Развитие ребенка мягкий знак

Старшая подгруппа
тема: Буква мягкий знак
цель: познакомить с буквой «Ь»
задачи:
Коррекционно-обучающие:
учить обозначать мягкость согласных на письме с помощью буквы ь
формировать умение объяснять орфограмму
Коррекционно – развивающие:
развивать фонематическое восприятие и слух,
развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
Коррекционно – воспитательные:
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом,
воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: фланелеграф, касса букв, сигнальные карточки «светофор», схема для звукового анализа слова, фишки (гласный звук, твердый согласный звук, мягкий согласный звук), тетради, карандаши
Ход занятия:
- Организационный момент
садится тот, кто назовет слово со звуком [Ч’]
- Повторение пройденного материала:
– Что вы знаете о звуках родного языка? (Звуки бывают гласные и согласные.)
– Что вы знаете о гласных звуках? (гласные звуки бывают первого и второго ряда).
– Что вы знаете о согласных звуках? (Согласные звуки бывают звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими).
– Когда согласные звуки звучат в словах мягко? (Перед гласными второго ряда).
– Какие согласные звуки бывают только твёрдыми? Только мягкими?
– Дидактическое упражнение «Кто больше назовёт слов?» – прослушать и повторить за логопедом слова: уголь, пыль, пень, конь, букварь, карась, кровать, тополь, окунь, огонь, зверь, олень.
3. Знакомство с новым материалом.
1. – Как звучал последний согласный звук во всех этих словах? (Мягко).
– А почему он звучал мягко?
2 . Звуковой анализ слова угол.
– Назовите 1й звук, какой он?
– Какой звук 2, 3?
– Сколько всего звуков в слове?
– Замените в схеме слова последний твёрдый звук Л на мягкий. (меняем синий квадратик на зелёный).
– Как теперь звучит слово? Произнесите его!
– УГОЛЬ.
– Давайте обозначим буквами слова УГОЛ и УГОЛЬ.
– Какую нужно добавить букву, чтобы уголь превратился в уголь? (Мягкий знак).
Есть такая буква – помощница, которую пишут после согласных букв, если согласный звук в слове произносится мягко. Это буква – мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
4.Развитие фонематического слуха и восприятия. Речевая зарядка.
Аль-оль-уль-иль ать-оть-уть-ить авь-овь-увь-ивь
Ась-ось-усь-ись арь-орь-урь-ирь Ань-онь-унь-инь
Ять-ять-ять – мы пошли гулять
Онь-онь-онь – на лугу пасётся конь
Ень-ень-ень – в саду растёт сирень
5. Дидактическая игра «Светофор».
Логопед произносит слова, дети должны поднять зелёный сигнал, если услышат, что последний звук в слове мягкий: стул, уголь, диван, конь, дом, сирень, комар, карась, окунь, знак, тополь, насос, пузырь, подсолнух, букварь.
6. Физминутка. Координация речи с движением.
Утром рано мы проснулись, потирают глаза
Сладко, сладко потянулись. Потягиваются
Чтобы сон ушёл, зевнули, зевают
Головой слегка тряхнули. покачивают головой
Разбудил нас бег на месте легко бегут на месте
К ванне побежали вместе.
Умывались и плескались, делают массирующие движения по лицу, шлёпают
ладонями по телу.
Зубы вычистить старались указательным пальцем «проводят» вдоль зубов
Причесались аккуратно проводят рукой сверху вниз вдоль волос.
Приоделись все опрятно делают движения руками вдоль тела сверху вниз
Не хотим мы больше спать! грозят указательным пальцем
Будем весело играть! Хлопают в ладоши
7.Знакомство с буквой Ь.
– Сколько букв в слове уголь?
– Сколько звуков? Букв 5, а звуков 4.
Буква Ь не обозначает звука, а только подсказывает, как надо читать согласный звук. Напечатаем новую букву:
Буква Р перевернулась.
Мягким знаком обернулась.
8. Закрепление нового материала.
Логопед предлагает детям послушать сказку про букву Ь.
Жили – были в Азбуке буквы, разные – гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости и распевали свои песенки. (Чтение детьми слогов с гласными второго ряда)
Буквы жили – не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку Ы, с которой никто не дружил, она не обозначала звука.
– Что это за буква? – смеялись они.
Вот эта буква. (Логопед показывает букву Ь.)
– Как она называется? (дети называют букву).
Буква молчала, не умела говорить, никто с ней не дружил, жилось ей одиноко.
Как – то раз, стали буквы составлять слова, это было их любимое занятие.
– Послушаем, что это были за слова. Но они зашифрованы загадкой:
– Без головы, а в шляпе, одна нога – и та без сапога. (гвоздь)
Стали буквы составлять слово ГВОЗДЬ. А получается только – ГВОЗД.
– Что то у нас не так получается! – говорили буквы. Звук Д в слове мягко звучит, а у нас твёрдо. Позвали букву И встать после буквы Д.
– Что получилось? – Гвозди.
– Что же делать? Ребята, подскажите! (Надо поставить Ь.)
Позвали буквы Ь, он с радостью согласился помочь и встал в конце слова.
– Что получилось? (Гвоздь.)
Развеселились буквы и стали все приглашать в гости Ь.
Буквы предлагают ребятам отгадать другие загадки и самостоятельно напечатать отгадки:
Кто приходит, кто уходит – все её за ручку водят. (Дверь.)
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. (Лось)
Спит или купается, всё не разувается.
День и ночь на ножках красные сапожки. (Гусь.)
С тех пор согласные буквы часто приглашают мягкий звук в гости. И не только, чтобы смягчить последний согласный в конце слова, но и в середине слова между согласными.
- Самостоятельная работа в тетрадях
Раскрасить букву мягкий знак и выполнить задания в тетраде
Итог занятия.
С какой новой буквой познакомились дети?
Чем отличается новая буква от уже знакомых?
Зачем нужна в словах буква Ь?
Когда нам на помощь при письме приходит новая буква?
Назовите слова с мягким звуком.
Источник
,
Конспект занятия
по образовательной области «Коммуникация»
для подготовительной группы
знакомство с «Мягким знаком « Ь»».
Подготовила воспитатель
МБДОУ детский сад № 4
Коваль Алла Владимировна
г. Новочеркасск
2018г.
Тема « Мягкий знак».
Тип занятия. Развивающее, обучающее.
Вид НОД. Грамота.
Образовательная область. Познавательно – речевое развитие.
Коммуникация.
Интеграция с образовательными областями:
«Познание», «Социализация», «Здоровье»
Цель. Продолжать знакомить детей с буквами, знаками, звуками.
Задачи.
1.Образовательные: Формировать преставление о мягком знаке « ь ».
Учить читать слова, изменяя их смысл посредством использования
«ь»- мягкого знака.
Формировать коммуникативные умения: свободно общаться с воспитателем,
активно включаться в коллективную игру, оказывать помощь сверстнику в случае необходимости.
Формировать умения добиваться положительного результата в практической деятельности на основе самоконтроля.
2. Развивающие: Развивать внимание при чтении слов и связную речь детей при объяснении смысла слов. Закреплять знания о временах года и месяцах.
3. Воспитательные: Воспитывать интерес к занятиям грамотой.
Воспитывать усидчивость, умение слушать и слышать воспитатель.
Индивидуальная работа: Кириллу, Мише дать задание повышенной трудности, в связи с уровнем выше среднего.
Методическое обеспечение:
Шумаева Д. Г. Обучение дошкольников чтению.
Программа-конспект, 1997г;
Колесникова Е.В., Телышева Е. П. Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6 – 7 лет, 1998 г.
Науменко Г.М. «Умный Ивашка, Жар – Птица и Золотое зерно» загадки, Москва «Детская литература», 1991 г.
Методы:
•Словесный (вопросы, объяснения).
•Наглядный (рассматривание иллюстраций с использованием ИКТ, показ артикуляции).
•Игровой: Дидактическая игра «Сравни на слух», «Отгадай загадку», «Составь звуковую схему».
•здоровьесберегающий (смена динамических поз)
Приемы:
☺ организация детей на занятии подгруппой;
☺ активизация умственной активности детей (вопросы пробуждающие познавательную активность, проблемные ситуации, схемы);
☺ обучение (обогащение и активизация словарного запаса, смена деятельности, использование демонстрационного и раздаточного материала).
Предварительная работа:
разучивание стихотворений, использование загадок.
рассматривание предметов и иллюстраций с Ь – мягким знаком.
упражнение со схемами.
подбор иллюстраций; создание презентации.
Материалы и оборудование:
компьютер, мультимедийное оборудование;
конверт с письмом;
маски – времена года;
мягкий знак – сделанный из воздушного шара;
цветные фишки для составления звуковой схемы слов;
презентация.
Этапы проведения занятия:
Вступительная часть (приветствие)
Основная часть(постановка проблемы, выполнение заданий, рефлексия)
Заключительная часть (ритуал прощания)
Воспитатель. ( слайд 2).
Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришёл почтальон Печкин и принёс
конверт с письмом для ребят подготовительной группы.
(Вот, что было написано в этом письме).
Кот Матроскин и пёс Шарик поспорили «Ь» мягкий знак – это «буква» или
«знак»? помогите им разобраться.
Воспитатель. Ребята, поможем коту Матроскину с Шариком?
Дети. Да, поможем.
Воспитатель: Смотрите, ребята, а здесь еще фишки!!! Они нам с вами понадобятся в игре, где я буду давать фишку за правильный ответ. А потом вы узнаете во что превратятся ваши заработанные фишки.
Воспитатель. Ребята мы сейчас поиграем в игру «Грамотейку». Будем называть признаки времён года (месяца), а вы будете отгадывать, когда это бывает и как называется месяц.
Дети. «Январь». Щиплет уши, щиплет нос, лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт, не вода уже, а лёд. Даже птице не летится,
от мороза стынет птица. Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (слайд 3).
Дети. «Сентябрь». Вот наступила учёбы пора. С ранцами в школу спешит детвора. У первоклассников в ранце «Букварь». Как называется месяц? (слайд 4).
Дети. «Октябрь». В золоте стоят леса. На лазурны небеса часто тучи набегают, скучный дождик проливают. Что, за месяц, кто узнал? (слайд 5).
Воспитатель. Ребята, скажите: «Что мы слышим на конце слова каждой отгадки?
Дети. Мягкий согласный звук.
Воспитатель. А как вы думаете, кто его смягчает?
Воспитатель. Ребята, я что- то слышу, тише… Здесь кто- то спрятался.
(смотрю за ширму и достаю «Ь» мягкий знак – шар воздушный).
Воспитатель. Ты кто?
«Ь». Я, мягкий знак! Я показатель мягкости, смягчаю согласный звук на конце слова. Звука не обозначаю, петь не умею, слова изменяю.(слайд 6)
Я очень важный знак,
Без меня нельзя никак:
Ни пробегать целый день,
Ни найти под клёном тень.
Дети. «Буква «Ь» мягкий знак».
Мягкий знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратится сразу в уголь,
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть-
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела! (слайд 7).
2.Воспитатель. Ребята ,скажите на какую букву похож «Ь»-мягкий знак.
– На букву «Р» (эр)
Буква «Р» (эр) перевернулась
«Ь» – мягким знаком обернулась. (слайд 8).
Воспитатель. Ребята, сравните на слух слова.
Караси – карась
Окуни – окунь
(слайд 9)
Скажите, в каких словах есть «Ь» мягкий знак.
3.Воспиталь. Ребята, скажите одинаковые это слова по звучанию и начертанию. ( слайд 10).
Мел – мель
Угол – уголь
Дайте определение слов и составьте короткое предложение.
Например: Лодка села на мель. Рисую мелом. Цветок стоит в углу.
Печь топят углём.
4.Воспитатель. Составьте звуковую схему следующих слов:
Мел – -3 буквы, 3 звука.
Мель- -4 буквы,3 звука.
Посчитайте в словах буквы и звуки . (слайд 11).
Физминутка.
Есть слова, где мягкий знак
Пишется, друзья, он так – «Ь»,
Без него нам никуда,
Смысл теряет иногда.(слайд 12)
Воспитатель. Ребята, послушайте и скажите, на конце каких слов пишется «Ь» мягкий знак.
-Мягкий знак на дождь похож
Он прейдёт, когда не ждёшь.
Всё смягчает он один
И морковь, и апельсин! (слайд 13).
Воспитатель. Ребята придумайте слова с «ь» мягким знаком
Например:
День пить дать пень
Тень лить тюлень лень
шить
Воспитатель. Ребята прочитайте слова. (слад 14).
Конь моль даль
Пень олень тень
Составьте предложения с каждым словом.
Например: Конь скачет по полю.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились?
Дети. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука.
При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии? Какие игры почтальона Печкина вам запомнилось? В какие из них вы хотели бы поиграть еще?
– Ребята, теперь у нас в группе появился новый друг – «Мягкий знак»!
– Давайте, предложим ему остаться с нами.
Воспитатель: Ну, вот мы и помогли Матроскину и Шарику! И сами поиграли в интересные и познавательные игры.
– А теперь, давайте, возьмем нашего друга и покажем ему нашу групповую комнату.
( Дети взяв воздушный шарик «Мягкий знак» и сказав гостям «До свидания!» уходят в группу).
Источник
Воспитатель. Ребята, сегодня утром в наш детский сад пришёл почтальон Печкин и принёс
конверт с письмом для ребят подготовительной группы.
(Вот, что было написано в этом письме).
Кот Матроскин и пёс Шарик поспорили «Ь» мягкий знак – это «буква» или
«знак»? помогите им разобраться.
Воспитатель. Ребята, поможем коту Матроскину с Шариком?
Дети. Да, поможем.
Воспитатель: Смотрите, ребята, а здесь еще фишки!!! Они нам с вами понадобятся в игре, где я буду давать фишку за правильный ответ.
Воспитатель. Ребята мы сейчас поиграем в игру «Грамотейку». Будем называть признаки времён года (месяца), а вы будете отгадывать, когда это бывает и как называется месяц.
-Щиплет уши, щиплет нос,
лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду – упадёт,
не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
от мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что скажи за месяц это? (слайд 3).
Дети: «Январь»
Воспитатель:
Вот наступила учёбы пора
С ранцами в школу спешит детвора.
У первоклассников в ранце «Букварь».
Как называется месяц? (слайд 4).
Дети. «Сентябрь».
Воспитатель:
В золоте стоят леса.
На лазурные небеса часто тучи набегают,
скучный дождик проливают.
Что, за месяц, кто узнал? (слайд 5).
Дети. «Октябрь».
Воспитатель. Ребята, скажите: «Что мы слышим на конце слова каждой отгадки?
Дети. Мягкий согласный звук.
Воспитатель. А как вы думаете, кто его смягчает?
Воспитатель. Ребята, я что- то слышу, тише… Здесь кто- то спрятался.
(смотрю за ширму и достаю «Ь» мягкий знак – шар воздушный).
Воспитатель. Ты кто?
«Ь». Я, мягкий знак! Я показатель мягкости, смягчаю согласный звук на конце слова. Звука не обозначаю, петь не умею, слова изменяю.(слайд 6)
Я очень важный знак,
Без меня нельзя никак:
Ни пробегать целый день,
Ни найти под клёном тень.
Дети. «Буква «Ь» мягкий знак».
Мягкий знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратится сразу в уголь,
Без пожара просто так?
Это сделал мягкий знак.
Сделать нам не так уж трудно,
Чтоб на мель не село судно.
Мягкий знак перечеркнуть-
И свободен водный путь.
Корабли, плывите смело!
Стала мель кусочком мела! (слайд 7).
Воспитатель. Ребята ,скажите на какую букву похож «Ь»-мягкий знак.
– На букву «Р» (эр)
Буква «Р» (эр) перевернулась
«Ь» – мягким знаком обернулась. (слайд 8).
Воспитатель. Ребята, сравните на слух слова.
Караси – карась
Окуни – окунь
(слайд 9)
Скажите, в каких словах есть «Ь» мягкий знак.
Воспиталь. Ребята, скажите одинаковые это слова по звучанию и начертанию. ( слайд 10).
Мел – мель
Угол – уголь
Дети: разные по звучанию
Дайте определение слов и составьте короткое предложение.
Воспитатель: Например: Лодка села на мель.
Дети: Рисую мелом. Цветок стоит в углу.
Печь топят углём.
Физминутка.
Есть слова, где мягкий знак
Пишется, друзья, он так – «Ь»,
Без него нам никуда,
Смысл теряет иногда.(слайд 11)
Воспитатель. Ребята, послушайте и скажите, на конце каких слов пишется «Ь» мягкий знак.
-Мягкий знак на дождь похож
Он прейдёт, когда не ждёшь.
Всё смягчает он один
И морковь, и апельсин! (слайд 12).
Дети: дождь, ждешь, морковь, апельсин
Воспитатель. Ребята придумайте слова с «ь» мягким знаком
Например:
День пить дать пень
Дети: Тень лить тюлень лень
шить
Воспитатель. Ребята прочитайте слова. (слад 13).
Конь моль даль
Пень олень тень
Составьте предложения с каждым словом.
Например: Конь скачет по полю.
Дети: ворона села на пень и т.д.
Итог занятия.
Воспитатель. Ребята, с каким знаком мы сегодня познакомились?
Дети. Мы познакомились с мягким знаком «Ь». Он не обозначает звука.
При произношении смягчает согласный звук (букву) и меняет значение слова.
Воспитатель: Ребята, что вам понравилось на нашем занятии?
Дети: составлять предложения
Воспитатель: Ребята, теперь у нас в группе появился новый друг – «Мягкий знак»!
– Давайте, предложим ему остаться с нами.
Воспитатель: Ну, вот мы и помогли Матроскину и Шарику! И сами поиграли в интересные и познавательные игры.
– А теперь, давайте, возьмем нашего друга и покажем ему нашу групповую комнату.
( Дети взяв воздушный шарик «Мягкий знак» и сказав гостям «До свидания!» уходят в группу).
Источник
Абдулова Джюме Сиражутдиновна
Конспект занятия по обучению грамоте «Мягкий знак»
Цель: Закрепить знания детей о мягком знаке
Материал: демонстрационный материал, рабочие тетради 2 часть, простой карандаш, цветные ручки и карандаши, фломастеры
I. Организационный момент
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Безголосый он добряк,
Всё смягчает.
(Ь)
Воспитатель: Правильно, это мягкий знак.
Сегодня мы будем изучать мягкий знак.
Мягкий знак – хитрый знак,
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь?
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
II. Основная часть.
Один ребенок делает задание у доски. К доске пойдет Ильнур.
(Работа в тетради Елена Астафьева: Играем, читаем, пишем. Рабочая тетрадь № 2. ФГОС).
Воспитатель. Если согласный в слове произносится мягко, после него ставится мягкий знак.
1. Игровое упражнение «Отгадай-ка»
Цели: закрепить зумения находить и писать мягкий знак словах.
Ильнур:
Листья-мягкий знак находиться в середине слова, пишем черным цветом
Пять- мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
Платье– мягкий знак находиться в середине слова, пишем черным цветом
Воспитатель: Теперь в пустых квадратах нарисуй Ильнур предметы с мягким знаком
Ильнур:
Ель– мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
Семь– мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
Рожь– мягкий знак находиться в конце слова, пишем черным цветом
2. Игровое упражнение «Продолжи по образцу»
Цели: закрепляем знания о звук и букве. Тренируем зрительную память ребенка
3. Упражнение «Продолжи орнамент»
Цель: продолжить по образцу; развивать зрительную память
4. Упражнение «Закончи рисунок»
Цель: развивать моторику рук

5. Игра «Весенние прятки»
Цели. Закрепляем знания ребенка о приметах весны и весенних месяцах. Учим писать их названия. Развиваем умение угадывать знакомые буквы по их неполному написанию. На примере слова апрель закрепляем знания о букве Ь (смягчение предшествующего согласного). Тренируем умение согласовывать порядковые числительные с существительными. Закрепляем умение использовать предлоги и словосочетания за, перед, на, в, слева от, справа от.
Ход игры. Рассматривая картинку, ребенок определяет изображенное на ней время года (весна). Взрослый сообщает, что на рисунке не только изображена весна, но и написаны названия весенних месяцев. Дается задание: найти на рисунке названия месяцев и обвести входящие в них буквы разными карандашами (март — синий, апрель — зеленый, май — красный). Ребенок рассказывает, где он нашел каждую букву. (М — за сугробом, слева от дерева; Я — на веточке дерева; Р — за сугробом справа от дерева; Т — на крыльце домика — МАРТ. Затем ребенок по порядку пишет названия весенних месяцев, цифрой в кружке отмечая их очередность и называя порядок следования (Первый — март, второй — апрель, третий — май). В заключение ребенок раскрашивает весеннюю картинку.
6. Игра «Составь предложение» (Слог, слово, предложение)
Цели. Развиваем умение составлять из предложенных слогов слова, а из слов предложения. Закрепляем знание названий знаков препинания (. !) и правило постановки одного из них в конце предложения. Тренируем умение читать предложения с определенной интонацией в зависимости от знака в конце него. Закрепляем умение разбирать предложение по количеству слов и составлять схему предложения.
Ход игры. Ребенок читает слоги, составляет из них слова, стрелкой указывая, какие слоги для этого нужно соединить (вес —> на, при —» шла). Затем он составляет и записывает предложение из этих слов, вспоминая правила о написании первого слова в предложении с заглавной буквы и постановке знака препинания в конце предложения: Весна пришла.
Ребенок называет знаки, написанные рядом (.) и объясняет их значение. Взрослый предлагает прочитать записанное предложение с разными интонациями, комментируя, какой знак должен стоять в конце. Ребенок анализирует предложение по количеству слов и рисует его схему.
7. Игра «Времена года»
Цели. Закрепляем умение узнавать очертания знакомых букв, отличать и выделять неправильно написанные буквы.
Учим определять пропущенные в слове буквы и самостоятельно дописывать слова. Тренируем умение выполнять звуко-буквенный анализ при подборе к слову звуковой схемы. Закрепляем знание времен года и умение писать их названия. Закрепляем умение дифференцировать согласные и гласные.
Ход игры. Взрослый объясняет, что в каждом ряду таблицы написано слово. Ребенок должен догадаться, как его расшифровать (прочитать, и подобрать соответствующую ему звуковую схему из представленных ниже. Он раскрашивает схему и записывает над ней соответствующее слово.
Взрослый предлагает догадаться, какого слова не хватает, и объяснить свою догадку (осень, так как здесь написаны названия времен года). Ребенку дается возможность самому «зашифровать» это слово аналогично предыдущим. Затем он записывает и это слово над схемой, раскрашивает схему. (Здесь нужно вспомнить правило о смягчении согласных мягким знаком.)
Взрослый предлагает дописать название проведенной игры — «Времена года». Ребенок должен сам назвать и вписать «потерявшиеся буквы». При этом он обобщает пропущенные буквы: в первом слове — согласные, во втором — гласные.

Итог занятия. Рефлексия.
О чем мы сегодня говорили? Что нового вы узнали? Что вам было интересно? Почему?
– Ну что ж наше занятие подошло к концу. Вы сегодня хорошо поработали
Источник