Развитие ребенка младенческого возраста презентация

Развитие ребенка младенческого возраста презентация thumbnail

1 Младенчество

2 Общая характеристика Младенческий возраст – период жизни ребенка от 1 (2) месяцев до 1 г. Жизнь ребенка в этот период зависит от ухаживающего за ним взрослого человека ( в первую очередь мамы). Ведущая потребность младенчества – потребность в другом человеке, в общении, и, соответственно, ведущая деятельность – эмоционально- непосредственное общение.

3 Когнитивное развитие В первом полугодии жизни ребенка происходит чрезвычайно интенсивное развитие сенсорных систем, опережающее развитие двигательной системы. * 1-2 месяца: совершенствуется зрительное сосредоточение (становясь более длительным, возникает возможность прослеживать движущиеся предметы, появляется четкое видение мира, совершенствуется локализация звука в пространстве).

4 * 3 месяца: формируется бинокулярное зрение, т.е. появляется способность воспринимать один и тот же объект двумя глазами сразу, возникает реакция на новизну. Малыши различают предметы в вертикальном и наклонном положении, плоскостные и объемные изображения, выделяют голоса матери и отца из голосов незнакомых людей.

5 * 2-4 месяца: возникает способность зрительно предвосхищать информацию при ее актуальном отсутствии: дети предугадывают повторное появление предмета, скрывающегося за экраном, переводя взгляд на тот край экрана, из – за которого должен показаться предмет, и удивляясь, если в положенный момент предмет не появляется.

6 * Между 5 и 8 месяцами возникает способность к сохранению на некоторое время образа отсутствующего предмета и к организации поискового поведения. * В месяцев ребенок может опознать предметы, опираясь только на свое осязание, т.е. прикасаясь к ним, но не рассматривая, может различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы (развитие тактильных ощущений).

7 Речевое развитие: * 2-3 месяца: возникновение первых спонтанных вокализаций: гуляние, когда ребенок как бы играет с гласными звуками; и гуканье ( соединение согласных звуков, подобно кряхтению). * 6-7 месяцев: появление эмоциональных возгласов.

8 * 6-8 месяцев: исчезновение вокализаций в моменты речевого общения со взрослыми. * 7-8 месяцев: появляется лепет: звукосочетания, комбинация гласных и согласных звуков. * 8-9 месяцев: возникает усложненный лепет – звукосочетания родного языка, имитирующие речь. * 9-12 месяцев: спонтанные вокализации сокращаются. * месяцев: появление первых слов. Первые слова основаны на звукоподражании, понятном только матери и ребенку.

9 К концу первого года жизни развитие механизма «совместного внимания» (тенденция матери и ребенка обращать взор на одни и те же предметы) приводит к тому, что дети начинают понимать значение указывающего жеста. К этому времени ребенок обычно понимает слов, произносимых взрослыми. Считается, что, когда количество понимаемых слов достигает 20-30, ребенок начинает говорить сам. Речь младенца специфична по своей структуре, состоит из обрывков слов, это автономное, эмоционально окрашенная речь, понятная только близким.

10 Двигательное развитие Развитие ребенка в период младенчества в значительной степени связана с формированием навыка управления своим телом. Как только ребенок становится способен поддерживать устойчивую позу головы и туловища, создаются благоприятные условия для быстрого развития движений подтягивания и схватывания. Приблизительно к 5 месяцам возникает акт хватания, когда у младенца развивается навык зрительного управления движениями рук, когда и потягивание и схватывание осуществляются под контролем зрения.

11 На основе акта хватания расширяются возможности манипулирования с предметом, а в возрасте от 4-7 месяцев возникают результативные действия: простое перемещение предмета, бросание, извлечение из него звуков. В возрасте 7-10 месяцев формируются соотносимые действия: ребенок вкладывает маленькие предметы в большие, открывает и закрывает крышки коробочек, может положить, поставить один предмет на другой.

12 После 10 месяцев появляются первые функциональные действия, позволяющие относительно верно использовать предметы, подражая действиям взрослых.

13 Эмоциональное развитие Зависит от общения с близкими взрослыми, является показателем благополучия или неблагополучия в отношениях «ребенок-взрослый». От 5-12 недель: улыбка на говорящее лицо. От 8-14,5 недель: комплекс оживления на говорящее лицо, на яркий предмет. От недель: негативные реакции при отнятии игрушки.

14 В 7-8 месяцев начинает появляться избирательность эмоциональных реакций, выражающаяся в том, что возникает страх расставания и боязнь незнакомых людей. Появление данных реакций – важная веха в эмоциональном и социальном развитии, свидетельствующая о процессе возникновения эмоциональной привязанности к матери и другим близким людям. Эмоциональная привязанность младенца к матери обычно дает ребенку чувство безопасности, защищенности.

15 Дефицит общения в этот период ведет к так называемому «эффекту госпитализма», задержке физического и психического развития детей, появлению различных нарушений поведения. Это понятие стали использовать в психологии после Второй мировой войны для описания психического развития детей, потерявших родителей и оказавшихся в больницах или детских домах. В условиях госпитализма, несмотря на хороший уход и питание наблюдаются замедления эмоционального и речевого развития ребенка, задержка развития познавательных функций.

16 Кризис одного года Выражается как резкое возрастание независимости ребенка от взрослых, происходит так называемый всплеск самостоятельности. Ребенок овладевает ходьбой, что расширяет его пространство, круг предметов, с которыми он сталкивается. Это расширяет сферу его ориентировочно – исследовательской деятельности, способствует овладению большим кругом предметных действий.

17 Речь годовалого ребенка автономна: многозначна, ситуативная, непонятна большинству окружающих. Эта речь – средство общения, обращенная к другому, но она, как правило, значительно отличается от взрослой речи. Такая своеобразная речь может служить источником аффективных вспышек ребенка: взрослые не понимают его желаний, так как не понимают его слов жестов.

18 Основные новообразования младенчества Потребность в общении, эмоциональное отношение к людям. Акт хватания как основа человеческих действий с предметами. Ходьба и появление первого слова. Эти новообразования вызывают построение новой ситуации развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на новую стадию развития.

Источник

Инфоурок

› Школьному психологу ›Презентации›Презентация по возрастной психологии “Младенчество и ранний возраст”

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МЛАДЕНЧЕСТВО И РАННИЙ ВОЗРАСТ

2 слайд

Описание слайда:

Младенчество (до 1 года) – период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социальном плане чрезвычайно быстро, проходя за короткое время колоссальный путь от беспомощного но­ворожденного с малым набором врожденных реакций до активного младенца, способного смотреть, слушать, действовать, решать некоторые наглядно воспринимаемые ситуации, взывать о помо­щи, привлекать внимание, радоваться появлению близких.

3 слайд

Описание слайда:

Важные события в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения. Слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе. Резкий звук, например, хлопнувшей двери, вызывает прекращение движений, ребенок замирает и замолкает. Зрительное сосредоточение, появляющееся на 3-5 неделе, внешне проявляется также: ребенок замирает и задерживает взгляд (разумеется, недолго) на ярком предмете.

4 слайд

Описание слайда:

Примерно в один месяц ребенок, увидев маму, останавливает взгляд на ее лице, вскидывает руки, быстро двигает ногами, издает громкие звуки и начинает улыбаться. Эта бурная эмоциональная реакция была названа «комплексом оживления» Комплекс оживления, включающий истинно человеческую особенность – улыбку, – знаменует собой появление первой социальной потребности – потребности в общении.

5 слайд

Описание слайда:

Развитие движений и действий: 1 месяц Поднимает подбородок 2 месяца Поднимает грудь 3 месяца Тянется за предметом, но, как правило, промахивается 4 месяца Сидит с поддержкой 5 – 6 месяцев Хватает рукой предметы 7 месяцев Сидит без поддержки 8 месяцев Садится без посторонней помощи 9 месяцев Стоит с поддержкой: ползает на животе 10 месяцев Ползает, опираясь на руки и колени; ходит, держась двумя руками 11 месяцев Стоит без поддержки Год Ходит, держась одной рукой

6 слайд

Описание слайда:

Конец младенчества характеризуется кризисом 1 года. Л.С. Выготский выделяет три момента, характеризующие кризис первого года жизни: становление ходьбы, наличие латентного (скрытого) периода в становлении речи ребенка и особенности проявления аффектов и воли. Кризис первого года жизни символизирует переход ребенка на новый возрастной этап его развития – раннее детство. Ходьба – первое из основных новообразований младенческого возраста, знаменующих собой разрыв старой ситуации развития. Второе основное новообразование этого возраста – появление первого слова.

7 слайд

Описание слайда:

Раннее детство охватывает возраст от года до трех лет. Социальная ситуация развития ребенка раннего детства: ребенок становится более самостоятельным в познании окружающей действительности и начинает использовать взрослого как средство общения с предметным миром. Начинает разрушаться ситуация неразрывного единства ребенка и взрослого (ситуация «Мы», по Л.С. Выготскому).

8 слайд

Описание слайда:

Социальная ситуация развития в раннем детстве – это ситуация совместной деятельности ребенка со взрослым на правах сотрудничества; раскрывается в отношениях ребенок – предмет – взрослый (Д.Б. Элъконин, Л.Ф. Обухова). Основными достижениями раннего детства, которые определяют развитие психики ребенка, являются: овладение телом, речью, развитие предметной деятельности. Ведущая деятельность – предметно-манипулятивная.

9 слайд

Описание слайда:

Ребенок усваивает функции предмета, закрепленные за ним в культуре. По мнению Д.Б. Эльконина, предметное действие ребенка развивается в двух направлениях. Во-первых, это переход от совместного со взрослым исполнения к самостоятельному, что приводит к выделению взрослого как образца действия, с которым малыш начинает себя сравнивать. Во-вторых, развитие средств и способов ориентации самого ребенка в условиях осуществления предметного действия. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование).

10 слайд

Описание слайда:

Центральные новообразования – развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой, овладение речью и предметной деятельностью.

11 слайд

Описание слайда:

Речь В раннем детстве речь ребенка развивается от примитивных называний до осознанного выражения мысли. Развитие речи идет по двум направлениям: • совершенствуется понимание речи взрослых; • формируется собственная активная речь. Развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи. Формируется регулирующая функция речи, когда ребенок подчиняется инструкции взрослого, выполняя его требования. Появляется ситуативная речь, понятная исходя из контекста ситуации, в которую включены собеседники, описательная речь.

12 слайд

Описание слайда:

Восприятие Раннее детство интересно тем, что среди всех психических функций – восприятие, мышление, память, внимание – доминирует восприятие. Доминирование восприятия означает определенную зависимость от него остальных психических процессов. Все высшие психические функции этого возраста развиваются вокруг восприятия, через восприятие, с помощью восприятия.

13 слайд

Описание слайда:

Мышление Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться и элементы наглядно-образного мышления (решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами). Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещения реального предмета знаком. Развитие символической функции проявляется в графических действиях и рисунках детей (каракули).

14 слайд

Описание слайда:

Память Память проявляется в активном восприятии-узнавании. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная память. Развивается интенсивно. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память: ребенок реагирует уже не на ритмико-мелодическую структуру слова, а на его значение. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

15 слайд

Описание слайда:

Воображение Предпосылками воображения выступают представления, которые появляются на втором году жизни. Складываются его предпосылки, представление и отсроченное подражание. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

16 слайд

Описание слайда:

Внимание В раннем детстве развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик его объем. Под влиянием речи у ребенка начинают складываться предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется крут предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых сосредоточивается ребенок.

17 слайд

Описание слайда:

Кризис трех лет Кризис трех лет – граница между ранним и дошкольным детством – один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я», по Д.Б. Эльконину. Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

18 слайд

Описание слайда:

Спасибо за внимание!

  • Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Пожаловаться на материал

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,

указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Краткое описание документа:

Данная презентация предназначена для родителей и педагогов дошкольных образовательных учреждений. В ней даны определения, основные характеристики, новообразования младенческого периода и раннего возраста. Описываются важные события в психической жизни ребенка. Каждый период оканчивается возрастным кризисом. Так, конец младенчества характеризуется кризисом 1 года. В презентации так же рассказывается о социальной ситуации развития ребенка раннего детства, ведущей деятельности и новообразованиях. Представлены изменения, которые происходят с речью, восприятием, мышлением, памятью, воображением, вниманием и самосознанием ребенка.

Оставьте свой комментарий

Источник