Развитие ребенка курсовая работа
Изучение периодизации и закономерностей психического развития ребенка. Возрастные кризисы: сущность, структура и содержание. Отличия критических периодов развития от стабильных. Стадии жизненного пути человека. Динамика возрастных изменений личности.
Подобные документы
Категории, описывающие механизм психического развития ребенка. Основные этапы онтогенеза. Характеристика критических периодов становления личности: новорожденности, кризисов первого года, 3-х лет, дошкольного, подросткового возраста, взрослости, старости.
контрольная работа, добавлен 12.04.2014
Исследование внутреннего нарушение эмоционального баланса под влиянием угрозы. Анализ возрастных периодов детей. Рассмотрение периодизации развития Л.С. Выготским и Д.Б. Элькониным. Современные тенденции в разрешении проблем психических кризисов.
курсовая работа, добавлен 23.04.2016
Основоположная роль кризисов в жизни человека. Существенный анализ специфики возрастных затруднений. Характеристика теории критических периодов детского развития Л.С. Выготского. Особенность эпигенетической концепции жизненного пути Э. Эриксона.
реферат, добавлен 01.01.2015
Рассмотрение периодов разделения начала жизненного цикла. Характеристика взглядов Л. Выготского на стадиальность развития личности. Определение общих закономерностей развития психики ребенка. Особенности периодизации развития личности по Э. Эриксону.
лекция, добавлен 26.02.2015
Понятие “возрастной кризис”. Кризис как закономерность психического развития человека, функции и причины его возникновения. Особенности и характеристики возрастных кризисов: их симптомы, психологическое содержание, динамика протекания, пути выхода их них.
контрольная работа, добавлен 02.03.2010
Методы исследования в возрастной психологии. Детство как предмет психологического исследования. Стадии психосоциального развития человека по Эриксону. Проблема периодизации психического развития. Психическое развитие ребенка в младенческом возрасте.
реферат, добавлен 18.01.2014
Ознакомление с условиями психического развития. Характеристика развития общих свойств личности. Исследование влияния взрослого на развитие личности ребенка. Рассмотрение родителей в психическом развитии детей. Анализ периодизации возрастного развития.
лекция, добавлен 22.03.2018
Проблема происхождения возрастных периодов. Детство – культурно-исторический феномен. Проблема периодизации детского развития в работах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина. Современные тенденции в решении проблемы периодизации психического развития.
контрольная работа, добавлен 25.12.2011
Подходы американских психологов к анализу психического развития ребенка. Постановка вопроса о фундаментальной основе развития личности. Концепция Пиаже, взгляды А. Валлона, теория Х. Вернера, их особенности. Оценка эволюции учений о развитии ребенка.
реферат, добавлен 13.04.2009
Выявление возрастных особенностей и динамики процесса психического развития личности в течение жизни. Предпосылки, условия и движущие силы психического развития человека. Динамика развития отдельных психических процессов и свойств формирования личности.
реферат, добавлен 09.08.2009
- главная
- рубрики
- по алфавиту
- вернуться в начало страницы
- вернуться к подобным работам
Источник
Краткое описание документа:
Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.Чтобы ребенок начал говорить, должно пройти время. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно.
И интеллект, и речь у человека появляются на ступени раннего детского возраста, интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Но интеллект появляется у ребенка не просто потому, что его организм растет, а лишь при непременном условии овладения этим человеком речью. Если взрослые, окружающие ребенка, начинают правильно учить его говорить уже с младенческого возраста, то такой ребенок развивается нормально: у него появляется способность представлять, затем мыслить и воображать; с каждой возрастной ступенью эта способности совершенствуется.
Большинство ученых, педиатров и учителей считают, что многие успехи ребенка напрямую зависят от умения работать руками. Взаимосвязь между формированием мелкой моторики рук и развитием речи ребенка подтверждается многими наблюдениями и исследованиями (М. М. Кольцова, Л. В. Фомин, В. А. Сухомлинский, А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарев, В. В. Гербова). Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От них идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».[29]
С педагогом трудно не согласиться – двигательные и речевые центры в мозгу находятся рядом, и значит, чем лучше развита мелкая моторика, тем успешнее будет развиваться и речь. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Проблема развития связной речи у дошкольниковотражена в трудах таких известных педагогов, как Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина, О.С. Ушакова, Н.Ф. Ладыгина.
Закономерности речевого развития дошкольников изучали А.Н. Гвоздев, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.А. Леонтьев и др.
Вопросы развития связной речи детей дошкольного возраста подробно рассматриваются в работах М.С. Лаврик, Т.А Ладыженской,А.М. Бородич, Т.Б. Филичевой и др.
О.С. Ушакова, М.В. Ильяшенко, Е.А. Смирнова, В.П. Глухов и другие исследователи считают, что формирование грамматически правильной,осознанной,логичной,последовательной речи у детей старшего дошкольного возраста есть необходимое условие речевого развития и подготовки детей к предстоящему школьному обучению.
Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию речи не теряет своей актуальности и в настоящее время.
Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.
В дошкольном возрасте пристальное внимание следует уделить развитию мелкой моторики рук, т. к. сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов. Развитие и улучшение речи стоит в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики.
Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.
Уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев.
Исходя из актуальности этих положений, была выбрана тема курсовой работы «Развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития детей».
Объект исследования – процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие мелкой моторики рук как средство речевого развития детей 3-4 лет.
Цель: обосновать значение развития мелкой моторики рук для речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие «речь».
2. Рассмотреть психолого-педагогические особенности развития детей младшего дошкольного возраста.
3. Раскрыть особенности развития мелкой моторики рук для речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение – теоретические.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, одной главы, заключения, списка литературы.
Источник
Страницы: 1 2
Оглавление
Введение
1. Исследование проблемы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста
2. Характеристика речевого развития детей младшего дошкольного возраста
3. Задачи речевого развития в младшей группе детского сада
4. Условия развития речи у детей младшего дошкольного возраста
5. Характеристика методов и приемов развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада
Заключение
Список литературы
Введение
Роль развития речи ребенка в дошкольном возрасте трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка. К.Д.Ушинский писал: «Усваивая родной язык, ребенок усваивает не только одни слова, их сложения и видоизменения, но и бесконечное множество понятий, воззрения на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов детей, логику и философию языка, — и усваивает легко и скоро, в два, три года, столько, что и половины не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот народный великий педагог родное слово!» [1,с.31]
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуального развития организма от момента его зарождения до конца жизни, — параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке. Мысли о необходимости обучения родному языку в первые годы жизни содержатся в трудах многих известных педагогов, писателей, философов.
Широкую известность получили труды Ефима Ароновича Аркина. Он считал речевое общение детей со взрослыми источником познания маленьким ребенком окружающего мира. В монографии «Ребенок от года до четырех лет», также в ряде статей Е.А. Аркин прослеживает изменение словаря и грамматических форм детской речи; опираясь на труды И.П. Павлова, В.М. Бехтерева, объясняет психофизиологические механизмы речи, природу первых голосовых реакций, показывает взаимосвязь развития речи и интеллекта, ритмические колебания в развитии речи. [2,с.4.]
Большое влияние на содержание и методы работы по развитию речи оказала деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой, известного общественного деятеля в области дошкольного воспитания. Она определила основные задачи (разделы) работы по развитию речи детей в детском саду.
Дошкольный возраст – это один из главных этапов развития речи. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким уровнем речевого развития, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу и т. д. Поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие речи у детей как одну из важных образовательных задач в этом возрасте. [19,с.1]
Цель: исследование особенностей развития речи детей младшего дошкольного возраста в условиях детского сада.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую литературу о развитии речи детей в младшем дошкольном возрасте.
- Раскрыть задачи речевого развития в младшей группе детского сада.
- Описать условия развития речи у детей младшего дошкольного возраста.
- Охарактеризовать методы и приемы развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Данная курсовая работа соответствует ПМ 02. Организация различных видов деятельности и общения детей.
Словарь основных понятий
Активный словарь – слова, которые ребенок говорит.
Внешняя речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи информации, процесс материализации.
Внутренняя речь – формирующийся на основе внешней речи особый вид речевой деятельности, который выступает как фаза планирования деятельности.
Дошкольный возраст — этап психического развития ребенка в возрастном диапазоне от 3 до 7 лет. В его рамках выделяют три периода
Игра́ — тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе.
Культура речи — распространенное в советской и российской лингвистике понятие, объединяющее владение языковой нормой устного и письменного языка
Лексика, словарь – это слова, обозначающие предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности.
Мышление — это психический процесс опосредованного и обобщенного познания действительности. Мышление является высшей формой познания мира.
Монологическая речь – длительное изложение системы мыслей, знаний одним лицом.
Пассивный словарь — слова, которые ребенок понимает.
Пескотерапия (песочная терапия) — это вид современной арт-терапии и арт-педагогики, включающий систему игр с песком, по-зволяющих раскрыть индивидуальность каж-дого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации
Потешки и прибаутки − это жанр устного народного творчества
Письменная речь – разновидность монологической речи, но более развернутая, чем устная монологическая речь.
Речевой слух — это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи
Развитие речи – процесс овладения родным языком, умения пользоваться им как средством познания окружающего мира, усвоения опыта, накопленного человечеством, как средством познания самого себя и саморегуляции, как средством общения и взаимодействия людей.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.
Синтаксический уровень – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетая слова
Сказка – это один из жанров русского фольклора, с вымышленным сюжетом и героями
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх
ФГОС ДО – Федеральный Государственный стандарт дошкольного образования.
Язык — это система условных знаков, которые имеют предметное значение.
Языковая норма (норма литературного языка) — это совокупность традиционных правил, отобранных и закрепленных в процессе общественной коммуникации — общепринятые нормы устной и письменной речи для данной эпохи
1. Исследование проблемы речевого развития ребенка младшего дошкольного возраста
Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих человека от других представителей животного мира. Речь обычно определяют через ее коммуникативную способность, то есть как исторически сложившуюся форму общения людей с помощью звуковых и зрительных знаков, благодаря чему возникла возможность передавать информацию не только непосредственно от человека к человеку, но и на гигантские расстояния, а также получать из прошлого и передавать в будущее. Речь имеет непосредственное отношение к сознательным формам психической и произвольной деятельности (регулирующая функция).
В исследованиях С.Л. Рубинштейна речь характеризуется как деятельность общения — выражения, воздействия, сообщения — посредством языка, речь — это язык в действии. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности — общения — и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь — это форма существования сознания (мыслей, чувств, переживаний) для другого, служащая средством общения с ним, и форма обобщенного отражения действительности, или форма существования мышления.[15,с.5]
На основе коммуникативных отношений между людьми познавательная функция превращается в специфическую обозначающую функцию.
Речь как средство выражения включается в совокупность выразительных движений — наряду с жестом, мимикой и пр.
Две основные функции речи — коммуникативная и сигнификативная, благодаря которым речь является средством общения и формой существования мысли, сознания, формируются одна через другую и функционируют одна в другой. Социальный характер речи как средства общения и ее обозначающий характер неразрывно связаны между собой. В речи в единстве и внутреннем взаимопроникновении представлены общественная природа человека и свойственная ему сознательность.
Существуют различные виды речи: речь жестов и звуковая речь, письменная и устная, внешняя речь и речь внутренняя.
Все педагогические исследования, относящиеся к вопросам развития речи детей, обращаются к наследию Ушинского, так как ему принадлежат произведения, подчеркивающие роль родного языка в воспитании ребенка и раскрывающие конкретные методы обучения.
Идеи Л.Н. Толстого и особенно К.Д. Ушинского разрабатывала Е.И. Тихеева, которая является основоположником методики развития речи. Она считала, что владеть всеми видами и проявлениями речи — значит владеть орудием умственного развития человека. [19,с.11]
Младший возраст является наиболее важным в развитии всех психических процессов, а особенно речи. Речь представляет собой очень сложную психическую деятельность, подразделяющуюся на различные формы и виды. Формируясь у ребенка по мере овладения языком, речь проходит несколько этапов развития, превращаясь в развернутую систему средств общения и опосредования различных психических процессов.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни. Речь не является врожденной способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития.
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности такую, которая несет большую смысловую нагрузку или фиксирует в себе то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств. Благодаря речи как средству общения индивидуальное сознание человека, не ограничиваясь личным опытом, обогащается опытом других людей, причем в гораздо большей степени, чем это может позволить наблюдение и другие процессы неречевого, непосредственного познания, осуществляемого через органы чувств: восприятие, внимание, воображение, память и мышление. Через память психология и опыт одного человека становятся доступными другим людям, обогащают их, способствуют их развитию.[9,с.2,5]
В своей работе В.С.Мухина подчеркивает: «Формирование активной речи служит основой для всего психического развития ребенка» [12].
При помощи речи люди имеют возможность общаться с окружающими, получают новую информацию.
У детей первых лет жизни речь оказывает важное влияние на развитие ощущений и восприятий, способствует формированию мышления. Благодаря речи развиваются представления об окружающем мире, совершенствуется память.
По мере развития лексико-грамматической стороны речи ребенок овладевает такими интеллектуальными операциями, как сравнение, анализ и синтез. Становление и развитие речевой деятельности приводит к формированию обобщающей функции речи.
Формирование такой функции речи, как регулирующая, тесно связано с развитием целенаправленного поведения, с развитием внутренней речи и возможности программированной интеллектуальной деятельности Н.С. Жукова, Е.М.Мастюкова, Т.Р.Филичева. [11, с.55]
Исследования Г. Л. Розенгард-Пупко показали, что речь имеет чрезвычайно существенное значение для развития восприятия Без языка, например, выделение фигуры из фона было бы задержано. В предметной деятельности происходит развитие восприятия. Никакое развитие предметных действий невозможно без ориентации на отдельные признаки предмета Важно выделение в предмете свойств, которые ориентируют предметные действия Происходит выделение пространственных отношений между предметами, что также важно для осуществления предметных действий. [14,с.34 ]
Большинство авторов обращают внимание на связь между речевой недостаточностью и особенностью психического развития ребенка. Е.М. Мастюкова утверждает: «У ребенка с общим недоразвитием речи, наряду с патологией формирования всех ее сторон, могут отмечаться отклонения в его психическом развитии, темп его психического развития может замедлиться, развитие гностических мыслительных процессов, эмоционально волевой сферы, характера, а иногда и личности в целом может проходить аномально» [11,с.59].
Следовательно, речь играет огромную роль в психическом развитии ребенка.
«Речь является средством общения людей и формой человеческого мышления» — отмечает М.Ф. Фомичева [22,с. 50].
2. Характеристика речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Развитие речи дошкольников происходит в течение нескольких возрастных периодов. Самым главным периодом считается возраст с одного года до четырёх лет, когда ребёнок овладевает основными закономерностями языка. [3,с.2]
Ребёнок в процессе взаимодействия с миром и окружающими его людьми обогащает свой опыт, получает новые впечатления, в связи с этим происходит развитие его умственных способностей, а соответственно и речи. Дети дошкольного возраста очень любознательные, они любят, когда им читают или рассказывают сказки, рассказы о растениях, животных, о мальчиках и девочках, таких же, как они сами. В этом возрасте дети обычно легко вступают в контакт не только с близкими, но и с посторонними людьми. Все чаще инициатива общения исходит от ребенка. Потребность расширить свой кругозор, желание глубже познать окружающий мир вынуждают малыша все чаще и чаще обращаться ко взрослым с самыми разнообразными вопросами. Он хорошо понимает, что каждый предмет, действие, совершаемое им самим или взрослым, имеет свое название, то есть обозначается словом. Отсюда и постоянные вопросы: «Что это?», «Как называется?», «Зачем?», «Куда?», «Откуда?». И так далее. И чем их больше, тем сильнее проявляется стремление малыша расширить свои знания, тем прочнее устанавливаемая им связь между предметом, его качеством, действием и словами, их обозначающими. Однако следует помнить, что у детей еще недостаточно устойчиво внимание и поэтому они не всегда могут выслушать до конца ответы взрослых.[9,с.87]
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Словарь младшего дошкольника состоит в основном из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. М.И. Лисина отмечает, что к концу четвертого года жизни словарный запас ребенка достигает приблизительно 1500 – 2000 слов. Разнообразней становится словарь и в качественном отношении. В речи детей этого возраста, кроме существительных и глаголов, все чаще встречаются другие части речи: местоимения, наречия, появляются числительные (один, два), прилагательные, указывающие на отвлеченные признаки и качества предметов (холодный, горячий, твердый, хороший, плохой). Ребенок начинает шире пользоваться служебными словами (предлогами, союзами). К концу года он нередко использует в своей речи притяжательные местоимения (мой, твой), притяжательные прилагательные (папин стул, мамина чашка). Однако и теперь в самостоятельной речи ребенок еще не пользуется такими собирательными существительными, как одежда, овощи, фрукты, мебель. Он лишь перечисляет конкретные предметы, вещи: «Это рубашка (пальто, помидор, огурец)». Но иногда, не зная названия предмета, ребенок употребляет обобщающие слова: «Видел дерево» (а не березу или сосну); «Это цветок» (вместо ромашка или одуванчик). Ребенок овладевает грамматическим строем речи, начинает использовать сложные предложения. Девочки по многим показателям развития (артикуляция, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного) превосходят мальчиков. В 3—4 года в ситуации взаимодействия со взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.[10,с.48]
Изменяется словарный состав речи: возрастает по сравнению с именами существительными доля глаголов, прилагательных и других частей речи. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.[10,с.53]
Более развёрнутыми становятся фразы, хотя речь детей в этом возрасте продолжает оставаться ситуативной и диалогической. Согласно исследованиям Ф.А. Сохина, одновременно с обогащением словаря ребенок интенсивнее овладевает грамматическим строем языка. На вопросы взрослых он все чаще отвечает развернутыми фразами, состоящими из четырех и более слов. В его речи преобладают простые распространенные предложения, но появляются и сложные (сложносочиненные и сложноподчиненные). В предложениях используются однородные члены («Тут сидят Таня и Света»), существительные и глаголы во множественном числе («Чашки стоят на столе»). В этом возрасте дети осваивают сравнительную степень прилагательных и наречий, в их речи появляются краткие причастия.[9,с.65]
В этом возрасте ребенок еще не всегда может управлять своим голосовым аппаратом, менять громкость, высоту голоса, темп речи. Иногда на вопросы взрослых, особенно посторонних, он отвечает очень тихо, хотя с близкими и родными говорит громко. Дети неплохо перенимают интонацию и правильно передают ее, подражая речи взрослых.
Совершенствуется речевой слух ребенка. В этом возрасте дети могут неправильно употреблять ударение, укорачивать многосложные слова.
В речи детей четвертого года жизни имеется еще одна особенность. Занимаясь каким-либо делом, они часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием». Такие «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок пытается наметить и удержать в памяти поставленные им цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, иногда он выполняет отдельные действия только на словах.
В возрасте 3 лет у ребенка увеличивается внимание к звуковой стороне речи, что влияет на его произносительные умения, хотя в большинстве случаев в звуковом отношении речь детей этого возраста далеко не совершенна: она нечёткая, характеризуется общей смягченностью, многие звуки не произносятся.
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития: одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слов – «тамва», вместо «трамвай», неправильное ударение). В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова («кружинка» вместо «пружинка»). Интересный феномен детской речи заключается в том, что дети создают свои слова (детское словотворчество), ориентируясь на смысловую и грамматическую сторону родного языка, т.е. эти слова не понятны для других людей, но в них отражён правильный смысл. Например, ручей – «журчей», говорящий правду – «правдун», «притонуть» — утонуть, но не до конца. На основании этих слов в дальнейшем происходит формирование общеупотребительных слов.[4,с.136]
Страницы: 1 2
Источник