Развитие ребенка до года на что обратить внимание

Развитие ребенка до года на что обратить внимание thumbnail

Казалось бы, малыш, которому ещё не исполнилось и года, совсем ничего не смыслит, он только начинает расти и, по сути, его ещё невозможно воспитывать, хотя на самом деле это, конечно же, не так.

Именно в первый год жизни идёт самый активный рост и развитие ребёнка, у него появляется много новых навыков, он учится воспринимать этот мир и в этот первый год жизни очень важно участие родителей в их воспитании.

В этот период закладываются все самые основные привычки ребёнка и даже личностные особенности.

0-3 мес

Первый период длится от рождения до того момента, когда ребёнку исполняется три месяца. Какие же привычки можно сформировать в этом возрасте? Например, можно приучить ребёнка засыпать без укачиваний, ведь из-за данной привычки огромное количество мамочек мучаются вплоть до того, пока малышу не исполнится три или четыре года.

Также в данный период времени полезно начинать приучать малыша к самостоятельному времяпровождению, чтобы он мог в течение некоторого времени быть в кроватке наедине с самим собой.

Родители особенное внимание должны уделять гигиене новорождённого: каждое утро должно начинаться с водных процедур, это тоже должно войти в некую привычку, причём не только у малыша, но и у его родителей. У ребёнка должна формироваться привычка к чистоте.

С самого рождения с ребёнком нужно постоянно разговаривать, родители не должны молчать. Ребёнок все прекрасно слышит и будет реагировать на голос родителей, а также это поможет начать ребёнку раньше издавать различные звуки.

3-6 мес

Следующий период длится с трёх месяцев и до шести. Особенностью этого периода является то, что основным тут является сенсорное восприятие, а также слуховое и зрительное.

Очень полезно в это время включать малышу различные сказки, песенки, петь самостоятельно, чтобы начинать формировать его будущую речь. Ребёнок должен начинать играть с игрушками, трогать их, рассматривать.

6-9 мес

Далее начинается ещё более интересный период, ведь ребёнок становится старше, вероятнее всего, он уже научился сидеть и возможно у него вылезли первые зубы. Также в возрасте с шести до девяти месяцев дети учатся ползать, поэтому становятся абсолютно непоседливыми и безумно любознательными, им нужно залезть буквально в каждый угол.

Поэтому необходимо предоставить своему чаду возможность свободно перемещаться по дому, он должен познавать этот мир. Пространство должно быть безопасным для ребёнка, поэтому острые углы нужно чем-нибудь закрыть, точно также как нужно закрыть розетки.

Так как ребёнок уже сидит, можно постепенно приучать его к самостоятельному приему пищи, давать ему ложку и показывать, как ей надо работать, также этот период благоприятен для приучения ребенка к горшку.

9-12 мес

И ещё один возрастной период длится до года, большинство малышей именно до года учатся ходить самостоятельно, в связи с чем становятся ещё более неуловимыми. Дети в этом возраста могут постоянно падать, это является нормой и таким образом ребёнок опять-таки познаёт мир.

Начинают появляться первые слова, нужно постоянно работать над пополнением словарного запаса, много читать и разговаривать с малышом, показывать и называть все предметы вокруг.

Также много внимания окружающему миру нужно уделять на прогулке, обращать внимание малыша на деревья, людей, животных и все предметы вокруг. Чем более разнообразной будет среда обитания малыша, тем лучше!

Кроме того, можно не бояться путешествовать с малышом до года, поскольку этот новый опыт и впечатления прекрасно отразится на развитии ребёнка! К тому же, это период более легкий для путешествий, чем когда они подходят к кризису 2-3 лет.

Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!

ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:

Можно ли кричать не ребёнка?

Ребёнку 3 года: немного о кризисе этого возраста!

Топ-5 родительских манипуляций

Готовые детские наборы игрушек в дорогу, на прогулку и для игр вне дома (а также в подарок!) по выгодной цене от бренда “Ребёнок Занят”: можно заказать на сайте>>> www.busybag.ru (подбор по возрасту и полу, разные форматы) – спасут карапуза от скуки и пригодятся не один раз!

НАБОРЫ ДЛЯ НОВОРОЖДЕННЫХ: отличное приобретение для будущих родителей (а также идеальный ПОДАРОК на рождение ребенка!)

В профиле есть ссылки на наш сайт и аккаунты в соцсетях (Instagram, Facebook и ВКонтакте).

Хотите получить дополнительное финансовое образование по минимальной цене онлайн и в удобное время? Лекции по финансам онлайн>>> (по окончании каждого курса выдается онлайн сертификат)

Источник

Как должен развиваться ребенок? На что обращать внимание, какие покупать игрушки и что должно обязательно насторожить – на все эти важные вопросы отвечает Борис Елиневский – врач-невролог высшей квалификационной категории, заведующий педиатрическим отделением для новорожденных детей с перинатальной патологией нервной системы, с врожденной и наследственной патологией РНПЦ «Мать и дитя».

На что следует обратить внимание до и во время беременности?

Неврологическая патология у детей может быть связана с проблемами во время беременности и родов, или быть приобретенной. Основная задача гинеколога во время наблюдения за беременной женщиной – это сохранение нормального маточно-плацентарного кровотока. Женщинам следует остерегаться инфекционных болезней, которые поражают центральную и периферическую нервную систему, следить за артериальным давлением, питанием, корректировать возможную анемию.

Читайте также:  Таблица физиологического развития ребенка до года

Развитие ребенка до года на что обратить внимание

Если у родителей есть какие-то наследственные заболевания необходимо обратиться для проведения медико-генетической консультации до зачатия. Затем провести перинатальную диагностику до родов в несколько этапов. Сделать УЗИ плода в 12 и 20 недель, чтобы выявить возможные пороки развития плода. При необходимости взять на исследование амниотическую жидкость – амниоцентез. Основная задача выявить грубые пороки – синдром Дауна, Патау, Эдвардса. В таких случаях беременность прерывается. Но, к сожалению, есть мутации, которые невозможно выявить внутриутробно. Если проблемы с нервной системой обнаруживаются после рождения ребенка, мы сотрудничаем с генетиками, которые выявляют генетические поломки. Для выявления болезней обмена веществ, которые сопровождаются неврологическими нарушениями, проводится углубленное обследование (тандемная масс-спектрометрия) на несколько тысяч болезней.

Сколько раз в течение первого года жизни ребенка необходимо показать неврологу?

За рубежом принципа раннего вмешательства нет, они не занимаются с детьми до 3 лет. А потом начинают работать с инвалидами. У нас налажена система диагностики. Дети с неврологическими нарушениями наблюдаются в центрах раннего вмешательства, которые пытаются потенциально больных детей перевести в разряд здоровых.

Плановые осмотры проводятся в эпикризные сроки жизни: месяц, три, шесть, десять, двенадцать месяцев, чтобы выявить возможную неврологическую патологию.  Но родителям следует внимательно наблюдать за малышом весь этот период жизни.

Развитие ребенка до года на что обратить внимание

Как обнаружить патологию у ребенка до 1 месяца?

Специфические синдромы и явную неврологическою патологию выявляют обычно еще в роддоме и переводят на вторые этапы выхаживания новорожденных, где они получают специализированную помощь. Если их замечают позже, значит, неонатолог что-то недосмотрел.

Ребенок в 1 месяц уже имеет приобретенные навыки. Во-первых, это фиксация взгляда. Проверить, что все в порядке очень просто – малыш следит за движущимся предметом и лицом, улыбкой отвечает на улыбку. То есть, вступает в первичный социальный контакт.

Родителям необходимо тренировать ребенка, выкладывать его на живот, чтобы развить способность удерживать голову в положении на животе. Если ребенок справляется с этой задачей в течении 10 секунд, значит развитие проходит нормально.

Основная патология в этом возрасте – это задержка моторного или психомоторного развития. В этом случае ребенок невнимательный, вялый, или наоборот избыточно возбудимый, не держит головку, плохо сосет, мало ест, не набирает вес. Другие симптомы проявляются уже при специфических болезнях и будут заметны сразу даже неспециалисту. Например, если не двигается рука, нога.

Внимательно нужно относиться к выбору различных видов переносок. Слинги, например, более физиологичны, и их можно использовать с первых месяцев жизни, а вот кенгуру только с 6 месяцев, потому что идет большая осевая нагрузка на позвоночник.

На что следуют обратить внимание в развитии ребенка от 1 месяца до 1 года?

Развитие ребенка в течение первого года жизни связано с переводом тела в вертикальное положение. Удерживание головки в положении на животе –  первый этап дальнейшей вертикализации. Это очень сложный процесс. В 3-4 месяца малыш опирается на предплечья, переворачивается со спины на живот, в 6 месяцев выпрямляет руки, опирается на кисти рук, выпрямляет согнутые ножки, это называется рефлекс Ландау, переворачивается с живота на спину. В 7 становится на четвереньки, в 8 начинает ползать, в – 7-9 сидеть, в 10-11 вставать у опоры. Родители должны эти этапы отслеживать. Если ребенок не интересуется игрушками и не выполняет этих действий в нужное время, это должно настораживать.

Как должно в норме происходить развитие годовалого ребенка?

Ребенок в 1 – 1,2 года уже должен ходит без поддержки. Если этого не происходит, можно заподозрить у ребенка синдром двигательных нарушений. Это может быть связано с дисфункцией вестибулярного аппарата, низким, или наоборот, высоким мышечным тонусом. В год ДЦП пропустить невозможно, этот диагноз формируется к 7 месяцам. Это будет очевидно.

Развитие ребенка до года на что обратить внимание

Так же малыш должен начать с 3-4 месяцев гулить, с 9 месяцев произносить слоги. А еще повторять звуки. В возрасте 1 год говорить 10 осознанных слов: мама, папа, дай, мяу и т.п. Если этого не происходит – стоит обратиться к специалистам.

Так же родителей должен насторожить тот факт, что ребенок к году не играет, не выполняет точных команд, не складывает пирамидку, не катает машинку.

Гиперактивность, как правило, сопровождается дефицитом внимания – ребенок не может сосредоточиться на одном деле. Если малыш просто активный и получает задачу сложить пирамидку, он ее складывает и доволен результатом. Гиперактивный малыш не обратит на нее внимания, разбурит и побежит дальше. Эта неспособность выполнить простые команды, когда ты ему говоришь что-то, а он делает что-то свое, должна вызывать у родителей настороженность. Если ребенок неконтактный, то речь может даже идти о элементах аутизма.  Необходимо понимать, что дефицит внимания – это патология. Здоровый ребенок в состоянии сконцентрироваться на чем-то одном в течение 5 минут.

Невролог при осмотре детей этой возрастной группы (от 0 до года) оценивает моторные навыки, физиологические рефлексы, точность движений, мышечную силу.  Если диагноз появляется в годовалом возрасте, то это позор для невролога.  Это, как правило, исход патологии, которую необходимо было выявить раньше. Минимальный возраст постановки диагноза ДЦП – 6-7 месяцев.

Какие развивающие игрушки необходимо иметь дома?

С каждым ребенком нужно заниматься. Если малыш развивается нормально, то для каждой возрастной группы можно найти в интернете комплекс упражнений для лечебной физкультуры, который можно делать дома самостоятельно.

Читайте также:  Записи матери о развитии ребенка

Развитие ребенка до года на что обратить внимание

Пирамидка хорошо демонстрирует навыки ребенка. Обязательно необходимо купить подвесы-арки с игрушками.  До 4 месяцев они должны быть статическими, позже можно использовать вращающиеся. С 3 месяцев у ребенка должны быть игрушки, развивающие хватательный рефлекс, он должен научиться сжимать предмет в руке. Это так называемый «кистевой захват», когда ребенок берет предмет и выводит палец из ладони. Полезно иметь игрушки с мелким, обязательно закрепленными деталями, для формирования «пинцетного захвата», большим и указательным пальцами. Это в дальнейшем способствует развитию речи. Ну и, конечно, после года полезными будут конструкторы и формочки.

Какие основные ошибки совершают родители?

Основная ошибка в том, что родители ребенка отождествляют с куклой, которую можно запеленать и положить. Самое опасное – социальная запущенность. Ребенком нужно заниматься.  И не игнорировать посещение невролога на ранних этапах, пока ребенок не пошел, раза три нужно посетить, как минимум.

Вот, например, типичная ситуация… Приходят родители и говорят, вот 8 месяцев нам, а мы не сидим, все поздно делаем. А где вы раньше были? Вместо того чтобы почитать или у врача спросить, сравнивают с соседскими детьми и понимают, что ребенок все делает позже.

Осторожным следует быть с травмами. Хотя ребенок и приспособлен к падениям с высоты собственного роста, падения с дивана или пеленального стола обязательно требует консультации нейрохирурга, чтобы исключить скрытые переломы костей черепа, даже если нет больших видимых повреждений.

© mamochki.by

Перепечатка и копирование текста и фотографий без разрешения редакции запрещены

Обратите внимание: комментарии читателей сайта mamochki.by отражают только их личную позицию. Она может отличаться от мнения администрации сайта. В соответствии с законодательством Республики Беларусь ответственность за содержание комментария несет лицо, его опубликовавшее. Если вы заметили комментарии, нарушающие белорусское законодательство, сообщите об этом администрации сайта.

Источник

Когда в доме появляется малыш, дом наполняется не только счастьем и радостью, но и некоторой тревогой — что делать с этим маленьким чудом, как не навредить, почему он плачет и что с этим делать. Данная статья как раз для того, чтобы снять это напряжение и тревогу и рассказать, что происходит с малышом, и как его воспитывать в первый год жизни.

Первые три месяца жизни — адаптация

Итак, счастливые родители держат в руках маленькое существо, которое не умеет ещё говорить, держать голову, есть, управлять своими конечностями и т. д. Что с ним делать?

Представьте, что вы попали в ситуацию, когда вы не можете управлять своим телом, находитесь в абсолютно незнакомом вам месте, яркий свет режет глаза, и если вы хотите есть, то это чувство переживается настолько ярко, что вам кажется, если этого не произойдёт, то вы умрёте. А самое главное — вы не можете об этом сказать, единственный способ донести это до окружающих — крик.

Примерно это испытывает малыш в первые дни после рождения. Его чувства полярны: либо это неописуемый ужас и страх, либо наслаждение и любовь. Что могло бы вас успокоить в подобной ситуации? Конечно, близость родного человека: стук сердца, который вы слышали 9 месяцев, дыхание и голос, который был для вас всем. В первую очередь малыш хочет снова ощутить безопасность в этом новом для него мире. Нужно помочь ему приспособиться, научиться жить здесь, не испытывая постоянный стресс. Первые три месяца жизни ещё именуют периодом донашивания, поэтому ребёнка часто успокаивает, когда он лежит на маме, только уже не в животе, а снаружи.

Почему малыш плачет

Самым сложным в первые дни является понять, почему малыш плачет. Ответ на этот вопрос приближает нас к пониманию, как ему помочь.

Итак, у плача малыша может быть ряд причин, назовём самые распространённые:

1. Он хочет есть;

2. У него болит живот;

3. Он испытывает дискомфорт (мокрые пелёнки, холодно, жарко и т. п);

4. Ему хочется внимания;

5. Примерно с четырёх месяцев появляется ещё одна причина — у него режутся зубы!

В целом все эти причины говорят о том, что ему нужно внимание и забота. В первый год жизни взрослые дают малышу ответы на вопросы: «Безопасен ли этот мир?», и, самое главное, «Рады ли мне здесь?». Согласно теории Эрика Эриксона, в первый год жизни у ребёнка развивается доверие или недоверие к миру. То, как будут о нём заботиться, и будет ответом на эти вопросы.

Если малыш плачет, значит, его что-то беспокоит, и ему обязательно нужно уделить внимание: взять его на ручки, походить с ним, постараться понять, чего он хочет. Важно не паниковать, если малыш не успокаивается, и ни в коем случае не бросать его одного в этом состоянии только от того, что вы чувствуете свою беспомощность.

Не переживайте; первым делом попробуйте накормить, в первые месяцы ребёнок плачет из-за голода. Если не хочет, значит, у него болит животик, и здесь вы можете сделать ему массаж, поприжимать ножки коленями к животику; погладить животик по часовой стрелке. Может быть ему что-то доставляет неудобство: мокрые ползунки или неудобная одежда. Ничего не помогает? Берите на руки и ходите, пойте, качайте, главное — делайте это с любовью, а не с чувством «ну когда же ты замолчишь». Дети очень хорошо считывают эмоции, и часто причиной расстройства малыша является плохое состояние мамы.

Читайте также:  Развитие общения ребенка со взрослым

До тех пор, пока ребенок находится на грудном вскармливании, его здоровье и состояние полностью зависит от питания мамы. Питание мамы — здоровье малыша! Соблюдая диету, особенно в первый месяц жизни чада, мама уменьшает вероятность расстройства его пищеварения. В любом случае нужно понимать, что «животики» длятся около месяца, зубы тоже режутся не вечность; через пару месяцев вы и не вспомните, как это было.

Не манипулирует ли ребенок

Многих волнует вопрос: если удовлетворять потребности ребенка по первому требованию, не будет ли он всегда манипулировать взрослыми?

Если бы вы физически не могли встать и принести себе воды, испытывая жажду, вы бы попросили того, кто рядом? Дети не умеют манипулировать, они просто ищут любой способ удовлетворить свои потребности, которые в первый год жизни сведены к еде и безопасности и являются жизненно необходимыми. Странно полагать, что ребёнку просто нравится наблюдать, как вокруг него бегают взрослые. Если ребёнок не успокаивается, мы либо не угадываем его нужду, либо это за пределами наших возможностей, и нам нужно просто побыть рядом с ребёнком в этом состоянии, разделить его с ним.

Раньше бытовало мнение, что не нужно бежать к грудничку по первому зову, «поорёт и успокоится». На самом деле даже животные так не поступают со своими детёнышами, а в первые месяцы жизни человеческий детёныш ещё более уязвим и нуждается в ещё большей защите и заботе. Если из раза в раз не приходить к ребенку на его крик, у него сформируется недоверие к миру, к близким, и велика вероятность того, что и он будет транслировать к нуждам других безразличие. Помимо этого, стресс, который испытывает ребёнок, может уйти в психосоматику, тормозить умственное развитие, а недоверие перейти в агрессию к недружелюбному окружающему миру.

Развитие психики и интеллекта в первый год

В период от 0 до года основное, что развивает психику ребенка, — эмоционально-личностное, или интимно-личностное, общение со значимыми взрослыми. Точнее, тот, кто заботится в этот период о ребёнке, и становится его значимым взрослым, то есть тем, с кем он ощущает себя в безопасности и кого считает своим.

В первый год жизни ребёнку нужно давать обратную связь именно в эмоциях и тактильных ощущениях, так как слов он не понимает. Поэтому любые слова при разговоре с малышом мы интуитивно раскрашиваем более яркой интонацией и выражаем в прикосновениях к нему: поглаживаем, носим на руках, целуем, обнимаем. Также для малыша в этом возрасте важно видеть глаза взрослого.

Важно подчеркнуть, что эмоции и тактильные ощущения для малыша в этом возрасте — не прихоть, а необходимость! Без этого у ребёнка развивается умственная отсталость. Помимо многочисленных экспериментов, доказательство этому — дети из детских домов, у которых нет возможности в первые годы жизни постоянно общаться со взрослыми. Восполнить этот пробел практически невозможно.

Мама устала

Если мама находится в подавленном, измотанном, уставшем состоянии, то ей обязательно нужно отдохнуть и восстановиться. Малыш требует много внимания, но если научиться понимать его, то общение превращается в радость. Когда мама находится в хорошем настроении и состоянии, оно обязательно передаётся ребёнку, с ним становится очень просто и легко, ведь, если вдуматься, нужно его лишь кормить, целовать и держать на руках.

Часто стрессом для мамы является тот факт, что она больше не принадлежит себе, что не может заниматься своими делами в привычном режиме. Однако, с другой стороны, забота о маленьком — это колоссальный опыт, который раскрывает не только в маме, но и в обоих родителях новые важные альтруистичные качества. Кроме того, год — это очень короткий период по сравнению с целой жизнью, и уже к двум годам малыш будет более автономным, если уделить ему должное внимание в самом начале.

Итак, мы выяснили, что:

1. В первый год ребёнок ищет ответы на вопросы «Рады ли мне тут?» и «Заслуживает ли этот мир моего доверия?»

2. Первые три месяца жизни — период донашивания и адаптации к жизни вне мамы, но рядом с ней.

3. Питание мамы — здоровье малыша! Чем легче для переваривания пища у мамы, тем проще справляться ребенку.

4. От 0 до года приходим на помощь по первому зову.

5. Малыш не умеет манипулировать, он просто выживает.

6. Эмоции и близость — залог успешного развития психики и интеллекта ребенка.

7. Если мама устала, ей нужно отдохнуть.

От 0 до 3 лет ребенок стремительно развивается, и здесь важно отметить, что стратегия поведения родителей должна меняться в зависимости от его роста и развития. Что подходит для младенца, не подходит для годовалого и уж тем более для трёхлетнего. И это мы разберём в следующей статье. А пока, главное, что нам нужно для воспитания малыша в первый год жизни — это любовь, внимание и забота.

Источник