Развитие ребенка логика мышление игры внимание память

Развитие ребенка логика мышление игры внимание память thumbnail

В раннем дошкольном возрасте у ребенка формируются представления о свойствах предметов. Изучая их форму, цвет, величину, малыш узнает еще больше о мире, в котором живет, а также у него закладываются необходимые предпосылки для возникновения более сложных познавательных процессов: памяти, воображения, мышления. Педагог рассказывает, в какие игры можно играть с ребенком для развития памяти, воображения и мышления.

Игры с малышом. Развиваем память, воображение, мышление

«Найди шарик»

Изучаем формы: круг.

В непрозрачный мешочек поместите предметы различной формы: шарики, детали от конструктора, шишки, колечки от пирамидки, кубики и др. 

Малыш запускает руку в мешочек и достает один из предметов. Каждую находку обсуждаем (цвет, размер и т. д.) и обращаем внимание, что эта игрушка гладкая, круглая, без уголков или, наоборот, не гладкая, не круглая.

А теперь приступим к эксперименту. Сооружаем горку на столе из кубиков и дощечки и предлагаем юному исследователю скатить по ней все предметы по очереди. После проведения опыта помогаем малышу сделать вывод о том, какие фигуры катятся, а какие нет, и почему это происходит.

Во время прогулки можно поиграть в игру «Найди круглое».

«Кормим куклу»

Закрепить знания о форме: круг. 

«Наша кукла (котик, бегемотик) проголодалась, давай покормим ее и приготовим ее любимые бублики». Помогаем малышу раскатать колбаску из пластилина или соленого теста и сворачиваем ее в круг. Обводим пальчиком баранку и обращаем внимание на то, что она круглая.

«Ветерок» 

Изучаем направление движения: вверх – вниз.

На ниточках нужно подвесить какие-либо детали из легкой цветной бумаги (цветочки, бабочки, «дождик» и т. д.). «Давай поиграем в “ветерок”. Подуем сильно-сильно, чтобы наша бабочка взлетела». При этом, когда предмет взлетает, произносим: «Вверх!» – а когда опускается: «Вниз!»

«Прятки» 

Изучаем понятия: большой – маленький.

Для этого упражнения понадобятся два одинаковых предмета: большой и маленький (матрешки, коробки и т. д.). Положим маленький предмет в большой и потрясем: «Слышишь? Там что-то есть. Давай посмотрим! Какая МАЛЕНЬКАЯ коробочка (яйцо, шарик, матрешка) внутри БОЛЬШОЙ! Покажи, где маленькая коробочка (Говорим тонким голосом.), а теперь – где большая (Говорим более низким голосом.). Давай опять спрячем маленькую коробочку в большую. А теперь попробуй сам достать маленькую коробочку из большой». 

Развитие тактильного восприятия и мелкой моторики

Игры с малышом. Развиваем память, воображение, мышление

Маленький ребенок стремится все потрогать руками – так происходит его тактильное развитие. Знакомство с различными видами материалов, умение узнавать их на ощупь, а также пальчиковые игры не только обогащают представление об окружающей действительности, но и ускоряют процесс речевого и умственного развития малыша. Исследования физиологов доказали, что в головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу, поэтому двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование речевых зон и положительно действуют на всю кору головного мозга ребенка. 

«Что это?»

Положите в несколько бумажных пакетов какие-нибудь предметы, интересные для ощущений: резиновый мяч, металлическую ложку, губку, мягкую игрушку, мех и др. Предложите карапузу узнать, что в пакете, не заглядывая в него. Если малыш затрудняется, помогите ему: опишите этот предмет словесно.

«Необычный ковер»

Разложите на полу различные материалы: шерстяной свитер, шелковую ткань, фольгу, резиновый коврик, бумагу и т. д. Пусть малыш ползет к вам через этот разнородный ковер. Если по пути он заинтересовался каким-то материалом, поговорите с ним на эту тему.

«Дорожка»

Необходимо развивать и тактильную чувствительность ног малыша. Для этого сделайте специальную дорожку с «кочками» (закрепляем мешочки из ткани, наполненные лоскутками, поролоном, камешками, горохом) и различными видами поверхности (гладкая, шершавая, мягкая, деревянная, ребристая и др.). Гулять по «тропе» ребенок отправляется в тонких носочках или босиком.

Массаж рук 

Поглаживание внутренней и наружной поверхностей рук до локтя по направлению «от периферии к центру» – 6–8 раз, отдельно на каждой руке.

Сгибание и разгибание всех пальцев руки ребенка одновременно (за исключением большого пальца) – от 2 до 4 раз на каждой руке отдельно.

«Мотаем клубочек» пальцем по раскрытой ладони ребенка – 2–4 раза по каждой ладони. 

Точечные нажатия большим и указательным пальцами на середину каждой фаланги каждого пальца ребенка (от его кончика к основанию) – все пальцы массируются по очереди 1–2 раза («мы вот так шагаем – топ-топ-топ»).

Отведение и приведение большого пальца ребенка в трех направлениях: вперед-назад, в бок – в сторону, по кругу.

Ласковое поглаживание взрослым каждой ручки ребенка по направлению «от периферии к центру» – 5–6 раз.

«Картина из пластилина»

Для начала нужно размазать слой пластилина на картоне. В эту основу вдавливаем различные мелкие детали (бусины, камушки, ракушки, фасоль, горох, семечки). Здесь хорошо развивается навык хватания двумя пальцами.

«Археолог»

В песке спрячьте различные мелкие игрушки, пусть малыш найдет их. 

«Снежки»

Для развития силы рук поиграем с ребенком в «снежки». Для этого нужно смять в комки листы бумаги и импровизировать с ними, как душе угодно. 

«Прячем в ладошке»

Покажите, как можно спрятать шарик в ладони. В этом упражнении работает вся кисть.

– Вот шарик. А теперь где шарик? Нет шарика!

Затем дайте крохе такой же шарик – теперь его очередь.

Теперь спрячьте предмет побольше, который не помещается в одной руке. Сначала дайте возможность ребенку самому проявить смекалку. Если не получится – покажите, как действовать.

– Волк идет – спрячь скорее зайчика! Не помещается зайчик в ладошке? Большой зайчик. Накроем его другой ладошкой – теперь не видно зайчика.

«Моя семья»

Сначала мама загибает пальцы на руке у ребенка. Когда малыш запомнит движения, он может выполнять их самостоятельно.

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Такую игру можно проводить сначала с одной рукой, затем с другой.

Развитие памяти 

Игры с малышом. Развиваем память, воображение, мышление

Ребенок легко запоминает то, что ему интересно, с чем можно поиграть и поэкспериментировать, но делает он это непроизвольно, поэтому стимулировать развитие памяти можно лишь с помощью увлекательных мини-игр.

«Покатаем игрушки»

Для этой игры нужно несколько игрушек и игрушечный транспорт.

Нет, напрасно мы решили 

Прокатить кота в машине, 

Кот кататься не привык, 

Опрокинул грузовик.

(А. Барто)

Предлагаем малышу покатать игрушку. Например, собачку на машине, а кота на поезде. Во время игры стараемся стимулировать звукоподражание: «би-би», «ту-ту». Спрашиваем: «Как гудит машина? А поезд?» Потом просим малыша отвернуться и меняем местами игрушки. Когда ребенок поворачивается, спрашиваем: «Что изменилось?»

«Игрушка потерялась»

Рассматриваем с ребенком какую-нибудь интересную для него игрушку. Обращаем внимание на цвет, форму и детали. Затем прячем ее среди других и просим найти. Если ребенок затрудняется или ошибается, то подсказываем, что нам нужна, например, красная машина с мигалкой или кукла с длинными волосами и бантом на шее.

Вариант. Берем 3 игрушки, играем с ними и незаметно для ребенка убираем одну. Потом спрашиваем, какая игрушка потерялась.

«Бусы»

Для упражнения потребуются 3-4 небольших предмета с отверстиями, например, колечки от пирамидки и веревочка. Сначала показываем малышу готовый вариант нанизанных «бус». Затем снимаем все с веревочки и предлагаем собрать все так, как было. Когда малыш освоится с нанизыванием, задание можно усложнить и чередовать предметы: большой – маленький, синий – красный, круглый – не круглый и т. д.

Физическое развитие

Игры с малышом. Развиваем память, воображение, мышление

Ребенок познает мир ползая, лазя, бегая. Иногда он, конечно, падает и набивает шишки, но не нужно ограничивать его подвижность и чрезмерно опекать – ему необходимо исследовать мир. Активное движение стимулирует развитие нервной и сердечно-сосудистой систем, костно-мышечного аппарата, органов дыхания и пищеварения. Кроме того, это источник радости и лучшее средство общения взрослого с ребенком.

«Ходьба с препятствиями»

«Сегодня мы пойдем поиграть в гости к зайке. Но он живет далеко, в лесу, и добраться до него непросто. Сначала мы пойдем по узкой тропинке (Из ленточки, пояса.), затем дорога проходит под мостом (Ползем под столом.), вдруг на пути у нас – кочка (Это может быть подушка.), ее нужно перешагнуть. А здесь дорога кончается и нужно перепрыгнуть через овраг, а вот на пути туннель (Большие коробки, открытые с обоих концов.)».

Когда ребенок доберется до конечной остановки, расставьте препятствия по-другому и сыграйте снова.

«Зайчик»

Раз, два три, четыре, пять! (Скачем на полянке как зайчики, приставив руки к голове как ушки и декламируем текст.)

Вышел зайчик погулять.

Вдруг охотник выбегает, прямо в зайчика стреляет. (Взрослый изображает охотника с ружьем.)

Пиф! Паф! Не попал! (Стреляем из ружья вверх.)

Быстрый зайчик убежал! (Зайка убегает в норку.)

«Играем в мяч»

Пусть карапуз попробует бросить мяч в корзину (ведро, коробку, сумку). 

Вариант 1. Вы держите корзину на уровне роста малыша, а он закидывает в нее мяч.

Вариант 2. Ребенок сидит на полу ноги врозь. Мама находится напротив и перекатывает мяч малышу. Он ловит мяч и перекатывает его обратно маме.

Знакомство с окружающим миром

Игры с малышом. Развиваем память, воображение, мышление

Старайтесь рассказывать малышу о том, из чего и для чего сделаны различные предметы, приобщайте его к повседневным трудовым делам, а также знакомьте с миром животных и природы.

«Палка, палка, огуречик…»

Развитие представлений о лице и теле человека. 

Схематично рисуем на бумаге человечка. И объясняем, где руки, ноги, рот, нос и т. д.  Просим ребенка: «Покажи, где твой ротик (носик, животик, ушки и т. д.)?» Усложняя упражнение, можно выложить перед ребенком лицо человека из картонного овала: рот – красный полукруг из картона, глаза – пуговицы, брови – маленькие палочки или полоски из бумаги. Предложите ребенку составить такое же лицо, а туловище сделать из палочек. 

«Угощенье для зайчат»

Знакомство с овощами.

«Я принесла тебе корзину. Посмотри, здесь лежат капуста и морковь». Обращаем внимание ребенка на внешний вид и цвет, рассказываем об овощах, исследуем. «К нам сегодня в гости пришли зайчата (Вместо игрушек можно использовать картинки.). Давай угостим их. Они очень любят эти овощи: капусту и морковь». Кормим зайчат. Для закрепления материала через какое-то время можно поиграть с ребенком в игру. Разложите перед ним карточки с различными овощами и фруктами, пусть он найдет среди них нужные изображения.

Спасибо Вам за то, что прочли данную статью! А если Вам понравилось – ставьте лайк и подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить обновления! До встречи!

Источник

Игры на развитие мышления у детей

Мышление – это тот инструмент, без которого не сможет прожить ни один человек, ведь именно с помощью него мы можем решать любые задачи и вообще как-то действовать в мире. Но интереснее то, что мы можем развивать свое мышление: делать его быстрее, глубже, гибче, осмысленнее. Кроме того, нашими усилиями мышление может становиться позитивным и более интересным.

Однако наша задача – развивать не только свое мышление, но и мышление своих детей, ведь от этого самым прямым образом будет зависеть их будущая жизнь и успехи в ней. А одной из самых эффективных форм развития любого навыка, в том числе и навыка мыслить, у дошкольников, школьников и даже подростков (что не единожды доказано психологами и педагогами) является именно игровая форма.

В этой статье мы обойдем стороной пространные рассуждения, а рассмотрим только практический материал – представим игры на развитие мышления у детей. С помощью них мы сможете тренировать мозг своего ребенка, развивать и поддерживать его мыслительную активность, делать его умнее и сообразительнее.

Сегодня мы рассмотрим лишь несколько замечательных игр для детей, и если вам захочется получить доступ к большему количеству развивающих игр, а также тестам, упражнениям и другим полезным материалам, рекомендуем оформить PRO-аккаунт.

Ниже будут представлены игры на развитие логического мышления, абстрактного мышления и других его видов. Заметим: предложенные игры в большей степени подходят для дошкольников и младших школьников, но некоторые можно использовать и для подростков. Познакомившись с их описаниями, вы сами поймете, какие игры в каком случае лучше применять.

 «Данетки»

Что дает игра: развитие логического мышление ребенка, формирование навыков задавания вопросов, анализа ответов. Развитие способности к классифицированию явлений и предметов окружающего мира по особенностям и характерным признакам.

Что потребуется: при желании можно купить в книжном магазине специальные карточки для игры, но можно обойтись лишь воображением.

Как играть: ведущий должен загадать слово, а игрокам нужно понять, о чем идет речь. Для этого игроки задают вопросы. Ведущий может отвечать только «Да», «Нет», «И да, и нет», «Нет информации» и «Это не важно». В начале игры ведущий дает подсказку. К примеру, такую: «Это герой известной русской сказки. Отгадайте его за 10 вопросов».

Игра никак не ограничивается по возрасту участников. Могут играть и взрослые и дети. А с помощью правильного подбора слов (они должны соответствовать возрасту участников) можно делать игру сложнее или легче.

«Ситуативные данетки»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка поиска причинно-следственных связей.

Что потребуется: только воображение.

Как играть: ведущий загадывает не слово, а жизненную ситуацию. Игрокам нужно понять, почему произошло именно так и как выйти из положения или объяснить поведение персонажа истории. Например, вы можете дать такое задание: почему девочка съела банан, а бабушка ее за это наругала? Или что делать, если папа не хочет покупать игрушку? Или почему мужчина, обычно ездящий на машине, сегодня пришел на работу пешком?

Можно задавать любые, даже самые странные ситуации, причем они могут не иметь какого-то одного ответа или объяснения. Суть в том, чтобы игроки предлагали максимальное количество идей, которые могут объяснить ситуацию логически. Ко всему прочему ситуации могут придумывать и сами игроки.

«Третий лишний»

Что дает игра: развитие умения классифицировать предметы и явления по их особенностям.

Что потребуется: при желании можно подготовить специальные карточки с изображением предметов, людей, животных, разных мест. Но можно обойтись и без вспомогательных материалов.

Как играть: ведущий называет игрокам три слова (или показывает три карточки), одно среди которых лишнее. К примеру, вы можете дать такие слова:

  • дождь, снег, бумага;
  • море, песок, зонтик;
  • утро, вечер, 56;
  • дыня, яблоко, стакан и т.д.

Задание игроков состоит в том, чтобы определить, как связаны между собой два из трех объектов и выбрать третий объект, являющийся лишним. Когда игроки освоят правила игры, можно дать им задание самим придумывать тройки слов или составлять тройки картинок.

«Разложи по группам»

Что дает игра: развитие способности классифицировать предметы по характерным признакам и особенностям применения. Развитие коммуникативных навыков, умения объяснять свою позицию и аргументировать ее. Развитие у детей умения объяснять, по какой причине они приходят к такому-то выводу, если остальные дети с этим не согласны.

Что потребуется: необходимо подготовить множество карточек с изображениями разных предметов.

Как играть: ведущий должен разложить на столе много карточек, на которых изображены люди, животные, транспорт, природа, кухонные приборы и т.д. Помните, что карточек должно быть как можно больше (несколько десятков). Задача игроков в том, чтобы распределить карточки по тематическим группам. Такими группами могут быть: животные, растения, автомобили, самолеты, письменные принадлежности, книги и т.п. В итоге не должно не остаться ни одной карточки без группы.

А сейчас давайте сделаем небольшую паузу и посмотрим занимательное видео с загадками для детей, помогающими развивать мышление и сообразительность. Собственно, загадки представляют собой один из видов игр, который тоже можно использовать в работе с детьми.

Продолжаем рассматривать игры на развитие мышления у детей.

«Бывает и не бывает»

Что дает игра: развитие умения быстро оценивать правильность озвученных фраз и их соответствие настоящему положению дел. Развитие логического мышления и координации.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам разные ситуации, которые либо могут происходить в реальной жизни, либо оказываются совершенно фантастическими (лучше подготовить несколько десятков ситуаций заранее). Произнеся фразу, ведущий бросает одному игроку мячик. Ребенок должен его поймать и сразу бросить обратно ведущему. Одновременно с этим игроку нужно ответить: «Бывает» или «Не бывает», т.е. решение он должен принять очень быстро.

Вот несколько примеров таких ситуаций:

  • папа идет с работы;
  • дерево варит кашу;
  • бабушка печет пирожки;
  • ручка смотрит телевизор;
  • кошка играет с мышкой;
  • подушка зевает и т.д.

Ситуации могут быть самыми разными, и никаких ограничений здесь нет.

«Отвечаем быстро»

Что дает игра: развитие мышления и умения ассоциативно связывать предметы с их свойствами. Повышение скорости принятия решений.

Что потребуется: резиновый мячик небольшого размера.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам какое-то известное ему существительное и в это же время бросает одному ребенку мячик. Задача ребенка: поймать мяч и бросить его обратно ведущему. Но во время броска игроку нужно назвать какое-то прилагательное, характеризующее названное ведущим существительное.

К примеру, вы называете банан. Игрок должен сказать: «Желтый» или «Длинный», или нечто подобное. Если вы понимаете, что детям пока сложно играть в эту игру, упростите им задачу: перед началом игры обговорите, что именно они должны будут сказать. Т.е. дайте задание описать форму, размер, цвет или вкус того, что вы называете.

В случае если игра оказывает слишком простой, ее нужно усложнить. Вместо существительных можно называть несколько прилагательных, а ребенок должен понять, о чем речь, и дать вам ответ. Например, вы говорите: «Круглый, оранжевый и сладкий», а ребенок должен ответить, что это апельсин и т.п.

Кстати, эта игра очень подходит для старших школьников и подростков. Сегодня у нас не очень много таких игр, но огромное количество развивающих материалов вы сможете получить, оформив PRO-аккаунт – это действительно полезная и нужная вещь.

«Скажи наоборот»

Что дает игра: развитие логического мышления, формирование и расширение словарного запаса.

Что потребуется: дополнительных материалов не понадобится.

Как играть: Ведущий должен назвать игрокам любое прилагательное. Игроки должны называть противоположные слова – антонимы. К примеру:

  • медленный – быстрый;
  • тонкий – толстый;
  • белый – черный;
  • сухой – мокрый и т.д.

Как только дети начнут быстро подбирать антонимы и игра станет для них слишком легкой, можно начать предлагать им слова, для которых придумать антонимы сложнее. А можно вообще видоизменить игру: называйте детям любое слово, а они пусть придумывают как можно больше слов, являющихся, по их мнению, противоположными. После каждого подхода можно обсуждать с игроками, почему они думают именно так.

«Расскажи мне»

Что дает игра: развитие творческого и абстрактного мышления, развитие воображения и умения формулировать мысли.

Что потребуется: при желании можно использовать игрушки – персонажей из сказок и мультфильмов, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий должен называть игрокам персонажей из разных сказок или мультиков (сказки или мультики обязательно должны быть разными). Например, вы называете Зайца из «Ну, погоди!», Винни Пуха или Пятачка, Машу из «Трех медведей» или Лунтика (в случае, если дети не знают каких-то героев, предварительно можно показать им мультфильм или прочитать сказку).

Затем нужно придумать какое-то увлекательное начало истории, к примеру: «Лунтик и Пятачок пошли за мороженым…» После этого игроки должны продолжить историю и рассказать, чем все закончилось. Игра будет проходить намного интереснее, если все игроки будут придумывать по очереди по одному предложению.

«Назови одним словом»

Что дает игра: формирование и расширение словарного запаса, развитие логического мышления. Формирование навыка составления групп предметов на основе общих признаков и способов применения.

Что потребуется: дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: ведущий озвучивает игрокам несколько слов, а игроки должны объединить их одним общим словом. К примеру:

  • ель, сосна, дуб – деревья;
  • лиса, волк, мишка – животное;
  • банан, груша, яблоко – фрукт;
  • кубик, машинка, кукла – игрушка и т.д.

Если захочется, игру можно видоизменить: ведущий называет какое-то общее понятие, а дети называют все, что может к нему относиться. А если вам захочется освоить какие-то новые идеи для модернизации игр на развитие мышления у детей (и вообще познакомиться с новыми техниками мышления), можете пройти наш курс «Когнитивистика», где представлено более 20 таких техник.

«Найди похожее»

Что дает игра: развитие нестандартного, логического и абстрактного мышления, расширение кругозора. Развитие умения видеть то, что не бросается в глаза.

Что потребуется: для большего интереса участников можно подготовить карточки с картинками, но можно обойтись и без них.

Как играть: ведущий показывает игрокам две карточки с изображениями не очень похожих на первый взгляд объектов. К примеру, на одной карточке может быть птица, а на второй – муха. Детям нужно отыскать и назвать то, что может их объединять (птица и муха летают, у них есть крылья и т.п.)

Со временем игру можно сделать сложнее – начать показывать карточки с совершенно непохожими объектами. Для примера можно взять ту же муху и письменный стол (у стола и мухи есть ножки, муха ползает по столу и т.п.)

«Нелепицы»

Что дает игра: развитие логического мышления, развитие внимания. Формирование умения аргументировать свою точку зрения при помощи убедительных доводов.

Что потребуется: необходимо подготовить специальные картинки-нелепицы, на которых изображены различные несоответствия. Ниже представлен пример такой картинки:

Нелепицы

Как играть: ведущий показывает игрокам рисунок-нелепицу, на котором изображено то, чего в обычной жизни не встречается (см. картинку сверху). Игрокам нужно определить максимальное количество нелепостей на рисунке.

Чтобы игра была более увлекательной и интересной, можно разбить игроков на команды (заранее каждой команде назначается капитан – кто-то из взрослых) и устроить соревнования. Один и тот же рисунок ведущий показывает обеим командам. Игроки определяют нелепости, указывают на них капитану, а он их записывает.

На выполнение заданий дается определенное время, например, 3 минуты. Побеждает та команда, которая за это время найдет больше всего нелепостей. А в конце игры для закрепления результата ведущий может обсудить с игроками, почему они считают, что тот или иной элемент картинки является нелепым.

К примеру, если игроки заметили, что мальчик в кроватке находится на снежной улице, они должны сами рассказать, почему это нелепо. Если детям сложно объяснить нелепость или они вообще ее не заметили, ведущий методично объясняет, по какой причине представленные на картинке нелепости не могут иметь места в реальной жизни.

«Загадки»

Что дает игра: развитие логического мышления у детей и подростков.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не потребуется.

Как играть: Изначально ведущий должен определиться с загадками – они должны соответствовать уровню развития игроков, не быть для них ни слишком простыми, ни слишком сложными. Играть можно с одним или несколькими игроками; также можно устраивать соревнования команд.

Ведущий загадывает загадку, а игроки должны дать правильный ответ. Чем меньше подсказок, тем игра сложнее. Если играют команды, победит та, игроки которой назовут больше правильных ответов с первого раза.

Другой вариант этой игры состоит в том, что игроки сами придумывают загадки. Ведущий задает слово, а игроки должны придумать вопросы, ответив на которые это слово можно отгадать.

«Где были – не скажем, но что делали – покажем»

Что дает игра: развитие логического и абстрактного мышления, формирование навыка выражения мыслей без слов. Развитие координации.

Что потребуется: дополнительных материалов не нужно.

Как играть: Ведущий должен загадать какое-то несложное действие, например, игру в футбол, мытье посуды, работу за компьютером, чтение книги и т.п. При этом он ничего не говорит, а только показывает действие жестами и мимикой. Игрокам нужно понять, о чем идет речь.

Полезно играть с участниками по очереди: сначала дается попытка разгадать действие одному участнику. Если он отгадывает, следующий участник отгадывает новое действие, а если нет, то следующему нужно отгадать то же самое.

Другой вариант этой же игры: ведущий озвучивает какое-нибудь действие, а игроки должны показать его с помощью мимики и жестов. Также игроки могут сами загадывать действия и просить, чтобы их отгадали другие участники.

Эта игра отлично подходит не только для дошкольников и школьников, но и для подростков и даже взрослых людей, ведь с помощью нее можно отлично провести время в любой компании.

«Найди тайник»

Что дает игра: развитие пространственной ориентации и логического мышления. Формирование умения действовать по нарисованному плану.

Что потребуется: необходимо подготовить бумагу, линейку, карандаши и игрушку.

Как играть: ведущий должен спрятать в помещении игрушку, а игроки (один или сразу несколько) должны ее найти. В помощь им ведущий рисует на листе бумаги схему комнаты со всем, что в ней находится. Отдельно выделяется место, где спрятана игрушка.

Чтобы усложнить игру, можно составить несколько планов. Первый план ведет к первой подсказке, второй – ко второй, а третий – к самой игрушке. Кроме того, можно дать задание участникам самим спрятать игрушку и нарисовать карту, а ведущий будет должен ее найти.

«Угадай по описанию»

Что дает игра: развитие логического и творческого мышления. Закрепление в памяти детей значений слов и свойств разных явлений и предметов.

Что потребуется: никаких дополнительных материалов не нужно.

Как играть: ведущему загадывает слово, но игрокам его не называет, а просто описывает. К примеру, если загадано слово «лампочка», можно описать ее так: «она похода на грушу, может висеть под потолком, днем она не нужна, а ночью только она дает свет» и т.д. Игроки должны как можно быстрее угадать то, что загадано.

Если игроков много, игру можно модифицировать: игрок, первым отгадавший предмет по описанию, сам начинает играть роль ведущего: загадывает слово и описывает его другим игрокам. А чтобы играть было легче, можно в самом начале объяснить игрокам, о чем будет идти речь: предметах, профессиях, погодных явлениях, животных, растениях и т.д.

Предложенных нами игр вполне достаточно, что сформировать представление о том, каким образом вообще они могут влиять на мышление ребенка. Однако вы можете найти и другие игры на развитие мышления у детей: можете поискать в Интернете, можете посмотреть соответствующие книги в книжных магазинах, можете придумать сами, а можете оформить PRO-аккаунт и получить доступ к играм и другим упражнениям на развитие мышления.

Среди прочих известных игр мы можем посоветовать такие как:

  • «Какой он?»
  • «Составь предложение»
  • «Ответь на вопрос»
  • «Найди предмет»
  • «Кто кем будет?»
  • «Найди лишнее слово»
  • «Спрятанное слово»
  • «Сказки-перевертыши»
  • «Находчивый»
  • «Изобретатель»
  • «Что будет, если …?»
  • «Я – луна, а ты – звезда»
  • «Чепуха»
  • «Телеграмма»
  • «Сочиняем сказку»
  • «Дверная скважина»
  • «Дерево – это …»
  • «Сложи картинку»
  • «Времена года»
  • «Бег ассоциаций»

Также мы рекомендуем вам почитать наши статьи:

  • Как развивать мышление ребенка
  • Актерские игры для детей
  • Упражнения для развития памяти у дошкольников
  • Как улучшить внимание ребенка
  • Игры на развитие памяти и внимания

Эта информация будет очень полезна для развития мышления дошкольников, школьников и подростков, да и для себя вы сможете почерпнуть из этих статей немало интересного. И не забудьте, что у нас есть еще и замечательный курс по развитию мышления, который вам тоже очень пригодится.

Ну а в заключение этой статьи еще одно интересное видео. Смотреть его лучше всего вместе со своими детьми, т.к. оно уже само по себе рассчитано на развитие мышления у ребенка. Так что выделите полчаса времени и проведите его с пользой для себя и своего чада.

Источник