Развитие ребенка до года упражнения для рук

Развитие ребенка до года упражнения для рук thumbnail

В этой статье я расскажу, как укрепить мышцы рук ребенка с помощью гимнастики и массажа. Мои рекомендации относятся к детям грудного возраста. Для того чтобы выбрать те упражнения для рук, которые на данный момент необходимы вашему ребенку, определите, есть ли у него достаточная сила в мышцах и может ли он приобрести двигательные умения, нужные в его возрасте.

Тестирование мышц рук ребенка

Попробуйте протестировать мышцы-сгибатели (бицепсы) и мышцы-разгибатели (трицепсы) рук. Бицепс, или двуглавая мышца плеча. Тест выполняется в положении ребенка лежа на спине, с немного приподнятой головой и плечами, под голову для страховки подложите тоненькую подушку. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните на себя, приподнимая туловище ребенка над поверхностью стола. Не торопитесь, подождите, пока ребенок согнет руки в локтевых суставах и одновременно приподнимет голову над столом. При отсутствии мышечной силы и мышечного тонуса руки ребенка останутся выпрямленными в локтевых суставах, а голова запрокинется назад.

Трицепс, или трехглавая мышца плеча, занимает всю заднюю поверхность плеча. Осуществляет разгибание в локтевом и плечевом суставах. Тестирование можно делать с 3-4-месячного возраста, после нормализации физиологически повышенного тонуса мышц-сгибателей рук, которые противодействуют мышцам-разгибателям. Тест проводится, если у малыша, лежащего на животе, появилась уверенная опора рук на предплечья. Чтобы протестировать мышцы-разгибатели рук, подведите свою ладонь под грудную клетку ребенка и слегка приподнимите туловище малыша над поверхностью стола, дожидаясь его попытки выпрямить руки. При отрицательном результате руки ребенка не выпрямляются в локтевых суставах, он не удерживает туловище на прямых руках. Сделав выводы после тестирования попробуйте потренировать своего малыша, используя предложенные упражнения и дополняя гимнастику классическим детским массажем. Инструкция как укрепить мышцы рук ребенка с помощью упражнений приведена ниже.

Упражнения для укрепления мышц рук

упражение 1

Развитие ребенка до года упражнения для рук тренируем сгибание рук

1. Малыш лежит на столе на спине с головой и плечами, с помощью жесткой подушки приподнятыми под углом в 45 градусов. Свои большие пальцы вложите в кисти ребенка, остальными пальцами захватите ручку снаружи. Медленно потяните малыша за руки на себя, но не допускайте приподнимания головы над поверхностью. Необходимо добиться активного напряжения сгибателей рук с их дальнейшим сгибанием в локтевых суставах. Повторите упражнение 5-7 раз.

упражнение 2

Развитие ребенка до года упражнения для рук учим подтянуться и сгруппироваться

После того как у малыша появится активное сгибание рук при подтягивании, помогите ему поднять голову над поверхностью, подложив ладонь под затылок и плечи. Задержитесь в этом положении на 3-5 секунд, постепенно увеличивая продолжительность. Повторите упражнение 5-7 раз.

упражнение 3

Если у малыша получается сгруппироваться, лежа на жесткой подушке, т.е. приподнять голову и согнуть руки в локтях, когда вы подтягиваете его за руки, то предыдущее упражнение следует повторить без подушки под головой до 5-7 раз.

упражнение 4

Развитие ребенка до года упражнения для рук учим подтянуться за одну руку

Если ребенок легко выполняет предыдущее упражнение, попробуйте повторить его для каждой руки по очереди. При этом одной своей рукой придерживайте ноги малыша в области бедер, чтобы они не приподнимались над поверхностью стола. Повторите упражнение 3-5 раз с каждой стороны. При этом малыш вначале может помогать себе свободной рукой, отталкиваясь ею от поверхности стола.

упражнение 5

Если ваш малыш может кратковременно удерживать голову, лежа на животе, попробуйте согнуть его руки в локтевых суставах перед грудью и подержать в таком положении 4-5 секунд. Повторите упражнение 3-5 раз.

упражнение 6

Если у ребенка начала самостоятельно появляться кратковременная опора на предплечья, захватите своими ладонями согнутые локтевые суставы и слегка приподнимите плечи над поверхностью стола. Удерживайте ребенка в этом положении 3-5 секунд. Повторите прием 5 раз.

упражнение 7

Далее усложните предыдущее упражнение: в том же положении покачайте его в стороны, перенося вес тела с одного предплечья на другое на 4-6 секунд. Повторите прием 2-3 раза.

упражнение 8

Развитие ребенка до года упражнения для рук учим опираться на прямые руки

Если у ребенка появилась уверенная опора на предплечья лежа на животе, поучите его выпрямлять и опираться на вытянутые руки. Для этого возьмите малыша в области груди и таза, лицом вниз. Приподнимите его над столом парящим движением на себя, проводите его ладошками по поверхности. Остановитесь в конце каждого движения и ненадолго перенесите вес его тела на выпрямленные руки. Повторите упражнение 5-7 раз.

упражнение 9

Дайте ребенку возможность удержаться на вытянутых руках самостоятельно. Простимулируйте его для этого, подталкивая ладонью грудную клетку вверх. Время, в течение которого малыш будет сохранять это положение, пусть определяется его желанием

упражнение 10

Развитие ребенка до года упражнения для рук тренировка ходьбы на руках

Следующее упражнение – ходьба на руках. Возьмите малыша на руки спиной к себе. Одной рукой держите его в области грудной клетки, другой в области таза. Переведите его в горизонтальное положение, чтобы он опирался руками о стол. В начале упражнения для выработки моторного навыка помогайте ему переставлять руки. Повторите упражнение 2-3 раза. При этом минимальная нагрузка на руки ребенка будет, если поддерживать его в области груди и таза. По мере увеличения мышечной силы в руках упражнение можно усложнить за счет поддержки ребенка только в области таза и ног.

как укрепить мышцы рук ребенка

Хорошим дополнением к упражнениям будет массаж рук. Его можно использовать до или после упражнений. Как укрепить мышцы рук ребенка с помощью массажа смотрите по ссылке массаж рук.

  • Вопросы по теме задавайте на форуме.
  • Подписывайтесь на мою страницу в Инстаграме.
  • Пользуйтесь моим каналом остеопат-онлайн в Телеграме.
  • Записывайтесь на очный прием в Москве.
Читайте также:  Развитие родителями воли у ребенка

*Статьи по массажу, ЛФК и рекомендации врача носят информационный характер, не являются рекламой услуг.

Источник

Мелкой моторикой называют способность человека качественно и согласованно выполнять мелкие движения ладонями и пальцами рук. Этот навык начинает вырабатываться практически с момента появления ребенка на свет. Сначала кроха неловко двигает руками, позже начинает их разглядывать, пытается ими управлять. Взрослея, малыш расширяет свои возможности: он захватывает близлежащие предметы сначала целой ладонью, а позже одними пальчиками. Самыми сложными мелкими движениями пальцев воспроизводится письмо и рисование – их ребенок будет осваивать намного позже.

Мелкая моторика: значение навыка для малышей до года

Поскольку на подушечках пальцев расположено множество нервных окончаний, мелкая моторика напрямую связана с работой мозга, возможностью хорошо запоминать информацию и концентрировать свое внимание на определенном занятии. Доказано, что чем более развита эта способность у младенца, тем раньше он начинает говорить, а его речь быстрее становится связной, развернутой и логичной.

Этому есть простое физиологическое объяснение. Поскольку центры речи и движения в мозгу расположены рядом, стимуляция рабочих функций пальцев активизирует и речевой центр. Поэтому, чтобы малыши до года заговорили в положенный временной промежуток, следует активно заниматься развитием их мелкой моторики.

Позже высокая способность ребенка к мелким движениям пальцами станет свидетельством его готовности к обучению в школе. Отточенная мелкая моторика – это умение концентрироваться, логически рассуждать, хорошо запоминать материал и полнее задействовать свою фантазию.

Темп развития мелкой моторики зависит от индивидуальных особенностей малыша. Одному ребенку освоение движений ладонями и пальцами дается легко, другому же приходится постараться чуть больше. Чтобы помочь крохе улучшить мелкую моторику, следует заниматься с ним специальными упражнениями и развивающими играми.

Начать формирование важного навыка стоит со снятия тонуса мышц. Наверняка многие отмечали, что младенцы часто держат сжатые кулачки у своего подбородка. Это и является проявлением естественного повышенного тонуса, который обычно снижается к трем месяцам малыша. Ускорить процесс расслабления поможет ежедневный массаж ладошек и пальчиков ребенка путем поглаживания их своим пальцем. Также во время массажа можно отрабатывать хватательный рефлекс – вкладывая свои пальцы в ладошки крохи и, после того, как он их схватит, слегка потягивая руки на себя.

Способы развития мелкой моторики у детей

Малыши до года активно задействуют тактильные ощущения, предпочитая знакомиться с предметами на ощупь. Поэтому необходимо предоставить младенцу как можно больше различных фактур, которые позволят ему познавать новые материалы. Для этого можно использовать мешочки из различных тканей (махровой, хлопчатобумажной, шерстяной, холщевой), чтобы набивать их разными природными наполнителями – фасолью, крупами, солью, небольшими камешками. Мешочки нужно повесить над манежем так, чтобы кроха мог с комфортом изучать незнакомые ему текстуры.

Начиная примерно с 4 месяцев, малыш уже осмысленно тянется к новым игрушкам – таким образом у него формируется координация между зрительной функцией и моторикой. Со временем он научится сравнивать различные предметы, оценивать расстояние до них и выбирать наиболее удобный способ их схватить.

После полугода младенец становится более сильным и ловким и способен намного легче удерживать предметы, стараясь задействовать в работе не только ладони, но и пальцы. В этот период дети осваивают новую важную двигательную функцию – умение противопоставлять большой палец остальным.

При покупке игрушек для ребенка от 6 месяцев лучше выбирать конструкторы с большим количеством различных деталей – кубиков, шариков и т. п. Они прекрасно подойдут для улучшения мелкой моторики детей, тренируя их способность брать в руки предметы разных форм и размеров. Также отлично развивают эту функцию игры с детскими наборами игрушечной посуды.

Позже очередным этапом развития мелкой моторики станет умение пользоваться ложкой и кушать самостоятельно. Некоторые дети осваивают этот навык уже к 10 месяцам.

Развивающие игры для малышей

Существует множество игровых занятий для развития данного навыка малышами до года, при этом самые простые и результативные из них представлены ниже.

  • Ладушки.

Игра учит младенцев полностью распрямлять пальцы и хлопать в ладоши, а также мягко массировать поверхность рук.

  • Разрывание бумаги.

Детям примерно с 7 месяцев можно давать листы цветной бумаги, которые они будут с удовольствием мять, щупать и рвать на кусочки.

  • Бусы.

Младенцы любят перебирать маленькие предметы, поэтому им непременно понравится играть с бусами, особенно ярких цветов и разных размеров.

  • Крупы.

Следует насыпать в удобную емкость любую крупу и позволить малышу перебирать ее ручками и просыпать сквозь пальчики. Это отличное занятие для развития мелкой моторики и тактильных ощущений.

  • Рисование на песке.

Необходимо насыпать на поднос чистый песок, взять своей рукой пальчик ребенка и рисовать им простейшие фигуры – отрезки, овалы, квадраты и т. п.

  • Завинчивание крышек.

Многие малыши обожают раскручивать и закручивать крышечки разных банок, бутылок и пузырьков. Следует лишь внимательно следить, чтобы емкости были чистые и ранее в них не содержались ядовитые вещества.

  • Лепка.

Отличное занятие для малышей любого возраста. Лепить можно из пластилина, глины и даже обычного теста. Если в доме планируется что-то печь, обязательно стоит позволить крохе поучаствовать в процессе – вымесить маленький кусочек теста и слепить свое собственное кулинарное изделие.

  • Рисование и раскрашивание.

Одно из самых любимых занятий многих малышей до года – это рисование пальчиками. В процессе такого досуга отлично массируются ладошки детей и улучшается мелкая моторика.

Игры и упражнения, развивающие мелкую моторику малышей до года, должны проводиться с обязательным участием взрослых и под их неусыпным контролем. Особенно, если используются мелкие предметы, которые ребенок способен проглотить, засунуть в нос или ухо. Также важно соблюдать регулярность и систематичность занятий. Ежедневные развивающие упражнения помогут ребенку улучшить свои способности и выполнять мелкие движения более точно и скоординированно.

Читайте также:  Наталья кулакова развитие ребенка второй год жизни

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Источник

Развитие движений пальцев и кисти ребёнка как один из методов развития речи



Поделитесь с друзьями, возможно,

им с нужна эта информация!

Истоки способностей и дарований детей

находятся на кончи находятся на кончиках пальцев.

В. А. Сухомлинский

Движения пальцев и кистей ребёнка имеют особое, развивающие воздействие. Влияние мануальных (ручных) воздействий на развитие мозга человека известно было ещё во 2 веке до н.э. В Китае специалисты утверждают, что игры с участием рук приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии. В Китае распространены упражнения ладоней с каменными и металлическими шариками. В Японии широко используются упражнения для ладоней грецкими орехами. Исследования отечественных физиологов подтверждают связь руки с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение звуков, а значит развить речь ребёнка. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец имеет представительство в коре больших полушарий мозга. Она отмечает, что есть все основания рассматривать кисть руки, как орган речи – такой же как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция кисти руки есть ещё одна речевая зона. Развитие тонких движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция “схемы человеческого тела”, а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев.



Такую тренировку следует начинать с самого раннего возраста, т, к. у грудного ребёнка в самом начальном периоде жизни моторика является первым и единственным аспектом развития, который доступен объективному наблюдению. Нормальное развитие моторики свидетельствует о нормальном развитии ребёнка.

Специалисты из института им. Г. И. Турнера рекомендуют начинать работу по развитию моторки с 2 месяцев. В этом возрасте они рекомендуют следующие упражнения:

– потягивать пальчики малыша, как будто хотите их вытащить; движения должны быть очень легкими и нежными;

– осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону.

Также очень хорошо использовать мини-тренажёры. В качестве таких тренажёров можно использовать “мохнатые” шарики из латекса (они продаются в зоомагазинах). До трех месяцев маленькие шарики диаметром 3-4 см вкладывайте в ладони ребёнка. Когда ребёнок засыпает, сжимая эти шарики, то его руки сохраняют правильную форму.

В 4-5 месяцев для массажа используемь крупные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладоней и покрутить.

В 5-6 месяцев для укрепления мышц ладоней хорошо использовать упражнение “Причёсывание”: руки малыша по очереди поднимаем вверх и плавно ими двигаем вдоль головы вперёд и назад. При выполнении этого упражнения работают мышцы плечевого пояса, ладоней, пальцев. В этом же возрасте переходим к массажу кисти рук, массируя каждый палец, каждую его фалангу. Проводим разминание ежедневно в течение 2-3 минут.

В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляем прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения) в течение 3-4 минут.

В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев, проводим упражнения с хорошей амплитудой. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения, созданные талантом нашей народной педагогики: “Ладушки”, “Сорока – белобока”, “Коза рогатая”.

В этом возрасте рекомендую использовать при проведении упражнений игрушки-пищалки.

Упражнение “Утёнок”

Ребёнку дать игрушку-пищалку. При проговаривании взрослым текста ребёнок сжимает и разжимает зажатую в руке игрушку утёнка.

Ты, утёнок, не пищи,

Лучше маму поищи.

Для этого упражнения можно использовать и другие игрушки (котенка, цыплёнка), изменяя текст стихотворения.

Упражнение “Киска”

Ребёнок сначала одной рукой, а затем другой делает расслабляющие движения, имитирующие поглаживающие движения.

Киска, кисонька, кисуля! –

Позвала котенка … (имя вашего ребёнка)

Не спеши домой, постой! –

И погладила рукой.

В 10-12 месяцев предлагайте ребёнку разбирать и собирать пирамиду без учета размера колец. В этом возрасте начинайте учить ребёнка держать ложку, чашку, карандаш. Начинайте учить рисовать “каракули”.

Основные этапы развития моторных навыков руки

► 8-12 месяцев: ребенок берёт мелкий предмет 2 пальцами (кончик большого и указательного пальцев) – точный “пинцетный захват”.

► 8-13 месяцев: ребенок разъединяет предметы под контролем зрения.

► 10-12 месяцев: ребенок одной рукой держит игрушку, а другой играет с ней.

► 10-13 месяцев: ребенок повторяет за взрослыми действия с предметами (толкает игрушечную машинку, подносит телефонную трубку к уху).

► 11-14 месяцев: ребенок пытается рисовать “каракули”.

► 12-18 месяцев: ребенок переворачивает все сразу страницы книги; хорошо держит карандаш, умеет держать чашку, ложку, разворачивать завёрнутый в бумагу предмет.

► 13-18 месяцев: ребенок ставит кубик на кубик.

► 14-16 месяцев: ребенок умеет соединять предметы, откручивать маленькие винтовые крышки под контролем зрения.

► 15-18 месяцев: ребенок собирает пирамидку без учёта колец.

► 17-20 месяцев: ребенок ставит 3 кубика друг на друга. Переворачивает страницы книги по одной.

Читайте также:  Значение конструирования в развитии ребенка

► 17-24 месяца: ребенок схватывает движущийся предмет.

► 18-24 месяца: ребенок опускает мелкий предмет в маленькое отверстие, разрывает бумагу.

► 20-24 месяца: ребенок пытается остановить катящийся мяч; нанизывает на шнур большие бусины.

► 21-22 месяца: ребенок переливает жидкость из одной емкости в другую.

► 22-24 месяца: ребенок ставит 4-6 кубиков друг на друга.

Уважаемые родители! Обнаружив у ребёнка отставание в моторном развитии, не огорчайтесь и не отчаивайтесь. Займитесь пальчиковой гимнастикой! Упражнения, предлагаемые мной в следующих статьях, помогут вам в этом.

Удачи и терпения вам в занятиях со своими детьми!

Тема следующей статьи – Развитие мелкой моторики у детей от 1 года до 3 лет

Комментарии к статье

Развитие руки ребёнка от 2 месяцев до 1 года

15.10.2005, 20:50

Natali2004

Хоть моему сыну уже 1,5 года, но все равно было интересно почитать. Спасибо! С нетерпением буду ждать следующей статьи, т.к. она будет уж точно актуальна для меня.

01.11.2006, 18:49

Елена

А вот моему ребенку уже 6,5 месяцев, но до сих пор не дает трогать свои ладошки. Единственное, на что нормально реагирует – это “сорока-ворона”, но не надолго. Что делать не знаю.

20.12.2006, 21:34

Дарья

Хорошая статья, доходчивая и с полезными советами

05.02.2007, 07:06

Татьяна

Спасибо, очень хорошая статья.

У меня дочке 6 месяцев и мы с удовольствием с ней играем с пальчиками

08.05.2007, 09:22

маша

Очень хорошая статья,надеюсь упражнения нам понравятся.

23.05.2007, 22:37

Женя

Сын не любит игры с его пальчиками (вырывает руки), я не настаиваю. Ладушки делаю я, он держит мои руки. Сорока-ворона тоже не нравится, зато с удовольствием гладим и трогаем всякие шершавые и колючие материалы.

20.01.2008, 10:23

елена

занимаюсь массажем ручек с рождения

у вас узнала много новых упражнений

спасибо

25.03.2008, 10:18

OLGA

Занималась с ребенкосм с 3 месяцев, результат мне нравиться, моей дочери сейчас почти 8 лет, учиться на отлично, занимается английским, вообщем мое мнение, что не последнюю роль сыграла именно ранняя пальчиковая гимнастика.

07.04.2008, 22:49

Иннусик

Очень полезная статья,моя доця любит гладить свои волосики,ей 6,5 месяцев,а “сороку” не любит.Завтра с утра начнем упражнения.

11.04.2008, 21:20

Анастасия

Статья замечательная

ТОже с раннего возраста (где-то с 1.5 мес.) делаем массаж пальчиков. Доча рано начала брать игрушки и играть в ладушки. Сейчас ей 10.5.

Какие еще стишки можно рассказывать ребенку, кроме предложенных?

09.10.2008, 17:43

алена

моему ребенку 3 месяца и предложенный комплекс упражнений очень важен для нас непременно будем заниматься спасибо

16.10.2008, 13:49

ирина

Спасибо огромное за статью.Нам 10 месяцев будем наверстывать упущенное.

17.07.2009, 13:11

Алла

Спасибо за статью. очень хорошо и доходчиво написано. сохранила ее в закладки когда доче было 1,5мес. сейчас уже 7мес. периодически смотрю какие новые упражнения делать.

27.07.2009, 16:26

Мамочка

А если мое дитя не дает играть со своими пальчиками? Только я ручку ее беру в руку, сразу же она их прячет за спину. Что это может означать. Ребенку 10мес.

02.08.2009, 08:25

Юлькин

Спасибо большое, очень хорошая статья. нам почти 5 мес…наверстаем 🙂

08.08.2009, 19:21

суслова лена

спасибо за статью

17.11.2009, 01:16

Елена К

Супер!Век живи век учись.Об этом знала.Но прочитав узнала ещё больше.Спасибо.

01.11.2010, 14:33

Natali

Интересно то, что начало статьи один в один скопированно из книги Савиной “Пальчиковая гимнастика”, вышедшей 5ю годами раньше статьи.

07.11.2010, 23:24

Оксана Сергеевна (ведущая рубрики)

Ответ Natali.

Нет никакого копирования статьи. Я привожу материал из книги для сравнения.

* * *

“Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее воздействие. Как вы помните, у новорожденного кисти всегда сжаты в кулачки, и если взрослый вкладывает свои указательные пальцы в ладони ребенка, тот их плотно сжимает. Малыша можно даже немного приподнять. Однако эти манипуляции ребенок совершает на рефлекторном уровне, его действия еще не достигли высокого мозгового контроля, который позволяет впоследствии сознательно выполнять движения.

Значение хватательного рефлекса состоит в способности ребенка не выпускать из рук предмет. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать. Чем чаще у ребенка действует хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит эмоциональное и интеллектуальное развитие малыша. Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во II веке до нашей эры в Китае. Специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев (типа нашей «Сороки-белобоки» и других) приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.

Японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные…”

* * *

Если и есть совпадение в составлении предложений, то они взяты не из упомянутой книги. Материал собирался в течение многих лет, и начало статьи взято из журнала “Дефектология”, если память не подводит, за 70-е годы.

21.03.2011, 13:17

Нина

Да, согласна с мнением, что развитие руки напрямую связано с развитием мозга у детей.В каждой стране есть свои традиции связаны напрямую со здоровьем, а у нас есть в городе прекрасный Остеопатический центр Семья, рекомендую. прекрасные доктора, которые лечат руками.

02.08.2019, 10:43

Денис

Перезвоните мне пожалуйста 8 (812) 747-16-80 Денис.

Источник