Развитие ребенка на пятом году жизни

Юлия Коротких
Возрастные особенности детей пятого года жизни

средняя группа

Рекомендации родителям по развитию речи детей пятого года жизни

Развитие речи от 4 до 5 лет.

На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразнее, точнее и богаче по содержанию.

Увеличение активного словаря (от 2500 до 3000 слов) создает возможность ребенку полнее строить свои высказывания, точнее излагать свои мысли. В речи детей уменьшается количество сокращений, перестановок, пропусков, появляются слова, образованные по аналогии («скобланул»«царапнул»). В их речи все чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, отражения временных и пространственных отношений (при определении цвета ребенок, кроме основных цветов, называет дополнительные – голубой, темный, оранжевый, начинает появляться притяжательные прилагательные (лисий хвост, заячья избушка). Все шире ребенок использует наречия, личные местоимения, сложные предлоги (из-за, из-под, около, появляются собирательные существительные (посуда, мебель и др., однако употребляет их ребенок еще очень редко.

Свои высказывания ребенок четырех лет строит из 2-х – 3-х и более простых распространенных предложений, все чаще использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рост словаря, употребление более сложных в структурном отношении предложений нередко приводит к тому,что дети начинают чаще допускать грамматические ошибки: неправильно изменяют глаголы («хочут» вместо «хотят», не согласовывают слова (глаголы и существительные в числе, прилагательные и существительные в роде, допускают нарушения в структуре предложений).

В этом возрасте дети начинают овладевать монологической речью. В их речи впервые появляются предложения с однородными обстоятельствами. Они правильно усваивают и правильно согласовывают прилагательные с существительными в косвенных падежах. Однако многие все еще не могут без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказывать текст прочитанной сказки, рассказа.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать на заданный звук слова.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности. Подражая взрослым,дети могут сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять во фразах отдельные слова, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

У ребенка пятого года жизни совершенствуется способностьк восприятию и произношению звуков:

– исчезает смягченное произношение согласных,

– многие звуки произносятся более правильно и четко,

– исчезает замена шипящих звуков: Ш, Ж, Ч,Щ свистящими: С, З, Ц,

– исчезает замена шипящих и свистящих звуков звуками Т, Д.

Большинство детей к пяти годам усваивают и правильно произносят все звуки, в том числе сложные звуки Л, Р, РЬ, шипящие Ш, Ж, Ч, Щ, отчетливо произносят многосложные слова, сохраняя слоговую структуру. Но у некоторых детей еще неустойчиво произношение определенных групп звуков, особенно в трудных многосложных словах (например: свистящих и шипящих – в одних словах звук произносится правильно, в других – неверно). Слова, насыщенные близкими по артикуляции звуками, выговаривают с ошибками («раборатория» вместо «лаборатория», «саше» вместо «шоссе»). Это объясняется тем, что у детей не закреплены некоторые звуки или они нечетко дифференцируют их на слух и в собственном произношении.

Если у ребенка к концу 5 года жизни наблюдается искаженное произношение свистящих звуков С, З, Ц (с просовыванием кончика языка между зубами- межзубные, звук Р произносится не за счет колебания кончика языка, а в результате дрожания мягкого неба или маленького язычка («французское произношение», звук Л произносится как В, то такие дети нуждаются в специальной логопедической помощи. Данные искажения не являются возрастными, сами по себе не исчезнут. Таким детям поможет логопед, который используя индивидуальный подход и помощь родителей, научит ребенка правильно произносить звуки, различать и правильно употреблять сходные звуки.

Таким образом, к пяти годам ваш малыш:

* Обладает словарным запасом около 3000 слов.

* Знает свой адрес.

* Пользуется предложениями из 5-6 слов.

* Пользуется всеми типами предложений, в том числе и сложными («Мама мыла посуда, а я рисовал домик», «Мы с мамой не гуляли, потому что шел дождик»)

* Умеет пересказывать короткие рассказы и сказки.

* Определяет право – лево у себя, но не у других.

* Знает простые антонимы («большой – маленький», «твердый – мягкий»).

* Пользуется прошедшим, настоящим, будущим временем.

* Знает назначение предметов и может сказать, из чего они сделаны («Это мячик, им играют, его кидают, пинают, он из резины – резиновый»).

* Звукопроизношение обычно полностью сформировано.

* Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при построении сложных предложений.

Родители могут самостоятельно повлиять на речевое развитие ребенка. Для этого необходимо придерживаться следующих рекомендаций.

Советы родителям:

1. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире – наблюдения. Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

2. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, но и через рассказ. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

3. Читайте и рассказывайте детям сказки. В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица. Не спешите показывать иллюстрации. Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

4. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в сбербанк, на почту.

5. Развивайте мелкую моторику – она стимулирует мышление, творческое развитие, внимательность ребёнка и прямым образом влияет на речь. Если пальчики у ребенка напряжены, сгибаются и разгибаются все вместе или, наоборот, вялые, и ребенок не может произвести изолированные движения, то чаще всего это «неговорящие» или плохо говорящие дети. С раннего возраста нужна свобода действий, т. к. движения сопутствуют развитию речи. Научите ребенка рисовать пальчиками. Полезны прокатывание шаров, мячей,обрывание бумаги для развития ловкости рук Можно предложить детям:

застежки;

шнуровки;

мозаику;

мелкий конструктор;

пластилин;

обводки;

раскраски;

перебирание круп;

нанизывание бус, пуговиц на нитку и др.

Полезны и пальчиковые игры, которые

– благотворно влияют на исправление речи детей;

– совершенствуют память, внимание, мышление;

– готовят руку к письму.

6. Развивайте длительный плавный выдох, так как от силы и направленности воздушной струи зависит произношение многих звуков. Чтобы развитие речевого дыхания ребёнка было интересным и увлекательным, можно предложить ему дуть на вертушку (флюгер, надувать мыльные пузыри, воздушные шарики, дуть на разноцветные ленточки, ватные шарики, бумажные кораблики, плавающие по воде, или сдувать снежинки, листочки с ладошки.

Источник

Светлана Баранова
Родительское собрание «Возрастные особенности детей пятого года жизни»

Родительское собрание “Возрастные особенности детей 5-го года жизни”

Цели: расширение контакта между педагогами и родителями; моделирование перспектив взаимодействия на новый учебный год; повышение педагогической культуры родителей.

Задачи: рассмотреть возрастные и индивидуальные особенности детей 5-го года жизни; познакомить родителей с задачами и особенностями образовательной работы, задачами дошкольного учреждения на новый учебный год; научить родителей наблюдать за ребёнком, изучать его, видеть успехи и неудачи, стараться помочь ему развиваться в его собственном темпе; активизировать работу по развитию речи детей.

Участники: воспитатели и родители.

План проведения:

1. Вступительная часть.

2. Возрастные и индивидуальные особенности детей пятого года жизни.

3. Особенности образовательного процесса в средней группе.

4. Ознакомление родителей с целями и задачами ДОУ на новый учебный год.

5. Выборы нового состава родительского комитета.

6. Коротко о разном.

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас в нашей уютной группе! Хотим поздравить вас с началом учебного года. Наши дети выросли и стали на год взрослее. За этот год дети многому научились. Они подросли, окрепли, стали более самостоятельными. А еще они стали очень любознательными.

Любые даже самые сложные знания мы стараемся преподнести ребенку в форме игры, где и побегать можно, и сказку услышать, и порассуждать.

Мы стараемся создать условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя эмоционально комфортно, психологически защищенно, чувствовал себя любимым и неповторимым.

Каждый ребёнок развивается по-разному, у каждого свой темп развития.

Наш детский сад работает по программе «От рождения до школы», в этой программе акцент делается на становлении и всестороннем развитии личности.

В этом учебном году развитие детей будет также осуществляться при организации всех видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, двигательной, познавательно- исследовательской, изобразительной, конструктивной, музыкальной

Сегодня мы свами хотим поговорить об особенностях развития детей пятого года жизни.

Возраст от четырех до пяти лет – это средний дошкольный период. Он является очень важным этапом в жизни ребенка. Это период интенсивного развития и роста детского организма. На данном этапе существенно меняется характер ребенка, активно совершенствуются познавательные и коммуникативные способности. Существуют специфические возрастные особенности детей 5-го года жизни, которые просто необходимо знать родителям, чтобы развитие и воспитание дошкольника было гармоничным. А это значит, что малыш по мере взросления всегда найдет общий язык со своими сверстниками.

Физические особенности. физические возможности ребенка значительно возрастают: улучшается координация, движения становятся все более уверенными. При этом сохраняется постоянная необходимость движения. Активно развивается моторика, в целом средний дошкольник становится более ловким и быстрым по сравнению с младшими. Нужно отметить, что возрастные особенности детей 4–5 лет таковы, что физическую нагрузку нужно дозировать, чтобы она не была чрезмерной. Это связано с тем, что мышцы в данный период растут хоть и быстро, но неравномерно, поэтому ребенок быстро устает. Следовательно, малышам необходимо давать время для отдыха. Что касается темпов физического развития, то с 4 до 6 лет они существенно не меняются. В среднем ребенок подрастает за год на 5–7 см и набирает 1,5–2 кг веса. Происходят рост и развитие всех органов и систем детского организма. Слайд 2

Психическое развитие ребенка В возрасте 4–5 лет быстро развиваются различные психические процессы: память, внимание, восприятие и другие. Важной особенностью является то, что они становятся более осознанными, произвольными: развиваются волевые качества, которые в дальнейшем обязательно пригодятся. Типом мышления, характерным для ребенка сейчас, является наглядно-образное. Это значит, что в основном действия детей носят практический, опытный характер. Для них очень важна наглядность. Однако по мере взросления мышление становится обобщенным и к старшему дошкольному возрасту постепенно переходит в словесно-логическое. Слайд 3 Значительно увеличивается объем памяти: он уже способен запомнить небольшое стихотворение или поручение взрослого. Повышаются произвольность и устойчивость внимания: дошкольники могут в течение непродолжительного времени (15–20 минут) сосредоточенно заниматься каким-либо видом деятельности. Слайд 4

Роль игры Игровая деятельность по-прежнему остается основной для малыша, однако она существенно усложняется по сравнению с ранним возрастом. Число детей, участвующих в общении, возрастает. Появляются тематические ролевые игры. Возрастные особенности детей 5-го года жизни таковы, что они больше склонны общаться с ровесниками своего пола. Девочки больше любят семейные и бытовые темы (дочки-матери, магазин). Мальчики предпочитают играть в машинки, военных, полицейских. На этом этапе дети начинают устраивать первые соревнования, стремятся добиться успеха. Слайд 5

Средние дошкольники с удовольствием осваивают различные виды творческой деятельности. Ребенку нравится заниматься сюжетной лепкой, аппликацией. Одной из основных становится изобразительная деятельность. Возрастные особенности детей 5-го года жизни по ФГОС предполагают, что на этом этапе дошкольник уже овладевает мелкой моторикой, что позволяет рисовать подробно и уделять больше внимания деталям. Рисунок становится одним из средств творческого самовыражения. Средний дошкольник может сочинить небольшую сказку или песенку, понимает, что такое рифмы, и пользуется ими. Яркая фантазия и богатое воображение позволяют создавать целые вселенные в голове или на чистом листе бумаги, где ребенок может выбрать для себя любую роль. Слайд 6

Развитие речи В течение среднего дошкольного периода происходит активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. Речевые возрастные особенности детей 5-го года жизни позволяют более четко выражать свои мысли и полноценно общаться с ровесниками. Ребенок уже способен охарактеризовать тот или иной объект, описать свои эмоции, пересказать небольшой художественный текст, ответить на вопросы взрослого. На данном этапе развития дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и так далее. Развивается связная речь. Общение со сверстниками и взрослыми В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Если раньше ребенку было достаточно игрушек и общения с родителями, то теперь ему необходимо взаимодействие с другими детьми. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Общение, как правило, тесно связано с другими видами деятельности (игрой, совместным трудом). Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Общение с ровесниками носит, как правило, ситуативный характер. Взаимодействие со взрослыми, напротив, выходит за рамки конкретной ситуации и становится более отвлеченным. Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов. Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными. Порой взрослые члены семьи не замечают эти возрастные особенности детей 5-года жизни. Слайд 7, 8 (проговорить на слайде)

Эмоциональные особенности. В этом возрасте происходит значительное развитие сферы эмоций. Это пора первых симпатий и привязанностей, более глубоких и осмысленных чувств. Ребенок может понять душевное состояние близкого ему взрослого, учится сопереживать. Дети очень эмоционально относятся как к похвале, так и к замечаниям, становятся очень чувствительными и ранимыми. К 5 годам ребенка начинают интересовать вопросы пола и своей гендерной принадлежности. Как уже упоминалось, одной из отличительных особенностей данного возраста является яркая фантазия, воображение. Нужно учитывать, что это может породить самые разные страхи. Ребенок может бояться сказочного персонажа или воображаемых чудовищ. Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 5-го года жизни. Важно помнить, что это всего лишь временные трудности, которые сами уйдут со временем, если родители не будут акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. Слайд 9

Воспитание Говоря о воспитании детей этого возраста, нужно помнить, что на данном этапе существенно меняется характер. Кризис трех лет благополучно проходит, и ребенок становится гораздо более послушным и покладистым, чем раньше. Именно в это время детям необходимо полноценное общение с родителями. Собственно говоря, в этом и заключаются основы воспитания. Главная функция взрослых сейчас – объяснить как можно подробнее и показать на личном примере. Ребенок впитывает все как губка, с любознательностью первооткрывателя тянется к новым знаниям. Родители должны внимательно выслушивать многочисленные вопросы и отвечать на них, ведь в семье дети черпают первые знания об окружающем мире и своем месте в нем. Именно теперь необходимо закладывать нравственные качества, развивать в ребенке доброту, вежливость, отзывчивость, ответственность, любовь к труду. На этом этапе у ребенка появляются первые друзья, поэтому очень важно научить общаться со сверстниками: уступать, отстаивать свои интересы, делиться. Слайд 10

Семья играет важнейшую роль в становлении личности ребенка. Отношения между родителями – первое, что видит подрастающий малыш, это тот эталон, который он считает единственно верным. Поэтому очень важно, чтобы у ребенка был достойный пример в лице взрослых. Родители должны помнить, что именно в дошкольном возрасте развиваются такие черты характера, как доброта, справедливость, правдивость, закладываются жизненные ценности и идеалы. Поэтому так важно учитывать возрастные особенности детей 5-го года жизни. Помощь в воспитании отдельных черт характера должна также осуществляться в соответствии с полом дошкольника и ролями взрослых в семье. Так, мама учит ребенка находить общий язык, искать компромисс, от нее исходит ласка, забота и любовь. Папа является олицетворением порядка, защиты, это первый учитель жизни, который помогает быть сильным и целеустремленным. Отношения внутри семьи – важнейший фактор, оказывающий влияние на воспитание ребенка и на всю его последующую жизнь. Слайд 11

Источник