Развитие ребенка обратить внимание
Казалось бы, малыш, которому ещё не исполнилось и года, совсем ничего не смыслит, он только начинает расти и, по сути, его ещё невозможно воспитывать, хотя на самом деле это, конечно же, не так.
Именно в первый год жизни идёт самый активный рост и развитие ребёнка, у него появляется много новых навыков, он учится воспринимать этот мир и в этот первый год жизни очень важно участие родителей в их воспитании.
В этот период закладываются все самые основные привычки ребёнка и даже личностные особенности.
0-3 мес
Первый период длится от рождения до того момента, когда ребёнку исполняется три месяца. Какие же привычки можно сформировать в этом возрасте? Например, можно приучить ребёнка засыпать без укачиваний, ведь из-за данной привычки огромное количество мамочек мучаются вплоть до того, пока малышу не исполнится три или четыре года.
Также в данный период времени полезно начинать приучать малыша к самостоятельному времяпровождению, чтобы он мог в течение некоторого времени быть в кроватке наедине с самим собой.
Родители особенное внимание должны уделять гигиене новорождённого: каждое утро должно начинаться с водных процедур, это тоже должно войти в некую привычку, причём не только у малыша, но и у его родителей. У ребёнка должна формироваться привычка к чистоте.
С самого рождения с ребёнком нужно постоянно разговаривать, родители не должны молчать. Ребёнок все прекрасно слышит и будет реагировать на голос родителей, а также это поможет начать ребёнку раньше издавать различные звуки.
3-6 мес
Следующий период длится с трёх месяцев и до шести. Особенностью этого периода является то, что основным тут является сенсорное восприятие, а также слуховое и зрительное.
Очень полезно в это время включать малышу различные сказки, песенки, петь самостоятельно, чтобы начинать формировать его будущую речь. Ребёнок должен начинать играть с игрушками, трогать их, рассматривать.
6-9 мес
Далее начинается ещё более интересный период, ведь ребёнок становится старше, вероятнее всего, он уже научился сидеть и возможно у него вылезли первые зубы. Также в возрасте с шести до девяти месяцев дети учатся ползать, поэтому становятся абсолютно непоседливыми и безумно любознательными, им нужно залезть буквально в каждый угол.
Поэтому необходимо предоставить своему чаду возможность свободно перемещаться по дому, он должен познавать этот мир. Пространство должно быть безопасным для ребёнка, поэтому острые углы нужно чем-нибудь закрыть, точно также как нужно закрыть розетки.
Так как ребёнок уже сидит, можно постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи, давать ему ложку и показывать, как ей надо работать, также этот период благоприятен для приучения ребенка к горшку.
9-12 мес
И ещё один возрастной период длится до года, большинство малышей именно до года учатся ходить самостоятельно, в связи с чем становятся ещё более неуловимыми. Дети в этом возраста могут постоянно падать, это является нормой и таким образом ребёнок опять-таки познаёт мир.
Начинают появляться первые слова, нужно постоянно работать над пополнением словарного запаса, много читать и разговаривать с малышом, показывать и называть все предметы вокруг.
Также много внимания окружающему миру нужно уделять на прогулке, обращать внимание малыша на деревья, людей, животных и все предметы вокруг. Чем более разнообразной будет среда обитания малыша, тем лучше!
Кроме того, можно не бояться путешествовать с малышом до года, поскольку этот новый опыт и впечатления прекрасно отразится на развитии ребёнка! К тому же, это период более легкий для путешествий, чем когда они подходят к кризису 2-3 лет.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
Можно ли кричать не ребёнка?
Ребёнку 3 года: немного о кризисе этого возраста!
Топ-5 родительских манипуляций
Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда “Ребёнок Занят”: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы) – спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!
НАБОРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)
В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).
Хотите получить дополнительное финансовое образование по минимальной цене онлайн и в удобное время? Лекции по финансам онлайн>>> (по окончании каждого курса выдается онлайн сертификат)
Источник
У вас появился малыш. Он такой хрупкий и беспомощный. Но это только кажется. Ему несколько дней, а он уже столько умеет — находит мамину грудь, активно сосет, поворачивает головку, плачет, если чем-то недоволен. А вот уже и на живот перевернулся, пытается ползать, вставать. Не рано ли? Ведь он еще маленький. Как бы не упал, не сломал, не вывихнул. И вы в тревоге: “Вот у подруги ровесник моему и еще только сидит и вставать не пытается, зато с утра до вечера лопочет, а мой все молчит”.
На что же мамы и папы должны обращать внимание, чтобы понапрасну не волноваться и быть уверенными, что малыш правильно развивается? О наиболее значимых моментах первого года жизни детей рассказывает врач высшей категории, педиатр-невролог Татьяна Юрьевна Николаева.
Первые ориентиры
Внимательно отнеситесь к тому, что указано о состоянии здоровья малыша в выписке из роддома. Это поможет вам понять, на что обращать внимание и к каким специалистам в случае необходимости обращаться. Функциональные нарушения в развитии нервной системы и головного мозга ребенка поддаются лечению. Главное — своевременно их выявить.
Первый совет молодым родителям — не пропускайте плановые посещения детской поликлиники, как бы вы ни были заняты и как бы ни боялись, что малыш может заболеть, “пообщавшись” там с другими детьми. Самостоятельно и вовремя распознать, что с малышом все в порядке или что-то не так, не всегда просто (сколько бы вы книг на эту тему ни прочитали и какие бы “правильные” советы ни давали вам знающие подруги).
Именно поэтому вас ждут специалисты — невролог, окулист, ортопед и отоларинголог — в детской поликлинике, куда надо прийти с ребенком, когда ему исполнится месяц, три, шесть и год. При посещении врача расспросите обо всем, что вас интересует и волнует, постарайтесь записать необходимую вам информацию.
Активно двигаемся
Желательно, чтобы малыш сначала научился ползать и лишь затем стал садиться и вставать.
Родители обычно очень радуются, когда малыш демонстрирует определенные движения и умения раньше обозначенного срока. Например, начинает держать голову или пытается ползать буквально после возвращения из роддома. Но как раз в этом случае нужно немедленно проконсультироваться у врача, так как это может быть связано с мышечным гипертонусом (и повышенным внутричерепным давлением) у ребенка.
Правильно, если мама начинает проявлять беспокойство, когда видит, что малыш даже не пытается держать голову к трем-четырем неделям, не раскрывает полностью ладошку позже трех месяцев, не переворачивается в четыре, а в семь не ползает, не сидит и не делает попыток садиться. Детский невролог должен вам подсказать, каким ключевым движениям с вашей помощью должен малыш научиться.
Многие родители считают опасными для здоровья ребенка современные методы обследований. Это заблуждение! Например, с помощью нейросонографии, пока открыт родничок, можно увидеть полную картину внутренних сред и структур головного мозга.
Кстати, у детей, имеющих при рождении большой рост и вес, развитие двигательной активности может несколько запаздывать. Нормой для таких детей является “среднестатистический” возраст плюс две-четыре недели. Таким образом природа ставит защитные барьеры для организма — иначе возможны проблемы с позвоночником и костной системой в целом. Основное время бодрствования такие дети должны проводить на животе, не помогайте им садиться и ходить, а вот ползать нужно обязательно!
Визитная карточка детства
Уроки ползания — это бесценный опыт гармоничного физического развития младенца, совершенствования нервной системы и даже интеллекта. Ползание входит в обязательный “репертуар” основных двигательных навыков ребенка первого года жизни.
По мнению И. С. Красиковой, автора книги “Массаж вашего ребенка”, ползание — естественное, доставляющее много удовольствия ребенку упражнение, благодаря которому укрепляются все мышцы тела.
Желательно, чтобы малыш сначала научился ползать и лишь затем стал садиться и вставать.
Ползание — неотъемлемая часть раннего детства, его визитная карточка: все другие виды основных движений человек использует на протяжении всей жизни, а вот ползает только в детстве!
Учимся ползать
Если ребенок сначала встает, а лишь потом начинает садиться или ползать, можно говорить о функциональных нарушениях нервной системы, о некоторой разбалансировке функций правого и левого полушарий головного мозга. В силу удивительной пластичности детского организма часто такие нарушения незаметны и проходят сами собой. Но могут и всплыть через несколько лет в виде малообъяснимых ошибок по русскому языку, например.
Вообще всем детям и взрослым очень рекомендую иногда… ползать. Лучшего упражнения для координации полушарий головного мозга, для улучшения мышечного тонуса и настроения не найти!
Если ребенок не ползает, его нужно этому учить. Придумывайте игры с пролезанием через мягкую мебель, стройте на полу (разложив на нем нескользкие кокосовые циновки, на которых и ладошки отлично раскрываются) тоннели и трубы. Ваши усилия будут вознаграждены.
Мини-тест для родителей
Проверьте свои знания о физическом развитии вашего ребенка.
От рождения до 1 месяца: Лежит в позе эмбриона — руки согнуты, прижаты к груди, кисти сжаты в кулак, ноги согнуты, слегка разведены.
1 месяц: Лежа на животе, поднимает голову на несколько секунд.
2 месяца: Лежа на животе, поднимает плечи (держится на локтях), хорошо держит голову.
3 месяца: Разжимает пальчики; недолго держит погремушку; тянется за предметами двумя руками, пытается схватить их.
4 месяца: Переворачивается на живот; хватает предметы всей ладонью; пытается ползти по-пластунски.
5 месяцев: Садится, если ему помочь; пытается переворачиваться с живота на спину.
6 месяцев: Сидит с опорой; пробует ползать на четвереньках.
7 месяцев: Садится самостоятельно; перекладывает предметы из одной ручки в другую; при опоре встает на коленки; начинает вставать в кроватке.
8–9 месяцев: Встает и садится сам; стоит с поддержкой; пытается ходить при поддержке; переступает, держась за барьер (боком).
10–11 месяцев: Стоит без поддержки, ходит, держась за руку взрослого или ручку коляски, нагибается за игрушкой.
12 месяцев: Ходит самостоятельно; приседает и выпрямляется без опоры.
Начинаем ходить
Без помощи родителей и опоры ребенок должен начать ходить не позже 12–14 месяцев. Не ждите полутора лет, как написано во многих европейских книжках.
Разумеется, делайте скидку на характер и темперамент своего малыша. Например, есть дети тревожномнительные, очень осторожные. Их психоэмоциональные особенности проявляются и в “освоении” ими пространства, в моторике. Такой малыш, научившись стоять без опоры, свой первый шаг сделает не завтра.
Но чуткий контроль родителей нужен и здесь — не списывайте все на характер ребенка, при малейших сомнениях консультируйтесь с педиатром.
Никогда не сравнивайте своего малыша с другими детьми, ведь особенности именно вашей беременности, вес и рост ребенка при рождении, наследственные факторы, тип вскармливания — все это влияет на его психическое, физическое и эмоциональное развитие. Сравнивайте ребенка с ним же самим, но на предыдущем возрастном этапе. Прогресс будет очевиден.
Мы смотрим
Определить, есть ли у малыша проблемы со зрением, могут сами родители. В течение первых трех-четырех недель после рождения (не позже!) малыш учится фиксировать взгляд, сосредоточиваться на предмете (особенно на лице мамы), следить взглядом за яркой игрушкой. Если этого не происходит, желательно проконсультироваться у окулиста.
Возможно, он вас успокоит: бывает так, что после тяжелых родов организм новорожденного приходит в норму дольше обычного (в течение пяти-шести недель, а не двух-трех). Но именно специалист должен это определить. При травматических родах, когда есть поражения центральной нервной системы, бывают и ущербные состояния глазного дна, частичная атрофия зрительного нерва. К счастью, в большинстве случаев это все лечится, если вовремя обратиться к врачу.
А вот что не должно сильно волновать родителей, так это младенческое косоглазие. Глазные мышцы ребенка первых месяцев жизни еще недостаточно развиты, чтобы держать оба глаза “в соответствии”. Кроме того, расстояние между глазами у младенцев пропорционально больше, чем у взрослых, радужная оболочка также соответственно больше и смещена к внутренней стороне глаза. Это и создает иногда видимость косоглазия, хотя на самом деле все в порядке.
Если ребенок продолжает немного косить и после четырех-шести месяцев, покажите его детскому окулисту.
Растем и набираем вес
Есть ли повод для беспокойства, если малыш по весу и росту не соответствует среднестатистическим нормам? Вряд ли что-то можно изменить кардинально, ведь такие параметры в большей степени связаны с наследственными факторами. Но важны не сантиметры и килограммы, а их гармоничное соотношение и плавная динамика развития. Остановка, скачки — вот что должно вызывать тревогу (и возможно, потребует консультации у эндокринолога).
К сожалению, иногда предлагают переходить с грудного молока на молочные смеси, раньше вводить прикорм — якобы малыш не набирает нужный вес. Осторожно относитесь к таким рекомендациям. Катастрофическая нехватка веса (гипотрофия) обычно связана с нарушениями в обмене веществ, молочной смесью эту проблему не решить. А вот отказ от маминой груди — серьезный минус для здоровья и развития ребенка!
Слушаем и говорим
Нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь.
У младенца слух развит лучше, чем зрение, и это естественно: новорожденный много слышал в течение своей внутриутробной жизни, во всяком случае, в последние два месяца. Следовательно, нет ничего удивительного в том, что не каждый ребенок вздрагивает или замирает, когда сильно хлопает дверь. Хотя то, что он это слышит и реагирует, является для вас благоприятным знаком.
Иногда функциональная оглушенность возможна после оперативных родов (кесарево сечение). В этом случае период адаптации длится обычно три-четыре недели, после чего желательно ребенка показать лор-врачу. Слух напрямую связан с речью. Если малыш не гулит в четыре месяца и не лопочет с полугода, первое, что можно предположить, что у него проблемы со слухом. Малышу просто нечего воспроизводить. Расстройство слуха у маленького ребенка приводит к нарушению развития речи, к отклонениям в формировании интеллекта и личности в целом.
Когда все в порядке
- Ребенок активно сосет грудь.
- Проявляет интерес к окружающему миру.
- Быстро засыпает и хорошо спит.
- В первые два месяца голова у него больше груди, после трех месяцев объем груди должен превышать объем головы.
- Все эти признаки косвенно свидетельствуют о нормальной деятельности центральной нервной системы, которая играет ведущую роль в развитии детского организма в первый год жизни.
Ольга Попова
Статья предоставлена журналом “Young Family”
Источник
Формирование правильной речи у ребенка начинается с самого рождения и во многом зависит от родителей – их внимании и желании в полном объеме реализовать генетическую программу индивидуального развития ребенка.
Правильная организация развития звуковосприятия и звукопроизношения от рождения и до 6-7 лет родителями и соответствие долженствующих возрастных речевых навыков малыша – это наиболее важные задачи, которые стоят перед близкими и наблюдающими специалистами (педиатром, неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом).
В этой статье рассмотрим, на что нужно обратить внимание в первую очередь и как своевременно корректировать нарушения речевого развития ребенка до его поступления в первый класс.
Развитие речи у грудничка
Этот этап крайне важен для малыша, и он начинается с периода новорожденности – правильной организации общения с ребенком во время бодрствования. С самого рождения нужно разговаривать с крохой, стараясь вызвать у него слуховое сосредоточение и улыбку.
После месячного возраста у ребенка начинают активно развиваться слуховой и зрительный анализаторы, а к трем месяцам – у малыша формируется их взаимодействие – малыш начинает локализовать звук в пространстве.
С двухмесячного возраста у ребенка отмечается гуление – кроха «эксперементирует» с гласными звуками.
Гуление – это первый этап формирования активной речи, но при этом важно знать, что для появления гуления нужна целостность голосовых связок (их правильное строение) и положительные эмоции. Кроме этого отмечается четкая связь между правильной методикой кормления (своевременное введение ложки) и правильное развитие артикулярного аппарата – не стоит затягивать введение первого прикорма.
С 5-6 месячного возраста у ребенка появляется лепет – это следующий этап развития речи у ребенка до года.
При этом важно заниматься с малышом и стимулировать дальнейшее осознанное развитие речевого аппарата.
С 5 месяцев – стимулируют лепет, вступая в перекличку с ребенком, вызывать подражание произносимым слогам.
Чтобы развивать понимание речи необходимо много разговаривать с малышом , называть окружающие предметы, людей, действия, учить выполнению простых действий:
- с 7-8 месяцев «ладушки», «до свидания»;
- с 9-10 месяцев – «дай игрушку»;
- с 11-12 месяцев – слова «плохо» и «нельзя» должны регулировать поведение ребенка.
В период с 9 до 12 месяцев – малыш произносит первые слова.
Развитие речи у ребенка от года до двух лет
На втором году жизни для стимулирования понимания речи необходимо:
- увеличивать число запоминаемых слов (пища, животные, предметы одежды, мебели, растения);
- укреплять связи отношений между предметами – киса ест, собачка лает;
- научить ребенка выполнять инструкции взрослого – в первом полугодии они состоят из 1-2 действий, а во втором – их количество увеличивается и состоит из нескольких звеньев.
Для стимуляции речи нужно увеличивать число произносимых слов:
- в первом полугодии – 30 простых слов и звукоподражание (ав-ав);
- во втором полугодии число слов увеличивается до 300, с глаголами и словами, обозначающими качество и отношения между предметами.
Во втором полугодии малыша нужно приучать произносить 2-3 сложные фразы.
Возраст и речевые навыки
1 год – 1 год 3 месяца
однословные предложения, запас слов до 30
1 год 6 месяцев
запас слов 40-50 , малыш легко повторяет слышимые слова
1,5 -2 года
появление фраз и двухсловных предложений
2 года
появление вопросов «Куда?», «Где?», запас слов 200 – 300
Развитие речи у ребенка от двух до трех лет
На втором году жизни слова и звукосочетания становятся средством речевого общения – формируется экспрессивная речь. Поэтому важным показателем правильного развития речи в этом возрасте является не только произношение слов , но и понимание обращенной речи.
Одновременно происходит наполнение словаря ребенка:
- пассивный словарь – слова, которые ребенок понимает;
- активный словарь – слова, которые малыш может произнести.
К двум годам активный словарь при нормальном развитии речи составляет 250 -300 слов.
После двух лет словарь ребенка активно пополняется и к трем годам достигает – от 800 до 1000 слов.
При этом малыш устанавливает простейшие связи между предметами, появляется способность к обобщению, малыш шире использует глаголы и прилагательные, обозначения цветов, качества и форму предметов.
Все это должны развивать родители, не допуская в этом возрасте упрощенных названий предметов. Если родители или окружающие взрослые в этом возрасте в общении с ребенком произносят «сюсюкающие» слова – ребенку в дальнейшем будет сложно даваться полноценная речь.
О правильном произношении звуков можно судить, только при накоплении определенного словарного запаса.
В три года малыш может неправильно произносить звуки:
- свистящие – С, З, Ц;
- шипящие – Ш, Ж, Ч, Щ;
- сонорные – Р, Л.
Также ребенок может пропускать звуки в словах или заменять одни звуки другими, нечетко произносить звуки в малознакомых словах.
Нормы речевого развития у ребенка от трех до семи лет
Возраст и речевые навыки
3 – 4 года
Ребенок употребляет грамматические формы существительных и глаголов, прилагательные.
Запас слов от 800 до 1000 слов.
Фразы становятся длиннее, их смысл усложняется, но остаются недостатки произношения звуков
4 – 5 года
Ребенок изъясняется развернутыми предложениями, запас слов составляет 2000, и практически исчезают дефекты в произношении звуков.
Высказывания ребенка имеют форму короткого рассказа
5 – 6 лет
Дети умеют составлять рассказ по картинке из нескольких предложений, отвечают на вопросы по сюжету.
Запас слов – 2500.
Отсутствуют недостатки произношения звуков и слов – при их наличии нужно обратиться к логопеду
6-7 лет
Начало освоения письменной речи (чтение и письмо), запас слов – более 4000.
Когда необходима коррекция речи
Если у ребенка отмечаются отклонения в развитии речи – необходимо обратиться к логопеду или другим специалистам (неврологом, детским психологом, логопедом, иногда стоматологом) – в зависимости от того, какой причиной вызвано изменение дефектов речи.
Сотрудники Института коррекционной педагогики РАО уверенны, что если своевременно не исправить возрастные дефекты речи – детям буде сложно учиться – это связано с трудностями в письме и чтении.
Родители должны знать, что 4,5 – 5 лет – это критический возраст, до которого ребенок имеет право на «коверканье» слов. Он может неправильно произносить шипящие звуки, у него нет звука «р», не совсем четко произносит твердый «л».
Но большинство детей к 4 – 5 годам самостоятельно компенсируют свои речевые ошибки.
Если ребенок не научился правильно говорить – идите к логопеду задолго до поступления в первый класс, чтобы было достаточно времени для корректирующих занятий.
Помощь специалиста нужна:
- если у ребенка в самом раннем возрасте (до года) нет гуления и лепета, затем повторяющихся слогов «диди», «гиги», «бубу», «тата») – обязательно и как можно раньше нужно обратиться к неврологу;
- если в 2 – 3 года ребенок в словарном запасе слишком мало слов, еще нет фраз или ребенок совсем не говорит, малыш не различает звуки и взаимозаменяет их – необходима консультация невролога и сурдолога;
- если к 3 – 4 годам ребенок не слышит слоги в слове, может коверкать его до неузнаваемости, но и в его «версии» оно должно состоять из правильного количества слогов. Ведь гласные – это основа слова, а нарушение слоговых структур – сигнал того, что ребенок не слышит ритм слова;
- если ребенок говорит в нос – это не всегда связано с аденоидами;
- ребенок все понимает, но не говорит после 3 лет.
Кроме этого нужно помнить, что видимое родителям упрямство или лень могут оказаться моторными или сенсорными нарушения.
В данном случае необходимо выявить нарушения и начать коррекционные занятия как можно раньше, чтобы помочь ребенку заговорить или разговориться.
Нужно обратиться к логопеду – если ребенок после 6 лет имеет дефекты речи.
врач-педиатр Сазонова Ольга Ивановна
Источник