Развитие ребенка игры на развития восприятия

Светлана Александровна Мажова
Картотека игр на развитие восприятия для детей дошкольного возраста

Восприятие – это целостное отражение внешнего материального предмета. Оно является основой мышления и практической деятельности как взрослого человека, так и ребенка,основой ориентации человека в окружающем мире, в обществе, образа предмета.

В возрастеот трех до семи лет формируются качественно новые свойства сенсорных процессов: ощущение и восприятие. Ребенок, включаясь в разные виды деятельности (общение, игру, конструирование, рисование, лепка и др., учится более тонко различать отдельные признаки и свойства предметов. Совершенствуется фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов и др.

Для того чтобы развить у дошкольника восприятие, зрительное восприятие, слуховое восприятие, тактильное восприятие, вкусового восприятия развитие обоняния, нужны специальные игры, где эта задача стоит в центре деятельности ребенка и взрослого.

Игры на развитие зрительного восприятия:

1. Игра «Пазлы»

2. Игра «Лабиринты»

3. Упражнение «Читаем по губам»

4. Упражнение «Точечный рисунок»

Игры на развитие слухового восприятия:

1. Игра «Испорченный телефон»

2. Игра «Узнай по звуку»

Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.

3. Игра «Где позвонили?»

Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.

4. Игра «Найди коробочку с таким же шумом»

Игры на развитие тактильного восприятия:

1. Игра «Что внутри»

Ребенку предлагают воздушные шары,содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.). Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.

2. Игра «Снежинки»

На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Детям предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл.

3. Игра «Дедушка – Водяной»

Ребенок на ощупь узнает кто из детей перед ним.

4. Игра «Узнай фигуру»

На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Показываете любую фигуру и просите ребенка достать из мешочка такую же.

Игры на развитие обоняния:

1. Упражнение «Овощи и фрукты»

Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты.

2. Игра «Поможем обезьянке»

По стаканам разложены продукты питания – хлеб, фрукты, овощи; предметы туалета – мыло, духи, зубная паста. Предложить детям от имени больной обезьянки, которая потеряла нюх и зрение, определить по запаху съедобные для нее продукты.

3. Игра «Коробочки с запахами»

Для игры понадобятся 2 набора по 6 коробочек, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т. д.) ребенок ищет пару каждой коробке.

Игры на развитие вкусового восприятия:

1. Игра «Определи на вкус»

Ребенок с завязанными глазами пробует на вкус соленый огурец, сладкую конфету, кислый лимон, горький лук, обозначает свои ощущения словами.

Варианты:

– ребенок на вкус определяет сырые и вареные продукты;

– ребенок с закрытыми глазами определяет разные сорта хлеба;

– ребенок определяет что за фрукт он попробовал;

– ребенок на вкус определяет сорт орехов

– ребенок определяет сорт варенья, конфет.

Источник

Новорожденный ребенок уже обладает возможностями слышать, видеть и ощущать вкус. Но для правильного мироощущения ему нужно сформировать сенсорные эталоны восприятия.

Формирование сенсорных эталонов восприятия

Правильное восприятие мира основано на умении сравнивать и оценивать, что предполагает наличие в сознании каких-то мерок и шаблонов. Это и есть сенсорные эталоны восприятия.

Рассмотрим на примерах по органах чувств.

Слуховое восприятие

Ребенок должен научиться слышать и понимать, что он слышит: уметь отличить звон от стука, музыку от шума стройки и т.д. Это важно также для формирования речи.

Зрительное восприятие

Примеры зрительных эталонов – это цвет, форма предметов, размеры. Ребенку нужно знать, что такое красный и как выглядит, например, треугольник и пр.

Тактильное восприятие

Здесь важно все, что можно распознать, касаясь предмета пальцами.

Это: твердое и мягкое, гладкое и шершавое, теплое и холодное и т.д.

Обонятельное восприятие

Развитое обоняние – это не только умение отличать чистый воздух от запаха дыма, гари, запах еды от несъедобного и пр, но и ориентировать в более тонких ароматах. Такие навыки способны спасти жизнь.

Вкусовое восприятие

Среди сенсорных эталонов вкусовое восприятие позволяет познать, что такое сладкое, кислое, горькое и соленое. Важно также понимать различия в консистенции и температуре: густое, горячее и т.д.

Игры на развитие сенсорного восприятия

Слуховое восприятие

Игра «Угадай, какая баночка звенела»

Необходимо:

  • Подготовить пластиковые баночки с различными видами круп и мелких предметов (рис, фасоль, пуговицы).
  • Встряхивать поочередно баночки.
  • Ребенок с завязанными глазами слушает.
  • Поставить перед ним все баночки.
  • Попросить указать, какой баночкой вы звенели. Он может сам потрясти их и проверить.

«Отвернись и угадай»

Нужно:

  • Взять карандаш или ручку.
  • Постучать вместе с ребенком по предметам из разного материала: по баночкам, стакану, столу и пр.
  • Попросить малыша отвернуться.
  • Стучать по этим же предметам.
  • Ребенку нужно угадать, по какому предмету стучите.

ИНТЕРЕСНО! Можно поменяться местами: малыш стучит, а вы угадываете.

Зрительное восприятие

Игра «Дорисуй картинку»

Взрослому нарисовать несколько предметов или животных, в каждом рисунке намеренно упуская какую-то важную часть: лапу, рога, рукав, усы и т.д.

Малыш угадывает, что вы нарисовали и завершает рисунок.

Игра «Загадочный силуэт»

Для игры:

  • На пляже или детской площадке разровнять поверхность песка.
  • На песке выложить контуры знакомых ребенку предметов: гриб, бантик, лист, яблоко и т.д.
  • Задание: узнать и назвать предмет по контуру.

Тактильное восприятие

Игра «Лоскутки»

Нарежьте много кусочков разных тканей.

Дайте ребенку потрогать лоскутки и опишите их свойства (шелк – тонкий, гладкий; сукно – грубое, жесткое).

Завяжите ребенку глаза, и опять дайте кусочки тканей.

Задание: сказать, что за ткань и описать ее. Например: грубое сукно.

Игра «Угадай на ощупь, из чего сделан предмет»

Ребенку дают по очереди предметы из разных материалов: деревянный кубик, бутылка из пластика, стеклянный стакан, пушистая игрушка и пр.

Малышу нужно угадать, из чего это сделано. Можно использовать разные по текстуре предметы: гладкие, пушистые, шершавые и т.д.

Игры на развитие обоняния

Игра «Съедобное-несъедобное»

Необходимо:

  • Разложить в одноразовые стаканчики по кусочку разных предметов: в некоторые – продукты питания, а в некоторые – несъедобные.
  • Завязать ребенку глаза.
  • Давать стаканчики и спрашивать, съедобное там или нет. Пусть ставит одну группу влево, а другую – вправо.
  • Когда стаканчики распределены, малыш с открытыми глазами смотрит, где он ошибся.

Игра «Прятки с запахами»

Ребенку нужно найти в квартире спрятанный ароматный продукт.

Договариваетесь, какой продукт прячете (например, апельсин)

Ребёнок выходит из комнаты.

Вы чистите мандарин и прячете так, чтобы от него шел запах.

Только не прячьте фрукт далеко: ребенок утратит интерес.

Вкусовое восприятие

Игра «Живая вода»

Необходимо:

  • взять 8 посудин (одноразовых стаканчиков);
  • в каждые 2 емкости налить воду с добавлением: яблочного сока, сахара, соли, лимонного сока;
  • ребенку нужно сделать по глотку с каждой емкости и определить 2 посудины с одинаковым содержимым.

ИНТЕРЕСНО! Полезно играть в жаркую пору с детьми, что не любят пить воду.

Игра «Фрукт, ягода или овощ»

Порежьте кубиками овощи и фрукты. Каждый кубик и ягоду проткните зубочисткой и разложите на подносе. Ребенок с завязанными глазами берет по кусочку, нюхает и съедает. По запаху он должен определить фрукт это или овощ, а по вкусу сказать, что он съел.

ВНИМАНИЕ! Эта игра тренирует вкус, зрение и обоняние.

Как видно, игры простые. Не нужно быть педагогом, чтобы их организовать. А эффект не заставит себя ждать: сенсорное развитие вашего малыша будет проходить всестороннее и качественнее.

Источник

Мария Косинова
Использование дидактических игр для развития восприятия у дошкольников

Сенсорное развитие составляет одну из главных линий умственного развития в дошкольном детстве. Значительно изменяются основные виды чувствительности. Так, улучшается острота зрения и слуха, повышается точность и тонкость цветоразличения, развивается музыкальный (звуковысотный) фонематический слух. Совершенствуется ориентировка в свойствах и пространственных отношениях предметов.

Ребёнок усваивает общественно выработанные представления о чувственных свойствах – сенсорные эталоны цвета, величины, формы и т. д. Этому способствуют различные виды деятельности ребёнка. С усвоением сенсорных эталонов связано развитие действий восприятия, которые способствуют целенаправленному и планомерному обследованию предметов.

Значительные изменения происходят в развитии ориентировки ребёнка в пространстве и пространственных расположениях предметов. Эта ориентировка начинается с выделения ребёнком собственного тела, ведущей руки.

Наиболее трудным для усвоения дошкольниками является ориентировка во времени, поскольку время не имеет наглядной формы. От первоначального восприятия временных отрезков, связанных с режимными моментами, дети переходят к восприятию сезонных изменений, дней недели. Несколько лучше они представляют настоящее время, к концу дошкольного возраста начинают представлять будущее, но в недалёкой временной перспективе. Для более полного развития восприятия у ребёнка дошкольного возраста рекомендуется использовать дидактические игры.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: учить сравнивать предметы между собой, развивать восприятие у детей.

Оборудование: полотняный мешочек, мелкие предметы: пуговицы разной величины, напёрсток, катушка, кубик, шарик, конфета, ручка, ластик и т. д.

Ход игры:

Предложить ребёнку определить на ощупь, что это за вещи. Если в игре участвуют несколько детей, то надо попросить одного ребёнка описывать каждый предмет, ощупывая его, а второго (если детей несколько, то всех остальных) – угадать, назвать и зарисовать вещь по предлагаемому описанию.

Дидактическая игра «Собери пирамидку»

Цель: развивать восприятие ребёнка.

Оборудование: две одинаковые пирамидки. Одна пирамидка предназначена для работы ребёнку, а вторая будет выступать в роли эталона.

Ход игры:

1. Предложить ребёнку собрать последовательно сужающуюся кверху пирамидку по готовому эталону.

2. Организовать сложное конструирование по эталону, то есть собирание неправильной пирамиды, башни необычной конфигурации.

Дидактическая игра «Узнай предмет»

Цель: развивать восприятие цвета, формы и величины у детей.

Оборудование: карточки с изображением геометрических фигур.

Ход игры:

Ребёнку даются задания, направленные на дифференциацию признаков цвета, величины, формы:

а) Дай мишке круг, дай кукле треугольник, дай зайке квадрат. Положи квадрат на окно. Положи круг на диван. Положи красный круг, синий квадрат, принеси зелёный треугольник.

б) Собери все круги, отдельно положи синие круги, зелёные круги, жёлтые круги, красные круги.

в) Покажи треугольники, затем выбери синие треугольники, зелёные треугольники, жёлтые треугольники, красные треугольники.

г) Собери все квадраты, выбери синие квадраты, жёлтые квадраты, зелёные квадраты.

д) Покажи маленькие круги (маленькие треугольники, маленькие квадраты).

е) Собери большие круги (квадраты, треугольники).

ж) Покажи зелёные большие квадраты, маленькие синие круги, большие красные треугольники, маленькие зелёные квадраты.

Дидактическая игра «Цвета»

Цель: развивать восприятие цвета у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённого цвета (синего, красного, жёлтого, коричневого, чёрного, зелёного и т. д.). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов названного цвета, выходит из игры, а победителю даётся право стать ведущим и предложить цвет для поиска предметов.

Игра «Цветные шаги»

Цели игры: закреплять знания об основных цветах, узнавать названия их оттенков, развивать подвижность и быстроту реакции у детей.

Ход игры:

(играет 8-10 человек, один из них исполняет роль ведущего). Участники игры становятся в ряд, ведущий отходит примерно на 7-8 м от них и поворачивается к ним спиной. Потом дает команды участникам игры, например, такие: «Всем, у кого в одежде есть желтый цвет, сделать три шага вперед». После этого ведущий поворачивается и наблюдает за правильностью выполнения его задания (участники игры должны показывать на себе нужный цвет). Затем ведущий отворачивается и дает следующую команду, например: «Всем, у кого есть синий цвет в одежде, сделать шаг назад». Поскольку этот цвет может оказаться и у тех, кто перед этим делал шаги вперед, расстановка участников на игровом поле сразу же меняется. Тот, кто сможет первым добраться до ведущего, меняется с ним местами, а ведущий занимает место среди остальных игроков. Игра начинается заново.

Дидактическая игра «Кто наблюдательнее»

Цель: развивать восприятие формы у детей дошкольного возраста.

Ход игры:

Предложить ребёнку за 1 минуту назвать 5 предметов определённой формы (круглые, прямоугольные, квадратные, овальные). Повторять предметы не разрешается.

Так же воспитатель может организовать игру с группой ребят. Каждый ребёнок должен по очереди называть предметы названной формы, поэтому будет перечислено много предметов той или иной формы, что способствует развитию каждого ребёнка.

Тот из ребят, кто за 1 минуту не сможет назвать 5 предметов нужной формы, выходит из игры. Победителю предоставляется право предложить название формы предмета для дальнейшей игры.

Игра «Из чего состоит?»

Цель игры: научить детей различать разные формы. Игра способствует развитию аналитического мышления и восприятия целостности предмета, состоящего из разных частей.

Игровой материал: различные предметы или игрушки. Желательно, чтобы по игрушке было хорошо видно, из каких геометрических частей она состоит.

Ход игры:

(в игре может принимать участие практически неограниченное количество человек, в нее можно играть дома и в группе). Ведущий — взрослый — ставит перед детьми на стол один из предметов (например, игрушечный трактор) и просит детей назвать как можно больше геометрических фигур, из которых состоит игрушка. Так, например, кабина у трактора прямоугольная, колеса — круглые и т. д. В этой игре побеждает тот из участников, кто сумеет назвать больше частей — геометрических фигур, из которых состоит игрушка.

Дидактическая игра «Фигуры из палочек»

Цель: развитие восприятия формы и величины, обучение детей умению составлять геометрические фигуры из палочек.

Игровой материал. Счётные палочки.

Ход игры:

Предложить ребятам вспомнить и назвать известные геометрические фигуры. После этого сказать: «Сегодня мы будем составлять фигуры из палочек». Затем дать детям задания: «Составьте маленький квадрат». Потом спрашивать, сколько палочек ребята использовали для построения фигуры.

После этого предлагает ребятам построить из палочек большой квадрат. Затем выясняет, из скольких палочек составлена каждая сторона фигуры. (Из двух.)

При последующем проведении упражнения ребятам можно предложить построить маленький треугольник, а потом большой треугольник или маленький четырёхугольник и большой четырёхугольник и побеседовать о количестве палочек, затраченных на построение фигур.

Дидактическая игра «Правая – левая»

Цель: развитие пространственного восприятия, формирование умения правильно ориентироваться в месторасположении предметов.

Игровой материал. Флажок, мяч, кубик, картинки с изображением детей.

Ход игры:

Предложить ребятам повторить, где у них правая рука, где левая рука, где правая нога, где левая нога.

После этого вызвать к себе одного ребёнка и дать ему в правую руку флажок, повернуть лицом ко всем и спросить: «В какой руке у Тимы флажок?». Ребята дают ответ.

Затем вызвать другого ребёнка, дать ему в левую руку мяч и спрашивает: «В какой руке мяч?» (В левой).

Потом следующего ребёнка просит стать на одну ножку и спрашивает: «На какой ноге стоит Никита?» (На правой.)

Упражнение можно повторить несколько раз.

При последующих проведениях упражнения можно использовать картинки, изображающие детей, которые что-либо держат в руках или поднимают ногу или руку.

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Цель: развитие пространственного восприятия, закрепление пространственных понятий

Игровой материал. Мяч

Ход игры:

Взрослый говорит: – Над окном.

Ребёнок: – Под окном.

К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …

Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т. д.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно-ориентировочные реакции.

Игровой материал. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т. д. Карта с планом пути. Сюрприз.

Ход игры:

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т. д. Инструкция: – Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперёд четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т. п. Игра заканчивается после того, как найден ребёнком клад-сюрприз.

Дидактическая игра «Который час?»

Цель: развитие восприятия времени, формирование представлений о времени.

Игровой материал. Игрушечные часы.

Ход игры:

Предложить ребятам рассмотреть игрушечные часы и сказать, что они видят. Затем педагог говорит: «Сейчас утро. Наши часы показывают время 8 часов (ставит стрелки на игрушечных часах) Сейчас мы будем кушать». Просит повторить который сейчас час.

Это упражнение можно повторять в различное время суток, постепенно приучая детей к пониманию, что в различное время суток они занимаются разными делами.

Игра «Назови пропущенное слово»

Цель: учить ориентироваться во времени, знать, что происходит в определённый отрезок времени.

Ход игры:

Дети образуют полукруг. Воспитатель бросает кому-нибудь из детей мяч, задаёт вопрос:

– Мы завтракаем, ужинаем …., а обедаем…

– Сегодня у нас было рисование, а вчера…

– Сегодня у нас математика, а завтра….

Эту игру можно провести и на свежем воздухе.

Игра «Живая неделя»

Цель: Закрепить умение называть дни недели по порядку.

Ход игры:

Первый вариант. Цифры (от 1 до 7) перемешиваются и раскладываются на столе изображением вниз. Играющие выбирают любую карточку, выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой. Они превратились в дни недели. Первый ребёнок слева делает шаг вперёд и говорит: «Я – понедельник. Какой день следующий?» И т. д.

Второй вариант. Дети делятся на команды по 7 человек. У каждой команды свой стол. Сколько команд, столько и столов, на которых лежат карточки с цифрами изображением вниз. На каждом столе карточки определённого цвета. Дети бегают по комнате. По сигналу воспитателя бегут к своим столам, беру по одной карточке и выстраиваются по порядку в соответствии с цифрой.

Третий вариант. Вместо карточек с цифрами карточки с кружками (от 1 до 7, по-разному расположенными. Правила игры те же.

Игра «Телефончик»

Цель игры: закреплять навыки по восприятию на слух независимо от силы голоса.

Ход игры:

(в игре одновременно могут участвовать 8-10 человек, но не менее 6, иначе игра будет неинтересной). Все игроки выстраиваются в один ряд плечом к плечу. Стоящий с правого края игрок загадывает какое-нибудь слово и шёпотом быстро говорит его игроку, стоящему рядом с ним. Тот, в свою очередь, передаёт то, что услышал, другому игроку, тот — следующему и так далее до конца цепи. Поскольку игроки говорят друг другу слово шёпотом и часто сами не могут разобрать того, что им сказали, результат может получиться смешным и нисколько не похожим на заданное слово.

Восприятие – это процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.

Восприятие даже какого-нибудь простого предмета очень сложный процесс, который включает работу сенсорных (чувствительных, двигательных и речевых механизмов.

Развитие восприятия в дошкольном возрасте – это очень сложный и многоаспектный процесс, который способствует тому, чтобы ребенок все точнее отображал окружающий мир, научался различать все тонкости действительности и благодаря этому мог успешнее адаптироваться в ней.

Источник