Развитие ребенка это тропа

Оксана Матлак
Экологическая тропа как средство экологического образования детей дошкольного возраста

Экологическое образование – это, прежде всего, общение с природой, без этого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, бережно и эмоционально относиться к ней. Грамотное оформление экологической тропы на территории детского сада позволяет педагогам эффективно организовать процесс экологического образования, так как большая часть экологических занятий должна проводиться на свежем воздухе. Хорошо продуманное оборудование экологической тропы позволяет педагогам даже обычную прогулку использовать для ознакомления дошкольников с новым материалом, закрепить пройденный, воспитывать у детей эмоциональное, бережное отношение к окружающему миру, развивать его ощущения и учить видеть новое в привычных объектах.

Экологическая тропинка – один из важнейших компонентов экологической развивающейся среды. В дошкольных учреждениях она выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.

Организуя работу на экологической тропе с детьми дошкольного возраста решается комплекс взаимосвязанных задач обучения,воспитания и развития:

– формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника прежде всего, как средства становления осознанно-правильного отношения к природе;

– развитие познавательного интереса к миру природы;

– формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

– воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

– формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями;

– формирование первоначальной системы ценностных ориентаций; восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой;

– освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

– формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь – уход за живыми объектами, а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

-формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Исследованиями педагогов и психологов доказано, эмоциональное отношение детей к объектам природы, знакомство с рядом животных, растений, уход за ними играют большую роль в формировании экологически грамотных представлений об окружающей среде.

При отборе содержания экологического образования дошкольников необходимо учитывать существование различных направлений экологии: биоэкологии, прикладной экологии и социальной экологии.

Работа на экологической тропе тесно связана с развитием эмоций у детей, умения удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, умении видеть красоту окружающего мира. Для экологии характерна высокая степень интеграции, поэтому в содержании экологического образования дошкольников включаются элементы географических, исторических знаний, искусства.

Важно формировать у детей потребность в самостоятельном изучении природы. Осуществить эту задачу также можно на экологической тропе, где ребенок познает окружающий мир, самостоятельно выделяет связи и зависимости,существующие в природе: наблюдая за объектами и явлениями неживой и живой природы он активно взаимодействует с ними.

Таким образом, экологическая тропа позволяет детям дошкольного возраста:

– наглядно познакомиться с разнообразными процессами, происходящими в природе;

– изучать живые объекты в их естественном природном окружении;

– получить навыки простейших экологических исследований;

– понять общую связь живого организма с внешней средой, наблюдать жизнь живых организмов, их влияние друг на друга.

Работа на экологической тропе позволяет решить практически все задачи экологического образования дошкольников, что дает возможность рассматривать экологическую тропу как средство экологического образования детей дошкольного возраста.

Организуя экологическую тропу, мы изучили состояние территории детского сада, результаты работы выполненной при составлении экологического паспорта. На основе полученных данных составили карту – схему, на которой обозначили видовой состав растений, животных, наличие участков представляющих интерес для работы с детьми.

Основным критерием выбора маршрута и объектов экологической тропы является включение большого количества разнообразных, привлекающих внимание детей объектов, их доступность для дошкольников. В качестве объектов экологической тропы нами выбраны различные виды растений – деревья, кустарники, травы, клумбы, отдельно цветущие растения, искусственно созданные точки (озеро, деревенский дворик, птичья столовая, арктика, стойбище и др.)

Карта-схема содержит небольшое количество информации в виде кружочков с цифрами изучаемых объектов. Все эти точки соединены линией, стрелками указывающими маршрут, по которому они идут от одного объекта к другому. Нами были изготовлены таблички с рисунками, подписями для точек маршрута, составлен паспорт экологической тропинки с информацией для воспитателей об объектах тропинки. При описании объектов даются его биологические, экологические характеристики, особенности распространения, происхождения названия, народные названия, отражение его образа в стихах, народных приметах, отмечается его роль в жизни людей, рекомендации по использованию объекта в работе по экологическому воспитанию дошкольников и просвещению родителей.

Количество посещений экологической тропинки зависит от возраста детей и целей воспитателя. В разное время можно посещать разные точки, даже одну точку за прогулку. Одни и те же объекты можно посещать много раз, особенно в разные сезоны.Важно помнить об интегрированном подходе: на тропинке с детьми занимается воспитатель, но свои впечатления об увиденном они затем выражают на занятии по музыке, изобразительной, театрализованной деятельности, в подвижных и дидактических играх.

Для повышения интереса детей, к занятиям педагоги совместно с детьми выбирают «хозяина тропинки» – сказочного героя – Боровичка, Лесовичка, медвежонка Умку и т. п.

Читайте также:  Норма полового развития ребенка

В каждой группе может быть свой «хозяин тропинки». Он встречает детей вначале маршрута, периодически посылает детям письма-задания, участвует в конкурсах, театрализованных представлениях. За оказанную помощь, выполненные задания-загадки, сказочный персонаж иногда оставляет на тропинке сюрпризы, сладости, книги о природе, игрушки.

На экологической тропинке можно и нужно применять разнообразные формы и методы работы – наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии, опыты.

Поиск новых наиболее эффективных форм и методов с детьми на экологической тропинке, способствует активизации самостоятельной деятельности, стимулирует их познавательный интерес.

Знания, полученные детьми на занятиях, помогают им во время наблюдений самостоятельно понять происходящие в природе процессы, явления, провести собственные исследования, обобщить материал; способствует формированию экологически грамотного, безопасного для природы и здоровья человека поведения.

Работа на экологической тропе проводится как дополнение к познавательным занятиям по общеразвивающим, комплексным и парциальным программам экологического направления.

Источник

«Индивидуальная тропа развития»

перспективный план коррекционной работы

                                                                               средняя группа

>

                                                       Воспитатель Шитякова А.Ю.

Описание опыта работы

«Активизация речевого общения посредством развития мелкой моторики рук».

                                                                    Шитякова Алена Юрьевна

Ребёнок не говорит. Ребёнок говорит плохо. В каждой семье по- разному относятся к этому явлению. Одних тревожит уже то, что малыш к году говорит лишь два-три слова. Другие спокойны, несмотря на то, что трёхлетний ребёнок не может составить простейшую фразу, владеет лишь небольшим количеством обиходных слов. Такие родители считают, что со временем их ребёнок догонит сверстников, заговорит сам.

И очень ошибаются. Чаще всего задержка развития речи тяжело сказывается на общем развитии ребёнка, не позволяет ему полноценно общаться и играть со сверстниками, затрудняет познание окружающего мира, замедляет эмоционально-психическое развитие ребёнка.

К сожалению, в настоящее время, отмечается очень низкий уровень развития речи детей, поступающих в детский сад, вплоть до установленного диагноза «задержка речевого развития». Малыши не только не могут произносить большинство звуков, но и не способны понимать значение многих слов и выражений.

Однако, если вовремя помочь ребёнку, постоянно использовать все способы развития, активизации речи, эти серьёзные проблемы можно успешно решить. В этом и состоит основная задача данной работы.

Уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. Р. Лурия. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами?/И наоборот: почему ребёнок, сосредоточенно пишущий или рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Работая над данным проектом, основной целью мы ставили перед собой – усовершенствовать навыки детей в различении звуков речи на слух и в произношении. Упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, помогут ускорить реакцию детей, повысить темп их интеллектуального развития. Оживить обучающие занятия, заставить детей азартно, весело, в хорошем темпе выполнять предлагаемые задания – вот чему должны помочь написанные в стихах упражнения. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, ритмичностью, настраивает на радостную, активную работу. Разрабатывая проект «Индивидуальная тропа развития», мы учитывали возрастные особенности детей и особенности восприятия обучающего материала.

В приложении к статье приводится пример перспективного планирования работы педагога с тремя основными уровневыми подгруппами, детей среднего дошкольного возраста, включая демонстрационный и наглядный материал, а так же список литературы.

Индивидуальная тропа подразумевает разработку индивидуальных целей и методов обучения детей, имеющих определённые затруднения в освоении конкретной области развития(социальной, эмоциональной, познавательной, языковой).

Учитывая ниже изложенные результаты тестирования детей среднего возраста гр.»Колокольчик» на 2007-2008 уч. год, было принято решение разработать перспективный план индивидуальной работы с детьми из трёх основных групп развития на весь период учебного года по направлению «Развитие мелкой моторики рук, укрепление кисти».

Критерий оценивания по уровню развития средней группы

раздел «Тонкая моторика»

  1. Вырезывание простых форм, разрезание по линии.
  2. Копирование простых геометрических фигур.
  3. Обведение по контуру.
  4. Закрашивание ( штриховка) контура, не выходя за линии края.
  5. Правильное положение карандаша в руке.
  6. Качество работы кистью при аппликации.
  7. Степень определения ведущей руки.
Читайте также:  Консультация для родителей физическое развитие ребенка 4 года жизни

Для проведения коррекционных и вспомогательных занятий выбрали экспериментальную группу из трёх детей, соответственно трём уровням развития: по низкому, среднему и высокому.

Темы проектов на учебный год по средней группе:

Ноябрь

«Дикие животные», «Домашние животные»

Декабрь

«Зимушка-зима»

Январь-Февраль

«Путешествие в мир математики»

Март

«Транспорт»

Апрель

«Весна- красна»

Перспективный план работы по проблеме «Развитие мелкой моторики рук, укрепление кисти»

Низкий уровень развития:

Ноябрь ( 4 занятия)

1.- Пальчиковая игра «Утята»,(Савина «Пальчиковая гимнастика» стр. 19).

-Обведение по точкам «Котик»(см. приложение).

2 – Пальчиковая игра «Кошка мышка»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 14). -Штриховка «Кошечка» (см. приложение).

3.-Фигурки из пальцев «Собака»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 13). -Выкладывание из счётных палочек(спичек, зубочисток) «Конура для Барбоса» (по образцу).

4.-        Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (деревянные фигурки животных).

-Обведение по контуру, не отрывая руки «Ферма»(см. приложение).

Декабрь (5 занятий)

1.-Фигурки из пальцев «Ёлка», «Колокольчик», (В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 12,13).

-Обведение по контуру «Снежинка».

2.-«Растягиваем пальчики» (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр. 104).

-Задание «Дорисуй снеговика» (см. приложение).

3.-Дидактическая игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации).

-Лепка снежинок и выкладывание зимнего узора ( жгутики).

4.-Развивающие        игры со шнурочками (см. приложение). -«Волшебный узор Деда Мороза» (выкладывание волн, спиралек зигзагов -пластилин)

5.-        Развивающие игры с тонкими предметами: ручки, карандаши, палочки (см. приложение).

 -Обведение по контуру, составление узора из крупы «Рукавички»(см. приложение).

Январь (4 занятия)

1.-Гимнастика для пальцев с использованием неоднородных предметов (грецкий орех, камешки, бусины, абрикосовые косточки и т. д.)

-Обведение по шаблону, штриховка в разных направлениях «Воздушные шары», «Цифры»(см. приложение).

2.-Гимнастика для пальцее с остроугольными предметами (кубики, галька, детали конструктора и т. д.) -Аппликация из полосок бумаги «Гэометрические фигуры» (по образцу – см. приложение).

3..- Гимнастика для пальцев с использованием предметов овальной формы (жёлуди, шишки, морские камешки и т. д.) -Выкладывание узора из геометрических фигур и соединение его при помощи шнура.

4.-Шнуровка «Яблоко»^ «Ёжик с листочками», «Домик».

–    Объёмная аппликация «Ракета» (Л.М.Салолаева «Объёмные картинки»).

Февраль (3 занятия)

1 .-Растягиваем пальчики (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова

«Пальчиковая гимнастика» стр.104).

-Ручной труд -поделка из конуса и полосок «Матрёшка».

2.-Развивающая        игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации).

-Аппликация «Лисица» ( из геометрических форм, на примере треугольника- см. приложение).

3.-Пальчиковая        гимнастика «Сколько пальцев на руке», «Топал ёжик по дорожке…»( О.В.Узорова,Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр.5).

-Обведение окружности в заданном направлении( см. приложение).

-Лабиринт «Кто сколько бананов съел» (см. приложение)

Для детей среднего уровня развития используют тот же перечень упражнений, но с усложнениями разной степени.

Средний уровень развития:

Ноябрь ( 4 занятия)

1.- Пальчиковая игра «Утята»,(Савина «Пальчиковая гимнастика» стр. 19). (убыстрение темпа). -Обведение по точкам «Котик»(см. приложение).

(увеличение расстояния между точками).

2 – Пальчиковая игра «Кошка мышка»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 14) (

убыстрение темпа, игра с закрытыми глазами). -Штриховка «Кошечка»(см. приложение). (разностороннее направление штриха, составление сетки).

3.-Фигурки из пальцев «Собака»,(В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 13).

4. -Выкладывание из счётных палочек(спичек, зубочисток) «Конура для Барбоса» (по образцу). (без образца, по словесному объяснению).

-Дидактическая игра «Чудесный мешочек» (деревянные фигурки животных). (мягкие игрушки).

Обведение по контуру, не отрывая руки «Ферма»(см. приложение). (взять замкнутые формы).

Декабрь (5 занятий)

1. -Фигурки из пальцев «Ёлка», «Колокольчик», (В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр.12,13).( «Волк», «Лиса» В.Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» стр. 21).

 -Обведение по контуру «Снежинка». (усложнение узора снежинки).

2.-«Растягиваем пальчики» (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр. 104).

-Задание «Дорисуй снеговика» (см. приложение).( «Нарисуй такого же снеговика рядом»).

3.-Дидактическая        игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации).

-Лепка снежинок и выкладывание зимнего узора (жгутики).

(выкладывание узора из крупы на пластилине).

4.-Развивающие        игры со шнурочками (см. приложение).

(шнуровка с закрытыми глазами).

-«Волшебный узор Деда Мороза» (выкладывание волн, спиралек, зигзагов -пластилин), (выкладывание узора из крупы на пластилине).

5.-        Развивающие игры с тонкими предметами: ручки, карандаши, палочки (см. приложение).(убыстрение темпа).

-Обведение по контуру, составление узора из крупы «Рукавички»(см. приложение). ( усложнение узора).

Январь (4 занятия)

1.-Гимнастика для пальцев с использованием неоднородных предметов (грецкий орех, камешки, бусины, абрикосовые косточки и т. д.) .(усложнение упражнений).

 -Обведение по шаблону, штриховка в разных направлениях «Воздушные шары», «Цифры»(см. приложение).

2.-Гимнастика        для пальцев с остроугольными предметами (кубики, галька, детали конструктора и т. д.)

-Аппликация из полосок бумаги «Геометрические фигуры» (по образцу – см. приложение). (самостоятельное вырезывание).

3.-        Гимнастика для пальцев с использованием предметов овальной формы (жёлуди, шишки, морские камешки и т. д.) -Выкладывание узора из геометрических фигур и соединение его при помощи шнура. ( усложнение узора).

4.-Шнуровка        «Яблоко», «Ёжик с листочками», «Домик».

(шнуровка с закрытыми глазами)

-Объёмная аппликация «Ракета» (Л.М.Салолаева

«Объёмные картинки»).

Февраль (3 занятия)

1 .-Растягиваем пальчики (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова

«Пальчиковая гимнастика» стр. 104),

-Ручной труд -поделка из конуса и полосок «Матрёшка».

(«Лев»)

2.-Развивающая игра «Сложи узор» (выкладывание из бусин различной конфигурации). (усложнение узора).

 -Аппликация «Лисица» ( из геометрических форм, на примере треугольника- см. приложение). ( из разных геометрических форм).

Читайте также:  Предпосылки развития самосознания ребенка

З.- Пальчиковая гимнастика «Сколько пальцев на руке», «Топал ёжик по дорожке…» (О.В.Узорова, Е.А.Нефёдова «Пальчиковая гимнастика» стр.5).

-Обведение окружности в заданном направлении( см. приложение). (обведение спирали).

-Лабиринт «Кто сколько бананов съел» (см. приложение)

Приложение

В.Цвынтарный  «Играем пальчиками развиваем речь»

«Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в её норушке.

( Средний и безымянный пальцы упираются в большой.

Указательный и мизинец подняты вверх.)

«Мышка»

Серенький комок сидит

И бумажкой всё шуршит.

(Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.)

«Волк и лиса»

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

 Два пушистеньких хвоста.

(Волк. Большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде «лодочки» – верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем ещё мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем.)

В.Узорова. Е.А.Нефёдова.

«Пальчиковая гимнастика»

Растягиваем пальчики

Пальчик спрятаться решил.

Как он братцев насмешил!

Все хохочут: «Слушай, друг,

 Ты же виден всем вокруг!»

(Дети сгибают указательный палец правой руки, нажимают сверху большим пальцем левой руки, как бы «втыкая» кончик пальца в ладонь. Подушечка указательного пальца должна быть прижата к его основанию.)

«Ёжик»

Ёжик топал по дорожке

И грибочки нёс в лукошке.

Чтоб грибочки сосчитать,

 Нужно пальцы загибать.

  1. 2, 3, 4, 5.

(        пальцы разгибать).

«Собака»

У собаки острый носик, Есть и шейка, есть и хвостик.

(Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный- вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.)

«Колокольчик»

Колокольчик всё звенит,

 Язычком он шевелит.

(Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребёнок им свободно вращает.)

«Ёлка»

Ёлка быстро получается,

 Если пальчики сцепляются.

 Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи.

(Ладони от себя ,пальчики пропускаются между собой- ладони под углом друг к другу. Пальчики выставляются вперёд. Локотки к корпусу не прижимать.)

Л.П.Савина.

 «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников»

«Утята»

Раз- два – шли утята.

Три- четыре – за водой.

 А за ними плёлся пятый,

Позади бежал шестой.

 А седьмой от них отстал.

 А восьмой уже устал.

 А девятый всех догнал.

 А десятый испугался-

 Громко- громко запищал:

 -Пи- пи- пи- не пищи! – Мы тут рядом, поищи!

(Поочерёдно сгибать все пальцы правой, затем левой, руки, начиная с большого. Со звуков «Пи- пи- пи. . .» – ритмично сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

Ирина Лопухина

«Стихи и упражнения для развития ребенка»

ИГРЫ С МЕЛКИМИ ПРЕДМЕТАМИ

Постепенно уменьшая размеры предметов, с которыми играет ребенок, вы добьетесь большей точности движений, улучшения координации движений пальцев рук. От кубиков крупных размеров перейдите к более мелким кубикам, а также к простейшим конструкторам из пластмассы, дерева. Научите ребенка соединять две детали простым способом: сложить, свинтить.

  1. Дайте ребенку граненый карандаш. Пусть он поместит между ладонями и вращает карандаш, перемещая его от основания ладоней к кончикам пальцев.
  2. Другое упражнение: удерживать карандаш каждым согнутым пальцем. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец – снизу.
  3. Натяните на картонную коробку с отверстием в крышке тонкие резинки. Пусть ребенок, перебирая пальцами, «поиграет на гуслях».
  4. Сложите бумажную салфетку вчетверо. Ребенок может выщипывать двумя пальцами полукружья со сгибов. А теперь разверните салфетку и полюбуйтесь «кружевным» узором.
  5. Заранее удалите из игрушки (домика, машинки) какую-нибудь мелкую деталь. Пусть ребенок сам определит, чего не хватает, а потом найдет и вставит деталь.

«ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

В этой игре ребенок развивает зрительное внимание и память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Один из одинаковых наборов мелких игрушек нужно поместить в мешочек. Игрушки из такого набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же игрушку. Через 2-3 занятия малыш должен сам узнавать игрушки на ощупь, не ожидая показа парной.

«ИГРЫ С ШАРИКАМИ».

Ребенок овладел играми в мячи больших и малых размеров. Научите его простым играм с шариком.

  1. Попасть шариком в цель (в игрушку).
  2. Прокатить шарик (бусинку) по столу: подтолкнуть правой, поймать левой рукой.
  3. Держать шарик большим и указательным пальцем, большим и средним пальцем и т.д. Удержать шарик одним согнутым пальцем.
  4. «Футбол». Левая ладонь, лежащая ребром на столе, полусогнута. Это – «ворота». Пальцы правой руки поочередно «забивают гол» – подталкивают шарик к левой ладони.

«ИГРЫ СО ШНУРКАМИ»

  1. Разместите на столе шнурок, веревочку зигзагом и предложите ребенку «перепрыгнуть» каждым пальчиком через изгибы «ручейка». Так же можно «прошагать» по лесенке из шнурка.
  2. «Запутайте» два пальца ребенка в шнурочке. Предложите распутать.
  3. Так же поступите с игрушечным котенком. Предложите ребенку распутать клубок. Он с восторгом обнаружит внутри клубка игрушечного котенка, который играл с клубком и запутался.

Источник