оставшегося без попечения родителей, подвергшегося жестокому обращению. Диспропорции развития».
Обычно выделяется четыре типа жестокого обращения с ребенком: физическое насилие; пренебрежение; сексуальное насилие; жестокое психологическое обращение.
Физическое насилие – умышленное нанесение человеку физических травм, телесных повреждений, лишение его свободы, жилья, пищи, одежды или иных нормальных условий жизни, а также уклонения родителей или лиц, их заменяющих, от удовлетворения потребностей малолетних в уходе, заботе о здоровье и личной безопасности, что может привести к смерти, причинить вред физическому или психическому здоровью, личностному развитию ребенка.
Эти действия могут осуществляться в виде избиений, истязаний, сотрясения, ударов (в том числе с использованием самых различных предметов в качестве орудий насилия), пощечин, таскания за уши, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов. Физическое насилие включает в себя также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к приему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.
Выделяют подвиды физического насилия, одним из которых является физическое насилие над младенцами. Это когда младенца начинают трясти с такой силой, что вольно или невольно наносят ему повреждения. Энергичное укачивание младенца или его встряска могут вызвать травму головного мозга, связанную с тем, что мозг ребенка еще не полностью сформирован. Последствиями таких воздействий могут быть задержка в умственном развитии, дефекты речи, нарушения двигательных функций, потеря слуха и даже смерть.
К физическому насилию относят и такой его редко распознаваемый подвид, как синдром, который заключается в том, что человек, обязанный заботиться о ребенке, выдумывает фиктивную болезнь или провоцирует заболевание, вследствие чего «ребенок подвергается неприятным и часто вредным медицинским вмешательствам».
Физическое насилие в отношении детей чаще происходит в семьях, где:
- убеждены, что физическое наказание является методом выбора для воспитания детей;
- родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами;
- родители (или один из них) имеют психические заболевания;
- нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу);
- родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.;
- родители предъявляют чрезмерные требования к детям, несоответствующие их возрасту и уровню развития;
- дети имеют особенности: соматические или психические заболевания, гиперактивны, неусидчивы, родились недоношенными и др.
Как распознать, что ребенок подвергается физическому насилию?
Характер повреждений:
- синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях;
- ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах;
- повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов;
- выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах;
- участки облысения, кровоподтеки на голове;
- повреждения внутренних органов;
- «синдром сотрясения» у грудных детей.
Особенности поведения:
Возраст до 3 лет
- боязнь родителей или взрослых;
- редкие проявления радости, плаксивость;
- реакция испуга на плач других детей;
- плохо развитые навыки общения;
- крайности в поведении – от агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет
- заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость;
- пассивная реакция на боль;
- негативизм, агрессивность;
- жестокость по отношению к животным;
- лживость, воровство;
- отставание в речевом развитии.
Младший школьный возраст
- стремление скрыть причину повреждений и травм;
- боязнь идти домой после школы;
- одиночество, отсутствие друзей;
- плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться;
- агрессивность.
Подростковый возраст
- побеги из дома;
- употребление алкоголя, наркотиков;
- попытки самоубийства;
- криминальное или антиобщественное поведение.
Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, медицинской помощи в силу ряда объективных причин (бедность, психические заболевания, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям являются оставления их без присмотра, что часто приводит к несчастным случаям. Пренебрежение нуждами ребенка не всегда вызывается бедностью. Во многих неимущих семьях дети, испытывающие недостаток в хорошей одежде и еде, тем не менее, чувствуют себя любимыми и защищенными. Пренебрежение включает ряд таких проявлений, как пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинском уходе, физическом и эмоциональном здоровье.
Пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию и др. – может оказаться очень опасным, особенно для детей с хроническими заболеваниями, и также требовать вмешательства со стороны
Сексуальное насилие – это вовлечение зависимых, незрелых детей и подростков в сексуальную активность, которую они не полностью осознают, на которую они не могут дать информированное согласие или которая нарушает социальные (общественные) табу на семейные роли. Это широкое определение, и оно включает внутрисемейные и несемейные формы насилия и все типы сексуальной активности (например, обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детскую порнографию, демонстрацию непристойных действий, сексуальные ритуалы). Инцестом называют всякую сексуальную активность между взрослыми и детьми, которые являются близкими родственниками (включая отчимов и опекунов).
Эмоциональное или психологическое насилие, включает в себя постоянное отвержение, унижение, превращение ребенка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нем. Сюда же относятся такие действия по отношению к детям, как запирание ребенка в темной комнате, угрозы и запугивания. Дети, подвергающиеся эмоциональному насилию, чувствуют себя ненужными, плохими, глупыми, никчемными, часто имеют низкую или неустойчивую самооценку, переживают ощущение собственной несостоятельности. Эмоциональное насилие трудно доказать, многие авторы считают, что оно так широко распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его в семье или школе. Однако длительное переживание эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление могут оказывать серьезное влияние на формирование личности ребенка.
Одним из проявлений жестокого обращения является отсутствие любви у женщин к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. нежелание беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутым, еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению с детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.
В реальной практике редко встречаются отдельные категории насилия, обычно дети переживают одновременно несколько его видов. Физическое насилие, как правило, содержит компонент эмоционального; сексуальное насилие часто сопровождается принуждением, физическим насилием и переживается ребенком как унижение.
Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья ребенка или опасность для его жизни, не говоря уже о нарушении прав ребенка. Многие годы считалось, что дети – привилегированный класс в нашем обществе. Лишь совсем недавно мы нашли в себе силы и мужество признать, что это совсем не так. Оказалось, что признать и поверить в широкое распространение проституции, наркомании, рост уголовной преступности значительно легче, чем согласиться с горьким выводом о широком распространении жестокого обращения.
Одна из наиболее важных концепций развития человека состоит в том, что, взрослея, человек проходит последовательность определенных стадий, ни одна из которых не может быть пропущена.
Эти стадии логически связаны друг с другом, и каждая предыдущая служит базой для формирования последующей. Наглядной иллюстрацией неблагополучного развития может послужить образ кирпичной стены, в которой в разных местах выбиты кирпичи. Что произойдет с участками стены, расположенными над поврежденными кирпичами? Разумеется, они провалятся и заполнят поврежденное место. Верх стены окажется неровным – какие-то участки будут выше, какие-то ниже.
- То же самое происходит с развитием ребенка. Если сравнить стену с процессом развития, то поврежденые участки стены будут соответствовать периодам, в которые жизнь ребенка складывалась неблагополучно. Это приводит к диспропорции в формировании тех сфер, становление которых в норме происходит равномерно.
- Это означает, что в норме 10-летний ребенок физически, социально, интеллектуально и эмоционально находится на уровне 10 лет развития. Если представить все эти сферы в виде «пазла» (сборной картинки), то на всех кусочках будет написано «10 лет». У детей с неблагополучным развитием жизненный опыт приводит к тому, что в некоторых сферах их развитие соответствует возрасту, в других – опережает, а в третьих – значительно отстает от нормы, т.е. из целостного становится «мозаичным».
- Условно можно выделить следующие 5 сфер:
1) физическое развитие и внешность
2) поведение и социальные навыки
3) интеллект и образование
4) эмоции и чувства
5) сексуальное развитие
- Если представить себе развитие, как стену, то возраст ребенка – высота «стены», а «кирпичи» – жизненные события. Условно вертикальными линиями «стену» можно поделить на следующие сферы:
Физическое развитие и внешность | Поведение и социальные навыки | Интеллект и образование | Эмоции и чувства | Сексуальное развитие |
- Негативные жизненные события образуют пустоты в стене. При этом легко понять, что «выпадение» «кирпича» в одной сфере может привести к нарушениям в других сферах.
- Чем тяжелее жизненная травма, и чем раньше она произошла – тем большее количество сфер она «заденет» и разрушит. По степени тяжести травмирующее обращение с ребенком делится на 4 уровня- по возрастающей: пренебрежение интересами ребенка, эмоциональное отвержение, физическое насилие, сексуальное насилие (эти уровни будут подробнее рассмотрены на следующих занятиях).
- Так, например, ребенок, которым пренебрегают, выглядит неухоженным и может отставать в знаниях от сверстников, но, попав в благоприятную обстановку, быстро «догоняет» ровесников. Ребенок, систематически страдающий от жестокого обращения, не только отстает в физическом развитии и плохо выглядит, но и имеет интеллектуальные проблемы в связи с постоянным стрессом; боль и страх озлобляют его и заставляют чувствовать себя несчастным, а поведение его становится неурпавляемым. Чтобы ему помочь, потребуется много времени, сил и терпения со стороны взрослых. Наконец, результатом сексуального насилия станет чрезмерная опытность в сфере сексуальных отношений, глубокие нарушения в эмоциональной сфере, торможение в интеллектуальном развитии, изменения во внешности (ранее созревание либо значительное отставание от возраста) и в поведении. Такому ребенку требуется не олько любовь и поддержка со стороны заботящихся взрослых, но и помощь специалистов – врачей, психологов.
- Если причиной задержки в развитии стало определенное травмирующее событие, то возраст, на который выглядит такой ребенок, является «адресным»: вероятнее всего, травма произошла в этот период, и ребенок внешне и внутренне как бы «застрял» в нем. Работа с травмой и изменение жизненных условий Изменения к лучшему в образовании детей происходят медленно, а роль родительской поддержки – определяющая. При этом целью должна быть реализация потенциала данного ребенка – с учетом его реальных обстоятельств. Тактика:
1)Постепенность и последовательность;
2)Отмечать любое продвижение к лучшему:
3)Хвалить не за результат, а за усилия;
4)Сравнивать досижения ребенка не с успехами других и не с идельными нормами, а с начальным уровнем его самого;
5)Стремится сохранять отношения с ребенком, не превращая требовательность в противостояние.
1. При насилии и небрежении сильнее всего страдают эмоциональное и интеллектуальное развитие.
2. Влияние факторов наследственности и среды на развитие: по мнению ученых, соотношение этих факторов 50% на 50%. Наследственность определяет потенциал человека – как положительный, так и отрицательный, а среда определяет – до какой степени он сможет реализоваться.
Если ребенок не родился с серьезными органическими нарушениями, задержка в его развитии связана с отсутствием развивающей среды и дефицитом эмоционального тепла.
3. Внешность и поведение – то, что бросается в глаза и обеспечивает принятие ребенка другими людьми, влияя на его самочувствие в настоящий момент.
Чувства и эмоции ребенка, с одной стороны, связаны с тем, как с ним обращается ближайшее окружение, с другой стороны, с его проблемами в прошлом. На настоящее можно повлиять достаточно быстро, проработка прошлых травм требует времени и иногда – специальной помощи.
Успехи в образовании связаны с уровнем знаний, навыками учения и с учебной мотивацией (желанием учиться). Все дети начинают с того, что учатся для своих родителей.
Источник