Развитие ребенка и отношения с
Благодаря привязанности дети и родители могут установить тёплые и близкие отношения, в которых обязательно будет доверие и взаимопонимание. Привязанность способствует здоровому психологическому развитию личности ребёнка, а также формирует в нём уверенность в себе и собственных силах.
Дети в возрасте от 0 до 1 года
Это тот возраст, когда малыш находится к вам максимально близко, он во всём зависит лишь от вас и ваших действий. Именно в этот период вы больше всего проявляете свою заботу и любовь.
Как правильно взаимодействовать с ребёнком в таком возрасте:
- Во время кормления (грудью или из бутылочки) держать как можно ближе к себе;
- Малыш должен быть часто на руках или в слинге, чтобы привыкнуть к вашему запаху и температуре тела;
- Регулярно целовать и обнимать;
- Старайтесь улыбаться, когда ребёнок смотрит на вас, ему от этого очень спокойно на подсознательном уровне;
- Смотрите вместе на картинки и читайте книги. Научите ребёнка показывать на предметы и говорить их название;
- Когда вы вместе гуляете, то старайтесь объяснять всё то, что интересно ребёнку простыми словами;
- Занимайтесь лепкой и рисованием вместе.
Дети в возрасте от 1 до 3 года
В этом возрасте малыш старается похожими на своих родителей. Интересно, что детки уже не так зависимы от мамы и папы, поэтому им так хочется перенять ваши черты или привычки, чтобы стать более самостоятельными. Если вам хочется наладить доверительные отношения с дочкой или сыном, то попробуйте дать ребёнку выполнить некоторые ваши обязанности. Они должны быть простыми:
- Когда вы идёте с малышом за покупками, то попросите ребёнка помочь вам заполнить продуктовую тележку. Например, отправьте его взять буханку хлеба или пачку конфет, которые лежат на уровне его глаз;
- Предложите ребёнку мыть с вами вместе посуду. Обязательно вместе, он ещё слишком мал, чтобы делать такие вещи самостоятельно;
- Если дочка или сын хотят помочь в готовке, то не запрещайте ему это делать. Пусть помоет овощи или помешает суп;
- Вместе посадите цветок в горшке и назначьте ребёнка ответственным за него. Пусть малыш регулярно поливает его из собственной леечки;
- Придумайте собственные жесты, такое очень нравится деткам;
- Просите ребёнка передавать ваши объятия и поцелуи супругу. Это лишний повод обнять и поцеловать маму и папу;
- Когда вы идёте в магазин, то давайте своему ребёнку выбирать вещи.
Дети в возрасте от 3 до 5 лет
Дети в таком возрасте становятся собственниками. Им важно, чтобы у них был. Собственные игрушки, а рядом были «МОЙ папа» и «МОЯ мама». Чтобы дети не теряли уверенности в себе и видели в вас поддержку, старайтесь следовать некоторым правилам:
- Ходите с ребёнком на прогулку, вместе качайтесь на качелях, играйте в догонялки;
- Научите ребёнка кататься на роликах, самокате или велосипеде;
- Если ребёнок зовёт вас играть или рисовать вместе с ним, то старайтесь не отказывать;
- Не стоит запрещать ребёнку испытывать гнев. Если ему необходимо немного покричать или поплакать, то дайте ему это сделать;
- Старайтесь смеяться над шутками ребёнка, чтобы он чувствовал уверенность в себе и развивал свою креативность;
- Старайтесь говорить с малышом обо всём, о том, что он чувствует, что ему интересно, как он провёл день;
- Узнавайте у ребёнка, с кем он общается, не стоит запрещать общаться с кем-то.
Дети в возрасте от 5 до 7 лет
Дошкольники очень привязаны к своим родителям и родственникам, им важно понимать ваши родственные связи:
- Если ваш супруг или супруга проводить много времени на работе, то научите ребёнка звонить ему иногда по видеосвязи или отправлять сообщения с помощью мессенджеров или смс;
- Каждый член должен регулярно обниматься с друг другом. Так вы показываете ребёнку, что вы дружны и сохраняете тёплые чувства;
- Устраивайте фотосессии с ребёнком или старайтесь на прогулках фотографироваться с семьей, на праздниках с родственниками. Просите ребёнка помогать вам делать семейные альбомы.
Дети в возрасте от 7 до 10 лет
В этом возрасте деткам важно, чтобы вы умели хранить их секреты, а также умели признавать их заслуги и таланты:
- Дайте ребёнку возможность самостоятельно приготовить завтрак для себя или для семьи;
- Помните, что объятия всё ещё важны. Обнимайте ребёнка, когда он счастлив или грустит, когда вы встречаете его со школы;
- Проявляйте интерес к увлечениям сына или дочки, спрашивайте о том, как прошёл день в школе, узнавайте, что нового у его друзей и него самого;
- Регулярно ходите всей семьей отдыхать: в кино, театр, развлекательный центр, бассейн. Детям важно проводить время с вами.
После 10 лет вы уже будете пожинать плоды своих трудов в воспитании ребёнка. Если всё это время старались показывать свою любовь, заботу и привязанность, то ваш сын или дочь не будут скрывать от вас, где они гуляли до поздна свои 16 лет, какие мальчики и девочки им нравятся, как у них дела в школе.
Если вы смогли доказать ребёнку, что вам можно доверять, то и проблем с подростком у вас будет гораздо меньше!
Надеемся, что эта статья была для вас полезна. Добавьте наш канал в свою ленту, чтобы не пропустить новые публикации!
Что ещё можно почитать:
Источник
Рейтинг Эмоциональная связь детей с родителями способствует их физическому и социальному развитию |
- Напечатать
- Спросить
- Отправить другу
- Подписаться на новости
Воспитание детей наполняет жизнь родителей смыслом, но в тоже время часто их расстраивает. Во взаимоотношениях родителей и детей раскрываются их лучшие и худшие качества. Родители делают все возможное, чтобы правильно воспитывать своих детей: используют разные педагогические методы, читают книги, посвященные воспитанию детей, общаются друг с другом и т.д. Но в конце концов приходят к выводу, что весь секрет во взаимоотношениях с ребенком таков: чем крепче отношения, тем легче проходит воспитательный процесс.
Итак, как же укрепить взаимоотношения между родителями и детьми? Попробуем разобраться в этом вопросе.
Понимание взаимоотношений между детьми и родителями
Крепкие взаимоотношения между детьми и родителями способствуют физическому, эмоциональному и социальному развитию ребенка. Это уникальная связь, которую испытывают все родители и дети и которая приносит им не сравнимое ни с чем удовольствие. Поэтому они стараются развивать эту связь на протяжении всей жизни.
Такие взаимоотношения формируют личность ребенка, закладывают основы его выбора и поведения в разных ситуациях. Исследования показывают, что здоровые взаимоотношения между родителями и детьми положительно сказываются как на детях, так и на общей атмосфере в семье.
Почему важны позитивные взаимоотношения между родителями и детьми?
У любящих родителей вырастают любящие дети. Ваши взаимоотношения с детьми и степень вашей привязанности к ним влияют на будущее ребенка, на его социальное, физическое и психическое здоровье.
Рассмотрим несколько преимуществ здоровых взаимоотношений детей и родителей:
- маленькие дети, имеющие здоровую и крепкую привязанность к своим родителям, располагают большими шансами на счастливые и глубокие отношения во взрослой жизни;
- ребенок, который имеет здоровые взаимоотношения со своими родителями, учится регулировать свои эмоции в сложных ситуациях;
- связь с родителями способствует умственному, языковому и эмоциональному развитию ребенка;
- взаимоотношения с родителями формируют у ребенка оптимистичное и уверенное социальное поведение;
- участие родителей в повседневной жизни ребенка способствует улучшению успеваемости в школе и развитию навыков обучения;
- безопасная привязанность ребенка к родителям приводит к развитию его социальной, эмоциональной и познавательной сфер. Дети также развивают навыки решения задач.
Связь между родителями и детьми должна быть не только сильной, но и гибкой, потому что нельзя вести себя с десятилетним ребенком так же, как и с трехлетним.
Взаимоотношения между родителями и детьми в разном возрасте
Воспитание детей – это непрерывный процесс, приносящий родителям много радостей и трудностей. В каждом возрасте взаимоотношения родителей и детей имеют свои особенности.
Младенчество – отношения, основанные на теплоте и безопасности
Первые полгода жизни младенцы в основном едят, спят и плачут, а родители кормят, берут их на руки и меняют им подгузники. Такое взаимодействие формирует ожидания родителей и детей друг от друга.
Когда ребенок голоден, он начинает капризничать. Во время кормления его потребность удовлетворяется и он счастлив. Родители также становятся счастливы, поскольку смогли удовлетворить потребности ребенка.
Когда родители любят ребенка и ухаживают за ним, т. е. выполняют свою основную функцию в его воспитании, они создают с ним четкие и уникальные отношения. В таком случае к годовалому возрасту ребенок обычно формирует крепкую привязанность к родителям.
1–3 года: первый социальный опыт
Когда ребенок начинает ходить, родители учат его правильному поведению, объясняют ему, что хорошо, а что плохо, и поощряют его хорошее поведение. Родители помогают ребенку социализироваться и готовят к детскому саду и жизни в обществе.
Дошкольный возраст: определение стиля воспитания
Когда ребенок достигает дошкольного возраста, родители применяют различные стили воспитания, при этом один из стилей становится основным. Однако в реальной жизни родители не могут использовать постоянно один и тот же стиль, необходимо задействовать разные стратегии и комбинировать их. Взаимоотношения родителей и детей в этом возрасте определяются выбранным стилем воспитания.
Исследования показывают, как чувствуют себя дети, которых воспитывают родители, придерживающиеся разных стилей:
- дети демократичных родителей уверены в себе, счастливы и целеустремлены;
- дети авторитарных родителей несчастны, неуверены в себе и подвержены страхам;
- дети либеральных родителей не имеют достаточно развитых социальных навыков, безответственны и плохо справляются с собственными эмоциями;
- дети индифферентных родителей имеют больше проблем с поведением и эмоциями, чем остальные.
Школьный возраст: познание окружающего мира
Когда ребенок идет в школу, его внимание переключается с семьи на сверстников, но это не влияет на динамику взаимоотношений между родителями и детьми. Навыки ребенка в социальной и познавательной сферах развиваются, он получает новый социальный опыт за пределами семьи.
В этот период коммуникация между родителями и детьми обычно носит двусторонний характер. Ребенок сообщает родителям о своих потребностях и показывает, что ему нравится или не нравится. Односторонний или двусторонний характер взаимодействия определяется стилем воспитания, который используют родители.
Родители обычно придерживаются того же стиля воспитания, что и в дошкольном возрасте. Это влияет на ребенка и в школьном возрасте:
- демократичный стиль воспитания способствует развитию у детей социальных навыков и высокой самоценки;
- авторитарный стиль приводит к низкой самооценке, слабо развитым социальным навыкам и агрессивности;
- либеральный стиль приводит к тому, что дети становятся импульсивными, агрессивными и безответственными.
Подростковый период: уважение личного пространства ребенка
Подростковый возраст – бурный период, в течение которого у ребенка происходят значительные физические и психические изменения. Родители должны понимать потребности своего ребенка, поддерживать его и давать ему свободу действий, не прибегая к чрезмерному контролю.
Любовь и принятие родителями, позитивный подход в воспитании – это наиболее эффективный способ воспитания подростков.
Взрослый возраст: общение на равных
Взрослый период жизни – это время, когда родители и дети начинают общаться на равных и могут полагаться друг на друга. Иногда взрослым детям трудно найти баланс между отношениями со своей семьей и родителями. Это может вызывать у них сильный стресс. Однако большинство взрослых детей поддерживают здоровые отношения со своими родителями.
Оцените публикацию
Рейтинг статьи:
5.00 из 5 на основе
2 оценок.
Развитие ребенка
07.05.2018
Источник
Фото из открытых источников
Несмотря на то, что на #развитие ребенка в дошкольном возрасте значительно влияют отношения с ровесниками, с братьями/сестрами и другими членами семьи, основная роль все же принадлежит влиянию родителей.
То, что дошкольник переживает в детстве во время отношений с родителями остается с ним на всю жизнь.
Изменить структуры, которые сформировались в этом возрасте достаточно сложно, что нередко может требовать помощи со стороны, а также больших усилий уже взрослого человека.
Развитие ребенка происходит под воздействием родительского программирования, в результате которого формируется жизненный сценарий, изучением которого занимался Э. Берн и его последователи – Й. Стюарт и В. Джонс.
Они утверждали, что человек начинает создавать историю своей жизни уже с момента рождения. А уже к четырем годам в общих чертах известно ее содержание, к семи годам история уже почти завершена, далее она только «шлифуется», дополняется деталями.
Рассуждая о влиянии родителей, А. Адлер уделял большое внимание анализу прототипа, который формируется в возрасте четырех-пяти лет.
Исследователя интересовали эмоции именно этого периода, которые могут быть настолько разными и сильными, что взрослые со своей точки зрения даже не могут себе представить.
Одним из наиболее распространенных влияний в этом возрасте А. Адлер считал чувство подавленности, вызванное излишними родительскими наказаниями или неадекватным отношением к детям.
Это вынуждает искать ребенка облегчения своих страданий, что часто выражается в установке избегания общения с родителями.
В современном обществе с развитием интереса к психологической литературе, жизненного уклада цивилизованных стран большинство родителей отвергают физическое наказание как способ воспитания.
В.А. Ильин по этому поводу пишет, что для подавления автономии и свободы воли родители используют «гуманные» способы, не связанные с физическим наказанием.
Наиболее распространенные в нашей культуре способы подавления индивидуальности ребенка – застыдить и тем самым вызвать чувство вины.
Если очень часто использовать этот метод, ребенку будет не только стыдно показывать другим свои переживания, но и чувствовать внутри себя определенные эмоции.
Такое поведение родителей также способствует формированию у ребенка мотивации избегания общения с родителями. А соответственно, лишает возможности получить в достаточной мере необходимый опыт взаимодействия с родителями во время которого у ребенка активно развиваются представления о самом себе, жизненных ценностях, мире, добре и зле, разнообразии ролевых взаимоотношений как в семье, так и вне ее.
Часто при воспитании родители ориентируются на идеальный образ ребенка, наполняя его всеми возможными способностями и качествами, которые хотели бы сформировать у своего чада, не желая видеть и считаться с тем, какой их ребенок на самом деле.
В этом и состоит значительная разница между «формированием» и «развитием».
Если #родители игнорируют потребности, природный потенциал ребенка и прикладывают много усилий, чтобы «втиснуть» маленького человека в рамки своего придуманного образа, тогда мы говорим о формировании личности.
#Развитие личности происходит тогда, когда родители создают такие условия жизни ребенка, при которых могут раскрыться его индивидуальные способности, когда они принимают своего ребенка таким, какой он есть, не стремясь постоянно сравнивать его с другими детьми.
Большинство родителей на вопрос, какими бы они хотели видеть своих детей, ответят, что хотели бы видеть их успешными, счастливыми, благополучными, честными, образованными и т. п.
При этом они не редко забывают, что в развитии позитивных качеств ребенка главным примером выступают они сами. Встречаются семьи, где родители пытаются научить своих детей тому, чего сами не умеют.
Не умея достойно вести себя и решать конфликтные ситуации, вполне естественно, что родителям будет сложно научить детей адекватно вести себя во время конфликтного столкновения.
Э. Эриксон по этому поводу указывал, что один из глубочайших конфликтов в человеческой жизни – ненависть к тому из родителей, кто служил образцом и исполнителем воли супер-эго, но сам, как выяснилось, пытается выйти сухим из воды в случае тех же прегрешений, которые ребенок больше не мог терпеть у себя.
Травмирующей ситуацией для развития ребенка может быть перекладывание ответственности на него за семейные проблемы, основа которых может лежать не в самом ребенке, а в отношениях между мужем и женой.
Примером может быть приход к психологу с заявкой, что их ребенок плохо себя ведет, часто капризничает, не слушается, вредничает. Дети в данном случае могут лишь отражать неразрешенные супружеские проблемы.
#Дети используются в проективных целях тогда, когда возникает вопрос о расторжении брака при частых открытых конфликтах и невозможности найти взаимопонимания.
Главный аргумент родителей в такой ситуации – они, вроде бы, не могут разойтись, чтобы не лишать ребенка возможности иметь полную семью.
Исследования показывают, что на самом деле атмосфера напряжения и отсутствие радости в подобной семье более вредная для ребенка, чем открытый разрыв отношений, что демонстрирует смелое решение человека изменить тяжелую ситуацию.
Тревожной является обстановка в семье, когда #родители не любят друг друга, и при этом не разрешают себе ругаться, предъявлять претензии друг другу демонстрируя иллюзорное благополучие. Отчуждение не позволяет им быть естественными и в отношениях с детьми.
Как отмечает Э. Фромм, атмосфера «корректности» усложняет понять, что же на самом деле чувствуют или думают родители, порождая у детей чрезмерное чувство тревожности, неуверенности, неопределенности как по отношению к себе, так и по отношению к родителям.
Сложности в развитии личности ребенка возникнут при несогласованных или противоположных позициях родителей в отношении воспитания.
Это может привести к тому, что у ребенка могут быть значительные трудности с усвоением социально принятых форм поведения, развитием самоконтроля и чувства ответственности.
Он может избегать чего-то нового, неожиданного, неизвестного – из-за страха, что при столкновении с этим новым не сможет выбрать правильный способ поведения.
Позитивным фактором развития личности ребенка, желанием быть включенным в тесные отношения с родителями выступает благоприятная эмоциональная атмосфера в семье, которую в основном создают родители своей любовью, заботой, терпеливостью, принятием, мудростью.
В значительной мере на детско-родительские отношения влияет то, насколько родители любят друг друга. Родители используют проективные механизмы в собственных взаимоотношениях, а также по отношению к ребенку, когда отсутствует любовь.
Различные супружеские конфликты, расхождения в ценностных ориентациях, в стилях воспитания детей, родительское программирование, также не способствует развитию позитивных отношений между родителями и детьми.
_______________________________________
Эти статьи могут быть вам интересны:
Синдром Мюнхгаузена BY PROXY в детской психиатрии
Флюидный интеллект
Способности ребенка: как их понять?
Умеет ли ваш ребенок дружить?
Детская ревность
Влияние отца на личность ребенка
Адаптация ребенка в замещающей семье
Разница между воспитанием и требованием непременного послушания
Дело всей жизни. Как не прогадать с образованием?
Нужно ли половое воспитание в школе? +Анонимный опрос
Скулшутинг: что побуждает детей устраивать бойню и как это предупредить?
Как выявить творческий потенциал подростка?
________________________________________
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!
Присоединяйтесь к нашей группе ВК, ссылка здесь и в шапке профиля.
Мы проводим анонимные опросы в группе ВК, будем благодарны, если Вы примете активное участие.
Источник