Развитие ребенка через загадки
Роль загадки в развитии ребенка
В современном детском саду загадки используются как дидактическое, увлекательное средство в обучении детей и организации их досуга. Отгадывание загадок активизирует словарь детей, закрепляет умение выделять существенные признаки предметов. Загадки развивают любознательность у детей, интерес к родному языку. Они заставляют ребенка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать его с другими словами, находить в них сходство и различие. Ответы на многие загадки кажутся смешными и неожиданными, а значит развивают чувство юмора ребенка, приучают его мыслить творчески и нестандартно.
Для самого процесса обучения это и есть тот опорный пункт, на котором сосредоточивается внимание, вокруг которого формируется полное представление об изучаемом предмете или явлении. Целесообразно загадывать детям загадки в соответствующей ситуации. Загадку можно использовать на прогулке, в играх, в быту, труде. Она заставляет ребенка думать, развивает наблюдательность, стремление к размышлению и познанию окружающей действительности. Сама форма, загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка:
– это не только игра, но и упражнение в рассуждении, в умении доказывать. Но по содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей, формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства, речи-описания. Таким образом, загадка – это не только игра, а и средство воспитания, обучения, развития детей, упражнение в рассуждении и умении доказывать.
Коррекционно-развивающие возможности загадки многообразны. Наиболее важны из них:
– воспитание находчивости, сообразительности, быстроты реакции;
– стимуляция умственной активности;
– развитие мышления, речи, памяти, внимания, воображения;
– расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире;
– развитие сенсорной сферы.
Виды загадок с примерами.
1. Прямые загадки, в которых с помощью иносказаний, прямых и косвенных черт описывается загаданный предмет или явление. Могут быть как разговорной, так и стихотворной формы.
Разговорная форма:
Что такое: не лает, не кусает, а в дом не пускает?
Ответ: замок.
Стихотворная форма:
Серая шейка,
Жёлтый носок,
Плавает в речке
Как поплавок.
Ответ: уточка.
2.Загадки-рифмовки. Отгадывать их несравнимо легче ведь нужное слово так и просится на язычок. Но польза от таких словесных игр огромная. Они
способствуют развитию интеллекта малыша, будят фантазию и воображение,
но, главное, помогают получить первые представления о рифме. Самым
маленьким “отгадывальщикам” – загадки попроще.
Апельсины и бананы очень любят… (обезьяны)
У меня пропал носок, утащил его… (щенок)
В реке большая драка: поссорились два… (рака)
Очень много окон в нем. Мы живем в нем. Это… (дом)
Не боюсь я слова “брысь”, – я лесная кошка… (рысь)
3. Загадки-обманки тоже рифмуются, но в этом-то и весь фокус. Отгадку нужно подбирать не в рифму, а по смыслу. Если же говорить последнее словечко в рифму – получится смешная чепуха. Подобные загадки учат детей думать и быть внимательным, не поддаваться на обман. А еще развивают чувство юмора.
Пример детской загадки-обманки:
Кто грызёт на ветке шишку?
Ну, конечно, это …
(мишка, белка)
С пальмы вниз, на пальму снова
Ловко прыгает …
(корова, обезьяна)
Ржёт на поле поутру
Длинногривый …
(кенгуру, конь)
Слышал даже иностранец –
Всех в лесу хитрее …
(заяц, лиса)
4. Загадки на образное мышление обычно решаются, если рассматривать вопрос не буквально, а образно или широко. Включать в плоскость решения факторы, которые могут подразумеваться из-за двусмысленной трактовки вопроса или слов, которые в нем используются.
У тридцати двух воинов один командир. (Зубы и язык)
Двенадцать братьев
Друг за другом бродят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки. (Гусь)
У меня который год
ежик в комнате живет.
Если пол намазан воском,
Он натрет его до лоска. (Полотер)
Стучат, стучат – не велят скучать.
Идут, идут, а все тут как тут. (Часы)
4. Математические загадки решаются с помощью подсчетов, но часто подразумевают использование и образного, и логического мышления. А иной раз, это чистая математика, но обрамленная в образную народную речь. Например:
Скоро 1 0 лет Сереже –
Диме нет еще шести.
Дима все никак не может
До Сережи дорасти.
А на сколько лет моложе
Мальчик Дима, чем Сережа?
(на 4 года)
Возле леса на опушке трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Машенька и три медведя).
Пятерка братьев неразлучна, им вместе никогда не скучно.
Они работают пером, пилою, ложкой, топором(пальцы).
Черен, да не ворон.
Рогат, да не бык.
Шесть ног без копыт.
Летит жужжит,
упадет – землю роет
(жук).
Сочинять свои собственные загадки – это не менее интересно и полезно, чем их отгадывать. Такая творческая работа учит малыша говорить ярко, кратко и образно, помогает найти сходство между непохожими вещами, увидеть знакомый предмет или явление с новой, необычной стороны.
Сочинять загадки можно буквально обо всем. Начинать можно на самой
обычной прогулке: “Маленький, серенький, по веточкам прыгает и чирикает”.
Конечно, это воробей. Подобные описательные загадки вполне по силам
сочинять малышам, начиная с трехлетнего возраста. Правда, сначала им никак не удается правильно сформулировать вопрос: “У зайчика короткий хвостик и длинные ушки. Кто это?”Покажите малышу, как важно выделить какую-нибудь характерную особенность того животного, о котором вы составляете загадку.
Например, если сказать “большой зверь, живет в лесу”, то придется долго
перечислять всех лесных жителей. А вот если добавить, что он любит
полакомиться желудями, сразу станет ясно, что речь идет о кабане. В такую
“сочинительную” игру хорошо играть на улице. По очереди с малышом
загадывайте друг другу загадки о встречных предметах.
“Едет, гудит, людей везет”, “Лохматая, хвостатая бежит и лает” или, скажем, “Листики зеленые, а ствол белый”. Такая нехитрая игра принесет малышу огромную пользу, развивая его наблюдательность, внимание и речь.
С ребятишками постарше, можно сочинять загадки-сравнения: круглый,
как шар, зеленый как трава, сладкий, как сахар (арбуз). Для этого нужно
сначала выделить какие-то основные признаки предмета, о котором
составляется загадка, а потом уже подумать, с чем их можно сравнить. Вот
типичная детская загадка на основе отрицательного сравнения: с усами, а не
дядя, полосатая, а не тигр, живет в доме, а не собака. Понятно, что это кошка.
Если вы решили придумать загадку, например, о зонтике, попросите малыша
выделить его основное назначение, для чего он нужен. Прятаться от дождя! А на что похож зонтик? На купол, на крышу на ножке, на грибок. А какого он цвета? Яркий, разноцветный, расписной. Вот вам и готова загадка: купол
расписной от дождя спрятал нас с тобой. Только, пожалуйста, не смейтесь над ребенком и не критикуйте его загадки, какими бы глупыми и нелепыми они вам не казались. В любом случае, это огромная работа ума, это поиск нужных слов, это искренность и непосредственность. За это нужно непременно хвалить. А примитивность детских загадок идет, чаще всего, от недостатка жизненного опыта, от скудности знаний о себе и окружающем мире. Чем больше жизненного опыта, тем интереснее детские загадки. И наоборот, чем больше мы отгадываем и сочиняем загадки вместе с малышом, тем лучше он развивается, тем большее количество информации усваивает.
Принципы отбора загадок для дошкольников
При отборе загадок для работы с детьми необходимо, прежде всего, определить доступность их содержания, учесть опыт ребенка, психологические особенности возраста. Также большое значение имеет сложность художественного образа выбранной загадки, точность и полнота характеристики.
Например, учеными было установлено, что младшим дошкольникам значительно труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Младшие дошкольники не понимают образного строя языка загадок и не адекватно интерпретируют метафоры.
Интересно, что в рассказе, сказке, стихотворении дети значительно легче воспринимают метафору, чем в загадке. Н. Гавриш объясняет это тем, что в художественном тексте описывается реальная ситуация, а загадка – иносказание. Таким образом, усвоение образного строя языка, осознания переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определенном уровне развития абстрактного и образного мышления, поэтому для младшего возраста должны быть подобраны загадки основанные на жизненном опыте детей. Лаконизм и яркость характеристики, точность языка и конкретность образа – вот основные критерии при отборе загадок для малышей.
Начинать нужно с самых простых загадок, постепенно усложняя их.
Условиями, обеспечивающими правильное понимание и правильное отгадывание загадок, являются: предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых говорится в загадке; продумывание педагогом способа использования загадок, характер и манера их преподнесения; уровень развития речи детей; учет возрастных особенностей и возможностей дошкольников .
Тематика загадок для детей младшего дошкольного возраста ограничена их небольшим жизненным опытом. Это загадки о предметах, с которыми ребенок сталкивается в быту, которые оказывают на него эмоциональное воздействие (игрушки, домашние животные, предметы обихода, продукты питания).
Фрукты: яблоко – округлое, может быть красное, желтое, зеленое ;сладкое, кислое; банан – вытянутый, желтый.
Младшим дошкольникам можно предложить рифмованные загадки, в которых отгадка рифмуется с текстом загадки.
Хороши для младших дошкольников и загадки про зверей с ярко выраженными и хорошо известными детям признаками. ( голос животного, чем он питается, повадки и т.д.).
Ку-ка-ре-ку кричит он звонко
Хлопает крыльями громко-громко,
Курочек верный пастух,
Как зовут его? (петух). Он сидит послушный очень,
Лаять он совсем не хочет,
Шерстью он большой оброс,
Ну конечно это – (пёс). Под дождём она гуляет,
Щипать травку обожает,
Кря кричит, Всё это шутка,
Ну конечно это – (утка). У меня есть к вам вопрос –
Кто испачкал рот и нос?
Кто в луже целый день сидит?
Хрюкая и жиром заплывая,
Подскажите мне друзья –
Как зовут её – (свинья). Каждый вечер, так легко,
Она даёт нам молоко.
Говорит она два слова,
Как зовут её – (корова). Он кудрявый очень, очень,
Стать шашлыком совсем не хочет,
Среди ярок – великан,
Как зовут его – (баран).
Детям среднего дошкольного возраста предлагается более широкая тематика загадок: о домашних и диких животных, об одежде, о продуктах, о явлениях природы, о транспорте и т.д. Характеристика предмета загадки может быть дана полно, подробно, как «мини-рассказ» о предмете. Рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метафорами.
Стукнешь о стенку –
А я отскачу.
Бросишь на землю –
А я поскачу.
Я из ладоней в ладони лечу –
Смирно лежать не хочу.
(мяч)
Рядом разные подружки,
Но похожи друг на дружку.
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
(матрёшка)
В работе с детьми 4-5 лет следует использовать и загадки, требующие договаривания последнего слова – отгадки. Загадка, следовательно, дается уже в рифмованной форме, что привлекает внимание детей, повышает их интерес, активизирует речь (с целью подобрать слово-отгадку в рифму ребенок должен проанализировать содержание самой загадки (ряд речемыслительных операций), выделить несколько подходящих но смыслу слов, а затем уже вычленить из их числа слово-рифму.
Что за скрип? Что за хруст?
Это что еще за куст ?
Как же быть без хруста, если я …
Ответ: капуста;
И зелен, и густ, на грядке вырос куст.
Покапай немножко, под кустом …
Ответ: картошка;
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а …
Ответ: лук;
Отлежал себе бочок
Наш пузатый …
Ответ: кабачок.
Детям же старшего дошкольного возраста, учитывая достаточный жизненный опыт, развитую наблюдательность, способность к рассуждению необходимо предлагать ребенку загадки, требующие глубокого мыслительного процесса и применения своих знаний отображают содержание программы познавательно-речевого развития.
Загадки о явлениях природы, о необыкновенных свойствах, которые мы не замечаем в обыденной жизни, но для детей это целое открытие.
Зимнее стекло
Весной потекло.
Ответ: лед
Пушистый ковёр
Не руками ткан,
Не шелками шит.
При солнце, при месяце
Серебром блестит.
Ответ: снег
Растут зеленеют
Упадут пожелтеют
Полежат почернеют
Ответ:( листья)
Для старших дошкольников особо хороши загадки с возможными несколькими правильными ответами, где в дискуссии может развиваться доказательная речь.
Брат с братом
сидит всю жизнь рядом,
видят белый свет,
а друг – друга нет.
Ответ: глаза
В брюхе баня,
в носу решето,
пупок на голове,
рука на спине.
Ответ: чайник.
Загадка для старших детей может быть использована и как часть занятия и как целое занятие. Например, загадки, дающие представление о многозначном значении какого-нибудь слова, несут столько информации, что ее обыгрывание займет все занятие.
Отгадай, какое слово есть у каждого портного?
Это слово вместо шубы ежик носит на спине.
Это слово вместе с елкой в Новый год придет ко мне.
Ответ: иголка
Такие загадки непременно найдут свое продолжение в изобразительной деятельности детей.
В работе с загадками не настолько важно как быстро ее дети отгадают, главное – заинтересовать детей, вовлечь их в процессе сравнения, сопоставления, обсуждения и поиска отгадки. Расспросы, споры, предположения – это и есть развитие речи, творческого воображения, образного мышления.
В подготовительной группе детям, усложняя учебную задачу, предлагаются загадки, содержащие краткое описание, часто с метафорическими сравнениями, оборотами. Соблюдение принципа «от простого к сложному» позволяет на протяжении трех лет достаточно подготовить детей к столь сложному виду деятельности, как разгадывание загадок с отвлеченным, сравнительно-описательным содержанием. Такие загадки требуют от детей не только знания свойств, качеств объектов, название самих объектов, но и умение наводить сложные аналогии, ассоциации, понимать фразеологизмы и метафоры. Развитие умения понимать смысл фразеологизмов и метафор – достаточно сложная задача, поскольку даже в старшем дошкольном возрасте дети зачастую понимают их смысл конкретно. Задача воспитателя – доступно пониманию ребенка разбирать смысл метафор, метонимий, фразеологизмов, проводя как можно больше ассоциаций. Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы: Хоть сама и снег и лед,
А уходит – слезы льет
Ответ: зима
Сидит девица в темнице,
А коса на улице
Ответ: морковь
Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
Ответ: заяц
Посреди двора стоит копна:
Спереди – вилы, сзади -метла
Ответ: корова
Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото
Ответ: яйцо
Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.
Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
-выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
-сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
– на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Воспитателю также необходимо знать основные ошибки детей при отгадывании загадок.
- Дети торопятся с ответом, не дослушивают до конца, не запоминают всех подробностей. У младших дошкольников внимание часто внимание привлекает какой-нибудь яркий объект, уже хорошо знакомый и рвется нить внимания.
- Дети выделяют сразу несколько второстепенных объектов, но пропускают главный признак.
- Дети осознанно пропускают один из названных в загадке признаков, заменяя его своим, как им кажется, верным и как бы подстраиваются под отгадку, искажая ее.
Список литературы.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. -М.: Академия, 2000.
- Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие дошкольников. -М.: Академия, 1999.
- Бородич А.М. Методика развития речи детей. -М.: Просвещение, 1981.
- Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. -М.: Просвещение, 1976.
- Кудрявцева Е. Использование загадок в дидактической игре (старший дошкольный возраст) // Дошк. воспитание.-1986.-№9.-С.23-26.
- Путешествие по Стране Загадок /Сост.: Шайдурова Н.В. Барнаул: БГПУ, 2000.
- Романенко Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей // Дошк. воспитание.-1990.-№7
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). -М.: Просвещение, 1981.
- Ушакова О. Развитие речи детей 4-7 лет //Дошк. воспитание.-1995.-№1.-С.59-66.
- Хмелюк М. Использование загадок в работе с детьми // Дошк. воспитание.-1983.-№7
Источник