Развитие ребенка до года беларусь
На первом месяце жизни новорождённые много спят. Но в непродолжительные периоды бодрствования всё чаще начинают оглядываться по сторонам, стараясь познакомиться с окружающей обстановкой. Постепенно малыши всё чаще фиксируют взгляд на предметах, разглядывают родителей. Лучше всего месячные детки видят на расстоянии 25-30 см.
К четвёртой неделе жизни кроха улыбается, увидев родителей; реагирует на громкие, резкие звуки; старается повернуть голову, определяя источник звука; надолго останавливает взгляд на неподвижных предметах и следит за движущимися.
Конечно, большую часть времени малыши спят, но уже с самых первых дней они включены в водоворот событий вокруг них: слышит звуки, по-разному реагирует на них. Слишком громкие звуки резкие интонации в голосе родителей способны напугать малыша, при этом он морщит лобик, закрывает глаза и плачет. Было установлено, сто в семьях, где постоянно слушают громкую музыку, разговаривают на повышенных тонах, новорождённые хуже спят, становятся беспокойными, плаксивыми, у них нарушается аппетит. И, наоборот, в тех семьях, где слушают спокойную музыку, ласково обращаются к ребёнку и друг к другу, малыши чувствуют себя комфортно: у них хороший аппетит и крепкий сон, гармоничное развитие. Не стоит пренебрегать колыбельными. Успокаивающие действие оказывает ритм колыбельной, а также многообразие шипящих и свистящих звуков. Монотонная, ритмическая структура речи, родной голос успокаивают, вселяют в малыша чувство уверенности в том, что его любят и о нем заботятся.
Со второго месяца жизни тонус мышц – сгибателей рук и ног постепенно ослабевает, а тонус мышц – разгибателей повышается. Движения малыша становятся более разнообразными. Кроха поднимает ручки, разводит их в стороны. Малыши уже способны сосредотачивать внимание на заинтересовавшем их предмете. Рекомендуется подвешивать цепочку игрушек-погремушек над кроваткой. В возрасте двух месяцев дети начинают поднимать и удерживать некоторое время голову лёжа на животе.
К трём месяцам у детей формируется психоэмоциональное восприятие окружающего мира. При положительных эмоциях, например, услышав знакомый голос, увидев обращённую к нему улыбку, малыш улыбается, гулит, сучит ножками и ручками – «комплекс оживления». Активность ребёнка ещё больше увеличивается. Дети данного возраста уже хорошо держат голову. Опираясь на предплечья, малыш поднимает голову и внимательно рассматривает окружающие предметы. Малыши становятся чрезвычайно любознательными. Они уже не только рассматривают игрушки и предметы, оказавшиеся в руках, но и пытаются попробовать их на вкус. В этом возрасте у ребёнка уже появляются первые любимые игрушки.
В четыре месяца малыш распознаёт среди других звуков голоса родителей, улавливает интонацию, с которой к нему обращаются. Часто и легко выдаёт «комплекс оживления». К этому времени хватательный рефлекс угасает и заменяется произвольным захватыванием предметов. Малыш рассматривает, ощупывает и разглядывает низко висящие над ним игрушки. Исследует одеяло, пелёнки, рубашки, собственные ручки и ножки. Кроха подолгу рассматривает свои пальчики, словно изучая их и размышляя, для чего они смогут пригодиться. Во время кормления ребёнок поддерживает грудь матери или бутылочку.
В пять месяцев малыш уже уверенно держит в руках игрушки, берёт их из рук взрослых. Исследуя, он обязательно пробует их на вкус, поэтому родителям следует быть внимательными. Во рту может оказаться не только погремушка, но и разнообразные мелкие предметы. Упавшие на пол игрушки, обязательно следует вымыть, чтобы предотвратить развитие инфекции. Ребёнок в этом возрасте уже переворачивается со спины на живот, ровно и устойчиво стоит при поддержке «под – мышки», ест с ложки полугустую и густую пищу.
В возрасте шести месяцев ребёнок по-разному реагирует на своё и чужое имя. Развивается речь, малыш произносит отдельные слоги (начало лепета), а родители уже пытаются различить в них составляющие долгожданных слов «мама» и «папа». Совершенствуется координация движений, ребёнок уверенно берёт игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими, перекладывает из одной ручки в другую. Малыш переворачивается с живота на спинку, передвигается, переставляя ручки или немного подползая. Хорошо ест с ложки и пьёт из чашки.
На седьмом месяце жизни малыш способен самостоятельно садиться. Стучит, размахивает игрушкой, перекладывает, бросает её; ползает. В это время особый интерес для малышей представляют игрушки, состоящие из нескольких частей, например пирамидки. На вопрос «где?» ребёнок находит взглядом предмет на определённом месте, подолгу лепечет.
К возрасту восьми месяцев ребёнок с интересом смотрит на действия другого ребёнка, смеётся, подолгу занимается игрушками и его действия с ними становятся всё разнообразней. Подражает действиям с игрушками взрослого. Самостоятельно встаёт, стоит и опускается, переступает, держась за барьер. Понимает значение слов «дай», «на», «нельзя», «где» и т.д.. Различает вопросительную и утвердительную интонации. Ребёнок осваивает простые жесты, по просьбе взрослого хлопает в ладоши, делает «ладушки», может помахать ручкой на прощание. Громко, четко, произносит различные слоги, ест корочку хлеба, сушку, которую сам держит в ручке, пьёт из чашки, которую держит взрослый.
В возрасте девяти месяцев малыш хорошо ползает на четвереньках, самостоятельно встаёт на ноги и ходит, держась за опору обеими руками. Знает имена знакомых, названия любимых игрушек, показывает части тела, любит играть в «ладушки», «сороку», «ку-ку». В этом возрасте формируется навык опрятности, малыш спокойно относится к высаживанию на горшок.
К десяти месяцам ребёнок закрепляет навыки, приобретённые в девять месяцев. Ходит с поддержкой за обе руки, выполняет разученные действия и движения. Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых ещё нет в его лепете.
В одиннадцать месяцев малыш уже проявляет избирательное отношение к детям. Играет, складывая кубики, собирая и разбирая пирамидку, кормит игрушки и т.д. Делает первые самостоятельные шаги. Появляются первые обобщения в понимаемой речи (по просьбе взрослого находит, даёт любую куклу, которую видит среди игрушек, любой мяч, все мячи и пр.). Произносит первые слова-обозначения, например: «дай», «мама», «би-би».
В двенадцать месяцев ребёнок различает предметы по форме. Узнаёт на фотографиях знакомых взрослых. Играя, даёт игрушки другим детям, сопровождая это смехом и лепетом. Выполняет самостоятельно разученные действия с игрушками: катает мяч, кормит, баюкает куклу. Самостоятельно ходит. К этому времени ребёнок произносит 5-10 облегчённых слов. Однако не стоит огорчаться, если ребёнку исполнится годик, а он не желает говорить. Развитие речи – явление индивидуальное, причем мальчики иногда начинают говорить значительно позже девочек. Сначала малыш использует в речи несколько слов, затем складывает из них фразы, предложения, которые с течением времени всё усложняются.
Источник
Содержание
- Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
- Развитие ребенка: первый месяц жизни
- Развитие ребенка: второй месяц жизни
- Развитие ребенка: третий месяц жизни
- Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
- Развитие ребенка: пятый месяц жизни
- Развитие ребенка: шестой месяц жизни
- Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
- Развитие ребенка: девятый месяц жизни
- Развитие ребенка: десятый месяц жизни
- Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
- Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
- Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
- Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Для того, чтобы понимать, как лучше развивать вашего ребенка с рождения и до 1 года, нужно знать, как развивается вам малыш и какими навыками уже обладает малыш. Предлагаем вам календарь развития ребенка по месяцам после рождения и до года.
Уважаемые мамы и папы предлагаем вашему вниманию подробный календарь развития ребенка с самого рождения и до достижения 1 годика. Период с рождения и до 12 месяцев – это очень ответственный период, когда малыш познает все вокруг, изучает себя и окружающий мир, интенсивно развивается. Поэтому прочитайте статью внимательно, поскольку этот период развития малыша является самым важным этапом в жизни вашего крохи.
Календарь развития ребенка с рождения и до 12 месяцев
Первый месяц жизни, самый сложный в плане подстройки друг под друга молодой мамы и малыша, рассмотрим более подробно – по месяцам.
Развитие ребенка: первый месяц жизни
В связи с адаптацией к новой жизни, первый месяц новорожденного является самым трудным, как для ребенка, так и для мамы. Новорожденный проводит в состоянии сна около 70%. Во сне он растет ( за месяц может подрасти на 2-3 см), и легче переносит период привыкания к новым условиям жизни. Во время бодрствования ребенок совершает неосознанные махи ручками и ножками, которые пока находятся в тонусе. Поэтому ручки зажаты в кулачок, а ножки поджаты в коленях.
Жизненно важным аспектом является питание. Предпочтительнее грудное вскармливание, во время которого формируется эмоциональная связь между мамой и ребенком. В течение первого месяца жизни малыш прибавляет в весе примерно на 600-700 гр.
К концу первого месяца жизни новорожденный:
- Прислушивается к посторонним шумам и разговорам.
- Смотрит на яркие игрушки и лица окружающих.
- Узнает голос и запах мамы.
- Выражает эмоции плачем.
Малыш рождается с определенным набором рефлексов, которые спустя нескольких месяцев угасают:
- Сосательный. При прикосновении к губам или щеке, ребенок откроет рот и будет двигать языком как при сосании.
- Плавательный. Если поддерживая ребенка окунуть в воду, он будет пытаться плыть.
- Хватательный. Если прикоснуться к ладошке малыша, он будет сжимать ручку в кулачок.
- Поисковый. При поглаживании уголка рта, ребенок повернет голову в сторону прикосновения.
- Шагательный. При поддержки в вертикальном положении, слегка наклоните ребенка вперед. Малыш будет пытаться совершать шагающие движения.
Развитие ребенка: второй месяц жизни
На втором месяце жизни выходит из стадии новорожденного, теперь он грудничок. В этот период начинает активно развиваться как физически, так и психологически. В весе прибавилось примерно 800гр, а в росте 3 см.
- Чадо различает настроение и эмоциональное состояние мамы ( радость, злость, грусть).
- Ребенок уже может самостоятельно приподнимать и держать недолго голову.
- Начинает активно гулить и агукать.
- Малыш «приветствует» маму, начиная быстрее двигать ручками и ножками, когда ее увидит.
- Идет активное развитие органов зрения и слуха.
- Несколько секунд может удерживать игрушку, сжав крепко в руке.
Развитие ребенка: третий месяц жизни
На третьем месяце продолжают развиваться и совершенствоваться навыки движения. Теперь он умеет переворачиваться со спины на бок, может приподняться на предплечья, уверенней держит голову. Старайтесь чаще выкладывать ребенка на живот, это полезно для укрепления мышц спины и шеи, также помогает при коликах. Малыш с интересом рассматривает ручки и ножки, играет с ними. Изучая, трогает личико.
- Грудничок подрастает еще на 3 см, а прибавка в весе составляет около 750 гр.
- Ночной сон становится длиннее, а дневной сокращается. Время бодрствования увеличивается.
- Ребенок высовывает самостоятельно соску и пытается ее взять обратно в рот.
- Может узнавать окружающих и радуется им.
- Громко смеется и подражает мимике взрослых.
Развитие ребенка: четвертый месяц жизни
К четвертому месяцу жизни малыш заметно изменяется во внешности. Теперь он уже не тот новорожденный, который только кушал и спал. Ребенку необходимо общение и внимание родителей. Он будет капризничать, если мама ненадолго отойдет.
- К концу четвертого месяца грудничок будет весить еще на 700 гр больше, и вырастит на 2,5 см.
- Малыш переворачивается со спины на живот и обратно. И даже пытается ползать, отталкиваясь от чего-либо.
- Ребенок различает цвета и форму.
- Все что грудничок схватит рукой, потянет в рот. Поэтому необходимо следить, чтобы рядом с ребенком не было мелких деталей.
- Произносятся первые слоги и можно услышать «ма», «па», «ба».
- Отличается родителей от других людей.
- Замирает, когда слышит музыку или громкий разговор.
- При произношении ребенка по имени, начинает обращать внимание на того, кто сказал.
Развитие ребенка: пятый месяц жизни
На пятом месяце грудничок уже более умело управляет своим телом, уверенно переворачивается, предпринимает попытки к самостоятельному сидению, ползанию, пытается вставать, держась за бортики кроватки. Время бодрствования увеличивая, позволяя маленькому человечку познать окружающий мир.
- Приблизительная прибавка в весе к этому времени составит 700гр, а в росте еще 2 см.
- Ребенок уверенно отличается знакомых от чужих ему людей.
- Проявляет желание общения с мамой улыбкой, протягивает к ней ручек.
- Осознанно берет игрушки, кидает их, тянет в рот.
- У малыша начинают прорезываться первые зубки.
- Различает интонацию голоса взрослых и подражает ей.
Развитие ребенка: шестой месяц жизни
На шестом месяце развития ребенок уже может принимать не только молоко матери или молочную смесь, но и начинать кушать пюреобразную пищу. Лучше начинать прикорм с гипоаллергенных продуктов, по выборы которых необходимо проконсультироваться с педиатром.
- Вес малыша прибавляется на 700гр, а рост на 2,5 см.
- На шестом месяце грудничок понимает обращение по имени и отличает его от других.
- Играет с предметами, перекладывая их из одной руки в другую.
- Покачиваясь, встает на четвереньки – это первые предпосылки к ползанию.
- Начинает понимать, что если уронить игрушку, то она упадет, если потрясти погремушку, она издаст звуки.
- Настроение ребенка не постоянно и радость быстро сменяется раздражительностью, грустью и наоборот.
- Долго лепечет и гулит, что доставляет малышу удовольствие от произносимых им звуков.
Развитие ребенка: седьмой месяц жизни
Седьмой месяц развития малыша характеризуется активным прорезыванием зубов. Зудящие десна и боль при прорезывании доставляют малышу дискомфорт, а родителям волнения за своего чада. Грудничок все тянет в рот с целью уменьшить неприятные ощущения. Для данной задачи существуют различные прорезыватели: резиновые, с охлаждающим эффектом. Главное чаще мыть и прорезыватели и все предметы, которые ребенок непременно затянет в рот.
- На седьмом месяце жизни ребенок набирает еще 600гр в весе и прибавляет 2 см в росте.
- Малыш может садиться самостоятельно и уверенно сидеть.
- Начинает ползать «по-«пластунски». Поэтому не оставляйте ребенка без присмотра на пеленальном столике или на диване, он может с легкостью упасть с высоты.
- Может встать на ноги, держась за что-нибудь и немного постоять.
- С удовольствием играет в развивающие игры с пальчиками: » Чи-чи-чи-сорока», в » Ладушки».
- При регулярном занятии может показать где у него глазки, ушки, носик, ручки.
- С интересом изучает предметы: крутит, вертит, пробует на зубок, пытается разобрать.
- Может повторить несложные слоги: «му», «ам», «ав».
Развитие ребенка: восьмой месяц жизни
На восьмом месяце жизни грудничок становится активней с каждым днем. Он самостоятельно садится, перемещается из одного места в другое. Ему интересно рассматривать картинки и фотографии, малыш даже узнает на них родителей.
- За этот месяц ребенок вырастит на 2 см, и поправится на 600 гр.
- Совершенствуются двигательные навыки, приобретенные за предыдущие месяцы.
- По просьбе старших может что-то принести или показать.
- Ребенок может пытаться играть в развивающие игры, например, в пирамидку.
- Реагирует на музыку, и может по-своему танцевать.
Развитие ребенка: девятый месяц жизни
На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.
- На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
- Пытается вскарабкаться на стул, диван.
- Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
- Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
- Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
- На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
- Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
- Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.
Развитие ребенка: десятый месяц жизни
На десятом месяце жизни малыш копирует поведение и звуки за взрослыми. Играя, можно предложить ребенку сложить игрушки, попросить маленького помощника положить упавший столовый прибор на стол. В это время уже можно знакомить ребенка с книжками, но лучше с теми, которые трудно порвать.
- Прибавка в росте и весе уменьшается по сравнению с первыми месяцами жизни, и составит еще плюс 1 см к росту и примерно 350гр к весу.
- Малыш может сам сесть и находится в сидячем положении долгое время.
- Вставать и пытаться делать первые шаги.
- Может брать предметы двумя руками, но больше предпочитает обходится одной.
- Берет предметы по принципу пинцета (большим и указательным пальцем), но интерес вызывают все же большие детали.
- Способен показать где ушки, носик и т. д. на себе или на игрушке.
Развитие ребенка: одиннадцатый месяц жизни
К одиннадцатому месяцу ребенок уже многому научился. Уверенно садится, встает, ползает, но еще не отточено мастерство ходьбы. Малыш с интересом общается со старшими и с другими детьми. Понимает название некоторых предметов и может на них указать.
- К 11 месяцам грудничок вырастит на 1 см и поправится еще на 350 гр.
- Малыш понимает когда ему что-то запрещают со словом «нельзя».
- Может вскарабкаться на диван, кресло, и спустится обратно.
- Пытается пить из кружки и есть с ложки.
- По просьбе взрослых может поднять, положить, взять предмет.
- Грудничку нравится когда его хвалят и стремится к ней.
- Прощается, махая ручкой.
УРА! Ребенку 1 годик!
Развитие ребенка: двенадцатый месяц жизни
Приближаясь к двенадцати месяцам – своему первому дню рождения, ребенок уже не тот беспомощный младенец, а личность со своим нравом, предпочтениями и характером. В это время пора переходить на один дневной сон. У ребенка проявляется интерес к игре «Дочки-Матери», он качает игрушки, кормит их, купает. Также и сам любит игры в воде во время купания.
- За месяц грудничок вырастит на 1 см, и прибавит в весе 350 гр.
- Самостоятельно встает и может чуть пройти.
- Может сказать несколько слов: «мама», «папа», «баба», «ав».
- Появляются любимые блюда, которые ребенок с удовольствием может кушать ложкой. И отказывается от еды, которая не нравится.
- Понимает предназначение некоторых предметов.
- Капризничает при отсутствии родителей или любимой игрушки.
Какие отличия в развитии мальчиков и девочек
Врачами-педиатрами давно замечено, что в развитии новорожденных малышей разного пола есть свои отличия. И хотя каждый ребенок индивидуален, некоторые закономерности существуют.
Чаще отличия в развитие мальчиков и девочек бывают такими:
- мальчики чаще рождаются крупнее девочек по росту и весу. Так, у доношенных новорожденных мужского пола средний рост при рождении – 53-56 см, в то время как у девочек всего 49-52 см;
- говоря о детских нормах общего физического и психического роста, отмечено, что развитие мальчиков немного отстает от сверстниц уже на момент рождения. Но эта разница не всегда незаметна, и составляет не более 2-3 недель;
- девочки миниатюрнее при рождении, но позже физическое развитие девочек ускоряется. Костный скелет у них в среднем формируется раньше, чем у мальчиков.
Таблица с нормами роста и веса детей от 1- 12 месяцев
Источник