Развитие ребенка это в педагогической антропологии

Понятие и сущность педагогической антропологии

Определение 1

Педагогическая антропология – это специальная наука, занимающаяся исследованием человека как феномена, а также изучением его развития и влияния человечества на человека.

Выделением антропологии в самостоятельную науку поспособствовал тот факт, что с течением времени и развитием педагогики, было получено огромное количество информации о воспитании и развитии человека, особенностях его взросления, влиянии на человека общества, истории, науки и т.д. Все эти знания необходимо было систематизировать, чтобы выделить эффективные методы воспитания человека, чем в итоге и стала заниматься педагогическая антропология.

Со временем и внутри самой педагогической антропологии стали выделять и вычленять самостоятельные научные течения. На сегодняшний день существуют такие виды антропологии как философская, социальная, культурная и т.д. Каждая из них исследует развитие человека в каком-то определенном ключе (в рамках религии, культуры, философии и т.д.), и только лишь педагогическая антропология является универсальной, так как изучает человека с разных точек времени его взросления.

Педагогическая антропология занимается изучением не взрослого человека, а ребенка. В связи с чем, ее основная цель заключается в фиксации облика ребенка, его изменений под влиянием разнообразных внешних факторов (социокультурных, экологических, природных и т.д.) и описании типичной для данного возраста динамики изменения личности и облика детей. Помимо этого, она занимается определением и описанием антропометрических показателей развития и изменения ребенка от таких факторов как содержание воспитательной системы, режим конкретного образовательного учреждения и т.д.

Замечание 1

Таким образом, педагогическая антропология дает необходимую информацию не только для человековедения, но и для всей педагогики в целом. Данная наука предоставляет знания, которые являются важными для понимания того, как происходит очеловечевание человека, его становление в обществе, а также о том как люди разного возраста влияют друг на друга.

Задачи педагогической антропологии

Основными задачами педагогической антпропологии являются:

  1. Поиск закономерных взаимосвязей между биологическим развитием человека, заложенным в нем природой и внешними факторами, влияющими на процесс его развития.
  2. Снабжение теории и практики воспитания необходимыми знаниями и ориентирами в области закономерностей становления и развития человека.
  3. Разработка эффективных и действенных методов развития и воспитания человека, на основании применения полученных в ходе исследования результатов.
  4. Предупреждение о возможных опасностях или сложностях в процессе развития человека, отрицательном влиянии на его развитие разнообразных внешних факторов и минимизация данного влияния.
  5. Разработка учения о разнообразных педагогических «болезнях», описание их признаков, причин, видов и особенностей течения.
  6. Для решения поставленных задач педагогическая антропология опирается на знания психиатрии, психологии и психоанализа. Помимо этого, используются знания специальных разделов психологии и психиатрии (нозология, дифектология и т.д.).

Предмет педагогической антропологии

Замечание 2

Объектом педагогической антропологии являются отношения «человек-человек». Предметом педагогической антропологии является человек развивающийся.

Для того, чтобы понять предмет педагогической антропологии, прежде всего, необходимо понять, что же понимает данная наука под человеком и его природой. В педагогической антропологии «человек» – это основа всех исследований науки. Ей важно максимально раскрыть не просто понятие «человек», но и исследовать со всех сторон природу воспитания и развития ребенка под воздействием внешних факторов.

На сегодняшний день человек является предметом многих наук. Информация о человеке колоссальна, накоплено много знаний из разных областей и наук. Однако при всем при этом остается и множество вопросов, в плане человеческой природы и нет ответов, удовлетворяющих их в полной мере.

Человек многообразен, именно поэтому его изучением и исследованием занимается большое количество наук с разных точек зрений и аспектов. Все полученные в ходе исследования знания используются для разработки простых, но в тоже время действенных методов и способов развития с учетом особенностей каждого человека.

Исходя из исследования предмета педагогической антропологии, она приходит к следующим выводам:

  1. Изучение и исследование ребенка на разных этапах его развития и становления, показало, что человеку и ребенку присущи общие особенности (биосоциальность, духовность, креативность, целостность и т.д.). Следовательно, понятия «ребенок» и «человек», в рамках педагогической антропологии являются тождественными.
  2. Развитие и воспитание в ребенке физических и духовных ценностей в последующем оказывает влияние на его сознание, формирование жизненных приоритетов и принципов. То есть от развития тех или иных качеств личности ребенка во многом зависит то, каким он будет во взрослой жизни, его дальнейший жизненный путь и в целом будущее поколение всей страны.
  3. Каждый ребенок от рождения индивидуален, он обладает рядом определенных задатков, которые необходимо развивать в процессе жизнедеятельности. В ходе такого развития ребенок становится личностью.
  4. Воспитательно-образовательный процесс, в первую очередь, должен строиться на объективных законах человеческого развития. Воспитателю необходимо развивать не только чувственную сторону ребенка, но и физическую. При этом необходима их взаимосвязь друг с другом, то есть комплексное и всестороннее развитие.

Замечание 3

Таким образом, предметом педагогической антропологии является ребенок, то есть развивающийся человек. Исходя из предмета, формируется цель и задачи науки, подбираются приемы и средства исследования. Полученные в ходе исследований результаты используются для выделения простых, но в тоже время действенных методов воспитания и развития ребенка (человека).

Источник

Давыдова Л.С.

Аспирант кафедры педагогики

ФГБОУ ВПО Астраханский государственный университет

: mila.davydova.65@mail.ru

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Антропология, как наука о человеке, изучает человека развивающего, познающего. Проблема человека, духовно-нравственной личности, особенно остро стоит сегодня. Перед обществом встают новые задачи, проблемы, которые требуют нового стиля мышления, нового мировоззрения.

Миру нужен человек-творец способный поставить на службу человечеству все свои особенные интеллектуально-генетические возможности и неисчерпаемые силы природы. А для этого образование должно быть нацелено на раскрытие этих возможностей в каждом человеке и развитие их до высшего, творческого уровня.

Этой задаче посвящает свои разработки нетрадиционная педагогика. И её исходным пунктом является естественно-научный взгляд на личность и процесс её становления, уверенность в том, что уже природой заложена в человека возможность позитивного решения глобальных задач существования человечества на Земле. [1, 25]

Педагогическая антропология является философской базой воспитания, позволяющей понять и объяснить структуру целостной природы человека и его потребностей. Педагогическая антропология возводится в статус научной теории об «антропологическом основании воспитания». Значение «антропологического основания» состоит в разработке планов воспитательного действия и решении практических вопросов «по улучшению жизненных ситуаций».

Образование и воспитание человека состоит в том, чтобы соответствовать генетическим свойствам каждого индивида:

а) формировать его социальные качества на уровне высшей социальной морали и нравственности;

б) обучать некоторой конкретной профессиональной деятельности (опыт), имея в виду её конечную цель как уровень эксперта и творца;

в) развивать его психологические задатки до уровня одарённости.

Чтобы выполнить стоящие задачи: «Воспитатель должен стремиться узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями во всём его величии, со всеми его будничными мелкими нуждами и со всеми великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью; во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях, в радости, горе, в величии и унижении, в избытке и болезни, среди неограниченных надежд и на одре смерти, когда слово человеческого утешения уже бессильно. Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великих мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера. Тогда только и будет он в состоянии почерпнуть самой природе человека средства воспитательного влияния, – а средства эти громадны!»,- как писал К.Д.Ушинский [2,23].

Для антропологически безупречного воспитания характерен целый ряд особенностей:

– осознанная постановка гуманистических целей;

– антропологическая ориентированность – акцентирование на развитии человека;

– целостность и продуманность всех компонентов системы;

– четкая организация педагогического процесса;

– высокие нравственные ориентиры, природосообразные, ненасильственные методы воспитания.

Все антропологически безупречные педагогические системы:

– поддерживают свойственную детям активность;

– опираются на их жизненный опыт;

– прилагают специальные усилия, чтобы обеспечить каждому ребёнку успех в той или иной деятельности и признание значимых для него людей;

– организуют творческое сотрудничество детей друг с другом, с педагогами и родителями;

– создают условия для активного освоения ребенком о воспитании будущего пространства своего бытия;

– бережно относятся ко времени ребенка.

Все это способствует индивидуализации воспитательного процесса, обеспечивает развитие не только интеллектуальной, но и эмоциональной сферы, креативности и рефлексии, тела и духа; развертывание личностной индивидуальности всех его участников – и детей, и взрослых.

На эти педагогические концепции ориентируется современная педагогика, из них вырастают представления о воспитании будущего. [3,70]

Для педагогической антропологии основным является не столько вопрос о сущности человека, сколько его решения, которое должно определять пути и средства формирования личности, условия протекания этого процесса.

Развитие личности ребенка составляет внутреннее содержание объективно-закономерного процесса воспитания, его сущность. Человек целостен, любое педагогическое воздействие на человека вызывает изменения в физическом состоянии, эмоционально-нравственном настрое, когнитивных процессах.

В педагогической антропологии проблема развития личности имеет самое прямое отношение к практическим задачам воспитания и обучения. О повышении внимания к ребенку как к личности говорится во всех концепциях модернизации образования, с ней связаны возможности обновления современной педагогической практики.

«Личность – человек как участник историко-эволюционного процесса, выступающий носителем социальных ролей и обладающий возможностью выбора жизненного пути, в ходе которого он преобразует природу, общество, самого себя. В общественных науках личность рассматривается как особое качество человека, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общении. В гуманистических философских и психологических концепциях личность – это ценность, ради которой осуществляется развитие общества».[4,134].

Педагог должен осуществлять при работе с учениками личностный подход – как главную ориентация педагога, определяющую его позицию во взаимодействии с каждым учеником и коллективом. Оказать помощь ребенку в осознании себя личностью, в выявлении и раскрытии его возможностей, в самосознании, самоопределении, самореализации, самоутверждении.

Образовательный процесс по своей сути есть создание условий для развития личности, и, следовательно, он всегда является развивающим и личностно ориентированным, но проблема заключается в том, как понимать личность и где искать источники ее развития. [5,18].Развитие личности – результат постоянного взаимодействия ребенка и тех, посредников, на которых ложится ответственность передачи культурного наследия

При личностно ориентированном подходе личность становится самостоятельной, независимой, склонной к рефлексии, способной к творчеству, у неё появляется потребность к самосовершенствованию и постоянной работе над собой. Специфика личностно ориентированного подхода в восприятии ребенка абсолютной ценностью, в создании таких учебно-образовательных ситуаций, которые активизируют развитие личностно-смысловой, духовно-нравственной, ценностно-эстетической сфер личности.

Большинство сторонников личностно ориентированного подхода видят его задачи в воспитании современного поколения в духе активно созидательного труда, соблюдения и гармонизации интересов общества и личности, развития духовности человека, сохранения его физического и нравственного здоровья, формирования гражданственности, развитии сотрудничества субъектов образовательного процесса. Особый акцент учёными делается на духовно-нравственные ценности, которые понимаются не всегда однозначно: для А. В. Караковского – это Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек, для Б. Т. Лихачёва – это ценности Веры, Надежды, Любви, Истины.

Движущей силой развития личности являются следующие противоречия, разрешение которых происходит через формирование более высоких уровней деятельности появление новых потребностей:

– между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью, и возможностями их удовлетворения;

– возросшими физическими и духовными возможностями ребенка и старыми, ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности;

– растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности. [6,53].

Основная задача антропологического подхода заключена в поиске закономерных связей между биологически запрограммированным развитием человека и всеми видами воздействий на него – целенаправленных и не целенаправленных, преднамеренных и случайных, систематических и эпизодических. Сравнительное исследование воспитания детей в различных культурах, произведенное антропологами, оказало в последнее время сильное влияние на педагогику.

Укрепление антропологической позиции в социальном и педагогическом сознании заключается в том, что происходит постепенно осознание ценности человека как такового. Того, что самоопределение развития человека – главная цель общества, основное оправдание его существования, и в то же время развитие личности несет в себе большой заряд творческой активности и большую возможность полезной отдачи, что выгодно обществу.

Значит, цель образования и воспитания заключается в содействии ребенку в его самостоятельном развитии, взаимоотношениях с более широким кругом людей через культуру педагогической деятельности и педагога как личности, через защиту личности от пагубных влияний. Педагогика как часть культуры видит свою главную задачу в приобщении ребенка к культурному наследию социума и во включении его в культурную среду, в формировании у него ненасильственных способов разрешения любых социальных, особенно этнических, межнациональных конфликтов.

Внутренний мир личности открывается в акте саморефлексии и здесь начинается поиск индивидом своего подлинного «Я».

Эффективность воспитательной деятельности связана с тем, насколько глубоко удастся проникнуть педагогу в глубины детского бытия.

Ориентация педагога на постижение смыслов детского поступка или поведения означает приоритет в педагогической деятельности задач понимания ребенка. В процессе общения с ребенком целью педагога является постижение глубинных (бессознательных) смыслов (мотивов) поступков и поведения детей. Понимание – это процесс, подчиняющийся жесткой логике и включающий точно обозначенные процедуры:

  • выявление непонимания;
  • операции по его преодолению через обращение педагога к собственному интеллектуальному, эмоциональному, оценочному, культурному, педагогическому опыту;
  • рефлексию как размышление о смыслах.

В процессе понимания ребенка педагог реализует три типа познания:

  • когнитивное, когда он изучает каждый факт;
  • семантизирующее, когда он стремится досконально понять все, что есть ребенок;
  • «распредмеченное», когда он восстанавливает целостную картину и смыслы, которые сразу не были им угаданы или были угаданы не все.

Целостное видение ребенка педагогом помогает понять ему его уникальности. Важно и то, что на всех этапах понимания информация о ребенке рассматривается не как законченный, а как постоянно развивающийся материал, который каждый раз создается, а не воспроизводится по раз и навсегда заданному эталону.

Теории личности и личностного роста гуманистической психологии (К. Роджерс, А. Маслоу о человеке дают для педагогики такие установки на процесс педагогического взаимодействия:

  • Педагог не должен ни идеализировать, ни упрощать природу ребенка, он должен изначально признать возможность негативных и даже деструктивных тенденций и явлений в процессе развития ребенка. При этом важно понимание, что в каждом ребенке есть внутренние силы и возможности для конструктивного разрешения встающих перед ним проблем – важно лишь, чтобы были обеспечены условия, необходимые для реализации этих возможностей.
  • В процессе личностного роста важны становление психических функций, социализация, профессиональная подготовка детей, но приоритетным направлением являются личностное развитие, становление здоровой, адекватной и гибкой личности.
  • Смыслом воспитательной деятельности педагога является не формирование человека по заданным, пусть даже и культурным образцам и эталонам, а помощь ребенку в самореализации, раскрытии и развитии личностного потенциала, принятии и освоении им собственной свободы и ответственности за жизненные выборы.[7,163]

Педагогический процесс имеет дело с ребенком как целостной личностью, принимает его таким, каков он есть, и помогает ему «творить из себя» свободного, развитого, образованного, ответственного человека.

Литература:

1.Беспалько В.П. Природосообразная педагогика. М.: Народное образование,2008.

2.Ушинский К.Д. Избр.пед.соч.: в 2-х т. Т.1. М.: Педагогика. 1974.

3.Максакова В.И. Педагогическая антропология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4.Педагогический энциклопедический словарь/Гл. ред. Б.М. Бим-Бад; Редкол.: М.М.Безруких, В.А.Болотов, Л.С. Глебова и др. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

5.Шакиров И.А. Антропологические основы образовательного процесса: монография/ И.А.Шакиров. – Астрахань: Астраханский государственный университет, Издательский дом «Астраханский университет», 2011.

6.Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник / Г. М. Коджаспирова. – М.: КНОРУС, 2010.

7. Коджаспирова Г.М.Педагогическая антропология. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «ГАРДАРИКИ», 2005.

Источник