Развитие ребенка круглый год

Валентина Дмитриевна Маркевич
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Круглый год»

Конспект

Непосредственно образовательной деятельности

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Тема: «Круглый год»

Возрастная группа: старшая

Подготовила: Маркевич В. Д. воспитатель І квалификационной категории МАДОУ г. Хабаровска центр развития ребенка детский сад №62

Цель: Систематизировать знания детей о временах года, расширять представления детей о зиме, как времени года, о его признаках и приметах.

Задачи:

Развивающие:

• развивать логическое мышление, воображение, умение восстанавливать логическую взаимосвязь, путем использования загадок.

Образовательная:

познакомить детей с зимним месяцем февралем, его приметами.

Воспитательная:

• воспитывать любовь к природе.

Методы:

Словесные: беседа, загадки.

Наглядные: мультимедийная презентация «Времена года», аудиозапись

музыки Чайковского из сюиты «Времена года».

Практические: дидактическая игра «Круглый год»; настольная игра «Четыре времени года».

Оборудование: мультимедийное оборудование, магнитная доска, атрибуты к дидактической игре «Круглый год», настольная игра «Четыре времени года».

Ход занятия.

Звучит музыка А. Вивальди. Концерт Зима, из цикла Времена года.

Ребята! Поздороваемся и улыбнемся! От наших улыбок стало сразу светлее и теплее не только нам, но и нашим гостям!

Доброе утро, солнцу и птицам,

Доброе утро, улыбчивым лицам,

И каждый становится добрым, доверчивым

Пусть доброе утро длится до вечера.

Послушайте, что я вам расскажу. Далеко-далеко, высоко-высоко, в удивительном воздушном дворце живут – поживают Круглый год и его четыре дочери – Зима, Весна, Лето и Осень (слайд 1). Они совсем не похожи друг на друга, но отец любит их всех одинаково. Чтобы дочери не грустили, отец Круглый год отпускает их по очереди на землю погулять. Первой идет Зима.

– А как вы думаете, кто пойдет за ней? /Ответы детей/

– Кто пойдет за Весной? /Ответы детей/

– А кто же замыкает год? /Ответы детей/

Сейчас я загадаю вам загадку, о каком времени года в ней говорится, и если вы ответите правильно, на экране появится картинка.

Наступили холод.

Обернулась в лед вода.

Длинноухий зайка серый,

Обернулся зайкой белым.

Перестал медведь реветь:

В спячку впал в бору медведь.

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

(Зима) – слайд 2

Тает снежок, ожил лужок.

День прибывает. Когда это бывает?

(Весна) – слайд 3

Я соткано из зноя, несу тепло с собою,

Я реки согреваю, “купайтесь!” – приглашаю.

И любите за это вы все меня, я.

(Лето)– слайд 4

Жёлтой краской крашу я

Поле, лес, долины.

И люблю я шум дождя,

Назови-ка ты меня!

(Осень) – слайд 5

Молодцы, ребята!

Каждая из сестер несет на землю свои краски, свою погоду, радость и грусть.

В народе говорят: «У каждого времени года 3 сына». Что это за сыновья?

Дети:

– Месяцы!

А сейчас с помощью цветных фишек выложите времена года.

-Каким цветом вы выложите зимние месяцы? (Белым.) Почему? (Зимой все покрыто белым снегом.)

-Сколько месяцев длится зима? (Зима длится три месяца.)

-Назовите их по порядку. (Декабрь, январь, февраль.)

-Выложите осенние месяцы. Сколько осенних месяцев? (Три.)

-Почему вы выложили осенние месяцы желтым цветом? (Осенью падают желтые листья.)

-Назовите осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)

-Какое время года настает после зимы? (Весна.)

-Сколько надо положить фишек после зимних месяцев и какого цвета? (Три фишки зеленого цвета.)

-Какое время года мы еще не выложили? (Лето.)

-Сколько надо взять фишек и какого цвета, что бы выложить время года лето? (Надо взять три фишки красного цвета.)

-Почему вы решили, что надо взять три фишки? (Потому, что лето длится три месяца.)

-Назовите летние месяцы. (Июнь, июль, август.)

-Почему вы решили, что летние месяцы надо выложить фишками красного цвета? (Потому, что говорят «лето красное», летом много ягод клубники, земляники, малины.)

-Сколько всего времен года? (Четыре времени года.)

-Назовите времена года, которые мы с вами выложили. (Осень, зима, весна, лето.)

-Сколько времени длится каждое время года? (Каждое время года длится три месяца.)

-Какое время года начинает год? (Зима.) Выложите зимние месяцы и назовите их.

-Какое время года наступит после зимы? (Весна.)

-Алина, назови весенние месяцы и выложи их после зимы.

-Соня, какое время года наступит после весны? Назови летние месяцы и выложи их справа от весны.

-Алеша, назови осенние месяцы, куда ты поставишь фишки желтого цвета?

-Как можно назвать, одним словом все месяцы? (Год.)

-Сколько месяцев длится год, посчитайте.

Одно время года сменяет другое, каждый месяц имеет свои приметы.

Физкультминутка.

«Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем,

Читайте также:  Развитие ребенка по семестрам

И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим, мы летим, мы летим,

И Снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.

Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы».

-Ребята! А сейчас какое время года? (Зима.)

-Какой сейчас месяц зимы? (Февраль.)

-Какой он по счету? (Третий.)

-Много народ сложил поговорок и пословиц о зимних месяцах, а какие вы знаете?

(Ответы детей.)

-Послушайте поговорки и пословицы о зимнем месяце феврале, объясните их значение.

• Январю – морозы, февралю – метели.

• У февраля две подруги – метели да вьюги.

• Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обуты?

• Хоть февраль и злится, но весну чует.

Февраль – самый короткий месяц в году, но с сильными ветрами, метелями и вьюгами. Уж очень не хочется уступать приближающейся весне. В этот месяц зима с весной встречается, начинается между ними спор, кто победит. Весна – красна, солнышком пригревает, начинается оттепель, Как вы это слово понимаете? (Ответы детей.) Снег на крышах начинает таять, а тут мороз начинает злиться и капли с крыш превращаются во что? (В сосульки). На снегу появится твердая корочка – «наст» (повторите это слово, на дорогах гололедица.

Настольная игра «Четыре времени года».

Сегодня я вам рассказала удивительную историю о временах года. Вы все очень старались, хорошо работали, вы меня очень порадовали. А какие ответы понравились тебе, Полина? А ты, Алеша, как считаешь, какие ответы твоих друзей были самыми интересными?

А сейчас подарим нашим гостям частичку зимы-волшебницы, это снежинка, которая радует людей своей красотой.

Пальчиковая гимнастика.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем пальчики считать –

Крепкие, дружные,

Все такие нужные.

На другой руке опять:

Раз, два, три, четыре, пять!

Пальчики быстрые,

Хоть не очень чистые.

Садитесь за столы и принимайтесь за работу. (Под музыку дети вырезают снежинки и вручают подарки гостям.)

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида  № 23»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования для детей старшего возраста (5-6 лет)

 «Круглый год»

Составила:

Нырова А.Р

Воспитатель старшей группы

Нижнекамск 2014г.

Конспект познавательного занятия с элементами экспериментирования для детей старшего возраста (6–7 лет) «Круглый год»

Задачи.

Систематизировать и углублять представления детей о характерных приметах осени и зимы, закономерностях в природе.

Формировать у детей представления о планете Земля и о Солнце – источнике света и тепла.

Продолжать учить:

– устанавливать закономерности в природе;

– высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих;

– внимательно выслушивать ответы друг друга и давать обоснованные дополнения.

Способствовать развитию познавательного интереса.

Развивать у детей элементы экологического сознания «Мы нужны друг другу на земле».

Воспитывать любовь к природе родного края, желание глубже познавать ее тайны.

Активизировать словарь детей.

Материал к занятию: модель траектории движения планеты Земля вокруг Солнца; белые халатики по количеству детей; красные и голубые круги; по два стакана на каждого ребенка, сахарный и речной песок, вода, формочки, брусничный сок; результат опыта «Вода нужна всем». Медальки для приготовленной заранее инсценировки.

Предварительная работа.

В течение года дети знакомились с различными явлениями природы, с последовательностью месяцев в году их названиями и основными признаками, а также учили стихотворения о временах года. Получали знания о планете Земля и модели планеты – глобусе.

Ход занятия.

Воспитатель читает стихотворение.

Ты только посмотри вокруг;

Тут речка, там зеленый луг.

В лесу дремучем не пройдешь,

Воды в пустыне не найдешь.

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Чудес нам всех не перечесть,

Одно у них название есть-

Леса, и горы и моря,

Все называется – Земля.

На нашей планете на разных материках наблюдается разный климат. Есть такие страны, где всегда стоит жара, круглый год лето.

Дети. Африка, Австралия и т. д.

Есть такие места на материках, где всегда холодно, круглый год – зима.

Дети. Антарктида, Северный полюс.

Воспитатель. А есть страны, где щедрая природа дарит весну, лето, осень и зиму. Мы с вами живем в такой стране (как называется) и имеем возможность любоваться всеми временами года. (Назовите времена года.)

Каждое время года радует нас своей неповторимостью: весна рассыпает по земле изумруды зелени; лето раскрашивает землю всеми цветами радуги; осень одаривает землю золотом листьев; зима щедро укутывает землю серебром снежинок.

Ребята, как вы думаете, почему меняются времена года?

Ответы детей.

Воспитатель. Сейчас я вам расскажу и покажу, как это происходит. (Показывает на модели траекторию движения планеты Земля вокруг Солнца). Вокруг звезды Солнце наша планета летит целый год, вот такой долгий, длинный путь у нее. Да еще Земля вокруг своей оси: то одну сторону погреет у солнечной печки, то другую. Так и меняются на планете времена года: весна, лето, осень, зима.

Читайте также:  Развитие ребенка 7 let

Воспитатель. Почему говорят, круглый год? С какого времени года и месяца начинается год? Заканчивается? Давайте еще раз посмотрим, как вращается Земля вокруг Солнца. Вот прошло лето, и наступила…. Назовите осенние месяцы.

Давайте вспомним, как изменяется погода, жизнь растений и животных?

Ответы детей.

Воспитатель. Закончилась осень и наступила …. Назовите зимние месяцы.

Какие чудеса происходят зимой?

В связи с этим как изменилась жизнь живых организмов?

Ответы детей.

Воспитатель. Почему люди говорят «Волшебница вода»?

Ответы детей. (Умеет превращаться в снег, лед, испаряться.)

Воспитатель. Ребята, хотите узнать, что умеет делать вода?

Дети закройте глаза и слушайте мои слова.

Девочки и мальчики,

Вокруг себя повернитесь,

В лаборантов превратитесь.

Пойдемте в лабораторию. Дети садятся за столы с приготовленным материалом для опытов.

Опыт №1. «Вода прозрачная».

Перед детьми стоят два стакана: один с водой, другой с молоком. В оба стакана положить палочки. В каком из стаканов они видны, а в каком-нет? Молоко и вода – жидкость. Вода прозрачная, а молоко-нет.

Опыт №2. «Вода не имеет формы».

Вода разливается в емкости разной формы. Она принимает ту форму, в какую мы ее наливаем.

Опыт №3. «В воде одни вещества растворяются, другие не растворяются».

Возьмите два стакана с водой. В один дети положат обычный речной песок и попробуют размешать его, растворить. Что получается? Растворился песок или нет? Возьмем другой стакан и насыплем в него ложечку сахарного песка, помешаем, что теперь произошло? В каком из стаканов песок растворился? Напоминаю детям, что они постоянно размешивают сахар в чае. Если бы он не растворялся, то людям пришлось бы пить несладкий чай.

Опыт №4.

Предлагаю детям налить в воду брусничный сок. Что произошло? Почему вода стала цветной? Сок растворился и окрасил воду.

Дети представьте себе, что вы капельки, девочки – воды, мальчики- брусничного сока. Мы знаем, какого цвета вода (прозрачного, а когда рисуем речку, раскрашиваем ее каким цветом? (голубым или синим). Девочки возьмут голубые круги, а мальчики – красные.

Без меня не будет моря,

Океана и реки,

Даже лужицы, в которой

Бултыхаются щенки.

Раз и два, раз и два.

Стала капелькой сама.

Проигрывается опыт. Я налила в стакан воды. Девочки с голубыми кругами двигаются хаотично. Потом выливаю брусничный сок. Вбегают мальчики с красными кругами. Что должно произойти? Краска в воде растворяется и окрашивает воду. Девочки поворачивают круги красной стороной.

Опыт №5 «Вода нужна всем».

Ребята посмотрите сюда, и ответьте, что произошло с нашими семенами. Дети рассказывают об опыте. Несколько фасолин мы положили на блюдце в намоченную вату и постоянно поддерживали ее влажной. Другие фасолины поместили на другое блюдце в сухую вату. Оба блюдца стояли на подоконнике. В результате таких наблюдений дети наглядно убеждаются в роли воды в развитии, прорастании растений.

Воспитатель. Ребята, значит вода важнее всего?

Ответы детей.

Воспитатель. Знаете ли вы, что на свете важнее всего?

Раздает детям нагрудные знаки с изображением: солнца, воды, воздуха (ветра, почвы, растения, насекомого, травоядного животного (зайца, хищного животного (волка, человека, микроба. Каждый ребенок говорит, что его герой самый важный в природе, и поясняет почему.

Дети (поочередно) .Я-солнышко, самое главное. Всем нужно мое тепло.

Я – вода, главнее. Без меня вы погибните от жажды.

Я – воздух. Все живое дышит. Без меня не было бы жизни. Я- самый важный.

Я – почва, я – самая важная. Пусть будет солнце, воздух и вода, но без меня ничего не вырастет.

Я – растение – земли украшение. Я тебя главнее, я на тебе расту.

Я – насекомое, я тебя опыляю. Без меня у тебя не будет семян!

Я – заяц, травоядное животное, тебя, растение, съем. Значит, я важнее.

Я – хищник, волк. Я на тебя заяц охочусь. Я сильнее и важнее тебя.

Я – человек. Могу управлять водой и ветром, распахать землю, посадить растения, разводить животных. А на тебя, волк, могу охотиться.

Я – микроб. Если ты, человек, не вымоешь руки, то заболеешь. Значит, я главный!

Воспитатель. Не хвались, микроб. Солнце, свежий воздух и чистая вода тебя победят! В природе нет ничего лишнего, все связано со всем.

Итог занятия. Что нового узнали? Что понравилось на занятии? Чем сегодня занимались?

Источник

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области     средняя общеобразовательная школа № 14

Читайте также:  Взаимодействие с семьей с целью развития ребенка

имени полного кавалера ордена Славы Николая Георгиевича Касьянова      города Жигулевска городского округа Жигулевск структурное подразделение осуществляющее общеобразовательные программы дошкольного образования   детский сад № 18 «Радуга»

Паспорт дидактического пособия «Круглый год».

Составитель:

педагог-психолог

Терехина Юлия Ильдаровна

г. Жигулевск

2020год

Дидактическое пособие «Круглый год».

Актуальность.

Детям дошкольного возраста жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

 Восприятие детьми особенностей времени как объективной реальности затруднено из-за отсутствия наглядных форм. Поэтому, в педагогической практике встает вопрос как ребенку показать время.

Данное дидактическое пособие продемонстрирует детям такие промежутки времени как сезоны, месяца года и их взаимосвязь, дни недели. Эта деятельность создаст благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.

Описание пособия.

Пособие представляет собой вращающийся круг, с нанесенными по окружности временами года, месяцами, неделями и днями, сюжетными картинками по временам года и стрелкой в центре, главные детали игры- разноцветные деревянные гномики с колпачками, символизирующие 12 месяцев года, картинки о временах года.

Материал: ламинированное ДСП, обучающий настенный плакат «Круглый год».

Для кого предназначено: для детей среднего возраста и старше.  

Цель: развитие временных представлений дошкольников.

Задачи:

  1. Развивать представления детей о временах года, их последовательности.
  2. Развивать представления детей о последовательности месяцев, соотношении месяцев и сезонов.
  3. Формировать представление о цикличности, непрерывности и необратимости времени, последовательности сменяющих друг друга явлений.
  4. Закрепить правильного понимания и употребления временных терминов.

Формы работы.

Дидактическое пособие «Круглый год» имеет развивающее, обучающее и воспитывающие значение. Его можно использовать в любых видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, как элемент в сказкотерапии. Данное пособие подходит для индивидуальной, подгрупповой и фронтальной работы с дошкольниками.

Дидактическое пособие предназначено для работы с детьми в образовательной деятельности, а также в организации режимных моментов.

Пособие разработано с учетом современных педагогических технологий, способствующих активизации деятельности дошкольников, индивидуализации обучения, воспитания детей и адресовано педагогам дошкольных организаций.

         Описание игр для детей.

1. Игра «Когда это бывает?»

Цель: закрепить знания о природных явлениях, формировать представления о временах года, о месяцах.

Задание: подобрать картинки, соответствующие определенному времени года.

Правила: вспомнить характерные особенности данного времени года.

Помогать друг другу в ходе игры.                

Ход: Каждая из четырех частей окружности пособия «Круглый год» отвечает времени года (синий– зима; зеленый – весна, красный – лето, оранжевый – осень) и гномы соответствующих цветов. Такой диск символизирует круглый год- смену времен года. На каждой части находятся сюжетные картинки с соответствующей тематикой (изменения природы, животные и птицы, люди, работающие на земле, развлекающиеся дети). Игрокам предлагается отгадать загадки, выбрать цвет гнома   и поставить его в соответствии со временем года. Объяснить свой ответ.

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою! (Весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаюсь сосен

И елочек. Я … (Осень).

Дел у меня немало –

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома,

Зовут меня … (Зима).

Собираем в августе

Урожай плодов.

Много людям радости

После всех трудов.

Солнце над просторными

Нивами стоит,

И подсолнух зернами

Черными набит. (Лето)

2. Игра «12 месяцев»

Цель: закрепить знания о природных явлениях, формировать представления о месяцах.

Задание: Подобрать цвет гнома к соответствующему месяцу, объяснить свой выбор.

Правила: вспомнить характерные особенности данного месяца.

Помогать друг другу в ходе игры.  

3. Игра «Разложи картинки по месяцам»

Цель: закрепить знания о природных явлениях, формировать представления о месяцах.

 Задание: разложить сюжетные картинки по месяцам, объяснить свой выбор, устроить соревнование: одни дети расставляют, а другие определяют правильность выбора.

4.Игра «Паровозик»

Цель: учить детей самостоятельно выстраивать линию развития объекта природы во времени.

Ход игры: ведущий готовит четыре сюжетные картинки в разное время года: осень, зима, весна, лето. Картинки раздаются командам игроков, которые обсуждая должны определить время года. Побеждает команда, назвавшая большее количество признаков времен года.

5.Игра «Круглый год»

Цель: Развивать словесно-логическое мышление, расширение и закрепление знаний о последовательности месяцев в году.

Задание: на основном круге путем вращения стрелки выбрать месяц, и по его сюжетной картинке придумать маленький рассказ. Усложнение игры-можно использовать вариант игрового упражнения «Исправь ошибку».

Источник