Развитие ребенка и его отношение с окружающими

Надя Мешкова
Отношения детей с окружающими людьми — важный фактор всестороннего и гармоничного развития ребенка

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. Но часто многие дошкольники испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Такие дети не умеют по собственной инициативе обратиться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не умеют поддержать и развить установившийся контакт; не умеют согласовывать свои действия с партнерами по общению или адекватно выражать им свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют с ними или замыкаются в одиночестве. В то же время общительность, умение контактировать с окружающими людьми – необходимая составляющая самореализации человека, его успешности в различных видах деятельности, расположенности и любви к нему окружающих людей. Формирование этой способности – важное условие нормального психического развития ребенка, а также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.

Общение – это процесс, который осуществляется не только с помощью слов, но и невербальных средств.

Невербальные средства – это целая система несловесных сигналов, внешних телесных движений, по мимике, жестам, интонациям голоса, осанке, позе, походке человека, по размаху, силе, скорости его движений, по напряжению, (расслаблению) мускулатуры, характеру и темпу его дыхания можно понять, «прочитать» этого человека.А именно: что он чувствует, какое у него настроение, чего он хочет или ожидает, как относится к окружающим и др.

Такие движения называются выразительными. Являясь неотъемлемым компонентом эмоций, они достоверно (порой, даже более достоверно, чем слова) свидетельствуют о внутренних, психологических свойствах и состояниях человека. Можно говорить о существовании специфического языка – языка выразительных движений. Однако чаще всего люди пользуются им непроизвольно и неосознанно. В связи с этим роль невербальных средств в общении не всегда очевидна, но от этого не менее значима.

Невербальными средствами общения человек начинает пользоваться с первых дней своей жизни. Еще не владея словесной речью, малыш успешно сигнализирует взрослым о своем состоянии, желаниях, переживаниях, используя для того движения тела, мимику, жесты, интонации голоса, то есть первым языком, на котором начинает говорить ребенок, является именно язык движений. Эти биологически обусловленные возможности психики ребенка обеспечивают ему взаимодействие с матерью, что необходимо для его выживания и нормального развития.

Родившись, ребенок не просто появляется на свет – он вступает в мир людей, мир человеческой культуры, и в том числе в мир культуры общения между людьми. При этом культура общения для ребенка выступает двояко.

В широком смысле слова это выработанный на протяжении истории человечества огромный арсенал невербальных и нормативных,т. е. общепринятых, социально одобряемых в культуре (этноса, народа) способов их употребления. Это арсенал ребенок осваивает постепенно. По мере взросления он использует все более разнообразные и сложные двигательно-пластические средства для выражения более богатых и тонко дифференцированных эмоций, чувств, отношений с окружающими.

Первыми, кто передает ребенку опыт в непосредственном эмоциональном общении, становятся близкие взрослые, прежде всего мать. Она разговаривает с малышом, используя разные интонации голоса, певуче растягивая звуки (ребенок еще может не понимать слов, а вот интонации улавливает и различает очень хорошо). Мать улыбается, протягивает ему навстречу руки, призывая сделать несколько шагов на неокрепших ножках, обнимает, целует, поглаживает, похлопывает его. Она играет с ним в «ладушки», «козу рогатую.» Ребенок воспринимает эти невербальные послания любви и заботы, реагирует на них так или иначе. Одни его действия одобряются, поощряются взрослым, другие –порицаются: сразу уменьшается распевность интонаций, голос становится более строгим. Угасает улыбка,взрослый укоряющее покачивает головой: «ай-ай-ай» и т. п. Причем степень выражения неодобрения может быть очень разной – от мягкого огорчения, «сыгранного» недоумения до явного недовольства и неприятия. Так ребенок получает первый опыт эмоционального общения и первые наглядно-действенные представления о том, как «можно» и как «нельзя» вести себя с окружающими. Этот процесс научения, передачи культурного опыта происходит неосознанно не только для ребенка, но – чаще всего – и для взрослого, который просто реализует свою потребность в общении с малышом, получая от этого радость.

Однако с каждым ребенком обращается не абстрактный, среднестатистический взрослый, а вполне конкретный родитель – человек, живущий в определенном историческом времени и государстве, принадлежащий к определенному слою общества, с определенным уровнем образованности и общей культуры, в том числе стилем общения, который унаследован им, как правило, от собственных родителей, семьи, где вырос. Этот конкретный взрослый является носителем культуры общения в узком смысле слова. Ребенок, общаясь с матерью и отцом, бабушкой и дедушкой, старшими детьми, если они есть в семье, присваивает именно те мимические выражения, жесты, позы, манеру держать себя, которые наиболее часто употребляются и допускаются в данной «ячейке общества».

Хорошо, если родители выражают свою любовь к ребенку не только в физическом уходе за ним,но и в эмоциональном общении: участливо разговаривают с ним, играют, ласкают его. Хорошо, если в семье царят доверие, доброжелательность, искренняя забота, бережное отношение друг к другу, взаимопомощь. У ребенка, живущего в такой атмосфере, естественно и органично развивается способность к позитивному взаимодействию с окружающим миром. Он растет эмоционально защищенным и уверенным в себе, открытым и общительным. И даже если такой ребенок попадает в конфликтные ситуации (что случается не слишком часто, то легче, конструктивнее справляется с ними и собственными негативными переживаниями. Вот такому достаточно благополучному ребенку практически не требуется специальное обучение, хотя и для него оно может быть увлекательным, приносящим новые впечатления, а значит – и новый опыт.

Читайте также:  Физическое развитие ребенка с 1 года до 2 лет по месяцам

К сожалению, бывает (и довольно часто, что в семье принят агрессивный, неискренний или эмоционально сухой стиль общения. С малышом разговаривают резким голосом, одергивают, отталкивают от себя, высмеивают его оплошности или общаются с ним мало, внешне безразлично и т. п. Тогда и ребенокбудет вести себя соответственно: настороженно-агрессивно или заискивающе, пытаясь хитрить или замкнуто, не умея наладить контакты с окружающими и т. п. Трудности и конфликты среди взрослых людей вытекают в частности, из-за невнимания к проблеме воспитания у детей умения сосуществовать в обществе. Пока дошкольник воспитывается только в условиях семьи, ограниченность его способов общения может выглядеть не очень проблематично. Трудности со всей очевидностью обнаруживаются, когда ребенок начинает посещать детский сад. Здесь необходимо взаимодействовать со сверстниками, и они чаще всего не спешат на помощь, а наоборот, действуют, исходя из собственных интересов. Эта конкуренция «на равных» может проявляться в довольно жестких формах и разрешаться не самыми культурными, социально одобряемыми средствами.

Чрезмерная привязанность ребенка к родителям также должна обращать на себя внимание. Есть дети, которые, не желая расставаться с родителями, судорожно цепляются за них, плачут, не отпускают их на работу. Такое поведение характерно для детей со слабой нервной системой, уже имеющих «печальный опыт», например частые и длительные разлуки с родителями или неожиданные расставания, к которым ребенок не был подготовлен.

Детям с подобными проблемами как раз и требуется специальное обучение общению. Независимо от того, кто играет с ребенком, воспитатель или родитель, необходимо, чтобы взрослый сам был эмоционально «включен» в игровое взаимодействие. Иногда, чтобы преодолеть привычные для дошкольника негативные способы общения, настороженность или робость, взрослому важно увлечь его, «заразить» переживанием. А это возможно, если он действительно играет с ребенком, «веря в предлагаемые обстоятельства» с позиции взятой на себя роли. Однако важно и не «переигрывать»: гипертрофированный артистизм может исказить развивающиеся у детей представления о мере чувств и средствах их выражения.

Специфические проблемы вызывает отношение ребенка к отцу и матери в тех семьях, в которых возникают частые конфликты, приближающие распад семьи, или там, где родители уже разошлись. В подобных случаях позиция ребенка зависит от поведения взрослых. На трудные ситуации ребенок реагирует так, как может, в зависимости от своего возраста, психофизических особенностей, стойкости нервной системы и жизненного опыта.

Отношения ребенок – родители – это лишь одно из направлений, правда очень важное, среди разнообразных контактов ребенка со взрослыми.Дети общаются ежедневно еще и с другими взрослыми членами семьи: бабушкой, дедушкой, тетей, дядей. В некоторых семьях существует привычка во всем винить ребенка без учета поведения взрослых. Однако не всегда взрослые люди по отношению к ребенку бывают безупречны. Они могут допускать различные ошибки, например излишне баловать ребенка, выполнять все его прихоти, а потом удивляться его поведению, его нежеланию признавать их авторитет.

Иногда окружающие ребенка люди применяют воспитательные методы, прямо противоположные своему поведению в таких случаях создается хаос в понятиях и убеждениях ребенка, в связи с чем он теряет ориентировку в суждениях и поведении, становится раздражительным, а иногда и лживым.

Дети, у которых есть старшие братья и сестры, обычно быстрее развиваются, так как в домашнем общении получают немало информации и жизненного опыта.

Чтобы регулировать отношения между братьями и сестрами, правильно их направлять. Надо наблюдать и изучать ребенка с момента его рождения. Перед появлением на свет второго ребенка старшему надо сообщить о том, что у него будет брат или сестра, при этом проследить за его реакцией на такое известие.

Анализируя взаимоотношения между братьями и сестрами, следует учитывать весь комплекс особенностей их развития, духовных потребностей и положения каждого ребенка в семье (возраст, пол, разницу в годах, внешность, состояние здоровья, уровень умственного развития, способности, интересы, эмоциональность, черты характера). Весьма важный фактор, принципиально влияющий на семейную атмосферу, – это отношение родителей к детям.

Если родители выделяют кого-либо из детей, то братья и сестры часто относятся к этому ребенку недоброжелательно, несмотря на его возможные достоинства.

Общение с родителями, братьями и сестрами не исчерпывает социальных контактов ребенка. уже в первые годы жизни он проявляет интерес к своим ровесникам. В дошкольном возрасте ребенок охотно играет с детьми, еще не устанавливая с ними прочных дружеских связей. В младшем дошкольном возрасте ребенок также любит общаться с ровесниками. Подбор его друзей чаще всего носит случайный характер. В возрасте от девяти лет до одиннадцати лет дети охотно проводят время в больших группах, объединенных общей деятельностью, в первую очередь игрой. В подростковом возрасте контакты детей становятся богаче и дифференцированнее.

Дружеские отношения с ровесниками вне семьи имеют большое значение для каждого ребенка (даже имеющего братьев и сестер). Благодаря дружбе с детьми ребенок встречается с различными характерами, часто весьма не похожими на те, которые он наблюдал в семье. Ребенок учится действовать совместно с детьми, помогать им, получать от них помощь, жить в коллективе.

Родители должны понимать желание ребенка общаться с детьми, помогать ему в этом процессе, способствовать его дружеским контактам.

Читайте также:  Сенситивные периоды развития ребенка занятия

Одни дети нуждаются в дружбе с ровесниками, другие неохотно общаются с ними. Потребность в контактах зависит в определенной мере от возраста ребенка, а также от его индивидуальных особенностей. Конечно, не все свободное время ребенок должен проводить с детьми. Каждому ребенку надо предоставлять возможность некоторое время побыть одному, чтобы поиграть, порисовать.

Родители должны очень хорошо ориентироваться в отношениях своего ребенка с детьми. Особого внимания родителей требует также и чрезмерная общительность ребенка. Дети встречаются во дворе, в детском саду, в школе. В большом детском коллективе ребенок сам выбирает себе товарища. В младшем возрасте выбор проходит неосознанно, ребенок еще не может охарактеризовать своего друга, который ему нравится, он еще не знает, какие достоинства он хотел бы видеть у своих друзей. Постепенно, по мере интеллектуального развития и формирования общественного сознания, появляется умение наблюдать за другими людьми, способность анализировать их нравственные качества и сознательно осуществлять выбор товарищей. Чаще всего ребенок выбирает товарища или подругу среди детей того же пола. Дружба между мальчиком и девочкой должна побуждать родителей к размышлению, но не порождать у них сопротивления. Родители не могут выбирать своему ребенку товарища или подругу, однако они должны помочь в выборе, вовремя посоветовать, тактично поговорить, порассуждать с сыном или дочерью на эту тему.

Подготовка ребенка к жизни в обществе, в коллективе, к правильным взаимоотношениям с отдельными людьми осуществляется прежде всего в семье. К этой стороне воспитательного процесса родителям надо подходить серьезно, продуманно.

Источник

1.Общение с людьми и его влияние на развитие личности.

Все социальные институты действуют на развитие личности не непосредственно,а через малые группы,членом которых ребёнок является,через общение с людьми,которые окружают ребёнка в этих группах. Это-члены семьи ,товарищи по классу,друзья по дому,отдельные люди,с которыми ребёнок вступает в контакты. Не столько общение, сколько отношения с этими людьми определяют развитие личности.

Это развитие может идти нормально лишь при достаточно благоприятных взаимоотношениях,в которых действует система взаимной поддержки,доверия,открытости,бескорыстной помощи друг другу,способностью развитию друг друга как личностей.

В общении возникают более или менее устойчивые представления ребёнка о самом себе . Общение играет весьма существенную роль в становлении и развитии , и правильный образ “Я” складывается у ребёнка лишь тогда,когда окружающие его люди в этом искренне заинтересованы.

2. Развитие личности в возрасте от 1-го года до 3-х лет .

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражание им в раннем возрасте становятся одним из основных источников личностной социализации ребёнка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него формируется чувство привязанности. Положительная,эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей поступков и личностных качеств ребёнка порождает у него уверенность в себе ,веру в свои способности и возможности. Ребёнок,сильно привязанный к своим родителям,более дисциплинирован и послушен. Наиболее сильная личная персональная привязанность возникает у детей,чьи родители доброжелательны и внимательны к ребёнку,всегда стремятся удовлетворить его основные потребности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребёнка:

Он рано узнаёт себя в зеркале

Откликается на своё имя

Сам начинает активно пользоваться местоимением “Я”

При переходе от года ко второму году жизни многие дети начинают проявлять непослушание. Оно выражается в том,что ребёнок иногда с удивительным упорством начинает повторять те действия,которые взрослые запретили ему выполнять. Такое поведение связывают с так называемым кризисом первого года жизни. Причина данного кризиса состоит в том,что ребёнок,у которого возникла потребность в познании окружающего мира ,начинает активно его изучать и получает удовлетворение от приобретаемых знаний и производимых им сами эффектов. Поэтому он живой интересуется повторением однажды полученного результата деятельности,проявляя при этом настойчивость и естественную любознательность. В то же время его желание наталкивается на непонимание и сопротивление взрослых. В ответ на прямое запрещение со стороны взрослых ребёнок начинает проявлять упорство и упорно пытается повторять именно то,что ему запрещается. Это есть форма протеста ребёнка против неадекватного поведения взрослого в отношении его. Иногда в ответ на запрет ребёнок начинает капризничать ,плакать,бросается на пол,ведёт себя демонстративно непослушно. Это поведение и есть признак развития ребёнка,его готовности перейти на следующий уровень зрелости.

Свои возможности и собственные качества личности ребёнок начинает более или менее осознавать примерно с полутора лет. Двухлетний ребёнок умеет уже подвигать поведение других людей своим требованиям,осознают свои возможности в оказании влияния на них,демонстрируя при этом определённые волевые качества. На втором году жизни малыш начинает употреблять местоимения “мне”,” ты”, по-видимому,осознавая различие между собой и окружающими людьми. К трём годам у детей появляется представление о мышлении как о процессе,происходящем в их голове и скрытом от окружающих людей. На третьем году жизни ,выполняя какое-либо действие , ребёнок описывает его,причём чаще то,что делает сам,а не другие люди.

3. Факторы,влияющие на формирование личности.

Источник

Екатерина
Межличностные отношения ребенка с другими детьми

Отношение к другим людям составляет основную ткань человеческой жизни. По словам С. Л. Рубинштейна, сердце человека все соткано из его отношений к другим людям; с ними связано главное содержание психической, внутренней жизни человека. Именно эти отношения рождают наиболее сильные переживания и поступки. Отношение к другому является центром духовно-нравственного становления личности и во многом определяет нравственную ценность человека.

Наиболее распространенным подходом к пониманию межличностных отношений дошкольников является социометрический. Межличностные отношения рассматриваются при этом как избирательные предпочтения детей в группе сверстников. В многочисленных исследованиях (Я. Л. Коломинский, Т. А. Репина, В. Р. Кисловская, А. В. Кривчук, В. С. Мухина и др.) было показано, что на протяжении дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) стремительно увеличивается структурированность детского коллектива — одни дети становятся все более предпочитаемыми большинством в группе, другие все прочнее занимают положение отверженных. Содержание и обоснование выборов, которые делают дети, изменяется от внешних качеств до личностных характеристик. Было установлено также, что эмоциональное самочувствие детей и общее отношение к детскому саду во многом зависят от характера отношений ребенка со сверстниками.

Читайте также:  Декоративно прикладное творчество для развития ребенка

Как показали работы Р. А. Смирновой и Р. И. Терещук, выполненные в русле данного направления, избирательные привязанности и предпочтения детей возникают на основе общения. Дети предпочитают тех сверстников, которые адекватно удовлетворяют их потребности в общении. Причем главной из них остается потребность в доброжелательном внимании и уважении сверстника.

Таким образом, в современной психологии существуют различные подходы к пониманию межличностных отношений,каждый из которых имеет свой предмет изучения:

социометрический (избирательные предпочтения детей);

социокогнитивный (познание и оценка другого и решение социальных проблем)

деятельностный (отношения как результат общения и совместной деятельности детей).

Разнообразие трактовок не позволяет более или менее четко определить предмет воспитания межличностных отношений. Такое определение важно не только для четкости научного анализа, но и для практики воспитания детей. Для того чтобы выявлять особенности развития детских отношений и пытаться строить стратегию их воспитания, необходимо понимать, в чем они выражаются и какая психологическая реальность за ними стоит. Без этого остается непонятным —что именно нужно выявлять и воспитывать: социальный статус ребенка в группе; способность к анализу социальных признаков; желание и умение сотрудничать; потребность в общении со сверстником? Несомненно, все эти моменты важны и требуют специального внимания как исследователей, так и воспитателей. В то же время практика воспитания требует выделения некоторого центрального

образования, которое представляет безусловную ценность и определяет специфику именно межличностных отношений в отличие от других форм психической жизни (деятельности, познания, эмоциональных предпочтений и пр.) С нашей точки зрения, качественное своеобразие этой реальности заключается в неразрывной связи отношения человека к другому и к самому себе.

В отношении человека к другим людям всегда проявляется и заявляет о себе его Я. Оно не может быть только познавательным; оно всегда отражает особенности личности самого человека. В отношении к другому всегда выражаются главные мотивы и жизненные смыслы человека, его ожидания и представления, его восприятие себя и отношение к себе. Именно поэтому межличностные отношения (в особенности с близкими людьми) практически всегда являются эмоционально напряженными и приносят самые яркие переживания (как позитивные, так и негативные).

Отношения людей основаны на двух противоречивых началах — объектном (предметном) и субъектном (личностном). В первом типе отношений другой человек воспринимается как обстоятельство жизни человека; он является предметом сравнения с собой или использования в своих интересах. В личностном типе отношений другой принципиально несводим к каким-либо конечным, определенным характеристикам; его Я уникально, бесподобно (не имеет подобия) и бесценно (обладает абсолютной ценностью); он может быть только субъектом общения и обращения. Личностное отношение порождает внутреннюю связь с другим и разные формы сопричастности (сопереживание, сорадование, содействие). Предметное начало задает границы собственного Я и подчеркивает его отличие от других и обособленность, что порождает конкуренцию, соревновательность, отстаивание своих преимуществ.

В реальных человеческих отношениях эти два начала не могут существовать в чистом виде и постоянно «перетекают» одно в другое. Очевидно, что человек не может жить без сравнения себя с другим и использования других, но в то же время человеческие отношения не могут быть сведены только к соревнованию и взаимному использованию. Главную проблему человеческих отношений составляет эта двойственность положения человека среди других людей, в которой человек слит с другими и изнутри приобщен к ним и в то же время постоянно оценивает их, сравнивает с собой и использует в собственных интересах. Развитие межличностных отношений в дошкольном возрасте представляет собой сложное переплетение этих двух начал в отношении ребенка к себе и к другому.

Помимо возрастных особенностей, уже в дошкольном возрасте имеются весьма существенные индивидуальные варианты отношения к сверстникам. Это как раз та область, где личность ребенка проявляется наиболее ярко. Далеко не всегда отношения с другими складываются легко и гармонично. Уже в группе детского сада существует множество конфликтов между детьми, которые являются результатом искаженного пути развития межличностных отношений. Мы полагаем, что психологической основой индивидуальных вариантов отношения к сверстнику является различная выраженность и разное содержание предметного и личностного начала. Как правило, проблемы и конфликты между детьми, которые порождают тяжелые и острые переживания (обиды, неприязнь, зависть, злость, страх, возникают в тех случаях, когда доминирует предметное, объектное начало, т. е. когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого нужно превзойти, как условие личного благополучия или как источник должного отношения. Эти ожидания никогда не оправдываются, что порождает тяжелые, разрушительные для личности чувства. Такие детские переживания могут стать источником серьезных межличностных и внутриличностных проблем уже взрослого человека. Вовремя распознать эти опасные тенденции и помочь ребенку преодолеть их — важнейшая задача воспитателя, педагога и психолога.

Источник