Развитие ребенка дауна 3 года
Растить ребенка с синдромом трудная, но как это бы не казалось странным, интересная задача. Ведь мужественные родители, которые родили ребенка с генетическим заболеванием, а также поставили перед собой задачу воспитать полноценного члена общества, должны прикладывать многократные усилия для того, чтобы малыш не отставал в развитии. Конечно, заложенное природой отставание никуда не денешь, но и у здоровых детей этим процессом можно свободно распоряжаться, ускоряя его своими усилиями. Чтобы помогать ребенку развиваться, нужно знать месяц за месяцем, год за годом, как обычно развиваются такие дети.
До шести месяцев
Развитие — это физический и психологический рост ребенка. Оно зависит от особенностей, которые ребенок получил с рождения, а также от заботы окружающих и особенностей окружающей среды. Ребенок с рождения получает основу дальнейшего развития, но само развитие сильно зависит от усилий родителей и воспитателей. Фатализм, то есть опора на предрасположенность жизни — самая большая глупость, которые могут допустить педагоги, оправдывая этим свою бездеятельность. Ребенок с синдромом Дауна развивается так же, как и другие дети, но ему нужно больше помогать для достижения такого же уровня развития, что и у здоровых детей.
Синдром Дауна — особенность, и вовсе не приговор, ведь дети, которые не имеют генетического дефекта, часто получают вредные привычки, создавая социальный дефект у себя искусственно. А дети с синдромом могут освоить сложнейшие умения, которые никогда не будут иметь их сверстники, и, таким образом, достичь социального преимущества. Это преимущество будет тем более ощутимым, чем более упрежденно относятся в обществе к детям с врожденными особенностями.
Моторика у детей с синдромом Дауна в первом полугодии жизни развивается с задержкой, от физического развития в раннем возрасте сильно зависит психологическое развитие, поэтому то, что ребенок не может сделать сам, нужно наверстывать с помощью физических упражнений.
Развитие малыша с синдромом Дауна от одного до трех месяцев:
- ребенок должен звуками показывать, что он голоден, а также радоваться, когда получает пищу, гулит после еды;
- воркованием показывает удовольствие, когда с ним общаются, эмоции должны выражаться разными звуками;
- ребенок сосет соску и грудь, без проблем должен глотать жидкость;
- если лежит на спине, быстро двигает по очереди руками и ногами;
- малыш с синдромом Дауна может поднимать голову на 5 сантиметров от кровати и так ее держать десять секунд;
- лежа на животе, может до минуты держать голову;
- сжимает руки в кулаки и самостоятельно разжимает пальцы;
- смотрит на руки, перебирает пальцами, дотягивается руками до рта;
- может хватать и отпускать погремушку, только удерживает ее непродолжительное время;
- двигает глазками и головой за ярким предметом;
- рассматривает предметы, которые его окружают, задерживая взгляд;
- может запоминать людей, которые часто присутствуют в комнате, может их узнавать;
- улыбается, когда слышит голос мамы;
- понимает интонацию, отвечает звуками, когда к нему обращаются.
Ребенок с синдромом Дауна от четырех до шести месяцев:
- радостно смеется, когда ребенка взять на руки, помнит близких людей и узнает их, одновременно к посторонним может относится с подозрением;
- спокойно реагирует, когда его одевают;
- изучает свои ноги, лежа на спине;
- самостоятельно переворачивается на живот и может без посторонней помощи держать голову, упираясь прямыми руками;
- сидит, удерживая голову прямой, даже если его немного наклонить;
- хватается двумя руками за предмет, короткий промежуток времени может играться погремушкой;
- изучает руки, тянет их и предметы, которые в них находятся, в рот;
- играет в прятки — удивляется и радуется, когда взрослый ладонями закрывает свое лицо;
- реагирует на интересный предмет, поворачивая голову.
После полугода
В первом полугодии малыш много спит, хочет активно играться, изучать окружающий мир. Дети учатся устанавливать зрительный контакт, при этом что-то осмысленно лепечут. Ребенок с синдромом Дауна до одного года, как правило, еще не умеет говорить.
Ребенок с синдромом Дауна от семи до девяти месяцев:
- уверенно узнает взрослых, которых видит часто;
- на щекотку отвечает громким хохотом;
- если сделать гримасу на лице, ребенок отвечает улыбкой;
- привлекает внимание движениями рук, которые может протягивать к взрослому, при этом лепечет;
- радуется играм в прятки;
- может говорить дада, папа, мама;
- умышленно роняет предметы, зная, что взрослый их поднимет;
- расстраивается, когда у него отобрать игрушку, при этом может заплакать;
- самостоятельно есть печенье;
- пьет из кружки из рук взрослого;
- встает, держась за пальцы;
- самостоятельно сидит несколько секунд, упираясь руками, минутку сидит с опорой спиной на подушку;
- неуверенно, но уже ползает;
- подает себе игрушку из одной руки в другую, может держать предмет двумя руками одновременно;
- играет ладушки — самостоятельно и с помощью взрослого;
- способен наблюдать за летящим, падающим предметом;
- рассматривает себя в зеркале;
- изучает свойства предмета постукиванием и пробованием на вкус.
От десяти до двенадцати месяцев:
- если ребенка ругать, он реагирует хныканьем или плачем;
- не отдает игрушку, злиться когда отбирают;
- дает маме игрушку, если та попросит;
- обнимает маму;
- может указать на игрушку, которую хочет подержать;
- по просьбе хлопает в ладошки;
- ест с помощью рук;
- делает первые попытки есть ложкой;
- быстро ползает на четвереньках, играется, покачиваясь, стоя на четвереньках;
- когда лежит на животе, может сесть, прогибаясь и переворачиваясь;
- стоит, держать за опору, может немного ходить, если его водить за кисти или если он держится за что-либо, иногда ходит, если ребенка водить за одну руку;
- пальцами может брать мелкий предмет, рассматривает игрушки;
- может ставить игрушки в коробочку и доставать их оттуда;
- следит за предметом, может найти его, если при нем спрятать;
- понимает первые слова — если его позвать, что-то запретить или похвалить.
На втором году
Обычные дети первые слова говорят после 12 месяцев (более простые слова мама, папа может и раньше). После полутора лет дети осваивают более 20 слов каждый месяц, к пяти годам ребенок может сказать практически все, используя более двух тысяч слов.
Дети с синдромом Дауна говорят так же, как и здоровые, только развитие речи происходит с задержкой. Но малыши еще до того, как начинают говорить, пользуются жестами, так что их вполне можно понимать. Среди причин задержки языкового развития — проблемы со слухом, которые наблюдаются у 80 процентов детей с этим заболеваним. Потяря слуха может быть не постоянной, а периодической, связанной с инфекциями, но может также быть глухота нейро-сенсорного свойства, она не лечится. Поэтому, если есть проблемы с восприятием и речью, ищите причины прежде всего в слухе.
Одна из проблем восприятия слов, которая отображается на произношении — это трудноразличимость похожих слов, которые могут обозначать разные понятия. В ходе эксперимента, которые поставили британские ученые, ребят обучали не словам, а жестам, которые имеют определенные понятия — около половины осваивали более 20 слов в месяц, почти как здоровые дети, а половина учила менее десяти, но все равно прогресс в обучении наблюдался. Но несколько детей освоили за месяц почти 40 жестов, это говорит о индивидуальных особенностях детей. После того, как дети научились говорить, они перестали общаться жестами.
От 13 до 15 месяцев:
- мимика ребенка может подражать мимике взрослого;
- ребенок наконец-то не очень четко может повторять слова взрослого;
- прощаясь, машет рукой или сопровождает гостя аплодисментами;
- если что-то не хочет, покачивает по сторонам головой;
- целует знакомого человека по просьбе родителей;
- если ребенка одевать в одежды без застежек, поднимает руки;
- может начать пробовать раздеваться — например снимает варежки;
- из чашки пьет сам;
- самостоятельно ходит;
- сам встает с положения сидя на полу;
- может бросать мяч из положения стоя;
- берет мельчайшие предметы, даже крошки;
- играется машинкой, катая ее по полу;
- может играться простым конструктором — разбирать на части, вынимать палочки из отверстий;
- может рисовать карандашом, правда четкой картинки не получается;
- интересуется книгой, листает ее;
- тянет игрушку за веревку;
- ставит меньшую емкость, например, стакан, в емкость большего размера.
От 16 до 19 месяцев:
- вместе с мамой убирает игрушки;
- делает простые поручения — приносит и уносит знакомую вещь в другую комнату;
- подает предмет, который просили;
- делится предметами, которые у него в руках;
- ест ложкой, но проливая жидкость;
- снимает носки, тапочки, туфли;
- можно научить мыться в умывальнике;
- начинает ходить по лестнице, но с поддержкой и приставным шагом;
- поднимает с пола вещь без приседания и поддержки;
- может немного ходить назад;
- указательным пальцем показывает, что ему подать;
- если спрятать небольшой предмет под одинаковыми стаканами на его глазах, определяет где он именно;
- понимает, для чего предназначены домашние вещи;
- знает до пяти частей тела;
- играет кубиками, пирамидкой (кольца с палочкой), может поставить небольшой стопкой;
- выкручивает крышку бутылки;
- вставляет веревку в отверстие.
От 20 до 24 месяцев:
- выбирает книгу, которую нужно ему почитать;
- просит помощи, если у него что-то не получается;
- может отказываться от навязчивого общения, а могут быть и безотказными;
- моет и вытирает руки о полотенце;
- мешает ложечкой чай;
- снимает верхнюю одежду на пуговицах;
- играет футбол;
- ходит на носочках, прыгает;
- играется кубиками, ставя их стопкой;
- рисует прямую линию;
- разворачивает сверток;
- листает книги постранично;
- высыпает сухое содержимое бутылки, вытряхивает, если горлышко узкое;
- сравнивает предметы в комнате с аналогичными на картинках, показывая по просьбе;
- вставляет квадрат в квадратную прорезь, треугольник — в треугольную;
- по-своему поет детские песни;
- выражает желание получить предмет, поесть;
- называет предметы отвечая на вопрос.
Третий год
Первое полугодие
От 25 до 30 месяцев:
- играется с другими малышами;
- может пить через соломину;
- еду из ложки еще может проливать;
- вытирает руки;
- просится на горшок, не писается, если садить на горшок периодически;
- стоит несколько секунд на одной ноге, с опорой на одну руку или без нее;
- подпрыгивает с двух ног и приземлятся на стопы;
- без труда ходит по лестнице;
- делает несколько шагов на носках;
- подпрыгивает и приземляется не падая;
- садится и встает со стульчика;
- башня из кубиков состоит из более пяти этажей, строит кубики в ряд в виде поезда;
- может надевать несколько шариков на веревку;
- поймает мяч, если к нему подкатить;
- ставит монетки в копилку;
- рисует неровный круг, спираль;
- можно научить складывать лист бумаги пополам, режет бумагу;
- переливает жидкость из банки в банку;
- объясняет, какие предметы принадлежат ему;
- находит картинки по объяснению;
- разговаривает с собой и игрушками при игре;
- понимает некоторые предлоги, например «под», «на»;
- использует отрицательные слова, говорит предложения из двух-трех слов, повторяет предложения из четырех слов;
- говорит свое имя, но неправильно произносит звуки.
Второе полугодие
От 31 до 36 месяцев:
- сочувствует, когда другой ребенок плачет;
- может пожаловаться, выразившись фразами;
- здоровается;
- начинает неуверенно пользоваться вилкой, может испачкаться;
- в туалете самостоятельно снимает штаны, сам садится на горшок;
- самостоятельно моет и вытирает о полотенце руки;
- может расстегнуть пуговицы большого размера, а также молнии, липучки;
- может надеть брюки, но их трудно застегнуть;
- ездит на велосипеде с тремя колесами;
- может стоять некоторое время на одной ноге;
- поднимается по лестнице по-взрослому;
- быстро бегает;
- далеко бросает мяч;
- откручивает крышки на резьбе;
- рисует неровные геометрические фигуры;
- лепит из пластилина;
- сортирует предметы по цвету, раскладывая их в разные места;
- знает назначение распространенных бытовых предметов;
- знает, что такое один, а что такое много;
- может выучить стишок из трех строк;
- предложения могут состоять из более, чем четыре слова;
- может говорить сложноподчиненными предложениями.
Малыш с синдромом Дауна может развиваться как обычный ребенок, только с небольшим отставанием. Но, как и в случае с большинством ребят, скорость развития очень сильно зависит от родителей. Любые конструктивные усилия, приложенные в раннем детском возрасте, в будущем будут иметь большие позитивные последствия.
Источник
РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С СИНДРОМОМ ДАУНА от 1 до 3 лет
(рекомендации для родителей)
Краткая характеристика данного этапа развития:
До года деятельность ребенка носит предметно-ознакомительный характер. После года наглядно-действенный. Это связано с тем, что ребенок после года начинает ходить, у него увеличивается объем перемещений в пространстве и расширяется поле его деятельности. Ребенок задается не только вопросом «Что это?», но и «Что делать с этим?». Особую значимость здесь приобретает совместная деятельность со взрослым. Из наблюдений за действиями взрослого ребенок узнает, что и как делать, пытается повторить действия. В этот период ребенок начинает обращать внимание на то, что делают другие дети. При развитии наглядно-действенной деятельности у ребенка с синдромом Дауна, родителям следует соблюдать одну и ту же последовательность:
– обязательно назвать предмет: -«Это мяч»
– назвать форму предмета, его цвет, величину, вкус: – «Он круглый, красный, большой»
– показать, как этим предметом можно действовать: – «Смотри, он катится, скачет».
Дети начинают использовать контакт глазами после того, как они привлекут внимание взрослого. Они снова возвращаются к тому, что они делали до этого или к тому, что вызывает у них интерес. Считается, что эти эпизоды совместных действий важны для когнитивного развития ребенка. Это те случаи, когда взрослый показывает ребенку, как делать что-то, чем ребенок еще не вполне овладел.
Несмотря на то, что дети с синдромом Дауна могут немного позже начать улыбаться, устанавливать контакт глазами, соблюдать очередность, их развитие в первый год жизни в целом не отличается от обычного. Они проявляют интерес к людям, социально отзывчивы и восприимчивы, и эта тенденция хорошего социального и эмоционального развития невербальных навыков общения обычно сохраняется и в последующие годы.
Развитие моторики происходит медленнее у большинства детей с синдромом Дауна, а это, в свою очередь, ограничивает их ранний опыт и задерживает когнитивное развитие, поскольку они, как правило, учатся хватать, ползать и ходить позже, чем обычно.
В возрасте от 1 до 3 лет у детей с синдромом Дауна становится очевидным дисбаланс между пониманием речи окружающих и развитием собственной речи. Ни в коем случае не надо принуждать ребенка что-либо сказать или повторить. Лучше вообще избегать слов «скажи», «повтори», так как на эти просьбы может вырабатываться негативная реакция. Эти слова лучше заменить соответствующими вопросами или словами «покажи», «угадай» или односторонним диалогом, при котором взрослый и спрашивает ,и отвечает сам.
Самый важный аспект развития на втором году жизни – это развитие речи. Большинство детей начинают произносить отдельные слова вскоре после того, как им исполняется год. Первые десять слов набираются довольно медленно, со скоростью от одного до трех слов в месяц. Затем скорость освоения новых слов резко возрастает. В возрасте между 19 месяцами и 2 годами дети обычно усваивают примерно 25 слов в месяц. Однако стоит отметить, что скорость, с которой отдельные дети учатся говорить, может варьироваться.
У значительного числа детей с синдромом Дауна в раннем возрасте наблюдается потеря слуха. У большинства детей эти потери то появляются, то исчезают, и вызываются инфекционными заболеваниями среднего уха. Очень важно регулярно проводить проверку слуха и проводить соответствующее лечение.
ВАЖНО: чтобы ребенок смотрел, слушал и совершал действия с предметом!
В процессе совместной деятельности развивается ДИАЛОГ взрослого и ребенка. Взрослый сопровождает свою речь ОБЛЕГЧЕННЫМИ, ПРОСТЫМИ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ словами, жестами, а ребенок использует любые доступные ему сигналы.
(источник: materinstvo.ru) Учитель-дефектолог Шуба С.В.
Источник
Обещала написать про вехи развития ребёнка после года, но никак не соберусь. К тому же народу тут поубавилось, так что вроде и не нужно уже никому. Поэтому пока для присутствующих и интересующихся краткий обзор достижений на текущий момент, и некоторые комментарии, что мы делали (в нашем случае скорее всего не делали), чтобы дойти до жизни такой )))
Итак, на сегодня мальчику 3 года 7 месяцев…
ОБЩАЯ МОТОРИКА: все навыки по возрасту присутствуют, но немного хромает качество движений. Упомяну только самые поздние достижения: ходит задом наперёд, прыгает на месте, ходит по поребрикам, спускается/поднимается по лестнице, в том числе шведской, ходит на цыпочках, крутит педали трехколесного велосипеда, ездит на самокате и многое другое – всё это самостоятельно, без помощи. Недочёты – бегает/ходит неправильно, «уточкой», то есть слишком широко ставит ноги и как-то их подворачивает не по-человечески, не очень точно ловит мяч, не прыгает в длину, да и вверх-то прыгает на пару сантиметров всего ))) Что делали – ничего особо не делали для развития, потому что и так было видно, что сам справится… Правда, дома есть небольшой спорткомплекс и все виды детских средств передвижения.
ТОНКАЯ МОТОРИКА: всё, что касается, скажем так, логики, например, сортировка, пазлы, конструктор, разобрать/собрать машинку, соотносить картинкии предметы, сам «читает» книги (листает постранично, комментирует звуками ижестами) и т.п., а также то, что касается терпения и методичности, например, отлично с нанизыванием (шнуровки), с балансом (высокие башни из кубиков), со штырькамии т.п. – всё это почти по возрасту, а то, что касается механики хромает, например, не вырезает, толком не лепит, не раскрашивает (в пределах контуров), плохо с точностью линий… и даже с попадание ложкой в рот случаются проколы ))) Что делали – играли в то, что нравится маме ))) то есть в наведение порядка в доме)))
ВОСПРИЯТИЕ РЕЧИ: вот тут немного приторможу, потому что это было очень слабое звено, но буквально в последние пару-тройку месяцев понимание полностью включилось, то есть теперь можно разговаривать в нормальном темпе, не повторяя, не требуя сосредоточиться, без глазного контакта и т.д. Естественно, что это ребёнок, а значит он может отвлечься, не переключиться сразу, игнорировать вас ))) допускаю также, что пассивный словарный запас несколько отстаёт от положенного по возрасту, но в бытовой обстановке уже никаких недопониманий нет… кроме того теперь отлично слушает и понимает более сложные, в том числе новые, сказки и тем более мультики, соответственно, интересуется ими. Более простые и хорошо знакомые сюжеты интересуют тем, что он может участвовать в их пересказе. «Рассказывать» может сказку «добровольно», без книжки, например, вдруг решит рассказать «репку» или «курочку Рябу» (мало личто-то навеяло )))
Поскольку ребёнок не говорит, то в полной мере оценить, что понял, что не понял, конечно, нельзя, но наличие понимания, в том числе правильного понимания, очевидно по действиям и реакциям. Безусловно от возрастной нормы отстаёт, однако теперь общение вполне комфортное, то, что я называю «голосовое управление» активировано ))) отстаёт время отклика, то есть даже когда понял, то между услышал и сделал есть заметная задержка (младшая всегда успевает метнуться в этом интервале и сделать за него, но, раз уж я упомянула младшую, то замечу, что хотя голосовое управление младшей гораздо более отзывчивое, но по некоторым вопросам всё же старший очевидно старший, видимо, некий опыт тоже имеет значение). Что делали: преимущественно читали книжки и смотрели мультики, а также родители ленились вставать с дивана и терпеливо ждали, пока ребёнок всё же сделает всё сам после сотого повтора команды. Слабое место родителей: неумение разговаривать с детьми (за детей) и комментировать свои действия.
РЕЧЬ: сильно отстаёт от сверстников, прогресс есть и довольно очевидный, в том числе улучшается чистота звуков, при чём он, видимо, себя хорошо слышит, потому что именно те слова, которые начинают получаться объективно правильнее, любит произносить часто и повторять, когда произносит, например, одно из последних — научился очень чётко говорить «бы» вместо «бык» и теперь в нашей жизни быки стали встречаться просто на каждом шагу, раньше мы их как-то не замечали (за одно произошло разграничение быков, коров, телят, козлов, коз и козлят и т.д.)… вообще из полных слов только «мама», «папа», «деда», «баба»,«не надо»… остальное либо лепетные слова, либо один слог/звук из слова плюс интонации и жесты… звуки использует в основном передние, хотя есть и другие, гласные есть все, из согласных труднее всего с «к»…
САМООБСЛУЖИВАНИЕ: хорошо у мальчика только с взаимодействием с окружающими, может и поддержать контакт и сам инициировать игру/взаимодействие с другими людьми, в том числе с незнакомыми, всегда здоровается (машет рукой и говорит«е-ее», то есть «привет», подаёт первым/пожимает в ответ мужчинам руку, или «даёт пять») и говорит спасибо (кивает и говорит «ма»), без вопросов соблюдает очередность, знает «своё» и «чужое», повторяет за детьми понравившиеся шалости и т.д.
А вот собственно с самообслуживанием у нас как-то так себе (родители мешают процессу): совсем сам одеться не может (только штаны, обувь и, например, олимпийку, то есть то, что не нужно через голову, а иначе голову засунет, а с руками далеко не всегда справится после этого); горшок по настроению, хотя контролировать процесс может и всё понимает, но не просится и не считаетэто нужным ))); ему проще обгадиться и использовать это как повод искупаться – залезет в ванную, включит воду, сам намылится от пяток до макушки(кроме спины, естественно) и сам себя обольёт хоть ковшиком, хоть из душа, и даже худо-бедно вытрется полотенцем… поесть может сам более или менее опрятно (ложка, вилка, чашка), но иногда промахивается ложкой мимо рта и потом пытается собрать еду вокруг рта ложкой и вытереть салфеткой, но также всё ещё интересноразлить воду, да и вообще есть не любит… а ещё совсем не можем договорится поповоду поведения на проезжей части… Что делаем: ну, просто живём ))) никуда неспешим, родители не напрягаются покормить с ложки и надеть подгузник ))) не любит «пачкать руки», то есть вообще что-то делать без инструмента, поэтому столовые приборы, карандаши, кисточки, лопатки и т.д. используются с удовльствием и по назначению.
РЕЗЮМИРУЯ, могу сказать, что каких-либо проблем с развитием ребёнка я не вижу. Конечно, он отстаёт по многим (или даже всем) параметрам от сверстников, но я считаю, что это неизбежно и не собираюсь с этим бороться. Главное, что теперь для меня стало совершенно очевидным, что прогресс неизбежен, пусть он идёт в своём темпе, но спешить нам некуда. Предположим, мальчик научится нормально говорить в 7 лет, а читать в 9, а писать вообще в11, ну и что? Пусть он сможет полностью обслуживать себя только к 30 годам, что это меняет в его или моей жизни? Совершенно точно, что в итоге он справится. И пусть весь этот период он будет счастливым, а не замученный занятиями, целями и достижениями. Кто сказал, что ради какого-то эфемерного будущего счастья нужно отказаться от беззаботного и радостного существования сегодня?! Поэтому мы пока живём и не паримся, чего и Вам всем желаем
Далее по теме: синдром Дауна у будущего малыша
Источник