Развитие ребенка дифференциация звуков

Ольга Хусяинова
Дифференциация звуков в речи детей на логопедических занятиях

Правильная речь имеет важное значение для развития ребенка. Особое значение имеет правильное звукопроизношение и восприятие при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков произношения. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух, затрудняются в овладении грамотой.

Значит, важнейшей предпосылкой успешного обучения грамоте является умение слышать отдельные звуки в слове, отделять от рядом стоящих, отличать один звук от другого по акустическим признакам и анализировать весь звуковой состав слова.

Работать по дифференциации звуковследует в следующих направлениях: развивать слуховую дифференциацию, закреплять произносительную дифференциацию, формировать фонематический анализ и синтез.

Дифференциация смешиваемых звуковвключает в себя два этапа:

1) этап предварительной работы над смешиваемыми звуками

2)слуховая и произносительная дифференциация смешиваемых звуков.

Первый этап. Необходимо уточнить произносительные и слуховые образы каждых смешавшихся звучаний.Проводить работу нужно по следующему плану:

1). Уточнять артикуляцию звука, обращая внимание на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения. Пр.: следует следить за тем как произносится звук и одновременно уточнять правильную артикуляцию звука. Благодаря тактильным ощущениям нужно уточнить, какая воздушная струю образуется при произнесении дифференцируемого звука, и уточнить состояние голосовых складок. Например, при произнесении звука [б] губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; кончик языка немного отходит от нижних зубов; язык плоский (использовать речевой профиль). При помощи тактильных ощущений уточняется работа голосовых складок (они колеблются, в результате образуется голос). Детям дается слуховой образ звука [б]- он сравнивается с громким, звонким звуком, напоминающим удар палочки о барабан. Слуховой образ подкрепляется зрительным восприятием картинки- символа с рисунком барабана.

2). Выделять звук на фоне слога. Ребята пробуют узнавать звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него. Пр.: когда логопед будет произносить слоги с нужным звуком и без него, дети должны будут, услышав нужный звук – хлопнуть в ладоши («Кто внимательней?»)

3). Формировать умения выделять наличие звука в слове. Пр.: Логопед называет слова, в которых есть нужный звук и в которых он отсутствует. Дети на слух должны определить есть ли в слове данный звук. Нельзя называть слова в которых есть звуки, сходные по акустическим свойствам.

4). Определять место звука в слове: в начале, в середине, в конце слова, после какого звука, перед каким звуком.

5). Выделять слова с данным звуком из предложения, текста.

По данной инструкции нужно отрабатывать каждый смешиваемый звук.

На 2-ом этапе нужно проводить сопоставление конкретных смешиваемых звуков в произносительном и слуховом плане. Дифференцировать звуки нужно в той же последовательности, в какой проводится уточнение слуховой и произносительной характеристики каждого звука. Однако основной целью является их различение, поэтому речевой материал включает слова со смешиваемыми звуками.

Используются задания с известными чистоговорками и поэтическими произведениями – диалогами и стихами, которые насыщены изучаемыми звуками, занимательны и доступны, и, кроме того, многообразны по интонационным характеристикам (вопросительным и восклицательным).

Задания на составление чистоговорок и стихов способствуют развитию ритма, чувства созвучия, рифмы. Дети обычно с увлечением воспринимают просьбу логопеда сочинить или исправить чистоговорки или стихи, которые почему-то не получаются у персонажей сюжета. Сначала они подсказывают отдельные слова и рифмы, а затем – целые фразы.

Очень важно дифференцировать фонетически близкие звуки: твердые и мягкие, звонкие и глухие, свистящие и шипящие, аффрикаты и звуки, входящие в их состав. Дифференцировать звукиследует в следующей последовательности: Б – П, Д – Т, Г – К, З – С, Ж – Ш, С – Ш, З – Ж, Ц – С, Ч – Т, Ч – Щ.

Во время дифференциации звуков важное место занимает развитие фонематического анализа и синтеза, это является важным аспектом на этапе дифференциации.

При формировании сложных форм фонематического анализа необходимо учитывать, что всякое умственное действие проходит определённые этапы формирования,основными из которых являются следующие: освоение действия с опорой на материализацию, в плане громкой речи, перенос его в умственный план (по П. Я. Гальперину)

.

I этап – формирование фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства и действия.

Первоначальная работа проводится с опорой на вспомогательные средства: графическую схему слова и фишки. По мере выделения звуков ребёнок заполняет схему фишками. Действие, которое осуществляет ученик, представляет собой практическое действие по моделированию последовательности звуков в слове.

II этап – формирование действия звукового анализа в речевом плане. Исключается опора на материализацию действия, формирование фонематического анализа переводится в речевой план. Слово называется, определяются первый, второй, третий и т. д. звуки, уточняется их количество.

III этап – формирование действия фонематического анализа в умственном плане. Дети определяют количество и последовательность звуков, не называя слова и непосредственно на слух не воспринимая его, т. е. на основе представлений

Языковой анализ и синтез – это сложная мыслительная работа, которая ведётся на каждом занятии. Задания вводятся в разные части занятия– там, где это вызовет наибольший интерес у детей.

Особый интерес у детей вызывают задания, в которых «собирают рассыпанные» звуки или, наоборот, их «рассыпают», сопровождая действием. Составление схем слов из цветовых символов чередуется с подбором или поиском подходящих слов к заданной схеме. На более поздних этапах работы дети отгадывают ребусы и кроссворды. При этом важно научить детей самостоятельно задавать вопросы о звуках, слогах и словах. Дети выполняют творческие задания – задают вопросы персонажам занятия, друг другу и логопеду. Намеренно допущенные логопедом ошибки в ответах на эти вопросы вызывают особый интерес у детей, они эмоционально откликаются, желая помочь исправить ошибку, найти правильный ответ.

Читайте также:  Развитие ребенка в жуковском

Для профилактики дислексии и дисграфии каждый из звуков в процессе работы соотносится с определённой буквой.

С этой целью мной разработан, собран и применяется дидактический материал, который подразумевает использование большинства анализаторов. Детям предлагаются картинки- символы. Например, для сравнения звуков [б]- [п]я показываю картинки: на первой изображен барабан с палочками в виде письменных букв б. Дети, произнося звук [б], тыльной стороной ладони проверяют, участвуют ли в образовании звука голосовые складки. При этом, ученики убеждаются, что звук [б] звонкий и сравнивают его со звуком, издаваемым при ударе палочками о барабан.

На второй картинке изображен паук с лапками в форме письменных букв п. Произнося звук [п], дети проверяют работу голосовых складок и убеждаются, что звук – глухой. Звук [п] они ассоциируют с бесшумным передвижением паука.

Аналогично сравниваются другие звуки, где [г] ассоциируется с громким звуком, издаваемым гусем, [к]- с бесшумным передвижением кошки, [в]- с громким карканьем вороны, [ф]- с глухим уханьем филина, [з]- со звонким пищанием комара, [с]- с завыванием ветра, [д]- с ударами дятла по стволу дерева, [т]- с бесшумным передвижением таракана, [ж]- со звуком, издаваемым летящим жуком, [ш]- с глухим шипением змеи.

Кроме этого, каждая буква принимает какой-то конкретный образ, чтобы у ребенка возникали не только слуховые, но и зрительные ассоциации.

Таким образом, на каждом этапе коррекционной работы по формированию правильного звукопроизношения параллельно проводится работа по дифференциации звуков. Именно работа по дифференциации звуков речи способствует формированию у ребёнка умений и навыков безошибочного употребления ранее дефектных звуков в любых ситуациях речевого общения.

Источник

Структурное подразделение детский сад кв  «Гнёздышко» ГБОУ СОШ № 1 г. Кинеля

Семинар – практикум по теме:

«Работа с дошкольниками по дифференциации звуков»

Подготовила:  Учитель-логопед Кошелева Т.А.

Кинель

Ноябрь 2015

Цель: повысить  профессиональную компетентность воспитателей в вопросе применения специальных логопедических приёмов  для коррекции   нарушений  звукопроизношения у детей дошкольного возраста и дифференциации поставленных логопедом звуков.  

Задачи:

  • Повышение теоретического уровня знаний  педагогов по вопросу обучения дошкольников дифференциации звуков;
  • формирование знаний по применению логопедических игр и упражнений  по дифференциации звуков на практике;
  • совершенствование   практических навыков профессиональной деятельности.

Участники: воспитатели, учитель-логопед.

План семинара – практикума:

  1.  Актуальность вопроса.
  2. Основные этапы работы по обучению дошкольников  дифференциации звуков.
  3. Практические рекомендации по  проведению игр и упражнений по дифференциации звуков в условиях детского сада.

Материалы:

  1. Выступление логопеда «Работа с дошкольниками  по дифференциации звуков».
  2. Памятка для воспитателей  «Советы логопеда при работе над дифференциацией звуков»
  3. Электронная презентации игр для дифференциации звуков.
  4. Выставка методической литературы  и логопедических пособий  по теме (игры,  таблицы-схемы, картотека и т.п.)

Ребёнок овладеет правильным звукопроизношением только в том случае, если он умеет различать собственные звуки и звуки, слышимые им в речи других людей.

Одна из причин нарушения звукопроизношения у ребёнка – недостаточно сформирован фонематический слух. Ребёнок заменяет в речи звук, потому что он так его слышит и не замечает, что произносит его неправильно. Что же такое фонематический слух?

Фонематический слух — различение (анализ и синтез) звуков (фонем) речи, которое является необходимой основой для понимания смысла сказанного.

Развитие фонематического слуха у детей необходимо для успешного обучения их чтению и письму. Дети часто путают близкие по звучанию фонемы, что в некоторых случаях тормозит развитие связной речи.

Результат работы над фонематическим восприятием (именно фонематическое восприятие и есть умение дифференцировать звуки) связан с развитием слухового внимания и слуховой памяти. Ребёнок должен уметь вслушиваться в речь окружающих.

Рассмотрим начальный этап работы в этом направлении  –  узнавание неречевых звуков. Логопедическая работа на данном этапе предусматривает формирование у детей способности узнавать и дифференцировать неречевые звучания через специально подобранную систему игр и упражнений.  Для этого используются упражнения типа:

«Слушаем звуки за окном»:

– Что гудит? (Машина.)

– Что  шумит? (Ветер.)

– Кто лает? (Собака.)

«Слушаем звуки из соседней комнаты»:

– Что гудит? (Пылесос.)        – Что играет? (Музыка.)

– Кто смеётся? (Девочка.)

«Угадай, что за звук?» или  «Что делает Петрушка?»

(Разорвать бумагу. Звякнуть ложкой о стакан. Постучать по стене.  И т.п.)

«Громче – тише»:

 (Упражнение с использованием звучащих предметов – погремушек, колокольчика, барабана и т.п.)

 «У кого звучит игрушка?», «Угадай, кто позвал» и др.

В процессе этой работы у детей формируются навыки слухового внимания и слуховой памяти, что в дальнейшем способствует развитию у детей умения дифференцировать звуки речи.

Только после того, как ребёнок научился узнавать неречевые звуки, его учат различать гласные и согласные звуки речи.

Дифференциация звуков – это различение звуков, схожих по каким-то признакам. Производится обязательно, когда ребенок заменяет один звук другим. 
 И по правде сказать, этим процессом – дифференциацией звуков, многие родители пренебрегают чаще всего по самым разным причинам: нехватке времени, кажущейся неактуальности (звуки поставлены, а то, что они в сознании ребенка очень близки и смешиваются – часто просто не замечают)

Такой поверхностный подход приводит к тому, что в самых явных вариантах звуки продолжают взаимозаменяться в речи ребенка, в скрытых формах – так или иначе, влияют на фонематический слух ребенка. В школе могут возникнуть проблемы с чтением (дислексия) и с письмом (дисграфия).

   В работе по дифференциации звуков можно выделить три основных этапа:

Читайте также:  Этапы развития первого года жизни ребенка

1. Дифференциация изолированных звуков.

2. Дифференциация звуков в слогах и словах.

3. Дифференциация звуков во фразовой речи.

Проводя дифференциацию изолированных звуков, опираются на речедвигательный, речеслуховой и зрительный анализаторы.

Цель работы – научить различать звуки при сопоставлении их по основным качественным признакам – акустическим и артикуляционным.

 Для данного этапа работы подбираются картинки-символы на дифференцируемые звуки. Детей учат соотносить звуки с определённой картинкой-символом.

Удобнее всего начать тренировку фонематического восприятия с предъявления так называемых предметных картинок, то есть картинок, на которых изображены те или иные предметы, в названии которых есть искомый звук.

Приёмы работы: педагог медленно называет звуки, а дети показывают картинки-символы. Так вырабатывается умение воспринимать на слух их различное звучание. Потом демонстрируются картинки-символы, а дети произносят соответствующие звуки. Педагог спрашивает, что делают губы, язык при произнесении того или другого звука. Так вырабатывается умение определять разницу в положении основных органов артикуляционного аппарата при произношении дифференцируемых звуков. Педагог вместе с детьми подводит итог: в чём различие дифференцируемых звуков при восприятии их на слух и при произношении.

Используемые упражнения: «Чья песенка?» или  «Угадай, кто (что) это был(о)». (Детям предлагаются картинки – образы или игрушки, каждой из них присваивается определенное звучание (например: корова — мычит: м-м-м, тигр — рычит: р-р-р, жук: — жужжит ж-ж-ж). Педагог длительно (в усложненном варианте — кратко) произносит какой-либо звук и предлагает детям определить, кто это был, поднимая при этом соответствующую картинку.)

 «Спой песенку»,  «Наоборот»,

 «Поймай звук» (Предложите ребёнку хлопнуть в ладони, когда услышит заданный звук, из произнесенного взрослым ряда звуков. Например: взрослый произносит: А, О, С, Д, Ш, а ребёнок должен хлопнуть, когда услышит «С». Усложнение 1: Из произнесенного ряда взрослым ряда слогов: ША, ПА, СА, МА, НА, ребенок должен хлопнуть, когда услышит слог с заданным звуком («СА»)

Усложнение 2: Хлопни в ладоши, если в слове услышишь звук «С» в словах.  Взрослый произносит слова: кот, река, мех, вода, сом и т.д. Ребенок хлопает, когда слышит звук «С») и др.

Проводятся упражнения по развитию способности различения правильно и дефектно произнесенного звука.  

Например: «Недовольный Саша». Детям предлагается прослушать ряд слогов (слов или отдельную фразу). В случае, если они услышат неправильное произношение звуков — поднимают картинку с изображением недовольного Саши.

“Как правильно сказать?”. Логопед имитирует искаженное и нормальное произнесение звука в слоге (слове) и предлагает детям сравнить два вида произношения и воспроизвести правильный.

“Будь внимателен”. Перед ребенком раскладывают картинки (и предлагают внимательно слушать логопеда: если логопед правильно называет картинку — ребенок поднимает зеленый флажок, неправильно — красный.

Для дифференциации звуков в слогах  используют упражнения типа: «Повтори слоги» (парами, тройками), «Запомни и повтори цепочку слогов» или «Кто самый внимательный» (педагог предлагает детям запомнить и повторить прямые или обратные слоги с дифференцируемыми звуками в нужной последовательности. Педагог несколько раз меняет последовательность слогов); «Скажи наоборот» (Например: ба-па (па-ба); са-за (за-са) и т.п.);  «Найди лишний слог»

(Взрослый произносит несколько слогов, например па-па-па-ба. Ребенок должен определить, какой слог лишний: здесь лишний слог (ба).

Затем слоговые ряды усложняются, например: Ка-га-ка-ка.    Ва-ва-фа-ва

Са-са-зы-са и т.п.)

Цель работы по дифференциации звуков в словах – учить детей выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их.  Для этого используется большое количество словесного и наглядного материала.

Приёмы работы:

1.Педагог учит детей различать слова, отличающиеся друг от друга одним из дифференцируемых звуков (паронимы). На их примере показывает детям, что с заменой одного звука меняется смысл слова. Ребёнок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится. Например, предлагаются слова мишка – миска. Ребёнок говорит, что мишка живёт в лесу, а миска – это посуда. В слове мишка звук ш («Песенка змеи»), а в слове миска звук с («Песенка насоса»). Педагог может спросить: «А что надо сделать, чтобы слово мишка превратить в слово миска?»

2. Педагог подбирает картинки, в названиях которых имеется один из дифференцируемых звуков, и раздаёт их.

Каждый ребёнок показывает свою картинку, называет её, выделяя дифференцируемый звук, и ставит под соответствующей картинкой символом.

3. Детям предлагаются слова, в которых имеются оба дифференцируемых звука, например: шоссе, сушки, солнышко и др.

Дети должны правильно называть картинки, не смешивая звуки.

Примерные упражнения: «Что нарисовано на картинках?», «Повтори слова парами» (шутки – сутки, шок – сок , крыса – крыша (Ш-С); лежать – лизать, жевать – зевать (Ж-З); цапля – сабля, свет – цвет (Ц-С) и т.п.)

Для различения близких по звуковому составу слов используются игры и упражнения с постепенным усложнением условий дифференциации слов: от слов, отличающихся несколькими звуками, к словам, различающимся только одним звуком.

Примеры используемых игр и упражнений:

“Незнайка запутался”. Педагог рассказывает детям историю про Незнайку, который нашел много картинок и никак не может отобрать из них те, которые ему необходимы. Педагог предлагает детям помочь Незнайке и раскладывает на столе картинки (лук, жук, сук, рак, лак, мак, сок, дом, лом, сом, ложка, мошка, матрешка, картошка и т. д.). Дети получают первое задание: разложить по коробочкам картинки с изображенными на них предметами, которые произносятся похоже. Затем дети получают второе задание: выбрать из определенной группы картинок ту, которая нужна Незнайке (предмет, изображенный на картинке, называет взрослый).

“Придумай слово”. Педагог предлагает детям прослушать какое-либо слово и придумать слова, которые звучат похоже (мышка—миска, мишка, крышка, шишка, пышка, фишка; коза—коса, оса, лиса и т. д.).

Читайте также:  Этапы развития плода ребенка по неделям

“Чем отличаются слова”. Педагог предлагает детям рассмотреть пару картинок и назвать изображенные на них предметы (кит—кот, жук—сук, шар—шарф.  Маша—каша, горка— норка и т. д.). Дети должны определить с помощью наводящих вопросов логопеда разницу в звучании этих слов.

“Лишнее слово”. Педагог четко произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, отличающееся от остальных:

канава, канава, какао, канава;

утенок, котенок, утенок, утенок;

ком, ком, кот, ком;

минута, монета, минута, минута;

винт, винт, винт, бинт;

буфет, букет, буфет, буфет;

дудка, будка, будка, будка и т.д.

“Лишнее слово” (второй вариант). Взрослый произносит слова и предлагает ребенку назвать слово, которое не похоже на остальные:

мак, бак, так, банан;

сом, ком, индюк, дом;

лимон, вагон, кот, бутон;

мак, бак, веник, рак;

совок, гном, венок, каток;

пятка, ватка, лимон, кадка;

ветка, диван, клетка, сетка;

каток, моток, дом, поток и т. д.

“Мое слово”. Педагог предлагает ребенку три картинки, просит назвать предметы, изображенные на них, а затем произносит слово и предлагает ребенку определить, какое имеющееся слово похоже по звучанию на названное:

картинки: мак, дом, ветка; слова для сравнения: сетка, ком, бак, клетка;

картинки: совок, вагон, гном; слова для сравнения: дом, лимон, бидон, загон, каток;

картинки: калитка, дом, каток; слова для сравнения: платок, листок, моток, гном, ком, улитка и т. д.

“Поэт”. Взрослый читает двустишие, выделяя голосом последнее слово в первой строке, и предлагает ребенку выбрать для рифмы одно слово из предложенных:

Шепчет ночью мне на ушко Сказки разные… (перина, подушка, рубашка).

Без ключа, ты мне поверь, Не откроешь эту… (тумбочку, дверь, книгу).

От грязнули даже стол Поздним вечером… (сбежал, ушел, ускакал).

Две сестрички, две лисички Отыскали где-то… (спички, щетку, ложку).

Тебе кукла, а мне — мячик. Ты девочка, а я… (игрушка, медведь, мальчик).

Говорила мышка мышке: До чего люблю я… (сыр, мясо, книжки)

Серый волк в густом лесу Встретил рыжую… (лису, белку).

Опустела мостовая, И уехали… (автобусы, трамваи, такси).

Катя Лену просит дать Краски, карандаш… (ручку, тетрадь, книгу) и т. д.

“Расставь по местам”. Педагог читает стихотворение и предлагает ребенку выбрать из близких по звуковому составу слов, обозначающих предметы, изображенные на картинке, нужное слово и ответить на вопрос. Предварительно предметы на картинках называются ребенком, сложные понятия уточняются.

Я тебе задачу дам — все расставить по местам:

– Что скатали мы зимой…? – Что построили с тобой…?-  На крючок в реке попал…?-  Может все, хоть ростом мал…?

Слова для выбора: дом, ком, гном, сом.

– Я опять задачу дам — все расставить по местам:

– Что стащил игривый кот…? – Детям мамочка плетет…?-  С гор спускается, течет? – Что за скользкий, ровный лед…?

Слова для выбора: каток, поток, венок, моток.       и т.д.

“Озорные звуки”. Педагог читает детям двустишие и предлагает определить, какие звуки “озорничают”, и сказать слово правильно:

Тащит мышонок в норку Огромную хлебную горку (корку).

Русская красавица Своей козою (косою) славится.

На глазах у детворы Крысу (крышу) красят маляры.

Закричал охотник: “Ой! Двери (звери) гонятся за мной!”

Я рубашку сшила шишке (мишке), Я сошью ему штанишки.

Лежит лентяй на раскладушке, Грызет, похрустывая пушки (сушки).

Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей (грачей).

Белокрылые хозяйки, Над волной летают сайки (чайки).

Все задания предлагаются в игровой форме, с использованием таких приемов, как придумывание слов, работа с предметными картинками, сигнальными флажками (символами, картинками), опускание при произнесении логопедом последнего (первого) звука в слове и восстановление его детьми с опорой на предметные картинки, работа с фишками, карточками и т. д.

Для дифференциации звуков во фразовой речи подбираются потешки, стихи, скороговорки, рассказы, насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения: по картинке, на которой изображено действие с предметом (сюжетные картинки); по предметным картинкам, знакомым по предыдущим занятиям; с заданным словом. Педагог может дать указание придумать такое предложение, чтобы в нём было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками, например Л и Р (Милиционер регулирует уличное движение. Лодка плывёт по быстрой реке. Рыбаки наловили много рыбы и т.п.); С и Ш (Солнышко –вёдрышко выгляни в окошко! На ромашках спят шмели, лягушата спать легли.)

В этом виде работы может быть использован программный материал по развитию речи: правильно подобранные рассказы, песенки, потешки, стихотворения, картины для составления рассказов и т.п. Но особенно рекомендуются чисто- и скороговорки. (В шалаше шесть шалунов. Шишки на сосне, шашки на столе. На горе-горушке стоит избушка. В этой избушке живут старик со старушкой. (Ш-С); Змее на ужин жук очень нужен. Жаба с зонтиком идёт, жук с корзиною ползёт. (Ж-З); Шла тучка над речкой, шла за овечкой. Лавочка у крылечка, шуба на печке (Ч-Ш) и т.п.)

Все игры, изложенные в этом материале, просты и доступны и помогут  педагогам в развитии фонематического слуха и навыков дифференциации звуков у ребенка.

Используемая и рекомендуемая литература:

  1. Егорова О.В. «Звуки М, МЬ, Н, НЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет»

М.: «Издательство «Гном и Д», 2005. 

  1. Нищева Н.В.        «Картотека предметных и сюжетных картинок для автоматизации и дифференциации звуков разных групп». Выпуск 4. ФГОС. Детство-Пресс, 2015
  2. Нищева Н.В. «Тетрадь-тренажер для автоматизации произношения и дифференциации звуков [ л ], [ л’], дифференциация сонорных звуков и звука [ j ]»        — Детство-пресс, 2015
  3. Резниченко Т. С., Ларина О. Д. «Дифференциация согласных звуков» Росмэн-Пресс, 2004
  4. Шаблыко Е.И.        «Дифференциация сонорных звуков»-  Сфера,        2013

Электронные ресурсы:

https://www.logopeda.net/dif/

https://www.logoped.ru/zv-z07.htm

https://logoped18.ru/logopedist/differentsiatsiya-zvukov.php

Источник