Развитие ребенка методами кинезиологии

Развитие ребенка методами кинезиологии thumbnail

Статья:

Кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Специальные движения поддерживают и усиливают активность мозга, с изнашивания которого начинаются отклонения во всех видах здоровья.

В последнее время в связи с развитием науки и техники на нас и наших детей обрушивается большое количество информации. При этом усложняются и школьные программы, которые требуют более сильной концентрации внимания и усидчивости.

Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга. Школа, в которой я работаю является общеобразовательным учреждением с углубленным изучением иностранных языков. Наша главная задача, чтобы к 5 классу ребенок был готов к тому, что кроме своего родного языка, он будет изучать углубленно еще 2 языка, а это 5-6 часов дополнительной нагрузки. Данным вопросом человечество заинтересовалось уже давно, но с научной точки зрения кинезиология имеет интересную историю своего происхождения и приятно удивит, тот факт, что впервые ее стали изучать в России и называлась она Биомеханика человека.

Этот термин употреблял П. Лесгафт уже в начале 1910-х гг. в своих публикациях по курсу физического образования.

Развитие истории изучения двигательной активности в России официально началась с 30-х годов XX века с работ профессора Павлова И.П.

«Прикладна́я кинезиоло́гия», ПК (англ. AppliedKinesiology, AK) – вид альтернативной медицины, основанный в 1964 году Джорджем Гудхартом в США.

Инновационность

Аналитический обзор литературы по проблеме кинезиологии позволяет заключить, что чаще всего ее методы и приемы используются в отрыве от основных видов деятельности ребенка. Так, с помощью кинезиологии осуществляют психотерапевтическое воздействие, корректирую отдельные проблемы развития (например, речевого), устраняют двигательные нарушения. Но подобные формы воздействия используются сами по себе, они не встроены в какие-либо естественные для ребенка виды деятельности и формы активности.

Мы предлагаем принципиально новый подход, инновационность которого состоит в разработке методов и приемов кинезиологического сопровождения учебной деятельности учащихся начальной школы. Причем кинезиологические игры и упражнения органично встроены непосредственно в учебный процесс. Иными словами, освоение учебного материала осуществляется посредством кинезиологических методов и приемов.

Подобный подход не просто позволяет ребенку лучше учится, сохраняя ресурсы организма и психики. Одновременно решается целый комплекс проблем развития и поведения, наиболее типичных для учащихся начальных классов.

Основная цель кинезиологии:

Развитие межполушарного воздействия, способствующее активизации мыслительной деятельности.

Задачи:

  • синхронизация работы полушарий;

  • развитие мелкой моторики;

  • развитие способностей;

  • развитие памяти, внимания, речи;

  • развитие мышления;

По исследованиям физиологов правое полушарие головного мозга – гуманитарное, образное, творческое. Левое полушарие головного мозга – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое. Единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон.

Виды упражнений:

  • растяжки;

  • дыхательные упражнения;

  • глазодвигательные упражнения;

  • телесные упражнения;

  • упражнения на релаксацию;

Необходимо при выполнении упражнений учитывать определенные условия:

Упражнения необходимо проводить ежедневно. С начало детям с раннего возраста учить выполнять пальчиковые игры от простого к сложному.

  • занятия проводятся утром;

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков;

  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке;

  • от детей требуется точное выполнение движений и приемов;

  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом;

  • упражнения проводятся по специально разработанным комплексам;

  • длительность занятий по одному комплексу составляет две недели.

Все упражнения целесообразно проводить с использованием музыкального сопровождения. Спокойная, мелодичная музыка создает определенный настрой у детей. Она успокаивает, направляет на ритмичность выполнения упражнений в соответствии с изменениями в мелодии.

Продолжительность занятий зависит от возраста (от 5-10 до 20-35 минут в день). Заниматься необходимо ежедневно, длительность занятий по одному комплексу упражнений 45-60 дней.(пример комплекса в приложение 1)

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, облегчают процесс письма.

Нужно выполнять упражнения, увеличивая темп и упражнения должны становиться сложнее, так как для развития мозгу требуется выполнять более сложные задачи, нежели были ранее.

Приложение 1

«Ленивые восьмерки»

Происходит миелинизация нервных сетей,

что способствует формированию умений,

навыков, а это особенно важно в сензитивный

период развития детей. Помогает в периоды

творческого застоя, легче найти решение в

сложной ситуации.

Исходное положение: стоя или сидя.

Вытянуть руку вперед, согнуть в локте,

поднять большой палец руки на уровень

переносицы, описывать восьмерки

в горизонтальном поле видения. Следить

при этом за движением большого пальца,

только глазами. Рисовать восьмерки справа

налево и слева направо, сверху вниз.

Упражнения выполняется 8-10 раз.

«Кулак». «Ребро». «Ладонь».

Эти упражнения улучшают мыслительную

деятельность, синхронизируют работу

полушарий, способствуют

запоминанию, повышают устойчивость

внимания, активизируют процессы письма

и чтения.

Исходное положение: сидя, руки находятся

на плоскости стола. Три положения руки

последовательно сменяют друг друга.

Сжатая в кулак ладонь, положение

ладони ребром на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, затем

левой рукой, потом двумя руками вместе.

Количество повторений 8-10 раз.

«Зеркальное рисование».

Упражнение способствует синхронизации

работы полушарий, восприятию информации,

улучшает запоминание информации.

Исходное положение: на доске или на чистом

листке бумаги, взяв в обе руки по карандашу или

фломастеру, одновременно рисовать

зеркально-симметричные рисунки, буквы.

«Энергетическая зевота».

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта,

шеи. Улучшаются функции голосовых связок,

речь становится четче.

Исходное положение: Сидя. Широко открыть

рот и попытаться зевнуть, надавив при этом

кончиками пальцев на натянутый сустав,

соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти.

Выполняется 5-8 раз.

Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.

Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Источник

Тема: Использование метода кинезиологии в интеллектуальном развитии детей дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Я предлагаю вашему вниманию еще одно направление работы педагогов нашего детского сада способствующее интеллектуальному развитию детей- это метод кинезиологии.

СЛАЙД 2

Секрет плодотворного обучения был известен ещё греческому историку Плутарху: «Ум – это не сосуд, который нужно заполнить, а факел, который необходимо зажечь». Хотя этому изречению почти 2000 лет, оно может стать руководством тем, кто посвятил себя воспитанию и образованию детей.

Проблема интеллектуального развития была и остаётся одной их значимых в детской педагогике и психологии.

За последнее столетие специалисты, изучающие мозг, умножили наши знания об этой «цитадели» – так назвал мыслительный орган человека Чарльз Дарвин. Сегодня мы имеем дело с бумом направлений в области нейробиологии.

Одно из направлений это – кинезиология. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ.

Метод кинезиологии направлен на синхронизацию работы полушарий головного мозга.

Следовательно, развивающая работа на основе метода кинезиологии направлена от движения к мышлению и здоровью, а не наоборот.

Метод кинезиологии влияет не только на психическое и физическое здоровье, он позволяет активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию интеллектуальных способностей человека. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, стрессоустойчивость.

Читайте также:  Консультация для воспитателей на тему речевое развитие ребенка

СЛАЙД 3

В МАДОУ в 2009 году была составлена программа «Метод кинезиологии в обучении и оздоровлении детей дошкольного возраста»

Данная программа направлена на решение задач интеллектуального развития, оздоровления детей и составлена на основе разработок педагога нейробиолога А.Л.Сиротюк.

Цель данной программы: формирование интеллектуальных способностей, сохранение психологического здоровья детей дошкольного возраста через применение метода кинезиологии.

Задачи:

1.Способствовать положительной динамике формирования интеллектуальных способностей у дошкольников.

3.Развивать познавательный интерес к здоровому образу жизни.

4. Развивать моторную сферу ребёнка.

СЛАЙД 4

Я немного раскрою научный аспект метода кинезиологии.

Функциональная асимметрия полушарий распределяет психические функции между полушариями. Правое полушарие – гуманитарное, образное, творческое – отвечает за тело, координацию движений, пространственное, зрительное и кинестетическое восприятие. Левое – математическое, знаковое, речевое, логическое, аналитическое – отвечает за восприятие слуховой информации, постановку целей и построение программ поведения. Всех людей по соотношению активности полушарий можно условно разделить на три типа: правополушарные, левополушарные и равнополушарные. Более активное полушарие определяет стратегию мышления, эмоционального реагирования, восприятия, памяти, интеллектуальной активности и т.д. При обучении и воспитании детей необходимо учитывать особенности функциональной асимметрии полушарий.

Межполушарное взаимодействие необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое. Во время стресса нарушаются межполушарное взаимодействие и, соответственно координированная работа двух полушарий. Это является основной причиной «забывания» информации.

Следовательно, одно из основных условий высокой стрессоустойчивости ребенка в дошкольном возрасте – это межполушарное взаимодействие и оно является основой интеллекта. Для этой цели разработаны специальные упражнения – двигательные, дыхательные, растяжки и т.д.

Таким образом, под влиянием кинезеологических тренировок в организме происходят положительные, структурные изменения. Данная методика позволяет выявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его интеллектуального развития.

СЛАЙД 5

Система работы использования метода кинезиологии педагогами нашего детского сада построена в следующем порядке.

В начале учебного года педагогами проводится организационно подготовительный этап на развитие тонкой моторики, т.е. подготовка детей к выполнению кинезиологических упражнений.

Подготовительный комплекс упражнений рассчитан на три месяца (то есть сентябрь, октябрь, ноябрь) и состоит из четырех блоков.

  • Первый блок – развитие тактильных ощущений.

Самомассаж – это пассивная гимнастика, проводим мы ее ежедневно. Самомассаж оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, улучшает функции рецепторов, проводящих путей.

  • Второй блок – развитие кинетического компонента двигательного акта.

В этот блок входят упражнения для кистей и пальцев рук. Дети выполняют эти упражнения по образцу, сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно.

  • Третий блок – развитие динамической координации движений. Движения выполняются сначала поочередно то одной, то другой рукой, затем двумя руками одновременно.
  • Четвертый блок – развитие статической координации движений проводится также как и предыдущий.

СЛАЙД 6

Далее в течении всего учебного года с детьми проводятся комплексы упражнений составленные на один месяц.

Система упражнений на основе метода кинезиологии так же состоит из четырех блоков. Комплексы упражнений составлены на все возрастные группы.

1 блок: упражнения, направленные на развитие межполушарного взаимодействия.

2 блок: упражнения, направленные на развитие творческого и абстрактно – логического взаимодействия (развитие левого и правого полушария).

3 блок: упражнения, направленные на снятие стресса (антистрессовые), ритмирование полушарий (дыхательные упражнения), глазодвигательные.

4 блок: упражнения на развитие межполушарного взаимодействия направленные на речевое развитие (движения и речь).

СЛАЙД 7

Кинезиологические упражнения проводятся:

перед и во время занятия, на индивидуальных занятиях, на утренней зарядке, в совместной деятельности, после прогулки, во второй половине дня. Время проведения 3 – 5 минут, в общей сложности это составляет 15- 20 мин в день.

СЛАЙД 8

В начале и в конце года педагоги диагностируют детей, чтобы спланировать дальнейшую работу, проследить динамику развития межполушарного взаимодействия. Диагностику проводят по заданиям, не занимающим

много времени это:

1.Проба Н.И. Озерецкого на динамический праксис «Кулак-ребро-ладонь»

2.Речевой вариант пробы Хеда.

СЛАЙД 9 (Ожидаемые результаты)

Подводя итог можно сказать что, кроме задач усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков которую, ставит перед собой детский сад, он должен предполагать создание условий образовательной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья детей дошкольного возраста. Развивающая кинезиологическая деятельность как нельзя лучше справляется с этими задачами, что подтверждается опытом и результатами обследования.

СЛАЙД 10

В результате обучения кинезиологическим упражнениям наблюдается качественная положительная динамика в развитии познавательных процессов восприятия, памяти, внимания, воображения, творческих способностей.

СЛАЙД 11

Лев Семенович Выготский сформулировал основную роль обучения: это не передача знаний, умений и навыков, кои безусловно, нужны развивающемуся человеку – это широкое понятие описывающее общие проявляющиеся способности человека к реализации себя в той или иной области. Поэтому, применяя кинезиологические упражнения, способствующие развитию интеллектуальной деятельности, мы тем самым, помогаем детям в полной мере раскрыть свои способности.

Психологический смысл обучения состоит в том, что в процессе обучения ребенок становится способным овладеть своим поведением.

Целенаправленная работа по развитию интеллектуальных способностей через обучение кинезиологическим упражнениям оказывает положительное влияние на развитие личности ребенка в целом.

Слайд 12

Предложенная модель работы представляет большой простор творчеству педагога и может использоваться во всех возрастных группах детского сада, при необходимости изменяться, дополняться в зависимости от желания педагога и возможностей ребенка. Эта технология призвана оказать помощь педагогам в их творческой работе, в выборе возможных путей для достижения целей и задач в воспитании и образовании детей с разным уровнем обучаемости.

Источник

Детская образовательная кинезиология: зона эффективности, комплекс кинезиологических упражнений.

Жизнь современного ребенка становится все разнообразнее и сложнее. И она требует не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем. Один из методов решения данных задач, является образовательная кинезиология.

С помощью кинезиологических упражнений активизируются природные механизмы работы головного мозга, развиваются уникальные возможности человека, его индивидуальные способности, формируются навыки самопомощи и самокоррекции в учебной и повседневной жизни детей и взрослых.

Кинезиология по другому «Умная гимнастика» эффективна для всех, улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне.

Благодаря тому, что упражнения кинезиологии снижают стресс, они также улучшают общее состояние здоровья.

Многолетняя практика применения методики “Умной гимнастики” показывает, что достигается полное устранение или значительное исправление различных форм неспособности к обучению, хронических стрессовых состояний, нарушение зрения, слуха, координации движений, снижение проблем речевого развития.

Кинезиология обучения является наиболее экологичной психотерапевтической техникой по отношению к внутреннему миру человека на сегодняшний день.

Читайте также:  С чего начинать развитие ребенка

Комплекс упражнений облегчает обучение и особенно эффективна для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

С помощью специально подобранных упражнений организм координирует работу правого и левого полушарий и развивает взаимодействие тела и интеллекта.

Каждое из упражнений нейрогимнастики, способствует возбуждению определенного участка мозга и включает механизм объединения мысли и движения. В результате этого новый учебный материал воспринимается более целостно и естественно, как бы умом и телом, и поэтому лучше запоминается. Кроме этого упражнения для мозга также способствуют развитию координации движений и психофизических функций.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Нейрогимнастика – это универсальная система упражнений, она эффективна и для детей и для взрослых в любом возрасте. Но особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Образовательная кинезиология приводит к более быстрому и полноценному освоению теоретических знаний, навыков психологического и физического поведения. Это позволяет достигать своей цели без дополнительных лишних затрат (здоровья, денег, времени), т.к. вы действуете точно и уверенно в соответствии со своими внутренними потребностями. Методика способствует повышению стрессоустойчивости и быстрому переобучению (адаптации к новым условиям).

Основным требованием к использованию специальных упражнений является точное выполнение движений и приёмов. Применение упражнений возможно, как на сценарных мероприятиях, так и на специальных тренингах по кинезиологии. Желательно тренинги проводить с небольшой подгруппой детей или индивидуально. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.

Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания могут усложняться, объём заданий увеличиваться, наращиваться темп выполнения заданий. Происходит расширение зоны ближайшего развития ребенка и переход её в зону актуального развития.

Сейчас я предлагаю вам определить, какое полушарие доминирует именно у Вас, используя для этого методикой определения функциональной асимметрии полушарий (тест Павлова).

Разложите карточки по 3 на 3 группы так, чтобы в каждой группе было что-то общее.

Оценка результатов:

Если Вы разложили карточки по 1 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «орел», «овца».

2-я группа карточек – «бегать», «плавать», «летать».

3-я группа карточек – «шерсть», «перья», «чешуя».

То у вас преобладает логическое мышление, у вас мыслительный тип и доминирует левое полушарие.

Если Вы разложили карточки по 2 варианту, а именно:

1-я группа карточек – «карась», «плавать», «чешуя».

2-я группа карточек – «орел», «летать», «перья».

3-я группа карточек – «овца», «бегать», «шерсть».

То у вас образное мышление, у вас художественный тип и доминирует правое полушарие.

Какие результаты бы Вы не получили, никогда не поздно начать тренировать свой мозг, чтобы оба полушария головного мозга стали равноценно развиты. Так вот роль кинезиологии заключается в том, чтобы синхронизировать работу обоих полушариев, передавать информацию из одного полушария в другое.

Комплекс упражнений.

1. Начинать комплекс упражнений с включения у себя «Кнопки мозга», которая поможет проснуться и настроиться на работу. Приводят в готовность вестибулярный аппарат, активизируют деятельность мозга, готовя его к восприятию сенсорной информации.

Выполняется стоя. Одна рука массирует углубления между первым и вторым рёбрами в зоне слева и справа под ключицами. Другая рука находится на пупке, что позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести.

2. Также перед началом занятий эффективным будет проведение массажа ушных раковин, который поможет детям настроится на работу, повысить внимание.

Взяли ушки за макушки (самомассаж ушной раковины выполняется большим и указательными пальцами – большой палец находится сзади).

Взяли ушки за макушки (большим и указательным пальцами с обеих сторон)

Потянули… (несильно потянуть вверх)

Пощипали… (несильные нажимы пальцами, с постепенным

Вниз до мочек добежали. продвижением вниз)

Мочки надо пощипать: (пощипывание в такт речи)

Пальцами скорей размять… (приятным движением разминаем между пальцами)

Вверх по ушкам проведём (провести по краю уха, слегка сжимая большим и

И к макушкам вновь придём. указательным пальцами)

3. Наиболее интегрирующим упражнением «Гимном мозга» является упражнение «Слон». Упражнение балансирует всю систему «интеллект – тело», стимулирует и восстанавливает нервные сети, способствует концентрации внимания (особенно полезно очень активным детям, которые страдают нарушением концентрации внимания, рекомендуется проводить перед началом занятия). Укрепляют наружные глазные мышцы, снимают напряжение после работы на компьютере, снимают напряжение и боль в спине.

1.Встаньте прямо, ноги на ширине плеч, колени расслабленны.

2. Прижмите плотно ухо к плечу. Руку вытяните вперед как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку (∞), начиная от центра и далее вверх против часовой стрелки.

Когда рука рисует нижнюю часть восьмерки (опускается вниз), надо слегка согнуть колени. Когда рука поднимается, рисуя верхнюю часть – колени выпрямляются. Упражнение выполняется медленно, дышите глубоко. Повторите 3-5 раз, затем поменяйте руки.

Люди, страдающие хроническими инфекциями уха, с трудом выполняют это упражнение. Вместе с тем, они очень скоро убеждаются в результате: уже через несколько недель у них улучшается чувство равновесия. Если делать упражнение “Слон” регулярно, оно будет стимулировать весь вестибулярный аппарат, восстанавливая нервные сети, которые были повреждены из-за инфекции.

4. Также для концентрации внимания упражнение«Ухо-нос»

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой – за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпускаем ухо и нос, хлопаем в ладоши и меняем положение рук на противоположное.

5. Активизируют зону обоих полушарий, развивает координацию движения, улучшает ориентацию в пространстве упражнение «Перекрестные шаги» (эффект упражнения особенно заметен при обучении детей ориентироваться на листе бумаге).

Также упражнение делает более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания и усвоения новой информации.

6. С этой целью также мною проводится упражнение «Крюки». Оно также способствует эффективному обучению, помогает вовлечься в любой процесс и полноценно воспринимать информацию. Упражнение советуют использовать тем, кто находится в состоянии стресса, чтобы успокоиться и переключить внимание. Повторить 8-10 раз.

Скрестите лодыжки, как вам это удобно. Затем скрестите руки, соедините пальцы рук в «замок» и выверните их. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекиньте одну руку через другую, соедините ладони и сомкните пальцы в “замок”. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам после года таблица

Если в таком положении стоять не удобно, качает, то лучше в этой же позе сесть.

Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами. Это действие возбуждает средний мозг, который находится прямо на твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке вызванного несбалансированной позой.

Если вы возбуждены или взволнованы, посидите в позе “Крюки” в течение 2 минут, прежде чем начать что-то делать. Используйте упражнение для самоконтроля своего поведения.

7. Для включения в работу участка мозга который отвечает за формирование и изложение мысли, активизации творческих способностей проводиться упражнение «Сгибание пятки».

Сидя. Положите лодыжку на другое колено. Найдите руками напряженные места в икроножной мышце и, придерживая их, сгибайте и разгибайте стопу. Повторите тоже для другой ноги.

8. Упражнения «Кулак – Ребро – Ладонь» улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, активизируют процессы письма и чтения.

Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь.

2. Положение ладони ребром на плоскости стола.

3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе. Повторить 8-10 раз.

9. Также для синхронизации работы обоих полушарий проводится упражнения «Лезгинка» и упражнение «Ухо – нос».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

10. Упражнение Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

11. Для эффективности работы мозга на занятиях по подготовке детей к школьному обучению использую упражнение «Зеркальное рисование» (его можно проводить как с использованием карандаша и бумаги, так и рисованием руки в воздухе).

Обеими руками круги – заштриховать их. Правой рукой квадрат, левой – круг.

Исследования показывают, что выполнение обычного действия «необычной» рукой активизирует новые участки мозга и помогает развивать новые контакты между клетками мозга. Так что пробуйте, экспериментируйте. Это не только полезно, но и весело!

12. Дыхательные упражнения «Задуй свечу», «Свечи» улучшают ритмирование организма, развивают самоконтроль и произвольность. Ведь единственным ритмом, которым произвольно может управлять человек, является ритм дыхания и движения.

13. Глазодвигательные упражнения «Восьмерки», «геометрические фигуры», «Цифры» позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие. Однонаправленные и разнонаправленные движения глаз и языка развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма. Известно, что разнонаправленные движения глаз активизируют процесс обучения.

14. Упражнения на релаксацию «Дерево», способствуют расслаблению и снятию напряжения. Их можно проводить как в начале занятий, так и в конце.

Сидя на корточках. Спрячьте голову в колени, колени обхватите руками. Это семечка, которая постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимайтесь на ноги, затем распрямляйте туловище, вытягивайте руки вверх. Напрягите тело и вытяните его вверх. Подул ветер: раскачивайте тело, имитируя дерево.

15. «Энергетическая зевота»

Снимается напряжение с мышц лица, глаз, рта, шеи. Улучшаются функции голосовых связок, речь становится четче.

Сидя. Широко открыть рот и попытаться зевнуть, надавив при этом кончиками пальцев на натянутый сустав, соединяющий верхнюю и нижнюю челюсти. Повторить 5-8 раз.

16. Сейчас предлагаю вашему вниманию, несколько упражнений для снятия эмоционального напряжения.

Делают двумя грецкими орехами круговые движения в каждой ладони. Упражнение так же развивает тонкую моторику рук.

Помещают орех на кисть руки со стороны мизинца (на ладони) и ладонью другой руки слегка нажимают и делают орехом круговые движения (3 мин).

Можно слегка помассировать кончик мизинца.

Пальчиковая кинезиология для маленьких.

  1. Упражнение «Ладушки-оладушки».

Правая рука лежит ладонью вниз, а левая – ладонью вверх; одновременная смена позиции со словами:

«Мы играли в ладушки – жарили оладушки, так пожарим, повернем и опять играть начнем».

  1. Упражнение «Кулак – ладонь».

Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия – разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

3. Упражнение “Гуси щиплют траву”.

Пальцы правой руки пощипывают кисть левой, и наоборот.

Гуси – гучи, га -га – га, есть хотите? Да -да -да

  1. Упражнение «Лягушка».

Поочередно одна рука сжимается в кулак, а другая – ладонью на столе. Происходит смена положения рук.

Лягушка хочет в пруд,

Лягушке скучно тут,

А пруд зарос травой,

Зеленой и густой.

  1. Упражнение «Крючки».

Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом. Попеременно и попарно сцеплять пальцы на руках.

Давайте, люди.

Дружить друг с другом,

Как птицы с небом,

Как ветер с лугом,

Как парус с морем,

Трава с дождями,

Как дружит солнце,

Со всеми нами.

  1. Упражнение «Бабочка».

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладони прямые и напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях имитировать полет бабочки.

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

  1. Упражнение «Колечко».

Попеременно соединяя в кольцо пальцы рук.

Эта лужа, как колечко,

Эта лужица – сердечко,

Эта лужа, как банан,

Эта – словно океан.

  1. Упражнения «Кулак – Ребро – Ладонь»

Сидя, руки находятся на плоскости стола. Три положения руки последовательно сменяют друг друга:

1. Сжатая в кулак ладонь.

2. Положение ладони ребром на плоскости стола.

3. Распрямленная ладонь на плоскости стола.

Выполняется сначала правой рукой, затем левой рукой, потом двумя руками вместе.

  1. Упражнение «Лезгинка».

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

  1. Упражнение «Ухо – нос».

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

карась

овца

орел

бегать

плавать

летать

шерсть

перья

чешуя

Источник