Развитие ребенка до годам и трудовая деятельность

Марина Туголукова
Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста.

Особенности трудовой деятельности детей дошкольного возраста

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание. Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В сравнении с развитой трудовой деятельностью взрослого труд детей имеет ряд особенностей. Наиболее существенной является отсутствие значимого результата, представляющего материальную ценность для общества: продукты детского труда имеют ценность лишь для самого ребенка или группы детей.

Общественное значение труда дошкольников в его воспитательном воздействии на личность ребенка. В процессе труда у детей формируются привычка к трудовому усилию, умение довести дело до конца, а также настойчивость, самостоятельность, ответственность, умение и стремление помочь товарищу, инициативность и другие личностные качества. Согласованность и точность движений в труде, полученный результат формируют умение создавать, ценить, беречь красивое, т. е. обеспечивают нравственное и эстетическое развитие дошкольника.

Труд имеет огромное значение для развития умственной деятельности ребенка. Стремление к достижению цели ставит ребенка перед необходимостью изучать свойства и качества материалов, инструментов, побуждает к распознаванию материалов и предметов, включенных в трудовую деятельность. Происходит накопление систем знаний, развитие дифференцированного восприятия, представлений, мыслительных операций (анализа, сравнения, обобщения, речи.

Труд детей имеет огромное значение и для физического развития: мышечная активность, физические усилия повышают функциональную деятельность всех систем организма ребенка; в труде совершенствуются движения, их координированность, согласованность, произвольность. Достижение трудовых целей вызывает положительное эмоциональное состояние, повышает жизнедеятельность ребенка.

Таким образом, труд является средством всестороннего развития ребенка и именно с этой целью используется в педагогическом процессе детского сада.

Труд и игра генетически возникают из предметной деятельности. Они тесно взаимосвязаны, хотя и имеют значительные отличия:

– труд всегда имеет ясно выраженный конечный результат, направленный на удовлетворение потребностей самого ребенка или коллектива детей.

– процесс труда всегда протекает в реальном плане: в нем отсутствуют мнимая ситуация, замещение одних предметов другими, ребенок действует с реальными предметами, реально их преобразует, добиваясь трудового результата.

Вместе с тем существует тесная связь между игрой и трудом. В младшем дошкольном возрасте сам труд чаще всего возникает в игре. Подражание трудовым действиям взрослых является содержанием детской игры. Детей влечет действие, а не достижение результата, но подражание трудовым действиям в игре позволяет овладевать ими, и тем самым способствует выделению трудовой деятельности. К старшему дошкольному возрасту в тех случаях, когда дети принимают известную им цель труда или сами ставят ее, когда владеют способами ее достижения (трудовыми действиями, трудовая деятельность приобретает самостоятельное значение и не поглощается игрой. Игровые тенденции в трудовом процессе вытесняются. Дети, как правило, не прекращают работу, не получив нужного результата, не отвлекаются на игры и не подменяют труд игрой. Таким образом, уже в период дошкольного детства трудовая деятельность постепенно обособляется от игры.

В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

1. Самообслуживаниеформирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности.

2. хозяйственно-бытовойэтот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы.

3. в природес помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию.

4. ручнойТакая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами. Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

• фартуки;

• подносы;

• тазики;

• щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Труд становится средством воспитания тогда, когда он носит систематический характер и в нем участвуют все дети. Каждый ребенок должен достаточно часто выполнять разные поручения, быть дежурным, принимать участие в коллективном труде. Поэтому необходимо планировать трудовую деятельность детей, постепенно усложнять воспитательные задачи в течение года и от возраста к возрасту, учитывать, анализировать и оценивать работу по трудовому воспитанию дошкольников.

Источник

   Сотникова И.Н.

Воспитатель первой квалификационной категори

МБДОУ ДС №17 “Веселые гномики” с. Небуг, Туапсинский район

Трудовая деятельность ребёнка раннего возраста

Аннотация

   В статье исследуются общие аспекты трудового воспитания ребенка в раннем возрасте, представлены подходы к понятию “трудовое воспитание”, рассмотрены основные компоненты понятия труда в жизни ребенка.

Ключевые слова: трудовая деятельность, труд,навыки самообслуживания, взаимодействие, воспитание.

Keywords: work, work, self-service skills, interaction, education.

   Трудовая деятельность ребенка 3-го года жизни в силу возрастных возможностей детского организма еще очень ограничена. На данном этапе решаются задачи развития предпосылок трудовой деятельности, формирования гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

   С 2 лет у детей начинают воспитывать интерес к труду взрослых, желание помогать им. Например, знакомя с трудом младшего воспитателя, педагог говорит: “Посмотрите, как Анна Владимировна моет пол, как она старается, чтобы в группе было чисто!” Или: “Это кто же бумагу разбросал по полу? Трудно будет Анне Владимировне одной собрать ее. Мы сейчас поможем собрать бумагу вместе с Аней, Лешей и Сашей…

   Главным в трудовом воспитании детей раннего возраста является приобщение их к самообслуживанию, формирование простейших навыков в этом виде труда. Цель перед ребенком должна становиться конкретная, посильная, понятная, с учетом того, что ребенок увидит результат труда, почувствует его необходимость для себя: застегнул с помощью взрослого пуговицы на рукавах – стало удобно играть, рукава не мешают; зашнуровал с помощью воспитателя ботинки – стало удобно ходить, шнурки не путаются под ногами и т.д.

   Трудовая деятельность детей раннего возраста должна проходить в игровой форме. Игровые приемы способствуют созданию у детей радостного, эмоционального настроения, а следовательно, и более успешному усвоению трудовых навыков.

   Формирование тех или иных навыков самообслуживания всегда начинается с прямого показа действия, сопровождаемого объяснением, и затем выполнения действия вместе с детьми. Например,обучая детей мыть руки, педагог заворачивает рукава своей кофты, намыливает руки, смывает и вытирает, потом побуждает детей повторить эти действия в той же последовательности. При этом он старается вызвать у детей интерес, используя стихотворения, потешки, песенки. Например:

Чистая водичка

Моет Саше личико,

Настеньке – ладошки,

А пальчики – Мирошке.

   Обучая детей снимать одежду, воспитатель раздевает куклу Машу, которая гуляла вместе с ними. Сопровождает свои действия словами: “Вот кукла Маша сняла шапку и положила ее в шкаф на верхнюю полку. Посмотри, Маша, сейчас все ребята снимут шапки и положат их в свои шкафы на верхние полки”. В процессе обучения необходимы благожелательное, в эмоциональной форме поощрение детей, своевременная помощь и поддержка. Это стимулирует активность детей, вызывает у них радость, удовлетворение.

   С 2 до 3 лет дети учатся с помощью взрослых снимать одежду и обувь (растегивают пуговицы, развязывают шнурки), раздеваться в определенной последовательности, аккуратно складывать вещи.

   В данной возрастной группе рекомендуется привлекать детей к выполнению простейших поручений индивидуального характера (принести игрушку, положить на место мяч). Если ребенок отказывается выполнить поручение, настаивать не следует. Лучше использовать игровой прием. Например, воспитатель может сказать: “Какая у Саши большая машина! На такой машине он сейчас быстро перевезет все кубики, которые лежат на полу и сложит их аккуратно на полку”.

   Особое внимание в процессе трудовой деятельности следует уделять воспитанию у детей гуманных чувств и положительных взаимоотношений, побуждая ребенка к отзывчивости и сочувствию (”Алина, давай поможем Леше собрать кубики…Вот какие мы дружные! Быстро все убрали!”). Педагог должен давать детям образцы ласкового, приветливого обращения. Например, подняв с пола куклу, воспитатель спрашивает ее: “Кто тебя потерял, кто твоя мама? Настенька твоя мама? Возьми, Настя, доченьку, пожалуйста, положи в коляску”.

   Созданию в группе доброжелательной, эмоциональной атмосферы способствует игровой прием появления в группе игрушек и разговор педагога с детьми от того или иного персонажа. Например, к детям может прийти бабушка Варварушка, мишка Топтыжка или другие сказочные герои, которые хвалят их, поощряют ласковым словом или в мягкой форме делают замечания.

   Следует формировать у детей предпосылки для совместной деятельности, побуждая детей к кратковременному взаимодействию друг с другом, учить трудиться дружно, не мешаяя друг другу, проявлять сочувствие к сверстнику.

   Зная особенности организации труда, владея методами и приемами с детьми раннего возраста, в детях активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, уних формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность.

Источник

Развитие трудовой деятельности в дошкольном возрасте.

Значение трудового воспитания в разностороннем развитии личности ребенка

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности. В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь. Трудовая деятельность способствовует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Трудовая деятельность в дошкольном возрасте находится в стадии зарождения и проявляется, прежде всего, как продуктивная подражательная деятельность. Возникновение трудовой деятельности час-то происходит в связи с игрой или процессе ее.

Трудовое воспитание детей раннего возраста – это деятельность, которая направлена на развитие общетрудовых способностей, формирование психологической готовности, ответственного отношения к труду и продуктам его производства, а также влияющая на умственное и физическое развитие ребенка. Проблемы трудового воспитания достаточно актуальны для детей дошкольного возраста, так как на этом этапе у ребенка происходит формирование личностных качеств, умений и стремления к труду.

Задачи трудового воспитания дошкольников:

  • воспитание уважительного отношения к труду взрослых и стремления оказать помощь;
  • развитие трудовых навыков, их совершенствование и постепенное увеличение содержания трудовой деятельности;
  • формирование у детей положительных личных качеств, таких, как стремление к труду, заботливость, ответственность, бережливость;
  • развитие навыков организации работы;
  • воспитание позитивных взаимоотношений в процессе трудовой деятельности между детьми – умение работать в коллективе, в случае необходимости предоставлять помощь, благосклонно оценивать труд сверстников и в уважительной форме делать замечания.

Значение труда как фактора развития личности ребенка нашло отражение в истории отечественной педагогики: труды П.П. Блонского, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, СТ. Шацкого и др.

Теоретическое обоснование трудового воспитания молодежи с выходом на практические рекомендации освещены в работах П.Р. Атутова, А.А. Ахматова, С.Я. Батышева, К.Н. Катханова, В.А. Полякова и др.

Вопросы творческого отношения школьников к труду, воспитания активности, нравственных качеств личности, оптимизации учебно-познавательной деятельности освещены в трудах ученых Ю.К. Бабанского, О.С. Богдановой, А.Я. Журкиной, И.И. Зарецкой, В.М. Коротова, Т.Н. Мальковской, И.С. Марьенко, Т.И. Шамовой, И.Ф.Свадковского и др. Они находят практическую реализацию в работе образовательных учреждений на современном этапе.

В работах ведущих психологов получила более четкое решение проблема личности, значение деятельности в процессе ее формирования (Б.Г. Ананьев, А.Г. Асмолов, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

К настоящему времени:

– определено место труда в педагогическом процессе детского сада, разработано его содержание (Е.И. Корзакова, В.Г. Нечаева, Е.И. Радина и др.);

– выделены формы организации детей в труде (З.Н. Борисова, Р.С. Буре, А.Д. Шатова);

– изучается процесс формирования положительного отношения к труду взрослых (В.И. Глотова, В.И. Логинова, ЯЗ. Неверович, А.Г. Тулегенова, М.В. Крулехт и др.);

– рассматриваются особенности трудового воспитания дошкольников в семье (Д.О. Дзинтере, Л.В. Загик, Т.А. Маркова);

– исследуется влияние труда на развитие нравственно-волевых качеств детей, их взаимоотношений (Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.Д. Шатова и др.).

Немаловажное значение имеют исследования Я.З. Неверович, Т.А. Марковой, показавшие, что основным мотивом, побуждающим детей к трудовой деятельности, является их желание помогать взрослым. В дошкольной педагогике выделены три способа приближения детей к труду взрослых: наблюдение за трудом, частичная помощь детей взрослым и организация совместной деятельности взрослых и детей (В.И. Глотова, Л.В. Загик, СМ. Котлярова, Г.Н. Лескова, Е.И. Радина, Д.В. Сергеева и другие).

А. В. Запорожец писал: “Центральным звеном всей этой системы (имеется в виду система всестороннего воспитания дошкольников), как бы связывающим в единый узел всю образовательно-воспитательную работу детского сада, должно стать нравственно-трудовое воспитание дошкольников, которое призвано заложить уже в первые годы жизни ребенка основы активной жизненной позиции, понимания своих обязанностей и готовности выполнять эти обязанности”.

На другую сторону воспитательного влияния труда на детей обращал внимание В. А. Сухомлинский: “Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим”.

Задачи трудового воспитания могут воплощаться в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) и в кругу семьи. ДОУ играет важную роль в общем развитии ребенка. Следует отметить, что воспитание детей в детском саду осуществляется в соответствие с определенной программой. В обществе сверстников ребенку легче сравнить свои трудовые умения и результаты с трудовым воспитанием товарищей. Также, в формировании личности ребенка отмечается высокий приоритет семейного воспитания. Главный принцип трудового воспитания в семье заключается в том, что трудовая нагрузка должна соответствовать возрасту и личным особенностям ребенка. Важно всем членам семьи при выполнение каких-либо домашних дел всегда быть примером. Дети любят подражать взрослым и испытывают огромную гордость, если им поручают дома «настоящие» дела.

Когда мы говорим о труде детей, то признаем некоторую его условность по сравнению с трудом взрослых. Ценность детского труда – в его воспитательном значении.

Своевременное привлечение ребенка дошкольного возраста к посильному труду необходимо для его разностороннего развития. Труд требует и развивает у дошкольника сообразительность, наблюдательность, внимание, мышление, память. Особенно важен труд для нравственного воспитания ребенка. В труде воспитывается самостоятельность, развиваются инициатива, ответственность, трудолюбие. В нем немалые возможности и для проявления индивидуальности ребенка, его «самости».

Становление каждого компонента трудовой деятельности (цель, мотивы, планирование, процесс деятельности, результат) имеет свои особенности.

Трудовая деятельность дошкольников побуждается различными мотивами. Один и тот же процесс работы и полученный и в результате продукт могут иметь разное психологическое значение в зависимости от того, делает это ребенок для своего удовольствия или для того, чтобы достичь результата, полезного другим людям.

У младших дошкольников ярче выражен интерес к внешней стороне труда (привлекательные действия, орудия и материал, результат). У старших дошкольников все большее значение приобретают мотивы общественного характера. Они проявляются как стремление сделать нечто полезное близким людям: родителям, сотрудникам детского сада, друзьям, малышам. Мотивами могут служить: стремление ребенка получить одобрительную оценку взрослого, сознание собственных умений и возможности самостоятельно достичь результата труда, интерес к совместной деятельности с детьми и взрослыми, познавательный интерес, личный практический или игровой интерес.

Существует тесная связь мотивации с особенностями поведения детей в труде. Так, если детей побуждает к труду лишь подчинение требованиям взрослого, то работа выполняется хорошо до конца только при постоянном контроле. Если ребенок работает ради похвалы взрослого, то выполняет хорошо только то, что ему поручили, и всегда ждет оценки.

В зависимости от мотива меняются детские взаимоотношения в процессе труда. При наличии социального мотива у детей наблюдается стремление оказать друг другу помощь, проявить доброжелательность, заинтересованность результатом, общего дела.

Задача нравственно-трудового воспитания в том и состоит, чтобы к труду побуждали не эгоистические мотивы личного успеха или только личной пользы, не столько мотивы внешней, процессуальной привлекательности деятельности, сколько мотивы общественного характера.

В процессе труда взрослые и дети действуют совместно, направляя усилия на достижение общего результата. Это не значит, что педагог от начала и до конца выполняет работу вместе с воспитанниками. Важно, чтобы дети видели заинтересованность взрослого в достижении общей цели.

В труде ведущими являются предметно-орудийные действия, с помощью которых достигается результат. Овладение простейшими орудиями труда, орудийными действиями происходит уже в раннем и дошкольном возрасте.

Трудовой процесс не может считаться завершенным, если не получен результат. Отношение ребенка к результату своего труда, оценка своей деятельности меняется в зависимости от возраста.

Младшие дошкольники еще не могут самостоятельно оценить результат своего труда. Это делает воспитатель после завершения трудового процесса.

У старших дошкольников к труду начинает меняться. У них складываются критерии оценки, преодолевается ее категоричность и немотивированность. Взаимодействие воспитателя с детьми, его педагогическая оценка, личный пример во многом способствуют этому.

Вся работа воспитателей дошкольного учреждения по приобщению детей к труду основывается на следующих принципах:

  • природосообразности и индивидуализации – предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей детей в труде;
  • гуманизации – проявляется в ориентации педагога на личность ребенка, учете его потребностей, интересов и возможностей, предъявлении разумных и посильных требований; детям в труде, предоставлении им свободы в выборе содержания труда;
  • сотрудничества с семьями воспитанников – проявляется и помощи родителям в трудовом воспитании ребенка: определении содержания труда ребенка дома, совместного труда родителей и детей, раскрытии значимости общения взрослых и детей в совместной работе, показе родителям приемов руководства трудом детей.

Источник