Развитие ребенка через сказку

Развитие ребенка через сказку thumbnail

Как бы стремительно ни развивалось общество, как бы ни изменялись взгляды на воспитание, ценности и установки, мы не можем представить детство без сказки. И это абсолютно правильно, ведь сказка просто необходима для гармоничного развития маленького человечка.

сказки и ребенок

Когда наступает возраст сказок

Начинать читать сказки любимому малышу можно ещё тогда, когда он находится в животе у мамы. Правда, при этом сам сюжет сказки совершенно не важен: ребёнку важно слышать мамин голос и ласковые интонации. С тем же успехом можно читать не рождённому крохе статьи из женских журналов или «взрослые» художественные произведения.

Новорождённому младенцу читать сказки, в принципе, можно, но гораздо полезнее будет петь песенки, рассказывать пестушки и потешки, читать короткие авторские стихотворения. В этом возрасте рифма и ритм – то, что нужно для развития речи.

Потешки кликабельные:

Ближе к двум годам ребёнок уже может воспринимать прозу, но перегружать его чтением длинных сказок со сложным сюжетом не стоит. Первые сказки малыша должны быть простыми и понятными для него. Лучший вариант – народные сказки, например, «Репка», «Теремок», «Колобок», «Курочка Ряба». У этих сказок линейный сюжет и достаточно простой образный ряд.

Настоящее время сказок наступает к 4 годам. К этому возрасту малыш погружается в мир воображения, фантазии и художественных образов. Он способен понимать сюжет, ассоциировать себя с героями сказок, делать кое-какие выводы.

Читаем также: “Сказка на ночь” или почему гаджеты не смогут заменить ребенку книгу?

Влияние сказок

Главное предназначение сказок – поведать ребёнку об устройстве мира, о том, по каким законам осуществляется жизнь в обществе. Другими словами, сказки готовят ребёнка к будущей взрослой жизни. Кроме того, сказки формируют нравственные ориентиры, прививая ребёнку представления о хорошем и плохом, о добре и зле.

«Проживая» сюжет сказки, ребенок развивается эмоционально, учится сопереживать, радоваться, огорчается вместе с героями, ищет выход из проблемных ситуаций. Выходит, что чтение сказок для ребёнка – это не просто отдых, это обучение в школе жизни. Именно поэтому родителям стоит серьезно и с ответственностью подходить к сказкам в жизни малыша.

сказки для маленьких

Психологи озвучивают мнение о том, что сказки даже в какой-то мере формируют жизненный сценарий человека, ведь через сказки ребенок усваивает стереотипы поведения, со сказок «считывает» модели социальных ролей. Родителей подобные заявления очень впечатляют, и они порой начинают жёстко фильтровать всё, что читается ребёнку.

Если смотреть на сказку глазами взрослого, логически и рационально мыслящего человека, многие вещи кажутся очень опасными: жестокость, агрессия, гибель героев, хитрость и обман повсюду, равнодушие близких видятся в сказках повсеместно.

Иногда кажется, что сказки пропагандируют лень, тунеядство, глупость и другие негативные качества. Всё дело в том, что смотреть на сказку глазами взрослого совсем не нужно. Сказка «разговаривает» с нами особым языком – языком символов и метафор. Всё, что происходит в сказке не нужно воспринимать буквально. Даже самые странные и негативные с точки зрения рационального ума вещи в сказке – всего лишь символ чего-либо. Например, в сказке про мальчика-с-пальчик родители унесли детей в лес. Казалось бы, что может быть хуже: взрослые, вместо того, чтобы решать свои проблемы, избавляются от детей и отправляют их на погибель. Если копнуть глубже, мы видим, что эта ситуация – символ разлучения ребёнка с родителем, которое, в сущности, является закономерным итогом взросления. Лес, полный опасностей – образ взрослой жизни, в которой приходится принимать решения, стоять за себя.

Страшные сказки не только можно, но и нужно читать детям. Такие сказки являются своеобразной «прививкой» перед выходом во взрослую жизнь. В реальной жизни людям многое приходится претерпевать, и готовиться к этому нужно с детства. Через сказку ребенок сталкивается с допустимой для него долей стресса, “вырабатывает иммунитет” к ней и тем самым готовится к встрече с реальными обстоятельствами.

Большую роль играют сказки в формировании модели полоролевого поведения у ребёнка. Как бы ни пропагандировалась идея “унисекс-воспитания”, девочки и мальчики, а позже женщины и мужчины – существа с разных планет, у них разные задачи и по жизни, и в семье, и в обществе. На основании этого можно выделить сказки для девочек и сказки для мальчиков. В сказках для девочек сюжет развивается вокруг главной героини женского пола, а в сказках для мальчиков – вокруг героя-мужчины.

персонализированные сказки для воспитания детей

Девочка через сказку усваивает роль хорошей хозяйки, желанной женщины и доброй матери. Отрицательные героини тоже важны для девочек. Например, злая мачеха в сказках – это так называемый «социальный тренер», который критикует, выказывает недовольство, наказывает. Это человек, рядом с которым тренируются такие качества как терпение, умение прощать, и эта мысль хорошо показана в сказке: если падчерица пойдёт на открытый конфликт с мачехой – она останется ни с чем.

У мальчиков тоже есть свои роли: роль кормильца, роль мужчины, способного принимать решения, роль защитника слабых и мастера своего дела. Мальчик через сказки постигает те мужские задачи, которые возложены на него обществом.

Конечно, деление сказок на сказки для девочек и сказки для мальчиков условное. И те, и другие нужно читать детям обоих полов, ведь в каждом из нас есть и женское, и мужское начало.

Сказки настолько сильно влияют на сознание ребёнка, что в психологии появилось целое направление «сказкотерапия», в рамках которого с помощью сказок психологи работают с сильными эмоциями, страхами, обидами ребёнка, помогают наладить отношения в семье и со сверстниками. Помочь ребёнку с помощью сказки может не только специалист, но и мама. Сборники с психологическими сказками, подобранными по разным темам, можно найти в любом книжном магазине. Чаще всего в домашней практике используются сказки от капризов, слёз, сказки для засыпания.

И для волшебных, и для «воспитательных» сказок справедливо правило: чтобы сказка имела эффект, её нужно не только читать, но и обсуждать. Чем старше ребёнок, тем более сложные и глубокие обсуждения нужны после прочтения. Обсуждать можно героев, их качества, поступки, фантазировать на тему сюжета (что было бы, если бы герой поступил по-другому). Причём если ребенок не умеет читать сам, важно, чтобы сказку именно читали или рассказывали взрослые, а не проигрывающие устройства.

Читайте также:  Зона потенциального развития ребенка это

Читаем также: персонализированные сказки для вашего ребенка >>>

Какие сказки читать детям

Если отвечать на этот вопрос коротко, то можно сказать, что детям нужно читать разнообразные и «правильные» сказки. Что это означает?

Существуют сказки народные и авторские: И те, и другие несомненно заслуживают внимания.

  • Народные сказки складывались веками, и, несмотря на внешнюю простоту, все они имеют глубокий философский, психологический смысл. Конечно, в первую очередь ребёнка нужно знакомить со сказками своего народа: так он приобщается к родной культуре, усваивает национальные ценности. Однако ограничивать ребёнка только сказками своего этноса не стоит, тем более в наши дни, когда национальная идентичность в обществе не так ярко выражена и есть тенденция к глобализации.
  • Авторские сказки тоже нужны и важны, но к ним родителям стоит быть более критичными, потому что авторское произведение – это всегда результат субъективного восприятия жизни и личные взгляды одного конкретного человека, и мама с папой могут их не разделять.

Что касается признаков «правильной» сказки, то их можно выделить три:

  1. Добро всегда побеждает зло. Этот принцип не распространяется на сказки-предупреждения, где лиса съела Колобка, мышка разбила золотое яичко, а теремок рушится. У таких сказок особое назначение.
  2. Образный ряд. Слушая сказку, ребенок идентифицирует себя с героями, поэтому их образы должны быть понятны, близки и симпатичны маленькому человечку, кроме того, в них должен быть заложен глубокий смысл.
  3. Стиль изложения. Даже народные сказки сейчас мы читаем уже в чьей-то авторской обработке. Красивый язык сказок воспитывает в ребёнке эстетическое чувство и помогает развитию речи.

При умелом использовании сказка действительно становится мощным инструментом воспитания и развития ребёнка, но гнаться за воспитательным эффектом не стоит. Для ребёнка чтение сказок – это увлекательная игра, которая должна быть приносить удовольствие.

Читаем далее:

  • Сказки на ночь – приятный ритуал перед сном
  • Что для ребенка лучше – читать сказки или слушать их в аудио-исполнении?
  • Влияние музыки на развитие ребенка
  • Влияние современных гаджетов на детей
  • Значение игры в жизни ребенка

Влияние западных мультиков на детей

Источник

Сказка – не обман, а тайна

Если взрос­лые сами выби­рают, что им читать или слу­шать, то малень­кие дети довер­чиво впи­ты­вают то, чем напич­каны роди­тель­ские головы. Вот только нота­ции в виде дли­тель­ных нра­во­уче­ний о пра­ви­лах пове­де­ния и смысле жизни, пере­сы­щен­ные пре­муд­рыми цита­тами, как пра­вило, если не отпу­ги­вает дошко­лят, то вызы­вает у них оттор­же­ние и раз­дра­жён­ное непонимание.

Как же тогда доне­сти им заклю­чен­ную в слове муд­рость? Как помочь побо­роть свои страхи, ком­плексы, потерю веры в себя или дру­зей. Напри­мер, когда сади­ков­ская подружка вдруг ни за что ни про что под­няла на смех (да еще и перед всей груп­пой!) за при­вычку спать с люби­мой игруш­кой, у кото­рой уже потре­па­лись ушки! Или дру­жок, хва­ста­ясь новым транс­фор­ме­ром, насту­пил на обо­жа­е­мого сол­да­тика! Когда мама никак не пони­мает, что пенка на горя­чем молоке – нево­об­ра­зимо ужас­ное, никак не про­гла­ты­ва­ю­ще­еся нечто, от чего еще страшнее.

Вот тут-то и выру­чает сказ­ко­те­ра­пия для дошкольников!

Сказка – это все­гда тайна, интрига, кото­рую так хочется раз­га­дать! Её с оди­на­ко­вым вни­ма­нием и жела­нием готовы часы напро­лет слу­шать и супер актив­ные жив­чики, и флег­ма­тично непо­во­рот­ли­вые мол­чуны. Вол­шеб­ство – заво­ра­жи­ва­ю­щее действие.

Читаем, обговариваем, разыгрываем – моделируем

Для гар­мо­нич­ного раз­ви­тия лич­но­сти малень­кого чело­века нужны и важны вся­кие сказки. Но читая ребенку «Курочку Рябу» или «Колобка» мы лишь зна­ко­мим его с пред­ме­тами, поня­ти­ями, тра­ди­ци­ями. Это отстра­нён­ная – не жиз­нен­ная ситу­а­ция, участ­во­вать в кото­рой для ребенка попро­сту нет смысла.

Сказ­ко­те­ра­пия дает им воз­мож­ность поучаст­во­вать в люби­мой или про­сто инте­рес­ной сказке, домыс­ли­вая сюжет, разыг­рать её в лицах… Это же мечта любого ребенка! Вопло­щая её, мы исполь­зуем сказку, как инстру­мент для исправ­ле­ния бес­по­ко­я­щей дошко­ленка ситу­а­ции, кор­рек­ти­руем модель его пове­де­ния, набело пере­пи­сы­вая сце­на­рий раз­бу­ше­вав­шихся в его малень­кой, но лич­ной жизни проблемы.

При­ме­ряя роль глав­ного (конечно же!) героя на себя ребе­нок, во-первых:

  • четко демон­стри­рует зата­ив­ши­еся в его душе страхи и сомнения;
  • пока­зы­вает, каким он видит реше­ние проблем;
  • сам (!) выпу­ты­ва­ется из слож­ных жиз­нен­ных кол­ли­зий, в кото­рые попа­дает герой.
Читайте также:  Шитье для развития ребенка

Во-вто­рых, под­би­рая при­меры ска­зок, мы можем:

  • акцен­ти­ро­вать вни­ма­ние ребенка на кон­крет­ной – сию­ми­нут­ной ситуации;
  • кор­ректно и доступно ука­зать на оши­боч­ность выбран­ной линии поведения;
  • помочь ему изба­виться от той или иной привычки;
  • пока­зать, что суще­ствует и дру­гая линия пове­де­ния – воз­мож­ность добиться жела­е­мого результата.

Ска­жем, ребе­нок ката­стро­фи­че­ски боится тем­ноты – нахо­дим или при­ду­мы­ваем муже­ствен­ного героя, кото­рый одним своим взгля­дом и вздо­хом побеж­дает самые чер­ные козни тем­ного цар­ства. Ребя­те­нок любит при­врать, и ему уже никто не верит на слово? – рас­ска­зы­ваем сказку об ове­чьем пас­тушке и вол­ках. Или же вме­сте с ним создаем героя, кото­рый до того заврался, что забыл как его зовут и при­шлось вру­нишке заново зна­ко­миться с собой и чест­ным сло­вом, чтобы найти свое место в жизни.

При­ду­мы­вая, а глав­ное – детально обго­ва­ри­вая (!) с малы­шом ска­зоч­ные исто­рии, в кото­рых эго­и­стич­ные или под­лые поступки имеют ярко нега­тив­ную окраску, мы тем самым нена­вяз­чиво и вме­сте с тем очень настой­чиво фор­ми­руем его непри­я­тие таких качеств в себе. Сказка не ругает, не кри­чит, не читает какие-то непо­нят­ные взрос­лые морали, и не ста­вит в угол, она так­тично вос­пи­ты­вает и дает ответ на любой вопрос! И вме­сте с тем помо­гаем крохе, обна­ру­жив­шему в своем окру­же­нии неспра­вед­ли­вость или обман, дру­гие какие-то отри­ца­тель­ные каче­ства, нахо­дить в себе силы про­ти­во­сто­ять им с досто­ин­ством и добром.

В‑третьих, сказ­ко­те­ра­пия помо­гает укре­пить связь между ребят­ней и их роди­те­лями. Они же вме­сте тво­рят вол­шеб­ную исто­рию – чудо. И только от их сов­мест­ного реше­ния зави­сит судьба героев!

Пример сказки

Если ваше дитя никак не освоит необ­хо­ди­мость гово­рить «вол­шеб­ные» слова, не любит счи­таться не с чьим мне­нием, кроме сво­его соб­ствен­ного, делает мно­гое напе­ре­кор, попро­буйте про­чи­тать ему сказку о непо­слуш­ной мышке.

Жила-была мышка. Любила она, чтобы все вокруг нее кру­ти­лись – уго­ждали да убла­жали. Ста­ра­лись роди­тели да стар­шие сестры и бра­тья поба­ло­вать малень­кую, да насту­пила пора гото­вить запасы на зиму – нужно было покру­титься. Звали они с собой маля­вочку, а та губы надула, хвост отвер­нула – не хочет помо­гать, желает только из норки выйти да погу­лять. Но роди­тели её не выпус­кают – страш­ным котом пугают, что наверху живет, да добав­ляют: «Стар­ших ты не ува­жа­ешь, доб­рых слов не зна­ешь – сиди дома!». И ушли.

Скучно стало серень­кой. Что делать? Стала она тай­ком от всех ход себе наружу рыть – и выскольз­нула из норки!

Целый день путе­ше­ство­вала шило­хво­стая по дво­рику, кото­рый казался огром­ным ска­зоч­ным лесом. Мышка ведь малень­кая – даже тра­винка и та выше её.

Ближе к вечеру заур­чало у неё в пустом животе – есть захо­те­лось. Туда-сюда, а ничего нет. Мама далеко – есть не подаст по пер­вому же капризу. Смот­рит, какой-то пуши­стый зве­рек пьет из миски сметану.

– Подвинься, – про­бур­чала она котенку (а это был именно он!).

– Зачем? – уди­вился он.

– Есть хочу.

– А разве ты не зна­ешь вол­шеб­ные слова: «пожа­луй­ста, изви­ните, раз­ре­шите…», или хотя бы «здрав­ствуйте»?

– Вот еще, – фырк­нула мышь. – Хочу есть и все тут – без вся­ких слов.

– Нет, так дело не пой­дет, – мяук­нул коте­нок. – Мне не жалко сме­таны, – он даже ото­дви­нулся, – но ты посту­па­ешь очень некрасиво.

– Ах так, – разо­зли­лась голод­ная мышка. И как схва­тит коте­ночка за усики, как дер­нет их – вся голо­венка его в сме­тану нырнула.

– Мама! – запла­кал ни за что ни про что оби­жен­ный котенок.

– Что тут слу­чи­лось? – над мис­кой выросла боль­шая тень мамы-кошки. – Ой, сынок, как же ты изма­зался-то весь, – она осуж­да­юще пока­чала голо­вой, выли­зы­вая мор­дашку мальца.

– Это не я, – захны­кал он.

– А кто же? – удив­ленно огля­ну­лась кошка.

– А вот она! – коте­нок, раз­ма­зы­вая рес­нич­ками сме­тану, пока­зал лап­кой на при­та­ив­шу­юся под листоч­ком подо­рож­ника проказницу.

– Мышь?! – глаза мамы-кошки вспых­нули хищ­ным огнем, шерсть взды­би­лась, еще мгно­ве­нье и…

– Ой-ой-ой! – виз­жала мышка, падая в норку, кото­рая на её сча­стье была прямо под ней.

Мама, папа, бра­тья, сестры – бро­си­лись к ней.

– Там! Там, – дро­жала мышка, ука­зы­вая на ког­ти­стую лапу, пыта­ю­щу­юся раз­рыть землю вокруг норы, – чудище: лох­ма­тое, хво­ста­тое, зубатое…

– Кошка‑а! – испу­ганно выдох­нула ее родня, стре­ми­тельно отбе­гая вглубь норы.

Когда нако­нец-то все успо­ко­и­лось, мама вдруг спросила:

– А где это ты так долго была? – мы все вокруг обыс­кали, да только землю, раз­бро­сан­ную у входа, нашли.

– Я… Я, – рас­те­рянно лепе­тала мышка.

Хотела она соврать, но мамины глаза так вни­ма­тельно смот­рели на дочку, что вра­нье выле­тело из головы. Ска­зала она всю правду, несмотря на то, что боя­лась: сей­час ей попа­дет! Но мама лишь про­шеп­тала: «Я так верила тебе, доченька». Отвер­ну­лась и заплакала.

Никто и ничего больше не ска­зал мышке. Все мол­чали. Но от этого стало ей как-то особо горько. И каза­лось, что тишина ей шеп­чет что-то такое, что обя­за­тельно нужно понять и запом­нить. Только где искать это «что-то»? Огля­ну­лась мышка по сто­ро­нам, при­смот­ре­лась к своим род­ным и их дру­зьям: как они обща­ются, как посту­пают – не врут, усту­пают друг дружке, при­вет­ливо улы­ба­ются, всем помо­гают и не забы­вают сами побла­го­да­рить за помощь…

Читайте также:  Приобретенные пороки развития ребенка

И тогда мышка поняла, что если ты хочешь, чтобы к тебе отно­си­лись по доб­рому и хоро­шему (а не про­сто бало­вали, потому что ты меньше всех), учись быть веж­ли­вой и ува­жай жела­ние дру­гих, нико­гда и никому не делай зла, и раз тебе дове­ряют – не обмани дове­рие – вто­рой шанс дается не часто.

И как только она это осо­знала, появи­лись у нее много дру­зей и подру­жек. И больше мышка нико­гда не скучала!

И еще о роли сказки в воспитании ребенка

Сказка в жизни ребенка имеет колос­саль­ное зна­че­ние. Она ста­но­вится сред­ством раз­ви­тия и вос­пи­та­ния бук­вально с пер­вого дня жизни крохи и сопро­вож­дает его вплоть до под­рост­ко­вого воз­раста. Осо­бенно велика ее роль в вос­пи­та­нии детей млад­шего дошколь­ного возраста.

Сказка про­буж­дает все доб­рое, что есть в душе малыша, фор­ми­рует нрав­ствен­ные цен­но­сти и любовь к чте­нию, учит пра­виль­ному обще­нию, раз­ви­вает эмо­ци­о­наль­ную сферу и речь.

Сов­мест­ное чте­ние помо­гает роди­те­лям и детям сбли­зиться, лучше понять друг друга, достав­ляет удо­воль­ствие от общения.

Сказка явля­ется неотъ­ем­ле­мым эле­мен­том нрав­ствен­ного вос­пи­та­ния. Оно осно­вано на вос­при­я­тии таких базо­вых фило­соф­ских поня­тий, как добро и зло. Язык сказки досту­пен для ребенка, поз­во­ляет легко объ­яс­нить ему раз­ницу между пло­хим и хорошим.

Отно­ше­ния между пер­со­на­жами и сюжет помо­гают понять при­чины поступка и его послед­ствия. Сказка пока­зы­вает пря­мую зави­си­мость между нрав­ствен­ными каче­ствами чело­века и кон­крет­ными жиз­нен­ными ситу­а­ци­ями, в кото­рые он попа­дает. Она учит самому цен­ному каче­ству – уме­нию сопе­ре­жи­вать, пони­мать дру­гого человека.

Сказка фор­ми­рует основы пра­виль­ного пове­де­ния, навыки обще­ния, то есть имеет важ­ней­шее соци­аль­ное зна­че­ние. Для фор­ми­ро­ва­ния нрав­ствен­ных цен­но­стей ребенка очень важны ком­мен­та­рии, кото­рые роди­тели дают во время сов­мест­ного чте­ния. Не менее важ­ным вос­пи­та­тель­ным момен­том явля­ется обя­за­тель­ная победа добра над злом. Хоро­шие герои все­гда тру­до­лю­бивы, смелы, кра­сивы, сме­ка­ли­сты, честны. Иден­ти­фи­ци­руя себя с ними, ребе­нок пере­ни­мает высо­кие нрав­ствен­ные каче­ства, учится нахо­дить пра­виль­ные реше­ния, думать позитивно.

Развивающий аспект

Ска­зоч­ное про­из­ве­де­ние раз­ви­вает у детей важ­ней­шие ком­му­ни­ка­тив­ные и интел­лек­ту­аль­ные навыки:

  • образ­ное мышление;
  • актив­ную речь;
  • вни­ма­ние;
  • уме­ние связно выра­зить мысль;
  • твор­че­ские спо­соб­но­сти и фантазию;
  • все виды памяти;
  • уме­ние пра­вильно исполь­зо­вать мимику.

Реплики пер­со­на­жей тре­ни­руют арти­ку­ля­ци­он­ный аппа­рат и обо­га­щают сло­вар­ный запас. Раз­ви­ва­ется куль­тура речи, фор­ми­ру­ется навык пра­виль­ного про­из­но­ше­ния мало­упо­тре­би­тель­ных слов. Если сказка рус­ская народ­ная, то в речь ребенка орга­нично вхо­дят посло­вицы и пого­ворки. Так, бла­го­даря фольк­лору малыш вовле­ка­ется в про­стран­ство народ­ной культуры.

Мно­го­чис­лен­ные вари­анты исполь­зо­ва­ния лите­ра­тур­ного мате­ри­ала дают крохе воз­мож­ность пол­но­стью рас­крыть свой потен­циал. Выра­зи­тель­ное чте­ние, теат­ра­ли­зо­ван­ная поста­новка, куколь­ный или паль­чи­ко­вый театр, рисо­ва­ние – про­иг­ры­вать сюжет можно раз­ными спо­со­бами. Ребе­нок чув­ствует радость, твор­че­скую сво­боду, душев­ный подъем, ста­но­вясь жите­лем ска­зоч­ного мира.

Познание мира

Важ­ней­шее зна­че­ние сказки еще и в том, что с ее помо­щью малыш видит мир в его целост­но­сти. Про­жи­вая сюжет про­из­ве­де­ния, он учится сопо­став­лять, ана­ли­зи­ро­вать, делать выводы, исполь­зуя не скуч­ный дидак­ти­че­ский мате­риал, а погру­жа­ясь в мир уди­ви­тель­ных пер­со­на­жей – кра­соч­ный, живой, напол­нен­ный зву­ками и красками.

Ни одна деталь не укро­ется от вни­ма­ния малыша. Мама, в сотый раз рас­ска­зы­вая одну и ту же исто­рию, может упу­стить какую-то реплику или пово­рот сюжета, но ребе­нок – нико­гда. Для него каж­дое слово напол­нено смыс­лом, а сло­вес­ные «про­рехи» гро­зят раз­ру­ше­нием ска­зоч­ного мира.

Дело в том, что дошко­лята вос­при­ни­мают вымы­сел как реаль­ность. Они пере­но­сят все ска­зоч­ные пред­меты в при­выч­ное окру­же­ние своей ком­наты, дома, улицы, так как иного не могут себе пред­ста­вить. Это отлич­ная тре­ни­ровка интел­лекта, так как само­сто­я­тельно при­ду­мать фан­та­сти­че­ский мир малышу очень сложно, его мыш­ле­ние пред­метно. Сказка, таким обра­зом, ста­но­вится пер­вой про­стей­шей моде­лью мира, фор­ми­рует миро­воз­зре­ние и одно­вре­менно – уме­ние фантазировать.

Пси­хо­логи реко­мен­дуют исполь­зо­вать сказки для реше­ния пси­хо­ло­ги­че­ских про­блем, избав­ле­ния от стра­хов. Суще­ствует пре­крас­ная мето­дика сказ­ко­те­ра­пии, кото­рая поз­во­ляет малышу почув­ство­вать себя уве­рен­нее, рас­статься с ком­плек­сами, внут­ренне изме­ниться. Ребе­нок будет иден­ти­фи­ци­ро­вать себя с тем ска­зоч­ным пер­со­на­жем, кото­рый наи­бо­лее бли­зок ему по нрав­ствен­ным и лич­ност­ным каче­ствам. А это бес­цен­ный мате­риал для работы пси­хо­лога или вни­ма­тель­ного, любя­щего родителя.

Сказка учит не только радо­ваться добру. Важен и тот отри­ца­тель­ный опыт, о кото­ром узнает малыш. До поры до вре­мени он не дол­жен поки­дать пре­делы своей домаш­ней все­лен­ной, кото­рая дает защиту и тепло, иначе можно встре­титься с нешу­точ­ной опас­но­стью («Золушка», «Коло­бок», «Три поро­сенка», «Заюш­кина избушка»). Слова не все­гда прав­дивы, а зна­чит, не сле­дует верить на слово чужим людям. Кри­ти­че­ское мыш­ле­ние, кото­рое фор­ми­руют такие сказки, помо­жет ребенку при­ме­нить на прак­тике эле­мен­тар­ные пра­вила безопасности.

Роль сказки в раз­ви­тии и вос­пи­та­нии ребенка настолько велика, что без нее трудно пред­ста­вить себе взрос­ле­ние совре­мен­ного дошколь­ника. Доб­рые и злые, щед­рые и ску­пые, хит­рые и про­сто­душ­ные герои ска­зоч­ного про­из­ве­де­ния все­гда должны быть рядом с малы­шом. Именно они дают ему необ­хо­ди­мую опору в жизни, учат отли­чать добро от зла, раз­ви­вают фан­та­зию и интеллект.

Видеопримеры добрых детских сказок:

Источник