Развитие ребенка ком зима

Развитие ребенка ком зима thumbnail

Время года – Зима

 

Время года – Зима

 

(картинки из серии Умные книжки “Что нас окружает”)

 

Время года – Зима

 

Время года – Зима

  

Текст о Зиме: 
Дни зимой еще короче, чем осенью. Солнце редко выглядывает из-за туч и греет слабо.
День за днем — снегопады: хлопья снега быстро летят из низких темных туч и заволакивают все вокруг белой пеленой. Снег укрывает землю пушистым покрывалом, лежит на ветвях деревьев и кустарников. Лес становится праздничным, похожим на белый резной терем. Белеют тропинки, дороги, крыши домов.
Часто метут метели, кружат снежные вихри вьюги, бегут по земле поземки. Зимой стоят морозные дни. Реки, озера и пруды покрыты толстым льдом. Мороз рисует на оконных стеклах причудливые узоры.
Иногда бывают оттепели. Сугробы темнеют и оседают, с крыш свисает ледяная бахрома сосулек.
Деревья и кусты стоят без листьев. Зимой они не питаются не растут, как бы погружаются в глубокий сон. (Зимой влаги, света, питательных веществ, столь необходимых растениям.) А от холода их защищает особая пробковая ткань — она не пропускает из дерева ни воды, ни воздуха. Летом деревья откладывают ее под кожицей ствола и веток. Чем старше дерево, тем толще пробковый слой, поэтому старые деревья легче переносят морозы. В лесу нет насекомых, птиц осталось мало, да и те перебираются поближе к жилью людей.
Лесные звери укрываются от холода в дуплах и норах или зарываются в глубокий снег.
Много веселых забав у детворы зимой — катание на санках, лыжах и коньках. В дни оттепелей ребята строят снежные крепости, играют в снежки, лепят снеговиков и зверушек из липкого снега. Дети и взрослые готовятся к встрече Нового года. Наряжают елку, украшают ее разноцветными шарами, бусами, гирляндами, водят вокруг елки хороводы, песни поют, кладут под елку подарки.

Вопросы: Куда прячется белка в сильные морозы? Что делает зимой медведь? Какой праздник отмечают зимой? Как готовятся к встрече Нового года? Назвать зимние игры и забавы. Чем питаются зимой заяц, белка? На кого охотится лиса?

Стихи о Зиме:
 ***
Зима (А.С. Пушкин)

Пришла, рассыпалась; клоками повисла на суках дубов
Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы проказам матушки зимы.

***
Снегопад (Глушев Г.)

Маленькие ёлки
И большие ели
Что-то приумолкли,
Что-то присмирели.
Снег с утра до ночи,
Всё засыпать хочет:
И в лесу все тише,
И снега все выше.
Елочки-подружки
Говорят друг дружке:
-Слишком много снега-
Тяжело макушке.

***
Новогодние деньки

Новогодние деньки!
Снег морозный, колкий.
Загорелись огоньки
На пушистой елке.
Шар качнулся расписной,
Бусы зазвенели,
Пахнет свежестью лесной
От смолистой ели.

***
На лыжах

Солнце ходит выше
С каждым днем.
Мы наденем лыжи —
В лес пойдем.
Словно терем белый,
Замер бор.
Мы на лыжах смело
Мчимся с гор.

***
Вы узнаёте зиму?
Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Метет и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром.
Вы узнаёте зиму?
На лыжах мчимся мы с горы,
Нам ветер дует в спину.
Нет веселее той поры!
Вы узнаете зиму?
Мы принесем густую ель
На праздник наш любимый,
Повесим бусы мы на ней.
Вы узнаёте зиму?

Подбери слово о Зиме:
 Снежный (что?) — …
Снежная (что?) — …
Белый (что?) — …
Холодная (что?) — …
Морозный (что?) — …
Ледяная (что?) — …
Трескучий (что?) — …
 Сильный (что?) — …

Подбери признак о Зиме: 
Снег (какой?) — белый, холодный, скрипучий.
Ветер зимой (какой?) — колючий, холодный, сильный.
Воздух зимой (какой?) — свежий, морозный, холодный.
Лед (какой?) — блестящий, зеркальный, скользкий.

Составь рассказ про Новый год: 
Что ты знаешь об этом празднике. Дети наряжают (ёлку). Дед мороз принёс детям (подарки). Ёлка украшена разноцветными (ёлочными игрушками).

Загадки о Зиме:
 ***
Покружилась звездочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.(Снежинка)

***
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет.
Когда это бывает? (Зимой)

***
Белая скатерть все поле укрыла (Снег)

***
Он все время занят делом,
Он не может зря идти.
Он идет и красит белым
Все, что видит на пути.(Снег)

***
Сперва с горы летишь на них,
А после в гору тянешь их. (Санки)
***
Летом бродит без дороги
Между сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос. (Медведь)

***
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет —
Заплачет она и умрет. (Сосулька)

***

Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица –
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом –
Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы)

***
Ветви белой краской разукрашу,
Брошу серебро на крышу вашу.
Теплые весной придут ветра
И меня прогонят со двора. (Зима)

***
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила. (Зима)

Источник

Приходит время, и желтую осыпавшуюся листву застилает белое одеяло. Признаки зимы для детей самые узнаваемые и ожидаемые. Все знают, что это пора Нового года, Деда Мороза, елки с разноцветными огнями. Но не только праздники и снег характеризуют самое холодное время года. На самом деле зиму отличает многое: поведение зверей и птиц, состояние растений, погода, длительность светового дня. Но как рассказать о зимних признаках увлекательно – так, чтобы ребенок проявил неподдельный интерес? Стоит вооружиться подборкой игр, загадок и народных примет, добавив капельку собственного артистизма.

Читайте также:  Ребенок 5 месяцев развитие речи

По каким 15 признакам распознать зиму?

Изменения природы зимой – самые глубокие и значительные. Все живое засыпает, а неживое замерзает, становится холодным и твердым.

15 признаков, которые характеризуют время года:

  • холодная погода;
  • деревья без листьев, иногда со снежной шапкой на ветвях;
  • короткие дни и длинные ночи;
  • ледяная корка на лужах, гололедица;
  • сугробы и снег;
  • низкие, серые, тяжелые облака;
  • трескучие морозы;
  • метелица;
  • зимние забавы – катание на коньках, санках, игра в снежки;
  • из труб домов валит дым (в современном мире без печного отопления – пар);
  • отчетливо видны следы зверей и птиц на снегу;
  • морозный воздух и пар изо рта;
  • зимние праздники – Новый год, Рождество, Крещение;
  • обилие синиц, грачей, ворон, появление снегирей, клестов и других перелетных птиц;
  • зимняя спячка у насекомых, рыб и некоторых зверей (медведей, ежей, сурков).

Первым признаком зимы издавна в народе считались заморозки, а ее окончание предвещало таяние снега. При установлении минусовой температуры живая природа впадает в анабиоз – деревья и кустарники сбрасывают оставшуюся листву, а рыбы, насекомые и отдельные животные впадают в спячку. У других зверей отрастает теплый подшерсток, а серый заяц становится белым, чтобы сливаться со снегом и маскироваться таким образом от хищников.

Когда-то наши предки дали названия зимним месяцам по характерным для них признакам. Декабрь раньше называли грудень – от слова «грудки» или замершие комья грязи. В начале зимы еще снега мало, а земля уже начала промерзать. Второе его название – студень, от слова студеный, холодный. Январь называли сечень. Это была пора рубки (сечи) деревьев. Для февраля характерны лютые морозы, поэтому его именовали лютый.

Отличия от других времен года

Часто от детей можно услышать утверждение, что если снег выпал, то уже пришла зима. Но на деле этот признак встречается и поздней осенью, и ранней весной. Важно заострить внимание, что один только снег не свидетельствует о наступлении зимней поры.

О смене времени года мы можем говорить при совпадении 5 признаков:

  • плотные, низко нависающие облака, хмурое небо;
  • покрывало из снега и льда на земле и деревьях;
  • короткий световой день;
  • спячка живой природы;
  • появление «зимних» птиц.

Как наблюдать изменения в природе с детьми?

Чтобы рассказ об отличительных признаках зимы получился интересным и запомнился детям, важно использовать живые примеры, визуальный ряд, разные игровые задания. С наступлением сезона полезно посетить знакомые места и спросить ребенка, что, по его мнению, изменилось:

  1. Как преобразились деревья? (оголились, исчезла листва)
  2. Как поменялась земля? (стала холодной, твердой)
  3. Как греет солнце? (светит, но не греет)
  4. Какими стали облака? (серыми, низкими)
  5. Что исчезло? (насекомые, некоторые птицы, цветы)
  6. Появились ли новые птицы? Какие? (да, снегири, чечетки, клесты, синицы, вороны, грачи).
  7. В какой одежде ты гулял здесь раньше, а в какой сейчас (майки, шорты, а теперь куртка, шапка, варежки)

С дошкольниками подготовительной группы полезно вести зимний календарь. Каждый день в нем нужно отмечать новые увиденные признаки. Например, 4 декабря замерзли реки, 10 декабря выпал снег, 13 декабря был гололед, 17 декабря ребенок заметил синицу и т. д.

Занятие покажется вдвойне интереснее, если при этом рассказать о народных зимних приметах, которые в старину имели огромное значение и передавались из поколения в поколение. Они помогали определить, какая погода будет весной, чтобы удачно засеять поля и получить богатый урожай.

  • Ясный день в Сочельник (6 января) – к хорошему урожаю. Тропинки черны – уродится греча. Звездист небосвод – ждет ягодный год.
  • Полный месяц в ночь на Крещение (с 18 на 19 января) – к большому разливу рек по весне.
  • Метель 19 января – будет мести и через 3 месяца. День теплый – хлеб будет густой.

Картинки и задания для закрепления знаний

Рассказ по теме следует подкреплять наглядными примерами. Картинки с признаками зимы:

Игровые занятия:

    • Отгадай загадки. Без досок, без топоров через речку мост готов. Мост как синее стекло – скользко, весело, светло. (Лед). Щиплет щеки, щиплет нос, но не страшен нам… (мороз). Две сестренки, две плетенки из овечьей пряжи тонкой. Как гулять – так надевать. Чтоб не мерзли пять да пять. (Варежки).
    • Найди ошибку. Для игры можно использовать любой рисунок с характерными признаками зимы: птицами, снежинками, снеговиком, фигурками людей на коньках и просто в зимней одежде. Взрослый дорисовывает несколько признаков из другого времени года (ежика с яблоком, осенний лист, цветок) и дает детям изучить изображение. Суть задания в том, чтобы найти подвох.
  • Нарисуй. После обсуждения признаков дети рисуют зиму. В конце взрослый определяет победителя. Им становится тот, кто задействует в рисунке как можно больше характерных для этого времени года деталей.
Читайте также:  Закономерности развития ребенка с нарушением интеллекта

В канун Нового года актуально играть с детьми в игры «Задания Мороза». Можно попросить помочь Дедушке Морозу сделать снежинки, назвать для него зимние забавы, украсить елку, сделать своими руками поделки и открытки родным.

Дидактическая игра «Признаки зимы»

Для детей 5-6 лет полезно проводить игры, расширяющие словарный запас и дающие представления о свойствах живой и неживой природы.

Яркий пример – дидактическая игра «Признаки зимы». Для ее проведения понадобятся карточки с объектами природы: облако, небо, земля, солнце, воздух, осадки. А также звери, растения, насекомые, деревья, рыбы. Ведущий раздает карточки детям, каждый должен подумать и назвать 3 слова, которые описывают, каким бывает этот объект зимой.

Зимняя пора – самая суровая и холодная. На 3 месяца природа буквально «засыпает», чтобы набраться сил. Ее основные признаки – сокращение светового дня, заморозки, снег и хмурое низкое небо. Зима может наступить независимо от календаря. Различают зиму календарную и климатическую. Наблюдайте за изменениями живой и неживой природы вместе с детьми – это очень познавательно, увлекательно и интересно!

Источник

Подробности

Автор: Наливайкина Людмила

Опубликовано 07 Декабрь 2016

Перед вами развивающее занятие для детей от 2  до 3 лет на тему “Зима”.

Поскольку это занятие «снежное», оно пройдет намного лучше, если малыш уже успел увидеть снег  и смог хорошо с ним познакомиться. Если Вы решите провести похожее занятие – обязательно учитывайте возможности ребенка – для некоторых малышей имеет смысл сделать занятие покороче, растянув выполнение всех заданий на несколько дней.

Знакомимся с зимой.

Слайды из презентации о зимеСмотрим с малышом презентацию о зиме. Скачать ее можно по этой ссылке. В презентации всего 32 слайда, для некоторых малышей в возрасте 2-х лет это может быть многовато. Поэтому предлагаю, в зависимости от настроя ребенка, посмотреть не всю презентацию, а только ее часть (например, познакомиться с первыми 10-15 слайдами, а остальные можно досмотреть вечером или в другой день).

При просмотре презентации советую «переводить» текст презентации на «язык» малыша (изменять некоторые слова и фразы в зависимости от возраста и развития ребенка), акцентировать его внимание на тех деталях картинок, которые по вашему мнению будут ему наиболее интересны.

После просмотра презентации можно подойти к окну и обсудить с ребенком, что зимнего вы видите на улице (снег, тепло одетые люди, голые «спящие зимним сном» деревья, хмурое небо и т.п.).

Рисуем снег.

После того, как ребенок просмотрел презентацию и погрузился в атмосферу зимы, предложите ему нарисовать снег самостоятельно.

Можно нарисовать снежинки (рисуем кисточкой или пальчиками):

Развитие ребенка ком зима

В реальности конечно же получится так:

Развитие ребенка ком зима

(Там где каляки-маляки по сообщению моей дочери это означает «метель» ).

Эта техника часто привлекает деток своей простотой, им очень нравится оставлять простые отпечатки кисточкой на бумаге – это очень просто, спонтанно, и из-за того, что не требует большой концентрации – похоже на игру.

Можно также выполнить задание посложнее – предложить ребенку нарисовать снег на ветках деревьев и земле (на этой картинке деревья изначально уже были наклеены, но их можно просто нарисовать красками – это будет быстрее):

Развитие ребенка ком зима

Хочу особенно отметить, что ребенку двух лет выполнить этот рисунок будет сложнее – если в предыдущем варианте можно было, просто играя, оставить отпечаток, то здесь уже нужно рисовать снег более осознано. В возрасте от 2 до 3 лет рисование у детей носит больше спонтанный характер, поэтому не каждый сможет нарисовать вторую картинку (все конечно же зависит и от возраста (ведь между двумя 2 годами и 2 годами и 10 месяцами очень большая разница). Я думаю, что в любом случае, если мама решит рисовать с ребенком рисунок посложнее, будет совсем не лишним прислушаться к двум советам:

1. Сначала попробовать нарисовать все же первый рисунок (ребенок познакомится с техникой рисования снега).

2. При рисовании второго рисунка не “рисовать снежок на деревьях”, а “поиграть” в рисование. Ведь дети в возрасте от 2 до 3 как правило не рисуют осознанно, а играют с кисточкой и красками. Взяв эту особенность на вооружение, можно “сыграть” в рисование снега. (Ну например, как бы это сделала я: “Ой, чпок! (оставляю отпечаток снега на картинке) Ой! Что это получилось? Мы сделали снежинку! Ой, чпок! Опять снежинка получилась! Как весело! Давай еще начпокаем снежинки! Куда мы их будем чпокать?” – это всего лишь вариация “игры”, конечно же их может быть огромное множество).

Музыкальная часть занятия.

Слушаем песню «Снег-снежок» (прослушать песню можно здесь).

Выполняем движения по ходу песни:

Снег-снежок, снег-снежок, 

(сжимаем и разжимаем кулачки)

По дорожке стелется.

(разглаживаем руками дорожку)

Снег-снежок, снег-снежок,

(Снова сжимаем и разжимаем кулачки)

Белая метелица,
(Движение «Мотор» – сжимаем кулачки и крутим мотор)

Снег-снежок, снег-снежок,

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Замело дорожки,

(«Разглаживаем» дорожку)

Снег-снежок, снег-снежок,

(Сжимаем и разжимаем кулачки)

Тает на ладошке.
(Переворачиваем ладошку вверх и смотрим на нее)

Мы налепим снежков, вместе поиграем,

(«Лепим» снежки)
И друг в друга снежки весело бросаем.

(«Бросаем» снежки)
Нам тепло во дворе,

(закрываем ушки – делаем шапку)
Не замерзли ушки,

Читайте также:  Влияние музыки на развитие ребенка дошкольного

(движение «нет-нет»)
Накатаем мы снег

В белый ком большущий.

(движение «мотор», диаметр круга постоянно увеличивается и в конце показываем руками большой круг).

Развитие мелкой моторики. Игра «Лепим снежки!»

После веселого танца предлагаем ребенку слепить снежки. Лепим снежки из бумаги (лучше всего подойдут салфетки или туалетная бумага – они достаточно мягкие). Показываем ребенку как комкать из бумаги комочки – «снежки» – это отличное упражнение для маленьких пальчиков.

Развитие ребенка ком зима

После того как мы налепили снежки, можно в них поиграть – покидать снежки друг в друга (или вдвоем закидать снежками папу ).

Снежинка из макарон.

Продолжаем развивать мелкую моторику. Предлагаем малышу выложить снежинку из макарон или счетных палочек:

Развитие ребенка ком зима

Совет: лучше чтобы макароны были плоскими (типа лапши), потому что округлые палочки макарон трудно выкладывать даже взрослому (они постоянно укатываются, малыш может расстроиться). Выкладывать лучики снежинки лучше так как на картинке выше – от центра к краям (не накладывать палочки друг на друга, перекрещивая их – они в этом случае тоже будут разваливаться и укатываться, это тоже может демотивировать ребенка).

Это упражнение требует некоторой усидчивости, может случиться так, что не все детки с 2 до 3 захотят выполнить это задание (и это вполне нормально). У нас, например, получилось выложить всего несколько счетных палочек – и я считаю, что это уже здорово!

Развиваем внимание.

Поиграем с ребенком в игру «Найди к снежинке пару». Эта игра развивает внимание и логику, к тому же она подвижная – снимает напряжение. Вообще-то сейчас во всех пособиях игра «найди пару» предлагается как игра для возраста от 1 года до 2-х. Но игра описанная здесь – сложнее, и больше подходит для двухлеток, потому что сами снежинки не очень сильно отличаются друг от друга, и чтобы найти к снежинке пару нужно немножко подумать – применить логику и внимание.

Итак, рисуем снежинки, примерно вот такие (каждая из карточек рисуется в двух экземплярах – ведь мы будем искать пару):

Развитие ребенка ком зима

На картинке нарисованы только примерные варианты карточек, в выборе карточек ориентируйтесь на своего малыша (если ему только исполнилось 2 года – может стоит упростить задачу, пусть среди парных снежинок будут большие и маленькие, синие и голубые и т.п., то есть чем младше ребенок, тем очевиднее должны быть различия в снежинках).

Раскладываем снежинки на разные концы комнаты. В одной части комнаты кладется несколько снежинок, а в другой части комнаты – их пары – карточки с точно таким же изображением. Предлагаю выкладывать не больше трех пар снежинок за один раз – ребенку будет легче сконцентрироваться, глаза не будут разбегаться. Когда малыш справиться с первыми тремя снежинками по ситуации можно добавить еще карточки или перейти к следующему заданию.

Ребенку мы объясняем – вот здесь лежат снежинки малыши, а на другом конце комнаты – их мамы. Снежинки малыши потерялись и ищут своих мам (можно взять снежинку в руку и «сделать ее говорящей» – жалобно пропищать «мама, мама, где моя мама! девочка отнеси меня пожалуйста к маме!).

После того как смысл ребенку понятен начинаем “относить снежинки к маме”. Берем по одной карточке с одного конца комнаты и бежим с ней на другой конец комнаты, ищем «маму» для снежинки (находим пару).

Это задание можно выполнить, сидя за столом или раскладывая снежинки на полу. Но я все-таки предлагаю вариант с «побегать ко комнате», потому что в движении ребенок отдохнет и ему будет легче выполнять задание (ведь он уже чуть-чуть успел устать после предыдущих игр).

Танец снежинки.

Включаем музыку (примерная мелодия выложена по этой ссылке). Привлекаем внимание ребенка – “Ой! Что это за музыка? Это же снежинки танцуют! Давай и мы с тобой потанцуем!” Берем в каждую руку по бумажной снежинке (можно вместо снежинок взять мишуру от елки – она яркая, необычная – с таким атрибутом легко получить эмоциональный отклик у малыша, ему станет интересно, и он скорее всего с удовольствием присоединится к танцу).

Танцуем под музыку. Я напишу примерные движения, по желанию можно пофантазировать и придумать свои.

  1. Кружимся по комнате по кругу, помахивая снежинками в руках вверх-вниз.
  2. Остановились на месте поднимаем «снежинки» высоко вверх, затем опускаемся на корточки, дотрагиваемся снежинками до пола.
  3. Крутимся вокруг себя по часовой стрелке, против нее.
  4. Стоим на месте, машем руками как птички (не отпуская снежинок).
  5. Стоим на месте, ноги расставив в сторону переступаем с одной ноги на другую.
  6. Прыгаем.

Игра “Сложи снежок”.

Разрезаем картонный круг на несколько частей и просим ребенка сложить снежок:

Развитие ребенка ком зима

Складывать снежки лучше по одному – перед ребенком нужно будет выложить составные части одного снежка и предложить сложить их вместе. Начинать лучше, конечно же, с самого простого случая – двух половинок.

На этом зимнее развивающее занятие подходит к завершению! Желаю Вам успехов в развитии ребенка и до новых встреч! 

Понравилась статья? Может она заинтересует и Ваших друзей? Поделитесь с ними, использовав кнопки своих любимых социальных сетей! 

Что еще почитать:

Источник