Развитие ребенка который не ползает в дальнейшем

Развитие ребенка который не ползает в дальнейшем thumbnail

Во сколько месяцев ребенок должен начать ползать? Что делать, если малыш не хочет ползать? Стоит ли беспокоиться и как-то помогать ему? И в каких случаях обращаться к специалисту?

Ребенок с игрушкой - фото

Legion-

В современном мире принято несколько недооценивать навык ползание, относиться к нему как к второстепенному и необязательному. Хотя именно ползание – один из самых важных моторных навыков развития первого года жизни.

Нужно ли ребенку ползать

В процессе ползания у ребенка закладываются навыки пространственной ориентации. А от нее, в свою очередь, будут зависеть потом и способность правильно и красиво писать, и успехи в геометрии, и многое другое. Межполушарные связи, формирующиеся в первый год жизни, будут служить крохе всю его жизнь.

Развитие первого года жизни

Развитие ребенка – дело очень индивидуальное. Но все же существуют нормы, на которые ориентируются врачи.

  • в 1-2 месяца ребенок должен начать держать голову
  • в 3-4 месяца – начать переворачиваться со спины на живот
  • в 4-5 – повернуться с живота на спину
  • в 5-6 месяцев – научиться подтягивать ножки к животу в положении на животе, встать на четвереньки
  • в 6-7 месяцев – начать раскачиваться на четвереньках, сесть и поползти примерно.

Если ребенку уже 8 месяцев и он не ползает, возможно, стоит помочь ему.

Burda

Почему ребенок не ползает

Ползание – сложный навык, к которому малыш готовится буквально с рождения. Нужно иметь крепкую спину, хороший пресс, легко поворачиваться и вставать на четвереньки. Приходится одновременно двигать руками и ногами, следить за целью обоими глазами и огибать внезапные препятствия.

Если малыш здоров и на плановых осмотрах в 1 и 3 месяца ортопед и невролог не нашли отклонений в развитии, можно спокойно ждать 7-7,5 месяцев и не беспокоиться: детки отличаются друг от друга по темпераменту и личной ловкости-выносливости-смелости-настойчивости и могут довольно сильно обгонять друг друга в тех или иных навыках. Если же и в 8 месяцев ваш ребенок не спешит ползать, то стоит поискать причину.

Чаще всего речь идет о малышах, родившихся с гипоксией. Также причиной может быть небольшая рассинхронизованность движений рук (причина порой кроется в микротравме шейного отдела) или ног (поводом может быть, например, небольшая асимметрия таза). С этим, как правило, отлично справляются за один-два сеанса врачи-остеопаты. Хорошо также помогает и обыкновенная оздоровительная гимнастика, но только в том случае, если взрослые делают ее с малышом ежедневно.

Fotolia

Как помочь малышу наконец поползти

Самое лучшее – это специальный массаж и гимнастика по возрасту. Совершенно необязательно обращаться к дорогостоящим специалистам, в большинстве случаев достаточно ежедневных занятий два-три раза в день по 10-15 минут.

  1. Укрепляем ручки

    Выбирайте момент, когда кроха в хорошем расположении духа, и приступайте к гимнастике.

    Ребенок лежит на спинке. Аккуратно разведите его ручки в сторону, сведите прямые ручки вместе, скрестив их на груди: попеременно то левая, то правая ручка сверху. Дайте малышу самому держаться за пальцы взрослого во время упражнения. Повторите 4-8 раз.

  2. Укрепляем ножки

    Ребенок лежит на спинке. Осторожно возьмите его за голени, согните и разогните правую, затем левую ножку, а потом и обе ножки вместе. Повторите упражнение 6-8 раз.

    Ребенок лежит на спинке. Возьмите малыша за голени так, чтобы ваши большие пальцы лежали на его голенях, а остальные пальцы находились на коленных чашечках крохи. Выпрямляйте ножки ребенка и поднимайте их вертикально вверх, держите в таком положении 1-2 секунды, а затем плавно опускайте вниз. Повторите 6-8 раз.

  3. Учим ползать

    Ребенок лежит на животе. Положите руки на пятки малыша. Энергичным, но в то же время осторожным движением согните его ножки и прижмите их пяточками к ягодицам. Малыш окажется в положении «лягушки». Как правило, после этого ребенок отталкивается от рук взрослого и самостоятельно ползет. Только следите, чтобы ваши упражнения не доставляли крохе явного дискомфорта. Когда ребенок привыкнет к упражнению, начните сгибать ножки попеременно, стимулируя у малыша навык «перекрестного» ползания. Сделайте 3-4 повтора.

  4. Укрепляем пресс

    Ребенок лежит на спинке. Дайте ему ухватиться за ваши указательные пальцы, чтобы кроха держался за ваши руки самостоятельно и буквально «повис» на ваших пальцах. Разведите ручки малыша широко в стороны и, слегка потянув, помогите присесть. Повторите 2-3 раза.

    Ребенок лежит на животе, его ножки упираются во взрослого. Взрослый вкладывает большие пальцы в ладошки малыша так, чтобы кроха сжал кулачки, а остальными пальцами поддерживает запястья крохи. Затем поднимает его ручки через стороны вверх и помогает встать на коленки. Повторите 2-3 раза.

  5. Укрепляем спинку

    Ребенок лежит на животе. А вы поглаживаете, растираете, «пилите», пощипываете, постукиваете мышцы вдоль его позвоночника – широчайшие мышцы спины и мышцы ягодиц. Этот веселый массаж нужно начинать и заканчивать нежными поглаживаниями. Каждое движение повторите 3-5 раз. Такие упражнения наверняка принесут свои плоды!

Создайте условия

Переселите малыша на пол. Если ребенок весь день проводит в кроватке или манеже, ему просто некуда и незачем перемещаться. Обезопасить пространство дома несложно. Достаточно убрать в недоступное место предметы бытовой химии, лекарства, колющие и режущие предметы, мелкие игрушки, электрические провода, полиэтиленовые пакеты и комнатные растения.

На электрические розетки стоит поставить специальные заглушки, а острые углы мебели закрыть мягкими пластиковыми нашлепками. Пусть у крохи возникнет потребность ползти. Отходите от малыша на метр и зовите его к себе. Положите самые интересные игрушки на небольшом отдалении. Позовите в гости других малышей, которые уже умеют ползать, или… ползайте сами рядом

с крохой.

Когда без консультации врачей не обойтись?

Иногда кроха начинает ползать, сидя на попе, или неравномерно двигает руками-ногами. Некоторые детки подворачивают одну из стоп «по-медвежьи». Проконсультируйтесь с неврологом и ортопедом. Для здорового ребенка «перекрестное» (обычное) ползание – самый быстрый и удобный способ перемещения. Если ваш кроха выбирает другой способ, значит, что-то ему мешает.

Мнение редакции может не совпадать с мнением автора статьи.

Использование фото: П.4 ст.21 ЗУ “Об авторских и смежных правах – “Воспроизведение с целью освещения текущих событий средствами фотографии или кинематографии, публичное сообщение или сообщение произведений, увиденных или услышанных во время таких событий, в объеме, оправданном информационной целью.”

Источник

Все больше и больше детей пропускают ползание. И все больше врачей и родителей считают что не важно, главное чтобы начал ходить.

А так ли это не важно?

Почему некоторые дети не ползают.

Большинство детей, которые не начали ползать на самом деле не имеют проблем, которые заставили бы родителей биться головой о стену в панике и судорожно гуглить.

Но не иметь серьезных проблем и не иметь их вообще это немного разные вещи. И так причины почему ребенок не начал ползать.

Слабость верхней части тела.

Чтобы ползать ребенок должен быть достаточно сильным, чтобы удержать вес верхней части своего тела на одной руке, очевидно, что для переползания надо оторвать одну руку от пола.

Но силы не возьмется из ниоткуда к 6-7 месяцу жизни. Мышцы нужно разрабатывать месяцами, чтобы развить их.

Начинайте выкладывать на животик как можно раньше. (Как сделать время на животике комфортным). Постоянно увеличивайте время, сначала это 5-10 минут в день для новорожденных, к четырем месяцам ваш малыш должен проводить примерно час на животе. Конечно не одномоментно, а с разбивкой, несколько раз по несколько минут.

Общая мышечная слабость.

Руки и ноги также должны быть достаточно сильными, чтобы начать ползать. Мышцы спины и живота должны быть накачаны для того чтобы уверенно держать позы во время ползания.

Дайте ребенку место, чтобы пытаться двигаться, дайте свободу, без колясок, кроватей, качалок. Поддержите ребенка в том, чтобы дергаться и доставать.

Тактильная гиперчувствительность.

Некоторые дети не хотят опираться на ладошки, потому что у них очень чувствительные руки.

Дайте ребенку как можно больше сенсорной активности

Кривошея

Поворачивание головы в одну сторону очень часто встречается у детей, и если его не лечить может привести к не симметричному развитию мышц. Про кривошею вы можете прочитать здесь (Ребенок поворачивает голову в одну сторону)

Плохая координация между двух полушарий мозга

Чтобы начать ползать ребенку необходимо, чтобы оба его полушария работали совместно. Есть несколько причин, почему это может быть сложно.

Для развития обоих полушарий поощряйте использование обоих рук, чтобы брал в каждую руку, держался обеими руками или хлопал.

Недостаточное вращение туловищем.

Чтобы подняться в положения для ползания ребенку нужно вращать туловищем.

Невозможность этого так же возникает при чрезмерном увлечении удерживающими устройствами для детей. Такие дети обычно очень хорошо сидят, но при этом не переворачиваются, не ползают.

Как можно меньше используйте удерживающие устройства.

Не отпавшие младенческие рефлексы.

Детские рефлексы должны быть, но со временем они должны совместиться с навыками и исчезнуть.

Самым большим препятствием является Тонический шейный рефлекс (Тонический шейный рефлекс.) Когда голова младенца повернута в одну сторону, рука распрямляются на этой стороне, а на другой сгибается в локте. Позиция фехтовальщика. Данный рефлекс исчезает к 6-7 месяцам.

Так же как и в прошлые разы, у ребенка должно быть много времени, чтобы спокойно ползать самому по полу или другой плоской поверхности. Не надо сковывать ребенка.

Не проявившиеся детские рефлексы.

Рефлексы дело тонкое, и если одни мешают, то другие помогают. В данном случае нам нужен Рефлекс шейный тонический симметричный. При сгибании головы рефлекторно сгибаются руки и подгибаются ноги. Помогает ребенку принять позу на четвереньках. Очень важный рефлекс для ребенка.

Время на животике, время на животике и еще раз время на животике.

Недостаток возможностей.

Чтобы начать ползать детям нужно иметь возможность свободно изучать окружающий мир. Чем меньше он будет скован, тем быстрее он поползет. Требуется тонна времени в свободе, чтобы ребенок научился ползать.

Да звучит как заезженная пластинка, но это так.

Недостаток мотивации.

Ребенку нужна причина начать ползти. Если то, что им нужно находится рядом с ними, то нет и мотивации куда-то двигаться. Но обычно при отсутствии рядом игрушек они найдут что-то к чему бы приползти. Так что обычно мотивация не является проблемой.

НО, если ребенок плохо видит, то он и не заметит что-то к чему надо ползти.

Если ребенок не реагирует на вещи вдалеке от себя, возможно вам стоит зрение.

Почему ползти важно!

Несмотря на то что многие считают что ползание не важно, но давайте поймем что всегда дети начинали ползать сначала, и только в наше время когда их постоянно ограничивают и привязывают эту веху объявили не нужной. Почему важно ползать для ребенка.

Укрепляет мышцы верхней части тела.

Закладывает базу для развития двигательных навыков.

Улучшает стабильность плечевой связки.

Помогает научится менять глазной фокус.

Развивает координация глаза-руки.

Помогает понять как управлять своим телом и решать возникающие задачи.

Учит координации движений.

Развивает самостоятельность. (50 Способов развития самостоятельности в маленьком ребенке.)

Источник

Когда ребенок в чем-то опережает сверстников, сердца родителей переполняются гордостью за его успехи. Но врачи советуют не торопиться с выводами. Если малыш не ползал, а сразу начал ходить, в будущем это может не лучшим образом повлиять на его развитие.

2 июня 2020·Текст: Любовь Пришлая

Лентяй поневоле

Темпы формирования тех или иных навыков и последовательность этапов развития у каждого ребенка индивидуальны, а некоторые «вехи» малыш может и пропустить. Например, по медицинским нормам, на которые следует ориентироваться родителям, дети обычно начинают ползать не раньше 5‒6 месяцев. Но случается, что малыш обходится практически без этого этапа: очень быстро осваивает вертикальное положение и делает первый шаг. В таком случае надо внимательно разобраться в причинах опережения и показать малыша неврологу: задержка в формировании двигательных навыков, в том числе ползания, может быть признаком неврологического заболевания. О том же может свидетельствовать и ускоренное их развитие.

Впрочем, очень часто в подобном сценарии виноваты сами родители. Бывает, они стремятся форсировать события и побуждают ребенка быстрее занять вертикальное положение, предлагая ему в помощь ходунки. Здесь главное – не переусердствовать и не оставлять ребенка надолго в ходунках. Ведь в вертикальном положении возникает слишком большая нагрузка на еще не окрепшие позвоночник и мышцы, что в будущем это может не лучшим образом повлиять на осанку и развитие стоп. Второй, прямо противоположный случай – взрослым спокойнее, когда ребенок тихонько лежит в кроватке и никого не беспокоит. Порой кроху даже не выкладывают на животик, потому что в таком положении за ребенком нужен глаз да глаз и мама не может от него отвернуться даже на минутку, не то что отлучиться в другую комнату. В результате малыш вынужден большую часть времени, когда он бодрствует, проводить лежа на спине в кроватке или манеже. В обоих случаях младенец лишен свободы движений и возможности «накачивать» мышцы, становится «ленивым» и весьма неохотно осваивает необходимые навыки.

Полезные упражнения

Движение стимулирует развитие нервной системы, психики и интеллекта, в частности ползание помогает развиваться подкорковым структурам мозга. Кроме того, передвижение на четвереньках укрепляет опорно-двигательную систему, мышцы рук и ног. Доказано, что дети, получившие возможность вдоволь ползать, физически более крепкие, у них лучше развита мелкая моторика, они раньше начинают исследовать окружающий мир. Ползание также помогает развивать координацию рук и ног, правой и левой половины тела, а значит, налаживает взаимосвязь правого и левого полушария. Ползая, малыш учится управлять своими движениями, понимать свое тело и ориентироваться в пространстве. А еще «ходьба» на четвереньках, как и любое движение, улучшает кровообращение, укрепляет связки суставов. И, наконец, из этого положения ребенку легче научиться садиться.

Каковы последствия?

Пропущенный этап ползания в будущем может повлиять на освоение чтения и письма. Если в конце первого учебного года школьник с трудом читает и пишет со множеством ошибок, возможно, это происходит потому, что в раннем детстве он толком не ползал, из-за чего некоторые отделы мозга у него еще недостаточно развиты. Проконсультируйтесь у нейропсихолога. Специалист порекомендует специальные физические и интеллектуальные упражнения, которые помогут решить проблему.

Как же помочь малышу вовремя освоить такой полезный навык? Доктора настоятельно рекомендуют, с одной стороны, не торопить младенца, но в то же время поощрять его двигательную активность. Например, во время бодрствования чаще выкладывать малыша животик. Если вы при этом будете подставлять под его ножки руку или что-то твердое, кроха довольно быстро научится отталкиваться от опоры. Это поможет ему тренировать мышцы ног. Затем кроха научится держать головку, потом – «отжиматься» и некоторое время удерживать тело уже на вытянутых ручках. Когда малыш «ленится» и неохотно занимается подобной «зарядкой», примените хитрость: положите от него на некотором расстоянии любимые игрушки. Крохе поневоле придется за ними потянуться. Отодвигая игрушки каждый раз все дальше и дальше, вы достигнете нужного результата: наступит момент, когда до игрушек надо будет уже ползти.

  • В 5‒6 месяцев юному исследователю пора дать относительную свободу передвижений, то есть спустить его на пол, постелив на него одеяло или коврик. А чтобы малыш не мешал маме заниматься домашними делами, можно дать ему в руки предмет для изучения – новую игрушку, погремушку или небьющуюся кухонную утварь.

  • Обучать малыша технике ползания можно с помощью большого надувного мяча (фитбола). Положите мяч себе на колени, сверху на мяч посадите ребенка. Это нехитрое упражнение позволит укрепить мышцы спины и живота. Можно также положить кроху животиком на фитбол и, придерживая кроху, осторожно катать мяч из стороны в сторону так, чтобы периодически ножки ребенка касались пола.

  • Поощрить младенца к ползанию ползать помогут и игрушки на веревочке. Вы будете тянуть игрушку за собой, и малышу придется за ней ползти.

  • Наконец, полезным будет всем хорошо знакомое упражнение «велосипед», когда мама, сгибая правую ножку малыша, разгибает левую и наоборот. Когда ребенок освоит это движение, можно переходить к одновременному сгибанию и разгибанию правой и левой ножек.

Никогда не поздно

Конечно, если кроха, вдоволь не поползав, уже начал ходить, вернуть его к ползанию уже невозможно. Впрочем, бывает, что в 2‒3-летнем возрасте малыш вдруг начинает активно «ходить» на четвереньках или играть, лепить из пластилина, рисовать, лежа на животе. Не пугайтесь, это не регресс. Таким образом карапуз пытается наверстать упущенное. Потому не ругайте его и для удобства малыша постелите на пол коврик. В любом случае, если ребенок раньше времени освоил какие-то навыки, не стоит ограничивать его физическую активность, чтобы не затормозить дальнейшее развитие. Гораздо большего беспокойства заслуживает ситуация, когда приобретенные навыки почему-то утрачиваются. В таком случае срочно обращайтесь к неврологу.

Больше полезных материалов о детском здоровье – в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Источник

Статья о важности ползания младенцев для гармоничного развития. Автор статьи – врач-психиатр, психотерапевт Неровных Андрей Алексеевич.

Все видели на картинках рисунки человеческого мозга. Там два полушария, внешне похожих на грецкий орех. Они соединены между собой и вместе вдвоем называются мозгом человека. Левое и правое полушария мозга отвечают за организацию движений в противоположных частях тела. Левое отвечает за движения в правой части, а правое – в левой.

Два этих полушария во время своей работы дополняют и подменяют друг друга. Но в момент рождения ребенка они еще не умеют взаимодействовать и должны этому научиться. Должна сформироваться их тесная, тонкая и точная взаимосвязь. Возникает и вырабатывается эта связь исключительно в период младенчества и младшего детства. Главный способ выработки такой связи в самом младшем возрасте состоит в многочисленных стереотипных, сочетанных, перекрестных движениях верхних и нижних конечностей ребенка, как ручек, так и ножек.

Успех мероприятия зависит от количества произведенных во время ползания младенца перекрестных движений. Их может быть несколько тысяч за период младенчества, а может быть много сотен тысяч. И чем дольше и точнее координируются движения маленьких ручек и ножек любимого ползуна, тем в большей степени осуществляется, закладывается способность к координации деятельности правого и левого полушария и всего тела вслед за ними. В более позднем возрасте, конечно, появляются и другие механизмы, но мы сейчас говорим об одном, самом, наверное, первом и, поэтому, ключевом.

Вывод: Совершенствуя координацию движений, поначалу не сложную моторику ребенка, мы тем самым обеспечиваем условия для становления и калибровки сложнейших психических процессов. Банальное милое ползание обуславливает не только физическое развитие, а формирует именно психические особенности, психику ребенка, которая проявит затем себя в остальных возрастных периодах в т.ч. в школе, в зрелом возрасте и, когда он внуков вам принесет.

Возможные проблемы при отсутствии периода ползания: Среди тех, кто сейчас читает эту статью, практически каждый сталкивался с детьми, которые с большим трудом способны сосредоточиться на выполнении самых простых, не говоря уже о сложных, заданий. В детском саду, в школе, при подготовке к школе.

На этих ребятишек обычно ворчат, поругивают, требуют сосредоточиться. А называют их в глаза, и за глаза неорганизованными и невнимательными, вечно отвлекающимися, не сосредоточенными бедолагами. Вроде и соображает неплохо, интеллект хороший, но…

Когда такие дети идут в школу, прямо с первого класса они выделяются тем, что медленно и нудно читают, письменные задания выполняют крайне долго и очень неровным, некрасивым почерком. На ровном месте совершают большое количество ошибок, которые обычно относят к «глупым» ошибкам по невнимательности.

В выполнении математических заданий у них такие же трудности – простые и странные своим постоянством. Такой ребенок получает, например, правильный ответ в задаче, решает правильно, но в ответе почему-то пишет совсем другую цифру. Ребенок очень старается, пытается выполнять все как положено, но во время очередной самостоятельной работы, контрольной или диктанта, снова повторяется одна и та же беда. Вдвойне обидно, когда родители видят, что ребятенок мучается, пыхтит, старается, но у него, ничего не получается. И семья хорошая и время массу на детеныша тратится – результат один и тот же.

Высока вероятность того, что этот ребенок просто мало ползал в младенчестве и раннем детском возрасте. То есть период ползания у него был коротким или вообще отсутствовал, ребенок сначала сел, а потом практически сразу без периода ползания, начал вставать на ножки и вскоре пошел.

Звучит на первый взгляд странно, но причины этих и многих других проблем в учебной деятельности связаны с анатомическими особенностями строения мозга. А именно, наличием правого и левого полушария и их совместным функционированием. И вот перед нами замечательный ребенок, который мало ползал в младенчестве, и не сформировал качественный механизм передачи информации от правого полушария к левому! В результате происходит раскоординация психики ребенка в восприятии целостного внешнего мира.

Если ребенок мало ползал в младенческом возрасте, это взаимодействие оказывается недосформированным.

Как вы уже поняли из текста статьи очень хорошо если риски будут преодолены и у ребенка произойдет полноценный период ползания. Конечно, не только качество младенческого ползания определяет качество межполушарного взаимодействия, но в раннем возрасте, безусловно, это один из, критически важных факторов.

Ползание является тем необходимым действием, которое запускает процесс выстраивания межполушарного взаимодействия. Важно помнить, что правое полушарие отвечает за левую половину тела человека, а левое полушарие отвечает за правую. Согласованные перекрещивающиеся движения при ползании дают возможность полушариям услышать и понять друг друга, и начать выполнять единую целостную работу по формированию психики ребенка. А насколько все это будет эффективно и достаточно во многом зависит от родителей младенца. Он ведь сам может еще только ползать, и, посмотрите, как рвется это делать….

Источник