Развитие ребенка до3 лет

Развитие ребенка до3 лет thumbnail

Чем раньше родители начнут уделять внимание развитию навыков своего малыша, тем скорее он освоит важные способности и умения для полноценной жизни.

Развитие ребенка до3 лет

Каждый ребенок индивидуален и развивается по собственному пути, в своем темпе. Никто не сможет с уверенностью сказать, как будет малыш осваивать те или иные навыки. При этом всегда есть и определенные нормы: когда и как дети начинают сидеть, стоять, ходить, бегать, рисовать, говорить, читать, писать.

Первые три года жизни — самый важный период в жизни любого малыша. Именно в этом возрасте формируется характер, который в последствии будет очень непросто поддаваться корректировке. Детские психологи и специалисты рекомендуют начинать активное развитие с полугода, так как к этому возрасту у ребенка закладывается фундамент психики и формируется тактильное восприятие окружающего мира.

C самых первых дней стоит уделять малышу внимание и как можно больше, развивать его интеллектуальный уровень. Необходимо разговаривать, постоянно рассказывать ему что-либо, показывать картинки, читать, играть. Ребенку все интересно, он вбирает в себя всю доступную информацию, как губка.

Наблюдая за своим крохой, Вы, наверное, уже заметили, что у него получается лучше, к чему он больше проявляет интерес. Опираясь на эти наблюдения и экспериментируя, Вы можете самостоятельно выбрать комплексы развития своего малыша. Множество методик и техник подробно описаны в сети Интернет. В книжных магазинах представлены труды психологов и детских специалистов из всех уголков земного шара и на любой вкус. В таком многообразии легко растеряться. Но, не переживайте, ваша любовь и желание помочь малышу узнать мир – самое главное. А разобраться с концепциями развития мы Вам сейчас попробуем помочь.

Раннее развитие: за и против.

Несмотря на научно обоснованную полезность феномена раннего развития, детские специалисты и опытные родители поделились на два лагеря: есть ревностные сторонники и противники концепции. Аргументы каждой из сторон заслуживают уважения, поэтому, окончательный выбор остается за вами, друзья.

Развитие ребенка до3 лет

Аргументы “против”:

  • Эволюция человека насчитывает не один десяток тысяч лет, и гарантирует, что любой ребенок освоит необходимые ему навыки, когда будет к этому готов;
  • Многие методики, уделяя большое внимание умственному и физическому развитию детей, оставляют «за бортом» эмоциональное развитие, социализацию и психологию;
  • Методики, как правило, наиболее эффективны, если следовать им регулярно и комплексно. Это требует определенных усилий и вовлеченности родителей. Просто купить ребенку развивающие материалы, часто, недостаточно;
  • Заставляя ребенка уделять время интеллектуальным занятиям. Мы лишаем его детства;
  • Несвоевременность знаний и навыков. Ребенок может очень рано освоить навык чтения, но его мозг может быть не готов преобразовывать слова в красочные образы. Умение будет просто «законсервировано» до момента, пока активно не потребуется ребенку уже в школе;
  • Сверстники могут завидовать чрезмерно умным детям, не принимать их в свой круг, игры. Это грозит проблемами с социализацией.

Развитие ребенка до3 лет

Аргументы “за”:

  • Мир вокруг нас постоянно изменяется, в последние годы очень стремительно. Чтобы ребенок вырос конкурентным в этом мире, успевал усвоить необходимые ему знания, наконец, не потерялся в лавине информации, его нужно развивать с младенчества;
  • Сторонники раннего развития справедливо полагают, что не лишают детей детства. С помощью правильной методики, которая будет учитывать индивидуальные особенности малыша, можно сделать его ранние годы по-настоящему яркими, насыщенными и интересными. Важно, чтобы развитие происходило естественно, стало частью игры. Все нужно пробовать и «примерять» на себя. Если ребенку перестало быть весело и интересно, просто пробуйте другую методику или комбинируйте их;
  • Методики развития помогают вовремя увидеть у малыша яркие способности, склонности и интересы. В итоге ребенок вырастет человеком, который знает, что хочет от жизни, что ему нравится, а что нет. Гораздо проще быть успешным в том, что гармонично твоему внутреннему миру. Постоянные метания и поиски себя во взрослом возрасте – это не про таких детей.

С чего и когда начинать?

Допустим, мы уже определились, что развитие ребенка – это нужно и полезно. Мы знаем, что с полугода уже можно начинать активно познавать мир. И все же, какой первый шаг, на что обратить внимание? Как понять, что уже именно сейчас пора для вашего малыша?

Сначала можно просто создать для ребенка среду, которая будет наполнена интересными и необычными предметами для изучения всеми органами чувств. Это различные игрушки для тактильных, звуковых, зрительных, обонятельных ощущений. Игрушки, фигуры, цвета, различные по тактильным ощущениям поверхности, специальные игрушки для малышей. Сюда отлично впишутся игровые коврики и центры, ортопедические и развивающие коврики.

Развитие ребенка до3 лет

Попробуйте включить ребенка в выполнение своих повседневных и бытовых задач. Вы, наверное, слышали выражение: «лучшие игрушки – это не игрушки». Проговаривайте для ребенка все, что Вы делаете. Пусть это Вас не смущает – никто не увидит, а малышу полезно и интересно.

Не забывайте наблюдать, как ребенок на все реагирует. Детские психологи пришли к выводу, что применять методики и начинать активное развитие стоит начинать, когда кроха овладеет следующими навыками.

Необходимые навыки, чтобы начать:

  • Хорошо воспринимает звуки и речь, пытается сам воспроизводить звуки, общаться. Это главный сигнал;
  • Уверенно реагирует на название предметов и старается брать имен их. Так малыш оказывает развитие своих аналитических способностей;
  • Большинство детей к этому моменту (не забываем, как правило это 6-7 мес.) уже садятся и начинают ползать. Этот этап развития опорно-двигательного аппарата позволит Вам с малышом начать обучение с применением методик развития сенсорного восприятия и физических нагрузок;
  • Если ребенок активно реагирует на Вашу мимику, эмоции – можно выбрать методику, в основе которой лежит эмоциональное развитие.

Не забывайте наблюдать за своим малышом. Если он пока не проявляет интерес к обучению, скучает или капризничает, не переживайте. Просто попробуйте другие развивающие игры или подождите, пока ребенок чуть-чуть подрастет.

Главный принцип – не навреди. Неосторожное и навязчивое применение методик развития может иметь обратный желаемому эффект.

Применяйте с осторожностью:

  • Если ребенок скучает, капризничает, протестует – пока лучше ему уступить. Не стоит заставлять ребенка силой;
  • Если малыш увлеченно играет или занят чем-то для него важным, лучше подождать, пока он закончит;
  • Приступать к занятиям по развивающей методике стоит только в том, случае, если вы уверены, что смысл рекомендуемых методикой занятий вам понятен, и Вы считаете его адекватным и подходящим ребенку;
  • Развитие должно быть полноценным и комплексным. Неправильно отдавать предпочтение, например, интеллектуальному развитию в ущерб физическому или эмоциональному.

Развивайте в ребенке все его грани: эмоции, интеллект, физическое развитие и психологические аспекты. Тот базис, который ребенок усвоит особенно в первые три года, в будущем сформирует его личность и характер.

Популярные методики раннего развития.

Методика Монтессори.

Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори – «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?

Развитие ребенка до3 летРазвитие ребенка до3 лет

Методика Глена Домана.

Основана на сочетании физического и умственного развития. Основной инструмент – карточки с картинками и обозначениями (животные, предметы, явления). Карточки демонстрируются ребенку по очереди, при этом четко проговаривается. Что на них изображено. Так в мозг малышу как будто «загружается» информация. Занятиям уделяется немного времени несколько раз в день, а остальное время внимание уделяется активным играм и физическому развитию.

Развитие ребенка до3 летРазвитие ребенка до3 лет

Школа Семи Гномов.

Это серия книг, которые помогают познавать увлекательный мир с помощью картинок.

Развитие ребенка до3 лет

Методика Умница.

Разработана по основе «Методики Домана». С помощью программы Вы сможете постепенно и легко научить малыша говорить, читать, рисовать, клеить и проявлять в других направлениях свои творческие способности.

Развитие ребенка до3 лет

Развивающие игры Никитиных.

Основана на индивидуальном подходе к каждому ребенку, позволяет развить логическое мышление, память, речь, моторику и раскрывает творческий потенциал. Главный девиз Монтессори – «Научи меня, чтобы я мог делать это сам!». Методике более 100 лет, но педагоги по всему миру до сих пор активно применяют наработки Марии Монтессори в своих программах. Что скажете, заслуживает доверия?

Развитие ребенка до3 лет

Источник

Развитие ребёнка от 1 года до 3 лет.

Самый замечательный период в жизни ребенка – это период от 1 года до 3-х лет. Здесь мы попытаемся дать самое полное описание развития ребенка в этот период…

Ребенок растет, но темпы его роста постепенно замедляются. За второй год жизни он вырастает на 9 – 10 см, а на третьем году – на 7 – 8 см. В 2 – 3 года ваш малыш уже крепок на вид, да и вы уже обращаетесь с ним уверенно. Однако особенно не расслабляйтесь: ребенку далеко еще до устойчивого физического и психического состояния.

ТРИ ПЕРИОДА ДО ТРЕХЛЕТИЯ

В возрасте ребенка от года до 3 лет довольно четко прослеживаются 3 периода. Вы должны обратить внимание на это разделение, поскольку знание возрастных периодов поможет выбрать вам правильную тактику по уходу и воспитанию своего малыша. Первый период – от года до полутора лет. Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он – исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить. Второй период – от полутора до 2 лет. Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера. Третий период – от 2 до 3 лет. Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

НАКОПЛЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА

Сразу после года ребенок начинает произносить все новые и новые слова. Он еще не скажет вам фразу, да и слова, что посложнее, произносит неправильно, но вы уже знаете, что он имеет в виду. Это период накопления слов, ребенок запоминает слова. И если он долгое время не произносит какое-либо слово, это не значит, что он его забыл. Нет, оно уже отложилось в «ящичке памяти». Ваша задача: как можно больше заниматься с малышом, разговаривать – сопровождать комментариями свои и его действия, по нескольку раз называть незнакомые предметы, объяснять их назначение… Дитя – это ваш храм; что вы в него вложите, то в нем и останется. Его развитие останется с ним навсегда, какие бы ни были жизненные перипетии, умственного развития, знании у вашего ребенка никто не отберет. Основы этого развития, знаний закладываете вы. В голове у вашего ребенка, как и у всякого человека, уже присутствует некая модель мира. И совершенствовать эту модель ему предстоит всю жизнь; в соответствии с этой моделью строится поведение вашего ребенка, а впоследствии и весь образ жизни. Закладывая в ребенка знания, воспитывая его, вы обогащаете его представления о мире и тем самым очень облегчаете малышу жизнь. Не огорчайтесь, что ваш ребенок еще только говорит отдельные слова и не строит фразы. Это нормально для его возраста. Вы можете убедиться, насколько хорошо он вас понимает. Попросите малыша принести пирамидку, и он принесет ее вам. Скажите положить пирамидку, и он положит.

ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Едва проснувшись, ребенок выбирается из кроватки. Лежать, как он лежал прежде, уже скучно. Вокруг так много интересного. Не мешайте ребенку познавать мир, не говорите ему на каждом шагу «этого нельзя!», «того нельзя!», «не трогай!» и т. д. Если чего-то ребенку, действительно, нельзя, например, играть с папиной зажигалкой, то, значит, зажигалка не должна попадаться ребенку на глаза. Все, что ребенок видит, он непременно хочет потрогать, подвигать, перевернуть – посмотреть, что будет. Помогите ему в его исследованиях, поучаствуйте. Заодно будете держать его исследования под контролем. Если ребенок хочет забраться в шкаф, забирайтесь с ним в шкаф, хочет повытаскивать ящики стола, вытаскивайте ящики стола. Ребенок – полноправный член вашей семьи; он тоже хочет знать, где у вас что лежит. Его время дорого; взрослый человек не способен обретать столько знаний за единицу времени, сколько может ребенок. Поэтому должно быть обидно, если ребенок теряет время, слыша очередное «нельзя!» Малыш все меньше спит и все больше бодрствует. Днем он спит только один раз – в послеобеденное время. Чем же он занят во время бодрствования? Конечно же, играми. Ребенок в этом возрасте способен играть не только с игрушками, но и со всеми предметами, попадающими ему в руки: с тарелками, с молотком, с часами, с кошельком и т. д. Вы понимаете, что не все предметы подходящие для игр, но не спешите отнимать их у малыша – нужно же ему обретать кое-какие практические навыки, нужно знакомиться с миром предметов. Ребенок приобретает навыки тем быстрее, чем больше новых предметов попадается ему в руки. Дайте ребенку книгу, которую читаете, и научите обращаться с ней аккуратно. Ваше дитя довольно быстро приспособится перелистывать страницы. Дайте малышу чашку и кубик, и малыш порадует вас умением ловко вкладывать кубик в чашку. Задумайтесь над тем, какие новые практические навыки вы могли бы воспитать в своем ребенке.

ПАДЕНИЯ, ПАДЕНИЯ…

Кроме постижения мира, ребенок, после года быстро постигает премудрости ходьбы. И, конечно же, часто падает. А вы всякий раз бросаетесь к нему на помощь. И поступаете неправильно. Еще А. М. Горький говорил своему сыну: «Падая и поднимаясь, ты растешь, мой мальчик»… Не переживайте, что ребенок часто падает; он не сильно ушибается, поскольку еще слишком легок; и переломы ему не грозят (косточки его, содержащие много органики, очень гибки). А поднимаясь, малыш развивает, тренирует мышцы. Во время падений, как во время любого движения, развивается и совершенствуется чувство равновесия (задействуется вестибулярный аппарат), ребенок набирается опыта в плане ориентации в пространстве. Ребенок упал. Пусть поднимется сам. Ваше неучастие в этом имеет; большое воспитательное значение. Ребенок должен привыкнуть сам справляться со своими трудностями. Не то он в будущем будет постоянно оглядываться на вас, ожидая помощи. Единственное, что от вас требуется, это поддерживать ребенка морально, словом. Если малыш разнервничался, успокойте его, ободрите. Умейте поддержать хорошее настроение. Но не сюсюкайте. Разговаривайте с ребенком, как с одним из взрослых.

ВАШ РЕБЕНОК УЧИТСЯ ЕСТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНО

По своему развитию ребенок после года вполне способен сам управляться с ложкой. Если он еще не ест самостоятельно, активизируйтесь в этом направлении. Некоторые дети способны пользоваться ложкой уже до года. Что нужно делать, чтобы ребенок поскорее научился есть сам? Ничего особенного не нужно. Только не делайте из ложки запретного предмета. Если ребенок схватил ее, пусть поиграет с ней, пусть изучит. Он уже знает назначение ложки и, подражая вам, попробует ее использовать. Первые попытки, конечно, будут неудачными, но малыш быстро освоит науку. Вы же будьте терпеливы, не браните ребенка, если он слишком вывозится в каше. К 15-месячному возрасту большинство детей вполне осваиваются с ложкой и владеют ей, если не виртуозно, то во всяком случае достаточно уверенно, чтобы обходиться при еде без вашей помощи. Вы заметили, что ваш ребенок склонен позабавиться за столом и отвлекается от еды или начинает баловаться едой. Попробуйте пресекать эту нехорошую манеру поведения следующим образом: заберите у ребенка еду, спрячьте тарелку. Точно так же поступите и в следующий раз. Ребенок быстро сообразит, что баловство ему не на руку.

ИГРЫ В ВОДЕ

Имейте в виду, что от года до полутора лет дети становятся «водяными». Вы и раньше замечали, что ребенку доставляет огромное удовольствие каждое купание – как он плещется, как смеется… А теперь малыша так и тянет к воде. Что ж, создайте ему условия, пусть поиграет игрушками в теплой воде. Это можно устроить дома в ванной комнате, или на даче – на зеленой лужайке поставьте пластмассовый таз, или в саду – на солнышке. Воды много не наливайте. Бросьте в воду несколько игрушек, с ними – пару пластмассовых чашек. Пусть малыш переливает из пустого в порожнее (как раз тот случай, когда это хорошо). В магазине «Детский мир» вы можете встретить очень полезную игрушку – маленький надувной бассейн с пластмассовыми рыбками. Лучше использовать такой бассейн для забав ребенка; этот бассейн выгодно отличается от тазика тем, что не перевернется, если нажать на край, то есть ребенок не выльет на себя воду.

ИГРЫ В ПЕСОЧНИЦЕ

В этом же возрасте – от года до полутора лет – ребенок очень любит играть в песке. Впрочем, тяга к песку сохранится еще долго. И вы должны это учитывать. В городских условиях песочницу найти не проблема, да бывает песок в таких песочницах оставляет желать лучшего – то он с какой-то пылью, то с мусором, – иными словами; подобран без любви… Если у вас есть возможность, организуйте привоз в ближайшие песочницы хорошего мелкого песка. Многие дети вам будут благодарны. В сельской местности или в дачном поселке с песком и вовсе не должно быть сложностей… Пусть папа не поленится, сколотит из бросовых досок песочницу у себя на дачном участке, пусть наполнит ее чистым желтеньким песком. Это будет счастье для вашего малыша: целыми часами он может быть занят играми с песком; вы и не услышите ребенка, пока он не захочет есть.

В ВАШЕМ ДОМЕ ЖИВЕТ СОБАКА

Если вы соответственно ухаживаете за собакой, если уверены, что через собаку не передастся ребенку какая-нибудь инфекция, то это не опасно. И вы сами об этом знаете. Но все-таки будет разумно, если собаку вы будете держать в некотором отдалении от малыша. Нередки случаи, когда у детей бывает аллергия на шерсть домашнего животного. Некоторые родители в стремлении привить ребенку любовь к животным спешат наполнить дом птичками, черепахами, кошками, собаками, даже заводят экзотических животных. Если вы еще никого из животных не завели, то и не заводите, пока ваш ребенок мал, пока его организм не в состоянии бороться с инфекцией так же успешно, как организм взрослого человека.

ПОКУПАЕМ ИГРУШКИ СООТВЕТСТВЕННО ВОЗРАСТУ

Необходимо помнить, что ребенок играет только в те игры и теми игрушками, до которых созрел внутренне, до уровня которых поднялся. Если вы купите ребенку 1,5 – 2 лет набор фломастеров 24 цветов и роскошный альбом для рисования, то ничего хорошего из этого не выйдет. Понятно, всякий родитель хочет видеть в своем малыше вундеркинда, но вундеркинды – слишком редкое исключение. Малыш распишет вам не только альбом, но и обои на уровне своего роста. И придется делать ремонт. Ребенок повырывает из альбома все листы, скомкает и будет гонять по комнатам. А вы будете огорчены. Покупайте ребенку игрушки, соответствующие возрасту. Если же хотите купить что-то заранее, то, пожалуйста – покупайте. Но спрячьте подальше до поры, до времени. Когда ребенок подрастет, все пойдет в ход.

РЕБЕНОК НАЧИНАЕТ ОДЕВАТЬСЯ САМ

В возрасте 1,5 – 2 лет многие дети вполне способны сами раздеться. Но одеваться самостоятельно у них еще не получается. Нет специальных методик, как поскорее научить ребенка одеваться. Для этого необходимо время. От вас требуется немногое: когда вы одеваете ребенка, делайте это неторопливо (вообще все ваши действия по отношению к ребенку должны быть неторопливыми: ребенок учится, прослеживая ваши действия; наблюдая ваше спокойствие, ребенок и сам спокоен). Можно сопровождать процесс одевания комментариями: сначала надеваем это, затем то… Случается, что дети закапризничают и не хотят одеваться, либо, наоборот, раздеваться. Как быть в таком случае? Настаивать, доводить дело до скандала? Надо попробовать отвлечь, ребенка чем-нибудь, и пока он будет «переваривать» новую информацию, сделать свое дело.

ШКАФЫ И ИХ СОДЕРЖИМОЕ

Ребенок от 1,5 до 2 лет очень подвижен. Он всюду лезет, открывает шкафы и выбрасывает из них одежду, предметы, хозяйничает в папином письменном столе, если попадается что-то хрупкое, ненароком сломает. Как с этим быть? Запрещать или все позволять? Запрещать не следует. Ребенок подвижен – это так и должно быть. Но и не надо все позволять. Чтобы вам не приходилось нервничать, все предметы, какие ребенок может сломать или какие могут причинить ему вред, уберите подальше – на шкаф, на стенку, на полку, а лучше вообще спрячьте, чтобы не искушали вашего малыша. Шкаф и письменный стол закройте на ключ, а ключ уберите. Или загородите проход к столу стулом, креслом. Ребенок в этом возрасте любит все выбрасывать из ящиков шкафа. Ребенок проявляет естественное любопытство, он должен удовлетворить жажду познания. Ему ведь давно надоели игрушки, а смотреть часами на однообразный рисунок обоев – кому это интересно?.. Найдите время, поучаствуйте в исследованиях вашего малыша: выдвиньте нижние ящики шкафа, достаньте вещи, пусть ребенок их рассмотрит. Пользуясь случаем, за игрой вы можете навести в этих ящиках порядок (раньше ведь все руки не доходили). И ребенку интересно, и хозяйству польза. Так – методично, с ревизией – вы можете заглянуть во все уголки, куда давно не заглядывали.

ВАШ РЕБЕНОК РАЗГОВАРИВАЕТ

В полуторагодичном возрасте вы можете ждать от ребенка первых фраз. Чем больше и чем яснее вы с ним разговариваете, тем быстрее ребенок научится самостоятельно строить фразы. Когда вы разговариваете с ребенком, не упрощайте слов, не коверкайте их, избегайте жестикуляции (любую мысль можно выразить словами). Не копируйте языковых неумелостей своего ребенка. И не насмехайтесь над ним, не передразнивайте. Вашему ребенку уже 2 года, а он еще плохо говорит, опускает букву «р», заменяет букву «с» и т. д., плохо строит фразу да и фраз тех раз-два – и обчелся. Между тем соседняя девочка в два года щебетала, как птичка, и разговаривала с мамой вполне взрослым языком (вообще опыт показывает, что в раннем детстве девочки в речевом развитии несколько опережают мальчиков; со временем эта разница исчезает). Вероятнее всего, вы напрасно паникуете. Не все дети начинают говорить одновременно. Пройдет немного времени, и ваш малыш нагонит соседскую девочку. Но на всякий случай вы можете встретиться с логопедом. Даже если он не назначит вам занятий, он может дать несколько полезных советов.

ПЕРИОД «ПОВЫШЕННОЙ ПОДВИЖНОСТИ»

От 1,5 до 2 лет, когда ребенок чересчур подвижный, но не совсем еще ловкий, когда он в каждые пять минут «выдает» вам повод его поругать и даже нашлепать, будьте терпеливы. Окриками и руганью вы воспитаете чувство постоянной вины в ребенке со всеми исходящими из этого чувства комплексами. Очень подвижный ребенок – это хорошо. Если ваш ребенок тихо сидит в углу и не дает вам повода погрозить ему пальцем – и так час за часом – это ненормально. Обратите внимание, не заболел ли ваш малыш.

ВАШЕМУ РЕБЕНКУ УЖЕ ДВА ГОДА

В возрасте после 2 лет ребенок становится менее активным в движении, но более общительным. Он пополняет свой словарный запас, много спрашивает, повторяет слова, как эхо, охотно идет на контакт с окружающими, разговаривает со всеми, кто его окружает, и даже с неодушевленными предметами. Ваша задача: побольше говорить с ребенком; для этого вы должны всегда найти время. Также позаботьтесь об обществе для вашего ребенка. Всякий человек развивается в общении: чем больше общения, тем больше и развития. Если ваш ребенок посещает ясли – хорошо; общения ему хватает, есть на ком «заточить» свои разговорные способности. А если ребенок «домашний», тогда найдите ему круг друзей. Желательно, чтобы круг был примерно одного возраста. Вы увидите, каких успехов ребенок добьется в языке. В возрасте от 2 – 2,5 лет ребенок уже бегает. Причем бегать он может и оглядываясь, и глядя по сторонам. По этой причине повышается опасность травмы. Если ребенок разбегался по квартире (а квартиры не; у всех отличаются просторностью), будьте начеку. А лучше создайте ребенку условия – чтобы он мог побегать, сжечь лишнюю энергию, поупражнять мышцы. Освободите для подвижных игр коридор, почаще выводите малыша на улицу. Как и прежде, ребенок многие навыки обретает, подражая вам и окружающим его близким. Используйте это. Пусть ребенок постоянно видит, чем вы заняты. Вы стираете – пусть и малыш поучаствует, вы наводите порядок – пусть и он сложит в уголок свои игрушки. Ради забавы «покормите» вместе с ребенком куклу. Покупайте ребенку побольше ярких с хорошими рисунками книжек. На рисунках все должно быть приятно. Рассказывайте ребенку, что изображено на рисунках, какие действия происходят. Он будет слушать очень внимательно. Заодно обучайте малыша бережно относиться к книжкам не рвать их, не мять. Некоторое время спустя пускай ребенок сам расскажет по картинкам, что на них изображено. Если он не может, повторите рассказ.

НАЧАЛСЯ «ПЕРИОД ВОПРОСОВ»

Вы уже почувствовали, что началось время бесконечных вопросов. Через это испытание надо пройти. И готовьтесь к тому, что кончится оно не скоро. С терпеливостью, достойной похвалы, отвечайте на все вопросы ребенка. Не отмахивайтесь «мне некогда!», «отстань!» – этим вы совершаете большую ошибку. Всегда помните, что для ребенка 2 – 2,5 лет вы едва ли не основной источник знаний. И все слова, которые он знает, – ваши слова. И все выражения, какие он использует, – ваши выражения. Вы бываете устали или по какому-либо поводу раздражены, а тут еще ребенок со своими бесконечными вопросами. Владейте собой, владейте ситуацией… Ребенок, показывая на телефон, спрашивает: «Что это?» Вы должны не только сказать название предмета, но и объяснить, для чего он служит. Это очень расширяет кругозор ребенка. В 2,5 года ваш ребенок должен знать до 300 слов. Если учитывать, что это запас слов среднестатистической домохозяйки, то, согласитесь, для ребенка совсем не плохо. В ваших возможностях этот запас слов пополнять и дальше. Когда ребенок вырастет, он вам только спасибо скажет.

Источник