Развитие ребенка младшего школьного возраста в семье

Развитие ребенка младшего школьного возраста в семье thumbnail

Светлана Евсюткина
Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

Евсюткина Светлана Викторовна

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

«Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого

они есть». Патрик О Рурк.

Гармоническое развитие личности немыслимо без семейного воспитания, которое должно сочетаться и подкрепляться общественным.

«Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей». Семья -колыбель духовного рождения человека, важный и во многом незаменимый этап в развитии каждой личности. Первая причина особой роли семьи в воспитании – устойчивость, постоянство, долговременность влияния. Вторая – ее разносторонность.

Велика роль семьи в формировании основ мировоззрения, усвоении нравственных норм поведения, определении отношения к людям, их делам и поступкам. Главная особенность семейного воспитания в том, что оно эмоционально по своему содержанию и предполагает любовь родителей к детям и ответное чувство детей к родителям. Теплота домашнего микроклимата, комфортность состояния в домашней атмосфере стимулируют ребенка к воспитанию бытующих в семье правил, манеры поведения, взглядов и стремлений. Условия правильного семейного воспитания -рационально организованный быт, режим жизни в семье!

Одним из распространенных недостатков семейного воспитания

становится в наше время культ вещей, приобретательство, внимание родителей только учебному труду детей, недооценка ими бытового труда, участие детей в работах по самообслуживанию.

Роль семьи в воспитании детей младшего школьного возраста.

который есть. Именно поэтому они неэффективны для нормального, гармоничного воспитания хорошего человека, достойной личности.

Источником благополучия ребенка в семье, условием правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей.

Так же, важным условием воспитания детей в семье, является авторитет родителей. Влияние отца и матери на детей,основанное на уважении и любви к родителям, доверие к их жизненному опыту, словам и поступкам. Без авторитета нельзя воспитать ребенка, формировать в нем качества хорошего человека.

Очень важно, чтобы в семье закреплялись навыки и привычки правильного поведения, которые формируются у ребенка в школе. Единые согласованные требования семьи и школы – одно из условий правильного воспитания детей в семье. Важными условиями воспитания младшего школьника являются взаимоотношения школа — семья — ребенок. Иногда родители полагают, что с приходом ребенка в школу снижается роль семьи в его воспитании, ведь основное время теперь дети проводят в стенах школы. Отметим, что влияние семьи не только не снижается, но и возрастает.

Воспитание-диалог становится одним из важнейших условий воспитания ребёнка в семье. У родителей, привыкших добиваться принуждением беспрекословного выполнения своих требований, по мере взросления ребенка будет все меньше возможностей влиять на него. Взрослые сами нередко замечают, что чуткость, благожелательный тон, доверие к ребенку, терпение в обращении с ним вызывают встречное расположение, стремление выполнять требования старших.

Педагоги выделяют три основных стиля взаимоотношений родителей и детей в семье: попустительский, авторитарный и демократический. Первый из них характеризуют вседозволенность и безразличие по отношению к детям. Второй — жесткая авторитарность, безапелляционность, диктат в отношениях с детьми. Третий — сотрудничество, взаимопонимание родителей и детей, учет прав, потребностей и интересов каждого из участников взаимоотношений.

Социальные потребности ребёнка.

Потребность в общении — общение взрослых и детей всегда происходит на эмоциональной основе, для него характерно сопереживание. Это обогащает личность ребенка, делает его более чутким к переживаниям других людей, более восприимчивым к влиянию взрослых. Чем длительнее по времени и богаче по содержанию общение ребенка с членами семьи, тем богаче его личность.

К сожалению, современный напряженный темп жизни, изменение условий быта повлияли на характер общения: оно становится редким, все более формальным не только между знакомыми и соседями, но и между родными внутри семьи.

Младший школьник не только стремится удовлетворить в общении свои эмоциональные и интеллектуальные потребности, но и хочет получить оценку своей личности, самоутвердиться, осознать себя. В младшем школьном возрасте потребность ребенка в оценке его личности повышается. Оценочные воздействия взрослых способствуют воспитанию чувства долга, уверенности в собственных силах, ответственности, организованности и многих других качеств, оказывают влияние на уровень притязаний школьников в учебе.

Родители, оценивая поведение ребенка, результаты его деятельности, нередко допускают крайности — злоупотребляют либо похвалой, либо порицанием. Многие ошибочно считают, что отрицательная оценка стимулирует ребенка. В действительности же, часто используемая, она негативно влияет на воспитание самостоятельности, уверенности в себе, гасит инициативу. Сравнение неудач ребенка с успехами других детей может вызвать реакцию, обратную желаемой: вместо того чтобы побудить к достижению таких же успехов, поселит в нем неуверенность в себе, зависть, недоброжелательство. Злоупотребление положительной оценкой может сформировать завышенную самооценку, зазнайство, безответственность.

Соблюдая меру в положительных и отрицательных оценках, следует помнить, что всегда полезнее поощрение хороших поступков и качеств ребенка, чем постоянное подчеркивание и осуждение его недостатков. Оценка должна быть справедливой и ни в коем случае не унижать ребенка.

Главными условиями в воспитании ребёнка являются: эмоциональный климат семьи и нравственное воспитание. Положительный эмоциональный климат семьи, где преобладают радость, оптимизм, душевность, любовь и нежность, нужен ребенку для его психического здоровья. То, как взрослые реагируют на происходящее в окружающей жизни, имеет огромное значение для формирования представлений ребенка, который откликается на все происходящее эмоциональными средствами: смехом, гневом, жестикуляцией, мимикой. Ребенок внушаем, склонен к подражанию, он чутко воспринимает и перенимает все эмоциональные реакции. Поэтому, если вам что-то не нравится в ребенке, его нравственном облике, вспомните: ребенок в какой-то степени является вашим зеркальным отражением.

Созданию спокойной обстановки в семье помогает критичное отношение взрослых к своим действиям, учет их влияния на ребенка. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Конечно, у взрослых могут быть серьезные поводы для чувства тревоги, недовольства. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

Большую роль в воспитании играет дружба родителей и детей — это особые отношения, которые требуют, прежде всего, взаимного уважения, умения взрослого понимать ребенка, сопереживать ему, проявляя такт в общении с ним. Лучший путь — постараться встать на место ребенка, вспомнить собственное детство и с позиции сегодняшнего опыта дать совет. Родители должны строить дружеские отношения с ребенком, а именно стремиться чувствовать, понимать, принимать его душевный мир.

Трудности воспитания детей обусловлены тем, что многие источники влияния находятся вне поля зрения родителей, даже если они стараются следить за ребенком, его отношениями с другими людьми, сверстниками, знают его интересы, привязанности. Общение со сверстниками, улица могут оказывать на него отрицательное влияние: он усваивает язык улицы — сленг, нецензурные выражения, грубые манеры. Дома это, возможно, не проявляется до поры до времени. Семья как бы вступает в спор с улицей, и порой очень трудный спор. Если у ребенка нет доверительных отношений с родителями, побеждает улица.

Таким образом, подводя итоги, мы можем смело говорить о многообразии функций семьи, также здесь стоит заметить присутствие не одного, а широкого спектра ролей, которые выполняет семья в воспитании своего ребёнка. Семья является главной опорой для своего собственного «малыша», она направляет, регулирует, развивает, воспитывает в комплексе все сферы, включая психологическую, эмоционально-волевую и т. д. Семья – это первый учитель и незаменимый воспитатель для младшего школьника, спутник жизни ребёнка, выстраивающая линию воспитания в соответствии со своими желаниями и интересами. Она должна полностью обращать внимание на события, происходящие у ребёнка в этом возрасте, учитывать особенности их протекания, условия, в которых находится их малыш, какие эмоции, переживания он испытывает в данный период, что его волнует и что затрагивает, чем он живёт.

Семья формирует, воспитывает и развивает те качества и особенности личности в соответствии своим нуждам и потребностям. Ещё раз повторяясь, родители по воли своей определяют вектор воспитания и развития ребёнка. Воспитывать – не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а, прежде всего, самому жить по – человечески. Таким образом, семья – это незаменимый источник ресурсов для ребенка, энергии, в которой он живет.

Десять заповедей родительства

• Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты. Или – как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

• Не вымещай на ребенке свои обиды; что посеешь, то и взойдет.

• Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него делаешь: ты дал ему жизнь – как он может тебя отблагодарить? Он даст жизнь другому: это необратимый закон благодарности.

• Не думай, что ребенок твой – он Божий.

• Не относись к его проблемам свысока.

• Не унижай!

• Не мучь себя, если не можешь чего-то сделать для своего ребенка, мучь, если можешь и не делаешь.

• Помни: для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

• Умей любить чужого ребенка. Не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы другие сделали твоему.

• Люби своего ребенка любым: неталантливым, неудачным, взрослым; общаясь с ним, радуйся, потому что ребенок – это праздник, который пока с тобой.

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЮ ОТ РЕБЕНКА.

• Не балуйте меня, вы меня этим портите. Я очень хорошо знаю, что необязательно предоставлять мне все, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

• Не бойтесь быть твердыми со мной. Я предпочитаю именно такой подход. Это позволяет мне определить свое место.

• Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

• Не давайте обещаний, которые вы не можете исполнить. Это ослабит мою веру в вас.

• Не расстраивайтесь слишком сильно, когда я говорю: «Я не люблю вас». Я не это имею в виду. Я просто хочу, чтобы вы пожалели о том, что сделали мне.

• Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.

• Не делайте для меня и за меня то, что я в состоянии сделать для себя сам. Я могу продолжать использовать вас в качестве прислуги.

• Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажете все спокойно с глазу на глаз.

• Не пытайтесь обсуждать мое поведение в самый разгар конфликта. Мой слух притупляется в это время, и у меня остается мало желания сотрудничать с вами. Будет лучше, если мы поговорим об этом несколько позднее.

• Не пытайтесь читать мне наставления и нотации. Вы будете удивлены, поняв, насколько великолепно знаю я, «что такое хорошо и что такое плохо».

• Не заставляйте чувствовать, что мои поступки – смертный грех. Я должен научиться делать ошибки, не ощущая при этом, что я ни на что не годен.

• Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, я буду вынужден защищаться, притворяясь глухим.

• Не подвергайте мою честность слишком большому воспитанию. Став запуганным, я превращусь в лжеца.

• Не забывайте, что я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир. Пожалуйста, смиритесь с этим.

• Не защищайте меня от последствий собственных ошибок. Я учусь на своем опыте.

• Не зацикливайтесь на моих хворях. Я могу научиться получать удовольствие от плохого самочувствия, если при этом получаю столь много внимания.

• Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, то вы увидите, что я вообще перестану задавать их и стану искать информацию на стороне.

• Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это дает мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

• Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Значение имеет то, как мы его проводим.

• Пусть мои страхи и опасения не вызывают у вас беспокойства. Иначе я буду бояться еще больше. Покажите мне, что такое мужество.

• Не забывайте, что я не могу успешно развиваться без внимания и ободрения. Относитесь ко мне так же, как относитесь к своим друзьям. Тогда я тоже стану вашим другом.

Источник

Дети младшего школьного возраста много времени посвящают общению со сверстниками. На первый взгляд, это спасение для занятых родителей, а на второй – проблема. Вы рискуете оказаться с ребёнком в «разных мирах». Изменения появятся не сразу, но, поверьте, ваш авторитет, как родителя, ослабеет. Ведь поведение сына или дочери будет формироваться не дома, а под влиянием друзей.

Ваша цель в ближайшие годы – добиться доверительных взаимоотношений с ребёнком. Так вы справитесь с чрезмерным влиянием сверстников и создадите прочную основу для общения с детьми, когда они достигнут подросткового возраста.

В этой статье я расскажу про принципы выстраивания прочных и доверительных отношений с детьми школьного подросткового возраста.

1. Сохраняйте контакт с ребёнком

В наше время дети самодостаточны. Они сильно ориентированы на сверстников. Поэтому в выходные родители почти не общаются с детьми. Ваша основная задача – сохранение связи с ребёнком. Не поддавайтесь уговорам разрешить ему «ещё немного» поиграть с друзьями.

Пусть он лучше проведёт время в семейном кругу – отложите дела на потом и посвятите себя простому общению с ребёнком. Ведь сейчас вы закладываете основу для позитивных отношений с будущим подростком.

Сохраняйте контакт с ребёнком. Именно сейчас вы закладываете основу для позитивных отношений с будущим подростком

2. Создайте необычные семейные традиции

Например, проводите воскресные завтраки в кафе, собирайте яблоки в сентябре или готовьте костюмы для праздничного маскарада в декабре, стройте скворечники весной и ходите на рыбалку летом, читайте книги по вечерам или перед сном.

Главное, не превращайте это в рутину. Чтобы укрепить контакт с детьми, придумайте такое занятие, чтобы каждый с нетерпением ждал этого семейного события.

Чтобы укрепить контакт с детьми, придумайте такое занятие, чтобы каждый с нетерпением ждал этого семейного события

3. Отмечайте проявление самостоятельности в ребёнке

С годами дети становятся всё более независимыми. В этом процессе каждый проявляет себя по-разному. Периоды самостоятельности у ребёнка в младшем школьном возрасте часто сменяются на несамостоятельность с требованием дополнительного внимания от вас. Можно сказать, что у ребёнка активизируется «внутренний малыш», которому нужно больше внимания.

Не настаивайте на том, чтобы дети всё время вели себя разумно, «по-взрослому». Дайте им возможность оставаться самими собой.

4. Учите детей решать проблемы и договариваться

Знаю, как это утомительно, – постоянно вести переговоры со своими детьми. Некоторые родители считают, что секрет воспитания терпеливого характера у ребёнка – это заставить его не перечить.

Такой метод подойдет, если хотите, чтобы ваши дети выросли людьми, которые следуют приказам и делают только то, что им говорят; чтобы они были открыты давлению со стороны сверстников и жили с постоянным чувством вины.

Я уже не говорю о том, что когда дети повинуются без вопросов, они превращаются во взрослых, которые слепо делают то, что им сказано. Так, выполняя приказы других, человек сходит с верного пути.

Если ребенок не может выразить собственное мнение, то есть вероятность, что он попадет под влияние сверстников, а также будет чувствовать себя беспомощным и ведомым в различных жизненных ситуациях.

Если хотите, чтобы ваш ребёнок взял на себя ответственность за поведение, он должен научиться думать самостоятельно, участвовать в решении проблемы, высказывая своё мнение.

Это не значит, что вы позволяете ребёнку делать всё, что он хочет. Дайте ему шанс добиваться своего с помощью достойных аргументов, действуя разумным, очаровательным, шуточным способом. Главное, чтобы решение проблемы подходило вам обоим. Применяйте эти способы, если хотите, чтобы ребёнок достиг своих целей в жизни. 

Имея ввиду эти навыки, не разрешайте детям бесконечно ворчать на вас и, как результат, вопреки здравому смыслу, отменять свою точку зрения.

Важно, чтобы дети умели просить то, что им нужно и делали это, не через крики и нытьё, а чётко излагая свои мысли, аргументируя свою позицию. Не говорите сразу «нет», обязательно выслушайте их доводы, выскажите своё мнение и предложения. Если они справедливо опротестуют ваше решение, согласитесь, только обязательно скажите и обоснуйте – почему.

Дайте им время подумать над вашими словами и продолжайте диалог, пока не придёте к совместно выработанному решению.

5. Познакомьте ребёнка с принципами здорового питания

Настало время знать о том, что мы едим. Детям необходимо объяснить важность полезного питания не только дома, но и за его пределами.

Достаточно ли было сегодня белка? Кальция? Включал ли мой рацион овощи и фрукты? Подавайте хороший пример: не ешьте фастфуд, шоколад и печенье, употребляйте больше фруктов и овощей, читайте этикетки, следите за здоровым питанием. Не сидите на диете. Даже не говорите о ней. Она не помогает и может привести к депривации (ощущению лишения чего-либо), a результат – переедание.

Готовьте полезные закуски. Например, нарежьте соломкой морковь, яблоки и сыр. Молоко или несладкий йогурт – отличное сочетание с бананом. Помните, что привычки питания с детства остаются на всю жизнь.

6. Не перегружайте свой день

Вчера было воскресенье. Муж должен был работать. Когда он спросил, что интересного я собираюсь делать с детьми, у меня не было планов. Признаюсь, я с нетерпением ждала этого дня, чтобы не вести детей в футбольную секцию или на урок музыки. В городе огромное количество способов интересно провести время.

Но я знаю, это похоже на оправдание, – шёл дождь, и если бы мы пошли к метро, промокли бы до нитки. Поэтому пока с утра я убиралась в доме, дети (5 и 9 лет) превратили наш зал в игровую комнату с разбросанными повсюду вещами и игрушками. После обеда сын делал домашнюю работу, а дочь придумывала книгу лабиринтов. Потом я читала дочке, а сын рисовал американские горки. Уютный, тихий, спокойный, весёлый день с полным отсутствием электроники. Настоящий рай по сравнению с буднями, забитыми до отказа делами. Каждый ребёнок заслуживает таких дней. Каждую неделю. И я тоже! Кто-то считает их «днями спокойной семейной жизни». Я же называю их так: жизненно необходимые.

Не перегружайте свой день. Отдохните и проведите его вместе за приятными занятиями

7. Ограничьте время пользования электроникой

Это важно сделать, когда телефоны и компьютеры в жизни ребёнка начинают конкурировать с чтением книг. Известно, что неограниченное использование электроникой создает зависимость, от которой в будущем сложно избавиться. Конечно, ребёнок будет пользоваться техникой для выполнения домашней работы, и, если позволить, то чаще для развлечения. 

Кто-то скажет, что лучше сидеть за видео-игрой, чем провести весь день у телевизора. Нет, ничем не лучше. Вы хотите, чтобы ваш ребёнок к шестнадцати годам превратился в компьютерного наркомана? Нет. У ребёнка может быть определённое время на игры, просмотр роликов на youtube или общение со сверстниками онлайн. Однако нужно научиться соблюдать «золотую середину». Важно, чтобы в жизни ребёнка, кроме гаджетов, были другие увлечения и интересы. Пусть он участвует  в школьной пьесе, читает Хемингуэя, танцует, занимается спортом, или позовёт друзей, чтобы вместе поработать над интересной поделкой. Помогите ему найти такие интересы и увлечения и поддерживайте его в этом.

Как насчёт сотовых телефонов? Если ребёнку не нужно быть с вами на постоянной связи и он ходит в школу в сопровождении взрослого, тогда отложите покупку телефона. Нет ни одного повода покупать его для девятилетнего ребёнка, который всегда находится под присмотром. Так вы освободите себя от дополнительной проблемы. Дети младшего школьного возраста, в силу своего психологического развития, еще не готовы к тому, что предлагает смартфон.

8. Убедитесь, что школьные друзья также серьёзно относятся к учёбе

Примерно к четвёртому классу отношение детей к учёбе во многом зависит от успехов их сверстников. Старания ребёнка при выполнении домашней работы и качество оценок во многом диктуется кругом его общения. Если хотите, чтобы ваши дети учились хорошо, убедитесь, что они общаются с теми, кто хорошо относится к учёбе.

Для меня это настолько важно, что я спокойно переведу своего ребёнка в новую школу. Пусть он познакомится с детьми, которые стремятся к знаниям. Помните, что сверстники решают многое, но вы, родители, играете главную роль. Вы задаёте тон в доме. Если вы поддерживаете идею, что учёба важна, ребёнок тоже поймёт и найдет друзей из тех семей, в которых образование стоит во главе угла.

9. Обратите внимание на взаимоотношения о сверстниками

Круг общения – один из факторов, влияющих на то, какими вырастут ваши дети. По мере взросления значение мнения друзей для ребёнка усиливается. Если сверстники отвергают и высмеивают, то высока вероятность того, что у него появится комплекс неполноценности, который может преследовать человека всю жизнь. Детские роли часто переносятся во взрослую жизнь. Ребёнок, у которого появилась нелепая роль в классе, например, амплуа клоуна или говоруна, часто переносит этот образ во взрослую жизнь. К сожалению, от этого потом трудно избавиться.

Убедитесь в том, что ваши дети свободно общаются со сверстниками. Очень важно, чтобы их приняли в коллективе и там сложились хорошие отношения. Если вы заметите некорректное поведение по отношению к ребёнку, проанализируйте причину происходящего, проговорите конфликтные моменты и научите его находить выход из сложных ситуаций.

10. Устраивайте семейные советы

Семейные встречи, которые проходят в определённый день и час, создают замечательную атмосферу для обсуждения побед, неудач, планов, разногласий между братьями и сёстрами.

Найдите тему, которая волнует вас. Дайте детям почувствовать, что семья заботится о них и и их мнение также имеет значение.

Озвучьте основные принципы таких встреч. Например, каждый имеет право слова. Когда один человек говорит, – остальные внимательно слушают. Позволены только положительные и конструктивные отзывы.

Попробуйте проводить такие советы в форме игры. Чтобы несговорчивые дети тоже приняли участие в семейных посиделках, закажите пиццу, назначьте им важную роль дежурного или секретаря. Или используйте эстафетную палочку, которая будет переходить из рук в руки по мере обсуждения тем.

11. Обсуждайте ценности вашей семьи

К сожалению, мы редко говорим на эту тему с близкими родственниками. Поэтому у нас есть риск уступить тому, что предлагает современный мир. Именно из него дети черпают основную информацию. К сожалению, она не всегда положительная. Предполагается, что дети негласно впитывают семейные ценности в себя, наблюдая за поступками родителей и копируя их поведение. Однако, такое мнение ошибочно.

Настало время обсуждать тему принципов и ценностей вашей семьи. Найдите способы помочь детям осознанно следовать им. Для этого важно периодически проговаривать их с ними. Это касается не только детей, но и вас, родителей.

12. Ослабьте контроль

Зачастую мы стараемся во всём контролировать детей и оберегать их от неверных поступков. Но помните, что гиперопека лишает ребёнка самостоятельности и он перестаёт сам принимать решения. Дайте ему возможность совершать ошибки и искать пути их исправления.

Сейчас между вами и ребёнком должно быть больше связи и меньше контроля. Поэтому ваша лучшая стратегия – это близкие отношения, чётко выстроенные границы и бесконечное сопереживание и поддержка. 

Наилучшая стратегия родителей – это доверительные отношения с детьми, чётко выстроенные границы в общении и поведении, а также сочувствие и поддержка.

Поделитесь в комментариях:
– Какой совет вам понравился больше всего?
– Что из этого списка вы бы хотели сделать в самое ближайшее время с ребенком?

Екатерина Кес, детский и семейный психолог © ipsyholog.ru
???? Подписаться на канал

Источник на сайте

***

P.S. Понравилась статья? Пожалуйста, поделитесь ею с друзьями, нажав на кнопки соцсетей или мессенджеров.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям и вопросам.

В помощь родителям, которые хотят наладить отношения с ребёнком и узнать больше про позитивное воспитание, я регулярно провожу бесплатный онлайн-курс «ВОСПИТАНИЕ БЕЗ КРИКОВ И НАКАЗАНИЙ»

***

Читайте также:

Источник