Развитие ребенка два года и десять месяцев
Ребенку исполнилось 2 года и 10 месяцев. Чего ждать от этого времени? Ближе к трем годам малыш начнет проявлять признаки первого возрастного кризиса. Скоро он полностью осознает себя мальчиком или девочкой, научится более четко выражать свои эмоции с помощью речи и т.д. А пока стоит проверить, правильно ли он развивается.
Смотрите, подробный календарь развития ребенка с рождения до 3 лет по месяцам
Физические параметры крохи – рост в вес ребенка в 2 года 10 месяцев
В таблице приведены средние показатели. Они могут варьироваться в пределах нескольких единиц. Отклонение от этих данных более 10 единиц в любую сторону – повод показаться врачу, однако это вовсе не означает патологию.
МАЛЬЧИКИ | ДЕВОЧКИ | |
Рост | 95 см | 94 см |
Вес | 14 кг | 13 кг |
Окружность головы | 50 см | 49 см |
Физическое развитие малыша:
- Умеет бегать, прыгает на двух ногах, приседает, встает на цыпочки, поднимается и спускается по ступеням, может ходить по наклонной поверхности.
- Ловит и бросает мяч, часто попадает в цель.
- Может одновременно выполнять разные движения (к примеру, прыгать и при этом делать махи руками).
- Крутит педали легкого велосипеда.
Психическое развитие ребенка в 2 года 10 месяцев
Осознание себя как отдельной личности, которое постепенно приходит к ребенку в этом возрасте, отражается на всех его действиях.
Так, в социальном плане он уже умеет:
- Слушать, понимать взрослых и детей, отвечать на вопросы.
- Подражать окружающим.
- Самостоятельно одеваться и раздеваться (причем эти действия становятся для малыша ключевыми – так он «декларирует» свою взрослость).
- Оценивать себя и тех, с кем контактирует.
- Действовать по инструкции.
Творческие и познавательные навыки:
- Подпевает знакомым песням.
- Повторяет увиденный танец.
- Находит в комнате предмет, который ему показали на картинке.
- Чувствует ритм, танцует медленнее или быстрее в зависимости от смены темпа.
- Собирает простейшую мозаику.
- Подбирает предмет по очертаниям (вставляет его в шаблон).
- Хорошо ориентируется в понятиях «много» и «мало».
Если ребенок не умеет делать чего-то из перечисленного, это не значит, что он отстает в своем развитии. Желание научиться новому – вот главный критерий оценки. Если оно присутствует, значит все в порядке.
Этим моментом надо пользоваться и, возможно, записать кроху в группу раннего развития (если он еще не ходит туда) или посещать с ним мастер-классы для самых маленьких.
Речь малыша в 2 года 10 месяцев
Ближе к трем годам речь ребенка развивается все быстрее. Изменения можно замечать буквально каждый месяц.
Что уже умеет ребенок?
- Обозначает себя, отделяет себя от других, говорит «я», «я делаю» и т.п. Называет других по имени (возможно, на свой лад).
- Задает много вопросов «Что это?», «Почему это?» и т.д.
- Охотно повторяет слова за взрослыми.
- Отвечает на простые вопросы.
- Может выучить короткий стишок, старается рассказать его с выражением, хорошо интонируя.
Словарный запас ребенка к двум годам 10 месяцам составляет примерно 200-250 слов, включая предлоги и союзы.
Незнакомые предметы кроха описывает с помощью тех слов, которые уже знает.
Питание и уход за ребенком
Оптимально предложить ребенку в 2 года 10 месяцев 4-разовое питание: завтрак, обед, полдник и ужин. Общий объем граммов съедаемой пищи в сутки – около 1400, включая жидкость. Из них половина должна быть употреблена во время обеда, другую часть равномерно распределить между приемами пищи.
Примерное меню может выглядеть так:
Завтрак |
|
Обед |
|
Полдник |
|
Ужин |
|
Все новые продукты надо давать по 1-2 ч.л. в первой половине дня, чтобы была возможность проследить за реакцией организма на них. Под запретом шоколад, можно иногда угощать малыша натуральным мармеладом или зефиром.
Уход за ребенком в 2 года 10 месяцев мало чем отличается от того, что было раньше.
Основные правила те же:
- Малыш должен спать в отдельной кровати, без бьющего в глаза света, при минимальном шуме.
- Комнату перед сном надо проветривать.
- После ужина стоит прогуляться, принять теплый душ.
- Дневной сон желателен. Общее количество часов сна в сутки – 12.
Игры и развлечения малыша в 2 года 10 месяцев
Педагоги и психологи считают лучшими игрушками для детей в этом возрасте:
- Объемные пазлы.
- Пальчиковый кукольный театр.
- Блочный конструктор.
- Резиновые игрушки для купания.
- Фигуры с шнуровкой.
- Головоломки со звуком.
Чтобы ребенок заинтересовался игрушкой, его надо научить ей пользоваться. Поэтому взрослые должны принимать участие в играх своего крохи.
Также важны подвижные игры:
- «Прятки».
- «Жмурки».
- «Поймай солнечного зайчика»: с помощью зеркала сделать «зайчика» и попросить ребенка поймать его – встать на него, если он на полу, или закрыть ручкой, если он на стене.
- «Кочки»: на пол надо положить листы бумаги и попросить малыша передвигаться по комнате только по ним.
- «Меткость»: поставить ведерко на расстоянии пары метров от крохи, дать ему мячик и попросить забросить мяч в ведерко. Постепенно ведерко отодвигают еще дальше.
Общие рекомендации: во всем надо двигаться от простого к сложному. К следующему этапу нужно переходить только тогда, когда ребенок усвоил «предыдущий урок».
Поделитесь с друзьями:
Источник
– |
Posobie. – . , !
? ? ? ? . Posobie. , , ! , , , , , , . : , , , , , !
© 2006 – 2021 . Tel/fax: +7 499 721-0000 , , , , www.posobie.. . | |||
| 1 3 : 2 10 2 10 . , , , : . , , , , , . , . : , , . 2 10 , , , , . , , . 2 10 . – , , . , : , , , , .. , . 20 . , , . , , -. , . , ( ). 2 10 , : , . . , , , , – , . . 2 10 – , – . 2 10 , , . , , . , , . , , .. , , . , , : , ? .. , , , . , . : , , . , . , : , , , : . , , , , . 2 10 , , (, ). -, , . , . , . , , . , , ( , ..). . . , : , , , , .. , : , .. , , . . . , . . – , . . . ? ? ? . , , , . 2 8 (, ) , . , , , .. , . , , . , , . – , . . – , , . , , , . , . , ? .
|
Источник
Через какие этапы физического и психологического развития проходит ребенок от 1 до 2 лет, как родители могут помочь ему активно познавать мир.
Что умеет делать годовалый малыш
Давайте посмотрим, что умеет кроха к своему первому дню рождения.
На втором году жизни малыш еще не так уверенно стоит на ногах, однако может вставать и садиться без помощи родителей, ходить самостоятельно или с поддержкой с одной стороны. Он может пережевывать твердую пищу и играть в более сложные игры с игрушками.
Также малыш умеет:
- Произносить несколько слов, кроме «мама» и «папа», или активно лепетать;
- Выражает неудовольствие при слове «нельзя», резком тоне голоса взрослого, неумении выполнить желаемое действие;
- Указывать части тела;
- По-разному вести себя с разными людьми (мама, папа, бабушка, незнакомцы);
- Находить нужные предметы в комнате, выполнять просьбы взрослых.
Ребенок имеет четко выраженные интересы, любимые и нелюбимые занятия, пищевые пристрастия; пытается участвовать в одевании (поднимает руку или ногу), умывании.
Психологи считают, что в 1 год ребенок переживает кризис, о котором мы рассказываем здесь.
В этом возрасте малыши заняты исследованием мира и при этом эмоциональны, их настроение часто меняется, и от родителей требуется повышенное внимание и терпеливость. Сейчас вам нужно помочь своему чаду перейти из периода младенчества в период раннего детства, организовать все условия для его гармоничного физического и психического развития.
Как правило, период от года до 2 лет делится на 4 отрезка: 1 год – 1 год 3 месяца, 1 год 3 месяца – 1 год 6 месяцев, 1 год 6 месяцев – 1 год 9 месяцев, 1 год 9 месяцев – 2 года. Давайте посмотрим, как продолжается развитие ребенка в это время.
Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев
Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.
Физические навыки
Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.
- Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
- Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
- В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире – именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, – пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.
Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись – но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.
Психоэмоциональное развитие
В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.
Ваш малыш крушит, рвет и ломает все, к чему прикасается? На самом деле такое его поведение – повод радоваться: именно это и нужно ребенку для развития.
Вот чему он учится таким образом:
- Подражать взрослым – крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
- Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
- Анализировать, сравнивать и обобщать – что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.
Также сейчас активно развивается речь малыша – советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.
Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.
Чему учится малыш от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев
Малыш активно развивает навыки ходьбы и речи.
Физические навыки
- В 1 год 6 месяцев ребенок, как правило, может ходить самостоятельно без поддержки – пускай и не очень ровно, ему предстоит совершенствовать это умение на втором и третьем годах жизни.
- Многие дети могут преодолевать препятствия, подниматься и сходить вниз по детской горке, переносить с собой предметы, играть в мяч.
- Ребенок может сам брать чашку и ложку, более скоординированно пользоваться ими.
- Он замечает, если одежда стала мокрой или грязной, и сообщает о своем неудовольствии. Начинает осваивать навыки гигиены (дает понять, что хочет в туалет). При умывании пытается показать, что может делать это сам.
Как помочь малышу учиться речи, мы подробно рассказываем здесь.
Сейчас надо говорить с ребенком эмоционально, но медленно, чтобы он все понял, делать паузы, строить короткие фразы. Показывайте малышу предметы, если вы говорите о них, поощряйте его интерес.
Психоэмоциональное развитие
Ребенок прошел кризис одного года и стал более спокойным, однако изъявляет желание находиться рядом с близкими людьми, требует соблюдения режима, стремится к постоянству в быту. Ему интересно общаться с детьми, но делить с ними игрушки не хочется. Именно сейчас важно правильно построить отношения в семье, где есть старшие или младшие дети: ребенок склонен к ревности.
- Малыш по-новому играет, пытаясь узнать все функции и возможности игрушек, отображая действия взрослых. Именно поэтому ему надо показывать, как обращаться с игрушками и предметами, проводить с ним много времени в совместных играх.
- При этом ребенку интересно долго играть с одним и тем же предметом, если он выглядит иначе в процессе игры, залезать в ящики, сумки и коробки в поисках интересного. Это естественно в его возрасте и полезно для развития умственных способностей: в 1 год 6 месяцев формируется отдел коры головного мозга, связанный с интеллектом.
- В этот период малыш продолжает проявлять непослушание, которым он удивил родителей в годик. Он проверяет, что будет, если нарушить запрет. Задача родителей заранее предугадывать такие ситуации и постараться избегать их, если речь идет об опасном препятствии. Если же ваш кроха заинтересовался, например, лужей, можно направить его любопытство в конструктивное русло – чтобы он поиграл, но не промочил ног.
- Если малыш все же делает то, что нельзя, надо демонстрировать свое недовольство: так ребенок учится; но наказаний и нотаций следует избегать, а количество запретов не должно составлять больше трети – остальные ваши действия должны быть разрешающими. И еще: всем членам семьи необходимо следовать одним и тем же правилам, чтобы он быстрее их усваивал.
- Малыш продолжает учиться речи: к году он в среднем знает около 10 слов, но теперь то или иное слово может означать не только один предмет, но и похожие с теми же признаками. Это говорит о том, что он учится сравнивать и обобщать. Сейчас ему очень важно видеть окружающий мир и находить новые возможности для обучения.
- К 1 году 6 месяцам ребенок знает около 30 – 40 слов, а понимает в 10 раз больше. Он внимательно слушает родителей и смотрит на их мимику.
Чему учится малыш от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев
В этом возрасте малыш совершает скачок в развитии. Он больше понимает, говорит и двигается.Физические навыки
- Ребенок в 1 год 9 месяцев готов забираться на высоту, самостоятельно быстро и медленно ходить; в целом это начало периода, когда он все хочет делать сам.
- Малыш умеет перешагивать через препятствия, подниматься на детскую горку и спускаться с нее, ходить по ограниченной поверхности или по доске.
- Он может катать мяч с мамой или папой – вообще ему нравятся активные игры со взрослыми. Ребенок с удовольствием занимается гимнастикой.
- Он ест самостоятельно и аккуратно, умеет пользоваться салфеткой.
- Малыш сам снимает и надевает шапку и обувь, просит переодеться, если одежда грязная или мокрая. Ему нравятся новые вещи, он с удовольствием одевается красиво.
- Если родители помогали ребенку развить способность говорить о том, что он хочет в туалет, то к этому возрасту малыш умеет это делать.
- Ребенок сам убирает на место свои игрушки по просьбе взрослого.
Психоэмоциональное развитие
В этот период малыш особенно интересуется предметами и игрушками, играет дольше и старается использовать их по назначению, причем ему нужно выбирать те игрушки и предметы, которые интересны для него.
- Сейчас ребенку важно понимать оценку взрослого, он ждет от мамы реакции на все, что происходит, чтобы понять связи между предметами и поступками.
- В этот период активно развивается тот участок головного мозга, который связан с познавательным и речевым развитием. Сейчас кроха не так пуглив, как в начале второго года, и готов исследовать неизвестные предметы. Уверенность ему внушает мама, которая должна быть рядом и обеспечивать безопасность.
- Что касается непослушания – ребенок также готов нарушать правила, но теперь он старается не делать этого открыто. Он просто не в состоянии управлять своим необузданным любопытством. Как вести себя родителям в такой ситуации? Важно понимать, что нельзя стараться «сломать» эту черту малыша, ведь именно так он развивается. Им необходимо занять ребенка чем-то интересным, но не разрушительным, направить его энергию в безопасное русло, но ни в коем случае не ограничивать его в активном движении и исследовании мира. Сейчас ребенка нельзя оставлять одного – с ним нужно очень много общаться и играть.
Речь в этом возрасте продолжает активно развиваться: все еще проявляет себя «автономная речь», когда малыш называет предметы подражательными детскими словами («собачка» – «ав-ав»; «машинка» – «би-би»). Родителям нужно много говорить с крохой, стараться понимать эти слова, реагировать на них, показывать, как произносить их правильно.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать – происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
- Сейчас малыш умеет лазать по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы.
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры.
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда.
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Для малыша сейчас важна стабильность его мира, ему необходимо видеть, что все вещи находятся на своих местах. Поэтому он категорически не соглашается отдавать свои игрушки другим детям. И по этой же причине сейчас особенно важно соблюдать привычный режим сна, кормления и игр, иначе малыш может испытать стресс.
Психоэмоциональное развитие
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз – до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи – познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
- По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам – предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит.
- Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике. Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло.
- В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей. Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх.
- Теперь он проявляет терпеливость, послушание. Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими.
- Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача – помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Статья на нашем канале Яндекс Дзен
Источник