Развитие ребенка до поступления в дошкольное учреждение

Как подготовить ребенка к поступлению в ДОУ.

Собираюсь в детский сад.

Привыкнуть к детскому саду не так- то просто. Никто не может предсказать, какие последствия вызовет резкое превращение малыша из “домашнего” в “ясельного”. Поступление в детский сад часто вызывает у ребенка стресс. Это обусловлено тем, что в корне меняется не только режим дня, привычный с рождения, но и полностью изменяется окружающая ребенка среда. Большое число незнакомых людей – основная причина возникающего стресса. Теперь ребенка окружают незнакомые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал. Все это приводит к изменению поведения ребѐнка, нарушается его поведение, сон, аппетит, эмоциональное состояние.

Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемого ребѐнком, может привести к снижению сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы помочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье.

Как подготовить ребенка к детскому саду?

Прежде чем готовить ребѐнка к детскому саду, подготовьтесь сами, дорогие мамы и папы!

Подготовительный этап следует начать за 1-2 месяца до поступления ребенка в детский сад.

  • Необходимо привести в соответствие домашний распорядок для ребенка с режимом дошкольного учреждения. Планомерно, постепенно можно подвести ребенка к четкому его выполнению. Познакомиться с типовым режимом детского сада. Для детей 2-3 лет завтрак с 8.00 до 8.30, обед 11.15 -12.00,полдник 15.30 -16.00. Дневной сон с 12.30 до 15.00
  • Уделить внимание рациону питания, приучить есть разнообразные мясные, овощные и молочные блюда (винегреты, салаты, творожные запеканки, пить чай с молоком, кофейный напиток, кисель, компот и прочее).
  • Научите ребѐнка элементарным навыкам самообслуживания (самостоятельно одеваться, умываться, проситься на горшок, кушать).

Отсутствие навыков самообслуживания у ребѐнка – фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей, и они не успевают вовремя их одеть и умыть. Отсутствие умений в самообслуживании может привести к дискомфортному состоянию, т.к. привычная потребность ребѐнка в

своевременной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Ребенок, умеющий есть, одеваться, раздеваться в детском саду не будет чувствовать себя беспомощным, зависимым от взрослых, что положительно сказывается на его самочувствии

  • Научить детей самостоятельно играть, занять себя, выполнять несколько игровых действий: (посадить в коляску куклу и покатать еѐ, покормить еѐ, положить спать.) Самостоятельность ребенка в играх создает предпосылки для более быстрого установления контактов со взрослыми и сверстниками.
  • Заранее подготовьте ребенка к мысли о детском саде, к необходимости посещать его. Примерно за месяц до того, как он начнет ходить туда, -поменьше, чем обычно, будьте рядом с ним.
  • Готовьте ребенка к общению с другими детьми и взрослыми: посещайте с ним детские парки и площадки, приучайте к игре в песочницах, на качелях. Ходите с ним на праздники, на дни рождения друзей, наблюдайте, как он себя ведет: стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован.
  • Подробно расскажите ему о детском саде, сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, и у него сложилось собственное представление о нем.
  • Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни.

Как только в семье посчитают, что все эти задачи успешно решены

и ребенок, подготовлен к приходу в дошкольное учреждение наступает основной этап.

С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад.

Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов.

  • Познакомьтесь с воспитателем группы заранее, расскажите об индивидуальных особенностях вашего ребенка, что ему нравиться, что нет, каковы его умения и навыки, в какой помощи он нуждается, определите, какие методы поощрения и наказания приемлемы для вашего ребенка.
  • Продумайте всю одежду малыша: легко ли расстѐгиваются пуговицы, петли. Обувь должна быть удобная с закрытым мыском и на липучках.
  • Первое время ребенок в группе осматривается, привыкает к незнакомой обстановке. Здесь его не надо торопить, пусть привыкает к детям, наблюдает за их действиями, устанавливает первые контакты с детьми и воспитателем
  • Процесс адаптации должен быть постепенным. Оставляйте ребѐнка сначала до обеда (если сложная форма адаптации, то на 2-3 часа, постепенно удлиняя срок его пребывания в группе).
  • В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним.
  • Когда вы уходите-расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать.
  • Дайте ребенку в садик его любимую игрушку, постарайтесь уговорить
  • оставить ее переночевать в садике и на утро снова с нею встретиться. Если ребенок на это не согласится, пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удается привыкнуть к садику.
  • Некоторые дети в первые дни очень устают в детском саду от новых
  • впечатлений, новых друзей, новой деятельности, большого количества народа. Если ребенок приходит домой измученным и нервным, это не значит, что он не в состоянии привыкнуть к детскому саду. Возможно, необходимо такого ребенка раньше забирать с садика или же 1-2 раза в неделю оставлять его дома.
Читайте также:  Вопросы по развитию ребенка

Заключительный этап адаптации.

Следует знать, что в процессе привыкания в первую очередь нормализуется настроение, самочувствие малыша, затем восстанавливается его аппетит, в последнюю очередь – сон.

При первых появлениях негативных изменений можно подержать ребенка дома 2-3 дня, а потом опять привести его ненадолго в детский сад. Ребенка в спокойной обстановке кормят дома завтраком, после чего приводят в группу, где он со всеми играет, гуляет в течение 2-3 часов, а на обед и сон возвращается домой.

Ребенок, который дома находился на попечении всех родных по очереди и не привык самостоятельно занимать себя, в условиях детского сада требует к себе постоянного к себе внимания, проявления ласки со стороны взрослых. Он позволяет обнимать себя, ласково разговаривать с ним. Фактически он приходит из рук в руки -от мамы к воспитателю и наоборот. Даже в таких условиях заботливого, предупредительного отношения со стороны взрослых он может заболеть, так как постоянно хандрит, насторожен, угнетен. Все свое внимание он направляет только на взрослых, следит за их настроением. Адаптация такого ребенка может длиться 3 месяца, а может и больше.

Самое главное назначение детского сада в том, чтобы дать ребенку возможность общаться и играть со сверстниками. И каким бы ни был детский сад хорошим, не допускайте непоправимую ошибку –

не считайте, что он заменяет семью.

Источник

ЧТО ТАКОЕ АДАПТАЦИЯ?

Термин “АДАПТАЦИЯ” означает приспособление, т.е. способность человека менять свое’ поведение в зависимости от условий. Пример поведения ребенка в детском учреждении: начало адаптации – это мобилизация энергетических сил организма. Время адаптации для каждого ребенка может быть разным – от 20-30 дней до 2-6 месяцев, сопровождается привыкание психологическими трудностями, которые возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой, обычной (семейной) среды в среду детского учреждения. В этот привычный понятный мир вторгаются чужие люди, новые предметы, все меняется и ребенку нужно время, чтобы приспособиться к этому новому миру. Это сродни шоку, стрессу и это все накладывает на ребенка определенный отпечаток. Малыш становится другим, он становится лучше, общительнее; умнее. Определенно, ясли нужны как способ социализации, чтобы потом в детском саду, школе ребенку легче было ориентироваться в окружающем мире, лучше понимать его, доверять ему.

МЕДИКИ СОВЕТУЮТ:

Родители должны еще до поступления ребенка в ясли привести в соответствие режим дня, приведя его к режиму в детском учреждении.

Заранее ознакомиться с меню и блюдами детского учреждения и постараться ввести постепенно эти блюда в рацион питания ребенка дома.

Постараться проводить дома все гигиенические процедуры, которые проводятся в детском саду с соблюдением всех норм и правил.

Зная негативные привычки своего ребенка, мягче, но последователь не и настойчиво избавляться от них.

Обязательно в доверительной беседе с медсестрой, рассказать все о физическом развитии ребенка (даже то, что не записано в карте), т.к. эти сведения могут правильно организовать и построить весь воспитательно-образовательный процесс.

НАЧАЛО ЖИЗНИ В ДЕТСКОМ САДУ

И вот малыш переступает порог детского сада. Привыкать к новому легче постепенно. Первые 5-8 дней рекомендуется приводить малыша в группу на несколько часов в день, постепенно увеличивая это время. Если ребенок сразу побежит к игрушкам – очень хорошо! Если не отпускает руку мамы – ничего страшного! Они пройдут в игровой уголок вместе. Старайтесь бережно относиться к малышу, заинтересовать его предстоящим зна комством с детьми и воспитателями.

Предупреждайте отрицательные эмоции (плач, неудовольствие), переключая внимание на что-то новое, интересное.

На период привыкания ребенка в детских яслях ре комендуем ограничить развлечения. Постарайтесь нее принимать гостей.

Читайте также:  Заведующий центром развития ребенка

Если у Вашего ребенка к моменту поступления в детских яслях сложились вредные привычки, то оту чать в период привыкания не следует (пользоваться соской и др.).

Забирая ребенка из группы, обязательно поинте ресуйтесь у воспитателя, как он ел, спал, какое у него было настроение.

Всем своим настроением, отношением к со трудникам группы показывайте, что в д/у для ребенка хорошо, интересно.

Прислушивайтесь к советам воспитателей.

К А К Н А Д О ГОТОВИТЬ РОДИТЕЛЯМ РЕБЕНКА

К ПОСТУПЛЕНИЮ В ДЕТСКИЙ САД.

Тренировать, буквально с самого рождения, систему адапта ционных механизмов у ребенка и приучать его заблаговременно к та ким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведе ния.

Не обсуждать при малыше волнующие Вас проблемы, связанные с детским садом.

Заранее узнать у участкового врача, какой тип адаптации возможен у ребенка по прогностическим критериям, и своевременно принять все меры при неудовлетворительном прогнозе.

Устранить устраняемые анамнестические факторы риска,

связанные с условиями социальной среды.

Как можно раньше провести оздоровительные или корригирующие мероприятия, которые назначил врач.

Отправить в детский сад ребенка лишь при условии, что он здоров.

Не отдавать ребенка в детский сад в разгаре кризиса 3 лет.

Заранее узнать все новые моменты в режиме дня в детском саду и ввести их в режим дня для ребенка дома.

Повысить роль закаливающих мероприятий.

Оформить в детский сад по месту жительства.

Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспитателями группы, куда он в скором времени придет.

Стараться отдать его в группу сада, где у ребенка есть знакомые ровесники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

Настроить малыша как можно положительнее к его поступлению

в детский сад.

“Раскрыть секреты” малышу возможных навыков общения с детьми и взрослыми людьми.

Учить ребенка дома всем необходимым навыкам самообслужи вания.

Не угрожать ребенку детским садом как наказанием за детские грехи, а также за его непослушание.

Готовить Вашего ребенка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.

Не нервничать и не показывать свою тревогу накануне поступления ребенка в детский сад.

Планировать свой отпуск так, чтобы в первый месяц посещения ребенком нового организованного коллектива у Вас была возможность оставлять его там не на целый день.

Все время объяснять ребенку, что он для Вас, как прежде, дорог и любим.

КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, КОГДА ОН НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ВПЕРВЫЕ ДЕТСКИЙ САД.

Настраивать ребенка на мажорный лад. Внушать ему, что ЭТО очень здорово, что он дорос до сада и стал таким большим.

Не оставлять его в дошкольном коллективе на целый день, как можно раньше забирать домой.

Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

Щадить его ослабленную нервную систему.

Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему.

На время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.

Как можно раньше сообщить врачу и воспитателям о личностных особенностях малыша.

Не кутать своего ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.

Создать в воскресные дни для него режим такой же, как и в детском учреждении.

Не реагировать на выходки ребенка и не наказывать его за детские капризы.

При выявленном изменении в обычном поведении ребенка как можно раньше обратиться к детскому врачу.

При выраженных невротических реакциях оставить малыша на

несколько дней дома и выполнять все предписания врача.

КАК НЕ НАДО

ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С РЕБЕНКОМ, КОГДА ОН НАЧАЛ ПОСЕЩАТЬ ВПЕРВЫЕ ДЕТСКИЙ САД.

В присутствии ребенка плохо говорить о детском саде.

“Наказывать” ребенка детским садом и поздно забирать домой.

Мешать его контактам с детьми в группе.

Увеличивать нагрузку на нервную систему, водить ребенка в многолюдные и шумные места.

Все время кутать, одевать не по сезону.

Конфликтовать с ним дома.

Наказывать за детские капризы.

В воскресные дни резко менять режим жизни ребенка.

Все время обсуждать в его присутствии проблемы, связанные с детским садом.

Не обращать внимание на отклонения в обычном поведении ребенка.

Не выполнять все предписания врача.

АНАМНЕСТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РИСКА, ОСЛОЖНЯЮЩИЕ АДАПТАЦИЮ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ:

1. ДО РОДОВ /антенатальные факторы /.

Токсикозы 1 и 2 половины беременности.

Острая инфекционная заболеваемость матери в период беременности.

Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.

Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.

Стрессовые ситуации у матери в период беременности / конфликты

на работе, в семье, горестные переживания/

Профессиональные вредности матери в период беременности.

Употребление матерью алкоголя во время беременности.

Частое употребление алкоголя отцом перед беременностью матери.

Курение матери в период беременности.

Читайте также:  Творческое развитие для ребенка 4 лет

2. ВО ВРЕМЯ РОДОВ / инратальные факторы/

Осложнения в родах.

Наличие асфиксии разной степени тяжести.

Родовая травма.

Хирургические вмешательства во время родов.

Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка»

3. ПОСЛЕ РОДОВ / постнатальные факторы /

Недоношенность или переношенность ребенка. Крупная масса тела / вес больше 4 кг. / Заболеваемость на первом месяце жизни.

Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.

Пассивное курение /курение членами семьи в присутствии ребенка/ Искусственное вскармливание ребенка.

Фоновые заболевания ребенка /рахит, диатез, гипотрофия, паратрофия, анемия/.

Частые ОРЗИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3 лет.

Наличие хронический соматических и врожденных заболеваний / пиелонефрит, врожденный порок сердца и т.д./.

Задержка нервно-психического развития.

Неудовлетворительные материально-бытовые условия жизни.

Отсутствие закаливающих мероприятий.

Несоответствие домашнего режима режиму в новом для ребенка дошкольном учреждении.

Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.

Конфликтные отношения в семье.

Отсутствие отца или матери в семье ребенка.

Первый или единственный ребенок в семье.

Неправильное воспитание ребенка: “кумир семьи”, “кронпринц”,

“Золушка”, “ежовые рукавицы”, гиперопека, гипоопека и т.д.

АНКЕТА.

1. Знаете ли Вы, как проходит процесс привыкания детей к детскому учреждению?

ДА НЕТ

a) Из каких источников:

  • От работников поликлиники;
  • От работников детского учреждения;
  • Родных;
  • Другие источники…

b) Когда узнали.

  • До поступления в детское учреждение;
  • В период поступления.

2. Ознакомлены ли Вы с условиями воспитания в детском учреждении?

ДА НЕТ

a) Где:

  • В поликлинике;
  • в детском учреждении;

b) Когда узнали:

  • До поступления в детское учреждение;
  • В период поступления.

c) Кто познакомил:

– Заведующая, воспитатель, медики детского учреждения;

– Участковый врач;

d) Кто познакомил:

– Заведующая, воспитатель, медики детского учреждения;

– Участковый врач;

3. Готовили Вы ребенка в детское учреждение?

ДА НЕТ

а) В какой форме:

  • Знакомство с воспитателями;
  • Показывали дошкольное учреждение;
  • Беседа с ребенком;
  • Знакомство с обстановкой в группе;

4. Как проходит привыкание ребенка к детскому учреждению?

  • Длительно;
  • Много плачет;
  • Отказ от еды;
  • Не спит;
  • Быстро, легко, без особых осложнений;

– Есть случаи заболевания;

5. Что беспокоит Вас в связи с поступлением ребенка в детское учреждение?

  • Контакт с детьми;
  • Взаимосвязь с сотрудниками;
  • Режимные моменты;
  • Приобщение к новой обстановке, новым условиям жизнедеятельности

6. Изменилось ли поведение ребенка дома?

ДА НЕТ

  • В лучшую сторону;
  • 3 худшую сторону;

7. Как часто беседуют в детском учреждении о Вашем ребенке?

  • Ежедневно;
  • Два раза в неделю;
  • Один раз в неделю;
  • Не беседуют;

8. Ваши пожелания, предложения по организации приема детей в детское учреждение.

Памятка для родителей

“Как подготовить ребенка к поступлению в дошкольное учреждение”

  1. Купите с малышом все необходимые вещи, делайте акцент на том, что вот эта рубашку или платьице малыш оденет в ясельки. Купите маленький рюкзачок, куда малыш будет складывать любимые игрушки, книжки, можно положить туда мамину фотографию. С этим рюкзачком ребенок будет ходить в ясельки. Мы поощряем, когда малыш берет с собой в ясли любимую игрушку, с которой может играть, может спать с ней в тихий час.
  1. Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, что он скоро сможет ходить сюда, познакомится с ребятками и у него будет настоящий друг.
  1. Гуляя во дворе на детской площадке поучите ребенка знакомиться с другими детьми, обращаться к ним по имени, поучите просить игрушки, а не отнимать, предлагать свои игрушки другим детям. Приучайте общаться со взрослыми – мамами детей. Спрашивайте дома о детях, с которыми гуляли во дворе, играли в песочнице. Поощряйте ребенка, если он обратился с вопросом или за помощью и поддержкой к другим людям в вашем присутствии. Чем с большим количеством детей и взрослых малыш сможет построить отношения, тем быстрее и легче привыкнет к яселькам.
  1. Расскажите о режиме детского сада: что и в какой последовательности малыш будет делать в садике. Делайте это как можно чаще, тогда ребенок спокойнее и увереннее будет чувствовать себя
  1. Разработайте с ребенком несложную систему прощальных знаков, чтобы ему было легче отпустить вас. Рекомендуем нежно и спокойно попрощаться с ребенком, передать его воспитателю и немедленно уходить, т.к. “долгие проводы – лишние слезы”. Если вы по часу будете сидеть в раздевалке, слушая как плачет ваш ребенок, то ситуация может стать еще более тяжелой для вас и прежде всего для малыша. Если вы не станете бояться разлуки с ребенком, то скорее всего и он легче перенесет ее. Важно, чтобы процесс расставания с ребенком был абсолютно естественен и так же естественно воспринимался ребенком.

Помните, что адаптация у ребенка может быть не только легкой, но и средней и тяжелой, может вашему ребенку на привыкание понадобиться до полугода. Будьте снисходительны и терпимы. Если вас что-то будет тревожить, лучше в мягкой форме проясните ситуацию у воспитателя.

Источник