Развитие ребенка дошкольного возраста как объект педагогики
Ребенок дошкольного возраста как объект дошкольной педагогики
В Большой Советской Энциклопедии СУБЪЕКТ определяется как носитель практической деятельности и познания, источник активности, направленный на объект или систему объектов.
С точки зрения Л.И.Божович, субъект – личность, которая делает себя сама.
М.М.Бахтин отмечает, что субъект – личность, характеризующаяся осознанной активностью, целенаправленностью и творчеством.
В современных педагогических исследованиях традиционно ребёнок дошкольного возраста рассматривается с позиции субъекта, – носителя активности как потребности в деятельности.
Основные признаки, которые позволяют выделить человека – субъекта охарактеризовала В.В. Горшкова: активность, сознательность, свобода и ответственность, уникальность, свободность к творчеству, способность действовать по собственному убеждению, аргументировано противодействовать неблагоприятным обстоятельствам.
Опираясь на концепцию Л.С. Выгоцкого можно предположить, что развитие ребёнка как субъекта поведения в раннем и дошкольном возрасте осуществляется от неосознанного к осознанному поведению и к появлению новых субъектных качеств и новых способов поведения. Развитие ребёнка как субъекта деятельности осуществляется от освоения мотивационной стороны деятельности к опероционно – технической; от совместной к самостоятельной деятельности. Конкретное содержание и конкретные структуры психической деятельности ребёнка как субъекта практической деятельности формируется целиком в индивидуальном опыте – это важнейшая закономерность в развитии субъекта.
Можно выделить основные направления развития ребёнка как субъекта деятельности:
1-ый год жизни – ребёнок субъект эмоционального общения;
2-ой год жизни – ребёнок субъект предметной деятельности (речь как предмет);
3-ий год жизни – ребёнок как субъект самостоятельной деятельности;
3-5 лет – ребёнок субъект социальных отношений и игровой деятельности (предмет деятельности – взрослый); ребёнок субъект понимания и освоения смыслов человеческих действий.
5 лет – ребёнок субъект общественной деятельности;
6-7 лет – ребёнок субъект переживания внутренней жизни и обучения (познания).
Субъект есть целеполагающее, целостное, свободное, развивающееся существо (В.А.Петровский).
Таким образом, субъектность человека проявляется, прежде всего, в демонстрации собственного личностного отношения к объкту, предмету или явлению действительности ( формирование оценки, интереса к нему). Затем на основании отношения формируются инициативы, т.е. желание проявить активность к избранному объекту. Инициативность трансформируется в собственно деятельность субъекта, которая осуществляется автономно и самостоятельно, на основании индивидуального выбора.
Доказано, что ребёнок в дошкольном возрасте, при определенных педагогических условиях, становится субъектом детских видов деятельности ( игровой, трудовой, художественной). Проявления ребёнка как субъекта деятельности связаны:
– с самостоятельностью и творчеством при выборе содержания деятельности и средств ее реализации;
– с процессами эмоционально – положительной направленности в общении и стремлении к сотрудничеству в детском сообществе.
Собственно поведенческая цепочка субъекта деятельности выглядит следующим образом:
1.Эмоциональная компонента, выражающая отношение, интерес, избирательность к предмету деятельности;
2.Эмоционально – деятельная компонента, формирующаяся на основании инициативы и инициирующая собственно деятельность;
3.Деятельностная компонента, проявляющаяся в избирательности или свободе выбора, автономности, самостоятельности, творчестве человека.
Качествами, характеризующими человека как субъекта деятельности, становятся :
-ценностное отношение,
-интерес,
-избирательная направленность,
-инициативность,
-свобода выбора,
-самостоятельность,
-автономность,
– творчество.
Таким образом, формирование субъктных свойств и качеств дошкольников необходимо начинать с раннего возраста, ставя ребёнка в позиию равноправного участника взаимодейсвия, учитывая его интересы и потребности, объективно подходя к оценке его деятельности и поведения, корректно направляя и стимулируя его активность, организуя необходимые условия для развития. Путь этот требует от взрослых мастерства, терпения, уважения к подрастающему человеку и постоянного самосовершенствования.
Одним из субъективных проявлений ребёнка является его способность сделать выбор. Эта способность проявляется в организации и осуществлении деятельности, в выборе задач, средств, способ её реализации.
Одним из наиболее ярких проявлений субъектности является детское творчество.
Оно проявляется в разных продуктивных видах деятельности, в том числе и речевой, продуктом которой становятся сочиненные детьми рассказы, сказки, загадки, стихи. В процессе творческого рассказывания и сочинительства проявляются и развиваются творческие способности ребёнка, его воображение, фантазия.
Полученные в исследовании факты в немалой степени оказались неожиданными: отвечая на вопрос «Что ты будешь делать, если станешь волшебником?», довольно много старших дошкольников не смогли проявить фантазию (от 20% до 30%).Они отвечали « Не знаю», либо ограничивались фразой « Буду колдовать». Вместе с тем фантазии некоторых детей были интересны: «Буду летать», « Заколдовал бы листья в сосульки, а кустик в снег», « Я смогла бы посадить цветы и очистить всю планету от листьев; очищать город ;наведу в мире порядок» – эти детские фантазии связаны со стремлением ребёнка к идеалу, гармонии; также посредством собственных фантазий ребёнок пытается найти вариант решения бытовых проблем, собственных сложностей в отношениях с окружающими:
« Кто нехороший, того заколдую в дядю, Заколдую Сашу, который меня бьёт и обижает, превращу его в муравья», « поменяю перила в детском саду, чтобы были красивыми».
Малое количество оригинальных детских ответов может быть следствием разных причин. Если воспитатель не стимулирует ,не поддерживает стремление ребёнка к фантазированию, если продукты детского творчества не оцениваются по достоинству и не находят применения в жизни группы, в этих условиях детское творчество не развивается.
Творческие проявления становятся желательными для ребёнка ,потребность фантазировать , сочинять остается актуальной.
Чаще всего дети сочиняют сказки перед сном ,или имитируя чтение книги. Это тоже образец подражательной поведенческой деятельности ребёнка.
Приведу пример детской мудрости ,Олеси 3-х лет 3-месяцев:
«Мама сказала: «Ложись спать» – не хочу: папа сказал «Ложись спать» – не хочу .А бабушка пришла , сказала: «Не ложись спать , а слушай сказку» Я слушала, слушала и уснула».На мой взгляд – это яркий пример детского речевого творчества, имеющий глубокую мудрость, характеризуется следующими особенностями:
-речевое творчество детей появляется как результат подражания поведению взрослого;(поэтому рассказывание сказок, чтение стихов, придумывание историй взрослым – это образец творческого поведения для детей)
-содержанием детских рассказов, сказок, стихов становятся яркие впечатления ребёнка, эмоционально значимые для него события, имеющиеся в личном опыте или близкие ему;
-речевое творчество малыша носит уподобляющий характер: все воспринимаемые события ребёнок уподобляет своему жизненному опыту и стремится передать его через призму этого опыта;
-дети 3-х лет строят новые образы, основываясь на элементах реальности, которые и становятся его главным содержанием;
-сказки детей 3-х лет незамысловаты по сюжету, лаконичны, не структурированы.
Чем старше становится ребёнок , тем меньше его литературные сочинения связываются со сном и все более в них фигурирует наиболее сильно задевшее впечатление. Чаще отмечаются в его сказках попытки обобщить собственный опыт, придумать объяснение тому, что оказалось непонятным. В старшем дошкольном возрасте на речевое творчество детей существенное влияние оказывает литературный опыт ребёнка, уровень его литературного развития в целом.
Педагогическое сопровождение процесса развития речевого творчества детей позволяет направить на умелое и эффективное использование своего жизненного и литературного опыта и творческой деятельности.
В рассказе Максима С.(5л.6мес.) литературный опыт ребёнка становится основой построения сюжета. Максим использует сюжет русских народных сказок, проявляя свое творчество посредствам введения новых героев, определения их характеров, установления их взаимоотношений и подведения к заключительному выводу, соответствующему общей идее сказки.
« Улиточка».
Жила-была однажды веселая улиточка. И вот пошла она по делам . Идет, идет и вдруг встретила колючего ежика. Ёжик говорит» «Куда ты удешь уточка?»
-Я иду по делам. А ты куда?
-А я иду в свой лесной домик, – отвечал её ежик, и пошла улиточка дальше.
И вдруг встретила лису. Лиса спрашивает:»Куда идешь улиточка?»
-Я иду по делам .А ты куда идешь лиса?
-Я иду в деревню .Хочу курочку украсть и съесть.
Так они пошли дальше, каждый своей дорогой.
Встречает улиточка волка.
Волк улиточку спрашивает: «куда ты , улиточка?»
– Я по делам, – отвечает улиточка. А ты куда волк?
– Я иду зайца есть.
Улиточка пошла дольше , а сама думает: « Надо помочь зайцу, иначе его волк съест».
Когда она увидела наконец-то зайчика, то сказала ему: « За тобой волк гонится, хочет тебя съесть, но я ему скажу, что ты пошел в другую сторону, он тебя не найдет. А его я отправлю туда, где живёт медведь, пусть он волка напугает».
Так улиточка и выручила из беды зайчика, а волка научила не гоняться за теми, кто меньше.
В старшем дошкольном возрасте проявляются индивидуальные способности ребёнка к литературному творчеству.
Увлекаясь сочинительством, дети начинают составлять целые книги своих произведений, выступая и авторами и художниками и даже редакторами. В рассказах и сказках детей отражаются не только типичные для ребёнка-дошкольника события, интересы, поступки, герои, но и его представления о ценностях и приоритетах взрослой жизни.
Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является непосредственное участие семьи в этом процессе. Именно дома, в общении с близкими людьми возникает мотивация творческой деятельности, потребность передать накопленные впечатления дня в художественной деятельности. Поэтому достаточно часто пик творческих проявлений ребёнка переносится именно в условия семьи. Особенно это характерно для поведения детей с трудностями общения, поведения, эмоционально- волевой сферы.
Второй вариант поведения ребёнка в процессе самоактуализации творческих способностей характеризуется более высокой творческой активностью ребёнка в дошкольном учреждении и снижением уровня этих проявлений в семье при отсутствии достаточной мотивации и интереса к ним со стороны родителей.
Процесс сопровождения творческого освоения мира ребёнком в дошкольном учреждении должен заключаться в создании условий для самостоятельного построения ребёнком собственной картины мира. Для этого важно создать атмосферу творчества и созидания, сопровождающую любую деятельность ребёнка. Ребёнок должен чувствовать, что взрослые ждут его достижений и радуются его успеху.
Педагог создаёт условия для самостоятельного продвижения ребёнка в познании через решение доступных для него проблем и выполнение интересных заданий. Он помогает детям преодолевать себя на пути к достижению результата, поощряет и оценивает их творческие проявления, стимулируя деятельность. Результаты детского творческого поиска должны занять достойное место в групповой комнате, быть представлены родителям и детям других групп. Книги детских загадок, стихов, сказок с иллюстрациями авторов должны быть неотъемлемым содержанием развивающей среды группы, занимать достойное место в домашней библиотеке.
В обоих случаях взаимодействия дошкольного учреждения с семьей становится необходимым условием.
Дошкольный период детства уникален по своим характеристикам, способствующим проявлению и развитию творчества. Творческий механизм познания является основным для дошкольников, отношение к творчеству у большинства детей положительное.
В период дошкольного возраста создаются необходимые условия для творческих проявлений ребёнка, развития творческих способностей в разных видах деятельности – восприятие произведений искусства, первые пробы самостоятельного сочинительства возникают в дошкольном детстве.
Используемая литература:
- Проблемы дошкольного детства в поликультурном пространстве изменяющейся России. Часть П. Монография. – Спб., 2010. – Часть 1. Глава 2. С.125-130
- Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. – СПб.: Союз, 2007. Глава 5. Маленькие граждане в многообразии детских видов деятельности. С.262-283
Источник
Алина Коновалова
Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения
Как жаль, что взрослые подчас
Совсем не понимают нас.
А детство, сами говорят,
Бывает только раз!
Сергей Владимирович Михалков
Детство – самый важный период в жизни человека. Это даже не период, а самая настоящая, яркая, неподражаемая жизнь! И очень важно, кто будет рядом в детские годы, кто будет вести этого малыша за руку, что войдет в его ум и сердце из мира вокруг нас, от этого в главной степени зависит каким он станет взрослым.
Так как же стать тем человеком, который будет достоин идти рядом с этим ребенком и показывать ему, что же такое жизнь? Как заинтересовать его, что именно стоит ему рассказать прямо сейчас, а что оставить на потом? Как не ущемить интересы и права малыша? Об этом я узнала в теме «Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и обучения».
Как сказал А. Г.Асмолов: «Индивидом рождаются, личностью становятся, а индивидуальность отстаивают». А это значит, что на плечи воспитателя ложится тяжелый груз ответственности. Ему необходимо правильно воспитать и обучить ребенка, заложить в его, пока еще, чистую голову необходимые знания. Ведь личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.
Понятие субъекта очень важно в педагогике, поскольку субъект – это носитель деятельности сознания и познания. Субъект – это индивид активно познающий мир и воздействующий на него. Субъект активно проявляет себя в познании, вносит поправки в свои действия, ставит перед собой цели и разрабатывает пути их реализации. Ребенок же, как субъект воспитания – это индивид с развивающимся самосознанием.
Но ребенок является не только субъектом, но и объектом воспитательного процесса. Ребенок как объект воспитательного процесса – это индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний.
Также в педагогике очень важен принцип субъектности. Педагог должен помочь ребенку самостоятельно раскрыть свое «Я», чтобы ребенок научился видеть свою связь с этим миром и другими людьми, чтобы он научился осмысливать свои действия, понимать, как эти действия повлияют на окружающий мир и судьбы людей. Не стоит забывать, что принцип субъективности исключает жёсткий приказ, он подразумевает взаимодействие педагога и ребенка при принятии решений, но, чтобы ребенок при этом сам осмыслил, будет ли это решение правильным, не принесет ли оно вреда другим.
В нашем МАДОУ № 19 «Сказка» огромное внимание отводится социальному развитию детей. Правильно отметил Л. С. Выготский, что в детстве ребенок врастает в человеческую культуру, ведь дошкольный период является самым значимым для вхождения ребенка в мир социальных отношений. К тому же не стоит забывать, что люди – общественные существа. И еще важно помнить, что ребенок, который посещал детский сад, будет больше подготовлен к стрессу, который поджидает его в первый же день в школе, чем домашний ребенок.
Также, в нашем детском саду большая роль отводится индивидуальному подходу.Он важен в двух отношениях: 1) он дает возможность максимального развития всех имеющихся способностей ребенка; 2) без знаний индивидуальных особенностей ребенка педагогическое воздействие может оказаться иным, чем было рассчитано. Особенно важное значение индивидуальный подход имеет при перевоспитании, т. е. в тех случаях, когда приходится не только формировать у ребенка новые положительные качества, но и преодолевать уже имеющиеся отрицательные.
Вывод. Таким образом, развитие личности – это прежде всего социальное развитие. А суть подлинного гуманистического отношения к воспитанию ребенка выраженно в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Воспитатель должен создать благоприятные условия для развития личностных качеств ребенка. Педагог должен руководить деятельностью ребенка так, чтобы дошкольник сам научился осмысливать свои действия и принимать правильные решения. Очень важно помочь малышу пройти этот путь, стать неповторимой личностью.
1. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 305
2. Божович, Л. И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности. / Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Международная педагогическая академия, 2011. – 203с.
3. Болотина Л. Р., Комарова Т. С., Баранов С. П. Дошкольная педагогика. – М., 1997.
Источник
татьяна щурова
«Ребенок дошкольного возраста как субъект и объект воспитания и образования»
Дети — это наша жизнь, смысл нашего существования. Ради них мы живём, радуемся каждому новому движению, слову, высказыванию.Какие все они разные: активные, энергичные, весёлые, капризные, любознательные. Одновременно удивляешься качествам индивида —этого маленького человечка: уму, произношению, доброму отношению к людям, к живой природе.
Рождаясь беспомощным младенцем и постепенно вырастая, человек становиться личностью лишь в процессе целенаправленного воспитания и обучения. В процессе воспитания, центральной фигурой является тот, кого воспитывают – воспитанник. Результатом воспитания – развитие личности. Личность – это индивид, обладающий совокупностью социальных свойств и качеств, которые он вырабатывает при жизни.
Понятие «субъект» занимает важное место в педагогической науке, поскольку предполагает осознание индивида изменяющего мир. Субъект — сознательно действующее лицо. Субъект в своих деяниях, в актах своей творческой деятельности не только обнаруживается и проявляется; он в них созидается и определяется. Быть личностью означает быть творцом себя и окружающего мира, субъектом деятельности, общения, самосознания и созидания.
Но ребёнок является и объектом воспитания. Объект воспитательного процесса – индивид, не выходящий за рамки уже реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний с целью расширить среду деятельности.
Итак, я нашла более или менее приемлемую, по моему мнению, тактику воздействия на ребёнка, как субъекта и объекта воспитания. Это словесный метод «пропаганды» добра, гуманности, сочувствия ближнему. В нашем МАДОУ №8 «Планета детства» большое внимание отводится духовно-нравственному воспитанию детей. Дети стали внимательны после бесед и прочтения сказок о культурном и вежливом отношении к своим родителям, друзьям и сверстникам.
Развитие личности – это процесс изменений в организме и психике человека, это процесс ее духовного становления.
Субъект воспитательного процесса — это индивид с развивающимся самосознанием, устойчивой системой мотивов (потребностей, интересов, идеалов, убеждений, активно участвующий в сознательной деятельности.
Задача воспитания — организовать взаимодействие, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом. Предпосылкой деятельности воспитателя является осмысление обстоятельств, условий, ситуаций, которые он намерен включить в воспитательный процесс, прежде всего со стороны их гуманитарных характеристик, то есть параметров актуальных отношений между людьми.
Воспитание должно приобщить личность к языку человеческой культуры,ввести в ее силовое поле: должно помочь осознать действительность как мир человека, как взаимодействие людей, как процесс их деятельности, как совокупность ее результатов. Оно должно приучить ребенка видеть в фокусе своего выбора и своих поступков отношение к другим людям.
Мы видим в ребенке не субъект воспитания, а объект. Не может быть единых рецептов воспитания.
Становление собственно человека в качестве общественного существа, личности, обладающей сознанием, осознанно воспринимающей окружающий мир и воздействующей на него, связано исключительно с развитием в онтогенезе, причем в условиях общественного существования. Вне общества, без общения с людьми ребенок не может стать личностью, не может развиваться как человек. Подтверждают это примеры воспитания слепых,глухих, немых детей, которые лишены возможности естественного вступления в отношения с другими людьми из-за отсутствия развитых органов чувств, обеспечивающих основную гамму восприятия внешних воздействий, — зрения и слуха. Развитие этих детей фактически полностью определяется степенью компенсации этого недостатка воспитателями. При отсутствии этой компенсации такие дети как существа социальные фактически не развиваются.
Вывод: суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта процесса воспитания. Собственная активность ребенка есть необходимое условие воспитательного процесса, но сама эта активность, формы ее проявления и уровень осуществления, определяющий ее результативность, должны быть сформированы, созданы у ребенка на основе исторически сложившихся образцов, однако не слепого их воспроизведения, а творческого использования. Следовательно, важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Педагог-воспитатель может и обязан помочь растущему человеку пройти этот путь морально-нравственного и социального развития.
1. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии// Избранные педагогические произведения. В 2 т. – Т. 1. – М.: Педагогика, 1974, с. 229.
2. Ананьев Б. Г. О человеке, как объекте и субъекте воспитания. // Избранные психологические труды в 2-х томах. Т. 1.- М.: Высшая школа, 1980, с. 305
Источник