Развитие ребенка это только адаптация его к культуре
Ирина Шевченко
Основы социокультурной адаптации детей младшего возраста
В современном российском обществе происходят радикальные изменения. Нет ни одной сферы общественной жизни, в которой не произошли бы значимые преобразования, требующие от человека иные образцы поведения, ценности, установки, ориентации и т. д. Переход от монокультуры к плюрализму и свободе духовной сфере объективно актуализирует необходимость активного приспособления большинства населения к новым условиям своей жизнедеятельности. В этих условиях возникает потребность в исследовании социокультурной реальности, которая складывается в российском обществе.
Проблемы социокультурной адаптации личности, таким образом, начинают приобретать одно из центральных мест в гуманитарной науке. Перед исследователями стоит задача понять, как осуществляется социально – культурная адаптация детей младшего возраста, чтобы потом провести объективную параллель с адаптацией современного российского гражданина к новым условиям, выявить насколько ему удаётся сегодня сохранить ценностный мир. В философских и социологических исследованиях адаптация представлена как процесс вхождения личности в социальную среду, освоения общественных норм, правил, ценностей, новых социальных ролей и позиций.
В отечественной психологии адаптация представлена как первая фаза личностного становления индивида, вступающая в относительно стабильную общность. Адаптация – присвоение индивидом социальных норм и ценностей, становление индивидуальности; интеграция – изменение жизнедеятельности окружающих людей. [8,272].
Огромное значение имеет социальная адаптация ребёнка, поступившего в школу как “процесс и результат согласования индивидуальных возможностей и состояния ребёнка с окружающим миром, приспособления его к изменившейся окружающей среде, новым условиям жизнедеятельности, структуре отношений в определённых социально – экономических общностях, установления соответствия поведения принятым в них нормам и правилам”[6,269].
Согласно Л. С Выготскому, социальная ситуация развития, представляет собой систему отношений между ребёнком данного возраста и социальной действительностью как исходного момента для всех динамических изменений просходящих в развитии в течение данного периода и определяющих целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому ребёнок приобретает новые и новые свойства личности [3].
По мнению М. Н Битяновой, адаптированный человек – это субъект жизнедеятельности и своего дальнейшего развития, он способен использовать данную ему социальную ситуацию для решения задач сегодняшнего дня и формирования предпосылок движения вперёд М. Н. Битянова рассматривает адаптацию ребёнка к школе как способность к развитию[2].
Успешная социальная адаптация детей начальной школы к условиям школьной среды помогает сформировать систему их отношений со сверстниками и взрослыми, базовые успешные установки, которые в существенной мере определяет в средней школе успешность обучения, эффективность стиля общения с учениками и взрослыми людьми, возможность самореализации.
Социокультурная адаптация понимается как процесс первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм ценностей её социокультурного окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду.
В социокультурном подходе адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к культуре. Основной задачей исследования является, прежде всего, определение степени оснащённости элементами культуры конкретного социокультурного процесса, в данном контексте процесса адаптации, а так же возможности применения полученных знаний в педагогической практике. Социокультурная адаптация выступает одним их основных факторов культурогенеза в целом, исторической изменчивости культуры, порождения инноваций и иных процессов социокультурной трансформации сообщества, а так же изменение черт сознания и поведения отдельных личностей [1].
Социокультурная адаптация – специально организованный процесс обучения и воспитания, направленный на обретение детьми младшего возраста своей целостности.
В младшем возрасте дети осваивают самые общераспространённые, жизненно необходимые элементы своей культуры. Задачей взрослых является формирование у нового поколения навыков, необходимых для нормальной социокультурной жизни. Задача детей – максимально полно овладеть “азбукой” культуры. Развитие социокультурных навыков характеризуется превалированием роли взрослого в отношениях, связанных с трансляцией культурного опыта, вплоть до использования механизмов принуждения ребёнка к постоянному выполнению определённых социокультурных стериотипов.
Социокультурная адаптация детей младшего возраста обеспечивается одновременным протеканием нескольких процессов, которые способствуют гармонизации детей на трёх уровнях: личности,культуры и общества:
– развитие, обеспечивающее становление индивидуально личностных характеристик ребёнка;
– инкультурация, направленная на усвоение технологий, образцов и требований культуры, результатом которой выступает интеллигентность личности, как совокупность приобретённых культурных норм, интегрированных с нормами родной культуры;
– социализация, обеспечивающая развитие социально – коммуникативных характеристик личности ребёнка.
Социокультурная адаптация младших школьников представляет собой процесс усвоения социальных норм, культурных ценностей и установления отношений сотрудничества в социуме. Сущность такого процесса состоит в обеспечении эмоциональной отзывчивости и восприимчивости младших школьников к культурным явлениям. По мнению А. Н. Леонтьева, познание мира и вхождение в культуру осуществляется в деятельности, которая является единицей жизни, опосредованной психическим отражением, реальная функция которого состоит в том, что оно ориентирует субъекта в предметном мире[4].
Основными критериями социокультурной адаптации младших школьников являются: социальная направленность активности личности, её устойчивость и результативность. Показателями социальной адаптации выступают учащихся :эмоциональная отзывчивость и восприимчивость к процессам и явлениям добротворчества, милосердия, сострадания, соучастия, сотрудничества ;развитая эмпатия, осознание социальных норм поведения и выражения стремление к ним; стремление к активной социальной позиции, способность к рефлексивной оценки своих поступков.
Специфика социокультурной адаптации детей младшего возраста содержит: осуществление процесса обучения и творчества на основе субъект – субъективных отношений, обеспечивающих успешность детей в учебной и в творческой деятельности; раскрытие и поддержку природных данных ребёнка, латентность воспитательных средств и методов, способствующих индивидуальному росту, развитию креативности личности [5].
ДОУ и начальная школа выполняет образовательную, развивающую,воспитательную функции: обеспечение детей богатством доступных научных общечеловеческих и культурных ценностей, выработка умения самостоятельно добывать знания и использовать их в жизни, формирование знаний, помогающих ребёнку самоопределиться как личности путём освоения культуры, духовных и нравственных ценностей.
Для того чтобы дети выработали социокультурные навыки, должна быть построена социокультурная среда,включающая:
– демонстрацию образцов из разных областей науки, практики и искусства;
– знакомство с носителями образцов деятельности, языка;общностное пространство реализации образцов самими детьми;
– самостоятельное предъявление своих достижений на выставках рисунков, в концертах и спектаклях, на олимпиадах [7].
В целях формирования социокультурных навыков и ориентаций детей младшего возрастамогут быть использованы следующие методы:
– анкетирование;
– диспут;
– дискуссия;
– проблемные ситуации;
– упражнения;
– игры;
– тренинги;
– тематические мероприятия;
– изучение обычаев, традиций, культуры народов, религий;
– изучение традиций и обычаев семьи и школы [7].
Эффективность социокультурной адаптации дошкольников и младших школьников обеспечивается функционированием целостной педагогической модели, в которой культурологическое, социологическое, досуговое сопровождение создаёт адаптивно – образовательное пространство для раскрытия и самореализации детей младшего возраста [5].
Итак, социокультурная адаптация – это процесс и результат вхождения ребёнка в новую социальную ситуацию развития – ситуацию школьного обучения, результатом которого является адаптированность (система качеств личности, умений и навыков, обеспечивающих успешность последующей жизнедеятельности0. Эффективная адаптация – одна из предпосылок успешной учебной деятельности, ведущая для детей младшего школьного возраста, так как представляет собой систему мероприятий, направленных на овладение новыми формами деятельности, поведения и общения.
Литература
1. Бережная, М. С. Психолого – педагогические исследования И. С. Бережная. – hhh://www/art-education.ru/
2. Битянова М. Н. Организация психологической работы в школе/М. Н Битянова. -М.:2000.
3. Выготский, Л. С. Собрание сочинений/ Л. С.Выготский: в 6 т. Т 4. М.: Педагогика,1982.
4. Леотьев А. Н,Философия психологии: из научного наследия / А. Н. Леонтьев. – М.: Изд – во Моск. ун – та,1994.
5. Малакуцкая, С. М Социокультурная адаптация детей в условиях дополнительного художественного образования / С. М.Малакуцкая: дис.. канд. пед.наук:13.00.05 :Москва, 2004. -175с.
6. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика: учебник / Л. В. Мардахаев. – М. 6 Гардарики, 2005 – 269 с.
7. Наумова, Н. Е. Роль педагога в приобщении детей – сирот к духовно – нравственным и социокультурным ценностям / Н. Е Наумова. – https://festival.l september.ru/artic/538161/les
8. Петровский, А.В Вопросы истории и теории психологии:избр. труды / А. В Петровский. – М.: 1984. – 272с.
Источник
ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В РЕГИОНАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ
(материал подготовила Тестова Ольга Борисовна,
воспитатель высшей квалификационной категории)
Патриот…Что вкладываем мы в это слово в современном мире?! Это слово, как и в далёкие века, означает самые сильные и глубокие чувства человека к его Родине. Воспитание – это наследование нравственных и этических ценностей культуры родного Отечества. Мы, взрослые должны посеять и взрастить в детской душе Семя любви к родному дому и семье, к истории и культуре страны и своего края, к родной природе. Веками складывалось то огромное богатство, которым каждому ребёнку распоряжаться, хранить и приумножать. Предметы, окружающие ребёнка впервые пробуждают их душу, воспитывают чувство красоты и любознательность. В чем же заключается смысл фразы « быть воспитанным».
Воспитанность человека заключается в его духовности, в гармонии нравственных качеств, в душевной тонкости и способности к самоконтролю, в ответственности и чувстве долга. Быть воспитанным не означает быть послушным .Смысл воспитанности в умении- осознавать разумность и необходимость соблюдения правил культурного поведения, умении радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных, ошибочных. Воспитанность не образуется сама по себе – это результат длительного процесса формирования у ребенка нравственно – этических основ поведения.
Дошкольное детство уникальный период в жизни человека, когда осуществляется развитие личности. Это время когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых – родителей и педагогов. Во все времена молодые родители испытывали потребность получать поддержку в воспитании своих детей.
Детский сад – первое общественное воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. От качества этой работы в значительной мере зависят уровень педагогической культуры родителей, а следовательно, и уровень семейного воспитания.
В течении многих лет педагогический коллектив нашего МДОУ №87 работает над проблемой взаимодействия детского сада и семьи. Основная цель этой работы – воспитание высоко нравственной, этически грамотной личности каждого ребенка.
С чего следует начинать воспитание ребенка? Желательно с себя. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки, слышит все их слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией и понимание партнерами друг друга. В отношениях между родителями и детьми центральное место (особенно с точки зрения ребенка) занимают тонкие чувственные, эмоциональные связи. Их надо развивать и беречь.
Организованные в детском саду совместно с родителями мероприятия по театрализации литературных произведений «В королевстве сказок», в корне изменило отношение родителей к детской художественной литературе. Увидев воочию насколько важно и ответственно для ребенка сыграть ту или иную роль, насколько искренне они представляют образ персонажа, убеждаются раз и навсегда, что пример литературных героев не менее значим для ребенка, чем пример взрослых, которые его окружают.
В ближайшем будущем, наш коллектив планирует организацию на базе детского сада семейного клуба музыкально-театрализованной деятельности. Клубы могут быть различными: спортивные, туристические, художественные, важно чтобы дети и родители занимались здесь единым делом в котором взрослые – равные с детьми партнеры, чтобы создавалась атмосфера истинного сближения родителей и детей, радость взаимообщения, сотворчества.
Духовный мир ребенка будет обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства переживания, через познавательный интерес. Обогащать этот мир сухими рассказами, беседами, занятиями просто бессмысленная трата сил и времени. Наша задача удивлять детей, быть всегда рядом с ними, помочь увидеть им невидимое, понять еще не познанное.
Россия – родина для многих. Даже в наше небольшой, но горячо любимой Республике Мордовия проживают более 40 национальностей. И несмотря на духовные, качественные и мировоззренческие различия они все дружны и едины. Благодаря переплетениям культур и традиций, республика развивалась и самосовершенствовалась. Каждый народ вносит в культуру Мордовии что-то своё неповторимое и уникальное, именно из-за этого она так многогранна и многолика. Тесное общение, любовь и уважение друг к другу, к религии и культуре привели нас к тому, что Мордовия стала им общим родным домом, где нет места недружелюбному отношению и неуважению друг к другу. Знакомство ребёнка с культурой своего народа необходимо, так как это является мостом в настоящее, это наши духовные корни.
Большую роль в этом играет фольклор и народное творчество. Здесь как нигде сохранились национальные традиции с присущими им нравственными ценностями, представлениями о добре, красоте, правде и трудолюбии. Родина как «отец» и «мать», должна стать неотъемлемой частью души ребёнка.
Духовный мир ребенка не может пустовать, пустого духовного мира не существует. Он обязательно заполнится, в него обязательно вселятся образы, впечатления, возникнут переживания, мысли, идеи, идеалы, убеждения. Духовный мир ребенка подобен храму, забрасывать который равносильно педагогическому преступлению.
Совместные праздники. Что может быть прекраснее и интереснее для дошкольника. Они необходимы, прежде всего, для развития взаимопонимания и доброжелательных отношений. Пригласите на посиделки интересного собеседника и он в легкой доступной форме расскажет детям, что такое колядки и почему же на Пасху красят яйца. Народный праздник – не концерт, не выдуманный сценарий – это наши старинные обряды, активные совместные действия и общение людей друг с другом и с природой.
«Благоговение перед жизнью» – один из принципов, который должен стать основой нравственного обновления человека. Культура рассматривается современными исследователями как творческая созидательная деятельность по преобразованию природы и общества.
И вновь проблема, как объяснить родителям, что именно мы в ответе за то, как наши дети будут относиться к окружающей их природе. Девизом в нашей работе стал принцип, принятый в медицине: «Не навреди!» Совместные прогулки в рамках «Дня открытых дверей», экологические досуги и праздники, совместный выезд на природу, вот те формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей, которые дают положительные результаты. Если работа в данном направлении будет систематичной и целенаправленной, то в сознании каждого ребенка сформируется понятие о том что «На Земле не создано ничего для разрушения и порчи человеком».
Педагог выполняет на Земле сложную и благородную миссию. Он особенный человек. Педагог – особое состояние души. Педагог – особый стиль жизни, в которой все направлено на счастье ребенка. Педагог – это постоянный вопрос себе: «Как самому жить, чтобы своим примером воспитывать детей?»
Литература.
- Березина Н. Воспитать «благоговение перед жизнью» //Дошкольное воспитание. 2003 № 7
- Волошина Л., Кокунько Л. Современная воспитательная система детского сада // Дошкольное воспитание 2004 № 3
- Доронова Т. Взаимодействия дошкольного учреждения с родителями // Дошкольное воспитание. 2004 №1
- Как помочь ребенку войти в современный мир? / Под редакцией Т.В. Антоновой; Московский департамент образования, Центр «Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца – М., 1995.
- Смирнова Е., Холмогорова В. Дошкольный возраст: формирование доброжелательных отношений// Дошкольное воспитание, 2003 № 6.
Источник
- Авторы
- Резюме
- Файлы
- Ключевые слова
- Литература
Лимонова И.В. 1
1 МКОУ «Центр консультирования и диагностики города Кирова»
В статье представлено состояние современной ситуации в системе дошкольного образования по социально-культурной адаптации детей двух-трех лет. Она спровоцировала проблемы, которые необходимо анализировать, исследовать и решать. Это следующие проблемы: увеличение числа детей и как следствие нехватка дошкольных образовательных организаций; исключение из системы дошкольного образования детей раннего возраста и как следствие упущение важного периода развития различных процессов у ребенка и усвоения им норм социального опыта, отношений и поведения; рост потребностей современной семьи в разнообразных формах организации образовательных услуг и как следствие появление таких групп как группы с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания. Подчеркивается тот факт, что меняется социальный заказ родителей на раннее развитие детей с учетом индивидуальных способностей, интересов и возможностей, идет поиск альтернативных форм образования детей в этом возрасте, а не только уход и присмотр. Рассматривается специфика адаптации и социально-культурной адаптации, ее виды и направления.
адаптация
социально-культурная адаптация
дети двух-трех лет
группы кратковременного пребывания
1. Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2003. – №3. – 104 с.
2. Венгер Л.А. Генезис сенсорных способностей. – М., 1976.
3. Галигузова Л.Н. Воспитание и развитие детей от двух до трех лет: методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007. – 143 с.
4. Козлова С.А. Теория и методика ознакомления дошкольников с социальной действительностью. – М.: Просвещение, 1998. – 160 с.
5. Кузнецов П.С. Социологическая теория социальной адаптации: дисс. … докт.социол.н. – Саратов, 2000. – 335 с.
6. Милославова И.А. Понятие и структура социальной адаптации: дисс. … канд.филос.наук. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1974. – 186 с.
Социально-культурная адаптация причисляется к числу наиболее важных областей социальной практики, постоянно нуждающейся в теоретической и практической разработке. Гуманитарная направленность, социальная поддержка детей, забота о социальной и культурной адаптации свойственно прогрессивным слоям российского общества. В официальном документе о «Порядке организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования» этот факт подтверждается.
Современная ситуация, сложившаяся в системе дошкольного образования вызвала к жизни несколько проблем: увеличение числа детей и как следствие нехватка дошкольных образовательных организаций; исключение из системы дошкольного образования детей раннего возраста и как следствие упущение важного периода развития различных процессов у ребенка и усвоения им норм социального опыта, отношений и поведения; рост потребностей современной семьи в разнообразных формах организации образовательных услуг и как следствие появление таких групп как группы с круглосуточным и вечерним пребыванием детей, праздничного и выходного дня, групп кратковременного пребывания. Кроме того, меняется социальный заказ родителей на раннее развитие детей с учетом индивидуальных способностей, интересов и возможностей, что стимулирует государственные и муниципальные структуры к поиску альтернативных форм образования детей в этом возрасте, а не только уход и присмотр.
Процесс социально-культурной адаптации личности обеспечивается системой мер социальной защиты, обращённых на создание условий для ее социальной, культурной, физической самостоятельности. Обеспечить достаточный уровень социально-культурной адаптации, который позволил бы детям раннего возраста без особых затруднений вступать в социальные контакты и взаимодействия, тем самым адаптироваться к изменяющимся условиям социума ─ цель системы дошкольного образования и социальных институтов. Следовательно, в основе организации образовательной деятельности общества должна быть забота о поддержке детей раннего возраста, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений, а иногда и отклонений. В частности, функционирующие группы кратковременного пребывания как важнейший адаптирующий фактор для детей раннего возраста могут решить задачу плавного привыкания к социальным условиям нового коллектива, принятие его норм и правил жизнедеятельности. В настоящее время, в изменившейся ситуации, когда дети до трех лет находятся один на один с родителями, как правило, не уделяющими должного внимания развитию детей раннего возраста с учетом их возрастных особенностей, проблема приобрела необычайную актуальность. Поиск всех имеющихся у ребенка возможностей, в конечном счете, помогут ему адаптироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.
На адаптацию детей 2-3 лет оказывает влияние комплекс социально-экономических, гигиенических, экологических и других факторов, во всем их многообразии ведущими, форсирующими различные состояния. Но, несмотря на активизацию научных исследований в этом направлении, многие вопросы, связанные с организационно-педагогическими условиями эффективной адаптации, остаются открытыми, насколько учебно-воспитательная нагрузка адекватна полово-возрастным и познавательным возможностям детей и влияет на развитие, психологическое и физическое состояние. Ситуация, кроме того, осложняется тем, что с поступлением ребенка 2-3 летнего возраста в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение девяти и более часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, взрослыми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит, и опасного, другой стиль общения. Все эти изменения воздействуют на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т.д. Эти трудности возникают в связи с тем, что ребенок двух-трех лет переходит из известной для него семейной среды в неизведанную среду группы кратковременного пребывания дошкольной организации или учреждения дополнительного образования. Следовательно, на этом этапе важно обеспечить оптимальные организационно-педагогические условия для его успешного приспособления и адаптации.
Рассматривая понятие адаптации, мы исходили из традиционного ее понимания как процесса вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом, как правило, выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
В научной литературе проанализированы классификации социально-культурной адаптации личности. Перечислим их.
- По направленности изменений, происходящих в личности: прогрессивная, регрессивная.
- По характеру осуществления адаптации: добровольная, вынужденная.
- По объекту адаптации: производственная, семейная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально – психологическая, экономическая, социокультурная.
- По характеру взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды: приспособление и приспосабливание.
- По направленности адаптации: внешняя, внутренняя.
- По структурным компонентам адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.
- По характеру инноваций: первичная, вторичная.
- По психологическому содержанию: преадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация.
Более глубокий анализ структуры социально-культурной адаптации предполагает исследование проблемы классификации адаптационного процесса.
Так, И.А. Милославова, анализируя различные стороны структуры адаптации личности, выделила следующие разновидности адаптации: профессиональная (учебная, трудовая), бытовая (семейная, соседско-приятельская), политико-правовая [6]. При этом она подробно останавливается на каждом из указанных видов и показывает необходимость их выделения. Так, например, она объясняет правомерность употребления термина «бытовая адаптация»: бытовая адаптация имеет все права на существование, так как совершенно очевидно, что ребенку приходится переживать сложные, а иногда и напряженные периоды установления взаимоотношений, меняя группы дошкольного образовательного учреждения, место жительства, знакомясь с новым кругом взрослых и детей [6].
Не менее распространенным в научной литературе является видовое деление адаптации, в основе которого лежит характер взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды. В рамках данной классификации адаптацию делят на два вида: приспособление и приспосабливание. «Приспособление связано с пассивной или (в более редких случаях) активной позицией личности, которая является объектом воздействия социальной среды (личность приспосабливается к условиям социальной среды). Приспосабливание же характеризуется всегда активностью личности, которая выступает субъектом воздействия на социальную среду (личность приспосабливает к себе социальную среду)» [6, с. 31]. Подобное деление видов адаптации изначально ориентировано на наличие внешнего источника адаптации, но ведь адаптация – это внутренне мотивированный процесс, где важная роль отводится актуализации потребностей. Но даже если допустить возможность данного дихотомического деления, то к какому виду: приспособлению или приспосабливанию – отнести следующее взаимодействие человека с социальной средой: человек, не оказывал влияния на социальную среду, испытывает ее воздействие на себе и при этом находится в состоянии покоя. Состояние покоя в данном случае несет в себе активное начало, так как связано с сильным сопротивлением воздействиям, но здесь не говорится о приспосабливании личностью среды к себе. Следовательно, предложенная классификация не в состоянии охватить все многообразие взаимодействия человека и среды и описать сущность адаптации.
Другая классификация делит виды адаптации на внешние и внутренние, где первые – это приспособление человека к внешней среде, а вторые – это приспособление человека к изменениям во внутренней среде. Однако в жизни не существует столь четкого противопоставления внешнего к внутреннему. Применительно к адаптации их единство хорошо просматривается уже на первом этапе процесса адаптации – актуализации потребностей. Во-первых, актуализация потребностей – это процесс внутренний, поскольку данные потребности являются потребностями самого индивида. Во-вторых, актуализация потребностей происходит избирательно, то есть соответственно как возможностям индивида, так и сложившимся условиям. Последующая реализация потребности опять же предлагает единство внешнего и внутреннего. Внутреннее воздействует через внешнее и этим само себя изменяет.
Рассматривая понятие адаптации, мы исходим из традиционного ее понимания как процесса вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным результатам, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной социальной адаптации: внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворенность) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования).
Рассмотрев классификацию видов социально-культурной адаптации личности к новым условиям коллектива, мы видим систему в их классификации:
- По направленности изменений, происходящих в личности: прогрессивная, регрессивная.
- По характеру осуществления адаптации: добровольная, вынужденная.
- По объекту адаптации: производственная, семейная, соседско-приятельская, политико-правовая, учебная, социально-психологическая, экономическая, социально-культурная.
- По характеру взаимодействия субъекта адаптации и адаптивной среды: приспособление и приспосабливание.
- По направленности адаптации: внешняя, внутренняя.
- По структурным компонентам адаптивной среды: предметно-деятельная, личностная.
- По характеру инноваций: первичная, вторичная.
- По психологическому содержанию: преадаптация, дезадаптация, реадаптация, дисадаптация.
Для организации доступности образования для всех слоев населения, распространения педагогических знаний, свободной адаптации детей к дошкольной образовательной организации наиболее популярными стали группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста. Инновационная деятельность в этих группах разрешает организовать подходящие условия для социализации детей, которая обеспечивается в результате свободного общения детей, родителей, педагогов.
Л.Н. Галигузова полагает, что существует близкая взаимосвязь между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием в саду. У детей, которые умеют долго и многообразно играть, адаптация протекает относительно легко [3]. Для ребенка, умеющего увлеченно играть, не составляет труда войти в контакт с любым взрослым, так как он обладает средствами необходимыми для этого. По мнению Л.Н. Галигузовой, тяжело адаптирующиеся дети не умеют сконцентрироваться на игре, не инициативны, нелюбознательны. Высокий уровень предметной деятельности, умение налаживать деловые контакты со взрослыми создают у ребенка позитивные эмоциональные переживания во время нахождения в детском саду и обеспечивают скорую адаптацию к нему [3]. Л.Н. Галигузовой определен ряд факторов, которые определяют, насколько успешно ребенок раннего возраста справится с ожидающими его изменениями в стандартном типе жизни. Данные факторы связаны с физическим и психологическим состоянием ребенка, они тесно взаимосвязаны [3].
Первый фактор – это состояние здоровья и уровень развития. Здоровый, сформированный по возрасту, ребенок наделен наилучшими возможностями в адаптационном механизме, он хорошо справляется с трудностями.
Второй фактор – это возраст, в котором ребенок устраивается в детское учреждение. С взрослением и формированием ребенка меняется степень и форма его привязанности к постоянному взрослому. Исходя из возрастных специфик, можно говорить о легком привыкании к условиям детских яслей в возрасте до 9-10 месяцев и после 1,5 лет, т.к. в этом промежутке времени разрыв с матерью переносится очень легко.
Третий фактор – психологический, т.е. уровень сформированности у ребенка общения с окружающей действительностью. В юном возрасте на смену ситуативно-личностному общению приходит ситуативно-деловое, в процессе которого создаются своеобразные связи с окружающими людьми [3].
Следовательно, социально-культурная адаптация как педагогическая проблема представляет собой процесс согласования условий, возможностей и потребностей ребенка, его активное приспособление к новым условиям коллектива. Специфика социально-культурной адаптации детей двух-трех лет заключается в личностной адаптации к группе детей и активное взаимодействие с ней, освоение культурных ценностей и привыкание к особенностям организации группы кратковременного пребывания.
Таким образом, социально-культурная адаптация детей двух-трех лет – это процесс приспособления и развития способностей ребенка к самостоятельной деятельности во всех сферах жизни, в частности, в социокультурной. На основании изучения опыта работы российских и зарубежных ученых можно сделать вывод о том, что разработка проблемы успешной адаптацией детей раннего возраста остается актуальной, т.к. видоизменяются факторы, социально-экономические условия жизни, образовательные технологии и т.д.
Библиографическая ссылка
Лимонова И.В. СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ ДВУХ-ТРЕХ ЛЕТ: ФАКТОРЫ И УСЛОВИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=17316 (дата обращения: 04.06.2021).
Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)
Источник