Развитие ребенка как предмет научного исследования

РЕБЕНОК-ДОШКОЛЬНИК КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ И СУБЪЕКТ ВОСПИТАНИЯ

Возраст (по определению Д. Б. Эльконина) – это относительно замкнутый период,

значение которого устанавливается местом на общей линии детского развития.

В связи с этим период детства необходимо рассматривать по следующим критериям:

социальная ситуация развития;

ведущий тип деятельности; уровень психического развития ребенка на данном этапе.

Период детства, согласно возрастной периодизации Д. Б. Эльконина, характеризуется

сменой ведущих типов деятельности. Переходы между периодами называются

кризисами возрастного развития.

Основу педагогической периодизации составляют, с одной стороны, стадии физического и психического развития, с другой стороны – условия, в которых протекает

воспитание.

Педагогическая периодизация:

1. Младенчество (1 год жизни).

2. Преддошкольный возраст (от 1 до 3 лет).

3. Дошкольный возраст (от 3 до 6 лет):

младший дошкольный возраст (3-4 года);

средний дошкольный возраст (4-5 лет);

старший дошкольный возраст (5-6 лет).

4. Младший школьный возраст (7-10 лет).

5. Средний школьный возраст (10-15 лет).

6. Старший школьный возраст (15-18 лет).

Раннее детство состоит из двух стадий – младенческого возраста (до 1 года) и раннего возраста (от 1 года до 3 лет).

В младенческом возрасте наблюдается полная зависимость от взрослого, который

обеспечивает полноценное вскармливание и достаточный гигиенический уход.

Ведущей деятельностью является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, внутри которого формируются предметные действия ребенка.

Задача взрослого – создать условия для нормального психофизического развития детей.

Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения генетической задачи развития, которая отражает систему отношений «ребенок – взрослый» (М. Ю. Кистяковская, Е. О. Смирнова, С. Л. Новоселова, М. И. Лисина, Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина и др.).

Отличительные особенности младенческого возраста: быстрый темп физического и

психического развития; формирование двигательной активности и сенсомоторной

координации; формирование интеллекта на основе действий с предметами; появление

первых слов, имеющих ситуативный характер, понятных близким людям; интенсивное

развитие общения со взрослым: первая форма общения – эмоционально-непосредственная (ситуативно-личностная), вторая форма общения –

эмоционально-опосредованная (ситуативно-деловая); начало формирования образа «Я»,

появление первых желаний («хочу», «не хочу»); восприятие разнообразия ярких цветов, звуков, форм; развитие эмоциональной отзывчивости на музыку, пение.

Эти особенности определяют содержание и условия педагогической работы.

Ребенку первого года жизни необходимо обеспечить общение со взрослыми.

Позитивное, эмоционально окрашенное общение основывается на сотрудничестве

с ребенком, формирует у него уравновешенность, чувство защищенности, познавательную

активность.

Основные реакции и умения в разные периоды младенчества: от 1 до 3 мес. – зрительные и слуховые реакции (улыбка и комплекс оживления); от 3 до 6 мес. – развитие движений рук (хватательных, умения брать из рук взрослого предмет); голосовые реакции (гуление); подготовительные движения к ползанию; совершенствование

зрительных и слуховых реакций (различение); от 6 до 9 мес. – лепет, ползание,

понимание речи взрослых; от 9 до 12 мес. – подражание звукам и действиям;

развитие специфических действий с предметами (возникают «соотносимые

действия»: вынь-вложи разнообразные вкладыши, сними-надень кольца пирамидки и пр.); развитие ходьбы.

В раннем возрасте (с 1 года до 3 лет) ведущей деятельностью становится предметная.

Психолого-педагогические особенности рассматриваются под углом зрения важности

общения ребенка и взрослого именно в ней (Н. М. Щелованов, Н. М. Аксарина,

К. Л. Печора, С. Л. Новоселова, Л. Н. Павлова, Э. Г. Пилюгина, Г. Г. Филиппова и др.).

В раннем возрасте происходит дифференциация предметно-практической и игровой

деятельности. Процессуальная игра складывается как самостоятельный вид деятельности.

Отличительные особенности раннего возраста: темпы роста и физическою развития

по сравнению с младенческим возрастом несколько снижаются; интенсивно

созревают сенсорные и моторные зоны коры головного мозга, более отчетливо

проявляется взаимосвязь физического и нервно-психического развития; увеличивается

подвижность нервных процессов, совершенствуется их уравновешенность; увеличивается период активного бодрствования (до 4- 4,5 ч); организм лучше

приспосабливается к условиям окружающей среды; ребенок овладевает основными

жизненно важными снижениями (ходьба, бег, лазание, действия с предметами);

овладевает элементарными гигиеническими навыками и навыками

самообслуживания (самостоятельно ест ложкой – 1 год 6 мес.; контролирует физиологические отправления – 1 год 6 мес. – 2 года; частично раздевается при помощи

взрослого – 1 год 7 мес. – 2 года; частично одевается при помощи взрослого – 2 года); активно интересуется окружающим миром, задает вопросы, много экспериментирует, наблюдает, закладываются основы наглядно-образного и

символического мышления; овладевает родным языком, использует основные грамматические категории и слова разговорной речи; проявляет интерес к другому человеку, испытывает доверие к нему, стремится к общению и взаимодействию

со взрослыми и сверстниками; осознает свою половую принадлежность

(«Я – мальчик», «Я – девочка»); испытывает повышенную потребность

в эмоциональных контактах со взрослыми, ярко выражает свои чувства;

появляется фундаментальная характеристика ребенка 3 лет («Я сам», «Я могу»),

что находит выражение в самостоятельности и инициативности; возникает стремление

к достижению результата своей деятельности.

Конец этого периода знаменуется кризисом 3-х лет, в котором выражается возросшая

самостоятельность ребенка и целенаправленность его действий. Основными симптомами

этого кризиса являются негативизм, упрямство, строптивость и своеволие, бунт против окружающих. За этим стоят личностные новообразования: «образ Я», личное

действие, чувство гордости за свои успехи и достижения.

При правильном поведении взрослого протекание кризиса можно смягчить. Необходимо помнить, что при всем стремлении к самостоятельности у взрослого остается важнейшая

функция ценителя достигнутых результатов, которую ребенок еще не освоил.

Отсутствие у ребенка интереса к оценке взрослого, потребность только

Читайте также:  Развитие ребенка с пеленок

в положительной оценке независимо от достигнутого, отсутствие переживания

неуспеха в деятельности – признаки неправильно складывающихся взаимоотношений.

Оценка взрослого способствует возникновению и развитию у ребенка «образа Я»;

потребность в одобрении, признании поддерживает уверенность в себе, своих силах,

в том, что он хороший, что его любят. При затруднениях взрослый незаметно помогает ему, воздерживаясь от негативных оценок,

которые влияют на взаимоотношения ребенка с другими детьми и могут

привести к эмоциональному неблагополучию в группе. Таким образом, становление

«образа Я» и самооценки знаменует переход к новому этапу развития – дошкольному детству.

Дошкольный возраст (3-7 лет) начинается с изменения ведущей деятельности –

появляется ролевая игра. Взрослый становится эталоном, образцом для подражания.

В игре моделируются отношения, происходит развитие общих и специфических

способностей ребенка.

Общая характеристика возрастных особенностей дошкольников: ребенок-дошкольник,

как личность, находится в стадии становления, созревания и развития, ни одна сторона психики не носит завершенного характера; самоценность периода

определяется наличием субкультуры детства, ролевой игры как ведущей деятельности

ребенка; это период начальной социализации ребенка, приобщения к миру культуры,

общечеловеческих ценностей, норм и правил, определяющих установление

начальных отношений с ведущими сферами познания – миром людей, предметов, природы и собственным внутренним миром; ребенок в этот период может учиться по определенной программе, т.е. обладает обучаемостью, но лишь в той мере,

в какой она является его «собственной программой» (Л. С. Выготский), т.е.

отвечает его интересам и потребностям; неповторимые особенности физического,

социального, психического развития проявляются в своеобразии способов познания

и деятельности дошкольника; эмоциональная насыщенность всех сфер жизнедеятельности ребенка, его непосредственность, оптимизм создают условия для

эмоционально-практического познания мира и самого себя; у ребенка существует зависимость от взрослого, потребность в общении с ним;

важнейшими достижениями психического развития дошкольника являются

произвольность поведения и деятельности, способность к самоконтролю, логическому

мышлению, складывание личного самосознания ребенка.

Формируется готовность к систематическому обучению в школе.

Период дошкольного детства делится на несколько этапов, и это деление различно в разных образовательных программах. В программе «Истоки» выделены два этапа:

младший дошкольный возраст (от 3 до 5 лет)

и старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет).

В младшем дошкольном возрасте (3-5 лет) сохраняется особенность раннего возраста – потребность во взрослом, который выступает уже не носителем предметного мира,

а законодателем норм и правил поведения.

Отличительные особенности младшего дошкольного возраста: возникает интерес и

желание вести здоровый образ жизни (выполнять гигиенические процедуры,

режим дня, совершенствовать движения); происходит дальнейший рост и

развитие организма, совершенствуются все морфофункциональные системы;

интенсивно развиваются моторные функции, возрастает двигательная активность;

движения имеют преднамеренный и целеустремленный характер; увеличивается

работоспособность; совершенствуются основные виды движений, но

физические качества пока развиты слабо; отмечается слабость волевых

регуляций, усилий по преодолению трудностей; большая роль принадлежит

компетентности, в особенности интеллектуальной (возраст «почемучек»);

расширяются, качественно изменяются, возникают новые способы

ориентировки в окружающем, содержательно обогащаются представления и

знания о мире; наиболее интенсивно развивается память, однако она еще

носит непроизвольный характер; ребенок начинает использовать символические

представления предметов и событий, много фантазирует, прибегая к символическому

средству – речи.

Символическая функция – качественно новое достижение в умственном развитии

ребенка младшего дошкольного возраста – знаменует собой зарождение внутреннего

плана мышления, который нуждается во внешних опорах (игровых, изобразительных,

вещественных): ребенку свойствен наивный антропоморфизм, по его мнению, все окружающие предметы способны «думать» и «чувствовать», как он сам;

ребенок – реалист, для него реально все, что существует; ребенку свойствен

эгоцентризм, он не умеет видеть ситуацию глазами другого, всегда оценивает ее со своей точки зрения; способность к целеполаганию находится еще в стадии становления; наблюдается элементарное планирование деятельности, предполагающее 2-3 действия; ребенок начинает понимать «язык чувств», экспрессию (выражение радости, печали и т.п.); способен сдерживать непосредственные ситуативные желания

«Я хочу»; он начинает проявлять сочувствие, сопереживание, которые становятся

регулятором поведения и общения; возрастает интерес к сверстникам, осознание своего положения среди детей; ребенок становится более самостоятельным,

инициативным.

В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) все психолого-педагогические особенности личности ребенка становятся более содержательными: существенно повышается

уровень произвольности и свободы поведения. Появляется более адекватная оценка

успешности в разных видах деятельности и стойкая мотивация достижения.

Фактическое складывание личности связано с устойчивым соотношением мотивов

(А. Н. Леонтьев). Формируется их соподчинение, т.е. иерархия мотивов. На

этой основе формируется воля и произвольность.

Отличительные особенности старшего дошкольного возраста: возникают первичные этические инстанции (моральные сознание, оценки, регуляция поведения, социальные и нравственные чувства), соблюдение норм, правил становится одним из важнейших

критериев оценки людей; формируется «внутренняя позиция»

(С. Г. Якобсон, М. И. Лисина), желание помочь сочетается со сравнением себя

с литературными героями, сверстниками, при этом внутренняя общность делает

возможными как активно-действенное сопереживание, так и взаимопомощь, содействие другому (Е. О. Смирнова); самосознание сочетается с самопознанием

собственной индивидуальности, самоценности; преобладает оценочное,

объектное отношение к себе и другим, что порождает постоянное самоутверждение,

демонстрацию своих достоинств, их аргументирование и может вызвать проблемные формы межличностных отношений (повышенная конфликтность, неуверенность в себе

, застенчивость, агрессивность).

Все базисные характеристики старшего дошкольника находятся в стадии содержательного развития. Ребенок этого возраста отличается внутренней раскованностью, открытостью в общении, искренностью в выражении чувств, правдивостью.

Читайте также:  Место сказки в развитии ребенка

Задача педагогов заключается в том, чтобы способствовать возникновению реальной

общественно-значимой и оцениваемой учебной деятельности.

Иными словами, возникает проблема готовности ребенка к школе.

К концу дошкольного возраста ребенок резко меняется. Возраст 6-7 лет нередко называют

возрастом «вытягивания» (ребенок быстро вытягивается в длину) или возрастом

смены зубов (к этому времени обычно появляются первые постоянные зубы).

Развивается кризис 7-ми лет. Существуют доказательства того, что кризис помолодел

и нередко наступает в 6,5 лет.

Ориентация на социальные нормы не порождает острых конфликтов с

окружающими, поэтому негативные проявления кризиса 7 лет (нарочитость, кривляние

, манерность, вертлявость, клоунада, шутовство) выражены слабо.

Суть этих изменений Л. С. Выготский определил как утрату детской непосредственности: связь между внутренней (переживаниями) и внешней

(поступками) жизнью ребенка отчасти нарушается вмешательством интеллекта

– ребенок хочет изобразить то, чего нет на самом деле. В детском саду и семье ребенок

может «по-взрослому» рассуждать о политике, аргументировать псевдонаучно свое

нежелание сделать что-либо. У детей появляется интерес к своему внешнему виду,

они спорят по поводу одежды, начинают подражать взрослым.

Все это говорит о том, что ребенок хочет занять позицию взрослого. Если у 7-летнего ребенка при высоком уровне ориентации на социальные нормы недостаточно

развиты способы их достижения, это приводит к уходу от деятельности, ребенок самореализуется в фантазиях. Случается и намеренное нарушение общепринятых норм, направленное не против взрослого, а против нормы («Я не маленький»).

Во время кризиса на первый план выступает игра с правилами, где можно реализовать направленность на общепринятые нормы. К концу кризиса начинает

формироваться ориентация на идеальный предмет – норму.

Разрушается старая социальная ситуация и складывается новая. Ребенок становится

учеником, а ведущая деятельность – учебной.

Педагогам и родителям необходимо обратить внимание, как у ребенка этого возраста развиты следующие качества (по Л. А. Венгеру): степень соответствия действий с

условиями поставленной задачи (действие в дидактически заданном направлении);

наличие (или отсутствие) стремления понять, уточнить, запомнить задачи

(как умственные, так и практические); уровень самостоятельности; тщательность

выполнения задачи; внимание и воспроизведение существенных особенностей

(предметов, явлений и т.д.) или наоборот – внешних форм; общественные особенности поведения и характер обращения к взрослому.

Источник

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детство – период, в течение которого взрослое поколение активно воздействует на младшее, формируя его способности, навыки, умения. Детство – неотъемлемая часть образа жизни и культуры всего человечества, любого отдельно взятого государства и народа, особый период индивидуального становления каждого человека, важнейший этап жизненного пути, начало самореализации личности в конкретном социуме.

Многочисленные исследования в области гуманистической и социальной педагогики рассматривают детство как начальную и особую стадию индивидуального жизненного цикла, когда генетические часы обеспечивают наиболее интенсивный рост человеческого организма, а ближайшая социокультурная среда закладывает основные особенности психики и опыт последующего социального поведения человека, помогает или тормозит самораскрытие уникального творческого потенциала человеческой индивидуальности и личности

В детстве обычно выделяют период младенчества (от рождения до 1 года), раннее детство (от 1 года д0 3 лет), дошкольный возраст (от 3 до 6 лет), младший школьный возраст (от 6 до 10 лет). Как показывает педагогическая теория и практика, по мере развития производства и повышения культурного уровня общества происходит постепенное сдвигание верхних возрастных границ. Постепенно выделились следующие показатели современных границ детства:

-возраст половой и психологической зрелости (медицинские нормы) – 14 лет;

-возраст трудовой дееспособности (трудовые законодательные нормы) – 16 лет;

-возраст совершеннолетия, согласно Конвенции ООН «О правах ребенка» (правовые нормы) – 18 лет.

В современной педагогической трактовке термин «ребенок» определяется так: «Ребенок – это физическое лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия), если по закону оно ранее не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме».

К выделенным выше возрастным периодам детства добавляются подростковый (от 11 до 14 лет) и юношеский (от 15 до 18 лет) возрастные периоды. Согласно трактовке, данной в Энциклопедии социальной работы (М., 1993), детство – это время отсутствия «взрослости», ответственности, узаконенной зависимости от заботы и экономической поддержки общества. Однако в разные эпохи отношение к детству, родительская забота о потомстве, его общественная защита, жизнеобеспечение, воспитание, восприятие степени значимости и полезности исторически изменялись.

Так, в архаических обществах уход за детьми и их воспитание были делом всей родовой общины, дефицит средств к существованию, отсутствие надежной пищевой базы племен увеличивали вероятность инфантицида (детоубийства) физически неполноценных и слабых младенцев. Право отцов или старшего в племени полновластно распоряжаться жизнью и смертью детей, их убийство по физическим признакам, социальной неполноценности или по причине ритуальных жертвоприношений было ликвидировано только в IV веке. В то же время в реальности детоубийство физически неполноценных детей сохранялось, в частности, у славянских народов вплоть до IX века и прекратилось лишь с укреплением христианства и введением обязательного обряда крещения новорожденных.

Права ребенка как ценность.

В свете представленной выше Конвенции, права ребенка рассматриваются как его свобода и возможности в различных сферах жизни и деятельности, направленные на обеспечение его жизненно важных потребностей и интересов, что находит отражение в законодательных, административных и других нормативных актах государственных органов власти.

В 1990 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о правах ребенка. Осенью 1993 года был принят Закон Республики Беларусь «О правах ребенка», который вступил в действие 11 декабря 1993 г. После принятия Закона в республике началось повсеместное целенаправленное ознакомление детей с их правами в ходе учебно-воспитательного процесса. В 1995-1996 учебном году в школах Беларуси был введен спецкурс «Права ребенка» объемом 10 учебных часов в каждом классе.

С принятием этого Закона изначально была связана разработка Национального плана действий Республики Беларусь по защите прав детей на 1995-2000 гг. В 1999 году был создан Национальный план развития образования в области прав человека на 1999-2004 гг. Этим планом предусматривалось создание в Республике многоуровневой системы образования в сфере прав человека и прав ребенка, издание учебников и учебно-методической литературы, подчеркивалась необходимость изучения курсов соответствующего содержания в условиях образовательных учреждений.

Закон «О правах ребенка» основывается на положениях Конвенции о правах ребенка, Конституции Республики Беларусь и определяет правовой статус детей, обеспечивая их физическое, нравственное и духовное здоровье, формирование национального самосознания на основе общечеловеческих ценностей. Закон включает 5 разделов (см. схему 11).

Закон «О правах ребенка» имеет базовый характер в области прав детей, его принятие вызвало необходимость пересмотра содержания действующих на то время законов и принятия новых, где отражались бы различные аспекты проблемы защиты прав детей. К числу законодательных актов, действующих в Республике Беларусь и имеющих непосредственное отношение к рассматриваемой теме помимо Закона «О правах ребенка», относятся;

Закон «О гражданстве Республики Беларусь» (1991 г., новый вариант – 2002 г., редакция – 2006 г.);

Закон «Об образовании в Республике Беларусь» (1991 г., редакция – 2002 г.);

Закон «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (1992 г., новая редакция – 2002 г.);

Закон «Об общих началах государственной молодежной политики в Республике Беларусь» (1992 г., редакция – 1997 г.);

Закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Республике Беларусь» (1999 г.);

Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь “О правах ребенка» (2000 г.);

Закон «О профессионально-техническом образовании» (2003 г.);

Закон «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)»(2004 г.);

Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (2005 г.);

Закон «Об общем среднем образованию) (2006 г.), раскрывающий права, обязанности и ответственность как учащихся школы , так и их законных представителей , а также педагогических работников.

9.Позиция ребенка в образовательном процессе.

Реализуя одно из своих фундаментальных прав, а именно, право на образование, ребенок большую часть своего детства проводит в роли ученика. От того, какой опыт получит он в школе – опыт дружеской и доверительной атмосферы, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт учебы в атмосфере безразличия, равнодушия, жестокости – во многом зависит его успешность в социуме и степень самореализации.

С усилением тоталитарной государственной системы в советский период в практике обучения и воспитания стали преобладать жесткая регламентация и контроль за сознанием растущего человека (восприятие ребенка как объекта воздействия со стороны взрослых),- «подгонка» его под заданный «шаблон личности» (воспитание без учета индивидуальных и половозрастных особенностей), нарушение прав учащихся (унижение и подавление личности ребенка, несоблюдение его интересов и т. д.), авторитаризм педагогов (опора на методы требования, приказа, запрета; ориентация на мнение исключительно педагога и др.).

Исходя из этого, система образования в предыдущие десятилетия была ориентирована на знаниевую модель, в основе которой были субъект-объектные отношения учителя и учащегося: управление деятельностью принадлежало учителю, а ученик был вынужден исполнять все, что предписывалось педагогом, нередко подчиняя ему свои интересы, мировоззрение и предпочтения. Этим и объяснялись те роли, которые доминировали в обучении и воспитании. Как показывает практика, для многих учителей и сегодня характерны следующие позиции: диктатор, консерватор, критик-эксперт, образец для подражания, руководитель процесса, лидер, а для ученика, соответственно, – подражатель, исполнитель, ведомый, стажер, участник процесса. При этом уважение к личности ученика и партнерские отношения часто декларируются только внешне, а некоторыми педагогами даже игнорируются.

Как правило, такое построение взаимодействия ученика и учителя приводит к равнодушному и даже негативному отношению ребенка к процессу учения, а нередко и к «отчуждению» учащегося от школы. Для того чтобы усваиваемые ребенком знания об окружающем мире имели для него личностный смысл, необходимо придать его деятельности ценностно-ориентационный характер, что предполагает его субъектное (личностно заинтересованное) отношение к образовательному процессу.

Рассматривая ученика как субъекта своего образования, следует представить такой тип образовательного процесса, который построен на основе усиления индивидуализации учения, обогащения и оптимизации его средств с целью развития личности ребенка, его самости и уникальности; в котором происходит согласование различных компонентов индивидуального опыта ребенка с нормативным опытом культуры; превращение его самостоятельной деятельности в самообразование, саморазвитие, самореализацию; в котором учение и обучение взаимно согласовываются с учетом познавательных особенностей учащихся, а в процессе познания школьниками внутреннего и внешнего миров происходит обеспечение широкого круга их учебных позиций и ролей.

Читайте также:  Недоношенный ребенок после 2 лет развитие

Источник