Развитие ребенка ниже 5 лет

В четыре-пять лет ребенок становится дошкольником и начинает готовиться к поступлению в первый класс. В этот период обычно выявляются отставания в психическом и психоречевом развитии. Проблемы нужно решать очень быстро, поскольку если к шести года не удастся достичь положительных результатов, например, запустить речь, то в дальнейшем сделать это. практически невозможно.
Причины задержки в развитии
Пятилетний ребенок может быть хорошо развит физически, но по ряду причин его речь и психика находятся на уровне младенца. Специалисты выделяют несколько причин отставания в развитии.
- Гиперопека, постоянный родительский контроль. Из-за того, что ребенок не может проявить себя как личность, у него наступает соматический инфантилизм. Он не приучен к самостоятельности, не может себя обслужить, не владеет элементарными бытовыми навыками.
- Неблагополучная обстановка в семье – если ребенок из года в год является свидетелем родительских ссор, панически боится одного или обоих родителей, он замыкается в себе, стараясь избегать любых контактов с внешним миром. Другая крайность – постоянные истерики, вспышки агрессии, капризы. Без своевременной психологической помощи такое состояние быстро становится патологией развития.
Читайте также: Коррекция дислексии по методу Дейвиса
- Поражения ЦНС вследствие тяжелых инфекций, приема некоторых лекарств не по возрасту, травм головного мозга. В этом случае требуется тщательное обследование и лечение у детского невролога.
- Ранняя потеря слуха в виду разных причин (травма, болезнь) – речь может пропасть даже у тех детей, у которых она успела сформироваться, а это влечет отставание в психическом развитии.
- Сильный стресс, эмоциональное потрясение – смерть любимого родственника, развод родителей, пережитая чрезвычайная ситуация (автокатастрофа, стихийное бедствие, военные действия).
Одна из распространенных причин – педагогическая запущенность. Иными словами, до какого-то момента ребенок развивался нормально, но из-за отсутствия правильного воспитания, достаточного внимания со стороны родителей, развивающих занятий по возрасту или из-за неверно составленного распорядка дня малыша. процессы становления речи и психики тормозятся. Если ребенок получает скудную информацию об окружающем мире, никто не показывает ему, как играть, узнавать новое, не поощряет к какой-либо умственной деятельности, то его способности к усвоению знаний, конечно, снижаются.
Когда нужно беспокоиться?
В отличие от педиатра, который видит малыша 10 -15 минут во время осмотра, родители наблюдают ребенка ежедневно, поэтому важно пристально следить за его поведением и настроением. Если ребенок посещает детский садик, обязательно прислушайтесь к замечаниям воспитателей: они могут оказаться очень ценными для своевременного выявления задержки в развитии.
Читайте также: Упражнения для развития межполушарных связей
Вас должны насторожить следующие сигналы:
- малыш очень пуглив, замкнут в себе, постоянно тревожится, или, наоборот, проявляет агрессию, впадает в истерики, капризничает без видимой причины;
- с трудом переживает разлуку с родителями, особенно матерью, даже если они находятся недалеко, но не рядом;
- избегает игр и занятий, где требуется применить воображение;
- не стремится к общению со сверстниками, не выстраивает зрительного контакта с другими людьми;
- не может выполнять команды, которые состоят из двух действий (например, «возьми игрушку и убери ее на место»);
- не может подолгу концентрироваться на каком-либо занятии (более 5-7 минут);
- скупо выражает свои эмоции, чаще всего ребенок выглядит грустным и подавленным;
- плохо говорит, использует примитивные фразы, не употребляет множественное число, речь может быть представлена лишь отдельными словами;
- не в состоянии построить домик или башню более чем из восьми кубиков;
- у него никак не получается правильно держать карандаш, по сравнению со сверстниками, он плохо рисует;
- не владеет базовыми бытовыми навыками – не может сам раздеться или одеться, помыть руки, умыться, не пользуется столовыми приборами.
Если вы заметили хотя бы три признака из приведенного списка, это уже серьезный повод для беспокойства. Необходимо как можно быстрее показать малыша неврологу, детскому психиатру, психологу, дефектологу. Если кто-то пытается вас переубедить, что все в порядке, мол, перерастет, не слушайте, а ищите хорошего специалиста. Иначе будете сожалеть об упущенном времени.
Стоит ли идти в коррекционную школу или пытаться готовиться к обычной?
Этот вопрос волнует многих родителей детей, у которых выявлено отставание в развитии. В настоящее время в нашей стране активно реализуются программы инклюзивного образования. Но на деле все далеко не так радужно, как показывают нам социальные видеоролики. Из-за высокой наполненности классов, даже очень опытный учитель просто не имеет возможности уделить достаточно внимания детям с ОВЗ. Неизбежно посыплются двойки и тройки, ребенок будет чувствовать себя некомфортно, это приведет к конфликтам с одноклассниками и взрослыми.
Положительный результат дает посещение коррекционного или дефектологического детского сада. Группы там очень маленькие, с детьми постоянно занимаются дефектологи и логопеды. Если такой возможности нет, обязательно ходите на занятия к проверенному специалисту, создайте обучающую среду дома. Используйте каждую минуту с пользой.
Если в вашем городе есть коррекционная школа или коррекционный класс, то стоит подать документы именно туда. Там, под руководством педагогов-дефектологов, логопедов и психологов, ребенок научится правильно учиться, освоит необходимые навыки, получит знания о мире. Вы вскоре увидите заметные сдвиги в его развитии. В случае успешного прохождения программы, он может пойти в обычную школу.
Поэтому бояться коррекционных школ совершенно не стоит: ребенку и вам так будет намного комфортнее, ведь процесс обучения будет проходить в подходящем для малыша темпе, и он обязательно достигнет положительных результатов.
Дата публикации: 26.08.2019. Последнее изменение: 13.01.2020.
Источник
Статья:
Уровень развития 5-летних детей может существенно отличаться. Один ребенок в этом возрасте уже умеет читать и демонстрирует недюжинную осведомленность, а другой едва знает буквы и оперирует числами только в пределах десяти. Что должен уметь ребенок в 5 лет, и на какие нормы ориентироваться родителям, заботясь о познавательном развитии своих детей?
Особенности развития детей 5 лет
Данный возраст относится к среднему дошкольному. Можно cчитать, что ребенок находится на середине пути к школе. Следовательно, уже важны определенные достижения в развитии познавательных процессов.
Примерно с 5 лет начинает быстрыми темпами развиваться устойчивость внимания. Формируется произвольность, позволяющая частично управлять вниманием. Так как внимание является особым психическим процессом, сопровождающим восприятие, память, воображение и мышление, обогащается развитие и этих познавательных процессов.
Что касается восприятия, пятилетки различают все оттенки спектра, выделяют параметры размеров предметов и фигур. То есть, они понимают, что есть длина, ширина, толщина, глубина. В среднем дошкольном возрасте выстраиваются эталонные ряды, позволяющие осознавать ребенку такие характеристики как «меньше – больше – еще больше» или «низкий – выше – еще выше – самый высокий».
Зрительное восприятие приобретает такую особенность как последовательность рассматривания. Теперь взгляд ребенка не перескакивает хаотично от одной точки к другой, а движется более упорядочено. Это важное возрастное приобретение, позволяющее формировать более точные образы предметов.
Уровень развития воображения позволяет 5-летним детям включать в игру сказочных героев. Они могут убегать от Змея Горыныча, играть роль Феи с волшебной палочкой. Воображение способствует созданию детализированных объектов для сюжетных игр. Например, дети усаживаются в песочнице, как будто они сидят в автомобиле, кто-то выступает водителем. Девочки «накрывают» на стол, используя листочки, веточки и другие природные материалы.
Память ребенка приобретает важнейшее качество – опосредованность. Дети в 5-6 лет запоминают гораздо больше, чем младшие дошкольники. При этом они опираются на сходство предметов, на картинки. Еще больше запоминанию способствует словесно-логический подход. Благодаря интенсивному развитию речи на данном возрастном этапе ребенок самостоятельно устанавливает смысловые связи между понятиями, и так лучше усваивает. Этим объясняется стремление детей поправлять взрослого, который рассказывает любимую сказку своими словами.
У детей пятилетнего возраста доминирует наглядно образное мышление. Они уже больше опираются не на действия, как малыши, а на образы и представления объектов. Формированию образного мышления способствует то, что в 4-5 лет дошкольники активно подражают взрослому и постоянно моделируют отношения взрослого мира в своих играх. Также в этом возрасте начинает складываться логический способ мышления. Ребенок многое замечает, анализирует, сравнивает. Рассуждения и вопросы пятилеток связаны с познавательными интересами. Чтобы что-то уяснить, дошкольник задает цепочки уточняющих вопросов.
Что должны уметь дети в 5 лет
В среднем дошкольном возрасте уже несложно провести диагностику, чему научился ребенок, на каком уровне находится развитие познавательных процессов. Взрослым важно помнить, что любое тестовое задание нужно преподносить 5-летним детям в игровой форме. За норму принимают средние показатели, обобщенные на основе психологических исследований.
Знания и умения познавательного характера
Осведомленность
1.Может рассказать о себе и своих родителях (имя, фамилия, кем работают). Знает свой адрес, название города/поселка/деревни. Знает, в какой стране живет.
2.Различает времена года и называет их признаки. Перечисляет все дни недели в принятой последовательности и почти все месяцы.
3.Верно определяет актуальное время суток и ориентируется, как происходит смена суточных периодов (утро-день-вечер-ночь).
4.Правильно называет многие пары животных и их малышей (собака – щенок, корова – теленок и пр.)
5.Дает описание всех предметов обихода, популярных растений («ложка – то, чем едят», «роза – красивый цветок с колючками» и т.д.).
6.Осведомлен в основных профессиях (врач, водитель, учитель, продавец, строитель и пр.)
7.Отличает возможное от нереального. Верно трактует картинки-небылицы: «Так не бывает», «Это неправильно», «Очень смешно». Поясняет, что должно быть изображено на картинке.
Восприятие
1.Уверенно выделяет следующие признаки: цвет и форма. Для проверки предлагайте ребенку собрать все детали треугольной (квадратной) формы, выбрать или указать на картинке предметы определенного цвета.
2.Демонстрирует восприятие пространства – понимает и употребляет в речи слова «слева», «справа», «впереди», «сзади», «напротив», «рядом» и т.п.
3.Складывает картинку из четырех частей, причем делает это методом зрительного соотнесения. Только в сложных случаях (когда изображен неизвестный ему предмет) прибегает к методу проб.
Память
1.Предложите ребенку послушать и запомнить слова. Слуховая память ребенка соответствует норме, если из 10 простых слов он запоминает и воспроизводит 6-7.
2.Разложите пять небольших предметов. Пусть дошкольник на них внимательно посмотрит, а потом отвернется. Поменяйте два предмета местами. Зрительная память соответствует возрастным нормативам, если, посмотрев вновь на набор предметов, ребенок сможет восстановить прежнюю раскладку.
Мышление
1.Выделяет признаки каждого времени года и времени суток.
2.Из четырех специально подобранных изображений исключает лишнее (например, яблоко, груша, слива, огурец) и поясняет, почему не подходит этот объект к группе.
3.Называет обобщающее понятие для группы слов. Знает понятия овощи, фрукты, посуда, транспорт, мебель, продукты, одежда, домашние и дикие животные, птицы, цветы и пр.
4.Устанавливает логические связи между парами понятий, рассматривая соответствующие изображения на карточках. Например, птица – дерево, варежки – лыжи, заяц – морковка.
5.Находит сходство и отличие между двумя подобными изображениями или реальными предметами, отмечая существенные признаки. (Чем похожи стол и стул? Чем отличаются?)
Речевое развитие
1.Пересказывает содержание услышанной сказки или детского рассказа.
2.Ребенок 5-ти лет использует все части речи. Чтобы проверить активный словарный запас, покажите ему серию картинок, связанных единым динамичным сюжетом (5-6 картинок). После двухминутного рассматривания предложите ребенку составить рассказ по картинкам. Обратите внимание на наличие в детской речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий, местоимений, союзов и предлогов. В соответствии с нормативами перечисленные части речи должны присутствовать.
3.Образовывает форму множественного числа на основе единственного и наоборот (стул – стулья, деревья – дерево).
Математические умения
1.Знает все цифры, умеет считать от 1 до 9 и в обратном порядке.
2.Понимает количественное соотношение больше-меньше. Умеет выравнивать количество предметов в двух наборах, добавляя или убирая предметы из соответствующего набора.
3.Умеет использовать порядковые числительные: первый, второй, третий…
4.Знает основные геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Моторно-двигательные умения
Дошкольники среднего возраста уверенно пользуются ручкой и карандашом. Они раскрашивают изображения, соблюдая контуры. Могут проводить линию в нарисованных дорожках-лабиринтах так, чтобы не касаться стенок лабиринта.
Пятилетний ребенок должен уметь нарисовать треугольник или четырехугольник, ориентируясь на образец.
Что должны уметь дети рисовать в 5 лет
Пятилетний ребенок правильно использует пространство листа. Выделяет верх и низ рисунка, появляется композиция изображения – дом и человек рядом, солнышко находится в небе и пр.
Рисуя человека, дошкольник обязательно изображает основные части тела. Уже есть тело и руки, а не только голова и ноги, как рисуют 3-летние малыши. Туловище изображают в форме прямоугольника или треугольника, а руки и ноги – линиями, не передавая объема.
В этом возрасте дети начинают идентифицировать нарисованного человечка по полу. Изображению девочки дорисовывают подобие косичек или бантиков. Мальчиков изображают со специфической торчащей «прической».
Выявляя умения пятилетнего ребенка, важно учитывать возрастную особенность, связанную с непроизвольностью психических процессов. Дошкольники будут показывать результаты, соответствующие их уровню развития, только в том случае, если задания вызывают у них интерес. По этой причине всем тестовые упражнения необходимо проводить в форме игры.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Источник
Каждый ребенок развивается по-своему, поэтому невозможно сказать, когда именно ваш ребенок в совершенстве овладеет тем или иным навыком. И все же описанные здесь этапы развития помогут вам получить общее представление о том, чего стоит ожидать от ребенка по мере его роста. Не волнуйтесь, если ребенок будет развиваться немного по-другому.
Важно помнить, что развитие это не гонка. Некоторые дети не достигают каждого этапа в одно и то же время со всеми. Это особенно верно, если они родились раньше срока.
Следите за прогрессом. Самое главное, убедиться в том, что ваш ребенок продвигается вперед в своем развитии. Например, ваш ребенок должен начать подтягиваться, чтобы встать, а затем начинает ходить. Помните, что дети достигают новых этапов развития в разном возрасте.
Вы знаете своего ребенка лучше, чем кто-либо другой. Если вы уделяете ему достаточно внимания, то вы увидите, как он хорошо развивается. Вы также поймете, если он нуждается в еще большем внимании/уходе.
(от ред. «Возрастные нормы развития ребенка служат только для ориентира. Для развития ребенка важен не возраст, в котором он что либо умеет делать, а ступени, по которым он последовательно поднимается в своем развитии» – Л.Полински.)
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 24 – 30 месяцев (2 – 2,5 года)?
Двигательное развитие:
* Рисует каракули круговыми движениями и может рисовать вертикальные линии
* Хорошо бегает, изредка падая
* Ходит вверх и вниз по лестнице самостоятельно
* Стоит на одной ноге без поддержки (от ред. – как минимум 1 секунду, DDST)
* Переворачивает по одной странице в книге
Развитие языковых навыков:
* Говорит предложениями из 2-3 слов
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 2-х частей (от ред. – «Поставь чашку на стол»)
* Использует по крайней мере 20 слов (включая местоимения “он”, “она”, “я”)
Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Читает книги листая страницы и рассматривая картинки
* Открывает дверь, повернув ручку
* Моет и сушит руки
* Кормит себя самостоятельно не сильно испачкавшись
Социальное и эмоциональное развитие:
* Помогает в простых домашних делах
* Как правило реагирует на замечание о прекращении (об остановке) чего-либо
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте 2,5 – 3 года?
Двигательное развитие:
* Катается (крутит педали) на трехколесном велосипеде
* Режет (пользуется) маленькими ножницами
* Рисует или копирует (по образцу) полноценные круги
* Подпрыгивает вверх, балансирует на одной ноге (от ред. – как минимум 2 секунды, DDST)
* Поднимается по лестнице уверенно/хорошо
* Бегает легко
Развитие языковых навыков:
* Понятно (четко) разговаривает (понятно/четко, большую часть времени)
* Понимает предлоги, как «в», «на», «под», «рядом»
* Объединяет предложения, используя «и», «или», «но»
* Следует инструкциям из 2 или 3 шагов
* Может назвать самые обычные вещи (часто используемые в быту)
* Говорит, имя, возраст и пол
* Называет друзей по именам
* Говорит слова, как “я”, “меня”, “мы” и “ты” и некоторые множественные числа (автомобили, собаки, кошки)
* Ведет беседу с использованием 2 – 3 предложений
Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Учиться пользоваться туалетом (унитазом), а также мыть лицо и руки
* Может использовать кнопки, рычаги и движущиеся части игрушек по назначению
* Играет понарошку (в куклы, животные и люди)
* Складывает пазлы из 3 или 4 штук
* Понимает, что значит “два” (множественное число)
* Копирует круг карандашом или мелками
* Перелистывает страницы в книге по одной
* Строит башни более чем из 6 блоков
* Закручивает и откручивает крышки на емкостях или поворачивает дверную ручку
Социальное и эмоциональное развитие:
* Дает указания (распоряжения) другим детям
* Играет в определенные ролевые игры («мама», «папа», «преподаватель»)
* Копирует взрослых и друзей
* Показывает привязанность к друзьям без побуждения
* Использует повороты/вращение в играх
* Проявляет заботу о плачущем друге
* Понимает значение слов «мое» и «его» или «ее»
* Показывает широкий диапазон эмоций
* Легко отделяется от мамы и папы
* Может расстраиваться при сильных изменениях в рутинной деятельности
* Пытается одеваться и раздевается самостоятельно
Контроль за развитием ребенка
Сообщите своему педиатру, если обнаружите перечисленные ниже признаки возможного отставания в развитии ребенка в возрасте 3-х лет:
* Постоянно падает или имеет проблемы при подъеме по лестнице
* Разговаривает на непонятном языке или имеет очень неясную/нечеткую речь
* Не может играть с простыми игрушками (например, простые головоломки/пазлы, поворачивать ручку/крышку)
* Не говорит предложениями из 3-х слов
* Не понимает простую инструкцию
* Не притворяется или не играет понарошку
* Не хочет играть с другими детьми или игрушками
* Отсутствует зрительный контакт
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал
Каких достижений в развитии стоит ожидать от ребенка в возрасте ТРЕХ-ЧЕТЫРЕХ лет?
С 3-м днём рождения вашего ребёнка официально заканчивается период “ужасных 2-х лет” и ваш ребенок вступает в «волшебный возраст» – от трех до пяти – время, когда мир ребенка наполнен фантазиями, рожденными его живым воображением. В ближайшие два года ваш ребенок во многом повзрослеет.
Ниже приводятся и другие достижения, которых вы можете ожидать от своего ребенка:
Двигательное развитие
* Подпрыгивает и стоит на одной ножке до 5-ти сек.
* Скачет или прыгает в длину с разбега
* Поднимается и спускается по лестнице без поддержки
* Пинает мяч
* Подбрасывает мяч вверх
* Почти каждый раз ловит мяч, который отскакивает от земли или от стенки
* Движется проворно, как лицом вперед, так и задом наперед
Развитие мелкой моторики и движений рук
* Копирует квадратные формы по образцу
* Рисует человека, изображая от двух до четырех частей тела
* Пользуется ножницами
* Рисует круги и квадраты
* Начинает срисовывать по образцу большие буквы
* Наливает, режет под наблюдением, и делает пюре (давит еду)
Развитие языковых навыков
* Различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* Совершенствует основные грамматические навыки, Читает несколько букв
* Говорит предложениями из 5-6-ти слов
* Говорит достаточно чётко – так, что его понимают даже незнакомые люди
* Рассказывает истории из повседневной жизни
* Выполняет простую инструкцию (распоряжение) из 3-х частей
* Знает некоторые основные правила грамматики, такие как правильно использовать “он” и “она”
* Поет песню или стихотворение говорит по памяти
* Может сказать имя и фамилию
Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Правильно называет некоторые цвета, Может сосчитать 5 и более предметов, когда спросили: “Сколько их?”
* Имеет общее понятие о счёте и может знать несколько чисел
* Подходит к проблемам со своей точки зрения
* Начинает обретать чувство времени
* Выполняет просьбы, требующие совершения трех действий
* Вспоминает части рассказа
* Различает понятия «одинаковое» и «разное»
* Застегивает одну или несколько пуговиц
* Перед переходом через дорогу, как правило, смотрит в обе стороны
* Играет в фантазийные игры
* Одевается и раздевается без посторонней помощи, за исключением завязывания/развязывания шнурков
* Моет лицо без помощи
* Играет в настольные или карточные игры
* Сообщает вам, что он думает, что будет происходить дальше в книге
Социальное и эмоциональное развитие
* С интересом относится ко всему новому
* Объединяется и взаимодействует с другими детьми
* Играет в “маму” или “папу”
* Проявляет все большую изобретательность в ходе фантазийных игр
* Сам одевается и раздевается
* С ребенком можно договориться о том или ином способе разрешения конфликтной ситуации
* Становится более независимым
* Представляет себе разных чудовищ, когда видит непонятные изображения
* Воспринимает себя как целостного человека с телом, разумом и чувствами
* Часто не понимает, где проходит граница между фантазией и реальностью
* Защищает деток младше себя
* Предпочел бы играть с другими детьми, чем сам
* Сотрудничает с другими детьми
* Говорит о том, что ему нравится и о том в чем он заинтересован
Контроль за развитием ребенка
Поставьте в известность педиатра, если ребёнок проявляет какие-то из указанных ниже признаков возможного нарушения развития к 4-м годам.
* не может подбрасывать мяч
* не может подпрыгнуть на месте
* не может кататься на 3-х колёсном велосипеде
* не может держать мелок (карандаш) в пальцах
* с трудом рисует каракули
* не может поставить 4 кубика один на другой
* по-прежнему плачет и цепляется за родителей, когда они уходят
* не проявляет интереса к играм, которые требуют взаимодействия
* игнорирует других детей
* не общается с людьми которые не являются членами его семьи, игнорирует других детей
* не использует фантазию в играх
* сопротивляется одеванию, сну, пользованию туалетом
* выходит из себя, теряя контроль, набрасывается на людей, когда сердится или огорчается
* не может нарисовать круг по образцу
* не использует предложения больше чем из 3-х слов
* неправильно употребляет слова «я» и «ты»
* не может пересказать любимую историю
* не выполняет 3-х фазную команду
* не различает понятия «одинаковое» и «разное» ( «такой же» и «другой»)
* не использует правильно “я” и “ты”
* говорит неясно
* теряет навыки, которыми он когда-то обладал
Каких достижений в развитии стоит ожидать в возрасте от 4 до 5 лет?
Прежде, чем вы замечаете это, спокойный ребенок трех лет как-то незаметно становится генератором энергии, возбуждения, беспорядка, воинственности и совершенно недопустимого поведения. Это может напомнить Вам об испытаниях и бедствиях, через которые вы прошли, когда ему было два. Очевидно, что в это время огромный поток творческих идей рвется из детских разумов и ртов. Такое поведение и мышление поможет вашему ребенку создать надежную основу для вхождения в мир детского сада.
Посмотрим на некоторые другие достижения.
Двигательное развитие
* Стоит на одной ноге 10 секунд и дольше
* Подпрыгивает, кувыркается, может сделать сальто
* Раскачивается, карабкается (на что-либо), Самостоятельно качается на качели
* Возможно, перепрыгивает (через что-либо)
Развитие мелкой моторики
* Копирует треугольники и другие геометрические фигуры
* Рисует человека с телом, по крайней мере из 6 частей
* Пишет некоторые буквы, Печатает свое имя
* Одевается и раздевается без помощи
* Использует вилку, ложку и (иногда) столовый нож
* Обычно сам заботится об использовании туалета
Развитие языковых навыков
* Вспоминает часть рассказа
* Произносит фразы более чем из пяти слов
* Использует будущее время
* Рассказывает длинные истории, используя сложные предложения
* Называет свое ФИО и адрес
* Объясняет смысл знакомых слов
* Узнает большинство букв алфавита
* Говорит очень четко
* Использует будущее время, например, «Бабушка скоро будет здесь”.
Развитие процесса познания, когнитивных функций (обучение, мышление, решение проблем):
* Может пересчитать 10 и более предметов
* Правильно называет не менее четырех цветов
* Лучше представляет себе понятие времени
* Знает о вещах, каждый день используемых дома (деньги, еда, приборы)
* Пользуется туалетом без посторонней помощи
* Знает о предназначении, ежедневно используемых вещей, как деньги и еда
Социальное и эмоциональное развитие
* Хочет радовать друзей
* Хочет быть похожим на своих друзей
* Легче соглашается с правилами
* Любит петь, танцевать и разыгрывать представления
* Демонстрирует все больше независимости, даже может самостоятельно посещать ближайших соседей
* Знает о различии полов
* Может отличить фантазию от реальности
* Иногда настойчив, иногда очень отзывчив
* Проявляет лидерство среди других детей
* Играет в «переодевание» и игру, в которой ребенок воображает себя кем-либо
* Проявляет заботу и сочувствие к другим
Контроль за развитием ребенка
Обратите внимание вашего педиатра, если ваш ребенок демонстрирует какие-либо из следующих сигналов возможной задержки развития в возрасте 5 лет.
* Ведет себя необычно (очень испуганно или робко, очень агрессивно)
* Не может расстаться с родителями без сильного протеста
* Легко отвлекается и не может сосредоточиться на одном виде деятельности дольше 5 минут
* Мало интересуется игрой с другими детьми
* Вообще не реагирует на людей, или реагирует только поверхностно.
* Редко использует воображение или имитирование в игре
* Выглядит несчастливым или грустным большую часть времени
* Не интересуется новыми видами деятельности
* Избегает или сторонится других детей и взрослых
* Не выражает широкого диапазона эмоций
* Есть проблемы с едой, сном или использованием туалета
* Не может различать фантазию и реальность
* Выглядит необычно пассивным
* Не понимает распоряжения, состоящие из двух частей или использующие предлог («Поставь чашку на стол», «Возьми мяч под диваном»)
* Не может правильно назвать свои имя и фамилию
* Не использует в речи множественное число и прошедшее время
* Не рассказывает о своих каждодневных занятиях и впечатлениях
* Не может построить башню из шести-восьми кубиков
* Испытывает неудобство, держа карандаш
* Испытывает трудности, снимая одежду
* Не может чистить зубы, вымыть и вытереть/высушить руки или раздеться без посторонней помощи
* Не рисует картинки
* Теряет навыки, которыми он когда-то обладал
Первоисточники: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
Источник