Развитие ребенка дошкольного возраста в процессе конструктивной деятельности

Людмила Цветкова
Особенности конструктивной деятельности детей дошкольного возраста

Среди разнообразных видов детской деятельности конструированию принадлежит особое место. Анализ исследований дает основание рассматривать конструирование как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности: игровой, трудовой, художественной, технического творчества (Давидчук А. Н., Изотова Ф. В., Лиштван З. В., Нечаева В. Г., Поддьяков Н. Н., Парамонова Л. А., Сафонова О. А., Силаева М. Н.). Эта своего рода интегративная направленность и делает конструирование замечательным средством развития ребенка.

Конструирование, отвечая интересам и потребностям ребенка, в то же время дает широкую возможность для умственного, нравственного и эстетического воспитания. Конструируя, ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. При создании постройки происходит обдумывание предстоящей деятельности: представление конечной цели – конструкции, выбор способов достижения цели, планирование последовательности практических действий. Практические действия носят поисковый характер и являются источником мысли ребенка, его дальнейших рассуждений.

В теории и практике дошкольного образования конструированиерассматривается в двух аспектах: техническом и художественном. В техническом конструировании дети отображают существующие объекты или придумывают конструкции по ассоциации с образами из сказок, фильмов,моделируя основные структурные и функциональные признаки: стены, крыша, окна, двери и т. д. К этому типу конструкторской деятельности относятся конструирование из строительного материала, деталей конструкторов, крупногабаритных модульных блоков. В художественном конструировании создаются образы, не столько отображающие структуру предмета, сколько выражающие свое отношение к ним, передающие их характер, с использованием приема «нарушения» пропорций, цвета, формы. По выражению А. В. Запорожца, это приводит к формированию своеобразных эмоциональных образов. К художественному типу конструирования относятся конструирование из бумаги, из природного материала. Компьютерное конструирование, создание конструкций из бросового материала могут носить и технический и художественный характер. Это зависит от цели, поставленной самим ребенком или взрослым.

Детское конструирование, в частности техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки для своей игры, часто перестраивая их по ходу игры. Некоторые отечественные исследователи, такие как Е. А. Флерина, З. В. Лиштван, В. Г. Нечаева и др., рассматривают детское конструирование как один из видов детской игры. Л. А. Парамоновой была выявлена динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; и к старшему дошкольному возрасту сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры»

В педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития и, прежде всего, как средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей, которые развиваются в продуктивной деятельности – конструировании. Конструируя, ребенок учится не только различать внешние качества предмета, образца (форму, величину, строение и др., но у него развиваются познавательные и практические действия. Помимо зрительного восприятия качества предмета, ребенок реально, практически разбирает образец на детали, затем снова собирает их в модель. Так осуществляется анализ и синтез. З. В. Лиштван отмечает, что уже в дошкольном возрасте создается предпосылка для приобретения способности производить более глубокий зрительный анализ модели, предмета, не обращаясь к реальному расчленению – формируется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Конструктивная деятельность способствуетпрактическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений: речь детей обогащается новыми терминами, понятиями (брусок, куб, пирамида и др., которые в других видах деятельности употребляются редко; дети упражняются в правильном употреблении понятий (высокий — низкий, длинный — короткий, широкий — узкий, большой — маленький, в точном словесном указании направления (над — под, вправо — влево, вниз — вверх, сзади — спереди, ближе и т. д.).

Конструктивная деятельность является средством нравственного воспитания дошкольников. В процессе этой деятельностиформируются важные качества личности: трудолюбие, самостоятельность, инициатива, упорство при достижении цели, организованность.

Конструктивная деятельность имеет большое значение и для воспитания эстетических чувств. При ознакомлении детей с современными зданиями, некоторыми доступными для их понимания архитектурными памятниками (Петропавловская крепость, Исаакиевский собор) развивается художественный вкус, понимание того, что ценность любого сооружения заключается не только в соответствии его практическому назначению, но и в его оформлении (простоте и четкости форм, выдержанности цветовых сочетаний, продуманности украшений).

Читайте также:  Показатели развития ребенка в возрасте 1 года

Конструирование играет большую роль в подготовке детей к школе. Этот вид деятельности способствует формированию умения учиться, раскрывает, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений.

Конструирование по образцу, разработанное Ф. Фребелем, заключается в том, что детям предлагают образцы построек, выполненных из деталей строительного материала и конструкторов, поделок из бумаги и т. п. и, как правило, показывают способы их воспроизведения. В данной форме обучения обеспечивается прямая передача детям готовых знаний, способов действий, основанная на подражании. Исследования В. Г. Нечаевой, З. В. Лиштван, А. Н. Давидчук показали что, использование образцов — это необходимо важный этап обучения, в ходе которого дети узнают о свойствах деталей строительного материала, овладевают техникой возведения построек (учатся выделять пространство для постройки, аккуратно соединять детали, делать перекрытия и т. п.). Правильно организованное обследование образцов помогает детям овладеть обобщенным способом анализа — умением определить в любом предмете основные части, установить их пространственное расположение, выделить отдельные детали в этих частях.

Конструирование по модели, разработанное А. Н. Миреновой и использованное в исследовании А. Р. Лурии, заключается в предъявлении детям в качестве образца модель, в которой очертание отдельных составляющих ее элементов скрыто от ребенка (в качестве модели может выступать конструкция, обклеенная плотной белой бумагой). Модель дети воспроизводят из имеющегося у них строительного материала (предлагается определенная задача, но не даётся способ ее решения). Им сделан вывод о том, что упражнения в конструировании по моделям действительно оказывают существенное влияние на развитие ребёнка, радикально изменяя характер протекания его конструктивной деятельности, и формируют новые формы познавательных процессов. Дети приобретают умение мысленно анализировать объект, выявлять составляющие его элементы.

Конструирование по условиям, предложенное Н. Н. Поддьяковым, принципиально отличается от других форм конструирования. Не давая детям образца постройки, рисунков и способов ее возведения, определяют лишь условия, которым постройка должна соответствовать и которые, как правило, подчеркивают практическое ее назначение (например, возвести через реку мост определенной ширины для пешеходов и транспорта). Задачи конструирования в данном случае выражаются через условия и носят проблемный характер, поскольку способов их решения не дается. В процессе такого конструирования у детей формируется умение анализировать условия и на основе этого анализа строить свою практическую деятельность достаточно сложной структуры.

Как показали исследования Н. Н. Поддьякова, А. Н. Давидчук, Л. А. Парамоновой, данная форма организации обучения в наибольшей степени способствует развитию творческого конструирования. Для этого дети должны уже иметь обобщенные представления о конструируемых объектах, умение анализировать сходные по структуре объекты и свойства разных материалов и др.

Конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам было разработано С. Леона Лоренсо и В. В. Холмовской. Авторы отмечают, что моделирующий характер самой деятельности, в которой из деталей строительного материала воссоздаются внешние и отдельные функциональные особенности реальных объектов, создает возможности для развития внутренних форм наглядного моделирования. Эти возможности наиболее успешно могут реализовываться в случае обучения детей сначала построению простых схем-чертежей, отражающих образцы построек, а затем практическому созданию конструкций по простым чертежам-схемам. Дети, как правило, не умеют выделять плоскостные проекции объемных геометрических тел (деталей строительного материала). Для преодоления таких трудностей В. В. Брофманом были специально разработаны шаблоны, которые дети использовали для построения наглядных моделей (чертежей, отражающих их конструктивные замыслы. В результате такого обучения у детей развивается образное мышление и познавательные способности.

Но, конструктивная деятельность приобретает такое многостороннее значение только при условии осуществления систематического обучения, использования разнообразных методов, направленных на развитие не только конструктивных умений и навыков, но и ценных качеств личности ребенка, его умственных способностей.

Таким образом, исследования показали, что конструирование можно рассматривать как деятельность, включающую в себя элементы других видов деятельности – игры, труда, художественной деятельности, технического творчества (Давидчук А. Н., Изотова Ф. В., Лиштван З. В., Нечаева В. Г., Поддьяков Н. Н., Парамонова Л. А., Сафонова О. А., Силаева М. Н.).

В процессе конструирования, происходит умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развивается умение анализировать предметы окружающего мира, появляется самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Исследования показали, что для развития ребенка важны все формы развития конструктивных умений.

Читайте также:  Развитие жизни ребенка в утробе матери

Источник

Татьяна Поршина
Развитие детей в конструктивной деятельности

В дошкольном возрасте развиваются различные виды продуктивной деятельности детей, в том числе конструирование, поскольку оно направлено на получение определенного продукта.

Детское конструирование, в силу самой его созидательно – преобразующей природы, при определенной организации обучения может носить подлинно творческий характер. В его русле создаются условия для развития воображения и интеллектуальной активности, экспериментирования с материалом, возникновения ярких и «умных» эмоций, что и позволяет считать данный вид деятельности мощным средством развития творчества у дошкольников.

Целостную развивающую систему обучения конструированию разработала Л. А. Парамонова. В процессе творческого конструирования из разных материалов у детей формируются обобщенные средства построения деятельности. Ее исследования доказали, что конструирование в дошкольном возрасте может быть подлинно творческой, развивающейся и развивающей деятельностью, если в ее процессе у ребенка формируется универсальная способность к построению новых конструкций и наделению их индивидуальным смыслом. По ее мнению, формирование творческого подхода к конструированию предполагает разработку целостной системы обучения детей двух – семи лет,в которой:

реализуется общая направленность обучения от общего к частному;

создаются условия для самостоятельного экспериментирования с различными материалами;

организуется обучения в разных формах в зависимости от вида конструирования;

обеспечивается связь конструирования с другими видами детской деятельности.

Взаимосвязь конструирования с другими видами деятельности (игрой, сочинением сказок и др.) и включение его в широкий спектр событий детской жизни.

Выделяются два вида конструирования: техническое и художественное.

В техническом конструирование дети в основном отображают реально существующие объекты, а также свои ассоциации с образами из сказок, фильмов. При этом они моделируют основные структурные и функциональные признаки объектов и образов; здание с крышей, окнами, дверью; корабль с палубой, кормой, штурвалом и т. п.Существует множество наборов деталей для всех возрастных групп детского сада: настольных, для игр на полу, во дворе. Среди них есть наборы тематические («Архитектор», «Подъемные краны», «Юный кораблестроитель», «Мосты» и другие, которые используют как самостоятельный вид материала для конструирования, а иногда и в качестве дополняющих основной строительный набор, где отдельные элементы накладывают друг на друга или приставляют один к другому. Кроме строительных наборов рекомендуются конструкторы, имеющие более прочные способы соединения.

Использование крупногабаритных мягких модулей, появившихся сравнительно недавно в качестве средства конструирования, наиболее соответствует умственным и физическим возможностям детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет).Крупные модули делятся на два типа: объемные и плоскостные, что позволяет создать крупномасштабные как объемные, так и плоскостные конструкции. В отличие от мелких настольных материалов крупногабаритные модули позволяют детям создать конструкции для игр, спортивных соревнований и т. п., соответствующие их росту. Переключение внимания детей с игрушек на людей (самих себя, других детей, взрослых) существенно влияет на изменение характера самих конструкций – в них предусматриваются прочность, удобство.

Конструирование из крупных цветных мягких модулей является лишь относительно плоскостным, поскольку все его блоки имеют небольшую высоту. Однако создание конструкций из таких блоков отображает один из видов объемной фигуры. Поэтому детям необходимо четко определить характер их деятельности: они выкладывают из блоков ни сам объемный предмет,а только его изображение. Такое конструирование способствует развитию у детей не только комбинаторных навыков, но и умение видеть в плоскостном изображении фигуры и ее объемность, что важно для успешной дизайнерской деятельности и компьютерного конструирования.

Природный материал (песок, снег, вода) для строительной деятельности можно использовать в играх детей уже с младших групп. Дети с удовольствием занимаются конструированием на прогулке, используя, как разный природный материал, таки всевозможные упаковки, пенопласт, пластиковые бутылки и т. п.

В педагогической практике используются и другие виды конструирования- компьютерное, из плоскостных геометрических форм. Компьютерное конструирование, а также создание конструкций из бросового материала могут носить как технический, так и художественный характер. Это зависит от цели, которую ставит перед собой сам ребенок либо взрослый перед ним.

На современном этапе развития технологии конструктивной деятельности появилась тенденция к объединению художественного и технического конструирования. Ярким примером синтеза технического и художественного конструирования может служить искусство оригами.

Детское конструирование, особенно техническое, тесно связано с игровой деятельностью. Дети сооружают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их по ходу игры.

Читайте также:  Развитие мозга ребенка после рождения ребенка

Динамика взаимосвязи игры и конструирования на протяжении всего дошкольного периода была выявлена Л. А. Парамоновой. Сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становиться побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей; в старшем дошкольном возрасте сформированное полноценное конструирование стимулирует развитие сюжетной линии игры и само иногда приобретает сюжетный характер (создавая несколько конструкций, объединенных одним сюжетом).

Учет особенностей игры и конструирования, и взаимосвязи этих разных видов детской деятельности. Так, требования к качеству конструкций, предъявляемые даже старшим детям в процессе ролевой игры, неоправданны, поскольку это может ее разрушить, существенно изменить характер. И наоборот, нельзя довольствоваться только примитивными детскими постройками, поделками и не формировать целенаправленно полноценное конструирование как деятельность- это существенно обедняет развитие детей.

В своей работе с детьми, в возрасте от 5 до 7 лет, мною используются следующие формы организации обучения технического конструирования. При их характеристике я опираюсь на работы Л. А.Парамоновой:

конструирование по образцу;

конструирование по модели;

конструирование по условиям;

конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам;

конструирование по замыслу;

конструирование по теме.

Каждая программа по конструированию оказывает развивающее влияние на те или иные способности детей, которые в совокупности формируют их готовность к творчеству. Однако, я понимаю,что это возможно при определенных условиях:

наполнение новым развивающим содержанием каждой формой обучения с учетом специфики вида конструирования (из деталей конструкторов, бумаги, из природного материала и др.) ;

обеспечение органической взаимосвязи всех форм обучения с целью разработки целостных взаимообогащающих видовых подсистем конструирования и выстраивание на этой основе общей системы формирования детского творческого конструирования.

Каждый вид конструирования имеет свою специфику, связанную с особенностями материала, из которого дети создают конструкции. Учет этой специфики позволяет, во – первых, разработать развивающие технологии обучения детей для каждого вида конструирования; во- вторых, определить существенные взаимосвязи видов с целью создания целостной системы формирования технического конструирования.

В работе с детьми я также отталкиваюсь от характеристик технического конструирования:

создание «образов» (конструкций) – их количество, вариативность, новизна, оригинальность, выразительность, степень удаленности создаваемого «образа» от исходных данных;

умение строить разные «образы» на одной основе, видеть целое раньше частей;

интеллектуальная активность и увлеченность детей поисковой деятельностью, их эмоциональная включенность;

Выяснила, что формирование технического конструированиястроится на основе трех взаимосвязанных составляющих:

развитие самостоятельного детского экспериментирования с новыми деталями;

развитие образного мышления и воображения;

формирование обобщенных способов деятельности.

Не последнее место занимает воспитание дружеских взаимоотношений в коллективном конструировании. В своей работе с детьми я поняла, что этот фактор стоит не на последнем месте, поэтому уже в старшей группе формирование взаимоотношений в коллективной деятельности приобретает особенно важное значение. В условиях хорошо организованных процессов дошкольники должны быть более дисциплинированными, организованными, способными контролировать свое поведение и поступки товарищей, правильно оценивать результаты деятельности. В подготовительной к школе группе воспитание дружески отношений в строительной игре находится в тесной связи с занятиями по обучению стройки. Поэтому, у меня в планах предложить детям учиться коллективно, выполнять постройки, используя умения, полученные ранее.

На первых занятиях в этой группе я планирую предложить дошкольникам несложные по возможности симметричные постройки для выполнения вдвоем («театр», «домик для куклы»).

Чтобы закрепить умение строить один объект вдвоем, втроем и т. д., можно использовать постройки сказочных домиков. Интересные по оформлению, они напоминают детям о любимых героях, вызывают желание организовывать игры – драматизации.

Для лучшего усваивания принципов конструирования одной подгруппе будет предложено понаблюдать за строительной игрой другой группы. Затем все вместе будем обсуждать результат конструирования (пояснять, что построили, можно ли всем интересно играть и как именно). Я раскрою тему, связывающую будущей игрой и в своих объяснениях буду излагать краткий план этой игры.

В результате наблюдения и работы, у детей складывается мнение, что любая постройка, которая выполнена коллективно, получается наиболее интересной и красивой. И мое мнение по поводу того, что игры со строительными материалами, занятия по конструированию требуют согласованности действий, совместного обслуживания, умения считаться с мнением товарищей, подтвердится. Отсюда, я считаю, начинается коллективное творчество.

Источник