Развитие ребенка через знакомство с литературой

Знакомство детей с художественной литературой с целью развития их речи
Огромное влияние на развитие речи ребенка имеет художественная литература. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, насколько родная речь богата юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.
С целью повышения качества работы по ознакомлению детей с художественной литературой и фольклором, обучению их рассказыванию и пересказу, выразительному чтению наизусть стихотворений, потешек, работы по развитию образности, выразительности речи и начальных форм словесного творчества поставлены следующие задачи:
– формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы:
о жанрах прозы и поэзии, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах языковой образности;
– развивать поэтический слух, способность целостному восприятию произведений разных жанров, учить улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов;
– воспитывать интерес к художественной литературе, обеспечивать усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на них;
– воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
– подталкивать родителей к ознакомлению детей с художественной литературой.
В решении задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно выполнять познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.
Разработано несколько критериев отбора литературных произведений:
1) идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;
2) высокое художественное мастерство, литературная ценность. Признаком художественности является единство содержания произведения и его формы. Книга должна быть написана образцовым литературным языком;
3) доступность литературного произведения, его соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
4) занимательность сюжета, простота и ясность композиции;
5) конкретные педагогические задачи, которые планируется решать.
Данные критерии дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений:
1) малые формы русского фольклора и фольклора народов мира: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки;
2) произведения русской и зарубежной классической литературы;
3) произведения современной русской и зарубежной литературы.
Читая детям художественные произведения на занятиях по развитию речи в библиотеке и дома, библиотекарь, руководители детским чтением должны использовать разнообразные методы, приемы и средства. Методические приемы развития речи традиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.
Словесные приемы при работе над литературным произведением применяются очень широко. К ним относятся:
– чтение произведений;
– вопросы к детям по содержанию произведений;
– повторное проговаривание, пересказ произведения;
– заучивание наизусть стихотворения, потешки и т. п.;
– выразительное чтение художественной литературы;
– беседа по произведению;
– объяснение, указания;
– оценка детской речи;
– прослушивание грамзаписи.
Наглядные приемы – показ иллюстративного материала; показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению; просмотр видеофильмов, диафильмов; показ схемы.
Игровые приемы возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают при обучении положительный эмоциональный фон и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду, так и в первом классе.
Наиболее эффективным является практический метод, а именно театрализованная деятельность, так как она способствует легкому и свободному осуществлению процессов обучения и развития детей.
Театрализованные игры, элементы инсценировки – это сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура и многие другие аспекты речи. К приемам практического метода можно отнести также оформление выставки, книжного уголка.
Учить ребёнка чтению нужно в игре. Никогда человек не полюбит то, что даётся ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребёнка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя. Только в игре ребёнок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива.
Нужно обращать внимание на оформление книг. Детям-первоклассникам и дошколятам просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт.
Можно порекомендовать обзор книг современных авторов, которые помогут привить любовь к чтению «начинающим» читателям. Например, книга «Расчитайка. Как помочь ребёнку полюбить чтение» Юлии Кузнецовой, где книги – огромный волшебный мир, полный приключений и познавательных фактов, а чтение – основа всего процесса познания и обучения. Эта книга с забавным названием «Расчитайка» призвана помочь родителям «расчитать» их детей – научить любить книги, сам процесс чтения, уметь анализировать прочитанное, делать выводы, а самое главное, получать от всего этого настоящее удовольствие.
«Расчитайка» будет полезной ещё до того как малыш научился читать, а потом, с каждым этапом роста и развития, она поможет родителям делать правильные шаги к тому, чтобы книга стала лучшим другом ребёнка.
Также нужно порекомендовать серию «Настя и Никита» – книги по интересам (О светофоре, история школы, дома мира и т.д.) и серию «Читаем сами».
Из детских писателей, произведения которых стали уже классикой, нужно особо выделены В.Драгунский, Е.Шварц, Б. Заходер, К.Чуковский, А.Усачёв, В.Лунин, а также произведение «Голубая бусинка» польского автора Марии Крюгер.
Источник
Ознакомление с художественной литературой детей дошкольного возраста
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту.
Н.С. Карпинская считает, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.
К сожалению, сегодня общество стоит перед проблемой сохранения интереса к книге, к чтению как процессу и ведущей деятельности человека. Наше общество, особенно его подрастающее поколение, отвернулось от книги. Интерес к чтению как отечественной, так и к зарубежной литературы падает. Аудио- и видеотехника, дающая готовые слуховые и зрительные образы ослабила интерес к книге и желание работать с ней. Поэтому современные дети предпочитают книге просмотр телевизора, компьютерные игры. А ведь художественная литература играет огромную роль во всестороннем развитии ребёнка.
Таким образом, проблема приобщения детей к книге, формирования «грамотного, вдумчивого и чуткого читателя» особенно актуальна в современном обществе.
С утверждением и введением в действие ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования знакомство с художественной литературой выделено в образовательную область «Речевое развитие».
Задачи работы по ознакомлению детей
с художественной литературой
Задачи по ознакомлению детей с художественной литературой можно сформулировать следующим образом:
1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. воспитывать литературно – художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения;
4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
Методика работы с художественной литературой в детском саду
М.М. Конина выделяет несколько типов НОД:
- Чтение и рассказывание одного произведения.
- Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединить произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких НОД объединяют новый и уже знакомый материал (старший дошкольный возраст).
- Объединение произведений, принадлежащих разным видам искусства (средний, старший дошкольный возраст):
а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника.
б) Чтение в сочетании с музыкой. На подобных НОД учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.
- Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.
а) Чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними).
б) Настольный театр (картонный или фанерный, например, по сказке «Репка»).
в) Кукольный и теневой театр, фланелеграф.
г) Диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.
- Чтение как часть НОД по развитию речи.
а) Оно может быть логически связано с содержанием НОД (в процессе беседы о школе чтение стихов, загадывание загадок).
б) Чтение может быть самостоятельной частью НОД (повторное чтение стихов, закрепление материала).
При работе с детьми важно помнить, что ознакомление с художественной литературой на разных возрастных этапах различно.
У детей младшего дошкольного возраста воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слышать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. Начиная с младшей группы детей подводят к различению жанров. Воспитатель сам называет жанр художественной литературы «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». В этом возрасте дети способны понять и запомнить сказку, повторить песенку, однако речь их недостаточно выразительна.
В среднем дошкольном возрасте усугубляется работа по воспитанию у детей способности к восприятию литературного произведения, стремления эмоционально откликнуться на описанные события. На занятиях внимание детей привлекает и к содержанию, и к легко различаемой на слух стихотворение, проза) форме произведения, а так же и к некоторым особенностям литературного языка (сравнения, эпитеты). Как и в младших группах, воспитатель называет жанр произведения,, становится возможен небольшой анализ произведения, т. е. беседа о прочитанном. Детей учат отвечать на вопросы, понравилась ли сказка, рассказ, о чем рассказывается, какими словами она начинается, заканчивается. Беседа развивает умение размышлять, высказать свое отношение к персонажам, правильно оценивать их поступки, характеризовать нравственные качества, дает возможность поддерживать интерес к художественному слову.
В старшем дошкольном возрасте возникает устойчивый интерес к книгам, желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Воспитателям необходимо помнить, что знакомство с художественной литературой не должно ограничиваться только НОД.
Чтение и рассказывание книг должно организовываться во все моменты жизни детей в детском саду. Его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.
С целью ознакомления детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта, речи, позитивного отношения к миру, любви и интереса к книге используются следующие формы работы:
– оформление книжных уголков в группах детского сада.
– оформление тематических выставок, посвященных творчеству писателей.
– НОД по ознакомлению с биографиями писателей.
– создание «Книжкиной больницы» в группах, поможет привить детям бережное отношение к книге.
– выставки детских рисунков и поделок, сделанных по мотивам прочитанных произведений. Можно создать стенгазету на определенную тему, где дети разместят свои рисунки и поделки.
– создание книг-самоделок, по произведениям детских писателей, или по сказкам, которые дети придумывают сами.
– празднование именин произведения.
– посещение городской библиотеки, с целью ознакомления с новинками художественной литературы.
Принципы подбора произведений для круга детского чтения
Очень важно, какие книги мы подбираем для наших малышей, насколько они разнообразны по жанру, по оформлению. Книжки не должны восприниматься только как развлечение или только как обучение. Мир художественной литературы очень богат и многогранен, в нем есть место и серьезному разговору, и веселой игре. Правильным отбором книг можно оказывать благотворное влияние на нравственное становление личности ребёнка, на формирование его духовных ценностей.
Отбор книг для детского чтения должен осуществляться по определенным принципам:
Психологические принципы. Необходим учет возрастных особенностей детей. Возрастные особенности: быстрая утомляемость, слабая концентрация внимания и сложность его переключения, недостаточный объем памяти, отсутствие личного опыта. Литература должна быть адаптирована для детского чтения: книга сокращается, объем текста уменьшается, старые, вышедшие из употребления слова заменяются новыми, понятными современному человеку.
Педагогические принципы. Воспитательная ценность произведения, его доступность, наглядность, занимательность, динамичность сюжета. Произведения должны быть проникнуты гуманистическими идеями, несущими вечные ценности добра, справедливости, равенства, труда, здоровья и счастья, мира и покоя для всех и каждого.
Литературоведческие принципы. Наличие всех видов литературы: проза, поэзия, драма.
Историко-литературные принципы. Наличие в библиотеке произведений русской литературы и литературы народов мира.
Предметно-развивающая среда.
В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе должен создаваться литературный центр, это спокойное, удобное, эстетически оформленное место, где дети имеют возможность общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.
К устройству книжного уголка предъявляется ряд требований:
- Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума.
- Хорошая освещенность в дневное и вечернее время.
- Эстетичность оформления – литературный центр должен быть уютным, привлекательный.
- В литературном центре должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции картин.
В младших группах литературный центр организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользоваться книгой и часто они используют ее как игрушку. В литературном центре должны быть 3 – 4 книги, отдельные картинки, тематические альбомы. Книги должны быть с небольшим количеством текста, яркими иллюстрациями. Воспитатель приучает детей к самостоятельному пользованию книгой, рассматривает иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рвать, не мять, не рисовать).
В средней группе литературный центр организуется с самого начала года с участием детей. На полочках-витринах 4 – 5 книг, материал для ремонта (бумага, клей, ножницы и др.), разные виды театра, диафильмы, магнитофон с аудиокассетами, коллекция скороговорок и чистоговорок. Требования к книгам те же. В литературном центре можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений. Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращать внимание на последовательность событий. Проводятся беседы о книгах. У детей формируются навыки обращения с книгой.
В старшей и подготовительной группах содержание становится более разносторонним. Количество книг на витрине увеличивается до 8 – 10 дети могут самостоятельно пользоваться библиотечкой. Сюда входят русские народные сказки, и сказки народов мира, детские журналы, произведения русских классиков, произведения о природе, познавательная литература, карты, атласы, энциклопедии. Кроме чтения и рассказывания используются также такие формы работы, как беседы о книгах, организуются выставки, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Таким образом, все формы работы по знакомству детей с художественной литературой воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.
Используемая литература:
1. Андреев, Н. П. Русский фольклор / Н. П. Андреев. – М., 2013
2. Запорожец, А. В. Неверович, Я. З. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста /А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. – М., 2012.
3. Гурович Л. М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2002. 64 с.
4. Логинова, В. И. Саморукова, П. Г. Дошкольная педагогика/ В. И. Логинова, П. Г. Саморукова. – М., 2012.
5. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М., 2010.
6. Соколов, Ю. М. Русский фольклор /Ю. М. Соколов. – М., 2009
7. Ушакова О. Г. Знакомим дошкольника с литературой. М., 2008
8. Федоренко Л. П. Методика развития речи детей дошкольного возраста. М., Просвещение, 2007. 239 с.
9. https://ru.wikipedia.org
10. https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/12/26/metodika-oznakomleniya-detey-s
11. https://www.maam.ru/detskijsad/tema-metodika-oznakomlenie-detei-s-hudozhestvenoi-literaturoi-dlja-razvitija-rechi.html
12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2013/10/11/vystuplenie-na-pedagogicheskom-sovete-oznakomlenie
13. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. Изд. -3-в. М., «Просвещение», 2013.
14. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1990.
15. Герасимова А. С. Уникальное руководство по развитию речи / Под ред. Б. Ф. Сергеева. – 2-е изд. – М.: Айрис – Пресс, 2012.
16. Логинова В. И., Максаков А. И., Попова М. И., Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2014., 223с.
17. Ушакова О. С., Струнина Е. М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. – М.: Издательство Центр ВЛАДОС, 2014.
18. https://skyclipart.ru/
Источник