Развитие ребенка игры с пуговицами

Картотека игр с пуговицами

Многим детям очень нравится играть с пуговками. Можно сделать игру с пуговицами увлекательной, в ходе которой можно ставить различные дидактические задачи. Игры с пуговицами способствуют развитию мелкой моторики, координации движений, глазомера, концентрации внимания, усидчивости, навыков классификации, развитию элементарных математических представлений (закрепляют знание цветов и размеров, обучают счету и др.).

С пуговицами можно делать красивые аппликации, использовать их в лепке, заполнять ими раскраски (не обязательно их наклеивать на рисунок), выкладывать пуговицами верную дорогу в лабиринтах для детей, клеить из пуговиц мини-игрушки и даже делать украшения (бусы, например). А еще с ними можно делать массаж стоп и рук: опускаем ручки или ножки в коробочку с большим количеством пуговиц, водим по ним ручками или ножками, погружаем, а также пытаемся схватить пуговички пальчиками ручек или ножек.

Для самых маленьких важно будет почаще изучать разные пуговицы: металлические, пластмассовые, гладкие, шершавые и др.; находить в общем наборе пуговиц самую большую и самую маленькую; раскладывать их по разным кучкам по цвету или размеру; считать в них количество дырочек и т.п.

РОДОВОЕ ДЕРЕВО

Цель: Создать родовое дерево совместно с ребёнком, объясняя родственные связи.

Оборудование:  нарисованное на листе бумаги дерево с симметрично расположенными на нём тремя уровнями ветвей, пуговицы.

Ребёнку необходимо выбрать пуговицу, принадлежащую маме и положить её слева от ствола дерева, выбрать «папину» пуговицу и положить её справа от ствола.

Старшее поколение обозначают самыми большими пуговицами, младшее – самыми маленькими.

БАБУШКИНА ПУГОВИЦА

Цель: развитие воображения.

Оборудование:  старая пуговица.

Предложить ребёнку придумать, что могла видеть эта пуговица.

РЕЖИМ ДНЯ

Цель: формировать умение планировать свою деятельность, давать оценку своим поступкам.

Оборудование:  10 маленьких белых, 10 больших белых, 10 средних жёлтых, 10 средних зелёных, 10 средних коричневых, 10 средних фиолетовых (сиреневых), 10 больших синих, 10 больших красных, 10 больших чёрных.

Маленькие белые пуговицы означают чистоту, гигиенические процедуры,

большие белые – чистота в доме, домашние дела,

жёлтые – солнце, завтрак,

зелёные – покой, обед,

коричневые – физическое здоровье, сон,

фиолетовые – сумерки, ужин,

синие – чувства, социальные контакты,

красные – активность, добрые поступки,

чёрные – плохо сделанные дела или отказ от выполнения задания.

Накануне обговорить следующий день, составить пуговичный режим дня, нанизав пуговицы на держатель сверху вниз. По окончании дня оцениваете его поступки, выдавая ему красную или чёрную пуговицу.

ПОЕЗД

Цель: развивать мелкую моторику, чувство соперничества.

Оборудование: пуговицы разных размеров и цветов.

Сложить пуговицы в виде дорожки. Чем больше пуговиц выстроено в дорожке, тем длиннее поезд. 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЕ ОТКРЫТИЕ

Цель: научить соотносить диаметр отверстия бутылки и размер пуговиц, развивать глазомер и навыки сопоставления.

Оборудование: пуговицы разных цветов и размеров, пластиковая бутылка.

Показать ребёнку, как пуговицы можно проталкивать в горлышко бутылки. Дайте ему сделать это самостоятельно.

ПУГОВИЧНАЯ КОПИЛКА

Оборудование: банка из-под кофе или какао с пластмассовой завинчивающейся крышкой, пуговицы.

На крышке сделайте прорезь ножом (по принципу копилки). Покажите ребенку, как можно проталкивать в прорезь пуговицы. После того как все пуговицы окажутся в банке, попросите малыша открутить крышку и достать пуговицы. Игру можно начинать сначала!

СОРТИРОВКА, ДА И ТОЛЬКО

Пуговицы прекрасно подходят для заданий по сортировке. Вместе с ребенком отбирайте только самые крупные пуговицы или, напротив, пуговки-малютки, либо пуговицы определенного цвета, а когда ребенок подрастет и научится считать – отбирайте пуговицы с различным количеством дырок на них, пересчитывайте их и т.п.

ПУГОВИЧНОЕ ОЖЕРЕЛЬЕ

Цель: развивать мелкую моторику и тактильную чувствительность. Позже, с помощью этого ожерелья, можно проводить обучающие занятия, к примеру, такие как: «Изучаем цвета», «Учимся считать», «Большие – маленькие», «Найди одинаковые пуговички» и т.п.

Оборудование:  пуговичное ожерелье. Возьмите толстую прочную нитку (лучше веревку). Она должна быть такой длины, чтобы ожерелье по диаметру было меньше головы ребенка. Наденьте на нее много пуговиц, различающихся по форме, размеру и цвету (каждую пуговку наденьте на веревку при помощи иглы только в одно отверстие). Крепко завяжите нитку.

НЕОБЫЧНОЕ НАНИЗЫВАНИЕ

Оборудование: плоские пуговицы разных цветов и размеров, пластилин, зубочистки.

  1. Возьмите брусок пластилина и воткните в него зубочистку, предварительно отрезав острые кончики. Предложите ребенку нанизывать пуговицы на необычный стерженек.
  2. Играя с ребенком в следующий раз, усложните задачу – нанизывайте пуговицы определенного размера или цвета. Можно сделать несколько заготовок: на зубочистки, вставленные в пластилин различного цвета, нанизывать пуговицы соответствующих цветов.
  3. Воткнуть зубочистки различной длины и попросить ребенка нанизать пуговицы, обратив в конце внимание малыша на взаимосвязь длины зубочисток и количества пуговиц, нанизанных на них.
  4. Играя с ребенком постарше, спросить его заранее высказать мнение по поводу того, наденется данная пуговка на стержень или нет, развивая тем самым его глазомер.

КАРТИНКИ ИЗ ПУГОВИЦ

Для развития творческих способностей и образного мышления малыша вы можете предложить ему выкладывать из пуговиц цветочки, дорожки, домики, всевозможные узоры, словом, то, что подскажет ваша фантазия и фантазия ребенка.

ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧКИ

Предложить ребенку выкладывать пуговицы в определенной последовательности.

  • большая – маленькая, большая – маленькая и т.д.,
  • красная – синяя, красная – синяя и т.д.,
  • красная – синяя – зеленая, красная – синяя – зеленая,
  • одна красная – две желтые, одна красная – две желтые и т.п.

КОВРИКИ

Оборудование: небольшой лоскуток однотонной ткани (квадратный или прямоугольный) или лист цветного картона. Выложить узор. В этой игре отрабатываются математических понятия: внизу, вверху, слева, справа, в верхнем (нижнем) левом (правом) углу, в центре и т.п.

ТРИ ЦВЕТОЧКА

Оборудование: три набора пуговиц разных цветов, или их размеров. Эта игра направлена на изучение цвета или размера. В зависимости от цели подбираем и задачу, которую ставим перед.

  • Выложи из пуговиц три цветочка, которые будут отличаться друг от друга по цвету
  • Выложи три цветочка: маленький – из маленьких пуговиц, средний – из средних, большой – из больших.

ПОЙМАЙ РЫБКУ

Оборудование:  таз с водой, сачки, пуговицы.

Даем ребенку сачок и просим его выловить только красных «рыбок» (красные пуговицы), потом только желтые и т.п. Для деток, которые уже учат счет, можно усложнить задачу: поймать 3 красных и 2 желтых «рыбки».

ВЫЛОЖИ ЦИФРУ

Оборудование:  карточки с цифрами.

Напротив каждой цифры просим ребенка выложить соответствующее количество пуговиц.

ПОСЕЛИ ПУГОВИЦЫ В ДОМИК

Оборудование:  домики разных цветов, пуговицы.

Вернуть пуговицы в свои домики по цвету.

ОБЕЗЬЯНКИ

Оборудование:  два одинаковых комплекта пуговиц (желательно, чтобы пуговицы были различного цвета, формы, размера) 9 штук, две карточки из 9 клеточек – 3 на 3.

 Вначале рассмотрите с ребенком пуговицы – где самая большая, где самая маленькая, есть ли пуговицы одинакового цвета, формы.

  • Одну карточку берет педагог, другую ребенок. Таким же образом распределяем и пуговицы. На своем поле педагог выкладывает комбинацию из 2-3 пуговиц. Предложите ребенку повторить это на своей карточке.
  • Выложенные пуговицы покажите ребенку, давая возможность запомнить их. Затем накройте карточку чем-нибудь. Задача ребенка – по памяти выложить на своем игровом поле аналогичную комбинацию. Открываем, проверяем.

ПУГОВИЧНЫЕ УЗОРЫ

Оборудование:  пластиковые тарелочки.

Выложить на пластиковых тарелочках различные узоры, не используя каких-либо шаблонов.

ПОДБЕРИ ЛИСТЬЯ К ДЕРЕВУ

Оборудование:  пуговицы зелёных и желтых оттенков.

Из пуговиц определенного цвета необходимо подобрать дереву листики (в зависимости от времени года).

ПОДБЕРИ КОЛЁСА К МАШИНАМ

Оборудование:  силуэты автомобилей без колёс.

Предложить подобрать колеса по цвету, величине.

С ПАЛЬЦА НА ПАЛЕЦ

Первый игрок кладет на указательный палец пуговицу и поворачивается ко второму игроку. Тот должен переместить эту пуговицу на свой указательный палец, при этом другими пальцами пользоваться нельзя.

ПУГОВИЧНЫЙ ФУТБОЛ

Оборудование:  7 пуговиц.
Выбирают игровое поле, например, ковер. По одной стороне делают ворота (ставят пуговицы на расстоянии примерно 10 см друг от друга). Также делают ворота и по другой стороне ковра.
Оставшиеся три пуговицы – это мячи. Чтобы сделать удар, нужно щелкнуть пальцем пуговицу. Причем бить можно только по той пуговице, которая находится между двух других. По воротам игроки бьют по очереди.

В РАССЫПНУЮ

Оборудование: нечетное количество пуговиц. В соревновании принимает участие четное количество игроков.
По сигналу ведущего игроки начинают собирать пуговицы. Собирать можно по одной, не сгребая все сразу. Нельзя толкать других игроков или загораживать от них пуговицы. Тот, кто соберет пуговиц больше всех – победил.

ЕЩЁ ДАЛЬШЕ

Игроки встают у ограничительной линии, у каждого в руке по одинаковой пуговице. На счет раз-два-три, игроки стараются положить как можно дальше от себя пуговицу. Можно наклоняться вперед, вытягивать руки. Но нельзя сходить с места, кидать пуговицу. Тот, кто упадет на пол – выбывает из игры. А тот, кто положит пуговицу дальше всех – выиграл.

БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ

  • Ищем самую большую пуговицу,
  •  ищем самую маленькую пуговицу,
  •  ищем пуговицу в тремя дырочками,
  •  ищем треугольную пуговицу,
  • ищем самую большую красную пуговицу.
    Главное, после каждого раунда собирать все пуговицы в коробку (чтобы никто из участников не мог подсмотреть заранее).

ШНУРОВКА

Оборудование:  нитка (около 40 см), по пять пуговиц с четырьмя дырочками каждая. 

Задача каждого игрока – нанизать на нитку все пуговицы таким образом, чтобы нитка проходила через все дырочки.

ПУГОВИЧНЫЙ МАССАЖ

Заполните просторную коробку пуговицами. Желательно, чтобы пуговиц было много. А теперь совместно с ребенком:

  • опустите руки в коробку;
  •  поводите ладонями по поверхности пуговиц;
  • захватите пуговицы в кулаки, чуть приподнимите и разожмите кулаки;
  • погрузите руки глубоко в «пуговичное море» и «поплавайте» в нем;
  • перетирайте пуговицы между ладонями;
  • пересыпайте их из ладошки в ладошку;
  • сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками захватите «щепотку» пуговиц, отпустите;
  • берите в руки по одной разнообразные пуговицы: большую, вытянутую, квадратную, гладкую и пр.; перекатывайте ее между ладонями, постепенно увеличивая амплитуду движений;
  • те же движения можно произвести внешними сторонами ладоней.
    А теперь переместите коробку на пол:
  • погрузите в коробку голые ступни;
  • производите круговые движения;
  • поглубже погрузите ноги в пуговицы, пошевелите пальцами ног;
  • перебирайте пальцами ног пуговицы;
  •  перетирайте пуговицы между ступнями;
  • захватывайте пуговицы пальцами ног, приподнимайте и разжимайте пальцы.

ПУГОВИЧНАЯ РЫБАЛКА

Опустить руки в «пуговичное море» и выловить «рыбку».
(Пусть ребенок возьмет любую пуговицу).
— Какую «рыбку» ты выловил: большую или маленькую; гладкую или шершавую; круглую или квадратную?
— Какого цвета твоя «рыбка»?
— Она легкая или тяжелая?
— Теплая или холодная?
А теперь я выловлю рыбку. Возьми мою рыбку в руки. Какая она?
Правда, она… (маленькая, гладкая, скользкая, прохладная, легкая)…?
Теперь положим наш улов в ведерко. Закроем глаза. Опусти руку в ведерко и найди свою рыбку. Почему ты уверен, что это твоя рыбка?»

ПУГОВИЧНОЕ ЛОТО

Оборудование: красочно иллюстрированная книга.

Пересыпьте пуговицы в полотняный мешочек. Скажите ребенку: «Будем играть в лото. Я буду доставать из мешочка пуговицы. Ты будешь называть их цвет. Если ты нашел в картине этот цвет, то ты получаешь пуговицу и кладешь ее на картину — в то место, которое того же цвета, что и пуговица.

Красный, желтый, голубой,

Шар выбирай себе любой.

Чтобы шарик удержать

Нужно ленту привязать,

Мы в руки ленточки возьмем

И шар по цвету им найдем.

Источник

Анастасия Косова
Картотека игр с пуговицами для детей дошкольного возраста

ПУГОВИЦЫ – ОТЛИЧНЫЕ ПОМОЩНИКИ ДЛЯ ИГРЫ И РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Разнообразие пуговицпозволяет использовать их для работы по коррекции и развитию: – психомоторики (мимика, моторика рук, координация движений);

– сенсорной сферы;

– эмоционально-волевой сферы (релаксационное воздействие);

– произвольного внимания.

Пуговицы можно широко применять в играх по коррекции коммуникативных навыков и речевых нарушений.

Актуальность игр с пуговицамив речевом развитии направлена на:

развитие мелкой моторики;

развитие устной связной речи;

развитие грамматических категорий;

развитие речевого дыхания;

автоматизация поставленных звуков;

развитие фонематического восприятия.

– для младших групп

• Игра «Домик для пуговиц»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания, усидчивости.

Понадобится: пуговицы разного цвета, контейнер с ячейками, где на дне ячеек цветные кружки-ориентиры.

Взрослый предлагает детям разложить пуговицы в «домики» по цветам. Ребёнка просят назвать цвет выбранной пуговицы.

• Игра «Пошли пальчики гулять»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, чувства ритма.

Понадобится: коробка из-под обуви, пуговицы и композиция «Прогулка» из программы «Топ-хлоп малыши». Пуговицы расположить в крышке коробки в виде тропинки. Для малышей дорожки из пуговиц лучше зафиксировать с помощью клея.

Взрослый показывает детям, как пальчики рук умеют ходить и прыгать. Малыши повторяют движения. Затем под музыку каждый ребёнок «проходит» дорожку самостоятельно.

В логопедии эту игру можно проводить с элементами логоритмики. Таким образом, отрабатываются ритмическая структура слова, чёткое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей, развивается мелкая моторика рук. Речевой материал поэтапно усложняется. Многократное повторение изученного, содействует выработке двигательных, слуховых, речевых и певческих навыков. Мы используем игры и музыку Железновой.

• Игра «Дорожки»

Цель: развитие устойчивости внимания, фонационного выдоха.

Понадобится: различные дорожки, несложные лабиринты и пуговицы.

Взрослый просит помочь герою выйти из лабиринта. Ребенок, прижимая пальцем пуговицу к листу, помогает пройти весь путь.

Для развития фонационного выдоха, мы предлагаем пропевать определённый гласный звук на выдохе, одновременно ведя пуговицу по дорожке.

• Игра «Воздушные шары»

Цель: формирование сенсорных эталонов, развитие речи, внимания

Понадобится: пуговицы, разноцветные ниточки без шаров, нарисованные в руке сказочного персонажа

Взрослый предлагает детям превратить пуговицы в воздушные шарики. Ребёнок должен прикрепить «шар», соответствующий цвету нитки.

С помощью этой игры можно отрабатывать предлоги «над», «под», «между», «около»; формы сравнения больше-меньше, понятия «много-мало», слова признаки.

– для средних групп

• Игра «Варенье для друзей»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, обобщающих понятий «Фрукты» и «Ягоды», развитие грамматического строя речи.

Понадобится: пуговицы, макет банки.

Рассматриваем пуговицы, представляем каким фруктом или ягодой может быть красная пуговица, желтая, зелёная, оранжевая, фиолетовая. Затем складываем их по одной в баночку и просим ребёнка проговаривать, какое варенье получится из каждого названного фрукта или ягоды (например, из клубники – клубничное, из сливы – сливовое и т. д.)

• Игра «Гусеница»

Цель: закрепление сенсорных эталонов, развитие мелкой моторики, обогащение словарного запаса

Из фетра (или плотной ткани) вырезать разноцветные круги. Один из них сделать головой гусеницы. Остальные круги – туловище. На одном краю каждого из них пришить пуговицу, на другом – петлю или прорезь. Предлагаем детям «вырастить» гусеничку, пристёгивая детали туловища. Для развития логического мышления составлять туловище по заданному правилу, чередуя определённые цвета.

– для старших и подготовительных групп

• Игра «Клеточки»

Цель: развитие внимания, памяти, фонематических процессов

Понадобится: парные пуговицы, 2 карточки из картона размером 15×15 см (можно 20×20 см, разлинованные в виде таблицы 3×3 (как для игры в крестики-нолики).

Взрослый берет одну карточку, выкладывает 2-3 пуговицы в ячейки и просит ребенка запомнить их расположение. Затем накрывает свою карточку платком. Малыш раскладывает пуговицы таким же образом по памяти, но только в своей карточке.

• Игра «Путешествие пуговки»

Цель: развитие мелкой моторики, связной речи, грамматического строя (предлоги, глаголы и т. д., дифференциации силы голоса.

На фоторамке натянута нить в виде ломаной линии, которая крепится к краям рамки с помощью петель. По нитке можно передвигать пуговицу. На рамке с помощью картинок и прищепок можно создавать сюжет истории о путешествии пуговки. Кроме того, передвигая пуговицу по нитке можно пропевать гласные звуки,при этом дифференцировать изменения силы голоса: пуговка поднимается вверх – поем громче, пуговка опускается вниз – поем тише.

• Игра «Чудо-дерево»Цель: формирование направленной воздушной струи.

На фоторамке из шпагата сплетено дерево, на котором растут волшебные плоды (лёгкие пуговицы на длинных нитках).Использование этой игры нацелено на развитие направленной воздушной струи: выдыхать воздух не надувая щёки, губы трубочкой.

• Игра «Передай пуговку»

Ребёнку предлагается с помощью двух одноимённых пальцев обеих рук переложить пуговицы из коробки на стол, при этом в процессе должны участвовать все пары пальцев по очереди.

Если занятие проводится с подгруппой, то дети передают друг другу пуговицу по такому же принципу по кругу.

• Игра «Пуговичная копилка»

Цель: закрепление обобщающих понятий; развитие мелкой моторики, связной речи, фонематического слуха.

Понадобится: пластиковая ёмкость с прорезью на крышке (по типу копилки, пуговицы.

Взрослый просит ребёнка назвать несколько слов, объединённых одним обобщающим понятием. Например, назвать насекомых. Каждая пуговица, брошенная в ёмкость – это одно слово. Чем больше насекомых назовёт ребёнок, тем полнее будет копилка.

Это пособие можно использовать также для автоматизации поставленных звуков.

• Игра «Коллекция»

Цель: формирование и закрепление знаний сенсорных эталонов, математических и пространственных представлений, развитие связной речи, внимания, усидчивости.

Понадобится: коллекция пуговиц «на ножках», пришитых к плотной ткани и закреплённых на жёсткой основе, яркие парные резинки для волос

Педагог предлагает детям внимательно рассмотреть пуговицы:

– Назвать цвета, сосчитать количество пуговиц каждого цвета, сравнить. – Угадать пуговицу по описанию (в первом ряду, из пластмассы, среднего размера, красная, без узора).

– Описать пуговицу, которая находится в правом верхнем углу, слева от синей пуговицы, между желтой и белой и т. д.

– Подобрать пары одинаковых пуговиц и надеть на них резинки одинакового цвета.

• Игра «Пуговичная полянка»

Цель: развитие связной речи, воображения, усидчивости, автоматизация поставленных звуков, формирование фонационного выдоха.

Понадобится: пуговицы «на ножках», закреплённые на жёсткой основе круглой формы, канцелярские резинки, небольшой клубок шерстяных ниток.

Данную игру можно использовать по принципу пособий Воскобовича, надевая резинки на пуговицы таким образом, чтобы получались буквы, цифры или различные предметы. Можно создавать с детьми дорожки из резинок, затем пропевать гласные звуки, способствуя формированию фонационного выдоха.

Также можно рисовать ниткой дорожку, закрепив петелькой конец нити на пуговке. Сколько пуговиц «помогало» рисовать, столько раз ребёнок проговаривает слова на определенный звук (автоматизация поставленных звуков).

Особое внимание в играх с пуговицами следует уделять упражнениям, где задействованы не только первые три пальца, но и безымянный с мизинцем. Большой, указательный и средний пальцы, а также смежная с ними часть ладони – социальная зона руки. Два последних пальца, безымянный и мизинец, находятся вне этой зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Многофункциональное развивающее пособие «Клавиатура» как раз позволяет проводить кинезиологические упражнения, в которых задействованы все пальцы обеих рук.

Из пуговиц выложена имитация клавиатуры компьютера. Ребенок надавливает на пуговицы сначала каждым пальцем одной руки, затем другой руки попеременно, производя движение “печатания”.

Усложнение: выполнять упражнение одновременным нажатием одноименными пальцами обеих рук на разные пуговицы.

Почему назвали это пособие многофункциональным? Если пуговицы на клавиатуре будут разного цвета, размера и формы, то с его помощью можно формировать сенсорные эталоны, математические представления, фонематический слух (например, если слово начинается с гласного звука – пальчики ставим на красные пуговицы, если с твёрдого согласного – на синие и т. д.) и мелкую моторику (используя как в игре «Пальчики пошли гулять»).

Источник