Развитие ребенка как процесс его становления саморазвития образования
_____________________________________________________________________________
Педагогическая концепция учителя
«Развитие и саморазвитие, как условие воспитания личности ребёнка»
Актуальность
Сегодня в конкуренции с жизнью образование проигрывает в решении главной его цели: подготовить человека к выживанию в нестабильном обществе, выработать защитные механизмы, научить самостоятельно решать противоречия жизни в своих интересах и интересах государства. Введение Федерального государственного образовательного стандарта, национальной образовательной инициативы “Наша новая школа”, Концепция духовно-нравственного воспитания и др. документов обозначили приоритетные направления развития системы образования, в том числе сделан особый акцент на духовно-нравственное развитие и саморазвитие личности, обозначив его условием реализации стратегических целей развития государства. На наш взгляд, осмысление проблемы духовности и нравственности педагогическим сообществом позволит очертить стратегические направления деятельности и наметить конкретные направления в воспитании личности обучающегося. Всецело присоединяюсь к тезису академика А.А. Ухтомского «…духовный и нравственный рост возможен лишь тогда, когда личность не «плывет по течению», а совершает творческое усилие, занимает активную жизненную позицию, а его сознание и нравственное поведение направлены на позитивное преобразование окружающего мира». В связи с этим школа как социальный институт должна выступать альтернативой «плохой жизни», злу, распространенному в обществе. Поэтому концептуальную основу моей профессиональной деятельности и конечно же моего урока является Воспитание как искусство мотивации у ребенка нравственного, общественно ценного поведения, т.е. культивирование в ребенке желания быть «хорошим».
Ведущая идея
Сегодня саморазвитие личности является показателем оценки благополучного развития общества и его воспроизводящего института – образования. Поэтому я, акцентирую свое внимание на понятиях «саморазвитие» и «самосовершенствование» имеющих одну основу – выявление сути человека и создание его образа «питанием» его духа. Л. Выготский в своих трудах пишет, что ребенок с самого раннего периода объективно становится субъектом своей деятельности и поведения и наряду с предметно-манипулятивной деятельностью у него возникают особые чувства, которые в психологии названы чувствами самолюбия составляющими которого являются чувство гордости и чувство стыда (первичные проявления эмоционально-ценностного компонента самосознания). Завершается этот период эпохальным событием – ребенок переходит к употреблению местоимения Я и начинает впервые утверждаться как личность. Таким образом, возникает и осознается «система Я», т.е. осознание себя как субъекта. К выделению из мира физического добавляется выделение социального Я. Это сопряжено с кризисным периодом семи лет, где саморазвитие осуществляется посредством утверждения заявления о себе: «Я сам», «Я хочу», «Я буду».
Таким образом, практическая значимость состоит в формировании самосознания, способности к самооценкам своих действий, поступков, переживаний, развитии механизма самоидентификации и рефлексии
Теоретическая база
Важнейшие теоретические проблемы основ саморазвития, впервые были сформулированы в философских идеях Гераклита, Сократа, Платона. В их трудах человек рассмотрен как существо, исследующее себя и условия своего существования, у которого есть добродетели и пороки. Ими указана первооснова человечности «внутренний голос», т.е. совесть. Многообразие существующих подходов к проблемам саморазвития личности способствует осознанию многомерности внутреннего мира человека и отражено в мыслях А. Августина, М. Монтеня, Р. Декарта, Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И. Канта, Г. Гегеля, Л.Фейербаха, Н. Ницше, М. Хайдеггера, Вл. Соловьева, Н. Бердяева, М. Бахтина, И. Евлампиева, Л. Балашова и т.д.
Проблематика саморазвития личности и формирование представлений о себе сегодня фактически вышла за пределы философии и имеет множество аспектов рассмотрения в отечественной и зарубежной педагогике и психологии.
Концептуальные теории по проблемам личностного саморазвития содержатся в трудах отечественных ученых А.А. Ухтомского, Б.Г. Ананьева, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона, Д.Н. Узнадзе, К.А. Абульхановой-Славской, В.П. Зинченко, Н.Р. Битяновой, А. Асмолова, Г. К. Селевко, О.Ю, Соловьевой и др.
Основные идеи саморазвития сформулированы следующим образом:
– это выполнение личностью общественной функции во всех сферах своей жизнедеятельности;
– это поиск самого себя и стремление к своей вершине;
– это встреча с собственным «Я» через другое «Я»;
– это выращивание духовного организма.
Саморазвитие личности на деятельностной основе как культурно-историческая концепция раскрыта в трудах Л.C. Выготского, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова, А.К. Дусавицкого и др.
У зарубежных психологов саморазвитие личности представлено в концепциях: понимание личности человека как динамической системы процессов, имеющих определенную направленность и в то же время скрытых для самого человека (3. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Г. Раншбург, П. Поппер); саморазвитие как открытие идентичности и на этой основе приобретение «полноты человечности» через самоактуализацию (А. Маслоу, Э. Эриксон, К. Роджерс); саморазвитие как стремление к смыслу своего существования (В.Э. Франки), саморазвитие как изменение социальных установок и построение собственной жизни (Э. Берн, Т. Харрис, М. Рокич).
Раскрытию внутренних феноменов и феноменов в сфере личности в процессе ее саморазвития посвящены работы А.Г. Новикова, Б.Н. Попова, В.Д. Михайлова, А.С. Саввинова, Л.С. Филиппова.
Несмотря на достаточно большой объем исследований, посвященных проблеме саморазвития, несколько слабее отражаются основы саморазвития и его механизмы.
Современные дефиниции саморазвития человека как личности даны в работах: А.И. Клизовского («Основы миропонимания Новой эпохи»), Г.А. Цукерман и Б.М. Мастерова («Психология саморазвития»), Н.Б. Крыловой («Социокультурный контекст образования»), О.Ю. Соловьевой («Проблемы саморазвития личности»), О.С. Газман («От авторитарного образования к педагогике свободы»).
В контексте такого понимания по существу речь идет о смене парадигмы «формальное-материальное»на«человеческое-формальное», обеспечивающее переход от концепции «усеченного» человека к концепции «целостного» человека. Тогда содержание, понимаемое как «культура – человек» выполняет функцию средства, на основе которого возможно строительство содержательной целостности культурно-образовательного процесса через «человеческое-формальное». Этим достигается возможность оптимального сочетания позиций, обеспечивающих единство и цельность саморазвития человека как личности.
Технология реализации ведущей идеи
В течение многих лет педагогическое сообщество утверждало, что только воздействие на человека извне может переделать человека. Сегодня гуманистическая педагогика выдвигает на первый план развитие личности, где особое место занимает внутренняя активность личности, потребности к саморазвитию (самосовершенствованию). Саморазвитие (самосовершенствование) – это процесс осознанного, управляемого личностью развития, в котором в субъектных целях и интересах личности целенаправленно формируются и развиваются ее качества и способности.
Гипотеза об опосредующей роли внутреннего психологического мира в отражательной деятельности мозга впервые была выдвинута А. А. Ухтомским. В своих трудах он неоднократно утверждал, что в процессе деятельности человек приобретает определенные качества и опыт, на основе которых он свободно и самостоятельно выбирает цели и средства, одновременно самосовершенствуя и саморазвивая свои способности. При этом приоритетное значение имеет духовное и нравственное самосовершенствование. По его мнению, духовное и нравственное самосовершенствование – непременная составляющая и важнейшее условие общественного прогресса.
По А. А. Ухтомскому, все поле жизни человека состоит из «власти деятельности доминант».
Что такое доминанта?
Доминанта – это «центр, вокруг которого группируются вся деятельность, поведение и творчество человека».
Доминанта – это временно господствующий очаг возбуждения в центральной нервной системе, придающий психическим процессам и поведению человека определенную направленность и активность в данной сфере.
Доминантный очаг представляет собой функциональное образование в структуре личности, обеспечивающее стойкую направленность внимания, выполнение целенаправленной и системной деятельности.
Формирование и содержание доминант – важнейшая проблема развития и саморазвития.
А. А. Ухтомский выделил три доминанты развития:
1. Доминанта на постоянное нравственное самосовершенствование
2. Доминанта творчества, искания истины
3. Доминанта на лицо другого человека
Первой необходимой человеку доминантой является смысл жизни – как пути непрерывного духовного самосовершенствования человека (поиск идеалов Истины, Добра, Красоты). Именно потребность поиска (познания) дана человеку природой.
Проблема нравственной сути актуальна всегда, и в поиске ответа он сформулировал законы: Возмездия, Преступления и Наказания, Милосердия, Двойника и Заслуженного Собеседника.
Что собой представляют эти законы?
Это законы нравственности, выводящие содержание и сам смысл жизни человека за ее физиологические природные пределы.
Все эти законы являются основой технологии, но основными мы считаем Закон Двойника и Закон Заслуженного Собеседника.
Двойник – это психофизиологически оправданное состояние человека (суждение о мире с точки зрения своих индивидуальных потребностей), это ситуативное состояние, сопровождающее человека каждую минуту.
Собеседник – это психофизиологическое состояние, это вынесенная вовне главная цель жизни, труд над собой для достижения цели, труд над собой для достижения идеалов Истины, Добра, Красоты.
А. А. Ухтомский писал: «Тогда как мир воспринимается по преимуществу с точки зрения собственных потребностей, человек естественно видит лишь то, что нужно ему для их удовлетворения, не замечая остального многообразия мира. Свои устоявшиеся оценки он склонен считать единственно истинными; исходя из них, судит и оценивает других; и только с того момента, когда он пробьет скорлупу своего одиночества и поставит доминанту на лицо другого человека, он получает во встречном Собеседника».
Движение к совершенству, к идеалу всегда связано с верой в Человека, с верой в осуществление чего-либо.
Таким образом, основной идеей технологии является вера личности в свои способности, исходя из потребности в их самосовершенствовании.
Для непрерывного саморазвития и самосовершенствования А. А. Ухтомский сформулировал условия формирования доминант:
1. Осознание личностью целей, задач и возможностей своего развития и саморазвития
2. Участие личности в самостоятельной и творческой деятельности (определенный опыт успеха и тренинг достижений)
3. Создание адекватного уклада жизнедеятельности, стиль и методы внешних воздействий, условия обучения и воспитания.
Используя эти условия на общедидактическом уровне, технология включает три взаимосвязанные, взаимопроникающие подсистемы: «Теория», «Деятельность», «Уклад».
Урок в теории и практике технологии саморазвития личности
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация на результаты. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна урока на основе саморазвития в условиях введениия ФГОС?
Организуются индивидуальные и групповые и др. формы работы на уроке. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учениками заменяется на субъект-субъектные отношения. Какие общие требования предъявляются к уроку саморазвития ?
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
•учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сориентировать детей на тему, цель, задачи урока;
•урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
•учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
•вывод делают сами учащиеся;
•минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
•времясбережение и здоровьесбережение;
•в центре внимания урока – дети;
•учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтен такие аспекты, как стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
•планирование обратной связи;
•урок должен быть добрым.
При организации урока необходимо руководствоваться следующими принципами:
•свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
•открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
•деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
•идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
•обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).
В соответствии с ФГОС, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя виртуальные и реальные экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме.в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса.
«Высший пилотаж» – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами,
необходимо акцентировать внимание на дидактические требования к современному уроку – четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами, с учетом: требований к результатам освоения основной образовательной программы (предметным, личностным и метапредметным);
– требований к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют, или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают. В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания: объяснить содержание прочитанного текста ученику или практическая работа и т.д. При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметными познавательные и коммуникативные компетенции. Поэтому урок саморазвития строится на основе технологии на основе учебных ситуаций и проблемных задач.
Источник
« ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ И САМОРАЗВИТИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК ЦЕЛЬ И РЕЗУЛЬТАТ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»
Обретая в процессе жизнедеятельности определенный опыт и качества (на основе внутренних потребностей), человек начинает на этой базе свободно и самостоятельно выбирать цели и средства деятельности, управлять ею, одновременно совершенствуя и развивая свои способности. Этот процесс определяется содержанием и уровнем психического развития человека в данный период и может быть назван саморазвитием. Важнейший для педагогики факт: человек развивается не только по заложенной в нем биологической программе и под воздействием окружающей среды, но и в зависимости от его опыта, потребностей, интересов, способностей. Это означает, что необходимо обеспечить развитию ребенка такое направление, которое было бы сообразно природе человека, вело бы к его самосовершенствованию, улучшению и развитию его природных данных.
Педагогический процесс как передачу и усвоение общественного опыта можно представить в виде двух последовательных фаз: внешней и внутренней.
Внешняя являет собой собственно воспитательное воздействие, его педагогическую организацию, определенную деятельность.
Вторая, внутренняя часть процесса – это психическая деятельность школьника как субъекта учения. Она протекает на личностном уровне. Причем интерпретацию этих воздействий, их оценку, способность на этой основе вырабатывать свои качества осуществляет сам школьник. Это и есть самоизменение, самоуправление, самовоспитание, самообучение, объединяющиеся в одном понятии – саморазвитие личности.
Саморазвитие происходит обычно в значительной мере на подсознательном уровне. Педагогическая задача состоит в том, чтобы помочь школьнику осознать происходящие в его психике процессы, вызвать их мотивацию, научить осознанно управлять ими, ставить цели своего развития, т.е. подвести к самосовершенствованию.
Школьник должен хотеть и уметь развивать себя, самосовершенствоваться. Этому поможет технология саморазвития личности, организация педагогического процесс, направленная на личностный рост ученика, содержание, методы и средства.
Использование потребностей самосовершенствования в учебно-воспитательном процессе – важнейшая задача технологии саморазвития школьника. Она поможет сделать ведущей мотивацией в среднем звене школьного образования внутреннюю нравстенно-волевую мотивацию. Неразрывно с самосовершенствованием связан и личностный рост обучающихся.
Личностный рост – это поиск самого себя и реализация. Это движение вперед, навстречу к своему предназначению. Это постоянное самосовершенствование и саморазвитие личности. Личностный рост есть развитие ценностного отношения личности к тем объектам действительности, которые признаны ценностью в рамках той цивилизации, с которой отождествляет себя сама личность.
Задачи для учителя:
1.Создавать оптимальные условия.
2.Стимулировать логические механизмы, интуицию, озарение.
3.Формировать самостоятельность.
4.Быть эмоционально гибким.
Особо отметим, что оценивая результаты через категорию самореализации и личностного роста, мы подчеркиваем значимость для воспитания позитивной динамики развития личности (то есть развития ценностного отношения ребенка к людям, своему отечеству, труду и т.д.), а не соответствия ее какому-либо эталону, стандарту, норме (быть непременно гуманистом, патриотом, творцом и т.д.). Такой подход позволяет оценить усилия даже плохо воспитанного ребенка стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей. Выявляя в ученике положительное и опираясь на него, делая ставку на доверие, педагог как бы предвосхищает процесс становления и возвышения личности. Воспитание с опорой на положительное наиболее полно и последовательно раскрывается в формуле А. С. Макаренко: к человеку надо подходить с оптимистической гипотезой, пусть даже с некоторым риском ошибиться.
Одной из основных задач обучения и воспитания в школе в рамках внедрения нового образовательного стандарта является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка: «Запуск механизма самостроительства личности»
– создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
– максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
– развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
– формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
– формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
– приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (“я реальный”, “я идеальный”);
– формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
Контроль и оценка уровня усвоения учащимися содержания образования является составной частью учебно-воспитательного процесса. При проведении проверки и оценки учебной деятельности обучающихся осуществляется «обратная связь», учитель получает информацию о состоянии этой учебной деятельности. Оценивается также опыт творческой деятельности. Однако, используя только такой подход, учитель не всегда может в полной мере оценить уровень компетентностей обучающихся и их личностный потенциал. На помощь приходит рейтинговая система оценки, которая осуществляется по четырем показателям: учеба, творческие достижения, ответственность и инициатива в учебной работе. Но и она не в силах показать в ученике способности и возможности. В условиях образовательного процесса в школе одной из форм оценивания личных результатов может быть портфолио. Данная форма оценивания школьника помогает не только дополнить традиционную оценку, но и стать стимулом для личностного развития ребенка. Как известно, существует два вида мотивации достижения – мотивация достижения успеха и мотивация избегания неудачи. У каждого обучающегося преобладает тот или иной вид мотивации. Портфолио достижений позволяет скорректировать отношение к своим достижениям и настроить ребенка на мотивацию успеха, т.к. фиксирует и представляет только лучшие результаты его деятельности.
Любая работа детей – большой труд, и цену ее результата в виде документов портфолио ученики хорошо знают. Наполнение портфолио не становится для ребят самоцелью, с его помощью дети становятся более уверенными в себе и получают поддержку от своих одноклассников. Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Цели формирования портфолио:
Портфолио вводится с целью объективного фиксирования индивидуальных достижений школьников. Портфолио – коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
Индивидуальная накопительная оценка (портфолио) – комплект документов, оценка предметных, метапредметных и личностных результатов, индивидуальных достижений, являющаяся основой для определения образовательного рейтинга выпускника начальной школы.
В последнее время все больше сторонников приобретает метод проектов. Использование проектной технологии позволяет:
Затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения;
Делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, Создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом;
Предусматривает все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
Работа по созданию проекта есть процесс творческий. Дети самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения личностно-значимой для них проблемы, что предполагает самостоятельный перенос знаний, навыков и умений в новую ситуацию. Конечный продукт всегда имеет «материальное» выражение: коллаж, альбом, рисунки, тексты разного характера, в том числе сборники стихов, сказок; инсценировки, выставки, утренники, спектакли и др. Выполняя проектную деятельность, каждый ученик, даже самый слабый и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность.
Проектная работа-один из современных методов, используемый при обучении. Ученые подтверждают: человек запоминает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, но 90% того, что делает сам. Проектная работа главным образом основывается на поисковой творческой деятельности обучающихся для повышения их мотивации, а также на использовании ножниц и клея. Проектная работа позволяет учащимся применить знания, полученные от учителя и из учебника без списывания готовых ответов, потому что задания проектов всегда требуют фантазии и их творческого решения.
Например, для проекта в 7 классе «Животные на гербах разных стран» обучающиеся подбирали материалы для создания проекта (составляли короткие рассказы о истории гербов, картинки с изображением животных- отпечатанные или нарисованные самими обучающимися).А для проекта по биологии в 5 классе «Мой Экодом» дети собирали материал о строительных материалах, бытовой химии, животных и растениях, которые были бы безопасны для человека и окружающей среды – готовым продуктом являлся макет дома из экологически чистых материалов.
На более сложном этапе характер проектной работы меняется в сторону применения большей степени исследовательской деятельности учащихся, на использование дополнительных источников, наблюдении и исследовании. Это развивает не менее важную функцию: прививает привычку к самообразованию, способности находить и обрабатывать информацию, навык выводить свои собственные умозаключения, определять главное, приводить аргументы в защиту своей точки зрения.
Положительное, что дают проекты:
Значительное повышение мотивации и интереса в обучении
Развитие навыков самообразования и независимости от учителя;
Активизация всех видов восприятия и памяти;
Вовлечение в деятельность всех обучающихся в классе с разными учебными способностями;
Поощрение детского творчества и изобретательности;
Развитие чувства работы в команде и взаимодействия;
Таким образом, проектная работа способствует активизации резервных возможностей каждой личности, что и является задачей при интенсивном подходе и отражает главное положение интенсивной методики:
Обучение должно быть радостным и ненапряженным;
Обучение следует осуществлять на сознательном и несознательном уровнях;
В обучении следует применять обычно неиспользуемые резервы сознания с целью повышения результативности обучения.
Работая в классе с обучающимися, разными по способностям и развитию, учитывая возрастные, личностные и другие особенности в целом и каждого обучающегося отдельно, а также УМК. Следя за информацией новинок методической литературы, опытом работы коллег, пользуясь рекомендациями преподавателей курсов повышения квалификации, всегда стараюсь на своих уроках попробовать и применять то новое, что позволяет обучающимся реализоваться как личностям в условиях коллективных форм обучения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
Зубова Л.В. Психолого-педагогическая сущность развития в образовательном процессе: Сборник научных статей.-Оренбург: Изд-во ООИПКРО, 2000.
Соловова Е.Н., Апальков В.Г. Развитие и контроль коммуникативных умений: традиции и перспективы.-Москва: Педагогический университет «Первое сентября»,2006.
Источник