Развитие ребенка и влияние соски

Развитие ребенка и влияние соски thumbnail

Влияет ли соска на развитие речи малыша? И если влияет, то как? На этот вопрос можно найти ответ в данной статье.

Что говорит наука о пустышке

Младенец появляется на свет вовсе не таким беспомощным, каким он кажется. Он наделен условными и безусловными рефлексами, помогающими ему выжить на первых порах. Так, новорожденный ребенок, если бы что-то случилось с матерью, смог бы дотянуться до ее соска, сделав даже несколько подползающих движений (если есть опора для ног), а затем ухватить его. Дотянуться до соска жизненно важно, это дает гарантию дальнейшего существования.

Сосать дитя никто не учит, он это умеет делать инстинктивно (это безусловный рефлекс). Младенцы испытывают потребность в сосании, ведь без этой потребности они могут не получить необходимого питания. Все безусловные рефлексы со временем угасают, на их месте появляются другие, приобретенные навыки (условные рефлексы). Но угасают эти рефлексы постепенно и, пока они ярко выражены, им нужно «потворствовать».

Современная наука получила возможность взглянуть на ребенка, который еще не родился. Делая УЗИ-исследования, специалисты заметили, что малыши и внутриутробно уже сосут пальцы и кулачки. Зачем? Ведь питание они получает в полном объеме через материнскую плаценту?

Сосание успокаивает малышей. Привычный ритм, сосредоточенность на одном действии и приятные ощущения от стимуляции нервных окончаний помогают малышам собраться и преодолеть многие трудности этого большого и сложного мира. Если после кормления кроха тянет в рот пальчики или кулачок, значит, рефлекс «голодает».

Как влияет соска-пустышка на органы речи

Вполне нормально, если малыш сосет пустышку до года. Но привязанность к соске пагубно влияет на строение ротовой полости: деформируется нёбо, неправильно прорезываются зубы (зачатки постоянных зубов тоже смещаются), формируется неправильный прикус (и не только на стадии молочного прикуса), нарушается процесс фиксации и жевания пищи.

У большинства детей при рождении нижняя челюсть несколько меньше верхней. Примерно до 6 месяцев их размеры выравниваются. Этому способствует активное сосание, при котором нижняя челюсть выдвигается вперед. Правильное формирование нижней челюсти обеспечивает кормление грудью. Во время кормления ребенок должен трудиться, вследствие чего и вовлекаются челюсти. В противном случае формируется ненужный размер челюсти, что приводит к массе неудобств и патологий.

Более того, привязанность к соске отрицательно влияет на развитие координированного дыхания, глотания и артикуляции речи, не дает нормально формироваться подвижности органов речи (что является основанием для развития правильного звукопроизношения и развития речи в целом). Важнее, чтобы он вовремя научился лизать, жевать, дуть – это самая лучшая профилактика нарушений произношения.

Соска способствует обязательному появлению дефектов произношения.

Стоит отметить и то, что использование соски-пустышки облегчает путь для инфекций. По статистике, сосание соски почти на 50% повышает риск ушных и ротовых инфекций у младенцев.

Как влияет соска-пустышка на психо-речевое развие ребенка

Соска тормозит речевую и двигательную активность. Психическое развитие идет медленно! Результат – ребенок начинает говорить поздно. У детей, погруженных первый год своей жизни в сосочный «анабиоз», впоследствии, довольно часто отмечается ЗАДЕРЖКА ПСИХО-РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ. Почему?

Каждый возрастной период отличается ведущей деятельностью. Период младенчества характеризуется непосредственно-эмоциональным общением с матерью. И если мать предпочитает дать малышу соску вместо того, чтобы покачать его на руках, погреметь погремушкой или просто поговорить с ним, то, несомненно, соска затормозит его развитие. Он не сможет получить всего объема знания о мире и «базового доверия» к нему.

«Базовое доверие» к миру закладывается в младенческом возрасте как раз через отношение взрослых к малышу, т.е. насколько быстро приходят на помощь, когда он плачет. Эта психологическая составляющая становится в последующем его положительной самооценкой. Кроха, чувствуя любовь, может предаться исследованию окружающего мира. Такие дети растут активными, некапризными, уверенными в себе и своих силах.

Монотонное сосание пустышки погружает малютку в, своего рода, транс. Выражение личика малыша абсолютно безучастное и отрешенное. Сосание – процесс, практически полностью поглощающий внимание ребенка. Малышу незачем познавать мир вокруг него: ему комфортно и так. Постоянное сосание соски-пустышки после года отвлекает малыша и изолирует от многих впечатлений из окружающего мира. Он не вслушивается в слова, не интересуется окружающим миром, все его познавательные и умственные процессы заторможены. Усилия ребёнка направлены только на сосательный процесс, он доминирует!

Если на начальной стадии развития ребёнок не добирает информацию (зрительную, звуковую, кинестетическую и прочую), то это, в купе с различными заболеваниями, и препятствует появлению первых слов, затормаживает развитие основных психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление, речь).

Когда ребенок плачет – он выдает эмоции. Если его рот постоянно закрыт соской, то он эти эмоции оставляет при себе. Это негативно сказывается на психическом развитии малыша (эмоции же тесно связаны с развитием речи).

Если после двух лет ребенок не перестает сосать, это влияет на развитие речи при произношении звуков в словах, упрощении или искажении их.

Ребенку проще сосать соску, и показывать пальцем маме, что он хочет, чем пробовать объяснить на словах.

В чем отличие сосания соски и груди матери

Стоит отметить, что механизм сосания груди и соски разный.

Искусственный заменитель сформирован и довольно тверд, имеет определенную длину. Грудь же – мягкая и может менять форму. Чтобы взять грудь, ребенок должен широко открыть ротик, и сосок попадает глубоко в полость рта, подальше от движущихся челюстей и кончика языка. Пустышку же можно «затолкать» и в закрытый рот ребенка. При сосании искусственной соски мышцы рта, лица и языка двигаются иначе, нежели чем при сосании груди. Если при кормлении грудью ребенок языком выжимает молоко, то посасывая молоко через соску – он работает только губами и деснами.

Сосание грудного молока стимулирует к развитию артикуляции звуков: [б], [п], [в], [ф], [ч], [д ‘], [н’]. Акт глотания способствует развитию артикуляции звуков: [е], [и], [и], [г], [х]. Позже пища с ложечки способствует подготовке произношения звуков: [с], [с’], [ц], [ш], [ж], [ч], [й], [р], [л].

С соской во рту малыш не гулит, не лепечет, его артикуляционный аппарат не тренируется! Мышцы языка и губ выполняют однообразную, монотонную работу, совсем не способствующую их укреплению. В последствии, «сосочный» ребёнок долго не сможет произвольно растянуть губы в улыбке. А это так необходимо для произнесения звуков: [с], [з], [ц], [л], [р]. Из-за неправильного положения губ слова с этими звуками будут звучать искажённо. Кроме этого, язык, привыкнув находиться во время сосания пустышки между зубами, останется там и при произнесении слов и большинство звуков приобретёт межзубное звучание ([с], [с’], [з], [з’], [ц], [ш], [ж], [ч], [щ], [л] и другие), которое в народе называют «шепелявым». И это ещё не всё. Язык, долгое время пролежавшей под соской, на дне ротовой полости, скорее всего не сможет подняться вверх к нёбу. Значит, возникнут трудности со звуками, так называемого, верхнего подъёма: [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [р]. Приведённые примеры – далеко не полный перечень речевых проблем, спровоцированных соской.

Искажение речи, может тормозить и психическое развитие ребенка.

Как грамотно выбрать соску

  • Если Вы все же решили использовать соску-пустышку в воспитании ребенка, следует учитывать следующие важные факторы:

    Размер соски-пустышки.

    Размер должен соответствовать опредёлённым нормам и стандартам.

    Размер пустышки меняется в зависимости от возраста: выпускают

    пустышки для детей от 0 до 6 месяцев, с 6 месяцев и старше.

  • Форма.

    По форме соски-пустышки бывают анатомические (с вытянутым или сплюснутым эллипсовидным сосочком) или ортодонтические (со скошенным сосочком). Считается, что ортодонтическая пустышка более удобно располагается в полости рта и для ее захвата ребенку необходимо вынести верхнюю челюсть вперед, как при захвате груди мамы. Анатомическая пустышка равномерно распределяет давление на небо. Для «богатырей» существует особая форма сосочка – вишенка. Выбор пустышки будет зависеть не только от состояния соматического здоровья ребенка, вида вскармливания, но и от желания самого малыша. В современных пустышках разработаны специальные системы вентиляции, позволяющие воздуху свободно циркулировать, а рельефная внутренняя сторона защитного диска не позволяет скапливаться слюням, предотвращая мокнутие кожи под пустышкой. Соска не должна мешать дышать младенцу. Используя пустышки с большими нагубниками, Вы рискуете вызвать у малыша раздражение вокруг рта и, кроме этого, превратить пухлые и яркие губки в блеклые, плоские и невыразительные.

  • Конструкция.

    Соска-пустышка не должна легко разбираться.

  • Материал.

    Внимательно нужно выбирать материал, из которого сделана пустышка. Современные пустышки изготавливаются из силикона или латекса. Латекс – природный материал (каучук), он более мягкий, по сравнению с силиконом, но менее долговечный. Поэтому ослабленным и недоношенным детям рекомендуют именно их. Как природный материал, латекс содержит молекулы белка и в некоторых случаях может вызывать аллергическую реакцию.

    Силикон полностью синтетический материал и случаев аллергии на него замечено не было. Пустышки из силикона упругие, эластичные и служат дольше латексных. Для доношенного ребенка с хорошо развитым сосательным рефлексом предпочтительны силиконовые пустышки. Соску из силикона не только очень легко дезинфицировать, такой материал достаточно прочный. Силиконовая пустышка долго сохраняет свою форму. Но эта соска требует осторожности. Как только у малыша появляются зубки, жесткий силикон может негативно повлиять на формирование его прикуса (используйте специальные прорезыватели). Можно использовать и резиновые соски – они мягче. Но такую соску ребенок может легко прокусить зубами и разорвать. Кроме того, такая соска может вызвать у малыша аллергию.

  • Срок службы и соблюдение гигиены.

    Нельзя забывать о соблюдении элементарных санитарно-гигиенических правил: менять силиконовую пустышку 1 раз в 1-1.5 месяца, а латексную каждые 3 месяца. Пустышку не реже 1 раза в день нужно дезинфицировать кипячением, хранить в чистых, герметических футлярах. Первый признак разрушения материала соски – изменение цвета на коричневый оттенок, липкость материала.

Правила пользования соской

Родителям надо запомнить всего несколько правил пользования соской, и тогда риск от общения Вашего ребёнка с соской будет сведён к минимуму.

  • Ребёнок заснул – соска вынимается. Да, соска успокаивает, с ней кроха быстрее засыпает. Но это не значит, что соска должна находиться во рту малютки во время сна постоянно! Кстати, многие малыши сами в состоянии определять, когда в пустышке нет нужды: как правило, они просто выплёвывают её!
  • Пустышка не должна быть во рту ребёнка во время прогулки. Не надо превращать её в “заслон” от холодного воздуха. Малышу необходимо учиться дышать носиком в любую погоду. Если его ротик открыт, значит, дышать мешают либо аденоиды, либо банальные корочки в носовых ходах. В первом случае надо отправиться на приём к лору, во втором – перед прогулкой прочистить носик малыша.
  • С пустышками надо безоговорочно расставаться, как только у крохи прорезались первые зубы. Обрывки и детали растерзанной соски могут попасть в дыхательные пути. В данный период используйте прорезыватели.
  • Никогда не смачивайте соску в сладком сиропе. Сладкий «допинг», получаемый регулярно, делает расставание малыша с соской мучительным и долгим.

Нужно ли отучать ребенка от соски или он сделает это самостоятельно?

Предложить крохе пустышку и отучить от нее – это инициатива взрослого. Ребенок не может самостоятельно принимать решение.

Продолжительное сосание соски-пустышки приводит к привычке сосать посторонние предметы (малыш грызет край одеяла, пальцы, сосет губы, воротник кофточки и другое).

Отучение от соски имеет определенные правила и должно происходить в определенное время. Специалисты предлагают заниматься этим после 6-7 месяцев, когда инстинкт сосания начинает угасать и до года потребность в пустышке исчезает полностью. Это время приходит с появлением первых зубов. Первый симптом – выплевывание соски.

Как отучить малыша от соски:

  • Делать это следует постепенно.
  • Оставьте в пользовании малыша всего одну соску-пустышку.

    Не кладите ее на видном месте или там, где малыш может ее случайно найти.

  • Старайтесь свести к минимуму время пользования соской.

    Давайте ее только в самые необходимые моменты, когда без нее никак не обойтись. Переключайте по возможности внимание ребенка на другие предметы, игрушки, увлекайте в игру. Уделите крохе максимум внимания. Следите за тем, чтобы он не начал сосать пальчики. Лучше уж пусть во рту будет соска или бутылочка, чем пальцы.

  • Совместите отказ от соски с игрой.

    Когда вы сочтете, что малыш уже готов расстаться с соской окончательно, совместите отказ от пустышки с поездкой на дачу или в отпуск. Объясните, что вы ее забыли дома. Попробуйте предложить подарить соску зайчику в лесу, но не удивляйтесь, если ребенок откажется. Альтруизм ему пока несвойственен. Или дайте малышу поэкспериментировать с ней. На втором году жизни малыши уже проявляют исследовательские способности. Они любят резать, разбирать доступные предметы, особенно при помощи «взрослых» инструментов. Поэтому предложите «поиграть» с безопасными детскими ножницами. Вместе отрежьте от соски небольшой кусочек и выбросьте его, а испорченную соску уберите. Позже, когда ребенок, как обычно, потребует соску, дайте её ему. Он обнаружит, что сосать стало неудобно. Теперь ждите момента, когда он сам откажется её сосать. Это может случиться и в тот же день, и спустя какое-то время. Придумать мотив отказа – забота любящих родителей. Чем с большим вниманием родители будут относиться к своему малышу, тем проще и быстрее произойдет отказ.

  • Если после отучения от соски малыш все же начнет сосать пальцы или одеяло, можно предложить ему зубной прорезыватель.
  • В ряде случаев стоит обратиться к детскому психологу.
  • Остерегайтесь «дедовских» методов.

    Намазывание соски горчицей или демонстративное выбрасывание соски в окно принесут больше вреда, чем пользы. От горчицы можно получить сильный ожог полости рта, а выкидывать или прятать соску – это сильный психологический стресс для ребенка. Малышу нужно помочь «перерасти» эту привычку, не заставляя его страдать.

Решение использовать или не использовать соску – выбор родителей.

Главное – разумный анализ ситуации.

Будьте здоровы!

Источник

Родители десятилетиями полагаются на пустышку, чтобы успокоить плачущего младенца. Но подходит ли это для вашего малыша? Соска для новорожденного – польза и вред, когда давать пустышку на грудном и искусственном вскармливании, как отучать от соски в 1,5 и 2 года – главные вопросы нашей беседы с врачом-неонатологом Валерией Максимовной Щелкуновой из Hospital IMES Levante Benidorm, Испания.

– Валерия Максимовна, для чего нужны соски-пустышки?

– Соски-пустышки придуманы для одной большой цели – облегчить жизнь маме. У младенца очень сильный врожденный сосательный рефлекс. Роль его – обеспечить малыша питанием, без чего жизнь невозможна.

Соска для малыша – эффективный способ самоуспокоения. Каждый день ребенок сталкивается с массой всего нового, что вызывает эмоциональный дисбаланс. И тут может возникнуть необходимость его успокоить. Альтернативой груди станет пустышка, ведь мама не всегда может быть рядом.

– А если малыш сосет пальчик или кулачок, соска будет полезна или вредна?

– Ребенок в возрасте 3-4 месяцев совершает сосательное движение в ответ на любое раздражение пероральной области. Движения он не контролирует и, случайно поймав кулачок или палец, естественно, будет его сосать. Это не является большой проблемой, однако бывает травматичным – малыш может поцарапать себя. В этом случае, конечно, можно использовать соску.

В возрасте 4-5 месяцев ребенок осознанно подносит ручки ко рту. И нужно быть уверенными, что это именно сосание, потому что чаще так ребенок исследует себя или чешет десны, когда лезут зубы. Тут скорее помогут грызунки. Пустышки подойдут для профилактики травматизма, но проблему они не решат – в этом возрасте дети часто выплевывают соску и грызут кулачки.

– Бывают ситуации, когда стоит волноваться на этот счет?

– В возрасте полутора-двух лет сосательный рефлекс затухает, а вот эмоциональная привязанность к соске становится более прочной. Если отнять ее у ребенка, который не готов к этому психологически, он, как и раньше, будет пытаться бороться со стрессом с помощью сосательного рефлекса. Но вместо соски начнет сосать палец, кулак, уголки одеяла, одежду, игрушки. Некоторые родители на этом этапе пытаются вернуть соску.

– В каком возрасте и как отучить ребенка от пустышки?

– Отучение от соски должно проводиться мягко и постепенно с 1,5 года. Нужно приучать ребенка справляться со стрессами другими способами – тогда не будет сосания пальца и кулака, с которым придется бороться. Причем если ребенку 2 года, не нужно экстренно отнимать соску и слушать людей, которые разделяют принцип «с глаз долой – из сердца вон».

– Использование пустышки при переедании целесообразно?

– На грудном вскармливании трудно переесть. Бывают ситуации, когда нужно успокоить ребенка, и мама действует проверенным способом – дает грудь. Это может способствовать перееданию. У некоторых детей настолько ярко выражен рефлекс сосания, что даже если ребенок не голоден и ничего его не беспокоит, он начинает капризничать, чтобы удовлетворить свою потребность. В этих случаях нужно давать соску.

– Правда ли, что соски особенно нужны детям-искусственникам?

– Это действительно так. Младенцам на вскармливании детскими смесями рекомендуется давать соску-пустышку с первых дней жизни – после рождения проявление сосательного рефлекса наиболее сильное.

Ребенок постоянно хочет сосать, особенно в раннем неонатальном периоде. Природой так задумано, что сосание – самый действенный способ стимуляции лактации. Поэтому в первые дни новорожденный может «висеть на груди» не оттого, что он голоден. Просто после рождения ребенок занимается программированием лактации – и это правильно, так должно быть.

Другое дело – ребенок, который получает смесь. Сосательный рефлекс у него аналогичен, младенец должен делать то же самое, что и его сверстники на естественном вскармливании, но не может, поскольку грудь не получает. Кормление смесью нефизиологично. Но рефлекс можно удовлетворить, в том числе для спокойствия малыша. Здесь на помощь маме приходит именно пустышка.

Читайте также: “Как правильно организовать питание малыша”

– Верно ли, что с соской ребенок приучается дышать носом, и это способствует правильному формированию носоглотки?

– Это только миф. Ребенок рождается с этим умением, и формирование носоглотки никак не связано с сосанием соски. Единственная причина перехода на ротовое дыхание – затрудненное носовое. Холод на улице и другие триггеры не являются провокаторами перехода на ротовое дыхание.

Есть ли вред от соски-пустышки?

– Валерия Максимовна, каким бывает вред от сосок и правда ли, что пустышки портят прикус?

– Длительное использование соски – более трех лет – может привести к дефекту прикуса. Особенно это актуально при использовании классических, а не ортодонтических сосок. Угасание сосательного рефлекса происходит к двум годам, и поддержание его нефизиологично. При длительном сосании пустышки или бутылочки может формироваться неправильный прикус открытого (центральные зубы не смыкаются) или дистального типа (чрезмерно развитая верхняя челюсть).

По этому поводу ведутся жаркие споры между ортодонтами, стоматологами, педиатрами и разработчиками ортодонтических сосок. Последние утверждают, что при использовании таких сосок изменения прикуса не происходит: они профилактируют проблему. Мое мнение – изменение положения челюстей относительно друг друга происходить может. Все хорошо в меру.

– Могут ли от пустышки чаще возникать икота и срыгивания?

– Механизм сосания соски и сосания груди разный. Такие проблемы возникают, если соска вводится до того момента, как ребенок научится правильно и эффективно сосать из груди. Он может захватывать больше воздуха, что повлечет за собой икоту или срыгивание, или захватывать и сосать только сосок, травмируя его. Дальше начинается использование накладок, которые ребенок не может адекватно и правильно захватить и потому снова заглатывает много воздуха. Если на этом фоне малыш сильно отстает в прибавке веса, от пустышек следует отказаться, пока все не наладится.

– Дети, которые сосут пустышку, начинают позже говорить?

– Эти явления вообще не связаны. Многие дети сосут соску довольно долго, в то время как разговаривать начинают очень рано. Логопедические проблемы вероятнее связаны с прикусом. Дети с неправильным прикусом чаще других имеют трудности с постановкой шипящих и свистящих согласных.

– Есть ли от соски вред для грудного вскармливания?

– Пустышка очень мешает на ранних этапах, когда идет становление лактации. Процесс занимает около трех месяцев – до появления полноценного зрелого молока. Мало того, давать соску до момента, как ребенок научится правильно захватывать грудь, опасно – неэффективное сосание не приводит к насыщению. Введение соски до становления молока чревато гипогалактией, потому что грудничок не стимулирует у мамы выработку молока. Но если лактация налажена и ребенок стабильно прибавляет в весе, при использовании соски проблем с грудным вскармливанием быть не должно.

– Соска способствует развитию стоматита?

– Чаще всего инфекция возникает на повреждениях слизистой при попадании инфекционного агента из-за пренебрежения правилами дезинфекции соски или использования соски несколькими детьми.

Стоматит – любое воспаление на слизистой полости рта бактериальной, вирусной или грибковой этиологии.

Соска – это личная вещь малыша, которую нужно постоянно мыть и стерилизовать. Если нет возможности сиюминутно помыть пустышку, применяются специальные салфетки и запасные соски. Если соска не используется, рядом с ребенком ее быть не должно. И никто, даже заботливая мама, не должен брать пустышку в рот.

Частая ситуация – соска упала, мама ее облизала и отдала ребенку (позднее то же бывает с ложкой)… Такого допускать нельзя. Мама может быть носителем вируса или бактерий и, даже не зная об этом, передать их на соске ребенку. Иммунитет и факторы защиты у всех разные, и если мама справляется с условно-патогенной микрофлорой, для ребенка она будет чужеродной, хотя микрофлора у малыша и мамы похожа.

Зависимость от соски у ребёнка

– Почему ребенок становится спокойнее с соской?

– Соска успокаивает, поскольку малыш удовлетворяет свои потребности в сосании. Возникает ассоциация с мамой – самым важным человеком в его жизни, рядом с которым он чувствует себя комфортно и в безопасности.

Соска помогает справиться с болезненными ощущениями (но не с выраженной болевой реакцией). Например, в период колик сосание стимулирует перистальтику кишечника, что помогает быстрее выводить газики из него. Это в свою очередь снимает болевые ощущения.

– Как проявляется психологическая зависимость от соски у ребенка?

– О формировании психологической зависимости важно говорить тогда, когда объект становится единственным источником положительной эмоции и способом предотвращения отрицательной эмоции. Для ребенка соска часто становится положительным фактором, и это зависит от многих причин.

О зависимости как таковой можно говорить у ребенка старше двух лет (до этого возраста в норме он удовлетворяет сосательный рефлекс), и возникает она часто по вине родителей. Взрослый должен научить ребенка справляться со стрессами разными способами, а не давать пустышку всякий раз. Не должно быть мнения, что ребенка может утешить только соска. Когда малыш чем-то недоволен, плачет или упал, его достаточно взять на руки, нежно поговорить с ним, погладить, показать игрушку, перевести его внимание, и эффект будет аналогичным.

Соска – крайняя мера в вопросе успокоения, когда другие средства не работают. При понимании этого психологической зависимости не возникнет.

– Каково экспертное мнение ВОЗ – в каких случаях и кому полезна или вредна соска?

– Всемирная организация здравоохранения категорична насчет сосок и не допускает их использования при грудном вскармливании. Одним из десяти шагов к успешному грудному вскармливанию является запрет для медицинского персонала давать рекомендации по использованию сосок и назначать их, особенно в период новорожденности. Но для детей на искусственном вскармливании «зеленый свет» – для них ВОЗ рекомендует использовать соски с рождения.

Как выбрать соску-пустышку для грудничка?

– Выбор сосок индивидуальный, нет определенной формулы. К «правильной» пустышке предъявляется ряд общих требований.

  1. Соответствие возрастной норме.Возраст по месяцам указан на упаковке: 0+ – соска для новорожденного, 6+ – новорожденному соску не дают, поскольку могут возникнуть различные проблемы.
  2. Безопасные материалы. Почти все современные соски отвечают этому требованию.
  3. Форма соски – классическая или ортодонтическая. Какой она будет, решит ребенок. Иногда нужно перепробовать не одну соску, прежде чем малыш выберет ту, которая ему подойдет и понравится.

Соска ортодонтического типа имеет одну сплюснутую сторону, прилегающую к языку. По мнению экспертов, такая форма соответствует строению десен грудного ребенка, способствует равномерному распределению давления и предотвращает неправильный прикус.

– Когда давать соску-пустышку малышу?

– Ребенку на искусственном вскармливании соску можно давать с первых дней жизни в промежутках между кормлениями. Детям исключительно на грудном вскармливании – когда окончательно установится лактация, после трехмесячного возраста. Учитываются характер лактации, весовые прибавки и умение правильно захватывать грудь. Если проблем нет, давать соску можно в промежутках между кормлениями или сразу после сна на минуту-две, чтобы ребенок излишне не беспокоился. Ведь чем больше ребенок расстраивается, тем труднее его накормить – он начинает переживать и неправильно берет грудь.

Миф – если ребенок на грудном вскармливании постоянно сосет соску, у него не хватает времени на грудь. Наоборот, при сосании он тренирует сосательный аппарат и разрабатывает мышцы.

– Какие правила при использовании соски важно соблюдать?

– Это гигиена и элементарные санитарные правила по уходу за пустышкой:

  • Использовать безопасную и чистую соску.
  • Стерилизовать или кипятить соску две-три минуты минимум раз в сутки.
  • Применять специальное средство для мытья соски.
  • Не облизывать соску членам семьи.
  • Хранить в герметичных контейнерах либо в на 100 % стерильном месте.
  • Менять каждые три месяца даже при сохранении внешнего вида (латекс теряет свойства, на соске образуется несмываемая микрофлора).

При использовании соски-пустышки должен сохраниться простой принцип – все хорошо в меру. Детям на грудном вскармливании не стоит давать соску раньше трехмесячного возраста и использовать ее дольше двух лет. При проблемах с лактацией соска строго противопоказана. Детям на искусственном вскармливании дают соску с первых дней жизни. Главное, помнить: соска облегчает жизнь маме в определенных ситуациях, но не решает проблемы и при неправильном использовании сама их создает.

Врач-неонатолог

Валерия Максимовна Щелкунова

*Идеальным питанием для грудного ребенка является молоко матери. ВОЗ рекомендует исключительно грудное вскармливание в первые 6 мес. МАМАКО® поддерживает данную рекомендацию. Перед введением в рацион малыша новых продуктов проконсультируйтесь со специалистом.

Источник