Развитие ребенка на урока изо

Развитие ребенка на урока изо thumbnail

Развитие личности ребенка на уроках ИЗО

Условия, необходи­мые для развития личности ребенка при соблюдении принципа преемственности:

1. общность понимания учителями начальных клас­сов и воспитателями дошкольных учреждении теории и методики изобразительной деятельности;

2. единство целей и задач учебно-воспитательной работы, определяющее содержание и методы дея­тельности учителей и воспитателей;

3. единое понимание путей формирования художест­венных интересов, мышления и чувств детей;

4. общность понимания учителями и воспитателями индивидуальных особенностей и потенциальных возможностей детей.

5. преемственность — по видам рисования (декоративное, предметное, сюжетно-тематическое).

Подготовка детей к школе осуществляется и тогда, когда в процессе художественно-творческих деятельностей формируются компоненты деятельности учебной.

1. Учебная задача, умение понять ее, принять и выпол­нить во всех видах художественной деятельности, в изобразительной — создать изображение, передав основные свойства, образ предмета, явления;

      1. Овладение способами решения учебной задачи в худо­жественных деятельностях — это усвоение средств и спо­собов создания образа. Овладение способами деятельно­сти происходит в процессе обучения под руководством взрослого.

Очень важным является формирование действий оценки у детей в процессе обучения той или иной художественной деятельности, при которой формируется потребность в оценке созданного ими об­раза. Сначала такую оценку ребенок слышит от педагога. Эта оценка определяется учебной задачей, индивидуаль­ными особенностями ребенка (учащегося), спецификой художественной деятельности. Постепенно к оценке ра­боты (его собственной и работ сверстников) следует при­влекать и ученика. Так он будет овладевать действиями оценки. Овладение действиями оценки необходимо прежде всего для совершенствования самой художественной деятельности, через испытание ребенком удовольствия от созданного им «получившегося» изображения, формирования положительного эмоцио­нального отношения к деятельности. Вместе с тем у детей формируется такой важный для успешного обучения в школе компонент учебной деятельности, как действия оценки.

Формирование действий контроля – cоздавая образ предмета или явления, например, в рисунке или лепке, ребенок контролирует свои действия и их результаты и оценивает их.

– контроль в процессе создания изображения (контроль за способами действия),

-контроль по результату

– контроль предвосхищающий (на основе создания образа будущего изображения).

Занятия по изобразительной деятельности, являю­щейся деятельностью орудийной, способствуют развитию ручной умелости, координации движений, руки и глаза, необходимых для успешного овладения в школе раз­личными графическими деятельностями, и прежде всего письмом. Особая роль в этом принадлежит рисованию в детском саду.

 Формирование художественной культуры школьников как части их духовной культуры – цель школьного художественного образования, определенная обязательным минимумом содержания предмета “Изобразительное искусство” для общеобразовательной школы. Она должна проявиться, прежде всего, в эмоционально-нравственном отклике на художественные произведения, в развитии творческих способностей и художественного вкуса.

Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

– Развитие художественно-творческих способностей уч-ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

– Воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

– Освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры, знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

– Овладение практическими умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • Формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.

Учитель ИЗО и технологии

ОГБОУ «ЦОДТ»

Рогозинникова Ксения Игоревна

Список литературы и интернет-ресурсов:

1-Художественное воспитание школьников. Цель, задачи, требования к преподаванию изобразительного искусства в начальных классах

https://studfiles.net/preview/5439826/page:7/

2-Изобразительное искусство в начальной школе

https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00235185_0.html

3-Виды занятий по изобразительному искусству в начальной школе.

https://cyberpedia.su/1×1139.html

4-Исследования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста

https://dohcolonoc.ru/stati/7343-issledovaniya-v-izobrazitelnoj-deyatelnosti-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

5-Организация исследовательской деятельности на уроках ИЗО

https://infourok.ru/organizaciya-issledovatelskoy-deyatelnosti-na-urokah-izo-1287234.html

Источник

Автор: Саевская Анастасия Константиновна

 Изобразительное искусство как один из учебных предметов общеобразовательной школы занимает важное место в воспитании учащихся. Действительно, внимательный анализ, обобщение лучшего педагогического опыта свидетельствуют о том, что занятия изобразительным искусством – важное средство развития личности школьника. 

 В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, учебный предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов. Знания, умения и навыки находят широкое применение как на других уроках, так и в дальнейшей трудовой деятельности. Умение рисовать, зрительно представлять различные объекты необходимо во многих профессиях.

 Как известно, в становлении и воспитании эстетических суждений и вкуса исходным моментом является развитие у ребенка эстетического восприятия окружающих предметов и явлений действительности. Вот почему одним из основных факторов эстетического восприятия учащихся средствами изобразительного искусства является развитие у них способности к эмоционально-эстетическому восприятию изображаемых в альбоме и наблюдаемых в жизни, в произведениях живописи, графики явлений, событий. Это является необходимым условием познания эстетического в окружающем мире, формирования системы нравственно-эстетических взглядов на действительность. Наблюдая яркую зелень травы, деревьев, сочные бутоны тюльпанов, роз, нежные переливы красок вечернего неба, мрачные грозовые тучи, ребенок хочет выразить свои чувства, свою радость от увиденного и услышанного, спешит рассказать о своих впечатлениях другим и для этого берет цветные карандаши и краски. С помощью линий, красок, композиции, динамики изображения ребенок удовлетворяет потребность рассказать, выразить свое отношение к увиденному. Испытываемые ребенком радость, наслаждение от встречи с прекрасным, от процесса художественного творчества, способствуют воспитанию в нем доброты, сопереживания и сочувствия окружающим, изображаемым героям. 

Психологи считают, что процесс изображения представляет собой процесс отражения реальной действительности. Естественно, что это отражение в рисунках детей разного возраста различно и неповторимо. Один уровень отражения предметов и явлений окружающего мира можно видеть в рисунках четырехлетнего ребенка, другой уровень – в рисунках детей 9 лет, третий уровень – в рисунках детей 13 лет. Это отражение реального мира в рисунках детей зависит от соответствующего уровня развития восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств, умений и навыков. Фундаментом такого развития является организованное систематическое обучение детей основам закономерностей искусства и реальной действительности. Как говорил известный русский психолог Е.И. Игнатьев, «наша конечная цель – путем разумного руководства и систематического обучения приблизить изобразительную деятельность ребенка к элементарным основам вполне грамотного реалистического изображения». 

Являясь наглядным, образным отражением действительности, выражением определенной мысли, идеи художника, изобразительное искусство несет в себе огромные воспитательные функции, причем воздействие изобразительного искусства на зрителя особое, оно обусловлено эмоциональной реакцией, отзывчивостью зрителя на содержание и художественную форму изображения. Благодаря своей наглядной образности, воздействию на чувства произведения изобразительного искусства способствуют воспитанию нравственных оценок, взглядов, представлений, системы мировоззренческих понятий. 

Содержание уроков изобразительного искусства отражает специфику изобразительного искусства в процессе художественного творчества, позволяет решать задачи нравственного, эстетического, трудового воспитания учащихся. Процесс формирования личности – это цельный, взаимообусловленный процесс формирования потребностей, чувств, интересов, мировоззрения, убеждений и идеалов. Все это имеет в виду учитель при организации процесса эстетического воспитания школьников средствами изобразительного искусства. 

Важная роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании школьников объясняется самой спецификой изобразительного искусства, художественного творчества. Во-первых, художественное изображение (а таким изображением и является фактически любой рисунок и любая живописная работа) отражает эстетическое содержание изображаемого объекта, заключающееся в пропорциональности строения формы, соответствии всех частей объекта друг другу, изящности очертаний, гибкости их контуров, гармонии цветовых оттенков поверхности и т.п. Во-вторых, выразительные средства художественного языка – композиция, рисунок, живопись, светотень, колорит и т.д. – пронизаны по своей сути эстетическим содержанием и являются изобразительно-выразительными средствами передачи действительности в художественном творчестве ребенка. И, наконец, процесс изображения, как правило, вызывает у ребенка восхищение красотой предмета, восторг перед своим рисунком, радость возможности посредством карандаша, кисти и красок передать свое отношение, свои чувства другим людям. Все это и определяет широкие возможности в развитии у детей практически на каждом уроке изобразительного искусства эстетического восприятия, эстетического вкуса, эстетических чувств и познавательно-творческой активности. Познавательно-творческая активность школьников представляет собой успех учебно-воспитательного процесса, обуславливает уровень умственного и творческого развития личности школьника. 

Широкие возможности для развития познавательно-творческой активности детей представляют уроки изобразительного искусства. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативности; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию). Воспитание познавательно-творческой активности у школьников означает прежде всего развитие у них потребности непрерывно познавать мир и творчески использовать полученные знания в своей деятельности. Как известно, потребности по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности. В этом отношении развитие потребностей служит тем условием, которое обеспечивает развитие личности ученика. 

Известный русский психолог Б. М. Теплов отмечал, что на основе потребностей в процессе общественной жизни воспитываются чувства, создаются интересы, складываются взгляды и убеждения, наконец, формируется мировоззрение. И чувства, и интересы, и убеждения, и мировоззрение человека, становясь источником действенных желаний, выступают как мотивы его деятельности. Изобразительное искусство, являясь образным отражением действительности, обусловливает одну из важнейших специфических закономерностей занятий школьников различными видами изобразительного искусства – постоянное и беспрерывное оперирование зрительными образами. И от того, насколько прочен, ярок и адекватен действительности тот или иной зрительный образ, зависит успех познания реальной действительности, успех художественной деятельности детей, успех их эстетического развития. 

Особо важное значение в изобразительном процессе школьников имеют образы зрительной памяти и воображения. Успех рисования по памяти, развитие зрительной памяти школьников во многом зависит от неоднократного наблюдения и воспроизведения с натуры объектов изображения. В системе эстетического развития школьников большое значение имеют образы памяти, формируемые в процессе ознакомления детей с произведениями изобразительного искусства. Содержание этих образов прямо связано с уровнем развития эстетических вкусов и взглядов, с уровнем идейно-эстетического развития школьников. 

В отличие от образов памяти образы творческого воображения представляют собой значительно более оригинальные, самостоятельные образы, являющиеся результатом не только наблюдений действительности и запоминания ее, но и активной мыслительной деятельности, направленной на создание нового, оригинального. Образ творческого воображения – это оригинальное сочетание, сплав наблюдаемого, закрепляемого в памяти, прочувствованного и решенного в сознании.

 Таким образом, следует постоянно помнить, что успешное решение задач воспитания школьников средствами изобразительного искусства зависит от единства обучения и воспитания, от систематического вооружения учащихся специальными знаниями, умениями, навыками, доступные конкретному возрасту. И на этой основе – развитие богатства, разнообразия окружающего мира, воспитание в детях душевной красоты, развитие нравственно-эстетических, гражданских качеств и свойств личности. 

comments powered by HyperComments

Источник

Обобщение опыта учителя изобразительного искусства МКОУ Савкинская СОШ имени А. Лескова

Писаревой Ольги Николаевны.

«Плохой учитель излагает.

Хороший учитель учит.

Выдающийся – показывает.

Великий – вдохновляет».

Винсент Ван Гог.

Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей. Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

22 года работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. Главным направлением моей работы было и остается развитие познавательного интереса, творческих способностей и художественно-творческой активности учащихся на уроках изобразительного искусства.

  1. Актуальность проблемы.

Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

Государственная образовательная политика исходит из данного в Законе «Об образовании» определения: образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. Эта целенаправленность заключается и в формировании гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, чувства любви к Родине, ответственности за её судьбу.

В современной общеобразовательной школе одно из центральных мест в развитии личности школьников занимает искусство, художественные дисциплины, способные формировать высокий эстетический вкус, развивать чувство прекрасного, умение понимать и ценить произведения искусства, памятники архитектуры, красоту и богатство природы. Преодоление элементов созерцательности, пассивности при изучении этих учебных предметов, возможно более полное, научно обоснованное их использование в целенаправленном формировании художественно-творческой активности – одно из важных направлений совершенствования эстетического воспитания в современных условиях.

Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.

Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения учащихся. Поэтому моя цель развитие изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Но почему – то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками.

В подтверждение этому есть у поэта Валентина Берестова шуточное стихотворение:

У маленьких учеников

Спросил художник Токмаков:

« А кто умеет рисовать?»-

Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков

И тут спросил учеников:

« Ну, кто умеет рисовать?»

Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков

Опять спросил учеников:

« Так кто ж умеет рисовать?»

Рук поднятых не видать.

А ведь ребята в самом деле

Когда – то рисовать умели.

И солнце на листках смеялось!

Куда все это подевалось?»

И чтобы не случилось так, как написал поэт, в условиях современной практики преподавания важно у учителя личностно – ориентированной направленности.

На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей.

Задачи, способствующие реализации программ эстетического направления.:

  • поддержание интереса к предмету изобразительного искусства;

  • развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

  • формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

  • стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

  • воспитание нравственных качеств личности учащихся.

Развитие учащихся возможно лишь в системе развивающего обучения в основе которого лежит системно – деятельностный подход, поэтому современное обучение выдвигает перед педагогами центральную задачу – формирование умений учиться в процессе активной познавательной деятельности и учебной самостоятельности, что заставляет учителей искать средства активизации и управления учебно-познавательной деятельности.

В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», с требованиями просвещения и культуры в настоящее время возникает острая необходимость в новых подходах к преподаванию искусства в общеобразовательной школе, способных успешно решить современные задачи художественного образования, эстетического воспитания и развития личности ребенка. Художественно-эстетическое образование должно помочь школьнику освоить ценности общечеловеческие и этнокультурные.

В условиях перехода общеобразовательных школ на ФГОС ООО второго поколения  перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, универсальных действий, обеспечивающих все учебные предметы, компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на качественно высоком уровне. Реализации данных задач в полной мере способствует системно-деятельностный подход в обучении, который заложен в новые стандарты и обеспечивает:

  • формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;

  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;

  • построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Система обновления современного образования ориентирует нас учителей на активный поиск нового содержания образования и изменения приоритетов обучения.

20 лет работаю по технологии воспитания духовной культуры молодого поколения. Модель «Воспитания патриотизма и гражданственности». Концепция художника Б.М.Неменского «Мудрость доброты».

Активно внедряю технологию деятельности «Школа развития»,система художественного воспитания (проект разработан под руководством Б.М Неменского).

Повышаю свою профессиональную компетентность в вопросах инновационной работы через применение современных технологий.

В соответствии с требованиями ФГОС

  • разработала программы по предмету изобразительное искусство (5-9 класс);

  • разрабатываю и провожу интегрированные уроки

В настоящее время работаю над темой «Методы и приёмы творческого развития учащихся на уроках изобразительного искусства в условиях реализации ФГОС».

Методики и технологии, которые я применяю в своей работе:

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • нетрадиционные способы рисования;

  • здоровье сберегающие технологии;

  • проектные методы: разработка проектов, фантазирование, создание творческих работ;

  • метод проблемного обучения: постановка проблемного вопроса, объяснение понятий, терминов, самостоятельный поиск ответов;

  • графические методы: этюды, зарисовки, наброски, эскизы рисунки и т.д.

  • наглядные методы: использование наглядного, раздаточного материала, рисунки,

фотографии, таблицы, кластеры, карточки, слайды, и .т.д.

  • активные методы социально-психологического обучения на уроках и внеурочной деятельности.

Формы работы:

  • коллективно – творческая деятельность;

  • индивидуально практическая деятельность;

  • игровые формы работы.

1.Информационые технологии.

В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования ИКТ.

Компьютерные технологии можно использовать на любом этапе урока для вовлечения в активную деятельность. Недаром говорят:

Сажи мне- и я забуду,

Покажи мне- и я запомню,

Вовлеки меня – и я пойму!

В кабинете изобразительного искусства мною создана богатая учебно-творческая лаборатория: индивидуальные карточки, тесты промежуточные и контрольные, электронные учебники по предмету, электронная база с разработками уроков, внеклассных мероприятий, наглядно-демонстрационный материал.

Для учащихся адаптивно – коррекционного обучения я использую диагностику уровня художественного развития на различных этапах урока, соединяя её с учебным материалом и воспитательной работой.

Для внеурочных занятий – портфолио (коллекция работ учащихся, в которых показаны индивидуальные достижения. Я совместностно с учащимися веду подборку лучших работ в течение нескольких лет.

– Ребенку очень важна оценка его труда не только педагогом, но и сверстниками, поэтому часто я провожу выставку детских работ.

Таким образом, использование компьютерных технологий позволяет изменить учебный процесс в лучшую, более комфортную сторону, охватывая все этапы учебной деятельности

2. Интерактивные технологии и методики.

Современный урок – это урок сотворчества ученика и учителя. На таком уроке большую деятельность проявляет ученик. Акцент делается на сотрудничество и взаимодействие между учащимися, что способствует их дальнейшему саморазвитию, самообразованию.

Работа при интерактивном взаимодействии часто строится в группах, это могут быть пары постоянного и переменного состава, сформированные на уроке группы.

Для интерактивного воздействия я использую проектный метод обучения.

В начальной школе проекты можно создавать на занятиях внеурочной деятельности. Я использую эту методику для работы в группах по следующим темам: «Дары природы», «Ёжики на полянке», «Букет для мам» и т.д.

«В 5-7 классах

Работы по темам уроков: «Бал во дворце», «Фантастический город»,

«Макет на противопожарную тему»; коллективный проект на конкурс: «Букет Победы»; КТД «Музей славы», «Оформление интерьеров школы к праздникам» и т. д.

3.Нетрадиционные способы рисования.

Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия на уроках вызывают восторг, удивление, желание рисовать и быть создателем необычных картин. На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,). В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры. Овладеваем такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие художественные техники:

рисование акварелью (в различных видах и жанрах), рисование гуашью, монотипия, рисование воском и восковымимелками, рисование пятном, рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия, оттиск поролоном, рисование природным материалом, фактура металла, ниткография, аппликация, мозаика, коллаж, граттаж, гравюра, графика.

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Каждый урок заканчивается выставкой работ учащихся .

4.Активные методы социально-психологического обучения на уроках и внеурочной деятельности.

Условная новизна заключается в том, что в условиях общеобразовательной школы объединены традиционные методы обучения изобразительному искусству и арт-терапевтические методы, применяемые в современной практической психотерапии как средство активизации творческой активности, средства диагностики и интерпретации психологических состояний и как метод, с помощью которого каждый можно глубже осознать собственные возможности и совершенствовать образ своего «Я». Такие методы обучения в педагогике и психологии называются «социально-психологическими», а в сочетании с изобразительной деятельностью, -«активными».

Уроки и занятия( психология)

включение активных методов социально-психологического воспитания в базовую программу предмета ( любого, независимо от цели и задач урока) намного повышает эффективность восприятия отдельных уроков и обучения в целом , позволяет детям учиться с увлечением (многие с удивлением узнают, что и они так МОГУТ).

применяя такие методы на любом этапе урока можно усилить концентрацию внимания при изучении трудной темы, активизировать собственную творческую деятельность ребенка при выполнении самостоятельных художественных работ, облегчить работу всех видов памяти при закреплении изученного материала; справиться с различными психологическими затруднениями: напряжением, тревожностью, неуверенностью, пассивностью, агрессией, повышенной или пониженной активностью, замкнутостью; развивать и тренировать мышцы кистей рук, глазомер, память, пространственное мышление, воображение, снимать мышечное напряжение в области шеи и позвоночника, зрительную усталость; улучшать психологический климат на уроках, повышать настроение учащихся .

в результате проведенных занятий с применением этих методов повысилась активность учащихся и увеличилось количество участников различных выставок , конкурсов, викторин.

Рассмотренные выше методы и приемы обучения позволяют поддерживать

познавательный интерес учеников, формировать потребности и способности личности к саморазвитию, создавать максимальные условия к перерастанию потенциальной одаренности в развитие. Практически это реализуется через коллективную работу, мозговые штурмы, ролевые игры, творческие проекты, развивающие способности детей.

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют “правильно” или “неправильно”. Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо создавать на уроках.

Каждый ребёнок интересен на уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.

Опыт рассчитан на систему уроков в разных разделах программы Б.Неменского по изобразительному искусству для 1-9-х классов. Мне, как педагогу, хочется, чтобы детям на моих уроках всегда было интересно, чтобы они шли на урок не просто потому, что он стоит по расписанию, а потому, что им хочется идти ко мне, им со мной интересно и они любят мои уроки.

Поэтому стараюсь учить не по шаблону, всё время нахожусь в поиске

новых способов, методов и форм работы с детьми как на уроке, так и во внеклассной работе. Постоянно на своих уроках веду эксперимент по планированию и насыщению урока новыми формами подачи материала, стараюсь сделать уроки интересными и разнообразными. Я понимаю, что уже начиная с первого класса нужно учить детей воспринимать прекрасное в искусстве, в природе, в обыкновенной жизни и одновременно привносить это прекрасное в отношения друг с другом.

Результативность опыта

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры, и художники, и архитекторы, и учителя, а пытаюсь почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все это обязательно пригодиться ему в жизни.

Заключение

Детское художественное произведение (рисунок, фигурка из пластилина, сказочный домик или целый архитектурный ансамбль из бумаги, поделка из природного материала и т.д.) имеет особую ценность. Для взрослых оно ценно тем, что отражает своеобразие детского восприятия мира. Для самого ребенка – это овеществленное свидетельство его возможностей и достижений, которое можно поставить на полку или повесить на стену и, показывая другим, сказать: «Это я сам сделал». Для подростка – искусство является средством общения и взаимодействия с самим собой, с людьми и с миром, в котором он родился, живет, общается и развивается, а так же средством выражения своего отношения к этому миру.

Педагогам и родителям надо относиться к детским работам с полной серьезностью и постоянным вниманием, потому что так непосредственно и ярко видеть мир мы, взрослые, никогда уже не сможем: никогда позже люди не проявляют такой художественной талантливости, как в детстве.

Обучить творчеству нельзя. Оно не подчиняется никаким правилам и указаниям, требует особого состояния, которое непосредственно зависит от индивидуальности ребенка.

Но это вовсе не значит, что учитель не может содействовать его образованию и проявлению у детей.

Свобода творчества в значительной мере обеспечивается совместной деятельностью ученика и учителя.

Творчество – это всегда встреча художника или ученого с Миром. В данном случае Мир – это совокупность существенных связей, в которых находится и живет человек . Мир и человек всегда взаимосвязаны. Между Миром и «Я» и между «Я» и Миром происходит постоянный диалектический процесс; одно влияет на другое, и одно нельзя понять, если другое не принимается во внимание». Творчество – это процесс, в котором осуществляется взаимосвязь личности и мира.

Источник