Развитие ребенка иностранными языками

Развитие ребенка иностранными языками thumbnail

Изучение второго языка дает детям много преимуществ как в их настоящей, так и во взрослой жизни.

Некоторые считают, что дети преддошкольного и дошкольного возраста не должны изучать иностранный язык. Они, якобы, будут разговаривать на нем большую часть времени и плохо усвоят свой родной язык. Обучение же иностранному языку должно быть отложено до тех пор, пока дети всесторонне не разовьются.

Приведенные ниже доводы, основанные на многочисленных научных исследованиях, опровергают мнения скептиков и убедительно показывают, что изучение иностранного языка, начиная с раннего детства, дает человеку много важных преимуществ на протяжении всей жизни.

1. Возможность говорить с большим количеством людей

В конце концов, не поэтому ли большинство людей изучают второй язык? Когда вы можете говорить с людьми на их родном языке, вы расширяете и углубляете межличностные связи, понимание собеседников и партнеров. Выучив иностранный язык в детстве, человек имеет впереди целую жизнь, получая пользу от межкультурной дружбы, более широких возможностей карьерного роста, захватывающих приключений в путешествиях и более глубокого понимания того, как другие видят мир.

  • Изучая китайский, человек сможет общаться с более чем миллиардом людей по всему миру.
  • Изучая хинди, он сможет общаться с 650 миллионами человек.
  • Испанский приносит еще около 420 миллионов.
  • Если же научиться говорить по-английски, то можно свободно понимать половину населения мира!

Тысячи выпускников Краснодарского представительства языковой школы London Express https://krasnodar.london-express.ru/ уже доказали, что в то время как английский язык стал языком мира, его изучение расширяет возможности для общения и открывает двери многих преимуществ двуязычия.

2. В детстве легче освоить иностранные языки

Исследования показывают, что существует «критический период» для овладения языком, пока головной мозг готов учиться. После полового созревания способность к овладению вторым языком снижается.

К 8-12 месяцам дети начинают сосредотачиваться на звуках их родного языка и теряют «слух» для звуков других языков. Однако, если с ними разговаривать на втором языке, они сохраняют способность различать эти «посторонние» звуки.

В возрасте 7-8 лет дети могут научиться бегло и без акцента разговаривать на втором языке. После этого критического периода способность к овладению иностранными языками постепенно снижается.

Когда человек освоил один иностранный язык, ему будет легче учить другие.

Если вы хотите, чтобы ваши дети изучали иностранный язык, начинайте с самого раннего возраста.

3. Эффективное развитие познавательных способностей

Исследования показали, что двуязычные люди лучше, чем одноязычные, справляются с задачами, требующими многозадачность и высокую концентрацию внимания. Сканирование мозга показывает, что они имеют больше серого вещества в тех областях мозга, которые ответственны за исполнительные функции. Дело в том, что стремление постоянно выбирать правильный язык в нужное время обеспечивает для двуязычных «умственную гимнастику», что дает им дополнительную практику в концентрации внимания.

Эти преимущества проявляются на ранних этапах детского развития. Новейшие исследования показывают, что даже у детей в возрасте до года, которые сталкиваются с несколькими языками, в мозге наблюдаются разные когнитивные паттерны по сравнению с одноязычными. Некоторые исследователи утверждают, что лучший способ иметь потенциально более умных детей – учить их нескольким языкам, начиная с раннего возраста.

4. Улучшение способностей детей на родном языке

Много лет назад люди верили, что изучение второго языка смущает ребенка. В настоящее время исследования показывают, что дети, которые изучают иностранный язык, лучше работают на своем родном языке, чем их не двуязычные сверстники. Другое исследование показало, что дети, изучающие второй язык, начинают читать раньше, и такое преимущество тем больше, чем раньше с ними начинали общаться на втором языке. Кроме того, двуязычные дети лучше, чем одноязычные, распознают грамматически неправильные предложения.

5. Социальный опыт и повышение эмпатии

Ученые Корнелльского университета предложили одноязычным и двуязычным детям задачу, которая, для того, чтобы понять ее смысл, требовала рассмотрения точки зрения другого человека. Дети в двуязычной среде работали лучше, чем дети, говорящие на одном языке. Как объясняет доктор философии Кэтрин Кинзлер, «дети в многоязычной среде имеют социальный опыт, который обеспечивает рутинную практику в рассмотрении взглядов других».

6. Развитие музыкального слуха у ребенка

Исследования показали, что носители тональных языков, таких как пекинский и кантонский диалекты китайского, были лучше в определении музыкальных высот, чем носители нетональных языков, таких как английский и французский.

В тональных языках слово может иметь разные значения в зависимости от высоты тона и перегиба голоса. Что произойдет, если вы не обращаете внимания на тональность на китайском? Скажите «ма» с высоким уровнем тона, и вы сказали «мама». Скажите это с падающим, затем повышающимся тоном, и вы сказали «лошадь». Лучше не путать эти два слова.

7. Расширение детского кругозора

Зарубежные путешествия – удивительный способ расширить кругозор детей и помочь им реально почувствовать разнообразие и красоту мира. Возможность говорить на языке страны, которую они посещают, открывает возможность более глубоких связей и понимания. И большинство иностранцев оценят детские усилия, даже если они еще не говорят свободно. Использование языковых навыков в разговорах с иностранцами станет еще одним стимулом для дальнейшего изучения языка.

Читайте также:  Умственное физическое развитие ребенка

Есть что-то особенное в том, что дети используют свои языковые навыки для развития межкультурного общения. Будь то использование испанского языка на пляже в Мексике для строительства замков из песка с новыми друзьями или общение с местными жителями на китайском языке во время поездки на поезде из Пекина в Шанхай. Общение с носителями иностранного языка дает возможность получить опыт, которого у ребят не было бы без его изучения, и оставляет воспоминания на всю жизнь.

Изучение иностранного языка в детстве дает возможность всю жизнь делать свои путешествия более насыщенными и информативными.

После английского, в большинстве стран говорят на арабском, французском, китайском и испанском языках.

Конечно, путешественникам не нужно говорить на языке каждой страны, которую они посещают, но владение вторым языком облегчает выбор других языков.

8. Развитие творческого мышления

Много было написано о том, сколько рабочих мест в будущем будет автоматизировано, а для людей останутся профессии, требующие креативности и нестандартного мышления. Один из удивительных способов развития навыков творческого мышления у детей – изучение второго языка.

Ряд научных исследований продемонстрировал преимущество людей, знающих два и более языка по сравнению с людьми, не знающих иностранного в плане креативности и навыков решения проблем.

Изучение иностранного языка помогает детям видеть мир через разные «объективы». Умение рассматривать несколько точек зрения при решении проблем является краеугольным камнем творческого мышления.

9. Расширение возможностей карьерного роста

Языковое образование имеет решающее значение для работника будущего. Будучи двуязычным, человек тем самым расширяет возможности своего карьерного роста.

Многие рабочие места в сфере образования, здравоохранения, социальной работы, национальной безопасности, перевода, туризма и международного бизнеса требуют или предпочитают кандидатов, говорящих на двух языках. Это дает больше возможностей для работы тем, кто говорит на втором языке.

Если вы говорите на иностранном языке, вам будет легче получить право на работу, стажировку и программы обучения в других странах, особенно если у вас есть практические навыки.

10. Предотвращение возрастного снижения познавательных способностей

Некоторые исследования показали, что люди, которые регулярно говорят на втором языке, могут предотвратить или, по крайней мере, задержать возрастное снижение познавательной деятельности, а также развитие болезни Альцгеймера и других видов деменции на 4,5 года. А дело вот в чем.

Улучшая исполнительную функцию мозга, двуязычные люди развивают «когнитивный резерв», который помогает отсрочить снижение познавательных способностей и симптомы деменции.

11. Улучшение понимания других культур

Для семи миллиардов людей, живущих на единственной известной обитаемой планете во вселенной, очень важно, чтобы все ладили между собой. Как скажет любой психотерапевт, хорошее общение – это ключ к хорошим отношениям. И сделать это намного проще, если, как минимум, вы знаете язык общения.

Однако, изучение иностранного языка дает более мощный эффект. Язык и культура настолько взаимосвязаны, что изучение иностранного языка создает культурное понимание и дает глубокое понимание того, как другие люди видят мир.

Недаром говорят, что наше видение мира определяется языком, который мы используем. Исследования показали даже, что один и тот же человек может по-разному ответить на один и тот же вопрос, в зависимости от языка, на котором он задан!

Если для того, чтобы ладить друг с другими людьми, нужно поставить себя на их место, то способность говорить на их языке помогает глубже понять, как другие видят мир.

Одна из причин, по которой многие родители хотят, чтобы их дети изучали иностранный язык, заключается в том, что они могут общаться с членами семьи разных национальностей на их родном языке. Изучение языка может не только улучшить общение, но и обогащает в плане национальной культуры, что может помочь детям более адекватно оценить точку зрения всех членов семьи.

12. Это весело!

Конечно же, есть особая радость от возможности говорить с другими на их родном языке, не говоря уже о чувстве удовлетворения. Но частью удовольствия от изучения иностранного языка является обнаружение различий в том, как люди смотрят на мир.

Интересно подумать о том, почему собаки говорят «woof» на английском языке, «wang wang» на китайском и «guau» на испанском. Какое слово подходит лучше? Собаки по этому поводу ничего не говорят.

Также интересно находить слова на иностранном языке, которых нет на вашем родном языке. Возьмите тагальское слово «gigil», что означает «непреодолимое желание прижимать, тискать кого-то, потому что его любят или лелеют». Разве не каждый язык должен иметь это слово?

Источник

В современном мире в связи с глобальными, геополитическими, экономическими и социокультурными изменениями к человеку предъявляются более жесткие требования. Возрастает потребность свободно общаться на иностранном языке, а иногда даже на нескольких. Изменился способ и объем восприятия информации, поэтому необходимо изменить и подходы к обучению. Существует мнение, что раннее обучение иностранным языкам усложняет содержание дошкольного образования, и вредно, так как лишает ребенка детства. Однако исследования показали, что изучение иностранных языков, при правильной организации занятий, развивает детей, повышает их образовательный и культурный уровень.

Читайте также:  Цели и задачи для центра развития ребенка

Уже доказано, что раннее изучение иностранных языков не только ускоряет процесс формирования иноязычной коммуникативной компетенции, но также положительно влияет на общее развитие ребенка. Следует отметить, что под ранним обучением иностранного языка понимается обучение, осуществляемое на основе интуитивно-практического подхода в период с момента рождения ребенка до его обучения в школе.

Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, дети имеют большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от воспитания и обучения окружающих взрослых. Поэтому, их необходимо начинать развивать в самых разных направлениях с первых дней жизни.

В институте в Филадельфии (США) под руководством известного в Штатах врача Гленна Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Поэтому научить чему-либо маленьких детей, намного легче. A способность овладения речью наследуется ребенком с момента рождения и проявляется уже с первых лет жизни. Ребенок мог бы заговорить сразу на нескольких языках, если бы воспитывающие его люди, образовали для него (искусственно или естественно) разные языковые среды. Потом детям постарше становится труднее овладеть иностранными языками. Дело в том, что к шести годам ребенок свободно владеет речью на родном языке, беспрепятственно общается с окружающими его людьми, а уникальные свойства, присущие механизму способности заговорить, застывают, так как они уже обеспечили жизнеспособность организма в среде и их назначение для организма исчерпано. И усвоение иностранного языка происходит в процессе целеустремлённого обучения больше на основе действия таких функций как память, мышление, воля.

Кроме того, замечено что, ребенок, который рано научился какой-либо деятельности (в том числе и рано начал изучать иностранный язык), если продолжает эти занятия, любит учиться, легко занимается сам и никогда не мучается от безделья и скуки. Так у ребенка формируется положительная учебная мотивация.

Следует упомянуть полемику на тему: «способствует ли изучение иностранных языков улучшению произносительных навыков на родном языке». Некоторые логопеды, психологи, считают, что для развития речевой функции, а именно для разработки артикуляционного речевого аппарата ребенка, ему необходимо заниматься иностранным языком. Важно избежать смешения в языке ребенка иностранного и русского произношения, поэтому в случае нарушении речи следует отложить изучение другого языка.

Доказано, что лучше всего дети запоминают слова, называющие то, что им интересно и имеет для них эмоциональную значимость. Эмоциональный фактор вообще имеет большое значение в процессе обучения иностранному языку.

Эмоциональность легко соединяется с художественностью. На уроках иностранного языка в детском саду так же часто и успешно создается художественная среда. Театральная, музыкальная, литературная или другая деятельность детей при обучении иностранному языку не только вызывает их неподдельный интерес и желание к обучению, но также оказывает положительное воздействие на развитие их личностных особенностей [4].

По мнению психологов, таких как Л.C. Выгодский, Л.В. Щерба, изучение иностранного языка благоприятно влияет на развитие родной речи. Длительное экспериментальное обучение иностранному языку, проводившееся коллективом лаборатории обучения иностранным языкам НИИ общего и среднего образования РФ, подтвердило положительное влияние предмета на общее психическое развитие детей, на выработку у них способов адекватного поведения в различных жизненных ситуациях, на лучшее владение родным языком. Наиболее благоприятным периодом для начала обучения иностранным языкам психологи определяют возраст с 2 до 8 лет.

Это далеко не полный список положительных результатов раннего изучения иностранного языка. Необходимо всегда помнить, что главным принципом в любом обучении является его гуманистическая направленность.

Существует множество мнений по поводу того, какой именно следует выбрать способ обучения малышей иностранному языку. Одним из наиболее актуальных и действенных является преподавание ино­ст­ранного языка в игровой форме.

Крупнейший теоретик игровой деятельности Д.Б. Эльконин выделяет в иг­ре четыре важнейшие для ребенка функции: средство развития моти­ва­ци­онно-потребностной сферы; средство познания; средство развития умствен­ных действий; средство развития произвольного поведения. Игровая деятельность оказывает влияние на развитие внимания, памяти, мышления, во­ображения [7].

Итак, игра является инструментом преподавания, активизирующим мыслительную деятельность детей. Учебный процесс посредством игры становится привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению языками.

Вопросами методики преподавания иностранного языка с использованием иг­ровой деятельности на начальном этапе занимались Г.В. Ро­гова и И.Н. Верещагина, Е.И. Пассов, Д.Б. Эльконин, Е.И. Негневицкая и другие ученые, методисты и психологи.

Проблема поиска организации обучения на среднем и старшем этапах на­шли отражение в работах Н.А. Салановича, В.В. Андриевской и других авторов.

Однако еще недостаточно изучена проблема специфики организации учебного процесса с включением игровой деятельности на раз­лич­ных этапах обучения – начальном, среднем и старшем. Важнейшим условием эффективности учебных игр является строгий учет возрастных психолого-педагогических особенностей учащихся.

Например, при обучении иностранному языку маленьких де­тей необходимо принимать во внимание такие особенности, как пытливость и любознательность. Также, важно пом­нить, что им трудно в течение длительного времени удерживать внимание на одном виде деятельности. Поэтому их деятельность на занятиях должна быть разнообразной, эмоционально насыщенной. Многие методисты полагают, что в дошкольном возрасте цель обучения успешнее достигается при иг­ро­вой мотивации и при оценке поведения со стороны сверстников.

Читайте также:  Развитие ребенка в год и 4 месяца рацион питания вес и рост

Ролевой игрой дети овладевают к третьему году жизни, знакомятся с че­ловеческими отношениями, открывают у себя наличие переживаний. У детей формируется воображение и символическая функция сознания, которые поз­во­ляют им переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах, формируются навыки их культурного выражения. И это позволяет им включаться в коллективную деятельность и общение. В результате освоения игровой деятельности в дошкольном воз­рас­те формируется готовность к учению.

Игры можно использовать при введении и закреплении лексики, для формирования умений и навыков устной речи. Именно в процессе игровой деятельности создаются условия для естественного общения детей.

Итак, следует выделить следующее:

– игру можно включать в том или ином виде в занятия по иностранному языку;

– проведение игр на уроках иностранного языка позволяет реализовать воспитательные цели обучения. Задача преподавателя – научить культуре игры и культуре поведения вообще;

– разработка и внедрение игр в процессе обучения способствует более успешному решению основных задач обучения устной речи на разных этапах обучения иностранному языку.

Так же очень часто на уроках иностранного языка с детьми дошкольного и младшего школьного возраста используют проектные методики. В европейских языках слово “проект” заимствовано из латыни: причастие projectus означает “выброшенный вперед”, “выступающий”, “бросающийся в глаза”. Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий с созданием творческого продукта. Таким образом, метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решать ту или иную проблему в результате самостоятельных действий детей с обязательной презентацией результатов. Ниже приведены несколько примеров проектной методики, с помощью которых в процессе обучения иностранному языку можно достичь сразу нескольких целей – расширить словарный запас учащихся, закрепить изученный лексико-грамматический материал, создать на уроке праздничную атмосферу, украсив кабинет иностранного языка красочными работами детей.

№1. My Favourites. Дети могут подготовить дома материал (вырезки из журналов, рисунки) иллюстрирующие их интересы, увлечения и т. п. В течение урока на цветной бумаге они оформляют странички альбома и рассказывают о том, что любят (о любимом цвете, спорте, городе, и т. д.)

№2. Picture poem. Детям можно предложить нарисовать картину-стихотворение, так чтобы форма была созвучна со смыслом.

№3. Washing Line. Дети рисуют одежду, пишут на своих рисунках названия и затем развешивают одежду на веревку с помощью прищепок.

Работу над проектами можно строить как в группах, так и индивидуально. Следует отметить, что метод проектов формирует у детей готовность работать в коллективе, принимать ответственность за выбор и разделять ее с членами коллектива, анализировать результаты деятельности.

Таким образом, использование разнообразных педагогических приемов и знаний особенностей направленности личности детей позволяют преподавателю сделать процесс обучения иностранному языку более эффективным.

Конечно, исследования по влиянию изучения иностранного языка на общее развитие детей нельзя считать завершенными, но с полной уверенностью можно утверждать, что изучение иностранного языка не оказывает отрицательного влияния на формирование личности ребенка. Скорее, опираясь на результаты экспериментальных исследований, можно говорить о положительном влиянии иностранного языка на развитие детей.

И цель педагога в данной ситуации сделать процесс более приемлемым для детей. Доводов в пользу раннего обучения иностранным языкам вполне достаточно, дело только за инициативными, компетентными и увлеченными своей работой учителями, родителями, осознающими значение образования и развития своих детей. И, конечно, государству необходимо осуществлять политику в пользу своих юных граждан, а значит своего будущего.

Литература:

1. Амонашвили Ш.А. Психологические особенности усвоения второго языка младшими школьниками // Иностранные языки в школе.- 1986.-№ 2.-С.24-27.

2. Баранников А.В. O введении иностранного языка во 2 клaccaх начальной школы в условиях эксперимента по обновлению структуры и содержания общего образования в 2002/2003 учебном году // Иностранные языки в школе.- 2002.- № 2.-С.4-10.

3. Витоль A.Б. Нужен ли дошкольникам иностранный язык? // Иностранный язык в школе, 2000, № 6.-С.24-25.

4. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку // Иностранный язык в школе.- 2000.- № 6.-С.11-15.

5. Лазарева Е.В. Раннее обучение английскому языку средствами искусства: воспитание человеческой природы // Иностранные языки в школе.- 1996.-№ 2.-С.42-50.

6. Уланова О.Б. Английский для дошкольников: играем и учим, М., издательский центр «Академия», 1998.

7. Эльконин Д.Б. Психология игры. М.: Владос, 1999 г. – 360 с.

Основные термины (генерируются автоматически): иностранный язык, ребенок, игровая деятельность, процесс обучения, язык, обучение, раннее обучение, родной язык, раннее изучение, устная речь.

Источник