Развитие ребенка на прогулке

Развитие ребенка на прогулке thumbnail

Развитие движений детей на прогулке

   Прогулки, включающие такие компоненты как наблюдения, труд, физические упражнения, подвижные игры, являются эффективным средством всестороннего развития ребенка. При этом значительная часть времени отводится самостоятельной деятельности детей.

   Широкие возможности дает прогулка для осуществления физического развития детей. Оздоровительно-воспитательное значение прогулки возрастает, если она насыщена активной, содержательной и разносторонней двигательной деятельностью. Благотворное влияние активной деятельности доказано многими теоретическими исследованиями и практическим опытом. Сочетание движений с воздействием свежего воздуха является эффективным средством закливания. Повышается сопротивляемость организма ребенка инфекционным , простудным заболеваниям. Движения благотворно воздействуют на функции всего организма ребенка, предохраняют его от охлаждения. Выполняя разнообразные физические упражнения, участвуя в играх, дети обогащаются новыми представлениями, понятиями, у них развивается мышление, память, ориентировка в пространстве.

   Понаблюдав за детьми на прогулке, можно заметить, что не все одинаково активны.Поэтому, проводя физические упражнения и подвижные игры, нало стараться охватить двигательной деятельностью  всю группу. При этом обязательно учитывать особенности каждого ребенка и учитывать возраст. Например, малышам предложить перешагнуть через маленький ручеек, а детям постарше перепрыгнуть через него, пройти по бревну или доске.

   Для развития основных движений широко используются естественные препятствия. Например, перешагнуть через замерзшую лужу, кочку, канавку, подняться на горку и сбежать с нее. С удовольствием дети метают снежки. Можно предложить детям кидать шишки вдаль. На площадке надо иметь игрушки, которые помогут  им стать более подвижными, ловкими (каталки, обручи…). Полезны для детей игры в мяч (ловить, бросать, катать мяч). Для развития движений очень полезны подвижные игры. В одних нужно убегать, в других прыгать, есть игры, где чередуются разные движения. В игре «Поезд» дети , идя друг за другом, двигают руками, подражая движениям колес паровоза. Когда воспитатель скажет:»Поезд идет быстрее», дети бегут. «Остановка!»- все выходят погулять, наклоняются,собирая цветы, ягоды, грибы. На прогулке важно стимулировать те движения, которые  в повседневной жизни встречаются редко. Например, подпрыгнуть как можно выше- «Достань бабочку». Полвижные игры ценны тем, что они коллективны, дети  привыкают играть вместе, дружно, выполнять установленные правила. Воспитатель может придумать много игр, понятных и интересных детям. Всеми играми необходимо руководить. Если кто-то из детей неправильно делает движения, надо показать или рассказать им, как следует выполнять эти движения. Вхождение ребенка в образ персонажа подвижной игры повышает его интерес к игровому действию,позволяет выполнять движения с большим удовольствием. Игра станет эмоциональнее, если малыш наденет шапочку, подвеску на грудь, то есть  будет иметь конкретный символ, образу которого подражает в своих действиях.

   Теплое время года наиболее благоприятно для развития движений. В это время хорошо совершать с детьми прогулки в лес ,в поле, к реке, озеру. При развитии движений ходьбы и бега рекомендуется использовать различные упражнения ( ходьба высоко поднимая ноги, перешагивание через траву, ходьба и бег между деревьями, по рыхлому песку. Во время всех упражнений необходимо следить за правильной осанкой детей. В лесу дети могут спрыгивать с  невысоких пеньков, поваленных деревьев, для совершенствования навыков метания могут бросать шишки, камешки на дальность и в цель. Развитие основных движений на прогулке не менее эффективно и зимой. Для различных упражнений используют  снежные валы, расчищенные дорожки, снег. Дети любят метать снежки в цель, вдаль.С большим интересом  они выполняют упражнение « Следопыт»- ребенок идет по следу взрослого, сохраняя при этом равновесие.Хорошее упражнение на равновесие- скольжение по ледяным дорожкам.

   Прогулка не должна быть однообразной. Нужно правильно чередовать различные виды деятельности.После игр с высокой активностью надо предложить детям заняться более спокойной игрой. Пассивных и малоподвижных детей следует побуждать к активным действиям, придумывать для них разнообразные игровые задания, чаще привлекать к участию в играх и спортивных упражнениях. Нужно заботиться о том, чтобы каждому ребенку было интересно. Практика показывает, что  с этим вопросом не все благополучно. Значительную часть времени дети, устав от игры, не знают, чем занять себя, безучастно стоят возле взрослого, ожидая его указаний к действию. Но и после этого самостоятельная деятельность их оживляется ненадолго.

   Для игр детям необходимо создать условия.Для некоторых игр требуются постройки. Дети любят большие постройки, в них интереснее играть (шалаш, домик, навес из ветвей ). На участке нужно иметь различные игрушки: кукол, мишек, зайцев, кукольную посуду, мебель, тележки, машины. Успех прогулки, организация игровой деятельности во многом зависит от наличия , разнообразия, привлекательности игрушек.

   Замечательный ученый-педагог Ян Амос Коменский образно говорил о том, что всячески следует поощрять природную подвижность, активность детей. «Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты:что-нибудь катают, несут, тащат,складывают,перекладывают; нужно только помогать детям,чтобы все, что происходит,происходило разумно и играя с ними, указывать им даже формы всех игр.»

Источник

Тамара Николаевна Лазарчук
Развитие и воспитание детей в условиях прогулки

Большие потенциальные возможности развития ребенка заложены в процессе воспитательно – образовательной работы с детьми в условиях прогулки. Здесь как нигде детям предоставляются уникальные условия для всестороннего развития, а воспитателям для использования этих условий для обучения. Только на прогулке в полной мере удовлетворяются потребности детей в активных движениях, в самостоятельных действиях при ознакомлении с окружающим миром, в свободной игре как с природным материалом, так и с игрушками. Однако в силу своих возрастных особенностей дети не могут использовать все время прогулки с максимальной пользой для своего развития, поэтому мы должны педагогически правильно руководить их деятельностью.

На фоне самостоятельно играющих детей педагог может что – то рассказывать и показывать им, пообщаться с одним – двумя или группой детей на интересную для них тему, организовать экспериментальную деятельность, понаблюдать с подгруппой детей за каким – либо необычным явлением или событием, которое заметили они сами.

Развитие и воспитание детей в условиях прогулки

Вы заметили, что дети вот таким образом играют на прогулке, превратите их баловство в экспериментальную деятельность по изучению свойств снега в морозный день.

Развитие ребенка на прогулкеРазвитие ребенка на прогулке

Вот такие моменты делают обучение на прогулке ненавязчивым, а сами прогулки не превращаются в занятие на свежем воздухе. Сделать прогулки более насыщенными и интересными позволяют такие структурные компоненты:

разнообразные наблюдения,

дидактические задания, беседы

трудовые действия самих детей,

подвижные игры и игровые упражнения,

Каждый из компонентов прогулки вносит свое, неповторимое в развитие и воспитание, в формирование личностных качеств детей. Если после наблюдений или беседы вы заинтересовали хоть одного ребенка, можете считать ваш труд был не напрасен.

Результаты беседы о труде дворника.

Развитие ребенка на прогулке

Дети на прогулке попадают в знакомую среду, но меняющуюся в зависимости от различных обстоятельств. Это следует использовать для развития и обучения ребят. Вот знакомые кусты, но они покрыты снегом, а не инеем. Вот вам живой объект для обучения детей. Ведь кому как не нам педагогам знать, что лучший и основной метод обучения – это наблюдение. На прогулке необходимо проводить:

наблюдения за живой и неживой природой

сезонные наблюдения

наблюдения за трудом взрослых (целевые прогулки)

наблюдения за жизнью улицы (целевые прогулки)

наблюдения за животными

наблюдения за явлениями природы

Наблюдения на прогулке должны быть не растянутыми по времени, яркими, интересными, несущими в себе новизну. Этому способствуют, во – первых, сами объекты наблюдения, во – вторых, образная речь педагога.

Развитие ребенка на прогулке

Чтобы подержать интерес к ежедневным наблюдениям необходимо каждый раз предлагать детям новый объект, а целевые прогулки за пределы участка способствуют возникновению стойкого желания наблюдать.

Развитие ребенка на прогулке

Структурные компоненты прогулки должны проходить на фоне самостоятельной игровой деятельности всех детей. Игра должна занимать основную часть времени пребывания детей на свежем воздухе.

Важным компонентом каждой прогулки является организованные взрослым подвижные игры и игровые упражнения. Задача педагога – предлагать игровые упражнения на выполнения основных движений: ходьбу и бег;подскоки и прыжки; лазание; упражнения с мячами, обручами, скакалками; катание на самокатах, велосипедах.

Развитие ребенка на прогулкеРазвитие ребенка на прогулке

В зимнее время необходимо широко использовать постройки из снега, катание на санках.

Развитие ребенка на прогулкеРазвитие ребенка на прогулке

Педагог должен быть не только организатором игры, а его активным участником. Процесс воспитания детей непрерывен и мы воспитываем детей своим внешним видом, поведением, своей эмоциональной выразительной речью, мимикой, жестами об этом необходимо помнить всегда.

Каждый раз в конце прогулки дети должны упражняться в целесообразных действиях по самообслуживанию. Таким образом, включение детей в выполнение первых трудовых поручений мы учим детей уважать и ценить труд других людей. Уборка инвентаря для прогулок – труд дворника, тщательно вытирать ноги или отряхивать одежду от песка и снега – труд младшего воспитателя. А главное – при выполнении трудовых действий, как ни в каком другом виде детской деятельности, успешно формируются такие личностные качества, как уверенность в собственных силах, самостоятельность, инициативность, умение довести начатое до конца. Формируется положительные взаимоотношения со сверстниками и желание помогать друг другу.

Источник

Лилия Васильевна Доронина
Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста

Прогулка с детьми – это всегда радость, ведь ждут ее и взрослые, и дети., а потом дружно вываливают на улицу и получают наслаждение не только от свежего воздуха, но и от общения друг с другом.

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма.

На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.

Требования к продолжительности прогулки. Режим длительности проведения прогулок на улице.

Режим дня детского сада предусматривает ежедневное проведение дневной прогулки после занятий и вечерней — после полдника. Общая продолжительность её составляет 4 — 4,5 часа.

— Для достижения оздоровительного эффекта в летний период в режиме дня предусматривается максимальное пребывание детей на свежем воздухе с перерывами для приема пищи и сна.

— В зимний период прогулкина воздухе проводятся 2 раза в день: в первую половину дня — до обеда, во вторую половину дня — перед уходом детей домой. В целях недопущения переохлаждения участков тела (лицо, руки, ноги, рекомендуется отправлять детей в помещение на 5-7 минут. Зимние прогулки в детском саду для детей до 4 лет проводятся при температуре до -15°С, для детей 5-7 лет при температуре до -20°С.

-Время выхода на прогулку каждой возрастной группы определяется режимом воспитания и обучения. Запретом для прогулок является сила ветра более 15 м/с.

Подготовка к прогулке.

Перед выходом на прогулкувоспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: посещение туалетной комнаты.

Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Малышей помогает одевать няня, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.

В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру — мытье ног.

Требования к одежде детей:

— в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;

Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, воспитатель вызывает у малышей интерес к ней с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься.

Структура прогулки:

1. Наблюдение.

2.Подвижные игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.

3. Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств.

4. Труд детей на участке.

5. Самостоятельная игровая деятельность.

Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем — наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности.

Наблюдение.

Большое место на прогулках отводится наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения можно проводить с целой группой детей, с подгруппами, а также с отдельными малышами.

В младшем возрасте наблюдения – 7-10 минут, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно, но каждый раз детям должны предлагаться разные объекты для рассмотрения.

Объектами наблюдений:

•Живая природа: растения и животные;

•Неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);

• Труд взрослых.

• Наблюдения за трудом взрослых (дворника, шофера, строителя и т. д.) организуются 1-2 раза в квартал.

Виды наблюдения: Кратковременные наблюдения организуются для формирования о свойствах и качествах предмета или явления (дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей и характер поверхности, а при ознакомлении с животными — характерные движения, издаваемые звуки и т. д.

• Длительные наблюдения организуются для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе. Дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше.

Организуя наблюдения,воспитатель должен всегда соблюдать данную последовательность:

1. устанавливаются факты;

2. формируются связи между частями объекта;

3. идет накопление представлений у детей;

4. проводятся сопоставления;

5. делаются выводы и устанавливаются связи между проводимым сейчас наблюдением и проведенным ранее

Подвижные игры.

Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства!

Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.

Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах —элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.

Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке:в младших группах :6 -10 минут,в средних :10-15 минут, в старших и подготовительных — 20-25 минут. На вечерней прогулке: в младших и средних группах — 10-15 минут, в старших и подготовительных — 12 -15 минут.

Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)

В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).

В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).

В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.

Заканчиваются подвижные игры ходьбой или игрой малой подвижности, постепенно снижающей физическую нагрузку.

Во время прогулоквоспитатель проводит индивидуальную работу с детьми: для одних организует игру с мячом, метание в цель, для других — упражнение в равновесии, для третьих — спрыгивание с невысоких предметов.

Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом — это езда на велосипеде, классики, зимой — катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам. Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Особенности организации двигательной активности в зимний период: в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;

— при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого — либо текста.

Дидактические игры и упражнения являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.

Каждая дидактическая игра состоит из дидактической задачи, содержания, правил,

игровых ситуаций.

Виды дидактических игр:

• Игры с предметами (игрушками или природным материалом,

• Словесные игры. например, «Принеси желтый листик», «Найди по листу дерево», «Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с детьми слова и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.

Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.

Трудовая деятельность детей на участке.

Продолжительность тр. деят. 5-15 минут в младшем возрасте, 15-20 минут в старшем.

Формами организации труда детей являются:

• Индивидуальные трудовые поручения;

• Работа в группах;

• Коллективный труд.

Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.

Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.

В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку. Воспитатель поочередно привлекает к кормлению птиц всех детей. Или, например, сбор камушков для поделок. Работу организует как «труд рядом», при этом дети не испытывают никакой зависимости друг от друга

В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы;

показ и объяснение всего задания — последовательные этапы.

У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).

Примерно за полчаса до окончания прогулки воспитатель организует спокойные игры. Затем дети собирают игрушки, оборудование.

Целевые прогулки.

Воспитатель организует наблюдения детей за общественной жизнью и явлениями природы и за пределами участка. С этой целью организуются целевые прогулки.

В младшей группе целевые прогулки проводятся раз в неделю на небольшое расстояние, по улице, где находится детский сад. Со старшими детьми такие прогулки проводятся два раза е неделю и на более далекие расстояния.

Детям младшей группы воспитатель показывает дома, транспорт, пешеходов, средней — здания общественного назначения (школа, Дом культуры, театр и т. п.). Со старшими детьми проводятся целевые прогулки на другие улицы, в ближайший парк или лес. Дети знакомятся с правилами поведения в общественных местах и правилами уличного движения.

На целевых прогулках дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, углубляются знания и представления, развивается наблюдательность и любознательность.

Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада.

Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.

В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.

При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В случае самовольного ухода ребенка немедленно сообщать о случившемся руководителю ДОУ.

В процессе прогулки воспитатель должен обучать навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.

Запрещается:

-Оставлять детей одних, без присмотра работников Учреждения;

-Использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.

О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.

Инструкция:

1. Разработку прогулки начните с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включите в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.

2. Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.

3. Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.

4. Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности.

Источник